Научная статья на тему 'ФЛАГМАНСКИЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОФИС РАСШИРЕННЫЙ СПЕКТР УСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

ФЛАГМАНСКИЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОФИС РАСШИРЕННЫЙ СПЕКТР УСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственные и муниципальные услуги / многофункциональный центр / обучение / флагманский многофункциональный офис / цифровая экономика / government and municipal services / multifunctional center / training / flagship multifunctional office / digital economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.А. Мирошниченко, Т.С. Зотова, А.В. Лемонджава

В статье исследуются новые функциональные возможности многофункционального центра, которые расширяют спектр услуг, предоставляемых гражданам, направленных на повышение удовлетворенности населения. Представлены проблемы, имеющиеся в большинстве офисов МФЦ старого формата, которые мешают успешному развитию сферы предоставления государственных и муниципальных услуг. Определена взаимосвязь МФЦ и информационного портала «Госуслуги», которые на данный момент рассматриваются как взаимозависимые структуры, выполняющие одну цель – удовлетворение населения в предоставлении услуг. Причем ключевой задачей такой взаимосвязи должна стать популяризация предоставления услуг именно в электронном формате. Такое явление входит в реализацию государственных программ «Цифровая экономика» и «Цифровое общество», и несет в себе активное развитие информационных и цифровых технологий как основы совершенствования всех сфер общественной жизни в будущем. Флагманский многофункциональный офис является единственным в своем роде на территории ЮФО и должен ориентировать остальные на создание именно такой внутренней инфраструктуры. Наличие зоны отдыха и детской комнаты обеспечивает повышение комфорта для посетителей данного МФЦ, повышает уровень доверия ко всей организации в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М.А. Мирошниченко, Т.С. Зотова, А.В. Лемонджава

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FLAGSHIP MULTIFUNCTIONAL OFFICE EXPANDED RANGE OF SERVICES FOR THE POPULATION: OPPORTUNITIES, PROSPECTS

The article examines the new functionality of the multifunctional center, which expands the range of services provided to citizens, aimed at increasing the satisfaction of the population. The article presents the problems that exist in most of the old-format MFC offices that hinder the successful development of the sphere of providing state and municipal services. The relationship between the MFC and the information portal "Gosuslugi" has been determined, which are currently considered as interdependent structures that fulfill one goal the satisfaction of the population in the provision of services. Moreover, the key task of such a relationship should be to popularize the provision of services in an electronic format. This phenomenon is included in the implementation of the state programs "Digital Economy" and "Digital Society", and carries with it the active development of information and digital technologies as the basis for improving all spheres of public life in the future. The flagship multifunctional office is the only one of its kind on the territory of the Southern Federal District and should orient the rest to create just such an internal infrastructure. The presence of a recreation area and a children's room provides increased comfort for visitors of this MFC, increases the level of trust in the entire organization as a whole.

Текст научной работы на тему «ФЛАГМАНСКИЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОФИС РАСШИРЕННЫЙ СПЕКТР УСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

Источники:

1. Васильев, Д.А. Анализ подходов к повышению безопасности интернет-сайтов, развернутых с использованием систем наполнения контентом / Д.А. Васильев, Н.С. Прокопова. - Текст : электронный // Auditorium, 2017. - №2 (14). -С. 1-8. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-podhodov-k-povysheniyu-bezopasnosti-internet-saytov-razvernutyh-s-ispolzovaniem-sistem-napolneniya-kontentom (дата обращения: 13.11.2020).

2. Каткова, М.А. Цифровая экономика: содержание и тенденции развития / М.А. Каткова, Ю.С. Титова. - Текст : электронный // Известия Саратовского университета - Саратов, 2019. - №3. -С. 1-8. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tsifrovaya-ekonomika-soderzhanie-i-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 16.11.2020).

