УДК 342.92
Должикова А. В.
студент ВСФ ФГБОУВО
«Российский государственный университет правосудия»
Макарова Д. С. студент ВСФ ФГБОУ ВО
«Российский государственный университет правосудия» Научный руководитель: Власова Е.Л., к.п.н
доцент кафедры ОГПД ВСФ ФГБОУ ВО
«Российский государственный университет правосудия»
Россия, г. Иркутск
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В данной статье рассмотрены основные вопросы, касающиеся предоставления государственных муниципальных услуг, также изучены аспекты работы Многофункциональных центров предоставления услуг. Рассмотрен наиболее острый вопрос государственных и муниципальных услуг, необходимость применения Единого портала государственных услуг, проблематика использования и предложены пути решения в использовании некоторым количеством пользователей данного ресурса.
Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, государство, организации, Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, Единый портал государственных услуг.
Dolzhikova A. V.
student
VSF FGBOU VO «Russian State University of Justice»
Makarova D. S. student
VSF FGBOU VO «Russian State University of Justice» Research Supervisor: Vlasova E.L., Ph. D. Associate Professor of the Department of GPA VSF of the «Russian State University of Justice»
THE MAIN ISSUES RELATED TO THE IMPLEMENTATION OF STATE AND MUNICIPAL SERVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation: This article discusses the main issues related to the provision of state municipal services, as well as aspects of the work of Multifunctional service centers. The most pressing issue of state and municipal services, the need for the use of a single portal of public services, the problems of use and proposed solutions to the use of a certain number of users of this resource are considered. Key words: state and municipal services, the state, organizations, a multifunctional center for the provision of state and municipal services, a single portal of state services.
Достижение конституционной цели государственной власти как способа достижения исполнения прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации возможно, рассматривая вопрос более узко, то одним из путей такого исполнения является обеспечение государственных и муниципальных услуг.
Муниципальные и государственные услуги определяются в Федеральном законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" как основные понятия, используемые в данном законе [1]:
1) Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации -деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
2) Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с
Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Определение государственных и муниципальных услуг как деятельности государственных органов и других организаций, отвечающих за их предоставление и исполнение, подчёркивает правильность проведения административной реформы в России в конце прошлого века в целях изменения постсоветского веяния в государстве, а также её дальнейшее развитие. [2]
Главным органом, который занимается деятельностью по предоставлению услуг в рамках государства и на местном уровне в Российской Федерации является Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). МФЦ -государственное учреждение, осуществляющее функции по взаимодействию с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, информированию граждан и организаций, приему и выдаче документов, обработке персональных данных, связанных с предоставлением указанных услуг. [3]
Определение функций и целей МФЦ является не менее важным составляющим рассматриваемого проблемного вопроса, что собственно позволяет более детально изучить организацию предоставления и исполнения данных услуг.
Цели создания МФЦ:
1) Улучшение качества и доступности государственных и муниципальных услуг
2) Существенное сокращение сроков на предоставления услуг
3) Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти и межведомственной координации
4) Повышение открытости и прозрачности для услуг правительства РФ для населения
Функции МФЦ:
• консультирование юридических и физических лиц по вопросам государственных услуг;
• обработка документов, а также предоставление результата услуги заявителю;
• взаимодействие и работа с территориальными органами исполнительной власти;
• доставка документов из МФЦ в государственные или иные ведомства и обратную доставку результата оказания услуг;
• услуги в помещении по приему госпошлин и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
• бесперебойная работа программно-аппаратных средств, компьютерной, копировальной техники и иного необходимого оборудования;
• обслуживание клиентов по телефону (круглосуточная работа горячей линии), слежение за работой интернет-сайта;
• электронное управление живой очередью, учет количества посетителей
Затрагивая главный вопрос о предоставлении услуг как государственных, так и муниципальных в электронном формате, стоит сказать о необходимости существования такого ресурса как созданный Единый портал государственных услуг Российской Федерации (далее -Портал государственных услуг). Портал государственных услуг начал своё функционирование в 2009 году 15 декабря, в результате продолжительного существования и развития в течении десятилетия к моменту второго квартала 2021 года Портал пользуется большими оборотами и превращает работу как государственных органов, так и организаций, осуществляющих выполнение функций по обеспечению государственных и муниципальных услуг в так называемое электронное Правительство. Статистические исследования Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры России) подчеркивает важность и преимущественное существование и использование Портала государственных услуг, в том ключе, что к примеру, на момент окончания 2020 года в условиях распространения новой короновирусной инфекции число пользователей увеличилось почти вдвое, было достигнуто число около 56 миллионов пользователей. [4] Всё это говорит о том, что данный электронный формат позволяет экономить время гражданам и организациям, а также лицам, заинтересованным в предоставлении им государственных услуг и необходимой информации, также не менее положительным эффектом от создания данного ресурса явилось снижение коррупционной составляющей преступлений по России, так как личного взаимодействия между лицом, заинтересованным в услуге и так называемым «услугодателем» не будет, а непосредственная передача
необходимых документов и т.п. осуществляется через Портал без принципа «лицом к лицу», только с использованием технических устройств и Интернета.
Имея положительные стороны в создании и работе Единого портала государственных услуг, отмечается и некоторые отрицательные моменты. Самое главное - это отсутствие представления о данном ресурсе среди части субъектов, участвующих в осуществлении услуг и вопросам, связанным с ними. Также люди, находящиеся в категории «пожилых» в большей части, не имеют представления о возможности использования такого электронного ресурса ввиду некоторых причин:
1) Отсутствие технических устройств у людей рассматриваемой категории и ряда некоторых других
2) Наличие скептического настроя к эффективному и удобному пользованию таким Порталом государственных услуг
3) Отсутствие учебной системы, которая позволила бы «пожилым» людям обучиться использованию такого цифрового ресурса как Единого портала государственных услуг
Решив последнюю из проблем, государство получит большую благодарность и облегченность в работе собственных органов, одновременно представляется решение и второй. Свободно имея доступ к бесплатному обучению категория людей пенсионного возраста в большей мере перестанет скептически относится к такому ресурсу, ведь бесплатный доступ к чему-либо для «пожилых» людей, это своего рода выражение уважения к ним.
В целом разрешение проблем и использование Единого портала государственных услуг в Российской Федерации более осознанно и правильно позволит обеим сторонам услуги решить многие вопросы и получить необходимый результат совместно.
Использованные источники:
1. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Справочно-правовая система Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/
2. Ноздрачев А.Ф. Административная реформа: российский вариант // Законодательство и экономика. 2005. № 8. С. 35.
3. МФЦ Многофункциональные центры госуслуг, «Мои Документы» Uslugi-MFC.ru. URL: https://uslugi-mfc.ru/o-mfc/
4. Число пользователей портала Госуслуг выросло до 56 миллионов человек. РИА Новости. 12.05.2021 URL: https://ria.ru/20210512/gosuslugi-1732000791.html