Научная статья на тему 'Основные законы диалектики и развитие системы подготовки спортсменов в легкоатлетических видах на выносливость'

Основные законы диалектики и развитие системы подготовки спортсменов в легкоатлетических видах на выносливость Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
520
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лемешков Владимир Сергеевич

Данная статья: «Основные законы диалектики и развитие системы подготовки спортсменов в легкоатлетических видах на выносливость» подготовлена для публикации в журнале «Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага універсітэта імя І. П. Шамякіна». Содержание и стиль статьи соответствует характеру издания. В статье рассмотрены вопросы, касающиеся роста рекордов в беге и спортивной ходьбе, которые подвержены строгой закономерности: улучшение результатов происходит по экспонентам, сменяющим друг друга «скачками». Каждый «скачок» в росте рекордов отражает смену господствующей на определенном этапе развития методики тренировки. Достижения бегунами и скороходами высоких спортивных результатов было предопределено всем ходом развития отечественной и мировой системы подготовки спортсменов в циклических видах спорта с проявлением выносливости. На наш взгляд, это связано со значительным сокращением времени на распространение среди специалистов полной информации о новых методических концепциях, а также их образовательной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim of this study was to analyse the dynamics of the world, national records in race and sports walking with the scope of studying the trends by which the methods of the sportsmen’ training in various periods of time was developed. The growth of records in swimming, race and sports walking is subject to the severe appropriatness: the improvement of results takes place according to the exponents changing each othe by «jumps». Each «jump» in the growth of records reflects on the definite stage the replacement of the predominant methods of training. The stage is accepted as a stage of time marked by some qualitative changes.The dynamics of records’ growth and achievements is descvibed by the tomowing exponential lomation: Трек. = Тисх. × е kt The relative rates of records’ impovement caused by the propagation in the big sport of the new training methods, with each new «jump» of records and achievements’ improvement are gradually decreasing.Taking into consideration the results in the race and walking some new technological approaches in the managament of training process should be introtuced.

Текст научной работы на тему «Основные законы диалектики и развитие системы подготовки спортсменов в легкоатлетических видах на выносливость»

УДК 796.15

В. С. Лемешков

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ВИДАХ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ

Введение

В специальной литературе значительное количество работ посвящено системологии. Первые попытки внедрения системного подхода связаны с созданием универсальных систем концептуальных построений. Примером таких попыток могут служить «тектология» или «всеобщая организационная наука» А. А. Богданова, общая теория систем Л. фон Берталанфи, теоретическая кибернетика Н. Винера и У. Росс Эшби. Эти попытки имели разную судьбу и оказали различное влияние на развитие науки в целом и системных исследований в особенности. В методологии системного движения уже достаточно давно определился круг проблем: целостности, соотношения системы и структуры, системы, подсистемы и среды, проведения удовлетворения границ системы и ряд других [1], [2], [3], [4]. Мы не ставим цель подробно останавливаться на этих вопросах, так как они достаточно хорошо освещены в литературе. Интерес представляют лишь вопросы, связанные с процессом развития системы, а именно системы знаний (методической части подготовки спортсменов) о тренировке в легкоатлетических видах на выносливость.

Результаты исследования и их обсуждение

В философском плане процесс развития представляют как последовательность циклов постепенного изменения переменной состояния со скачкообразным переходом состояния в конце цикла на новый уровень, означающий начало нового цикла развития [5].

Как считают В. Д. Морозов, В. В. Морозов, развитие - это направленное и необратимое качественное изменение системного объекта [6]. Поэтому исходным для анализа процессов развития является раскрытие содержания закона перехода количественных изменений в качественные.

Количество и качество - две различные, но взаимопроникающие стороны всех без исключения явлений. Нет чистого количества, как и чистого качества. Вместе с тем не существует их абсолютного тождества. Диалектическое единство количества и качества выражается в понятии «мера». Мера указывает на пределы, в которых может меняться количество, не приводя к изменению качества. Выход за пределы меры означает переход в новое качество. Качественные изменения в природе не могут совершаться иначе как путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения, так называемой энергии [7].

Отрицание - это весь процесс перехода системы в иное качественное состояние и его результат, т. е. отрицание охватывает процесс разрешения противоречий и диалектический скачок в новое качественное состояние. Тремя основными типами отрицания могут выступать «деструкция», «снятие» и «трансформация».

