Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная культура / музыкальное образование / музыкальное просвещение / система ценностей русской культуры / культурная политика / культурный код / musical education / musical enlightenment / value system of Russian culture / cultural policy / cultural code

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Доманицкая Наталья Владимировна

В статье в историко-педагогическом ракурсе рассматривается специфика музыкального образования в Калининградской области, которая вошла в состав Российского государства в результате Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Прослеживается роль музыкального образования в формировании единства населения области, которое составили люди, приехавшие в этот западный форпост страны из разных регионов России. Приводятся свидетельства о том, что именно музыкальное просвещение и образование способствовали укоренению системы ценностей русской культуры на бывшей немецкой территории. В центре внимания автора находятся основные вехи, оказавшие влияние на кардинальные преобразования в становлении и развитии в Калининградской области дополнительного и профессионального музыкального образования: просветительская деятельность концертно-эстрадного бюро; учреждение в области первой музыкальной школы, музыкального училища, «Образовательно-методического центра», который стал регулировать и оказывать методическую поддержку деятельности образовательных учреждений, а также Балтийского филиала Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN MILESTONES IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF MUSIC EDUCATION IN THE KALININGRAD REGION

The article examines the specifics of music education in the Kaliningrad region, which became part of the Russian State as a result of the Victory of the Soviet people in the Great Patriotic War, from a historical and pedagogical perspective. The role of music education in the formation of the unity of the population of the region, which was made up of people who came to this western outpost of the country from different regions of Russia, is traced. The evidence is given that it was musical enlightenment and education that contributed to the establishment of the value system of Russian culture in the former German territory. The main milestones that influenced the cardinal transformations in the formation and development of additional and professional music education in the Kaliningrad region are in the center of attention: the educational activities of the concert and variety bureau; the establishment of the first music school in the region; a music college, an “Educational and Methodological Center” that became to regulate the activities of educational institutions and provide them with methodological support, the opening the Baltic branch of the Central Music School at the Moscow State Conservatory named after P.I. Tchaikovsky.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

DOI: 10.31862/2309-1428-2024-12-1-132-142

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Н. В. Доманицкая,

Дворец культуры железнодорожников,

Калининград, Калининградская область, Российская Федерация, 236039

Аннотация. В статье в историко-педагогическом ракурсе рассматривается специфика музыкального образования в Калининградской области, которая вошла в состав Российского государства в результате Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Прослеживается роль музыкального образования в формировании единства населения области, которое составили люди, приехавшие в этот западный форпост страны из разных регионов России. Приводятся свидетельства о том, что именно музыкальное просвещение и образование способствовали укоренению системы ценностей русской культуры на бывшей немецкой территории. В центре внимания автора находятся основные вехи, оказавшие влияние на кардинальные преобразования в становлении и развитии в Калининградской области дополнительного и профессионального музыкального образования: просветительская деятельность концертно-эстрадного бюро; учреждение в области первой музыкальной школы, музыкального училища, «Образовательно-методического центра», который стал регулировать и оказывать методическую поддержку 132 деятельности образовательных учреждений, а также Балтийского филиала Цен-

тральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

Ключевые слова: музыкальная культура, музыкальное образование, музыкальное просвещение, система ценностей русской культуры, культурная политика, культурный код.

Благодарности. Выражаю глубокую благодарность доктору философских наук, профессору Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта Ирине Сергеевне Кузнецовой и преподавателям кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования имени Э. Б. Абдуллина Московского педагогического государственного университета за ценные советы и пожелания в процессе подготовки статьи к публикации.

© Доманицкая Н. В., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Для цитирования: Доманицкая Н. В. Основные вехи в становлении и развитии музыкального образования в Калининградской области // Музыкальное искусство и образование/ Musical Art and Education. 2024. Т. 12. № 1. С. 132-142. DOI: 10.31862/2309-1428-2024-12-1-132-142.

DOI: 10.31862/2309-1428-2024-12-1-132-142

THE MAIN MILESTONES IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF MUSIC EDUCATION IN THE KALININGRAD REGION

Natalia V. Domanitskaya,

Palace of Culture of Railway Workers, Kaliningrad, Russian Federation, 236039.

