Научная статья на тему 'Основные задачи антикоррупционного мониторинга в субъектах Российской Федерации: опыт сравнительно-правового исследования'

Основные задачи антикоррупционного мониторинга в субъектах Российской Федерации: опыт сравнительно-правового исследования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1284
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / МОНИТОРИНГ / МОНИТОРИНГ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ / CORRUPTION / MONITORING / MONITORING OF CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION MONITORING / REGIONAL MONITORING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кабанов Павел Александрович

В работе рассматриваются основные задачи регионального антикоррупционного мониторинга, закрепленные в подзаконных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, которые способствуют достижению заявленных целей — анализу и оценке состояния коррупции в регионе и эффективности реализации антикоррупционных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кабанов Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRIMARY TASKS OF ANTI-CORRUPTION MONITORING IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION: AN ATTEMPT AT COMPARATIVE LAW RESEARCH

The paper considers the primary tasks of regional anti-corruption monitoring laid down in subordinate normative legal acts of the subjects of the Russian Federation which promote achieving the stated goals—that is, the analysis and evaluation of the state of corruption in a region as well as the efficiency of the implementation of anti-corruption measures.

Текст научной работы на тему «Основные задачи антикоррупционного мониторинга в субъектах Российской Федерации: опыт сравнительно-правового исследования»

Кабанов Павел Александрович

доктор юридических наук, г. Казань e-mail: kabanovp@mail.ru

Основные задачи антикоррупционного мониторинга

в субъектах Российской

Федерации:

опыт сравнительно-правового исследования

В работе рассматриваются основные задачи регионального антикоррупционного мониторинга, закрепленные в подзаконных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, которые способствуют достижению заявленных целей — анализу и оценке состояния коррупции в регионе и эффективности реализации антикоррупционных мер.

Ключевые слова: коррупция, мониторинг, мониторинг коррупции, антикоррупционный мониторинг, региональный мониторинг.

Антикоррупционный мониторинг как измерительный инструмент состояния коррупции или её отдельных видов, негативных социальных последствий, причин вызывающих и трансформирующих это социальное явление, а также эффективности применяемых государством и обществом антикоррупционных мер получил распространение в антикоррупционной правоприменительной практике регионов Российской Федерации. О необходимости применении этого диагностического инструмента упоминается в 65 или 88,3% всех региональных антикоррупционных законов, а вопросам его организации и проведения в субъектах Российской Федерации посвящено 44 специальных подзаконных нормативных правовых акта. В большинстве антикоррупционных законов и подзаконных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации определены лишь основные или конечные цели регионального антикоррупционного мониторинга - анализ и оценка состояния коррупции и эффективности мер противодействия коррупции, но ничего не говорится о его промежуточных целях - задачах, которых насчитывается значительно больше.

Общеизвестно, что достижение определенной конечной цели не возможно без достижения промежуточных целей, указывающих на индивидуализированные, формально определенные

материальные изменения, достижение которых приводит к приближению конечного результата. Эти промежуточные цели, как правило, в региональных и муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы организации и проведения антикоррупционного мониторинга, именуются его задачами.

В отличие от основных целей регионального и муниципального антикоррупционного мониторинга, сформированных в региональном антикоррупционном законодательстве, его задачи, как правило, формулируются в специальных подзаконных нормативных правовых актах. Из всей совокупности действующих региональных антикоррупционных подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих организацию и осуществление антикоррупционного мониторинга, лишь в 11 или в 25% сформулированы задачи стоящие перед ним.

Сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, регулирующих организацию и проведение регионального антикоррупционного мониторинга, показал, что органами государственной власти субъектов Российской Федерации перед региональным антикоррупционным мониторингом ставятся разнообразные задачи, обусловленные достижением его основных (конечных) целей - оценка и анализ состояния коррупции и эффективности, принимаемых

органами государственной власти антикоррупционных мер. Мы обратимся лишь к описанию основных задач регионального антикоррупционного мониторинга по степени их популярности у разработчиков региональных нормативных правовых актов.

Большой популярностью у разработчиков региональных нормативных правовых актов по вопросам организации и проведения антикоррупционного мониторинга пользуется задача как информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о состоянии коррупции и реализации антикоррупционных мер в регионе. Эта задача упоминается в специальных подзаконных нормативных правовых актах шести субъектов Российской Федерации: Республика Дагестан [3], Калининградская [5], Липецкая [8], Свердловская [2] и Нижегородская [11] области, Пермский край [12]. Поэтому для её реализации принимаются и специальные нормативные правовые акты по информированию заинтересованных лиц в реализации мер государственной политики противодействия коррупции.