3. Мирошниченко, М.А. Анализ качества предоставления электронных услуг в соответствии с концепцией бережливых инноваций и требованиями цифровой экономики / М.А. Мирошниченко, К.А. Кузнецова, Т.С. Зотова. - Текст: электронный // Вестник академии знаний. - Краснодар, 2020. - № 3 (38). - С. 172-179. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43071502 (дата обращения: 17.11.2020).

4. Мирошниченко, М.А. Управление цифровой инфраструктурой архивной деятельности с применением современных информационно-коммуникационных технологий / М.А. Мирошниченко., К.А. Кузнецова, А. М. Лебедева. - Текст: электронный // Вестник Академии знаний. - Краснодар, 2020. - № 2 (37). - С. 184-188. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42770112 (дата обращения: 17.11.2020).

5. Цифровая трансформация началась: избавляемся от бумажных документов. - Текст : электронный // CNEWS: [сайт] - 2020. - URL: https://www.cnews.ru/articles/2018-03-19_tsifrovaya_transformatsiya_nachalas_izbavlyaemsya_ot_bumazhnyh_dokumentov (дата обращения 15.11.2020).

6. Эксперты назвали самые популярные CRM-системы в России - Текст : электронный // RUSBASE: [сайт]. - 2020. -URL: https://rb.ru/news/crm-in-russia// (дата обращения: 10.11.2020).

References

1. Vasil'ev, D.A. Analiz podhodov k povysheniyu bezopasnosti internet-sajtov, razvernutyh s ispol'zovaniem sistem na-polneniya kontentom / D.A. Vasil'ev, N.S. Prokopova. - Tekst : elektronnyj // Auditorium, 2017. - №2 (14). - S. 1-8. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-podhodov-k-povysheniyu-bezopasnosti-internet-saytov-razvernutyh-s-ispol-zovaniem-sistem-napolneniya-kontentom (data obrashcheniya: 13.11.2020).

2. Katkova, M.A. Cifrovaya ekonomika: soderzhanie i tendencii razvitiya / M.A. Katkova, Yu.S. Titova. - Tekst : elektronnyj // Izvestiya Saratovskogo universiteta - Saratov, 2019. - №3. - S. 1-8. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika-soderzhanie-i-tendentsii-razvitiya (data obrashcheniya: 16.11.2020).

3. Miroshnichenko, M.A. Analiz kachestva predostavleniya elektronnyh uslug v sootvetstvii s koncepciej berezhlivyh innovacij i trebovaniyami cifrovoj ekonomiki / M.A. Miroshnichenko, K.A. Kuznecova, T.S. Zotova. - Tekst: elektronnyj // Vestnik akademii znanij. - Krasnodar, 2020. - № 3 (38). - S. 172179. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43071502 (data obrashcheniya: 17.11.2020).

4. Miroshnichenko, M.A. Upravlenie cifrovoj infrastrukturoj arhivnoj deyatel'nosti s primeneniem sovremennyh infor-macionno-kommunikacionnyh tekhnologij / M.A. Miroshnichenko., K.A. Kuznecova, A. M. Lebedeva. - Tekst: elektronnyj // Vestnik Akademii znanij. - Krasnodar, 2020. - № 2 (37). - S. 184-188. - URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=42770112 (data obrashcheniya: 17.11.2020).

5. Cifrovaya transformaciya nachalas': izbavlyaemsya ot bumazhnyh dokumentov. - Tekst : elektronnyj // CNEWS: [sajt]. -2020. - URL: https://www.cnews.ru/articles/2018-03-19_tsifrovaya_transformatsiya_nachalas_izbavlyaemsya_ot_buma-zhnyh_dokumentov (data obrashcheniya 15.11.2020).

6. Eksperty nazvali samye populyarnye CRM-sistemy v Rossii - Tekst : elektronnyj // RUSBASE: [sajt]. - 2020. - URL: https://rb.ru/news/crm-in-russia// (data obrashcheniya: 10.11.2020).

