Научная статья на тему 'Основные затруднения β педагогической деятельности преподавателей по дисциплинам модуля «Специальная подготовка», их оценочные критерии'

Основные затруднения β педагогической деятельности преподавателей по дисциплинам модуля «Специальная подготовка», их оценочные критерии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛИ / СТУДЕНТЫ / ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ / МОДУЛЬ "СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА" / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИТЕРИИ / TEACHERS / STUDENTS / OVERCOMING DIFFICULTIES / MODULE "SPECIAL TRAINING" / EDUCATIONAL ACTIVITIES / CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зашихин Валерий Сергеевич, Поторочин Андрей Георгиевич

Начинающие преподаватели испытывают затруднения в педагогической деятельности при обучении студентов по дисциплинам модуля «Специальная подготовка» (огневая подготовка, физическая культура, тактика применения специальных средств), т.к. большинство из них не имеют педагогического образования и ни одно учебное заведение не готовит специалистов в этой области. Цель: определить основные затруднения и разработать критерии для оценки уровня подготовленности преподавателей к преодолению затруднений в педагогической деятельности. Объект исследования процесс профессиональной подготовки преподавателей, осуществляющих обучение по дисциплинам модуля «Специальная подготовка» образовательных учреждений юридического профиля. Методы: анализ и обобщение литературы; анализ успеваемости студентов; анкетирование; интервьюирование; беседы; методы математической статистически. В результате исследования определены основные затруднения: содержательный вид деятельности (овладение передовым опытом обучения предмету); организационно-методический (организация осмысления учебной информации); коммуникативный (сплочение коллектива); освоение новых программ (отсутствие специализации на курсах повышения квалификации); работа со слабоуспевающими (изучение психологических особенностей слабоуспевающих). Разработаны критерии и определены уровни подготовленности преподавателей к преодолению затруднений в педагогической деятельности: низкий (S < 3,5), средний (S от 3,5 до 4,3) и высокий (S > 4,3). Полученные результаты дали основание полагать, что подготовленность начинающих преподавателей к преодолению затруднений по дисциплинам модуля «Специальная подготовка» находится на низком уровне. Перспективным направлением исследования является разработка структурно-содержательной модели и средств педагогического сопровождения процесса подготовки к преодолению затруднений преподавателей по дисциплинам: «Физическая культура» (раздел «Боевые приемы борьбы»), «Огневая подготовка» и «Тактика применения специальных средств».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зашихин Валерий Сергеевич, Поторочин Андрей Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIFFICULTIES IN PEDAGOGICAL ACTIVITIES OF TEACHERS ON DISCIPLINES OF THE MODULE "SPECIAL TRAINING", THEIR EVALUATION CRITERIA

Teachers at the beginning of their carrier experience difficulties in pedagogical activities while training students on disciplines of the module "Special training" (fire training, physical training, tactics of using special tools), because most of them do not have pedagogical education and there is no any educational institution training specialists in this field. The goal is to identify the main difficulties and to develop criteria for assessing the level of preparedness of teachers to overcome difficulties in teaching. The object of study is the process of professional training of teachers providing education in the disciplines of the module "Special training" in educational institutions of juridical profile. The following methods have been used: analysis and generalization of literature sources; analysis of students’ progress; questioning; interviewing; conversations; methods of mathematical statistics. The study identified the main problems, namely: meaningful activity (mastery of best practices to the teaching); organizational and methodological (organization of the educational information understanding); communicative (team building); development of new programs (a lack of specialization in the courses of improvement of qualification); working with underachievers (the study of psychological features of students with difficulties in learning). Criteria have been developed and levels of preparedness of teachers to overcome difficulties in teaching have been defined: low (S < 3,5), medium (S from 3.5 to 4.3) and high (S > 4,3). The obtained results give reason to believe that the preparation of novice teachers to overcome the difficulties on subjects of the module "Special training" is low. The authors of the article concluded that the problem requires further investigation. A promising direction of research is to develop a structurally-substantial model and means of pedagogical support of the training process to overcome difficulties in teaching on disciplines: "Physical culture" (section "Operational fighting techniques"), "Fire training" and "Tactics of using special tools".

