Научная статья на тему 'Основные внутренние и внешние факторы развития ОПК России'

Основные внутренние и внешние факторы развития ОПК России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1568
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / ВООРУЖЕНИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА / ARMS AND MILITARY EQUIPMENT / ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / MILITARY CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тимохин Андрей Викторович

В статье рассматриваются факторы, определяющие развитие оборонно-промышленного комплекса России. Показано, что внешние факторы могут как стимулировать процесс развития ОПК, так и тормозить его. Главными внутренними факторами развития являются уровень развития военной промышленности и финансово-экономические возможности государства по разработке и закупке новых видов вооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Internal and External Factors of the Development of Russian Defense Industry

The paper examines the factors that determine the development of the defense-industrial complex of Russia. It is shown that external factors can both stimulate the development of defense and inhibit it. The main internal factors are the level of development of the defense industry and the financial and economic capacity of the state to develop and purchase new weapons.

Текст научной работы на тему «Основные внутренние и внешние факторы развития ОПК России»

Основные внутренние и внешние факторы развития ОПК России

В статье рассматриваются факторы, определяющие развитие оборонно-промышленного комплекса России. Показано, что внешние факторы могут как стимулировать процесс развития ОПК, так и тормозить его. Главными внутренними факторами развития являются уровень развития военной промышленности и финансово-экономические возможности государства по разработке и закупки новых видов вооружений.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, вооружение и военная техника, военное строительство.

А. В. Тимохин,

к. т. н., главный специалист Научно-организационного управления РАН

e-mail: galih@post.ru

Наличие сильного научно-промышленного комплекса всегда являлось основой становления и развития Российского государства. Исторически сложилось так, что на протяжении всего существования России, ей приходилось прямо или косвенно вступать в вооруженное противостояние различной интенсивности с множеством врагов и завоевателей, обеспечивать неприкосновенность и нерушимость собственных границ, а также расширять территорию и сферы влияния государства. Исходя из этого, приоритетом промышленности России было создание наиболее качественной по всем показателям для своего времени вооружения и военной техники, а также разработки наиболее прогрессивных технологий ее создания и модернизации.

Успехи отечественных математиков, механиков, металлургов и непосредственно оружейников позволили создать лучшие в мире по большинству показателей образцы оружия. Таковыми явились артиллерийские системы, оснащение которыми русских войск позволяло одерживать немало побед на полях сражений, начиная с Куликовской битвы, Отечественной войны 1812 г. и до нынешних времен.

В результате целенаправленной политики в России был создан мощный флот, ставший одним из важнейших факторов территориального развития страны, обеспечивший освоение новых территорий, как на южных окраинах России, так и на Севере и Дальнем Востоке.

Начало XX века было ознаменовано необходимостью создания и развития военной авиации, что стимулировало, в свою очередь, развитие отечественных научных и конструкторских школ в области авиастроения.

В советское время и военно-научно-техническая мысль, а под ее влиянием, и оборонная промышленность получили дальнейшее развитие, что позволило

СССР выиграть Великую Отечественную войну, сыграть решающую роль в разгроме фашизма.

Созданные уже в послевоенные годы современные системы вооружений, атомная триада, успехи в освоении космического пространства, позволили СССР обеспечить глобальный военный паритет, что являлось гарантией предотвращения глобальных военных конфликтов. Очевидно, что такая военная мощь могла быть обеспечена только наличием современного наукоемкого производства и собственным развитым научным сектором.

Острая необходимость поддержания высокой боевой мощи Советской Армии и Военно-морского флота, навязанная потенциальными противниками СССР, гонка вооружений, вынуждали Советское государство большую часть научных, материальных и иных средств вкладывать в оборону страны, отводя сфере гражданской промышленности второстепенное положение, что привело к снижению конкурентоспособности продукции гражданского сектора по сравнению с западными производителями. Выпуск государством наиболее необходимой для населения продукции осуществлялся, но по уровню «комфортабельности» и надежности, в сравнении с отечественной военной техникой и зарубежными аналогами «невоенного» производства явно отставал. Попытки же привлечь к этой деятель- со ности оборонные предприятия давали, как правило, о очень хорошие единичные результаты, но они носили фрагментарный, точечный характер. Разворачивание ^ на предприятиях ОПК выпуска автомобильной, быто- 3 вой, медицинской, электронной техники гражданского ® назначения, не позволило создать конкурентоспособ- ^ ную промышленность, ориентированную на нужды |Е населения. ^

Именно ссылки на данное несоответствие и послужили основой идеологии реформирования ОПК О страны после развала СССР. В ходе реформ 1990-х гг. ^ были уничтожены многие высокотехнологичные пред- ^

приятия страны, сокращена подготовка кадров для наукоемкого производства, многие из сохранившихся предприятий были выведены из государственного сектора и переданы в руки так называемых «эффективных менеджеров» и перепрофилированы, часть предприятий, выпускавших продукцию для обеспечения безопасности, страны перешли под контроль различных иностранных структур [1].

