Научная статья на тему 'Основные виды печатных изданий, применяемые на медиаобразовательных занятиях со студентами'

Основные виды печатных изданий, применяемые на медиаобразовательных занятиях со студентами Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2477
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕССА / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мурюкина Е. В.

Используя печатные издания в своей медиаобразовательной деятельности, нам хотелось бы в данной статье остановиться на основных видах журналов и газет, которые используются нами в работе со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные виды печатных изданий, применяемые на медиаобразовательных занятиях со студентами»

Федоров А.В. Проблемы аудиовизуального восприятия // Искусство и образование. 2001. № 2. С. 57-64.

Федоров, А.В. Терминология медиаобразования // Искусство и образование. 2000. № 2. С. 33-38.

Федоров А.В., Новикова А. А. Медиа и медиаобразование // Alma Mater: Вестник высшей школы. 2001. № 11. С.15-23.

Практика медиаобразования

Основные виды печатных изданий, применяемые на медиаобразовательных занятиях со студентами

Е.В.Мурюкина, кандидат педагогических наук, доцент

Используя печатные издания в своей медиаобразовательной деятельности, нам хотелось бы в данной статье остановиться на основных видах журналов и газет, которые используются нами в работе со студентами. В рисунке 1 мы представили основные виды популярных печатных изданий, которые пользуются наибольшей популярностью у читательской аудитории.

Рис. 1. Основные виды популярных печатных изданий

Безусловно, что такое деление на основные виды очень условно, так как в одном и том же виде существует множество подвидов. Но мы видим свою задачу, прежде всего, с точки зрения педагогики - обосновать актуальность и целесообразность использования прессы на медиаобразовательных занятиях, а исследование и анализ всего многообразия печатных источников оставляем журналистам и социологам. Итак, в своей практической деятельности мы опираемся на издания, пользующиеся спросом у читательской аудитории. Именно они способны создать более благоприятные условия для реализации творческих заданий, направленных на изучение видов анализа медиатекстов.

Известно, что личная заинтересованность аудитории влияет на эффективность образовательного процесса. Поэтому мы предложили

студентам педагогического вуза (3-го - 5-го курсов) ответить на вопросы о предпочтениях в области печатных периодических изданий.

Среди наиболее популярных в студенческой аудитории изданий были названы: «7 Дней», «Караван историй», «Антенна», «Панорама ТВ», «Cosmopolitan», «Gloria», «She», «FHM», «Медведь», «Футбол», «За рулем», «Аргументы и факты», «Итоги» и т.д.

Таким образом, выбор студентов обозначил основные категории печатных источников, на которые можно опираться в ходе изучения видов анализа на медиаобразовательных занятий. С другой стороны, учитывая потребности студенческой аудитории, мы также должны «расширять рамки» анализируемых изданий. Поэтому целесообразно ввести те категории прессы, которые незнакомы или малознакомы аудитории: в своей практической деятельности мы «добавили» следующие издания: о жизни знаменитостей (подростковый вариант); политическую прессу; профессиональную прессу, детские самодеятельные издания и пр.

Дадим краткую характеристику изданий, которые мы предлагаем для проведения медиаобразовательных занятий со студенческой аудиторий.

Издания о кинематографе [Мурюкина, 2006, с.56-59]

1) Учредителей киножурналов/газет можно разделить на следующие группы: а) некоммерческие (издаваемые при участии государства) - «СК-Новости», «Киносценарии», «Культура», «Киноведческие записки», «Экран и сцена», «Киномеханик + Новые фильмы» и др.; б) коммерческие («Семь дней», «Панорама ТВ», «ТУ Парк», «Кино Парк», «Техника, кино и ТВ», «Фильм», «Мир развлечений», «Stereo & video» и др.); в) «смешанного» типа, где есть «доли» государственных и коммерческих структур («Искусство кино», «Кинофорум» и др.).

Некоммерческие издания более «узкопрофильны», они рассчитаны на заинтересованную и увлеченную аудиторию, владеющую знаниями по теории кинематографа, а также знакомую с его историей. «Смешанный» тип прессы нельзя назвать чисто коммерческим проектом, так как по некоторым признакам (тираж, аудитория, содержательная сторона, малые рекламные площади и т.д.) он имеет больше сходств с некоммерческими изданиями. Например, канал СТС как соучредитель журнала «Искусство кино», стал проявлять более «серьезный» интерес к кинематографу: от трансляции преимущественно импортных телесериалов он перешел к производству и показу с последующей продажей другим каналам собственных телесериалов. Главная цель для прессы группы «б» -коммерческий успех, материальная прибыль, которая напрямую зависит от тиражей издания. Такие журналы, газеты как «7 Дней», «Антенна», «ТВ Парк», «Панорама ТВ» для повышения количества покупаемых

экземпляров используют опубликование телепрограммы, что дает им возможность издаваться еженедельно.