Abstract. The article examines the specifics of music education in the Kaliningrad region, which became part of the Russian State as a result of the Victory of the Soviet people in the Great Patriotic War, from a historical and pedagogical perspective. The role of music education in the formation of the unity of the population of the region, which was made up of people who came to this western outpost of the country from different regions of Russia, is traced. The evidence is given that it was musical enlightenment and education that contributed to the establishment of the value system of Russian culture in the former German territory. The main milestones that influenced the cardinal transformations in the formation and development of additional and professional music education in the Kaliningrad region are in the center of attention: the educational activities of the concert and variety bureau; the establishment of the first music school in the region; a music college, an "Educational and Methodological Center" that became to regulate the activities of educational institutions and provide them with methodological support, the opening the Baltic branch of the Central Music School at the Moscow State Conservatory named after P. I. Tchaikovsky.

Keywords: musical education, musical enlightenment, value system of Russian culture, cultural policy, cultural code.

Acknowledgements. I express my deep gratitude to Irina Sergeevna Kuznetsova, Doctor of Philosophy, Professor of Immanuel Kant Baltic Federal University, and teachers of the Department of Methodology and Technology of Pedagogy of Music Education named after E. B. Abdullin of Moscow Pedagogical State University (MPGU) for valuable advice and suggestions in the process of preparing the article for publication.

For citation: Domanitskaya N. V. The Main Milestones in the Formation and Development of Music Education in the Kaliningrad Region / Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Music Art and Education. 2024, vol. 12, no. 1, pp. 132-142 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2024-12-1-132-142.

Введение

Калининградская область, бывшая часть Восточной Пруссии, вошла в состав российского государства в результате Победы в Великой Отечественной войне. Как субъект Российской Федерации она была образована 7 апреля 1946 года. В настоящее время одной из актуальных задач, решение которых предстоит музыкантам-педагогам в этом регионе, является формирование современной региональной культурно-образовательной политики. Именно об этом, в частности, говорил на встрече с учёными Балтийского федерального университета имени И. Канта 17 августа 2021 года министр иностранных дел Российской Федерации С. В. Лавров, когда подчеркнул необходимость направить усилия в «западном форпосте страны» на «усвоение ценностей русской культуры», на необходимость выработки российской, а не «кё-нигсбергской» идентичности, о которой вещают в странах, окружающих Калининградскую область [1].

Решение столь сложной задачи, имею-134 Щей государственное значение, не представляется возможным без понимания специфики Калининградской области как одного из регионов России. При этом следует принять во внимание, что в настоящее время в фундаментальных трудах В. С. Бильчака и В. Ф. Захарова [2], В. В. Денисова [3] процессы становления Калининградской области рассматриваются главным образом с точки зрения экономического развития территории, создания новых отраслей народного хозяйства. Что касается системы образования, то её строительству на новой российской территории в период с 1951 по 1991 годы посвящена коллективная монография Г. В. Кретинина, А. С. За-боенковой, В. Н. Маслова и Л. М. Фук-

сона [4]. Проблема влияния образования на региональное развитие рассмотрена А. П. Клемешевым и Г. М. Фёдоровым [5]. В исследовании Л. А. Зорькиной «Становление и развитие региональной системы повышения квалификации учителей в Калининградской области в условиях реформ школьного образования (1946-1991 гг.)» указывается на то, что калининградская школа с самого своего зарождения функционировала в отрыве от образовательных учреждений, находящихся на других территориальных единицах СССР, что определило и особенности построения системы повышения квалификации учителей [6, с. 23].

Вместе с тем, несмотря на довольно большое количество исследований, вопросы, связанные со становлением и развитием музыкального образования в Калининградской области, вплоть до настоящего времени не получили должного рассмотрения. Таким образом, изучение особенностей укоренения русской музыкальной культуры на новой российской территории и той роли, которую сыграло музыкальное образование в процессе её освоения, приобретает особое значение.

У истоков становления музыкального образования в Калининградской области

Перед тем как перейти непосредственно к характеристике процесса становления и развития музыкального образования в данном регионе, представляется не лишним в нескольких штрихах охарактеризовать те условия, в которых оно осуществлялось.

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что Калининградская область, территория, которая на протяжении 700 лет входила в состав Восточной Пруссии,

уже с первых лет её образования по целому ряду показателей кардинально отличалась от других русских земель. Достаточно сказать, что до конца 1946 года в составе жителей области превалировало немецкое население и, соответственно, немецкая культура [7, с. 494].