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10631

М.А. Мирошниченко - доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, к. э. н., доцент, Кубанского государственного университета, г. Краснодар, marina_kgu@mail.ru,

M.A. Miroshnichenko - associate Professor of General, strategic, information management and business processes, Ph. D., associate Professor, Kuban state University, Krasnodar;

Т.С. Зотова - магистрант Кубанского государственного университета, г. Краснодар, lunyya@gmail.com,

T.S. Zotova - undergraduate of the Kuban State University, Krasnodar, lunyya@gmail.com; А.В. Лемонджава - магистрант Кубанского государственного университета, г. Краснодар, annatriputen@mail.ru,

A.V. Lemonjava - undergraduate of the Kuban State University, Krasnodar, annatriputen@mail.ru.

ФЛАГМАНСКИЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОФИС - РАСШИРЕННЫЙ СПЕКТР УСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ FLAGSHIP MULTIFUNCTIONAL OFFICE - EXPANDED RANGE OF SERVICES FOR THE POPULATION: OPPORTUNITIES, PROSPECTS

Аннотация. В статье исследуются новые функциональные возможности многофункционального центра, которые расширяют спектр услуг, предоставляемых гражданам, направленных на повышение удовлетворенности

населения. Представлены проблемы, имеющиеся в большинстве офисов МФЦ старого формата, которые мешают успешному развитию сферы предоставления государственных и муниципальных услуг. Определена взаимосвязь МФЦ и информационного портала «Госуслуги», которые на данный момент рассматриваются как взаимозависимые структуры, выполняющие одну цель - удовлетворение населения в предоставлении услуг. Причем ключевой задачей такой взаимосвязи должна стать популяризация предоставления услуг именно в электронном формате. Такое явление входит в реализацию государственных программ «Цифровая экономика» и «Цифровое общество», и несет в себе активное развитие информационных и цифровых технологий как основы совершенствования всех сфер общественной жизни в будущем. Флагманский многофункциональный офис является единственным в своем роде на территории ЮФО и должен ориентировать остальные на создание именно такой внутренней инфраструктуры. Наличие зоны отдыха и детской комнаты обеспечивает повышение комфорта для посетителей данного МФЦ, повышает уровень доверия ко всей организации в целом.

Abstract. The article examines the new functionality of the multifunctional center, which expands the range of services provided to citizens, aimed at increasing the satisfaction of the population. The article presents the problems that exist in most of the old-format MFC offices that hinder the successful development of the sphere of providing state and municipal services. The relationship between the MFC and the information portal "Gosuslugi" has been determined, which are currently considered as interdependent structures that fulfill one goal - the satisfaction of the population in the provision of services. Moreover, the key task of such a relationship should be to popularize the provision of services in an electronic format. This phenomenon is included in the implementation of the state programs "Digital Economy" and "Digital Society", and carries with it the active development of information and digital technologies as the basis for improving all spheres of public life in the future. The flagship multifunctional office is the only one of its kind on the territory of the Southern Federal District and should orient the rest to create just such an internal infrastructure. The presence of a recreation area and a children's room provides increased comfort for visitors of this MFC, increases the level of trust in the entire organization as a whole.

Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, многофункциональный центр, обучение, флагманский многофункциональный офис, цифровая экономика.

Keywords: government and municipal services, multifunctional center, training, flagship multifunctional office, digital economy.

В современных условиях функционирования общества качественное и своевременное предоставление государственных и муниципальных услуг является проблемной сферой, несмотря на постоянное и активное ее усовершенствование. Можно сказать, что на данный момент имеются несколько вариантов, которыми могут воспользоваться граждане для получения услуг. Первым и наиболее популярным вариантом является многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Такие центры расположены в каждом населенном пункте и функционируют как государственное учреждение. Другим вариантов считается информационный портал «Госуслуги», который основан в целях реализации государственной программы «Электронное правительство» и направлен для обеспечения возможности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Если при обращении в многофункциональный центр граждане должны предоставлять все необходимые документы в печатном виде, причем количество таких обращений может быть не ограничено, то при получении услуги через портал «Госуслуги», граждане имеют возможность заполнить всю необходимую информацию через личный кабинет на портале, откуда данные отправляются непосредственно в тот государственный орган, который предоставляет услугу. Сейчас использование портала является наиболее безопасным и быстрым способом получения услуги любого уровня как физическим, так и юридическим лицом.