2) Тираж. Отметим, что самой успешной группой кинопрессы (в плане повышения продаж) являются развлекательные издания. Безусловный фаворит - газета «Антенна», тираж которой увеличился за анализируемое время практически в 4 раза.

3) Реклама также помогает повысить прибыли, поэтому коммерческие киноиздания («Антенна», «Кино Парк», «7 Дней» и пр.) имеют достаточно большой процент рекламных площадей. К этому можно добавить, что последнее время на страницах упоминаемой прессы стала «набирать обороты» скрытая реклама. Но все рекорды «бьют» журналы рекламно-информационного типа: «Stereo & video», «Эра DVD», «DVD-news». В них объем рекламной информации превышает 80%. Отметим, что нами анализировались лишь некоторые издания, в то время как их численность значительно выше. Они привлекательны для множества рекламодателей и имеют свой круг читателей.

4) Популярность кинопрессы находит отражение и в «страничном» эквиваленте. Наблюдается заметное «утолщение» некоторых изданий. Здесь по-прежнему лидирует «Антенна». Стремясь стать более универсальной для завоевания «разновозрастной» аудитории, издание включает страничку «Телевичок» для детей. В последнее время, стараясь привлечь тинейджерскую, молодежную аудиторию, редакция газеты активно поддерживает популярные у данной возрастной категории телепроекты: «Hand made», «Дом 2» и т.д. Примечательно и появление цветной версии данного издания, которая привлекает к себе внимание, в том числе, и молодежной аудитории. Поэтому о данном издании можно говорить как о «семейном».

5) Касаясь вопроса отношений редакции киноиздания и читателей, заметим, что коммерческие издания («развлекательного», «информационно-развлекательного», «рекламно-информационного» типов) культивируют в основном одностороннюю связь, где аудитория воспринимается как потребитель, лишенная возможности влиять на содержание журнала. Правда, такого рода издания нередко проводят конкурсы с ценными призами, которые также способствуют повышению тиража. В изданиях «аналитико-теоретических + креативных», «информационно-аналитических» видна заинтересованность в читателях-интерпретаторах, исследователях с собственной точкой зрения, проявляющих активность. Предлагая информацию для анализа, редакция рассчитывает на обратную связь (организация круглых столов на страницах издания, публикация статей, рецензий и т.д.).

Популярная кинопресса зачастую игнорирует смысловое взаимодействие с читателем. Это объясняется тем, что значительная часть

журналистов плохо знает свою аудиторию [Корконосенко, 2004]. Как результат - усредненный стиль материалов, безликость, похожесть изданий друг на друга.

6) Выявив типы кинопрессы, существующие в современной России, необходимо остановиться на следующем моменте: в розничной торговле встречаются все виды киноизданий «развлекательного», «информационно-развлекательного», «рекламно-информационного» и отчасти «инфомационно-аналитического» типов. Сложнее «достать» кинопрессу «аналитико-теоретического + креативного» типа, так как у распространителей и в киосках «Роспечати» ее нет. Здесь рассылка идет в соответствии с подпиской, поэтому можно утверждать, что тираж данных газет и журналов определяется (с большой долей вероятности) числом подписчиков. Даже по этому критерию мы можем отличить специализированные издания от популярных.

7) Изучая кинопрессу, мы наблюдали в «развлекательных» изданиях «переход» от текстовой информации к «зрелищной», то есть иллюстративной. В изданиях «Антенна», «7 Дней» и пр. более 50% информации дается в виде цветных/черно-белых, привлекающих внимание фотографий.

8) Важный момент для выяснения стабильности издания - год его основания. В современном российском печатном пространстве мы наблюдаем и вновь появившиеся киноиздания (преимущественно, западных образцов), и сохранившиеся еще с советских времен. В хронологическом порядке нам хотелось бы привести примеры: «Культура» - выпускается с 1929 года; «Искусство кино» - с 1931 г.; «Киномеханик» - с 1937 г.; «Новые фильмы» - с 1964 г.; «Киноведческие записки» - с 1988 г.; «Антенна», «Stereo & video», «ТВ - Парк» - с 1994 г.; «Кинопарк», «Фильм» - с 1997 г.; «СК - Новости» - с 1998 г.; «Сериал», «Мир кино и ТВ» - с 2000 г. и т.д.; «DVD-news» - с 2001 г.

