Научная статья на тему 'Основные виды потребительских товаров, не соответствующие установленным требованиям'

Основные виды потребительских товаров, не соответствующие установленным требованиям Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
733
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАФАКТНЫЙ / COUNTERFEIT / ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫЙ / УСТАНОВЛЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / STATUTORY REQUIREMENTS / СВОЙСТВА / PROPERTIES / ПРИЗНАКИ / ADULTERATED / CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дронова О.Б.

Рассмотрены виды потребительских товаров, не соответствующие установленным требованиям с точки зрения основного элемента криминалистической характеристики преступлений на потребительском рынке. Приведены основные признаки и свойства нелегитимных товаров с позиции их правовой регламентации, юридической и товароведческой классификации в целях правильного определения категории товаров с нарушенными требованиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main types of consumer products that do not meet the requirements

The article considers the types of consumer goods that do not meet the requirements as a core element of criminalistic characteristics of crimes in the consumer market. The main characteristics of illegitimate goods from the standpoint of their legal regulation, commentaries and merchandising of interpretation for the purposes of identifying the right products with abnormal requirements.

Текст научной работы на тему «Основные виды потребительских товаров, не соответствующие установленным требованиям»

УДК 343.9 ББК 67

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ УСТАНОВЛЕННЫМ

ТРЕБОВАНИЯМ

ОЛЬГАЯ БОРИСОВНА ДРОНОВА,

кандидат юридических наук, доцент, Начальник научно-исследовательского отдела Волгоградской академии Министерства внутренних дел

Российской Федерации Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены виды потребительских товаров, не соответствующие установленным требованиям с точки зрения основного элемента криминалистической характеристики преступлений на потребительском рынке. Приведены основные признаки и свойства нелегитимных товаров с позиции их правовой регламентации, юридической и товароведческой классификации в целях правильного определения категории товаров с нарушенными требованиями.

Ключевые слова: контрафактный, фальсифицированный, установленные требования, свойства, признаки

Annotation. the article considers the types of consumer goods that do not meet the requirements as a core element of criminalistic characteristics of crimes in the consumer market. The main characteristics of illegitimate goods from the standpoint of their legal regulation, commentaries and merchandising of interpretation for the purposes of identifying the right products with abnormal requirements.

Keywords: counterfeit, adulterated, statutory requirements, properties, characteristics

Одним из основных элементов криминалистической характеристики преступлений на потребительском рынке является вид товара с нарушенными свойствами. В данном случае речь пойдет о видах отличия свойств товаров от требований ГОСТов, ТУ и иных нормативных правовых или технических (технологических) документов, а также эталонных образцов производителей.

В настоящее время наиболее часто встречающимися определениями товаров при расследовании преступлений на потребительском рынке являются «фальсифицированный», «поддельный», «контрафактный», каждый из них предполагает производство и (или) реализацию товара с нарушенными свойствами, которые могут быть присущи продукту изначально, с момента производства, а могут быть приобретены в результате ненадлежащего производства, транспортировки, хранения и реализации. При этом следует упомянуть о том, что потребитель в ряде случаев умышленно приобретает товар, зная, что он по качественным и стоимостным характеристикам не может являться оригинальным, однако в большинстве случаев недобросовестный производитель стремится достигнуть

максимального внешнего сходства нелегитимного продукта с его законным аналогом.

Продуктом является результат материального или духовного производства, обладающий качествами, характеризующими его целевое назначение и обладающего комплексом осязаемых и неосязаемых свойств (характеристик, функций, выгод и использований), предназначенных для удовлетворения нужд. При этом продукт будет являться товаром в случае, если он предназначен для реализации потребителю. Согласно закону РФ «О защите прав потребителей»от 7 февраля 1992 г. № 2300-! безопасность товаров, работ, услуг обеспечивается выполнением определенных обязательных и специально установленных требований изготовителем. Другими словами, производитель, перевозчик и продавец обязуются соблюдать установленные правила производства, транспортировки и реализации товара в течение срока службы (годности) товара в целях наличия и поддержания установленных свойств товаров. Требования, предъявляемые к товару законодательно (ГОСТ, ТУ, СанПиН и т.д.), должны полностью соответствовать установленным стандартам, нормам и правилам, качественным и ко-

личественным характеристикам. Кроме того, товары должны сопровождаться необходимой документацией и информационной отметкой о проведении и результатах обязательных сертификаций.

Виды потребительских товаров, не соответствующих установленным требованиям,можно рассматривать как с юридической точки зрения, так и с товароведческой.

С юридической точки зрения видами потребительских товаров, не соответствующих установленным требованиям,является продукция,не отвечающая требованиям безопасности (недоброкачественная), контрафактные и фальсифицированные товары.