В Краснодарском крае многофункциональные центры образованы в целях реализации Концепции административной реформы в РФ на основании Распоряжения главы администрации региона №590-p «О создании государственного автономного учреждения Краснодарского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края». При создании многофункциональных центров подразумевалось, что ключевыми направлениями их деятельности станет [1]:

- предоставление государственных и муниципальных услуг на территории региона по принципу «Одного окна», с учетом взаимодействия на договорной основе с другими центрами и учреждениями иного типа;

- поддержка и взаимосвязь всех многофункциональных центров Краснодарского края для эффективной организации предоставления услуг населению;

- организация обучения, профессиональной подготовки и переподготовки кадров в государственных и муниципальных учреждениях;

- осуществление функций оператора региональной системы межведомственного электронного взаимодействия;

- взаимодействие с государственными органами, имеющими отношение к предоставлению услуг населению;

- заключение соглашений о взаимодействии с органами, предоставляющими услуги и ведение реестра заключенных соглашений;

- осуществление мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «Одного окна» на территории Краснодарского края.

Сейчас система многофункциональных центров на территории Краснодарского края считается одной из

самых крупных в России. При реализации указанного Распоряжения о создании МФЦ была создана разветвленная сеть центров предоставления услуг населению, в целях обеспечения доступа всех граждан региона к получению услуг независимо от места их проживания. В 2020 году количество таких центров в Краснодарском крае составило 61, количество окон приема-выдачи документов - 1367, количество ТОСП - 286. Согласно статистики свободный доступ к многофункциональным центрам имеют 96,7% населения региона.

Таким образом, многофункциональные центры представляют собой вспомогательное государственное учреждения для получения государственных и муниципальных услуг, что значительно может упростить процесс получения услуг для граждан и работу органов власти. За февраль 2020 года обслужено 527 339 заявителей. За 2019 год около 7 000 000 заявителей, где в среднем ожидание в очереди составило 6 минут, а обработка запроса и составление документов о принятии заявления о предоставлении услуги 10 минут. На рисунке 1 представлена схема взаимодействия МФЦ с гражданами [2].

Рисунок 1 - Схема взаимодействия МФЦ с гражданами [4]

В 2020 году общее количество услуг, которые предоставляются на базе офисов МФЦ составило 10475. Из них организовано 6 государственных услуг, предоставление которых обеспечено посредством СМЭВ сервисов: 5 услуг предоставлено совместно с отделениями пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю и 1 услуга совместно с УФНС РФ по Краснодарскому краю.

Таким образом, на протяжении последних лет, произошли существенные изменения системы государственного и муниципального управления, по вопросам предоставления гражданам соответствующих услуг. Необходимость разработки и внедрения концепции развития электронного правительства, внедрения системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «Одного окна» обусловлена всеобщей информатизацией общества.

В настоящее время, несмотря на активную политику обучения и подготовки сотрудников МФЦ существуют проблемы, которые не позволяют обеспечить достойный уровень качества предоставления услуг населению. Для решения большинства проблем, которые сейчас имеются в многофункциональных центрах, необходимо активно развивать систему управления знаниями, где основным элементом функционирования МФЦ является человеческий капитал и технологии, позволяющие активно его использовать. В таблице 1 классифицированы недостатки в деятельности многофункциональных центров.