Издания о жизни знаменитостей

Для проведения цикла занятий, направленных на развитие умений некоторых видов анализа печатных медиатекстов, предлагается учитывать предпочтения студентов и использовать следующие журналы: «Биография», «Караван историй», «Интервью», «Viva» и т.д. Целесообразно будет представить основную информацию об изданиях в виде таблицы 3:

30

Таблица 3

Печатные изда шия о жизни знаменитостей

Издания Учредители, тип собственности Рекламный слоган издания Периодичность Тираж

Биография ЗАО Грунер + Яр ЗАО Каждая жизнь -история Ежемесячно Не указан

Интервью ЗАО Креатив Медиа Люди и события Ежемесячно 154000

Караван историй ЗАО Семь дней Коллекция историй Ежемесячно 600000 1000000

Viva ЗАО Эдипресс-Конлига Самая достоверная информация о жизни звезд 2 раза в месяц 150000

Молоток ЗАО «Издательский дом «Молоток» Живой Журнал Еженедельно 215000

Yes! Звезды ООО «Юнайтед Пресс» - Ежемесячно 450000

Все звезды АО «Ровесник» - 2 раза в неделю 250000

Bravo ООО «Бауэр-Логос» Реальный журнал. С нами ты в теме. Еженедельно 220000

Отметим, что все издания отпечатаны на качественной бумаге в цветном исполнении. Печать произведена: «Viva», «Bravo» и «Биография» - в Польше, «Караван историй» - в России, «Интервью» - в Финляндии, «Молоток», «Yes! Звезды» - на Украине. Отмечается большое количество рекламных площадей, «засилье» скрытой рекламы.

1) Тип собственности, всех изданий, пишущих о жизни знаменитостей (подростковый и взрослый подвиды) - негосударственный, а, значит, пресса направлена на извлечение прибыли от своей издательской деятельности.

2) Самые высокие тиражи у «Каравана историй» (взрослый подвид прессы о жизни знаменитостей) от 600 тысяч до 1 миллиона экземпляров. Количество тиража во многом определяется знаменитостями (степенью их популярности у потенциальной читательской аудитории): так, тираж номера, где напечатан роман А.Волочковой, составляет 601 тысячу, а номер с романом Д.Билана - 1 миллион экземпляров.

Среди подростковых изданий лидирует «Bravo» и «Молоток», суммарный тираж которого по итогам месяца составляет 860000 и 880000 экземпляров соответственно.

3) Рекламные площади во всех анализируемых подвидах изданий о жизни знаменитостей занимают довольно большие объемы.

4) Лидера по количеству страниц во «взрослом» подвиде нет, так как все издания имеют практически одинаковый объем - от 172 до 220

страниц. В подростковой прессе все журналы, за исключением «Yes» (82 страницы), имеют объем в 46 - 48 страниц.

5) Отношения редакций и читателей: все издания ограничиваются конкурсами как формой «интерактивного» общения. Следовательно, можно утверждать об преимущественно односторонней связи, где читатель воспринимается как потребитель, лишенный возможности влиять на содержание журнала.

6) В анализируемых издания о жизни знаменитостей (для взрослой аудитории) более 60 % информации занимают иллюстрации; в подростковых изданиях - более 70 % - 75 %. То есть сохраняется тенденция ухода от текстов к зрелищности, яркости, красочности, находящая отражение во многих современных изданиях.

7) Дата основания: «Bravo» - 2002 г., «Караван историй», «Все звезды» и «Молоток» - 2003 г., «Биография» - 2004 г., «Yes» - 2005 г., «Интервью», «Viva» (российский аналог транснационального издания) -2007 г. То есть практически все издания возникли уже в XXI веке, когда после ситуации кризиса и переходного периода 90-х годов Россия стала обретать политическую и экономическую стабильность, что повлекло за собой большую платежеспособность читательской аудитории.

Итак, большое количество иллюстраций, качественный дизайн, предпочтительные для молодежи «портативные» размеры (кроме «Viva»), истории об известных людях, адаптированные под «среднестатистического» читателя и пр. делают эти издания популярными в студенческой и подростковой аудитории.

Детские издания

Для некоторых видов анализа медиатекстов (например, этического) со студентами, на наш взгляд, наиболее подходит пресса, ориентированная на детскую аудиторию. Мы провели компаративный анализ следующих изданий: «Золотая антилопа», «Веселые картинки», «Спокойной ночи, малыши», «Barbie» и т.д. В связи с этим, нам представляется возможным представить некоторые ее характеристики:

1) Детская пресса важна тем, что ее целевая аудитории - дети от 3 до 9 -10 лет, но «неотъемлемая часть» читателей - взрослые, родители. Поэтому редакции комплектуют материалы, чтобы удовлетворить потребности и детской, и взрослой части аудитории.

2) Примечательно, что, как и в случае с кинопрессой, детской прессе удалось сохранить часть «выходцев из Советской эпохи» (например, «Веселые картинки» и др.). Появились и новые журналы. Здесь можно выделить два основных направления - это издания-аналоги телевизионных, мультипликационных проектов российского производства и западных медийных продуктов (пример, «Спокойной ночи, малыши», «Barbie» и т.д.).