При деструкции происходит разрушение данной вещи, уничтожение ее, вследствие чего развитие прерывается или продолжается без включения (или существенного включения) каких-либо элементов отрицаемой структуры в другое явление как некоторую целостную форму. В снятии развитие осуществляется путем «удержания положительного», т. е. включения в состав новой структуры некоторых элементов отрицательного качества при упразднении самой основы этого качества.

Для трансформации характерно не просто сохранение тех или иных элементов отрицаемой структуры («удержание положительного») в процессе качественного преобразования вещи, но и сохранение самой его основы.

«Спокойный» этап развития характеризуется наличием соответствующих механизмов, стабилизирующих данное состояние системы и ликвидирующих любое отклонение от него (возвращающих систему к этому состоянию). С течением времени эти механизмы ослабляются из-за количественного роста соответствующих параметров среды и (или) системы, в силу чего они уже не могут осуществлять стабилизацию системы. Наступает кризисное состояние. Новое вступает в противоречие со старым, и как разрешение этого противоречия происходит скачкообразный переход системы в новое состояние.

Данное положение можно проиллюстрировать примером развития науки в обществе.

Как известно [8], наука развивается в рамках данной парадигмы, «подавляющей» другие научные объяснения эмпирического начала (этап нормальной науки) до тех пор, пока объяснительные возможности данной парадигмы не исчерпываются под давлением новых, подлежащих объяснению фактов (аномалий). В этот момент доверие ученых к парадигме ослабляется, резко возрастает количество новых, конкурирующих между собой теорий. Наступает дивергирующий этап, кризисная ситуация, которая проходит довольно быстро и заканчивается отбором наиболее эффективной новой теории, что означает переход к новой парадигме. Имеют место довольно устойчивые циклы, примерно 12,5 лет, в течение которых происходит одно или несколько открытий, представляющих особый интерес. Циклы разделяются весьма кратковременными неустойчивыми состояниями, сохраняющимися не более года. Эти скачкообразные этапы знаменуются работами фундаментального значения, которые вызывают «эпидемический» рост публикаций, переходящий в логисту по мере истощения творческого потенциала соответствующей «революционной» работы и перед появлением следующей работы такого ранга.

Логистическое развитие является простейшим и в то же время неоднократно подтвержденным на эмпирическом материале описанием цикла развития системы, когда по мере истощения соответствующих ресурсов происходит переход с экспоненты на логисту, возникает неустойчивость системы и переход в качественно новое состояние.

По мнению И. А. Евина, А. И. Яблонского [5], главным в процессе развития является возникновение (при изменении параметров) неустойчивости как фактора дальнейшего развития, а точнее говоря, наличие сложной связи между явлениями устойчивости и неустойчивости, одинаково необходимыми для процесса развития сложных систем.

Разумеется, «спокойный» этап и скачкообразный переход, конвергенция и дивергенция переменных, для развивающихся систем - важные составляющие процесса развития, и они должны быть отражены в моделях развития, играя важную эвристическую роль в построении этих моделей. Но они представляют собой внешние проявления внутренних, основных механизмов развития, связанных в первую очередь именно с сочетанием устойчивости и неустойчивости развивающейся системы.

Развитие науки на всех этапах эволюции зависит от социальных, экономических, демографических факторов. Согласно исследованиям Ю. В. Ашкерова [9], нестабильный характер поступления финансовых, кадровых и информационных потоков в сферы науки, образования и производства обусловливает появление колебательных и автоколебательных процессов в системе, в которой могут возникать незатухающие и затухающие синусоидальные и релаксационные колебания, трансформирующиеся одни в другие, а также апериодические.

В образование, как и в производство, новые научно-технические достижения приходят с некоторым отставанием по фазе, и образование подвержено волнообразным динамическим колебательным процессам и имеет внутренние ритмы, коррелирующие с ритмами развития науки и техники.

На наш взгляд, закономерности, присущие развитию науки, образования и производства характерны и для спортивной отрасли (научно-методическая обеспеченность спорта высших достижений за счет знаний теории спорта и прикладных наук, образования, подготовки тренерских кадров). Поэтому в своих исследованиях мы прибегли лишь к анализу развития методики тренировки в видах на выносливость, связав периоды ее развития с количественным описанием мировых рекордов в легкоатлетических дисциплинах.