Текст научной работы на тему «Основные затруднения β педагогической деятельности преподавателей по дисциплинам модуля «Специальная подготовка», их оценочные критерии»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_365

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2017. Т. 27, вып. 3

УДК 378

В. С. Зашихин, А.Г. Поторочин

ОСНОВНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ МОДУЛЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА», ИХ ОЦЕНОЧНЫЕ КРИТЕРИИ

Начинающие преподаватели испытывают затруднения в педагогической деятельности при обучении студентов по дисциплинам модуля «Специальная подготовка» (огневая подготовка, физическая культура, тактика применения специальных средств), т.к. большинство из них не имеют педагогического образования и ни одно учебное заведение не готовит специалистов в этой области.

Цель: определить основные затруднения и разработать критерии для оценки уровня подготовленности преподавателей к преодолению затруднений в педагогической деятельности.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки преподавателей, осуществляющих обучение по дисциплинам модуля «Специальная подготовка» образовательных учреждений юридического профиля. Методы: анализ и обобщение литературы; анализ успеваемости студентов; анкетирование; интервьюирование; беседы; методы математической статистически.

В результате исследования определены основные затруднения: содержательный вид деятельности (овладение передовым опытом обучения предмету); организационно-методический (организация осмысления учебной информации); коммуникативный (сплочение коллектива); освоение новых программ (отсутствие специализации на курсах повышения квалификации); работа со слабоуспевающими (изучение психологических особенностей слабоуспевающих). Разработаны критерии и определены уровни подготовленности преподавателей к преодолению затруднений в педагогической деятельности: низкий (S < 3,5), средний (S от 3,5 до 4,3) и высокий (S > 4,3). Полученные результаты дали основание полагать, что подготовленность начинающих преподавателей к преодолению затруднений по дисциплинам модуля «Специальная подготовка» находится на низком уровне. Перспективным направлением исследования является разработка структурно-содержательной модели и средств педагогического сопровождения процесса подготовки к преодолению затруднений преподавателей по дисциплинам: «Физическая культура» (раздел «Боевые приемы борьбы»), «Огневая подготовка» и «Тактика применения специальных средств».

Ключевые слова: преподаватели, студенты, преодоление затруднений, модуль «Специальная подготовка», педагогическая деятельность, критерии.

Начинающий преподаватель, готовящий специалистов для силовых структур, нередко испытывает затруднения в решении стоящих перед ним педагогических задач. Так как учебное заведение не может подготовить специалиста к решению всех вопросов, которые необходимо решать в ходе педагогического процесса, его основная задача - классифицировать и систематизировать возможные затруднения в практической деятельности и ознакомить с ними.

В педагогической науке проблема подготовки преподавателей к специальной профессиональной деятельности исследована еще недостаточно. Теоретической разработкой проблемы занимались такие ученые как А.А. Деркач, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и др. [1; 2; 6-8]. Анализ их работ позволяет сделать вывод о том, что подготовка к педагогической деятельности рассматривается не только как процесс и результат, но и как основное условие эффективной реализации возможностей каждой личности, системной взаимосвязи личностных качеств и профессионального опыта специалиста, формирующихся с учетом требований предстоящей деятельности.

Исходя из результатов анкетирования преподавателей юридических вузов, готовящих студентов по дисциплинам модуля «Специальная подготовка» (огневая подготовка, физическая культура, тактика применения специальных средств), 65 % респондентов не имеют педагогического образования. Среди опрошенных 55 % преподавателей с юридическим образованием, 58 % имеют опыт работы в правоохранительной системе и органах безопасности, 64 % со стажем работы в данной должности до 5 лет. Из этого следует, что большая часть преподавателей пришли в учебные заведения после службы в правоохранительных органах, не имея педагогического образования. Также необходимо отметить, что ни одно учебное заведение не готовит специалистов в области тактико-специальной, боевой и физической подготовки для работы в учебных заведениях юридического профиля. Исходя из этого, преподаватели сталкиваются с затруднениями в педагогической деятельности при проведении занятий по дисциплинам модуля «Специальная подготовка». А это в свою очередь сказывается

2017. Т. 27, вып. 3

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

на низком уровне готовности студентов к профессиональной деятельности, связанной с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [5].