3) В соответствии с выделенными двумя направлениями отличаются и медиатексты, где главные герои либо персонажи российских мультфильмов, детских телепередач (АБВГДЕйка и т.д.), либо западные «пришельцы». В прозападных изданиях используется элементы латентной рекламы, так как издание и чтение журналов направлено на повышение покупательской активности кукол Барби и др. товаров для детей.

4) Во всех видах печатных изданий для детей присутствует реклама.

5) Печатные издания, направленные на детскую аудиторию, содержат большое количество медиатекстов, развивающих творческое мышление, умственные способности, память, логику и т.д. читателей: математические задания, логические цепочки, раскраски и пр. Такое чередование медиатекстов позволяет юным читателям меньше утомляться, так как их интерес (в силу возрастных особенностей) носит неустойчивый характер.

6) Важно, что издания, основывающиеся на российских персонажах, в каждом своем номере публикует медиатексты популярных отечественных поэтов, писателей (С.Михалков, А.Барто, С.Маршак, К.Чуковский, Ю.Энтин и др.). Публикуя их стихотворения, сказки и пр., редакция знакомит читателей и с интересными фактами их биографии. Это позволяет ориентировать читателей (и детскую, и взрослую часть аудитории) на нравственные, моральные, культурные ориентиры современного российского общества.

7) В изданиях, базирующихся на национальных персонажах, иллюстрации нарисованы художниками, каждый из рисунков имеет автора, в то время как прозападная пресса иллюстрируется «компьютером», без указания автора. Это несколько стандартизирует ее, что может способствовать возникновению у аудитории определенных «штампов», стереотипов.

Социально-политические издания

Для анализа и работы на медиаобразовательных занятиях мы посчитали целесообразным объединить в одну группу социальные, политические, «расследовательские» виды прессы. При этом мы намеренно включили в анализ «расследовательские» издания, так как публикуемые там материалы также касаются социальных, политических событий в нашей стране и в мире. Для анализа мы использовали следующую прессу: «Новые Известия», «Аргументы и факты», «Совершенно секретно», «Русский репортер», «Итоги», «Труд» и т.д.

Представленная ниже таблица 4 позволяет определить учредителя, тираж и периодичность выхода.

Таблица 4

Социально-политические печатные издания_

Название Учредитель Тираж в неделю Периодичность

Русский ЗАО «Коллектив 65800 Еженедельно

репортер редакции «Эксперт»

Итоги Изд-во «7 Дней» 87000 Еженедельно

Аргументы и ЗАО «АиФ» 3082715 Еженедельно

факты

Вечерний Ростов ООО «Вечерний Ростов» 210700 Ежедневно

Гендерные издания:

При анализе гендерных изданий мы опирались на следующую прессу: «FHM», «Mullen Rouge», «Медведь», «She», «Cosmopolitan», «Gloria», «She», «Shape», «Mini», «Ростовчанка», «Таглайф», «Лиза», «Аксинья» и т.д.

Мужские и женские издания имеют как видимые сходства, так и качественные, количественные различия:

- Мужские издания имеют следующие основные направления:

а) эротическое («Playboy», «XXL» и т.д.);

б) информационно-развлекательные («FHM», «Медведь» и др.);

в) ярко выраженный вектор подборки и печати материалов: политический «Mullen Rouge», экономический «Коммерсант» и т.д.

- Женские издания имеют следующую направленность:

а) ориентированные на семейную жизнь, где целевой читатель определяется как домохозяйка со среднем уровнем достатка;

б) пресса для женщин, занимающихся собственной карьерой;

в) «гламурные» издания для женской читательской аудитории.

На основе компилятивного анализа гендерных изданий мы сделали некоторые выводы:

1) Мужские издания отличает высокое качество полиграфии, бумаги, которое соответствует таким женским журналам как «Cosmopolitan», «She» и пр. Таким образом, можно констатировать, что в мужских изданиях отсутствует эконом-сегмент, который в женской прессе представлен журналами «Лиза», «Gloria» и пр.

2) Мужские издания активно используют женский образ в своих медиатекстах. Женщина чаще всего рассматривается как сексуальный партнер, в то время как женские издания более ориентированы на саму представительницу слабого пола, ее мир, внешние атрибуты успешной (по мнению редакции) жизни. Присутствие в медиатекстах мужских образов наблюдается значительно реже.

И в мужских, и в женских изданиях образ противоположного пола позиционируется редакциями больше в «потребительском» (секс,

муж/жена, отец детей и т.д.) смысле. Итак, мужчина/женщина предстает в гендерных изданиях не как целостных образ, а в определенном (выбранном редакцией) формате.

3) Гендерные издания ориентированы на создание среди своих читателей общества потребления, на достижение этой цели направлены все медиатексты, включая рекламу, латентную рекламу, «placement» и т.д.