Таблица 1 - Недостатки в деятельности многофункциональных центров [3]

Характеристика Описание

Процесс сбора документов Населению приходится самим собирать нужный пакет документов, что затягивает процесс получения услуги. В то время как, МФЦ имеет возможность взаимодействия со всеми ведомствами, данный процесс может ускорить реальное межведомственное взаимодействие

Многоступенчатость Необходимость подтверждения подлинности документов у разных лиц в разное время. У сотрудников МФЦ должны быть все основные официальные полномочия

Очереди Недостаточная оснащенность контактными окнами создает затруднения получения услуги

Недоступность информации о нужных документах Полный комплекс документов зачастую не известен населению, вследствие чего необходимо неоднократно обращаться в МФЦ и в органы местного самоуправления.

Некомпетентность сотрудников Недостаточное информирование и знание решения вопроса замедляет процесс предоставления услуги.

На данный момент можно выделить 5 основных видов услуг, которые являются наиболее популярными на территории Краснодарского края. В первую очередь такие услуги связаны с взаимодействием с Росреестром:

постановка на кадастровый учет, государственная регистрация прав на недвижимое имущество, получение выписки из ЕГРН. Другим видом наиболее популярных услуг являются услуги ГУ МФД: выдача и замена паспортов, регистрационный учет граждан, оформление документов при устройстве на работу. Следующими по масштабности стали услуги Федеральной налоговой службы: выдача ИНН, регистрация или ликвидация ИП, оформление налоговых льгот и вычетов. В список наиболее популярных услуг также вошли услуги министерства труда и социального развития Краснодарского края, в первую очередь, услуга «Назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 д 7 лет». Последним рассмотренным видом услуг стали услуги, предоставляемые Пенсионным фондом РФ, в том числе выдача сертификатов на материнский капитал, установление и выплата пенсий, информирование граждан о состоянии счетов и т.д.

На рисунке 2 представлены статистические данные обращений граждан по описанным выше услугам и предоставляющих их государственных учреждениях.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

39,56%

24,33%

■ Росреестр ГУ МВД

■ Федеральная налоговая служба

■ Министерство труда и социального развития КК

■ Пенсионный фонд РФ

Рисунок 2 - Рейтинг организаций, чьи услуги являются наиболее популярными среди населения Краснодарского края в 2020 году

Однако, 25 июня 2020 в г. Краснодар открылся новый МФЦ, который представляет собой улучшенный вариант стандартных офисов, направленный на обеспечение достойного уровня качества предоставления услуг и улучшение комфорта для посетителей. Площадь данного центра составляет 1460 м2. Он оснащен современной техникой для оперативного и комплексного решения вопросов, возникающих в ходе обслуживания клиентов. В сравнении с другими филиалами МФЦ в городе, данный центр имеет повышенное количество окон для обслуживания клиентов - 40 [5]. Также расширился список предоставляемых услуг.

Именно такой вид многофункционального центра - флагманский многофункциональный офис создавался как проект, носящий комплексный характер. Охватывает одновременно несколько сфер развития современных технологий, что должно обеспечить позитивное влияние результатов его реализации в разных сферах жизни граждан. Такой подход предполагает, что расширенный спектр услуг, предоставление которых обеспечивается в новом офисе, доступен всем жителям города и охватывает большинство общественных нужд населения. В таком виде офиса МФЦ помимо расширения перечня услуг, предоставляемых населению, появилась возможность комплексного обращения, т.е. получение нескольких видов услуг в одном запросе, при одном посещении офиса. Реализация такой возможности позволяет упростить процесс приема граждан, а также сократить время, которое клиент потратит на посещение офиса.

На рисунке 3 представлены дополнительные услуги, которые можно получить только во флагманском многофункциональном офисе.