Арчибальд Вавиан Хилл, один из пионеров научного изучения спортивных рекордов, в своей книге «Работа мышц» [10], изданной в 1929 году, писал: « ...наибольшее количество сконцентрированных физиологических данных содержится не в учебниках по физиологии, а в мировых рекордах по бегу» [10, 31], данное направление в дальнейшем получило развитие у нас в стране в исследованиях В. С. Фарфеля [11]. В этом замечании классика спортивной физиологии весьма точно отражено существо дела: спортивные рекорды, будучи проанализированы с применением точных количественных методов, могут дать ценную информацию о том, как возникают и развиваются новые перспективные методы тренировок и как организм выдающихся спортсменов адаптируется к воздействию этих методов.

Используя в своей работе подход, предложенный А. В. Хиллом [10] и в дальнейшем получивший развитие у нас в стране благодаря В. С. Фарфелю [11], мы провели количественный анализ динамики мировых и национальных рекордов и достижений в беге и спортивной ходьбе с целью изучения направлений, по которым развивалась методика подготовки спортсменов в различные периоды времени.

Еще в конце 40-х годов В. С. Фарфель [11], проводя количественный анализ динамики мировых рекордов в беге, обращал внимание специалистов на тот факт, что рост рекордов является, несомненно, результатом более совершенного овладения техникой движений в беге и более совершенной методики общей тренировки. В чем именно заключается этот процесс совершенствования тренировки, продолжающийся в настоящее время, - это важный вопрос, и специалистам в области спорта следует заняться им.

Прошло более 58 лет, как прозвучало это изречение выдающегося физиолога, но и в настоящее время решение данного вопроса не потеряло своей актуальности. После В. С. Фарфеля предпринимались попытки анализа роста рекордов в некоторых видах спорта и интерпретации наблюдаемых явлений в свете общей теории адаптации [12].

Исследователями Н. И. Волковым и Б. А. Стениным [13]; Н. И. Волковым, А. В. Карасевым и М. Хосни [14]; О. И. Поповым [15] и С. Ф. Сокуновой [16] было показано, что рост рекордов в плавании, конькобежном спорте, беге и спортивной ходьбе подвержен строгой закономерности: улучшение результатов происходит по экспонентам, сменяющим друг друга «скачками». Каждый «скачок» в росте рекордов отражает смену господствующей на определенном этапе развития методики тренировки.

Безусловно, что заметные влияния на улучшение рекордных результатов оказывали и оказывают внетренировочные, внесоревновательные факторы, но они входят составной частью в систему подготовки спортсменов. По мнению Н. И. Волкова, при анализе кривой рекордов в ее изменениях следует усматривать прежде всего смену доминирующих в каждом виде спорта методических установок.

Для количественного анализа истории развития бега и спортивной ходьбы были использованы стандартные графические приемы и полулогарифмические и логарифмические трансформации экспоненциальной зависимости. Это позволило выделить в кривых роста рекордов и достижений последовательно сменяемые периоды со скачкообразным улучшением результатов.

Под периодом понимается промежуток времени, охватывающий какой-либо законченный процесс. В пределах каждого периода отмечаются этапы скачкообразного улучшения результатов «насыщения».

Этапом принято называть отрезок времени, ознаменованный каким-либо качественным изменением. В пределах каждого скачка динамика роста рекордов и достижений описывается следующим экспоненциальным уравнением:

т _т у

Т рек. Т исх. е ,

где Трек, - рекордный результат (сек) на избранной дистанции в любой момент очередного скачкообразного изменения кривой; Тисх. - исходный результат (сек) в начальной точке экспоненциального скачка; к - константа скорости улучшения рекордов (годы - 1); t - время (годы) от начала очередного скачка; е - основание натурального логарифма.

Выделяемое на кривой рекордов и достижений скачкообразное улучшение результатов в беге и ходьбе хорошо соответствует периодам свершения «методических революций» в беге и спортивной ходьбе. Для каждого периода скачкообразного улучшения рекордов и достижений рассчитаны значения константы скорости к, оценивающей относительные темпы улучшения рекордов и достижений, а также среднее «время жизни» методической концепции и общий прирост результатов на избранной дистанции бега и спортивной ходьбы.