В 1946 году переселенцы из других регионов страны увидели лежащие в руинах города, а среди сохранившихся зданий многие своими черепичными крышами были совсем непривычными для людей, приехавших из российской глубинки. Не радовал и сельский ландшафт: в результате боёв была разрушена система мелиорации, и залитые водой поля производили удручающее впечатление у переселенцев. Выведенные из строя заводы, остывшие котлы электростанций, замерший в тишине порт - вот картина, которая предстала перед глазами первых советских людей в этой области.

Приезжая в бывшую Восточную Пруссию, переселенцы старались держаться поближе к землякам, поэтому и через десятилетия после Великой Отечественной войны студенты филологического факультета Калининградского университета отправлялись собирать фольклор к «рязанцам» - в Озёрский район, к бывшим жителям Мордовии - в Полесский район и т.д.

Нельзя не отметить и то, что в состав населения новой области влились репатрианты, т.е. наши соотечественники, которых фашисты угнали в Германию, где пленные были подневольными работниками, перенесли большие страдания, а многие были и искалечены. Для переселенцев из других российских регионов они не являлись своими.

И всех этих людей предстояло объединить в социально-культурную общность, для которых Калининградская область должна была стать малой родиной,

любимым, родным краем. К числу важнейших поворотных вех в становлении и развитии музыкального образования в этом самом западном регионе страны, способствующих такому единению людей, можно отнести создание в Калининграде концертно-эстрадного бюро; открытие первой детской музыкальной школы, музыкального училища, «Образовательно-методического центра», а также Балтийского филиала центральной детской музыкальной школы. Рассмотрим хотя бы в предельно лаконичном виде значимость таких кардинальных преобразований для развития в Калининградской области музыкальной культуры и образования.

Музыкально-просветительская деятельность концертно-эстрадного бюро

Уже в год образования Калининградской области, т.е. в 1946 году, в Калининграде было создано концертно-эстрадное бюро. Его возглавил Юрий Всеволодович Келдыш, известный музыковед, выдающийся деятель музы- ^^ кального образования и просвещения, представитель известной во всём мире семьи учёных. Он полагал, что именно музыка способна оказывать на человека сильное эмоционально воздействие, объединять людей, направлять их чувства и мысли к общей цели, транслировать сложившуюся в русской культуре систему ценностей, воспитывать любовь к родной земле [8].

Чтобы русская музыкальная культура способствовала единению людей с разным жизненным опытом и культурным уровнем, чтобы она дала им уверенность, что эта ещё вчера чужая земля станет для них родной и дорогой, Ю. В. Келдыш стал выступать с концертами-лекциями

перед переселенцами с увлекательными рассказами о музыке, композиторах, событиях, которым посвящены те или иные музыкальные произведения. Эти рассказы были тепло встречены слушателями. Придавая огромное значение доступности достижений мировой культуры самым широким массам, Ю. В. Келдыш сосредоточил внимание на привлечении к музыкально-просветительской деятельности не только музыкантов, но и педагогов и журналистов.

В сельские клубы и на колхозные полевые станы, в отдалённые бригады, к колхозникам-рыбакам стали приезжать артисты. Слушатели очень ждали их выступлений. Тем самым общение с высокой музыкальной культурой становилось доступным широким народным массам.

О масштабности проводимой в этом направлении работы свидетельствует тот факт, что только в первый год своего существования организация, которой руководил Ю. В. Келдыш, обеспечила проведение 650 концертов и спектаклей в разных городах и районах Калининградской области [9, с. 74]. При этом цен-136 тральное место в репертуаре отводилось жанру оперетты.

С первых дней организации концертно-эстрадного бюро велась целенаправленная работа по расширению спектра его деятельности. К концу первого года оно объединяло в себе уже четыре структурных подразделения:

• литературно-музыкальный лекторий,

• концертно-эстрадную бригаду,

• ансамбль музыкальной комедии,

• театр кукол.

Проводимая музыкально-просветительская деятельность способствовала приобщению слушателей к общению с музыкальным искусством, стимулировала привлечение жителей к занятиям в хоровых коллективах и кружках,

где желающие могли научиться игре на музыкальных инструментах: баяне, аккордеоне, домре, гитаре и некоторых других.