Рисунок 3 - Дополнительные сервисы во флагманском многофункциональном офисе

В современных условиях развития цифровой экономики, а именно становления цифрового общества, ключевым достоинством нового формата многофункциональных центров является возможность предоставления услуг в электронном виде, в комфортных условиях. В офисе нового формата имеется зона, в которой клиент может при помощи сотрудников офиса получить консультацию по использованию портала «Госуслуги». Такой аспект деятельности МФЦ показывает, что такие «конкуренты» осуществляют свою деятельность взаимосвязано, а не соревнуясь друг с другом. Ведь сейчас не все жители города имеют доступ к порталу в силу своего незнания о сути его работы или недоверии к электронному предоставлению государственных и муниципальных услуг.

Некоторое объединение МФЦ и портала «Госуслуги» способствует популяризации электронных услуг и развивает систему информационных технологий, которая направлена на повышение эффективности предоставления услуг любого уровня населению. Также при внедрении такого сервиса в деятельность МФЦ реализуются государственные программы «Цифровая экономика», «Цифровое общество» и «Электронное правительство», которые на данный момент являются приоритетными в государственной политике.

Стоит отметить, что добавление таких сервисов как «Моя детская комната» и «Мое кафе» позитивно отражается на отношении клиентов к посещению офиса МФЦ. Зачастую, посещение МФЦ затягивается как минимум до часа, что вызывает недовольство клиентов, так как они теряют свое время в ожидании своей очереди. Такую ситуацию не улучшает даже наличие системы электронной очереди, так как количество сотрудников, как правило, недостаточно, чтобы все имеющиеся окна работали одновременно. Наличие игровой зоны для детей, пункта отдыха и приема пищи может помочь клиентам в ожидании своей очереди и повысить уровень доверия к МФЦ, так как у них складывается впечатление, что о них заботятся со стороны сотрудников, всей организации и государства в целом.

Значение создания флагманского офиса МФЦ можно рассматривать в нескольких аспектах: со стороны населения, государства, в данном случае региона, а также учебных заведений. Для населения наличие такого офиса означает доступ к получению большего количества услуг в одном месте, комфортная обстановка офиса позволяет расположить к себе отношение клиентов, повысить доверие и уровень лояльности. Для региона новый МФЦ означает повышение уровня информатизации сферы предоставления государственных и муниципальных услуг, так как в нем используются новейшие информационные технологии, что соответственно развивает всю информационную инфраструктуру региона и соответствует государственному видению развития данной отрасли.

Что касается учебных заведений, то наличие в городе такого офиса МФЦ, как базы практики для студентов или места работы означает, что обучение должно проходить с учетом новых тенденций в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг. Такое обучение должно основываться не только на теоретической части, которая бы описывала сам процесс, но и на практическом применении информационных технологий, которые внедрены в МФЦ и других организациях, стремящихся внедрять цифровые технологии.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что многофункциональный центр как центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению расширяет свою популярность в обществе. Несмотря на имеющиеся проблемы и конкурента в лице информационного портала «Госуслуги», МФЦ продолжает развиваться, и открытие нового по структуре, современного офиса является тому доказательством. На данный момент, исследуемый в данной статье, офис МФЦ является единственным в Южном федеральном округе и считается наиболее успешным и эффективным. Для успешного развития многофункциональных центров в будущем все офисы необходимо приблизить к данному офису, причем не только в техническом плане, но и в плане профессионализма и компетентности сотрудников. Только в таком случае МФЦ сможет успешно развиваться и обеспечить эффективное предоставление государственных и муниципальных услуг населению.

Источники:

1. Департамент информатизации и связи Краснодарского края: официальный сайт. - Краснодар. -URL:https://dis.krasnodar.ru/management/subordinate_organizations/gau_kk_mfc_kk / (дата обращения: 13.11.2020). -Текст : электронный.

2. Единый портал многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных: официальный сайт. - Краснодар. - URL: https://e-mfc.ru (дата обращения: 13.11.2020). - Текст : электронный.

3. Мирошниченко, М.А. Пути повышения качества услуг, предоставляемых органами государственного управления и местного самоуправления / М.А. Мирошниченко, Т.С. Зотова. - Текст : электронный // Вестник академии знаний. -Краснодар : Академия знаний, 2018. - № 3(26). - С. 183-187. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35245878& (дата обращения: 13.11.2020).

