Дети, молодежь и медиа: социологический аспект
РОЛЬ КИНОПРЕССЫ В ФОРМИРОВАНИИ МЕДИАКУЛЬТУРЫ/МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ
АУДИТОРИИ *
Е.В.Мурюкина кандидат педагогических наук
*Статья написана при поддержке проекта РНП.2.1.3.491 «Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование» (государственный регистрационный № 03.13.30)» в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки РФ. Руководитель проекта - доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров
Современная информационная среда подразумевает взаимодействие с «подготовленным», медиакомпетентным потребителем. На сегодняшний день нет единых стандартов медиакомпетентности как в нашей стране, так и в мире. Но то, что это понятие должно включать в себя критическое отношение к информации признается большинством медиапедагогов. Существует множество различных моделей, направленных на развитие медиаграмотности/медиакомпетентности, которые базируются на каком-либо «пласте» медиакультуры: ТВ, Интернет, фото, видео, радио, пресса и пр. Мы в свою очередь обратили особое внимание на такой материал для медиаобразования как кинопресса.
В настоящее время, несмотря на видимые трудности российского кинематографа, наблюдается активное развитие отечественной кинопрессы. Это интернет-издания, печатные СМИ федерального масштаба («Кинопарк», «7 Дней», «СК-Новости», «Искусство кино» и пр.) и локальные (областные, местные) газеты и журналы («Плюс ТВ», «Future TV» и т.д.).
Проведенный анализ изданий позволяет сделать следующий вывод: существует устойчивый интерес редакций газет/журналов к раннему юношескому возрасту. Итак, из 24 российских киноизданий нами были выявлены: 8 («Кинопарк», «Мир ТВ и кино», «Премьер», «ТВ парк», «+ ТВ», «7 Дней», «Сериал», «Фильм») ориентированные, преимущественно, на ранний юношеский возраст; 3 печатных источника («Новый Экран», «Эра DVD», «Антенна») являются «пограничными», то есть охватывают не только несовершеннолетнюю аудиторию, но и другие возрастные и социальные категории читателей.
В свою очередь можно утверждать, что кинопресса - востребованный учащимися старших классов медийный источник, из которого они получают информацию о событиях в кинематографе и ТВ, новинках проката, жизни актеров и пр.
Используя кинопрессу в качестве материала для развития критического мышления, медиаграмотности/медиакультуры/компетентности важно, по нашему мнению, обратить внимание на отражение в такого рода печатных медиатекстах шести ключевых понятий медиаобразования [Bazalgette, 1991]. Мы разработали показатели наличия в кинопрессе опоры на шесть ключевых понятий медиаобразования и их характеристику:
* - понятия «агентства», «аудитория», «категория», «технология», «репрезентация», «язык» медиа находят слабое отражение на страницах издания, поэтому можно говорить о низком уровне коэффициента полезного действия относительно медиаобразования читателей.
** - освещение ключевых понятий медиаобразования в издании ощутимо, но информация носит общеобразовательный характер, практически исключающий использование специальной терминологии, языка медиакультуры. Данный вид кинопрессы лишен развивающего компонента, который помогает аудитории повышать свои знания в области медиа. *** - ключевые понятия в издании проявлены в значительной степени. При этом информация обладает «эффектом новизны» для аудитории. То есть читатели имеют возможность расширять свои знания в области медиакультуры. В медиатекстах используются знания, позволяющие изучать историю медиа, терминология медиа. Очень часто присутствует «обратная связь» с читателями, что позволяет заинтересованной аудитории активизировать свои знания в области медиакультуры путем творческой деятельности (письма, статьи, организация круглых столов и т.д.). Издание рассчитано на подготовленного читателя.
В таблице № 1 нами дана характеристика изученным изданиям о кинематографе в соответствии с разработанными позициями.