Ориентиры, заданные Ю. В. Келдышем, стремление к высокому качеству предоставляемого музыкального материала, уважительное отношение к слушателям определили в дальнейшем деятельность созданной на базе концерт-но-эстрадного бюро Калининградской филармонии. Она была открыта 22 августа 1980 года и с этого времени стала одним из главных музыкальных центров, который определял дальнейшее развитие музыкальной культуры в регионе.

Первое учебное музыкальное учреждение в области

Первой детской музыкальной школой, открывшейся 16 декабря 1946 года, т.е. в год создания Калининградской области, стала та, что теперь называется школой имени Р. М. Глиэра. Своего помещения у неё ещё не было, поэтому её разместили в первой средней школе Калининграда, в которой начиная с сентября 1945 года обучались «сыны полков» -дети офицеров, оставшихся после войны в местном гарнизоне.

В музыкальной школе были созданы классы фортепиано, скрипки и баяна [10, с. 29]. Примечательно, что занятия в ней вызывали большой интерес и у учеников общеобразовательной школы, на базе которой она функционировала.

Директором музыкальной школы был назначен Алексей Петрович Голубев. Он обладал разносторонними знаниями и высокими нравственными качествами. Благодаря его неутомимой деятельности первая в области музыкальная школа обеспечивала высокое качество обучения и стала настоящим культурным центром.

Алексей Петрович организовал симфонический оркестр, который стал первым в истории не только школы, но и города. Оркестр с успехом выступал на всех праздниках, которые проводили в Калининграде. Дети, игравшие в оркестре, и их большие и маленькие слушатели особенно ясно чувствовали свою связь с отечественной историей, с природой Родины, осознавали себя частью победившего народа и всеми силами души устремлялись в прекрасное будущее, которое они сами создавали для себя, для своей Отчизны. Именно на этих концертах люди, ещё несколько часов назад совершенно незнакомые, аплодировали юным музыкантам, переглядывались, улыбались друг другу, а после концерта выходили из зала, обмениваясь впечатлениями, ощущая силу духовного единения.

В год создания музыкальной школы в неё было принято 55 учеников по классу фортепиано, скрипки, баяна. Экзамены состояли из двух туров. Прошедшие отбор дети обладали большими музыкальными способностями. Многие из них в дальнейшем стали видными музыкантами.

К 1950 году в музыкальной школе, которая получила к этому времени собственное здание на улице Огарёва, 22, занималось уже 245 учащихся. Кроме того, при ней были созданы курсы для взрослых, на которые приняли 100 человек. После тяжёлой войны люди стремились к прекрасному. Умение играть на музыкальных инструментах считалось престижным, поэтому многие взрослые люди разных профессий страстно хотели научиться играть на музыкальном инструменте. Им тоже пришлось выдержать конкурсный отбор. Эти музыкальные занятия сближали людей, зародившаяся в вечерней музыкальной школе дружба сохранялась годами.

Одним из первых в музыкальной школе открылось отделение народных инструментов, где дети осваивали игру на баяне, аккордеоне, домре, балалайке, гитаре. Педагоги не только обучали учеников технике исполнения, но и бережно передавали традиции русского народно-инструментального искусства. Разнообразные составы ансамблей народной музыки, созданные в музыкальной школе, выступали на всех концертах в Калининграде. Юные музыканты не только сами погружались в стихию русской музыки, но и вызывали восторг слушателей.

От простых плясовых мелодий, которые учащиеся отделения народных инструментов разучивали с первого класса, они постепенно переходили ко всё более сложным произведениям. Наконец, на концерте в исполнении юных музыкантов прозвучала знаменитая «Камаринская» М. И. Глинки. Вот этот путь - от простых плясовых мелодий к исполнению великого произведения М. И. Глинки, свидетельствующий о возросших возможностях детей, был наполнен глубочайшим содержанием: оркестранты постигали народное бытие, 137 запечатлённое в музыке. На музыкальных занятиях они узнавали об обрядах, праздниках, что давало им возможность почувствовать себя в «реке времени», ощутить свою причастность к исполнению образцов русского народного творчества и шедевров русской музыкальной классики.

Как и во всей стране, в число занятий в первой детской музыкальной школе было включено и хоровое пение. Обучение осуществлялось главным образом на образцах русского народного творчества и хоровых сочинениях, обогащающих представления ребят об интонационной природе музыки и особенностях её художественно-образной сферы. На занятиях дети не только в явной форме, через

разъяснения педагога, но и в виде неявного знания благодаря воздействию музыки получали яркие представления о музыкальной культуре своей страны и обретали чувство причастности к многовековой жизни Отчизны.