Несколько менее популярна у региональных правотворческих органов, но не менее важна, в процессе осуществления антикоррупционного мониторинга, задача, сформулированная ими, как наблюдение за изменением состояния и уровня коррупции. Она нашла своё отражение в специальных подзаконных нормативных правовых актах Свердловской области [2] и Пермского края [12].

В числе пользующихся спросом правотворческих органов имеется и такая задача регионального антикоррупционного мониторинга как определение сфер деятельности с высокими коррупционными рисками. Именно эта задача сформулирована в подзаконных нормативных правовых актах Удмуртской Республики [7], Нижегородской [11], Свердловской [2], Калининградской [5] и Костромской [1] областей.

Пожалуй, самой важной и одновременно самой сложной является задача регионального антикоррупционного мониторинга, направленная на выявление причин и условий, порождающих коррупцию и способствующих её распространению в сфере социального управления. О её достижении говорится в специальных подзаконных нормативных правовых актах Республики Дагестан [3], Удмуртской Республики [7], Пермского края [12], Нижегородской [11], Костромской [1], Липецкой [8], Калининградской [5] и Свердловской [2] областей.

Самой большой популярностью в региональных подзаконных нормативных правовых актах по вопросам организации и осуществлению антикоррупционного мониторинга является такая задача как оценка эффективности антикоррупционной деятельности или противодействия коррупции в регионе. Именно эта задача отражена в специальных нормативных правовых актах Удмуртской Республики [7], Республики Дагестан [3], Пермского края [12], Владимирской [4], Калининградской [5], Костромской [1], Липецкой [8], Оренбургской [9], Свердловской

[2] и Нижегородской [11] областей.

Безусловно, важнейшей задачей, стоящей перед региональным антикоррупционным мониторингом является разработка предложений по совершенствованию антикоррупционной деятельности (противодействию коррупции) в субъектах Российской Федерации, основанных на измерении состояния коррупции и результативности реализации мер противодействия коррупции в регионе. Она сформулирована в специальных подзаконных нормативных правовых актах Республики Карелия [6], Республики Дагестан [3], Владимирской [4], Нижегородской [11] и Оренбургской [9] областей. Именно для решения этой задачи осуществляются мониторинговые исследования состояния коррупции, и результативности антикоррупционных мер. Поскольку именно в процессе антикоррупционного мониторинга вскрываются наиболее «узкие места» и «бреши» в антикоррупционной деятельности региональных органах власти, то и задача по разработке мер направленных на устранение этих «брешей» становится первостепенной или основной.

К числу мало востребованных задач регионального антикоррупционного мониторинга попала важная прогностическая задача, сформулированная как прогнозирование возможного развития коррупционной обстановки в регионе. Она сформулирована лишь в подзаконных нормативных правовых актах трех субъектов Российской Федерации: Республики Дагестан

[3], Нижегородской [11] и Костромской [1] областей. Хотя общеизвестно, что важнейшим результатом любого исследования, в том числе и мониторингового, является прогноз развития ситуации в будущем и нейтрализации (устранения, ликвидации, локализации) причин, способных воспроизводить негативные последствия.

В отдельных субъектах Российской Федерации перед региональным антикоррупционным мониторингом ставятся и ряд других менее попу-

Основные задачи антикоррупционного мониторинга в субъектах Российской Федерации..

лярных задач. Например, перед регулярным региональным антикоррупционным мониторингом органами исполнительной власти Липецкой области ставиться задача - определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению коррупции [8]. Разумеется, использование результатов регионального антикоррупционного мониторинга должно использоваться при осуществлении текущего, среднесрочного и долгосрочного планирования антикоррупционной деятельности в регионе, но эта задача, стоящая перед другим инструментом региональной антикоррупционной политики - антикоррупционным планированием и программированием. Поэтому постановка этой задачи перед региональным антикоррупционным мониторингом является избыточной. В числе таких же не популярных задач имеются и другие, предусмотренные специальными нормативными актами, регулирующими вопросы организации и проведения регионального антикоррупционного мониторинга. Например, в Пермском крае в числе задач регионального антикоррупционного мониторинга оказалось непрерывное наблюдение за осуществлением органами государственной власти и государственными органами деятельности в наиболее корруп-ционно опасных сферах [12]. При этом в данном субъекте Российской Федерации отсутствует утвержденный Перечень коррупционно опасных сфер края, как и методика поиска и определения таких сфер, поэтому специальное наблюдение или мониторинг коррупционно опасных сфер как разновидность регионального антикоррупционного мониторинга не осуществляется, а задача, стоящая перед ним не реализуется.