На основе научно-педагогической литературы выявлены существенные противоречия между возрастающими требованиями к профессиональным качествам преподавателей, осуществляющих обучение по дисциплинам модуля «Специальная подготовка», и недостаточным уровнем их подготовленности к педагогической деятельности. Данное противоречие определило проблему нашего исследования: каково педагогическое сопровождение подготовки преподавателей (по дисциплинам модуля «Специальная подготовка») образовательных учреждений юридического профиля для преодоления затруднений в профессиональной деятельности?

Цель исследования - определить основные затруднения и разработать критерии для оценки уровня подготовленности преподавателей, осуществляющих обучение по дисциплинам модуля «Специальная подготовка», чтобы преодолеть затруднения в педагогической деятельности.

Задачи:

1. Определить степень изученности проблемы подготовки преподавателей к преодолению затруднений в психолого-педагогической и специальной литературе;

2. Определить и систематизировать затруднения в педагогической деятельности преподавателей, обучающих по дисциплинам модуля «Специальная подготовка» образовательных учреждений юридического профиля;

3. Определить оценочные критерии подготовленности преподавателей, осуществляющих обучение по дисциплинам модуля «Специальная подготовка» к преодолению затруднений в педагогической деятельности.

Объект и методы исследования

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки преподавателей, обучающих по дисциплинам модуля «Специальная подготовка» образовательных учреждений юридического профиля.

В соответствии с поставленными задачами использован следующий комплекс методов:

- анализ и обобщение психолого-педагогической и специальной литературы по проблемам формирования готовности к профессиональной деятельности;

- анализ успеваемости студентов по дисциплинам: «Огневая подготовка», «Физическая культура», «Тактика применения специальных средств»;

- анкетирование, интервьюирование, беседы с преподавателями, осуществляющими подготовку по дисциплинам модуля «Специальная подготовка»;

- математические и статистические методы обработки результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты анализа литературы показали, что среди профессиональных трудностей и затруднений в педагогической деятельности наиболее значимые следующие: неумение наладить контакт с аудиторией, непонимание внутренней психологической позиции обучаемых; сложности в управлении общением на занятиях; неумение выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от педагогических задач; трудности в речевом общении и передаче своего эмоционального отношения; сложности в управлении собственным психическим состоянием [3. С. 92; 4. С. 147]. Данные трудности связываются с пробелами в подготовке педагога и отождествляются с неумением владеть элементами педагогической деятельности.

При анализе педагогической деятельности преподавателей наиболее значимые из возникающих затруднений были сгруппированы в два направления, составляющие структуру педагогической деятельности преподавателей, осуществляющих подготовку студентов по дисциплинам модуля «Специальная подготовка»:

1) основные виды педагогической деятельности преподавателя: а) проектировочно-целевой; б) содержательный; в) диагностический; г) организационно-методический; д) коммуникативный; е) стимулирующе-регулировочный; ж) контрольно-оценочный.

2) виды деятельности преподавателей для реализации наиболее актуальных проблем процесса обучения: а) освоение новых учебных программ; б) развитие представления у студентов целостного двигательного действия; в) приобретение у обучаемых навыков отработки изученного двигательного действия; г) работа со слабоуспевающими.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

В результате анкетирования основные затруднения, входящие в виды педагогической деятельности начинающих преподавателей учебных заведений юридического профиля, распределены нами по степени важности в следующем порядке:

- в содержательном виде педагогической деятельности: овладение идеями современной педагогики и психологии, новейшими методическими приемами; теоретическая работа творческого характера, изучение передового опыта обучения предмету;

- в организационно-методическом виде: организация восприятия и осмысления учебной информации, разработка индивидуального подхода к студентам, сочетание индивидуальной и групповой работы;

- в коммуникативном виде: сплочение коллектива группы, организация влияния коллектива на отдельных обучаемых, установление доброжелательных отношений с недисциплинированными и отстающими, убеждение студентов;

- в диагностическом виде: предвидение результата педагогического воздействия, анализ педагогической ситуации, определение зоны ближайшего развития личности, предвидение затруднений студентов, изучение психологических особенностей отстающих, изучение особенностей коллектива группы, изучение учебных возможностей обучаемых, выявление причин появления отрицательных черт характера, невоспитанности, неуспеваемости;