Обучение игре на народных инструментах и хоровые занятия, которые посещали все ученики музыкальной школы, имели большое значение для формирования их музыкальной культуры, для выработки мировоззрения, в центре которого оказывались ценности отечественной культуры.

В опоре на опыт работы этой первой музыкальной школы выстраивалось содержание и осуществлялась организация занятий в открывающихся в регионе новых учреждениях дополнительного музыкального образования. Востребованность в них год от года возрастала. Так, по данным на 2024 год в Калининградской области насчитывается 37 детских музыкальных школ и школ искусств, в том числе 8 в Калининграде.

Первое среднее специальное 138 учебное заведение в области

За первые десять лет функционирования музыкальных школ Калининградской области был накоплен определённый опыт преподавания. При этом выделились те ученики, а затем и выпускники школ, прежде всего школы имени Р. М. Глиэра, которые обладали незаурядным дарованием и для которых начального музыкального образования было явно недостаточно. Оставалась актуальной и проблема подготовки учителей пения для общеобразовательных школ, а также для многочисленных музыкальных кружков, которые стали создаваться при Домах культуры. Почти во всех региональных учреждениях, осу-

ществляющих культурно-просветительскую деятельность, существовали хоровые коллективы, во многих открывались музыкальные кружки, в которых дети и взрослые обучались игре на фортепиано, баяне или аккордеоне. В то же время руководителей для таких самодеятельных коллективов практически не было. Поэтому всё более очевидной становилась потребность в организации среднего специального образования в регионе. 1 сентября 1956 года в Балтийском районе Калининграда на улице Восточной, 18 было открыто музыкальное училище. Ныне это Калининградский областной музыкальный колледж имени С. В. Рахманинова - единственное среднее специальное музыкальное учебное заведение в области. Его первым директором стал Алексей Петрович Голубев, до стижения которого в работе с детьми, обучающимися в музыкальной школе, свидетельствовали о его выдающихся способностях как организатора музыкального образования в регионе.

В музыкальном училище было четыре отделения:

• дирижёрско-хоровое,

• фортепианное,

• струнно-смычковое,

• русских народных инструментов.

В училище были приняты лучшие выпускники музыкальных школ Калининградской области. Так, например, на вступительных экзаменах комиссия отметила выдающиеся способности Леонида Корчмара. Его дальнейший путь в искусство оказался связанным с обучением оперно-симфоническому дирижированию в Московской и Ленинградской консерваториях, руководством целого ряда оркестровых коллективов страны. Ныне он дирижёр Мариинского театра, преподаватель Санкт-Петербургской консерватории.

В педагогический состав училища были введены музыканты Калининграда, которые имели специальное образование, а также выпускники Ленинградской консерватории, приехавшие сюда по распределению. Перед ними стояла задача обеспечить подготовку профессиональных музыкантов-педагогов для работы в школах, в различных учреждениях культуры, дирижёров для руководства хоровыми коллективами. Кроме того, необходимо было поставить учебный процесс на такой уровень, чтобы выпускники могли продолжать образование в высших учебных заведениях страны, осуществляющих подготовку профессиональных музыкантов. Эта задача была успешно решена.

Большую работу педагоги вели и вне стен музыкального училища, работая с самодеятельными духовыми оркестрами. В те времена многие предприятия и даже общеобразовательные школы приобретали духовые инструменты, создавали музыкальные коллективы, и им очень нужны были профессиональные руководители, дирижёры. Поскольку музыкантов в городе было не так уж много, педагоги музыкального училища, имевшие, как правило, консерваторское образование, ценились, как говорится, на вес золота. Можно сказать, что тем самым в орбиту музыкального образования включались и взрослые, и дети, что повышало уровень музыкальной культуры в регионе.

Как и ранее в музыкальной школе, А. П. Голубев создал в училище симфонический оркестр. Но теперь им была поставлена совершенно новая, глобального значения задача - исполнить оперу М. И. Глинки «Иван Сусанин». Уже на следующий год после открытия училища, в 1957 году, она была выполнена. При этом все сольные партии и хоровые

номера исполняли учащиеся и преподаватели училища. Даже в настоящее время об этом событии музыкальной жизни помнят ветераны Калининградской области.