4) Гендерные издания всех видов и направлений отличает от другой печатной прессы рафинированный эгоцентризм.

5) В женских изданиях мы выделили 3 подвида (в соответствии с экономическим положением целевого читателя): общедоступные («Ростовчанка», «Аксинья» и т.д.); эконом-класс («Gloria», «Лиза» и т.д.); «хай-класс» («Cosmopolitan», «She», «Mini» и т.д.).

6) Рекламные площади в женских изданиях занимают большее количество места, чем в мужской прессе. Женские издания отличает «placement» - в журналах мы встречаем большое количество пробников рекламных товаров, каталоги косметических фирм и одежды, купоны на скидки и т. д.

7) Медиатексты, публикуемые в современных гендерных изданиях отличаются шаблонностью, повторяемостью тем и рубрик, унифицированным обезличенным стилем изложения материала, подбора иллюстраций и пр.

Профессиональные издания

Такой вид изданий представляет для студентов педагогических вузов не только познавательный, но и профессиональный интерес. Поэтому, по нашему мнению, некоторые виды анализа (3-4 группы) целесообразно проводить на материале профессиональных изданий. Для изучения педагогической прессы мы опирались на следующие источники: «Педагогика», «Высшее образование в России», «Alma mater», «Образование, медиа, общество», «Дополнительное образование», «Медиаобразование» и др. Хотелось бы выделить основные черты профессиональной (педагогической) прессы:

1) Учредителями таких изданий являются только государственные структуры, это Министерство образования и науки РФ и региональные подразделения.

2) Все медиатексты имеют конкретных авторов, в большинстве изданий предлагаются адреса (электронные), по которым можно с ними связаться. Обсуждение проблемных вопросов, которые поднимаются в статьях, зачастую обсуждаются на страницах издания (в последующих номерах).

3) Медиатексты имеют сложную теоретическую структуру, подразумевая компетентного целевого читателя. Аудитория издания

должна обладать не только общими, но и профессиональными знаниями. Именно уровень развития таких знаний и умений влияет на степень понимания медиатекста, включая заложенные автором контексты.

4) Такие издания не содержат коммерческой рекламы, поскольку их основная цель далека от просто коммерческой прибыли. Основными задачами таких изданий можно назвать выявление и решение научных проблем в области образования, поддержка педагогических исследований, анализ теории и практики в образовательном пространстве России, мира и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) Требования к медиатекстам значительно выше, чем в других видах прессы. Если во многих популярных изданиях один из главных критериев - массовый интерес, то в профессиональных изданиях среди основных критериев можно выделить научность, теоретическую и практическую значимость и пр.

6) Профессиональные издания распространяются по подписке и не продаются в розничной сети. Это связано с конкретной направленностью научных интересов, которые рассматриваются в журнале/газете.

Детско-юношеская самодеятельная пресса

Мы принимали участие в работе конференций, которые включали в свою работу конкурсные программы, направленные на развитие детско-юношеской инициативы в подготовке и выпуске печатных изданий (в Томске, Ханты-Мансийске и др.). Можно утверждать, что такая пресса остается популярной среди школьников и студентов, поэтому мы считаем целесообразным использование ее материалов в медиаобразовательной деятельности. Для анализа были использованы следующие издания: «Гранки», «Сами», «Салют, Орленок!», «Чеховские пятницы», «Свежий ветер», «Молодежка», «Самотлор-экспресс: Новые имена», «Наша газета», «Школьный вестник» и др.

Таблица 5

Детско-юношеская самодеятельная пресса__

Издания Учредители, тип собственности Рекламный слоган издания Периоди чность Ценовая политика Тираж

Свежий ветер ГУ редакция газеты Газета для детей, 2 раза в Платное 2000

«Кузбасс» подростков и ... месяц издание

Салют, ВДЦ «Орленок» 1 раз в Бесплатное

Орленок неделю издание

Сами Комитет по Самостоятельная 2 раза в Платное 1000

образованию ассоциация месяц издание

г.Барнаула, молодых

администрация Алтайского края по индивидуальностей

образованию... общественная

организация САМИ

Гранки Издание лицея Нет Бесплатное 100

«Грани» при МОУ СОШ № 107 данных издание

Молодежка МУ «Центр молодежных инициатив», редакция журнала «Молодежка» Цветной информационно-познавательный журнал 1 раз в 2 месяца 999

Самотлор- ЗАО «Медиа- Позитивная 1 раз в Бесплатное 1000

экспресс: Новые имена экспресс» журналистика для молодежи неделю издание

Школьный МОУ Шеркальская 2 раза в 100

вестник национальная СОШ месяц

Наша газета Нижневартовский Студенческое 2 раза в Бесплатное 999

государственный печатное издание месяц издание

гуманитарный

университет

Тенденции развития детско-юношеской самодеятельной прессы

Проведя компаративный анализ изданий, можно сделать выводы о том, что:

1) основные цели такого вида прессы - развитие творческих способностей школьников и студентов, формирование веры в себя, ориентация на успех. В рамках подготовки и выпуска изданий реализуются такие задачи: предоставить возможности ученикам и студентам для самореализации; восполнить недостаток в общении; повысить интерес читателей к делам школы/вуза/города/края; познавательную активность школьников и студентов и т.д.