- в стимулирующе-регулировочном виде: самоорганизация студентов в процессе обучения; сбор информации о соответствии обучения намеченному плану; регулирование деятельности подопечных на основе полученной информации или при изменении ситуаций; рефлексия собственной деятельности; изменение характера заданий отдельным студентам, используя в качестве стимула общественную и жизненно-практическую значимость учения; пробуждение интереса, развитие творчества, поощрение, предъявление требований, порицание;

- в проектировочно-целевом виде: определение воспитательной цели занятия, определение дидактической и воспитательной цели, выработка оперативной, текущей и перспективной цели обучения;

- в контрольно-оценочном виде: осуществление самоконтроля, создание благоприятной обстановки при контроле за слабоуспевающими, планирование учета занятий, своевременность стимулирования, периодичность стимулирования, творческая направленность, критика, гибкость, логичность мышления, абстрактное мышление, пространственное воображение, развитие стремления к выбору наиболее рациональных двигательных действий, организация самостоятельной работы;

- в создании представлений у студентов о целостном двигательном действии: творческая направленность, критичность, гибкость, логичность, абстрактность мышления, пространственное воображение, развитие стремления к выбору рациональных движений при выполнении упражнения, организация самостоятельной работы;

- в приобретении навыков отработки изученного двигательного действия: обучение навыкам самоконтроля, планирования, формирования навыков рационального расходования времени, выработки у студентов навыков правильного пользования плакатами и схемами, убеждения их в необходимости многократного повторения двигательного действия;

- в работе со слабоуспевающими студентами: преодоление отрицательного и формирование положительного отношения к предмету, проведение дополнительных занятий, проведение консультаций, изучение учебных возможностей отстающих, выявление причин неуспеваемости, изучение психологических особенностей слабоуспевающих.

Результаты изучения затруднений начинающих и опытных преподавателей подвергались качественному анализу, а также обрабатывались в процентном соотношении (табл. 1).

Как видно из табл. 1, затруднениями, вызывающими наибольшую интенсивность при их преодолении и имеющими наибольшую значимость для преподавателей физической культуры, огневой подготовки и тактики применения специальных средств, являются:

- содержательный вид деятельности - овладение передовым опытом обучения предмету;

- организационно-методический - организация осмысления учебной информации;

- коммуникативный - сплочение коллектива;

- освоение новых программ - отсутствие специализации на курсах повышения квалификации;

- работа со слабоуспевающими - изучение психологических особенностей слабоуспевающих.

368_В.С. Зашихин, А.Г. Поторочин_

2017. Т. 27, вып. 3 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Таблица 1

Преподаватели, испытывающие затруднения в видах педагогической деятельности

№ п/п Основные виды деятельности преподавателей Преподаватели, испытывающие затруднения, стаж до 5 лет (в %) Преподаватели, испытывающие затруднения, стаж более 5 лет (в %)

1. Проектировочно-целевой 45 38

2. Содержательный 65 53

3. Диагностический 50 40

4. Организационно-методический 55 47

5. Коммуникативный 52.5 45

6. Стимулирующе-регулировочный 35 21

7. Контрольно-оценочный 20 10

8. По освоению новых программ обучения 65 60

9. По развитию представления целостного двигательного действия у обучаемых 45 40

10. По приобретению навыков отработки изученного двигательного действия 51 36

11. По работе со слабоуспевающими 64 50

Анализ научной литературы, практики работы учебных заведений юридического профиля и преподавателей модуля «Специальная подготовка» в частности, показал, что для оценки уровня подготовленности к преодолению затруднений в педагогической деятельности возможно применение следующих критериев:

- в теоретическом компоненте: знания о сущности затруднения, представление о структуре и их специфике в педагогической деятельности, специальные знания в области теории и методики физического воспитания;

- в практическом: анализ затруднения, планирование и меры для преодоления затруднения;

- в психолого-педагогическом: педагогическая направленность, формирование положительных мотивов совершенствования, рефлексия.

Каждый из приведённых критериев служит основой для выявления частных признаков, при помощи которых оцениваются реальные явления и устанавливается степень их соответствия или приближения к идеалу. Частными признаками являются конкретные показатели, которые, будучи компонентом критерия, служат типичным проявлением одной из существенных его сторон. Критерии оценки уровня подготовленности к преодолению затруднений в педагогической деятельности преподавателей, осуществляющих обучение по дисциплинам модуля «Специальная подготовка» приведены в табл. 2.