Заключение

В декабре 1991 года распалась страна. Наступили новые времена. Неожиданно оказавшись оторванными от Большой России, отделёнными от неё границами других государств, калининградцы с особой силой почувствовали себя русскими. Именно в это время, когда почти прекратилось финансирование районных Домов культуры, люди стали сами объединяться в хоровые коллективы, собираться, чтобы петь народные песни, песни советских композиторов. Например, в Краснозна-менском районе на границе с Литвой образовался хор, в котором пели люди разных поколений, разных профессий. Пели целыми семьями. Для них звучание русских песен, советских песен было живой нитью, связывающей их с Родиной предков, с их великой Отчизной.

Аналогичные процессы происходи- 139 ли по всей области: появлялись детские фольклорные коллективы, молодёжные фольклорные группы. Всё это свидетельствовало о том, что музыкально-просветительская деятельность, которую начал Ю. В. Келдыш, и создание в регионе системы начального и среднего профессионального образования сыграли огромную роль в укреплении национальной идентичности, приверженности национальной культуре, укреплении чувства преданной любви к родной земле, чувства единства с Большой Россией.

К числу знаменательных вех, которые свидетельствовали о качественных преобразованиях в развитии музыкального образования в Калининградской

области в этих сложных условиях, следует отнести прежде всего созданный в октябре 2016 года в регионе «Образовательно-методический центр», ныне «Ресурсный образовательно-методический центр», который стал регулировать деятельность образовательных учреждений и оказывать им методическую поддержку [11].

Ещё одним важным для региона событием стало основание в 2019 году филиала Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории «Балтийский». С его открытием талантливым детям с раннего возраста стало доступным получение профессионального музыкального образования с ориентацией на формирование представлений о русской музыкальной культуре, её духовных ценностях и взаимосвязях с развитием музыкального искусства и культуры в других странах мира.

Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что в настоящее время обра-

щение музыкантов-педагогов к историческому опыту становления и развития музыкального образования в Калининградской области отвечает задачам реализации в регионе государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей [12]. Принимая за основу дальнейших действий музыкально-педагогического сообщества ориентацию на защиту традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти в рамках стратегических национальных приоритетов, принципиально важным представляется включение в содержание повышения квалификации учителей музыки, педагогов ДМШ и ДШИ, а также музыкального училища, изучения истори-ко-педагогического процесса в сфере музыкального образования в Калининградской области. Тем самым будут созданы условия для его многогранного анализа и на этой основе прогнозирования перспектив дальнейшего развития.

140

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Встреча министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова с учёными Балтийского федерального университета имени И. Канта 17 августа 2021 года. URL: https:// youtu.be/PXkEwG1LcfA (дата обращения: 20.08.2023).

2. Бильчак В. С., Захаров В. Ф. Региональная экономика / под ред. В. С. Бильчака. Калининград: Янтарный сказ, 1998. 314 с.

3. Денисов В. В. Калининград - судьба моя. Калининград: ОГУП «Калинингр. кн. изд-во», 2001. 460 с.

4. Общее образование в Калининградской области (1951-1991): монография / Г. В. Кретинин (отв. ред.) и др. Калининград: Изд-во Российского государственного университета им. И. Канта, 2006. 281 с.

5. Клемешев А. П., Федоров Г. М. Образование и региональное развитие: учебное пособие. Калининград: Изд-во Калининградского гос. ун-та, 1998. 142 с.

6. Зорькина Л. А. Становление и развитие региональной системы повышения квалификации учителей в Калининградской области в условиях реформ школьного образования (19461991 гг.): дис. ... канд. пед. наук. М., 2019. 166 с.

7. Восточная Пруссия с древнейших времён до конца Второй мировой войны. Калининград: Книжное изд-во, 1996. 528 с.

8. Келдыш Ю. В. Очерки и исследования по истории русской музыки. М.: Советский композитор, 1978. 514 с.

9. Летопись Калининградской области 1945-1976. Кн. 1. Калининград: ИП Мишуткина И. В., 2005. 699 с.

10. Летопись Калининградской области 1945-1976. Кн. 2. Калининград: ИП Мишуткина И. В., 2005. 702 с.

11. Филиал Центральной музыкальной школы - Академии исполнительского искусства «Балтийский». URL: https://baltcms.ru/ (дата обращения: 20.08.2023).

12. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 05.08.2023).

