Научная статья на тему 'Основные воспитательные детерминанты преступности несовершеннолетних'

Основные воспитательные детерминанты преступности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
352
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / НЕДОСТАТКИ ВОСПИТАНИЯ / DETERMINANTS OF CRIME / JUVENILE DELINQUENCY / FAMILY EDUCATION / SCHOOL EDUCATION / LABOR EDUCATION / IMPRACTICALITIES OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонов И.М., Бойко Н.В.

В статье анализируются основные воспитательные детерминанты преступности несовершеннолетних. Авторы дифференцируют указанные детерминанты на недочёты семейного воспитания, недочёты школьного воспитания, недочёты трудового воспитания и подробно раскрывают их содержание. В работе обосновывается вывод о том, что издержки воспитания приводят к совершению несовершеннолетними преступлений, развитию у них отрицательных личностных черт, антиобщественной ориентации.The article considers the main educational determinants of juvenile delinquency. The authors differentiate these determinants on the impracticalities of family, school and labor education and reveal their content in details. The paper substantiates the conclusion that the costs of education lead to the commission of juvenile crimes and to the development of their negative personality traits as well as anti-social orientation of the individual.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные воспитательные детерминанты преступности несовершеннолетних»

УДК 343.85 И.М. Антонов, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии

юридического факультета Хабаровского государственного университета экономики и права

Н.В. Бойко,

канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии

юридического факультета Хабаровского государственного университета экономики и права

ОСНОВНЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В статье анализируются основные воспитательные детерминанты преступности несовершеннолетних. Авторы дифференцируют указанные детерминанты на недочёты семейного воспитания, недочёты школьного воспитания, недочёты трудового воспитания и подробно раскрывают их содержание. В работе обосновывается вывод о том, что издержки воспитания приводят к совершению несовершеннолетними преступлений, развитию у них отрицательных личностных черт, антиобщественной ориентации.

Ключевые слова: детерминанты преступности, преступность несовершеннолетних, семейное воспитание, школьное воспитание, трудовое воспитание, недостатки воспитания.

The article considers the main educational determinants of juvenile delinquency. The authors differentiate these determinants on the impracticalities of family, school and labor education and reveal their content in details. The paper substantiates the conclusion that the costs of education lead to the commission ofjuvenile crimes and to the development of their negative personality traits as well as anti-social orientation ofthe individual.

Keywords: determinants of crime, juvenile delinquency, family education, school education, labor education, impracticalities of education.

К основным детерминантам (причинам, условиям, факторам) преступности традиционно относят демографические, экономические, правовые, организационные и воспитательные криминогенные факторы. Среди всех детерминант, обусловливающих преступность несовершеннолетних, особо следует выделить воспитательные факторы.

Представляется, что такие факторы можно условно разделить на три вида:

1) недочёты семейного воспитания;

2) недочёты школьного воспитания;

3) недочёты трудового воспитания.

Воспитательный потенциал семьи включает в себя целый комплекс обстоятельств: её состав и структуру, материальные и бытовые условия проживания, нравственную и эмоциональную атмосферу, жизненные и профессиональные интересы членов семьи, организацию семейного досуга, традиции, систему и характер внутреннего общения, уровень образования и педагогической культуры взрослых членов и т.п. [1, с. 178-179].

В основе криминогенных деформаций

личности несовершеннолетних преступников лежат издержки семейного воспитания, являющиеся следствием низкой культуры и разногласий родителей в вопросах воспитания, чрезмерной заботы или строгости к детям, низкого образовательного уровня, неполной семьи либо её нравственного разложения. Отсутствие эмоционального контакта, тёплого родительского отношения к ребёнку, непонимание детских интересов, а также должного контроля за его поведением в будущем могут привести к совершению им преступления.

В специализированной криминологической литературе среди социально неблагополучных выделяют семьи, которые:

- не могут, но желали бы заниматься воспитанием детей (как правило, это матери-одиночки, постоянно занятые материальными и бытовыми проблемами);

- могут, но не желают заниматься своими детьми (семьи, в которых родители озабочены лишь своими личными интересами и проблемами);

- не могут и не желают заниматься воспитанием детей (маргинальные семьи с опустившимися и спившимися родителями);

- не занимаются воспитанием, а поддерживают имидж благополучия (семьи, как правило, материально хорошо обеспеченные, в которых родители заняты карьерой) [1, с. 180-181].