Таблица 2

Критерии оценки уровня подготовленности к преодолению затруднений в педагогической деятельности преподавателей модуля «Специальная подготовка»

Компоненты подготовленности к преодолению затруднений Критерии уровня подготовленности к преодолению затруднений

Теоретический компонент 1. Знания о сущности затруднения. 2. Представление о структуре и специфике затруднений в педагогической деятельности. 3. Специальные знания в области теории и методики физического воспитания.

Практический компонент 1. Анализ затруднения. 2. Планирование деятельности для преодоления затруднений. 3. Осуществление деятельности для преодоления затруднения.

Психолого-педагогический компонент 1. Педагогическая направленность. 2. Формирование положительных мотивов совершенствования. 3 Рефлексия.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

В соответствии с представленными в табл. 2 критериями, группой экспертов (заведующие кафедр, профессорско-преподавательский состав, наставники начинающих преподавателей, специалисты по боевой и физической подготовке правоохранительных органов) оценивался уровень подготовленности преподавателей к преодолению затруднений:

- 5 баллов: показатель развит очень хорошо и ярко выражен, проявляется часто и в различных видах деятельности;

- 4 балла: показатель заметно выражен, но может проявляться непостоянно, хотя отклонений в отрицательную сторону нет;

- 3 балла: показатель выражен ограниченно и неэффективно проявляется в деятельности;

- 2 балла: показатель выражен слабо, в проявлениях характерна отрицательная направленность.

На основании оценок, выставленных группой экспертов, подсчитывался индивидуальный уровень подготовленности каждого преподавателя к преодолению затруднений по формуле:

У £

£ = , п

где 8 - индивидуальный уровень подготовленности в баллах, как среднее арифметическое экспертных оценок (интегральный показатель подготовленности к преодолению затруднений);

п - количество показателей;

- средняя оценка по показателю.

На основе полученных в шкале отношений результатов выделено три уровня подготовленности к преодолению затруднений: низкий (8 < 3,5), средний (8 от 3,5 до 4,3) и высокий (8 > 4,3).

Таблица 3

Оценка уровня выраженности критериев подготовленности к преодолению затруднений

Критерии подготовленности к преодолению затруднений у преподавателей Оценка уровня подготовленности Уровень

Теоретический компонент

Объем знаний о сущности затруднения 3,1 низкий

Объем представлений о структуре и специфике затруднений в педагогической деятельности 2,9 низкий

Объем специальных знаний в области теории и методики физического воспитания 3,6 средний

Практический компонент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Умение анализировать затруднения 2,8 низкий

Умение планировать деятельность по преодолению затруднения 3,0 низкий

Умение осуществить деятельность по преодолению затруднения 3,2 низкий

Психолого-педагогический компонент

Педагогическая направленность 3,6 средний

Формирование положительных мотивов совершенствования 3,1 низкий

Рефлексия 2,9 низкий

Каждому уровню соответствует определенная деятельность преподавателя, которая включает в себя следующее:

- низкий уровень подготовленности соответствует репродуктивному (минимальному) уровню деятельности и характеризуется умением преподавателя лишь на примере показать, как выполнять систему упражнений и комбинаций и пересказать то, что знает сам, и так, как знает сам;

- средний уровень соответствует адаптивному уровню деятельности и характеризуется, кроме вышеизложенного, умением приспособить свое сообщение к возрастным и индивидуальным особенностям студентов. На этом уровне преподаватель сознает, что студенты плохо усваивают тот или иной прием, но не умеет научить их, то есть он может видеть педагогическую задачу - учить лучше, но не умеет продуктивно ее решать;

- высокий уровень подготовленности соответствует локально-моделирующему уровню деятельности. Здесь преподаватель умеет не только передавать знания и умения, приспосабливая их к особенностям студентов, но и конструировать (моделировать) систему знаний, умений и навыков по

2017. Т. 27, вып. 3

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

отдельным темам, разделам, заранее учитывая, какие трудности при восприятии нового материала студенты могут встретить, чем они могут быть вызваны, как их преодолеть, как пробудить интерес и внимание к системе спортивных упражнений, как и в какой последовательности дать обучающимся задания, чтобы сформировать у них нужные умения и навыки, успешно преодолевать большинство затруднений, встречающихся в его педагогической деятельности.