2) практически все детско-юношеские информационные издания имеют информационную направленность, в них освещаются события в образовательных учреждениях, городе и т.д., на базе которых издаются. Некоторые издания (преимущественно, для школьников) содержат «развлекательные» элементы - кроссворды, интервью со звездами шоу-бизнеса. Издания ориентированы на развитие личности; печатается разнообразные интервью со сверстниками - спортсменами, музыкантами и т. д.

3) «политическое равнодушие», которое охватило российское общество в последние годы, - возможно из-за стабилизации политического курса, относительного экономического равновесия 2000-2007 годов и пр. - распространяется и на детско-юношеские издания. Так, мы не нашли ни одного журнала/газеты, где отражались бы политические события в стране и в мире. Это показатель того, что данная тема неинтересна ни редакции, ни читателям. Политическая активность российской молодежи значительно снижается.

4) актуальными можно признать темы (помимо информационных), связанные с вопросами здоровья, его сохранения и укрепления. Изданиями затрагиваются такие проблемы как курение, игромания, наркомания и др. Это позволяет поднять уровень «валеологической грамотности». Примечательно, что эти статьи написаны сверстниками читателей, что должно позитивно сказаться на уровне восприятия информации как достоверной. Таким образом, издания поднимают социальные проблемы, которые актуальны для нашего общества.

5) редакции всех представленных для анализа изданий поддерживают связь со своими читателями, что позволяет аудитории «контролировать» актуальные темы, качество предоставляемого материала и т. д. Это делается как на страницах печатного источника, так и на официальных сайтах изданий. Таким образом, детско-юношеская самодеятельная пресса наиболее «открыта» для общения с читателями. Это также положительно влияет на степень читательского доверия.

6) во многих проанализированных изданиях рассказывается об образовательных учреждениях города, области. Это можно назвать

о 1 ^ ^ гр

некоторой профориентационной работой на страницах издания. То есть газеты и журналы ориентируют своих читателей не только в событийной сфере, экологической, валеологической, любовной темах, но и позволяют подготовиться к выбору будущего места учебы и профессии.

7) сегодня можно констатировать количественный и качественный рост детско-юношеской самодеятельной прессы, особенно в сибирском регионе. Каждый крупный вуз страны имеет свое печатное издание. Такая инициатива на местах поддерживается на уровне городской, областной, краевой администрации. О подъеме «самиздатного» движения говорят и постоянно проводимые многочисленные конкурсы, помощь со стороны взрослых в подготовке и печати такого вида прессы. «Молодое подрастающее поколение, приобщенное к низкосортным боевикам, кровавым разборкам, сомнительного качества сериалам о легкой и красивой жизни, заражается бациллой бездействия, упрощенного взгляда на жизнь. Формирование идеалов, которое начинается с детства, в определенный момент останавливается. Сами подростки отметили, что в прессе не хватает статей, в которых рассказывалось бы о чем-то хорошем связанном с детьми» [Информационное общество, 2005, с.80]. Таким образом, детско-юношеская самодеятельная пресса становится альтернативным медийным источником. Именно осознание того, что формирование нравственных принципов, культурных ориентиров и

т.д. не ведется существующими «большими» медиа на необходимом для молодежи уровне, и послужило толчком для стремительного развития самодеятельных изданий.

Следующий вид изданий, которые целесообразно использовать на занятиях, направленных на изучение видов анализа медиатекстов, -литературно-художественные издания. При изучении этого вида прессы мы базировались на следующих журналах: «У Солнечных часов», «Октябрь», «НЛО», «Нева», «Дружба народов», «Новая юность» и др.

1) Можно выделить два основных вида таких изданий: федеральные и локальные.

2) Литературно-художественные издания - один из самых демократичных видов прессы, так как здесь публикуются не только тексты, написанные профессиональными писателями, но и рассказы, повести, стихотворения, присланные в редакции самими читателями. Таким образом, данный вид прессы поддерживает литературно одаренных людей.

3) Поскольку присылаемые медиатексты рецензируются редакцией, то очевидно, что материалы оцениваются по определенным критериям. Проведенный анализ литературно-художественных изданий позволяет утверждать, что в некоторых журналах эти критерии включают в себя не только литературные, художественные, эстетические особенности медиапроизведения, но и идеологические, философские компоненты. Таким образом, в литературно-художественных изданиях, как и во многих других, присутствуют элементы манипулирования сознанием аудитории.