Идеологические и политические установки российских ортодоксальных либералов 1990-х «победили» законы общественного и экономического развития и здравый смысл. В итоге разрушения наукоемкого оборонно-промышленного комплекса оказались невостребованными многие научные разработки, которые нашли свое применение за рубежом, снизился уровень подготовки кадров. К настоящему времени Россия фактически потеряла статус ведущей технологической державы.

Провозглашенная руководством страны политика перехода постиндустриальному обществу, инновационного развития, повышения конкурентоспособности не может быть решена без восстановления наукоемкой промышленности. Представляется, что с учетом современной ситуации и исторических традиций первоочередное внимание должно быть уделено оборонно-промышленному комплексу России.

В связи с этим рассмотрим основные факторы, влияющие на развитие Военно-промышленного комплекса современного развитого государства.

В настоящее время наличие собственного ОПК является неотъемлемым атрибутом всех развитых стран. ОПК есть один из факторов, определяющих национальную конкурентоспособность. По своей сути ОПК должен обеспечить поставку продукции для решения следующих задач:

• проведение мероприятий по своевременному обнаружению и предотвращению возможных угроз национальной безопасности,

• парирование внешних военных угроз, направленных на разрушение территориальной целостности государства или смену политического строя (режима),

• проведение внутри страны антитеррористических операций и мероприятий по защите конституционного строя,

• создание перспективных систем вооружений, исходя из требований военной доктрины и прогнозов развития военной и специальной техники, а также с учетом перспективного облика военных действий,

• обеспечение работ по ликвидации природных и техногенных катастроф,

• обеспечение участия государства как полноправного игрока на глобальном рынке вооружений.

Очевидно, что основная деятельность ОПК направлена на решение конституционных задач по обеспечению безопасности страны. В связи с этим основную нагрузку и ответственность за развитие ОПК несет государство. С целью обеспечения высокой конкурентоспособности ОПК должен обладать возможностью доступа к новейшим достижениям науки и техники, что обеспечивается тесным взаимодействием науки и промышленности.

В целом ОПК надо рассматривать как важнейший сектор национальной экономики, действующий в интересах государства и находящийся под его управлением. Тогда на формирование государственной политики развития ОПК, определяющее влияние будут оказывать две группы факторов — внешние и внутренние.

Одним из главных внешних факторов, определяющих развитие ОПК является наличие многочисленных военно-политических блоков. обеспечивающих защиту экономических, политических и территориальных интересов определенной группы стран (таблица). Крупнейшим в мире из ныне действующих военно-политических блоков является Организация Североатлантического договора (НАТО) — крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий США, Канаду и большинство стран Европы. Датой основания НАТО считается 4 апреля 1949 г. — день подписания Североатлантического договора первыми 12 государствами, первоначально вошедшими в

Некоторые действующие военно-политические блоки

Наименование Государства-участники Дата создания Срок действия

1 2 3 4

Тихоокеанский пакт безопасности (АНЗЮС) (ANZUS Security Treaty) Австралия (Australia), Новая Зеландия (New Zealand), США(ШМ States) Подписан 01.09.1951 г., вступил в силу 29.04.1952 г. Не ограничен

Региональная система безопасности и обороны (РСБО) (RSS) Антигуа и Барбуда, Доминика, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Барбадос, Сент-Китс и Невис, Гренада Создан в 1982 г. В марте 1996 г. подписано многостороннее соглашение, закрепившее юридический статус системы Не ограничен

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Республика Армения; Республика Беларусь; Республика Казахстан; Кыргызская Республика; Российская Федерация; Республика Таджикистан; Республика Узбекистан (до июня 2012 г. — приостанавливала свое членство в блоке, затем все восстановилось Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ подписаны 07.10.2002 г. (вступили в силу 18.09.2003 г.) Продление каждые 5 лет

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) (Cooperation Council for the Arab States of the Gulf) 25.05.1981 г. Не ограничен

состав блока. В настоящее время данное сообщество объединяет 28 стран.

