Кабанов Павел Александрович
доктор юридических наук, г. Казань e-mail: [email protected]
Основные задачи антикоррупционного мониторинга
в субъектах Российской
Федерации:
опыт сравнительно-правового исследования
В работе рассматриваются основные задачи регионального антикоррупционного мониторинга, закрепленные в подзаконных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, которые способствуют достижению заявленных целей — анализу и оценке состояния коррупции в регионе и эффективности реализации антикоррупционных мер.
Ключевые слова: коррупция, мониторинг, мониторинг коррупции, антикоррупционный мониторинг, региональный мониторинг.
Антикоррупционный мониторинг как измерительный инструмент состояния коррупции или её отдельных видов, негативных социальных последствий, причин вызывающих и трансформирующих это социальное явление, а также эффективности применяемых государством и обществом антикоррупционных мер получил распространение в антикоррупционной правоприменительной практике регионов Российской Федерации. О необходимости применении этого диагностического инструмента упоминается в 65 или 88,3% всех региональных антикоррупционных законов, а вопросам его организации и проведения в субъектах Российской Федерации посвящено 44 специальных подзаконных нормативных правовых акта. В большинстве антикоррупционных законов и подзаконных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации определены лишь основные или конечные цели регионального антикоррупционного мониторинга - анализ и оценка состояния коррупции и эффективности мер противодействия коррупции, но ничего не говорится о его промежуточных целях - задачах, которых насчитывается значительно больше.
Общеизвестно, что достижение определенной конечной цели не возможно без достижения промежуточных целей, указывающих на индивидуализированные, формально определенные
материальные изменения, достижение которых приводит к приближению конечного результата. Эти промежуточные цели, как правило, в региональных и муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы организации и проведения антикоррупционного мониторинга, именуются его задачами.
В отличие от основных целей регионального и муниципального антикоррупционного мониторинга, сформированных в региональном антикоррупционном законодательстве, его задачи, как правило, формулируются в специальных подзаконных нормативных правовых актах. Из всей совокупности действующих региональных антикоррупционных подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих организацию и осуществление антикоррупционного мониторинга, лишь в 11 или в 25% сформулированы задачи стоящие перед ним.
Сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, регулирующих организацию и проведение регионального антикоррупционного мониторинга, показал, что органами государственной власти субъектов Российской Федерации перед региональным антикоррупционным мониторингом ставятся разнообразные задачи, обусловленные достижением его основных (конечных) целей - оценка и анализ состояния коррупции и эффективности, принимаемых
органами государственной власти антикоррупционных мер. Мы обратимся лишь к описанию основных задач регионального антикоррупционного мониторинга по степени их популярности у разработчиков региональных нормативных правовых актов.
Большой популярностью у разработчиков региональных нормативных правовых актов по вопросам организации и проведения антикоррупционного мониторинга пользуется задача как информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о состоянии коррупции и реализации антикоррупционных мер в регионе. Эта задача упоминается в специальных подзаконных нормативных правовых актах шести субъектов Российской Федерации: Республика Дагестан [3], Калининградская [5], Липецкая [8], Свердловская [2] и Нижегородская [11] области, Пермский край [12]. Поэтому для её реализации принимаются и специальные нормативные правовые акты по информированию заинтересованных лиц в реализации мер государственной политики противодействия коррупции.
Несколько менее популярна у региональных правотворческих органов, но не менее важна, в процессе осуществления антикоррупционного мониторинга, задача, сформулированная ими, как наблюдение за изменением состояния и уровня коррупции. Она нашла своё отражение в специальных подзаконных нормативных правовых актах Свердловской области [2] и Пермского края [12].
В числе пользующихся спросом правотворческих органов имеется и такая задача регионального антикоррупционного мониторинга как определение сфер деятельности с высокими коррупционными рисками. Именно эта задача сформулирована в подзаконных нормативных правовых актах Удмуртской Республики [7], Нижегородской [11], Свердловской [2], Калининградской [5] и Костромской [1] областей.