Оценка уровня выраженности критериев подготовленности к преодолению затруднений преподавателей дисциплин по модулю «Специальная подготовка» представлена в табл. 3.

Заключение

Таким образом, полученные результаты дают нам основание полагать, что подготовленность начинающих преподавателей, осуществляющих подготовку студентов по дисциплинам модуля «Специальная подготовка» к преодолению затруднений, находится на низком уровне и требует дальнейшего изучения. Перспективное направление исследования - это разработка структурно-содержательной модели и средств педагогического сопровождения процесса подготовки к преодолению затруднений преподавателей по дисциплинам: «Физическая культура» (раздел «Боевые приемы борьбы»), «Огневая подготовка» и «Тактика применения специальных средств».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1975. 175 с.

2. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1985. 335 с.

3. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.

4. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 190 с.

5. Поторочин А.Г. Формирование готовности к профессиональной деятельности студентов, обучающихся по направлению «Правоохранительная деятельность»: монография / РПА Минюста России, Ижевский юридический институт (филиал). М.: РПА Минюста России, 2014. 168 с.

6. Сластенин В.А. О критериях формирования социальной активной личности будущего учителя // Формирование социальной активной личности в условиях развития социализма: сб. науч. тр. М., 1983. С. 147-155.

7. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М.: Прометей. 1997. 230 с.

8. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. 320 с.

Поступила в редакцию 23.05.17

V.S. Zashihin, A. G. Potorochin

MAIN DIFFICULTIES IN PEDAGOGICAL ACTIVITIES OF TEACHERS ON DISCIPLINES OF THE MODULE "SPECIAL TRAINING", THEIR EVALUATION CRITERIA

Teachers at the beginning of their carrier experience difficulties in pedagogical activities while training students on disciplines of the module "Special training" (fire training, physical training, tactics of using special tools), because most of them do not have pedagogical education and there is no any educational institution training specialists in this field. The goal is to identify the main difficulties and to develop criteria for assessing the level of preparedness of teachers to overcome difficulties in teaching.

The object of study is the process of professional training of teachers providing education in the disciplines of the module "Special training" in educational institutions of juridical profile.

The following methods have been used: analysis and generalization of literature sources; analysis of students' progress; questioning; interviewing; conversations; methods of mathematical statistics.

The study identified the main problems, namely: meaningful activity (mastery of best practices to the teaching); organizational and methodological (organization of the educational information understanding); communicative (team building); development of new programs (a lack of specialization in the courses of improvement of qualification); working with underachievers (the study of psychological features of students with difficulties in learning). Criteria have been developed and levels of preparedness of teachers to overcome difficulties in teaching have been defined: low (S < 3,5), medium (S from 3.5 to 4.3) and high (S > 4,3).

The obtained results give reason to believe that the preparation of novice teachers to overcome the difficulties on subjects of the module "Special training" is low.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

The authors of the article concluded that the problem requires further investigation. A promising direction of research is to develop a structurally-substantial model and means of pedagogical support of the training process to overcome difficulties in teaching on disciplines: "Physical culture" (section "Operational fighting techniques"), "Fire training" and "Tactics of using special tools".

Keywords: teachers, students, overcoming difficulties, module «Special training», educational activities, criteria.

Зашихин Валерий Сергеевич кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и специальной подготовки E-mail: za_68@mail.ru

Поторочин Андрей Георгиевич,

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физической культуры и специальной подготовки E-mail: iji-fiz@mail.ru

Ижевский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» 426052, Россия, г. Ижевск, ул. Заречное шоссе, 23

Zashihin V.S.,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor at Department of Physical Education and special training E-mail: za_68@mail.ru

Potorochin A.G.,

Candidate of Pedagogy, Head of the Department of Physical Education and special training E-mail: iji-fiz@mail.ru

Izhevsk Institute (branch)

of All-Russian State University Justice

(RPA Russian Ministry of Justice)

Zarechnoye Highway st., 23, Izhevsk, Russia, 426052

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.