В соответствии с Договором основной целью НАТО является укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе. Наиболее важным декларированным военным аспектом деятельности блока является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства - члена НАТО или защиту от нее. В реальности, блок НАТО создавался изначально с целью противодействия так называемой «советской военной угрозе», т. е. противодействия расширению социалистического лагеря. В 1955 г., в противовес НАТО, странами социалистического содружества был создан аналогичный военный блок — Варшавский договор. После распада Организации Варшавского договора и СССР блок НАТО предпринимает усилия для расширения своего влияния и привлечения ряда стран в союз, тем самым осуществляя развитие военного аппарата на Востоке Европы и континентального охвата Российской Федерации с Юга.

Кроме военно-политических союзов, создаваемых на многосторонней основе, широкое распространение получили двусторонние договора о военных союзах и практика создания межгосударственных воинских формирований.

Объединение отдельных субъектов международного права на основе каких-либо международных соглашений, имеющих военную составляющую, подразумевает наличие между участниками определенных обязательств по вопросам оказания помощи в обеспечении национальной безопасности. В большинстве случаев международные соглашения носят комплексный, всеобъемлющий характер.

Международные договоры, имеющие военную составляющую, положительно влияют на формирование и развитие военно-промышленных комплексов государств-участников. Однако, в ряде случаев, лидер договора ставит своей целью обеспечение остальных стран - участниц договора вооружением и военной техникой (ВВТ), а также иными материальными средствами собственного производства. В этом случае интенсивно развивается Военно-промышленный комплекс страны - поставщика ВВТ, а ОПК других членов развиваются исключительно в направлении торгово-экономических отношений с поставщиком, с дальнейшим распределением закупок в соответствующие национальные структуры. Государства-импортеры, соратники по союзу попадают в военно-техническую зависимость от поставщика, при этом развитие ОПК данных стран затормаживается.

Большое влияние на развитие ОПК оказывают договоры о запрещении разработки, производства и применения отдельных видов оружия. Для стран, в которых уже данное оружие производится — это необходимость прекращать работы по его модернизации и развитию. Для стран, в которых данное оружие находится на стадии разработки — это необходимость сворачивать исследования или направлять их в другое русло, т. е. данные договоры влияют на ОПК крайне отрицательно. То же самое можно сказать и о договорах

об ограничении численности войск в целом или отдельных образцов вооружения и военной техники. Таким образом, несмотря на то, что данные договоры предполагают собой наличие дружеских договоренностей между странами-участниками, они не способствуют развитию промышленного комплекса отдельных государств, в первую очередь военно-промышленного комплекса.

Значительное влияние на политику развития ОПК оказывает уровень потенциальной военной опасности. При наличии таких угроз любой стране необходимо усиленно развивать собственные вооруженные силы, т. е. в первую очередь следить за постоянным их качественным военно-техническим и материальным оснащением. Это, в свою очередь возможно либо при наличии высокоразвитого национального ОПК, либо путем обращения к сильным союзникам и/или торгово-экономическим партнерам по поставкам вооружений.

При планировании развития ОПК конкретной страны требуется определить характер и вероятность реализации угроз. Среди основных пунктов, подлежащих оценке, прежде всего, следует выделить содержание военной доктрины государств - источников угрозы, состояние и планы развития их ВС, наличие у них военно-политических союзников и т. п. Анализ технической оснащенности войск вероятных противников предполагается осуществлять сразу в нескольких направлениях. Это: выявление отношения противодействующей стороны к разработке новых систем оружия и модернизации существующих, программ технического оснащения ВС; определение количественного состава и качественного состояния ВВТ. Учет этих исследований позволяет определить собственные потребности в ВВТ и с военно-технической точки зрения позволяет нейтрализовать данные угрозы. Оценивая данные факторы, а также исходя из собственных интересов и возможностей, государство должно рассматривать развитие направлений ОПК, как основополагающих пунктов национального военного строительства, развития национальных ВС, в первую очередь их технического оснащения.

Большая часть внутренних факторов, определяющих развитие ОПК является производной от факторов внешних. Рассмотрим некоторые из них. .

Наиболее влияющими на формирование, структуру и развитие военно-промышленного комплекса государства, являются национальные планы военного строительства, которые, в свою очередь, определяются характером и содержанием национальной военной доктрины и задачами, стоящими перед Вооруженными силами (ВС) страны. Собственно национальное военное строительство представляет собой систему мероприятий по созданию и развитию военной организации государства, основу которой составляют Вооруженные силы и другие силовые структуры. Оно осуществляется в экономической, политической, социальной, духовной сферах жизни общества и собственно военной области (военно-технической, военно-научной, военно-кадровой, военно-законодательной, военно-организационной и др.).