Понятие товаров, не отвечающих требованиям безопасности, неоднократно становилось объектом ис-следованияправоведов [1,2]. В целом они могут быть охарактеризованы как товары, изготовленные (произведенные) из недоброкачественного сырья (материала) или без соблюдения необходимых правовых и технологических требований, предъявляемых и контролируемых государством на этапах производства, хранения, транспортировки и реализации,которые при использовании (употреблении) могут создать угрозу жизни и здоровью потребителей. К данной категории будут относиться товары как произведенные из сырья с нарушенными потребительскими свойствами, изготовленные в условиях несоблюдения санитарных норм, с нарушением законодательно установленных требований для конкретного продукта, так и изменившие свои первоначальные качества и свойства в результате нарушений правил оборота вследствие несоблюдения температурного и светового режимов, гарантийных сроков доброкачественности и неверного указания категории потребителей, для которых предназначен товар.

В законодательстве определение недоброкачественного товара встречается в п. 38 ст. 4 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» от 12 апреля 2010 г.№ 61-ФЗ как лекарственного средства, не соответствующего «требованиям фармакопейной статьи, либо в случае ее отсутствия требованиям нормативной документации или нормативного документа». В Гражданском кодексе РФ 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗтермин «недоброкачественный товар» встречается лишь в связи с правами потребителяна его замену, в остальных случаях применяется более широкое понятие «товар ненадлежащего качества».

Наиболее часто используемым термином при характеристике продукции с нарушенными требованиями является «контрафактный товар»,однако он является собирательным и может быть классифицирован по разным основаниям, на основе присущих ему свойств, совокупность которых нарушают права собственника объекта.

В части 4 (ст.1252, 1515, 1519) Гражданского кодекса РФсодержаться определения контрафактных товаров как нарушающих исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственности) путем их изготовления, распространения или иного использования, а также импорта, перевозки или хранения материальных носителей.

Снабжение товаров, этикеток, упаковок товаровто-варными знаками без разрешения правообладателей, изготовление сходного с известным до степени смешения обозначением, а также незаконное использование наименование мест происхождения товаров относит их к категории контрафактных, даже если сам товар полностью соответствует установленным требованиям.

Отдельное определение понятияконтрафактного лекарственного средства как находящегося в обороте с нарушением гражданского законодательства изложено в Федеральном законе «Об обращении лекарственных средств».Данное определение является общим и позволяет отнести к нему все виды лекарственных средств, не соответствующих установленным требованиям.

Для квалификации контрафакта необходимо наличие признаков коммерческой деятельности, носящей умышленный, мошеннический характер и осуществляемой в коммерческих масштабах.Она сопровождается присвоением результатов интеллектуальной деятельности — незаконным воспроизведением оригинальной продукции с размещением на ней товарных знаков и их последующим распространением в целях извлечения прибыли [3,4]. Продукция может быть защищена, помимо товарных знаков, иными исключительными правами, например патентными или авторскими правами. Незаконная деятельность лежит в сфере конкурентного права, поскольку по всем своим отличительным признакам может быть отнесена к недобросовестной конкуренции[5].

Правоведы нередко ведут дискуссии о видах контрафактных товаров, которые могут быть доброкачественными с технической и технологической стороны, но нарушают исключительные права.К ним нередко применяют термин «юридический контрафакт» (например выпуск дополнительного тиража книг без разрешения правообладателя или извлечение прибыли от использования аудиовизуальных произведений без соответствующих разрешений). В данном случае нарушение прав устанавливается в основном путем изучения документации, связанной с введением выпущенных товаров в гражданский оборот. Другим видом является «технический контрафакт», который представлен на потребительском рынке в виде «нового»

продукта, созданного, как правило, путем компиляции и размещения на нем, его этикетках и упаковках чужого товарного знака или схожего с ним аналога без разрешения правообладателя. Основным признаком, позволяющим отличить такой товар от оригинального, является низкое качество оформления упаковки, этикеток, защитных элементов.Кроме того, могут отсутствовать средства индивидуализации, сведения о правообладателе и производителе, информация о стандартах, которым должна соответствовать продукция и т.д.

Для определения наличия признаков технического контрафакта чаще всего назначаются экспертизы, за исключением случаев разрешения вопросов о степени сходства вплоть до смешения обозначений товарного знака, которыйявляется предметом факта и по общему правилу может быть разрешен судом без использования специальных знаний [6].

При проведенииисследований устанавливается нарушение следующих свойств:функциональности(под которым понимается несоответствие возможностей контрафактного товара удовлетворять потребности);н адежности(выражающиеся в неспособности товаров сохранять функциональные свойства в ходе их жизненного цикла) ибезопасности,переводящей товар в категорию опасных для здоровья нынешнего и будущих поколений.Однако установление несоответствия перечисленных свойств оригинальным образцам, снижающее качество товаров, имеет опосредованное отношение к главному признаку контрафактности — нарушению исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, выраженное в конкретном товаре.