Относительные темпы улучшения рекордов, обусловленные распространением в практике большого спорта новых методик тренировки, с каждым новым «скачком» улучшения рекордов и достижений постепенно уменьшаются [15]. По данным Н. И. Волкова [12], [17], этот факт находится в полном соответствии с известной закономерностью биологической адаптации, которая выражается в том, что по мере приближения к пределу адаптационных возможностей каждый новый раздражитель, применяемый для возбуждения адаптационных перестроек в организме, будет вызывать постепенно уменьшающийся эффект. Данная закономерность хорошо прослеживается на графиках с логарифмическими координатами. При таком логарифмическом преобразовании экспоненциальной зависимости точки рекордов и достижений в беге и ходьбе стремятся расположиться на одной прямой линии в пределах одного периода развития.

Корректность выбора прямой линии на отдельных участках подтверждается высокими значениями коэффициента корреляции (г = 0,9) для уравнений линейной регрессии. Проведение линий тренда по результатам в беге и ходьбе позволило нам выявить точки пересечения прямых линий, которые, как мы полагаем, должны отражать внедрение новых технологических подходов в управление тренировочным процессом. Как считает Н. И. Волков, А. В. Карасев, М. Хосни [14], по логике вещей эти точки должны соответствовать коренным революциям в действующих методических установках и соответствуют началу новой эпохи. Под эпохой понимается промежуток времени в развитии общества, науки, имеющий какие-либо характерные особенности.

По данным В. С. Лемешкова [18], [19], [20], [21], В. С. Лемешкова и Т. П. Юшкевича [22], разработка новых методов тренировки в спортивной ходьбе всегда предшествовала разработке этих же новых методов тренировки применительно к плаванию, по крайней мере в течение последних десяти лет.

Достижение скороходами высоких спортивных результатов было предопределено всем ходом развития отечественной и мировой системы подготовки спортсменов в циклических видах спорта с проявлением выносливости. Многолетние наработки тренеров-практиков и ученых-теоретиков явились серьезной базой для стремительного роста спортивных достижений в беге и спортивной ходьбе. Количественный анализ динамики мировых и национальных рекордов и достижений позволил определить наличие 2-3 периодов в развитии методики тренировки в беге и спортивной ходьбе. Следует заметить, что длительность периодов в женских дисциплинах значительно меньше по времени, чем у спортсменов-мужчин. На наш взгляд, это связано со значительным сокращением времени на распространение среди специалистов полной информации о новых методических концепциях, а также их образовательной базы.

Выводы

На основании результатов анализа взаимосвязи между динамикой роста мировых рекордов в беге и спортивной ходьбе и совершенствованием методики подготовки спортсменов можно сделать следующие выводы:

1. Анализ специальной литературы, исследование закономерностей динамики мировых рекордов в беге и спортивной ходьбе показали, что дальнейший прогресс в этих видах легкой атлетики следует связывать с появлением новых методических концепций в подготовке спортсменов.

2. Достижение высоких спортивных результатов в беге и спортивной ходьбе, безусловно, было предопределено всем ходом развития отечественной системы спортивной тренировки, в частности, тренировки в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости. Немаловажную роль в этом прогрессе сыграл многолетний практический опыт тренеров.

3. Процесс совершенствования методики подготовки спортсменов высокой квалификации осуществлялся в основном на базе использования двух методов спортивной тренировки -интервального и равномерного.

Внедрение в практику спорта новых методических установок в различные периоды времени отражался на амплитуде и скорости прироста мировых рекордов и достижений. С момента зарождения методической идеи до ее апогея и дивергирующего этапа обычно проходит 10-15 лет (в некоторых случаях до 25 лет): таков период «жизни» новых методических концепций. Это прежде всего зависит от образовательной базы и информативности тренеров, наличия соответствующего контингента спортсменов и возможностей широкого внедрения в практику большого спорта передовых концепций тренировки.

Литература

1. Афанасьев, В. Г. Моделирование как метод исследования социальных систем / В. Г. Афанасьев // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. - М. : Наука, 1982. - С. 24-46.

2. Беляев, В. Н. Системные исследования. Методологические проблемы / В. Н. Беляев // Ежегодник. -М. : Наука, 1978. - 157 с.

3. Блауберг, И. В. Системный подход и системный анализ / И. В. Блауберг, Э. М. Мирский, В. Н. Садов // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. - М. : Наука, 1982. - С. 47.

4. Гвинишиани, Д. М. Теоретико-методологические основания системных исследований и разработка проблем глобального развития / Д. М. Гвинишиани // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. - М. : Наука, 1992. - С. 7-25.

5. Евин, И. А. Модели развития и теории катастроф / И. А. Евин, А. И. Яблонский // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. - М. : Наука, 1982. - С. 98-130.