4) Отличительная черта данного вида прессы - почти полное отсутствие рекламы. Поэтому можно утверждать, что основная цель литературно-художественной прессы - это выявление и поддержка (в виде публикации медиатекстов) талантливых, творчески активных пишущих людей.

5) Литературно-художественные издания распространяются в большинстве своем по подписке, практически не поступают в свободную продажу.

6) Среди учредителей анализируемого вида прессы много некоммерческих структур, государственных учреждений, частных лиц, инициировавших выпуск журнала/газеты.

Корпоративные издания

Многие современные компании, холдинги имеют свои печатные центры. Для выявления основных характеристик такого рода изданий мы использовали следующие журналы: «Vogzall», «СВ», «Аэропорт», «Evolution» и др.

1) Такие издания отличает бумага и полиграфия очень высокого качества. По нашему мнению, издатель, таким образом, подчеркивает, с одной стороны - высокое положение (социальное, материальное и т.д.) своей корпорации, а с другой - статус потенциального читателя (фирма не экономит на своих клиентах).

2) Корпоративная пресса распространяется бесплатно, что для потенциального читателя должно стать еще одним преимуществом (двойным по сути: клиент выбирает фирму и получает «бонус» в виде бесплатных печатных изданий).

3) В исследуемых нами изданиях активно используется взаимодействие с читателями: публикуются письма, устраиваются обсуждение какой-либо проблемы, выбирается лучший работник корпорации (проводник, дилер по продаже машин определенной марки) и т.д.

4) Многие корпорации снабжают свои печатные издания справочными страницами, которые могут сориентировать читателя в маршрутах, экскурсионных программах, гостиницах, ресторанах, сервисных центрах и т. д. Такая информация полезна для читателя и обладает свойствами латентной рекламы.

5) Издания содержат большое количество рекламных площадей. Для журналов авиакомпаний, железных дорог рекламируемые группы товаров более разнообразны, корпоративные издания автоконцернов публикуют более «узкую» тематическую рекламу.

6) Учредители такой прессы - конкретные коммерческие структуры, интересы которых издание и представляет на своих страницах.

Издания об увлечениях, хобби

Такой вид прессы на современном российском рынке печатной продукции весьма востребован. Для анализа мы использовали следующие издания: «Весь футбол», «Футбол и хоккей», «Рыбалка», «Охота», «Друг», «Мой ребенок», «Счастливые родители», «Мой кроха и Я» и др.

1) Анализируемый вид прессы можно (с определенной долей условности) разделить по основным направлениям: а) женские увлечения (шитье, вязание, кулинарные рецепты и пр.); б) мужские увлечения («мужские» виды спорта, рыбалка, охота, строительство и пр.); в) общие хобби, увлечения (здоровье, архитектура и дизайн, кинология и пр.).

2) Сегодня наблюдается появление все новых изданий данного сегмента печатной продукции. Это с одной стороны ответ на потребности аудитории, а с другой поддержка, преимущественно, телевизионных проектов («Квартирный вопрос», «Смак» и т.д.).

3) Реклама занимает меньшее количество площадей издания, чем в других популярных видах прессы. Не так ярко выражен такой элемент рекламы как «placement», популярный в гендерных и др. изданиях. Рекламируются группы товаров, которые отражают основное направление изданий об увлечениях (спортивные марки в спортивных изданиях; строительные материалы в изданиях о ремонте и т. п.).

4) Тиражи прессы об увлечениях и хобби в своей совокупности составляют десятки миллионов экземпляров. Это говорит о распространенности такого вида изданий и широкого ареола читательской аудитории.

5) Многие издания повышают интерес к объекту увлечения через организацию конкурсов (дизайнерское решение интерьера, оригинальный рецепт и т.д.), публикацию каталогов игр (спортивных) на сезон, перечень выставок (собак и кошек) и пр. Редакциями поддерживается также развлекательный компонент издания: тематические кроссворды, постеры и пр.

6) высокое качество бумаги, полиграфии в исследуемых изданиях достаточно высокое. Прослеживается тенденция (см. анализ изданий о кинематографе) сокращения текстового содержания и расширения спектра иллюстраций.

7) Ценовая политика редакций (практически все анализируемые издания стоят в пределах 100 рублей) говорит о том, что возраст потенциального покупателя от 18 до 50 лет. То есть целевая аудитория данного вида прессы - самостоятельный, взрослый человек, который довольно серьезно увлечен каким-либо предметом.

На рисунке 2 мы отразили основные виды и подвиды используемых нами на медиаобразовательных занятиях печатных изданий.