В целом контрафактные товары могут быть классифицированы по следующим основаниям:

• по предмету охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации: произведения науки, литературы и искусства;программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);базы данных;исполнения;фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели;промышленные образцы; селекционные достижения;топологии интегральных микросхем;секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования;товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения;

• времени выявления: на стадиях изготовления, импорта, комплектования, перевозки, хранения, реализации, сдачи в прокат или иного не-

законного использования;

• объекту нарушения: исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средстваиндивидуализа-ции юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана интеллектуальной собственности;

• виду создания: технический контрафакт, юридический контрафакт;

• размеру причиненного ущерба: крупный (сто тысяч рублей), особо крупный (один миллион рублей).

В юридической практике спорным является соотношение понятий «контрафактный» и «фальсифицированный», высказываются мнения как об их относительной тождественности, так и о возможности контрафактной продукциибыть одновременно фальсифицированной, при этом фальсифицированная продукция может не быть контрафактной. Считаем целесообразным присоединиться к позиции большинства исследователей, относящих контрафактные товары к объектам нарушения прав на результаты интеллектуальной деятельности, а фальсифицированные — к предмету изменения технологии производства.

В настоящее время Уголовныйкодекс РФ не содержит трактовку термина «фальсифицированный», хотяимеется несколько видов преступлений, в которых он фигурирует, однако в контексте рассматриваемой тематики применяется лишь один вид ответственности за обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок(ст. 238.1).

Понятие фальсификации иных видов потребительских товаров можно найти вст.1 Федерального законаРФ«О качестве и безопасности пищевых продуктов»от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ,в которомпод фальсифицированными пищевыми продуктами (в том числе биологически активными добавками), материалами и изделиямипонимаютсяпищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной. В статьерегламентируется необходимость связи самого продукта и его потребительских качеств с информацией, указанной на этикетках, упаковках и сопроводительных документах. Однако в ряде толкований данной нормы [7] указывается, что несоответствие продукта его информационному описанию не является основанием для автоматического признания конечного продукта фальсифицированным. В противовес этому утверждению закон РФ «Об обра-

щении лекарственных средств» в п. 37 ст. 4 трактует-понятие фальсифицированного лекарственного средства как сопровождаемого ложной информацией о его составе и (или) производителе. Данная норма соответ-ствуетопределению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): фальсифицированным лекарственным средством является продукт, преднамеренно и противоправно снабженный этикеткой, неверно указывающей на подлинность препарата и/или изготовителя[8].

В целом фальсификацию можно охарактеризовать как осознанную деятельность по имитации признаков востребованного на потребительском рынке товара, направленную на получение выгоды путем выдачи фальсифицированного продукта за оригинальный. Такая деятельность может быть направлена на придание какому-либо объекту внешних признаков, не свойственных ему изначально, или изменение первоначальных свойств и признаков объектов в целях увеличения его количественного состава за счет ухудшения качественных характеристик.

Под фальсифицированными товарами можно считать продукты (в том числе биологически активные добавки), лекарственные средства, материалы и изделия, в потребительские свойства которых умышленно были внесены изменения, выразившиеся в ухудшении качественных и количественных характеристик, без информирования об этом потребителей.При этом происходит изменение потребительских свойств товаров -назначения (функционального, социального и классификационного назначения), надежности, эргоно-мичности, эстетичности, безопасности и экологично-сти- по причине их замены, искажения или сокрытия.

В товароведении товары с нарушенными свойствами подразделяются на: 1. Подделки-заменители (суррогаты, имитаторы), которые представляются потребителю как товары по качеству не уступающие первичному продукту, что часто не соответствует действительности (кофейные напитки, фруктовые нектары, сырные массы и т.д.). Однако если производитель снабдил товар информацией о подлинном наименовании и сорте, то продукт считаетсялегитимным (произведенным и реализуемым с соблюдением требований). Наиболее часто имитации подвергаются парфюмерная и косметическая продукция, одежда, обувь известных торговых марок, что наносит ущерб производителю в виде не только недополученной прибыли, но и утраты доверия к качеству бренда.

2. Дефектные товары — это продукция с браком, который возник в результате сбоя на производстве либо по вине персонала предприятия-изготовителя. Такая продукция должна иметь дополнительное информационное сопровождение об изменении ряда потребительских свойств и соответствующее снижение

себестоимости.Если эти условия выполнены, то продукция реализуется на законных основаниях.

3. Фальсифицированными являются товары, производство и реализация которых преднамеренно направлены на обман круга лиц путем введения в оборот товаров с нарушением права интеллектуальной собственности и/или умышленно измененных, имеющих скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.

