32. Prime Minister's mistake // URL: [Elektronnyj resurs] - (rezhim dostupa): https://www.thesun.co.uk/news/politics/20196040/prime-ministerYs-mistake/
33. What goes on? // The Sun. 1956. 25 Nov.
34. We can\'t leave this to Germany // Daily Herald. 1956. 27 Nov.
35. Shigeru A. Empire and Globalization: A Study of British Imperialism. Tokio, 2011.
36. Keith K. The Suez Crisis: A Reinterpretation. London, 1998.
37. Lunt, D. Public Opinion and the Suez Crisis. New York, Simon & Schuster, 2001.
38. Rarliamentary debates. Economic Situation, Vol. 575: debated on Tuesday 29 October 1957 // URL: https://hansard.parliament.uk/Commons/1957-10-29/debates/c868f973-ffd5-44d8-8130-6a0ca8e6597c/EconomicSituation?highlight=suez%201956#contribution-e89f7d48-a849-4b6f-98bd-a00c75b7ec39
39. Western European Union (Defence Recommendations), Vol. 562: debated on Friday 21 December 1956 https://hansard.parliament.uk/Commons/1956-12-21/debates/2c681f8d-20de-46f3-8443-
ed5e96ca3af6/WesternEuropeanUnion(DefenceRecommendations)?highlight=suez#contribution-b78278cf-06a7-41fb-b151-70509619629c
40. Rarliamentary debates. Middle East, Volume 561: debated on Wednesday 5 December 1956. Col. 1453-586. // URL: https://api.parliament.uk/historic-hansard/commons/1956/dec/06/middle-east
41. Willoughby V. Peace and Protest: A Resource on the 1930s and 1940s. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications, 1983.
42. Co-op women stage protest for peace // Daily Herald. 1956. 13 Nov.
43. \'At home\' protest PARKINSON // Daily Herald. 1956. 09 Nov.
44. Tedder against // Daily Mirror, 1956, 13 Dec.
45. Foreign relations of the United States, 1955-1957, Suez crisis, July 26-Dec. 31, 1956, vol. XVI. Wash., 1990. R.325-368.
46. Leaders to stand firm on Suez // Daily Herald. 1956. 28 Nov.
47. IKE: We are friends // Daily Mirror. 1956. 28 Nov.
48. Lukes I. The Suez Crisis of 1956 and the Role of the Soviet Union. New York, Bulfinch, 2012.
49. Organizaciya Ob"edinennyh Nacij. Sbornik dokumentov / Otv. red. V. V. Vahrushev. - M., 1981.
МАЛАИ ВЕРА ВЛАДИМИРОВНА - доктор исторических наук, профессор, Белгородский государственный национальный исследовательский университет ([email protected]).
ЮРЧЕНКО АЛЕКСЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ - магистр международных отношений, Белгородский государственный национальный исследовательский университет ([email protected]).
MALAI, VERA V. - Doctor of History, Professor, Belgorod State National Research University ([email protected]). YURCHENKO, ALEXEY V. - Master of International Relations, Belgorod State National Research University.
УДК 94(430).087:325.1 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-5-123-127
БЕСПАЛОВА Л.Н., ХМЕЛЕВА Л.А. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ ГЕРМАНИИ (1945-2000 ГГ.)
Ключевые слова: миграция, иммиграция, эмиграция, трудовой мигрант, гастарбайтер, Федеративная республика Германия, Германская демократическая республика, Берлинская стена, оккупационная зона, поздний переселенец, репатриант.
В статье рассматриваются миграционные процессы и миграционная политика в Германии, начиная с послевоенного периода и до начала 2000-х гг. Хотя проблема миграции является глобальным вызовом и охватывает все развитые европейские страны, выбор именно Германии для анализа данной проблемы связан с тем, что в данную страну направлена большая часть миграционных потоков. Хронологические границы, взятые для изучения миграционных процессов в Германии, обоснованы складыванием основных миграционных потоков в рассматриваемый период. Авторы уделяют основное внимание процессам переселения немцев из восточной части Германии в западную и побудительным причинам этих миграций. В статье рассмотрены и другие миграционные потоки: поздние переселенцы, трудовые мигранты, иностранные студенты, внутренние мигранты из стран ЕС и т.д. Авторы также анализируют законодательные акты Германии, направленные на регулирование миграционных процессов.
BESPALOVA, L.N., KMELEVA, L.A. MAIN MILESTONES AND FEATURES OF THE STATE MIGRATION POLICY OF GERMANY (1945-2000)
Key words: Migration, immigration, emigration, labor migrant, guest worker, Federal Republic of Germany, German Democratic Republic, Berlin Wall, occupation zone, late migrant, repatriate.
The article examines migration processes and migration policy in Germany, from the post-war period to the early 2000s. Although the problem of migration is a global challenge and covers all developed European countries, the choice of Germany to analyze this problem is due to the fact that the majority of migration flows are directed to this country. The chronological boundaries taken to study migration processes in Germany are justified by the main migration flows formation during the period under consideration. The authors focus on the processes of Germans resettlement from the eastern to the western part, also the motivating reasons for these migrations. The article also examines other migration flows: late migrants, labor migrants, foreign students, internal migrants from EU countries, etc. The authors also analyze German legislative acts aimed at regulating migration processes.