Неудовлетворённость подростка своим положением в семье приводит его в различные неформальные группы, где он стремится возместить дефицит общения. Многие подростки сплачиваются в такие группы на основе одинаковых возможностей проведения своего досуга и из-за от-

сутствия контроля за их поведением. В таких случаях, на наш взгляд, необходимо шире использовать установленные законодательством возможности: изъятие детей из семей и помещение их в социальные учреждения с лишением родителей родительских прав или без такового; передача детей другим родственникам с установлением опеки либо попечительства и другие меры.

Рассмотренные издержки семейного воспитания усугубляются недочётами в деятельности образовательных организаций. Негативные факторы школьного воспитания обусловливаются:

а) низким уровнем организации учебно-воспитательного процесса;

б) отрывом обучения от воспитания; в) педагогическим формализмом;

г) локальностью процесса воспитания и т.п.

Указанные недостатки являются следствием неумения отдельных педагогов изучать и эффективно использовать передовые методы и приёмы обучения и воспитания, наличия пробелов в осуществлении связи обучения и воспитания. Школьники получают определённый объём знаний по учебным дисциплинам, а вопросы нравственного и эстетического воспитания остаются нерешёнными. Преподавательские кадры на сегодняшний день не в полной мере готовы к решению проблемы воспитания. Отсюда формализм в воспитательной работе, которая зачастую ограничивается рамками учебного процесса. При этом внеучебной воспитательной работой меньше всего охвачены учащиеся старших классов, которые наиболее подвержены совершению различных правонарушений.

Следует отметить объективные причины недочётов школьного воспитания:

а) высокая загруженность учащихся, увеличение объёма изучаемой информации;

б) отсутствие достаточного финансирования внешкольной и внеклассной работы;

в) недоукомплектованность педагогическими кадрами.

Недостатки в организации трудового воспитания наиболее существенно влияют на формирование личности несовершеннолетних, преждевременно оставивших школу.

Трудовое воспитание должно начинаться в семье, продолжаться в учебных заведениях и окончательно закрепляться в трудовых коллективах. Однако в действительности не всё обстоит благополучно. Предприятия и организации неохотно принимают на работу несовершеннолетних, используют их, как правило, на неквалифицированной, низкооплачиваемой работе. Низкая культура труда, недостаточный заработок, отсутствие должной производственной дисциплины приводят к тому, что подростки теряют интерес к работе и уходят с предприятия [1, с. 182].

Противоправное, преступное поведение несовершеннолетних непосредственно не связано с приходом их на производство. Причины такого поведения заключаются в ранней социализации личности и связанных с ней «разногласиях» подростка с обществом и трудовым коллективом. Устройство на работу подростка иногда усугубляет дефекты его нравственного развития, чему способствуют: а) наличие самостоятельного заработка и неумение правильно им распорядиться; б) психологический фактор так называемой «взрослости»; в) выход подростка из-под контроля родителей и педагогических работников.

Особую проблему, связанную с трудо-

вым воспитанием, представляют трудности социальной адаптации несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы. Как показывает практика, такие подростки часто не могут устроиться на работу, продолжают общение с микросредой, толкнувшей их на совершение общественно опасных деяний, возвращаются на преступный путь.

В определённой степени государство и общество сами способствуют повторной преступности несовершеннолетних, не обеспечивая гарантированного трудоустройства освободившимся из мест лишения свободы [2, с. 90-95]. В связи с этим, необходимым элементом предупреждения преступности несовершеннолетних является создание благоприятных условий для бытового и трудового устройства несовершеннолетних, отбывших наказание.

Отмеченные издержки воспитания приводят к совершению несовершеннолетними преступлений, развитию у них отрицательных личностных черт, антиобщественной ориентации. В целях устранения из структуры личности таких подростков негативных черт, привычек и потребностей необходимо создание научно обоснованной системы мер воспитательного предупредительного воздействия, в основу которой должны быть положены формы и методы работы, учитывающие особенности личности несовершеннолетних.

Список использованных источников

1 Абызов Р. М. Типология личностных деформаций / Р. М. Абызов. Барнаул : Барнаульский юрид. ин-т МВД России, 2002.

2 Воробьев А. И. О некоторых причинах рецидивной преступности / А. И. Воробьев, В. А. Дубовцев // Социологиче-

ские исследования. М., 1991. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.