Анализ таблицы № 1 выявляет следующие закономерности: 1) слабое, поверхностное отражение шести ключевых понятий медиаобразования в изданиях развлекательного («7 Дней», «Антенна» и пр.) и информационно-развлекательного («Premiere» и т.д.) типов. Это объясняется тем, что развлекательная функция не предусматривает привлечение дополнительных знаний, кроме тех, которыми уже обладает потенциальный читатель. Но и эти знания, скорее, из области общих, чем специализированных (относительно медиакультуры). Информационно-развлекательная кинопресса с ведущей информационной функцией также не предполагает «серьезных» медиатекстов, отдавая предпочтение сплетням, слухам и пр., обозначая, тем самым, свою принадлежность к «желтым» медиа. Эти издания нацелены на достижение коммерческого успеха, «в ущерб» повышения уровня медиакультуры/медиакомпетентности у своих читателей;
]
Таблица № 1 Отражение в медиатекстахроссийской кинопрессы шести
ключевых понятий медиаобразования
Российские Степень отражения в изданиях ключевых понятий медиаобразования
издания о кино и Медийные Медийная Медийные Медийные Медийные Медийные
телевидении агентства аудитория языки технологии репрезента категории
ции
Антенна * * * * * * * * *
DVD-news * * * ** ** **
Искусство кино *** *** *** *** *** ***
Киноведческие *** ** *** *** *** ***
записки
Киномеханик+ *** ** * *** *** ***
новые фильмы
* ** * * * **
Кинопарк ** ** * * ** **
Кинопроцесс *** ** ** ** *** ***
Киносценарии *** *** *** ** ** ***
Кинофорум *** *** *** ** *** ***
Культура *** *** *** *** *** ***
Мир развлечений * * * *** ** **
Мир ТВ и кино * * * * ** **
Новый экран * * ** * *** **
Premiere ** * ** ** ** **
Плюс ТВ * * * * ** *
Семь Дней * * * * ** *
Сериал * * * * ** *
СК-Новости *** ** *** ** *** ***
Stereo & video * ** * *** ** **
ТВ - Парк * * * * ** *
Техника кино и *** ** * *** *** *
телевидения
Фильм * * * * ** **
Экран и сцена *** *** *** ** *** ***
Эра DVD *** ** ** *** ** **
2) специализированные издания: - рекламные, с техническим уклоном («Мир развлечений», «Stereo & video» и т.д.) глубоко раскрывают «технологии» медиа, но уделяют мало внимания остальным ключевым понятиям; «узкопрофильные» кинематографические («Киносценарии», «Киноведческие записки») дают читателю знания относительно всех понятий, но предусматривают наличие довольно высокого уровня медиакультуры/медиакомпетентности у своего читателя как данности;
3) издания общей направленности («Культура» и т.д.) достаточно грамотно представляют на своих страницах агентства, аудиторию, языки, технологии, категории, репрезентации медиа в доступной для образованного
человека форме. И если предыдущие (узкопрофильные) издания рассчитаны на небольшой круг читателей, связанных, скорее всего, профессией с кинематографом и телевидением, то данная пресса выполняет функцию популяризации экранных искусств, их понимания, восприятия, анализа и т.д. для более широкой аудитории. К сожалению, отсутствие этих изданий в розничной продаже (их распространение, в основном, осуществляется по подписке) делает их малодоступными для школьников и студентов, не имеющих практического опыта самостоятельной подписки на прессу. Хотя знакомство с этой разновидностью кинопрессы полезно для раннего юношеского возраста, так как способствует развитию абстрактно-логического, критического мышления, творческих способностей и пр.
Таким образом, мы можем сделать вывод о выборочном использовании изданий о кинематографе (на часть изданий можно делать основной упор, а некоторые - использовать в ознакомительных целях) на медиаобразовательных занятиях с учениками старших классов и студентами младших курсов вуза. Это объясняется несколькими причинами:
- учетом потребностей данной аудитории: ориентации на развлекательную и информационную функции медиа;
- возрастными особенностями аудитории, тем более, что аудитория некоторых изданий о кинематографе («Premiere», «7 Дней», «Сериал», «ТВ-Парк» и др.) рассчитана на юношеский возраст. Все перечисленные издания относятся к развлекательно-информационному типу, поэтому важно проанализировать их, сравнить с другими журналами и газетами, тем самым, развивая критическое, творческое мышление аудитории;
- уровень теоретической сложности материала предполагает постепенное ознакомление с некоторыми изданиями («СК - Новости», «Искусство кино» и пр.), учитывая освоение аудиторией знаний о медиакультуре, которые предполагают теоретические занятия;
- юношеский возраст предполагает высокую активность и желание быть значимыми во взрослом мире, поэтому медиаобразовательные занятия предполагают использование изданий о кинематографе, которые вступают в диалогические отношения со своими читателями, что выражается не только в развлекательном аспекте, но и в полезности. Более привлекательна в этом плане кинопресса аналитико-теоретического + креативного типа;
- на медиаобразовательных занятиях важно уделять внимание изданиям, осуществляющими аналитические, креативные функции, так как они позволяют более эффективно повысить уровень медиакультуры/медиакомепетентности у аудитории.
Примечания
Bazalgette, C. (1991). Teaching English in the National Curriculum. Media Education. London: Hodder and Stoughton.