В ходе фальсификации продукции могут быть изменены любые свойства товаров, при этом выделяются следующие формы фальсификации: ассортиментная (видовая), качественная, количественная, стоимостная, информационная и комплексная.

Для ассортиментной фальсификации характерна замена оригинального продукта более дешевым аналогом, который существенно снижает потребительские свойства товара, а также изменяются наименование, назначение, происхождение, тип, марка.

Качественная фальсификация характеризуется внесением изменений в сам товар путем разбавления, использованием синтетического материала вместо натурального, неполной комплектацией, несоблюдением технологического цикла производства (сокращением времени и температурных режимов).

Количественная фальсификация заключается в несоответствии параметров товара (вес, объем, длина свыше допустимых погрешностей измерительных инструментов). Для нее характерны следующие нарушения: использование упаковки, создающей неверное представление об объеме продукции, находящейся в ней, различные виды обвесов (выделяется более 12 видов), умышленное изменение свойств товаров, приводящее к изменению параметров (увеличение массы замороженных продуктов путем нанесения ледовой корки, увлажнение сыпучих продуктов, таких как сахар, соль, крупы). Последний вид нарушений отдельные специалисты относят к нарушениям правил торговли, так как товары данной категории могут быть реализованы и без нарушений.

При информационной фальсификации, которую нередко трактуют как недобросовестную рекламу, потребителю предлагаются свойства продукции, которые трудно поддаются оценке и, следовательно, неоднозначен результат применения товара, например «Чай для похудения», «Без ГМО» и т.д. Кроме того, могут быть изменены название товара, страна происхождения (импортера), фирма-изготовитель, дата производства и сроки реализации.

Наиболее часто среди потребительских товаров, не соответствующих установленным требованиям, поступающихнатовароведческую экспертизу, встречаются комплексные виды фальсификации, при которой

имеет место компиляция вышеуказанных способов.

Определение категории, к которой следует отнести товар, нарушающий установленные требования, вызывает трудности у правоприменителя на первоначальном этапе расследования преступлений на потребительском рынке и требует проведения ряда оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий для уяснения сутисовершенного преступления и его правильной квалификации.

Таким образом, все товары, нарушающие установленные требования, можно объединить в одном понятии — «нелегитимная (незаконная) продукция», полученная в результате неправомерных действий, сопровождаемых умыслом или халатностью, и используемая в корыстных целях. Установления факта нарушения свойств потребительской продукции, таких какизменение технологических условий изготовления, хранения, или реализация на территории государства товаров, предназначенных для других стран, несоот-ветствиеоригинальным образцам любого элемента, являющегося частью товара, можно вести речь о наличии у нее нелегитимных свойств. Под нелегитимными свойствами потребительских товаров понимаются особенности продукта, отличающие его от установленных правовых и технических (технологических) требований производства и реализации, которые были внесены в него умышленно или по халатности.

Использование термина «нелегитимный потребительский товар», объединяющего все виды объектов, нарушающие установленные требования, отражает внутреннюю специфику предмета преступного посягательства. Это позволит упростить понимание данного элемента криминалистической характеристики, установить взаимосвязи с иными элементами в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий и первоначальном этапе расследования преступлений и будет способствовать правильному итоговому отнесению проверяемого товара к категориям «недоброкачественный», «контрафактный» или «фальсифицированный» в соответствии с нормами права.

Литература

1. Суханов А.В. Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности: уголовно-правовые аспекты:дис.... канд. юрид. наук. Ростовн/Д, 2014.

2. Хачатрян А.С. Предупреждение преступлений против здоровья населения, связанных с реализацией товаров, не отвечающих требованиям безопасности, на предприятиях общественного питания:автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2010.

3. Осокин Р. Б., Клещенко Ю. Г. Проблемы квалификации налогового мошенничества по субъективным признакам // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. Вып. 6 (62). С. 357360.

4. Осокин Р. Б. Уголовно-правовая характеристика способов совершения мошенничества : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

5. Пирогова В. Контрафакт и пиратство: вопросы теории и практики [Электронный ресурс]// Юридическая библиотека Юристлиб: [сайт]. URL: http:// www.juristlib.ru/book_7590.html (дата обращения: 05.05.2015).

6. О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака [Электронный ресурс]:постановление Пленума Верховного суда РФ от 26.04.2007 № 14. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Парций Я.Е. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей», 2006 [Электронный ресурс]. Доступизсправ.-правовойсистемы «Гарант».

8. Department of essential drugs and other medianes. Guidelines for the development of measures to combat counterfeit drugs. Geneva, Switzerland [Электронный-ресурс] // World Health Organization, 1999. [Электрон-ныйресурс]. URL: http://whqlibdoc.who.int (Датаобра-щения: 03.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.