со

о

оо

оо

<

со О

со

о

CN

оо h-

оо

J <

CQ О

Важную роль в формировании и развитии ОПК может играть характер внутриполитической ситуации в стране, а также наличие радикальных антиправительственных и террористических организаций, представляющих угрозу национальным интересам государства. Для нейтрализации подобных структур необходимы соответствующие силы и средства, что создает дополнительный спрос на продукцию ОПК.

К категории внутренних факторов, учет которых необходим при планировании развития ОПК, относятся и военно-экономические факторы.

В целом, группу возможно разбить на две основные подгруппы:

1. Уровень развития военной промышленности. Уровень развития военной промышленности

определяет собственные возможности государства по разработке и производству, необходимых для национальных вооруженных сил, вооружения и военной техники. Критерием данного уровня может служить обладание военной научно-производственной и технологической базой, обеспечивающей производство современной военной продукции. В случае, когда подобная база отсутствует или степень ее развития не позволяет обеспечивать потребности национальных ВС в полной мере, увеличивается потребность в поставках ВВТ из-за рубежа, что в свою очередь ставит государство в зависимость от поставщиков.

Показателями уровня развития ВНПБ принято считать ее состав и возможности по созданию ВВТ и степень удовлетворения потребностей ВС в ВВТ за счет собственного производства. Эти показатели и дают конечную оценку степени обеспеченности ВС в рамках реально обеспеченных потребностей ВС, и как производной от этого — степень эффективности национального ОПК.

2. Финансово-экономические возможности страны по приобретению необходимыхВВТ, которые очерчивают общие границы платежеспособного спроса на военную продукцию.

Основополагающим фактором является экономическое и валютно-финансовое положение страны, определяющее максимальный объем финансовых средств, который может быть выделен на оборону, в том числе на техническое оснащение ВС. Главным макроэкономическим показателем выступает валовой внутренний продукт. Финансовые возможности государства определяет во многом размер государственного бюджета, который отражает степень мобилизации денежных средств в распоряжении государства и зависит как от доходов государства, так и от возможностей государственного заимствования на внутреннем финансовом рынке. В связи с этим важным показателем финансовых возможностей страны является также размер государственного долга, в том числе внешнего. Валютно-финансовое положение страны характеризуют также золотовалютные резервы.

Экономическое положение страны определяет возможности ресурсного обеспечения решения задач военного строительства, включая поддержание требуе-

мого технического уровня национальных ВС, в первую очередь за счет потребления продукции национального военно-промышленного комплекса.

При этом развитие ОПК непосредственно связано с другими отраслями экономики. Так на развитие и совершенствование научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, входящих в состав ОПК, наибольшее влияние оказывает наличие и развитие научной и научно-технической базы государства, взаимоотношения с гражданскими научными организациями.

Подводя итог рассмотрению вопроса о влиянии различных факторов на формирование и развитие военно-промышленного комплекса отдельно взятого государства, сформулируем основные выводы:

1. Военно-промышленный комплекс, являясь неотъемлемой составной частью государства, испытывает на себе те же факторы влияния, что и государство в целом. Помимо этого само государство влияет на развитие данной структуры. Все факторы можно представить соответственно в виде двух основных групп: внешние и внутренние.

2. Внешние факторы могут как способствовать развитию ОПК, так и замедлять данный процесс. Основным же фактором является взаимоотношение государства с международным сообществом. Таковое может быть дружественным, союзным, а может представлять собой диаметрально противоположное состояние: конфронтацию, непринятие, агрессивность по отношению к другим государствам, блокам, сообществам.

3. Внутренними факторами развития ОПК являются военные, военно-политические, военно-экономические, военно-технические и др., большинство из них являются производными от внешних факторов.

Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ 11-02-00631а.

Список использованных источников 1. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 гг./Отв. ред. С. В. Степашин. М.: Олита, 2005.

The main internal and external factors of the development of Russia's defense industry A. V. Timokhin, PhD, Senior Specialist Research and organizational management of RAS.

The paper examines the factors that determine the development of the defense-industrial complex of Russia. It is shown that external factors can both stimulate the development of defense and inhibit it. The main internal factors are the level of development of the defense industry and the financial and economic capacity of the state to develop and purchase new weapons.

Keywords: military-industrial complex, arms and military equipment, military construction.

ж ж ж

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.