Пожалуй, самой важной и одновременно самой сложной является задача регионального антикоррупционного мониторинга, направленная на выявление причин и условий, порождающих коррупцию и способствующих её распространению в сфере социального управления. О её достижении говорится в специальных подзаконных нормативных правовых актах Республики Дагестан [3], Удмуртской Республики [7], Пермского края [12], Нижегородской [11], Костромской [1], Липецкой [8], Калининградской [5] и Свердловской [2] областей.
Самой большой популярностью в региональных подзаконных нормативных правовых актах по вопросам организации и осуществлению антикоррупционного мониторинга является такая задача как оценка эффективности антикоррупционной деятельности или противодействия коррупции в регионе. Именно эта задача отражена в специальных нормативных правовых актах Удмуртской Республики [7], Республики Дагестан [3], Пермского края [12], Владимирской [4], Калининградской [5], Костромской [1], Липецкой [8], Оренбургской [9], Свердловской
[2] и Нижегородской [11] областей.
Безусловно, важнейшей задачей, стоящей перед региональным антикоррупционным мониторингом является разработка предложений по совершенствованию антикоррупционной деятельности (противодействию коррупции) в субъектах Российской Федерации, основанных на измерении состояния коррупции и результативности реализации мер противодействия коррупции в регионе. Она сформулирована в специальных подзаконных нормативных правовых актах Республики Карелия [6], Республики Дагестан [3], Владимирской [4], Нижегородской [11] и Оренбургской [9] областей. Именно для решения этой задачи осуществляются мониторинговые исследования состояния коррупции, и результативности антикоррупционных мер. Поскольку именно в процессе антикоррупционного мониторинга вскрываются наиболее «узкие места» и «бреши» в антикоррупционной деятельности региональных органах власти, то и задача по разработке мер направленных на устранение этих «брешей» становится первостепенной или основной.
К числу мало востребованных задач регионального антикоррупционного мониторинга попала важная прогностическая задача, сформулированная как прогнозирование возможного развития коррупционной обстановки в регионе. Она сформулирована лишь в подзаконных нормативных правовых актах трех субъектов Российской Федерации: Республики Дагестан
[3], Нижегородской [11] и Костромской [1] областей. Хотя общеизвестно, что важнейшим результатом любого исследования, в том числе и мониторингового, является прогноз развития ситуации в будущем и нейтрализации (устранения, ликвидации, локализации) причин, способных воспроизводить негативные последствия.
В отдельных субъектах Российской Федерации перед региональным антикоррупционным мониторингом ставятся и ряд других менее попу-
Основные задачи антикоррупционного мониторинга в субъектах Российской Федерации..
лярных задач. Например, перед регулярным региональным антикоррупционным мониторингом органами исполнительной власти Липецкой области ставиться задача - определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению коррупции [8]. Разумеется, использование результатов регионального антикоррупционного мониторинга должно использоваться при осуществлении текущего, среднесрочного и долгосрочного планирования антикоррупционной деятельности в регионе, но эта задача, стоящая перед другим инструментом региональной антикоррупционной политики - антикоррупционным планированием и программированием. Поэтому постановка этой задачи перед региональным антикоррупционным мониторингом является избыточной. В числе таких же не популярных задач имеются и другие, предусмотренные специальными нормативными актами, регулирующими вопросы организации и проведения регионального антикоррупционного мониторинга. Например, в Пермском крае в числе задач регионального антикоррупционного мониторинга оказалось непрерывное наблюдение за осуществлением органами государственной власти и государственными органами деятельности в наиболее корруп-ционно опасных сферах [12]. При этом в данном субъекте Российской Федерации отсутствует утвержденный Перечень коррупционно опасных сфер края, как и методика поиска и определения таких сфер, поэтому специальное наблюдение или мониторинг коррупционно опасных сфер как разновидность регионального антикоррупционного мониторинга не осуществляется, а задача, стоящая перед ним не реализуется.
В зависимости о разновидности регионального антикоррупционного мониторинга и специфики регионального правотворчества перед региональным антикоррупционным мониторингом могут ставиться и другие задачи. Например, в Республике Карелия [6] и Ярославской области [10] в подзаконных нормативных правовых актах по вопросам организации и проведения антикоррупционного мониторинга сформулирована задача - повышение эффективности деятельности по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Эти задачи выполнимые и достижимые, а предлагаемые в региональных нормативных правовых актах средства и методы способствуют их достижению.