Рисунок 2 Виды прессы, используемые (для различных видов анализа медиатекстов) на занятиях со студентами

л п я в

ш „ 2 -

§ У

« си

л с Ч о С

Итак, целью нашего анкетирования было выявление предпочтений студентов в области прессы. Полученные данные учитывались нами при организации медиаобразовательных занятий. Используемые виды печатных медиатекстов (политическая, кинопресса, издания о жизни знаменитостей, гендерная и т. д.) необходимо соотносить с видами анализа [Федоров, 2007]. В целях повышения коэффициента полезного действия печатных медиатекстов (в соответствии с анализом изданий, предпочтениями студенческой аудитории, педагогическими задачами и т. д.), мы предлагаем следующее использование печатных медиаизданий по отношению к различным видам анализа (таблица 2).

Таблица 2

Использование печатных медиаизданий в соответствии с основными видами анализа

Группы Виды анализа Рекомендованные виды прессы Обоснование

Структурный анализ Издания о кинематографе В кинопрессе ярко выражены

1 печатных система отношении и

медиатекстов Отражение предпочтений студентов взаимосвязей шести ключевых понятий медиаобразования, структура построения, основные компоненты, влияющие на периодичность издания и т.д.

Сюжетный анализ печатных Издания о жизни Медиатексты, представленные в

медиатекстов знаменитостей (пресса для подростков) Сознательный выбор преподавателя данных изданиях, выстроены на адаптированном для целевой аудитории материале, с соответствующим построением сюжетов, фабул и т.д.

Анализ медийных Гендерные В данном виде медийных печатных

стереотипов в издания источников наиболее ярко

печатных медиатекстах (женская пресса) Отражение предпочтений студентов выражено стереотипное изображение людей (женского образа), идей, событий и т.д.

Анализ культурной Издания, В данном виде медийных печатных

2 мифологии в ориентированные на источников находит яркое

печатных детскую аудиторию отражение мифологическая основа

медиатекстах Сознательный выбор преподавателя медиатекстов (фольклорные источники, типы персонажей и т.д.)

Анализ персонажей Издания о жизни В таких изданиях студентам

в печатных медиатекстах знаменитостей (взрослый вариант) Отражение предпочтений студентов легче найти в медиатексте и проанализировать характер, мотивы поведения, поступки и т.д. персонажа

Автобиографический анализ Гендерные Медиатексты, представленные в

печатных медиатекстов издания (женские и мужские издания) Сознательный выбор преподавателя гендерных изданиях, легче анализируются студентами, так как они могут сопоставить свой жизненный опыт с жизнью выбранного ими персонажа

Этический анализ печатных Издания, Медиатексты в данных изданиях

медиатекстов ориентированные на детскую аудиторию Сознательный выбор преподавателя для детской аудитории, достаточно конкретно отражают концепции авторов, их моральные позиции, что поможет студентам наиболее эффективно провести этический анализ информации

3 Иконографический анализ печатных медиатекстов Издания об увлечениях, хобби. Корпоративная пресса Сознательный выбор преподавателя Медиатексты, представленные в данных изданиях, способствуют качественному ассоциативному анализу изобразительного ряда

Семиотический анализ печатных медиатекстов Издания о жизни знаменитостей (подростковый и взрослый варианты) Отражение предпочтений студентов + Сознательный выбор преподавателя Компаративный анализ медиатекстов, представленных в этих изданиях, позволяет студентам провести качественное исследование языка знаков и символов, контекстов

Идентификационный анализ печатных медиатекстов Социально-политическая пресса. Корпоративные издания Сознательный выбор преподавателя Политическая пресса содержит наиболее яркие и удачные примеры для распознавания скрытых сообщений и т.д.

Культивационный анализ печатных медиатекстов Профессиональная пресса по проблемам медиаобразования Сознательный выбор преподавателя Такая пресса предполагает качественный анализ содержания медиатекстов с опорой на исследование социокультурного контекста и т.д.

4 Идеологический и философский анализ печатных медиатекстов Социально-политическая пресса + литературно-художественные издания Сознательный выбор преподавателя Данный вид прессы способствует развитию умений студентов анализировать идеологический и философские аспекты.

Эстетический анализ печатных медиатекстов Издания о кинематографе (информационно-аналитический и аналитико-теоретический креативный виды) Сознательный выбор преподавателя Использование изданий «Киносценарии», «Искусство кино» «Кинопроцесс» и др. способствует анализу художественной концепции медиатекстов

Герменевтический анализ печатных медиатекстов Детско- юношеская самодеятельна пресса Сознательный выбор преподавателя Использование данной прессы способствует анализу медиатекста через сопоставление с культурными, историческими и т.д. традициями как для авторов-учащихся, так и аудитории, для которой предназначено издание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания

Мурюкина Е.В. Медиаобразование старшеклассников на материале кинопрессы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 200 с.

Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.