В зависимости о разновидности регионального антикоррупционного мониторинга и специфики регионального правотворчества перед региональным антикоррупционным мониторингом могут ставиться и другие задачи. Например, в Республике Карелия [6] и Ярославской области [10] в подзаконных нормативных правовых актах по вопросам организации и проведения антикоррупционного мониторинга сформулирована задача - повышение эффективности деятельности по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Эти задачи выполнимые и достижимые, а предлагаемые в региональных нормативных правовых актах средства и методы способствуют их достижению.

В региональной правотворческой деятельности встречаются и необычные задачи, связан-

ные с осуществлением регионального антикоррупционного мониторинга. Так, в подзаконном нормативном правовом акте Владимирской области перед региональным антикоррупционным мониторингом поставлена задача - консолидация усилий субъектов антикоррупционной политики в сфере противодействия коррупции

[4]. Хотя консолидация усилий субъектов антикоррупционной политики в антикоррупционной деятельности является общей задачей, стоящей перед всем процессом противодействия коррупции в современном обществе.

Безусловно, все перечисленные выше задачи, сформулированные в региональных специальных подзаконных нормативных правовых актах, регулирующих организацию и осуществление регионального антикоррупционного мониторинга, с различной степенью полноты сочетаются с заявленными целями и способствуют их достижению. Однако они позволяют правоприменителю ориентироваться на ближайшие достижимые результаты антикоррупционной деятельности в регионе и в этом их прикладное значение.

Литература

1. О методических рекомендациях по проведению антикоррупционного мониторинга в Костромской области: Распоряжение администрации Костромской области от 9 декабря 2011 года №268-ра (в ред. от 15 декабря 2012 года №238-ра) // СП-нормативные документы. - 2011. - 16 декаб.

2. О мониторинге состояния и эффективности противодействия коррупции (антикоррупционном мониторинге) в Свердловской области: Указ Губернатора Свердловской области от 3 ноября 2010 года №971-УГ // Собрание законодательства Свердловской области. - 2011. - №11-3 (2010). - Ст. 1827.

3. О порядке осуществления антикоррупционного мониторинга: Постановление Правительства Республики Дагестан от 20 апреля 2012 года №119 // Собрание законодательства Республики Дагестан. - 2012. - №8. - Ст.312.

4. О Порядке проведения антикоррупционного мониторинга во Владимирской области: Постановление Губернатора Владимирской области от 25 мая 2009 года №420 (в ред. от 11.03.2011 №196) // Владимирские ведомости. - 2009. - 3 июня.

5. О порядке проведения антикоррупционного мониторинга: Постановление Правительства Калининградской области от 23 мая 2012

года №350 (в ред. от 23 апреля 2013 года №254) // Калининградская правда. - 2012. -30 мая.

6. О Порядке проведения антикоррупционного мониторинга: Постановление Правительства Республики Карелия от 31 декабря 2009 года №321-П (в ред. от 19 октября 2011 года №318-П)// Собрание законодательства Республики Карелия. - 2009. - №12 (Часть II). - Ст.1491.

7. О порядке проведения антикоррупционного мониторинга: Распоряжение Президента Удмуртской Республики от 15 октября 2012 года №299-РП

8. О регулярном антикоррупционном мониторинге: Постановление администрации

Липецкой области от 30 октября 2009 года №370// Липецкая газета. - 2009. - 11 декаб.

9. О создании совета по антикоррупционной политике при Губернаторе Оренбургской области: Указ Губернатора Оренбургской области от 09.03.2010 №36-ук (в ред. от 11 октября 2011 года №779-ук) //Оренбуржье Официальное. - 2010. - 23 марта.

10. Об утверждении методики проведения антикоррупционного мониторинга цен на товары, услуги и при осуществлении закупок для нужд Ярославской области: Постановление Правительства Ярославской области от 26 августа 2011 года №624-п (в ред. от 27 сентября 2012 года №1019-п) // Документ-Регион. - 2011. - 6 сентяб.

11. Об утверждении Порядка проведения антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области: Постановление Правительства Нижегородской области от 23 сентября 2009 года №685 (в ред. от 12 июля 2012 года №429) // Нижегородские новости. - 2009. - 8 октяб.

12. Об утверждении Порядка проведения антикоррупционного мониторинга в Пермском крае: Указ Губернатора Пермского края от 25 февраля 2011 года №14 // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов Губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. -2011. - 7 марта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.