Поступила 23.08.2023, принята к публикации 25.12.2023. Об авторе:

Доманицкая Наталья Владимировна, директор Дворца культуры железнодорожников (ул. Железнодорожная, 2, Калининград, Калининградская область, Российская Федерация, 236039), заслуженный работник культуры.

Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Vstrecha ministra inostrannykh del Rossijskoj Federacii S. V. Lavrova s uchyonymi Baltijskogo

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

federal'nogo universiteta imeni I. Kanta 17 avgusta 2021 goda [Meeting of the Minister of Foreign -

Affairs of the Russian Federation Sergey Lavrov with Scientists of the Immanuel Kant Baltic Federal University on August 17, 2021]. Available at: https://youtu.be/PXkEwG1LcfA (accessed: 20.08.2023) (in Russian).

2. Bilchak V. S., Zakharov V. F. Regional'naya ekonomika [Regional Economics]. Ed. by V. S. Bilchak. Kaliningrad: Publishing House "Yantarny skaz", 1998. 314 p. (in Russian).

3. Denisov V. V. Kaliningrad - sud'ba moya [Kaliningrad is My Destiny]. Kaliningrad: OGUP "Kaliningrad Publishing House", 2001. 460 p. (in Russian).

4. Obshhee obrazovanie v Kaliningradskoj oblasti (1951-1991) [General Education in the Kaliningrad Region (1951-1991)]: Monograph. Ed. by G. V. Kretinin and others. Kaliningrad: Publishing House of the Immanuel Kant Russian State University, 2006. 281 p. (in Russian).

5. Klemeshev A. P., Fedorov G. M. Obrazovanie i regional'noe razvitie [Education and Regional Development]: A Study Guide. Kaliningrad: Publishing House of the Kaliningrad State University, 1998. 142 p. (in Russian).

6. Zorkina L. A. Stanovlenie i razvitie regional'noj sistemy povysheniya kvalifikacii uchitelej v Kaliningradskoj oblasti v usloviyakh reform shkol'nogo obrazovaniya (1946-1991 gg.): diss. ... kandidata ped. nauk [Formation and Development of the Regional Teacher Training System

in the Kaliningrad Region in the Context of School Education Reforms (1946-1991): Author's abstract of the Candidate's dissertation of Pedagogical Sciences]. Moscow, 2019, 166 p. (in Russian).

7. Vostochnaya Prussiya s drevnejshikh vremyon do kontsa vtoroj mirovoj vojny [East Prussia from Ancient Times to the End of the Second World War]. Kaliningrad: Book Publishing House, 1996. 528 p. (in Russian).

8. Keldysh Yu. V. Ocherki i issledovaniya po istorii russkoj muzyki [Essays and Research on the History of Russian Music]. Moscow: State Publishing House "Soviet Composer", 1978. 514 p. (in Russian).

9. Letopis' Kaliningradskoj oblasti 1945-1976. Kn. 1 [Chronicle of the Kaliningrad Region 19451976. Book 1]. Kaliningrad: Publishing House "Mishutkina I. V.", 2005. 699 p. (in Russian).

10. Letopis' Kaliningradskoj oblasti 1945-1976. Kn. 2 [Chronicle of the Kaliningrad Region 19451976. Book 2]. Kaliningrad: Publishing House "Mishutkina I. V.", 2005. 702 p. (in Russian).

11. Filial Central'noj muzykal'noj shkoly - Akademii ispolnitel'skogo iskusstva "Baltijskij" [Branch of the Central Music School - Academy of Performing Arts "Baltiyskiy"]. Available at: https:// baltcms.ru/ (accessed: 20.08.2023) (in Russian).

12. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot09.11.2022№ 809 "Ob utverzhdenii Osnovgosudarstvennoj politiki po sokhraneniyu i ukrepleniyu tradicionnykh rossijskikh dukhovno-nravstvennykh cennostej" [Decree of the President of the Russian Federation No. 809 dated 19.11.2022 "On Approval of the Foundations of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values"]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/48502 (accessed: 05.08.2023) (in Russian).

Submitted 23.08.2023; revised 25.12.2023.

About the author:

Natalia V. Domanitskaya, Director of the Palace of Culture of Railwaymen 142 (Zheleznodorozhnaya Street, 2, Kaliningrad, Kaliningrad region, Russian Federation, 236039), Honored Worker of Culture.

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.