4. Мирошниченко, М.А. Система управления знаниями как основа эффективной деятельности центра государственных и муниципальных услуг «Мои документы» / М.А. Мирошниченко, Т.С. Зотова, И.А. Леготин. - Текст : электронный // Вестник академии знаний. - Краснодар : Академия знаний, 2020. - № 1 (36). - С. 142-147. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42542000 (дата обращения: 12.11.2020).

5. 25 июня в Краснодаре открылся первый флагманский МФЦ в Южном федеральном округе. - Текст : электронный // e-mfc.ru [сайт]. - 25.06.2020. - URL: https://e-mfc.ru/news/282566/ (дата обращения: 13.11.2020).

References:

1. Departament informatizacii i svyazi Krasnodarskogo kraya: oficial'nyj sajt. - Krasnodar. - URL:https://dis.krasno-dar.ru/management/subordinate_organizations/gau_kk_mfc_kk/ (data obrashcheniya: 13.11.2020). - Tekst : elektronnyj.

2. Edinyj portal mnogofunkcional'nyh centrov predostavleniya gosudarstvennyh i municipal'nyh: oficial'nyj sajt. - Krasnodar. -URL: https://e-mfc.ru (data obrashcheniya: 13.11.2020). - Tekst : elektronnyj.

3. Miroshnichenko, M.A. Puti povysheniya kachestva uslug, predostavlyaemyh organami gosudarstvennogo upravleniya i mestnogo samoupravleniya / M.A. Miroshnichenko, T.S. Zotova. - Tekst : elektronnyj // Vestnik akademii znanij. - Krasnodar : Akademiya znanij, 2018. - № 3(26). - S. 183-187. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35245878& (data obrashcheniya: 13.11.2020).

4. Miroshnichenko, M.A. Sistema upravleniya znaniyami kak osnova effektivnoj deyatel'nosti centra gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug «Moi dokumenty» / M.A. Miroshnichenko, T.S. Zotova, I.A. Legotin. - Tekst : elektronnyj // Vestnik akademii znanij. - Krasnodar : Akademiya znanij, 2020. - № 1 (36). - S. 142-147. - URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=42542000 (data obrashcheniya: 12.11.2020).

5. 25 iyunya v Krasnodare otkrylsya pervyj flagmanskij MFC v YUzhnom federal'nom okruge. - Tekst : elektronnyj // e-mfc.ru [sajt]. - 25.06.2020. - URL: https://e-mfc.ru/news/282566/ (data obrashcheniya: 13.11.2020).

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10632

Е.Л. Молокова - старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет, elmo.sm@mail.ru,

E.L. Molokova - Senior Lecturer, Department of State and Municipal Management, Ural State Economic University.

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ39 REFORMING THE HIGHER EDUCATION SYSTEM AS A RESEARCH SUBJECT

Аннотация. Статья посвящена анализу и систематизации научных исследований реформ высшего образования сквозь призму современных тенденций его развития. Исследование научных подходов к оценке динамических аспектов высшего образования позволяет идентифицировать вектор развития теории и методологии оценки эффективности реформ. Анализ существующей совокупности работ, посвященных анализу реформирования высшей школы обнаружил большой спектр направлений научной мысли расположившихся на оси «государство - рынок» и ведущих дискуссию о месте высшего образования в общественном устройстве. Отмечается, что направления научной мысли в исследованиях обусловлены историческими особенностями развития высшего образования. Ретроспективно в исследованиях все большее внимание уделяется проблеме сохранения высшей школой миссии передачи национальной культуры, нравственных и гуманитарных ценностей в условиях коммерциализации деятельности университетов.

39 Статья является неопубликованной самостоятельной частью защищенной 25 сентября 2020 года диссертации автора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.