6. Морозов, В. Д. Диалектика: системы и развития / В. Д. Морозов, В. В. Морозов. - Минск : Вышэйшая школа, 1978. - 222 с.

7. Маркс, К. Полн. собр. соч. : в 20 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М., 1995. - Т. 20. - С. 385.

8. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М. : Прогресс, 1976. - 288 с.

9. Ашкеров, Ю. В. Научно-методологические подходы к разработке модели интеграции науки, образования и производства / Ю. В. Ашкеров // Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. - М., 1996. - Вып. 1. - 64 с.

10. Хилл, А. В. Работа мышц : учеб. пособие по физиологии / А. В. Хилл. - М. : Физкультура и спорт, 1929. - С. 31.

11. Фарфель, В. С. Исследования по физиологии выносливости / В. С. Фарфель : сб. науч. тр. ГЦНИИФК. -Л. : Физкультура и спорт, 1949. - 271 с.

12. Волков, Н. И. Биохимический контроль в спорте: Проблемы и перспективы / Н. И. Волков // Теория и практика физической культуры. - 1975. - № 11. - С. 28-37.

13. Волков, Н. И. Тренировка сильнейших конькобежцев мира / Н. И. Волков, Б. А. Стенин. - М. : Физкультура и спорт. - 1970. - 144 с.

14. Волков, Н. И. Теория и практика интервальной тренировки в спорте / Н. И. Волков, А. В. Карасев, М. Хосни. - М. : Военная академия им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. - 196 с.

15. Попов, О. И. Динамика мировых рекордов в плавании как отражение адаптации к доминирующим методам тренировки / О. И. Попов // Научно-методическое обеспечение физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры : сб. науч. тр. УралГАФК. - Омск, 1998. - Вып. 2. -С. 172-175.

16. Сокунова, С. Ф. Эффективность применения интервальной гипоксической тренировки при подготовке конькобежцев высокой квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. Наук : 13.00.04 / С. Ф. Сокунова ; Рос. гос. акад. физ. культуры. - М., 1996. - 23 с.

17. Волков, Н. И. Закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки : учеб. пособие для слушателей Высшей школы тренеров ГЦОЛИФКа / Н. И. Волков. - М., 1986. - 63 с.

18. Лемешков, В. С. Совершенствование системы тренировочных нагрузок у высококвалифицированных скороходов, их характеристика и классификация / В. С. Лемешков // Спортивная наука на рубеже столетий : сб. науч. ст. - Минск, 2000. - АФВиС. - С. 250-257.

19. Лемешков, В. С. Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных спортсменов в спортивной ходьбе / В. С. Лемешков // Спортивная наука на рубеже столетий : сб. науч. ст. - Минск, 2000. -АФВиС. - С. 258-262.

20. Лемешков, В. С. Современные подходы к оценке специальной выносливости в спортивной ходьбе / В. С. Лемешков // Олимпийский спорт и спорт для всех : материалы V Междунар. научн. конгресса. -Минск, 2001. - С. 229.

21. Лемешков, В. С. Управление тренировкой в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости / В. С. Лемешков // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту : материалы VI Междунар. науч. сессии. - Минск : БГАФК, 2002. - С. 74-75.

22. Юшкевич, Т. П. Динамика мировых рекордов в спортивной ходьбе и ее зависимость от развития методики подготовки спортсменок / Т. П. Юшкевич, В. С. Лемешков // Мир спорта. - 2006. - № 2(23). - С. 3-9.

Summary

The aim of this study was to analyse the dynamics of the world, national records in race and sports walking with the scope of studying the trends by which the methods of the sportsmen' training in various periods of time was developed.

The growth of records in swimming, race and sports walking is subject to the severe appropriatness: the improvement of results takes place according to the exponents changing each othe by «jumps». Each «jump» in the growth of records reflects on the definite stage the replacement of the predominant methods of training.

The stage is accepted as a stage of time marked by some qualitative changes.The dynamics of records' growth and achievements is descvibed by the tomowing exponential lomation:

Т _т у е kt

Т рек. Т исх. е

The relative rates of records' impovement caused by the propagation in the big sport of the new training methods, with each new «jump» of records and achievements' improvement are gradually decreasing.Taking into consideration the results in the race and walking some new technological approaches in the managament of training process should be introtuced.

Поступила в редакцию 22.04.07.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.