В региональной правотворческой деятельности встречаются и необычные задачи, связан-
ные с осуществлением регионального антикоррупционного мониторинга. Так, в подзаконном нормативном правовом акте Владимирской области перед региональным антикоррупционным мониторингом поставлена задача - консолидация усилий субъектов антикоррупционной политики в сфере противодействия коррупции
[4]. Хотя консолидация усилий субъектов антикоррупционной политики в антикоррупционной деятельности является общей задачей, стоящей перед всем процессом противодействия коррупции в современном обществе.
Безусловно, все перечисленные выше задачи, сформулированные в региональных специальных подзаконных нормативных правовых актах, регулирующих организацию и осуществление регионального антикоррупционного мониторинга, с различной степенью полноты сочетаются с заявленными целями и способствуют их достижению. Однако они позволяют правоприменителю ориентироваться на ближайшие достижимые результаты антикоррупционной деятельности в регионе и в этом их прикладное значение.
Литература
1. О методических рекомендациях по проведению антикоррупционного мониторинга в Костромской области: Распоряжение администрации Костромской области от 9 декабря 2011 года №268-ра (в ред. от 15 декабря 2012 года №238-ра) // СП-нормативные документы. - 2011. - 16 декаб.
2. О мониторинге состояния и эффективности противодействия коррупции (антикоррупционном мониторинге) в Свердловской области: Указ Губернатора Свердловской области от 3 ноября 2010 года №971-УГ // Собрание законодательства Свердловской области. - 2011. - №11-3 (2010). - Ст. 1827.
3. О порядке осуществления антикоррупционного мониторинга: Постановление Правительства Республики Дагестан от 20 апреля 2012 года №119 // Собрание законодательства Республики Дагестан. - 2012. - №8. - Ст.312.
4. О Порядке проведения антикоррупционного мониторинга во Владимирской области: Постановление Губернатора Владимирской области от 25 мая 2009 года №420 (в ред. от 11.03.2011 №196) // Владимирские ведомости. - 2009. - 3 июня.
5. О порядке проведения антикоррупционного мониторинга: Постановление Правительства Калининградской области от 23 мая 2012
года №350 (в ред. от 23 апреля 2013 года №254) // Калининградская правда. - 2012. -30 мая.
6. О Порядке проведения антикоррупционного мониторинга: Постановление Правительства Республики Карелия от 31 декабря 2009 года №321-П (в ред. от 19 октября 2011 года №318-П)// Собрание законодательства Республики Карелия. - 2009. - №12 (Часть II). - Ст.1491.
7. О порядке проведения антикоррупционного мониторинга: Распоряжение Президента Удмуртской Республики от 15 октября 2012 года №299-РП
8. О регулярном антикоррупционном мониторинге: Постановление администрации
Липецкой области от 30 октября 2009 года №370// Липецкая газета. - 2009. - 11 декаб.
9. О создании совета по антикоррупционной политике при Губернаторе Оренбургской области: Указ Губернатора Оренбургской области от 09.03.2010 №36-ук (в ред. от 11 октября 2011 года №779-ук) //Оренбуржье Официальное. - 2010. - 23 марта.
10. Об утверждении методики проведения антикоррупционного мониторинга цен на товары, услуги и при осуществлении закупок для нужд Ярославской области: Постановление Правительства Ярославской области от 26 августа 2011 года №624-п (в ред. от 27 сентября 2012 года №1019-п) // Документ-Регион. - 2011. - 6 сентяб.
11. Об утверждении Порядка проведения антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области: Постановление Правительства Нижегородской области от 23 сентября 2009 года №685 (в ред. от 12 июля 2012 года №429) // Нижегородские новости. - 2009. - 8 октяб.
12. Об утверждении Порядка проведения антикоррупционного мониторинга в Пермском крае: Указ Губернатора Пермского края от 25 февраля 2011 года №14 // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов Губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. -2011. - 7 марта.