Проблема миграции является одним из глобальных вызовов современности. Вопросы регулирования миграции и миграционных потоков привлекают внимание ряда современных экономистов, социологов и историков. С начала 2000-х гг. опубликовано значительное количество работ, посвященных анализу миграционного фона и миграционной политики Германии (Е.В. Маренкова, Ю.С. Нехорошев, С. Хауг, С. Ярошенко, К.М. Губина, М.В. Немытина и др.). Решение задач, связанных с миграционными процессами, особенно актуально для Германии, так как
большая часть миграционных потоков направлена именно в это государство. Данная проблема имеет свои исторические истоки.
Принимая во внимание особенности исторического развития Германии и связанную с этим необходимость провести определенный исторический экскурс в германскую миграционную политику, хронологические рамки для изучения миграционных процессов в стране - с середины 1940-х до начала 2000-х гг. - взяты приблизительно. Они обоснованы складыванием основных миграционных потоков в рассматриваемый период.
Вторая мировая война стала причиной новых и массовых миграционных процессов для стран как Европы, так и Азии. Произошли значительные сдвиги населения, связанные с бегством и эвакуацией мирного населения из районов военных действий, принудительной вербовкой рабочих в Германию и т.д.
После Второй мировой войны, с 1945 г., начался активный приток мигрантов в Германию. Возвращались беженцы, репатрианты, приезжали этнические немцы из других стран. Тех, кто не вернулся в Германию вместе с отступающими немецкими войсками, в годы после Второй мировой войны переселили в Германию по решениям Потсдамской конференции 1945 г. Многие страны Восточной Европы также провели обмен национальными меньшинствами - опять же в силу изменения по итогам войны границ государств [1, с. 24]. С 1945 по 1949 гг. примерно 8 миллионов переселенцев и военных беженцев переместились в западные оккупационные зоны Германии и примерно 3,6 миллионов этнических немцев - в оккупированную Советским Союзом Восточную Германию.
После образования Федеративной республики Германия (ФРГ) и Германской демократической республики (ГДР) в 1949 г. началось массовое переселение немцев с востока на экономически более развитый запад Германии, в результате чего до построения Берлинской стены в августе 1961 г. примерно 3,5 миллионов человек навсегда пересекли внутригерманскую границу [2, 8. 37]. Передвижения в обратном направлении имели гораздо меньший размах [3, с. 82-83].
Несмотря на активные переселения послевоенного времени, вплоть до конца XX в. Германия юридически не являлась страной «иммиграции», так как в государстве отсутствовала нормативно-правовая база, регулирующая миграционные процессы. Существовало лишь понятие «репатриация». Все иностранные граждане, приехавшие в основном из стран социалистического лагеря, считались репатриантами независимо от цели их пребывания в стране. Положение стало меняться со второй половины ХХ в., когда немецкое государство было вынуждено компенсировать нехватку рабочей силы путем привлечения иностранных рабочих [4, с. 97].
24 мая 1949 г. вступил в силу Основной закон ФРГ, который стал основой развития миграционного законодательства западногерманского государства. В пункте 3 статьи 73 Основного закона указано, что «к сфере исключительной законодательной компетенции Федерации относятся свобода передвижения, паспортное дело, эмиграция и иммиграция». Первыми иммиграционными законами в Западной Германии стали Закон о перемещенных лицах и беженцах (1953 г.) и Закон о регулировании вопросов гражданства (1955 г., восходящий к закону еще 1913 г.). В основу германской политики гражданства, согласно Основному закону 1949 г., был положен «принцип происхождения» [5, с. 46-47].
В 1949 г. в ФРГ была также принята программа интеграции мигрантов, первоочередная цель которой состояла в облегчении социальной напряженности на рынке труда и в жилищной сфере. Интеграционная политика была выдвинута под лозунгом общей национальной идеи, основанной на необходимости нести общее бремя страны и распределить все лишения на всех немцев. Интеграция данной миграционной когорты оказалась менее проблематичной, чем предполагалось, и была обеспечена в достаточно короткий период после окончания войны [6, с. 89].
Экономический бум послевоенного времени, так называемое западногерманское «экономическое чудо», привели к росту потребности в рабочей силе. Уже в начале 1950-х гг. обнаружилась нехватка рабочих рук на немецком рынке труда. После возведения Берлинской стены приток рабочей силы истощился в еще большей степени [7, 8. 201-203]. Недостаток рабочих рук Федеративная республика вынуждена была восполнять за счет найма трудовых мигрантов из зарубежных государств. Разработанный министром экономики, христианским демократом Л. Эрхардом план привлечения трудовых ресурсов предусматривал заключение двусторонних
соглашений между ФРГ и государствами с избыточной рабочей силой [5, с. 48]. Первое двустороннее соглашение о найме было заключено с Италией в 1955 г. Последующие договоры с Грецией, Испанией, Турцией, Марокко, Португалией, Тунисом и Югославией были подписаны между 1960 и 1968 гг. [8, s. 239-310].
Приглашая гастарбайтеров на временную работу в свою страну, германское общество, будучи традиционно закрытым, долгое время не интересовалось вопросами интеграции. Давая иммигрантам право на въезд в свое государство, власти ФРГ не предоставляли им возможности полноценно «встраиваться» в германское общество. Поэтому не случайно привлечением и распределением иностранной рабочей силы по федеральным землям Германии поначалу занималось Федеральное агентство занятости (Bundesagentur für Arbeit) через свои представительства в странах-донорах и биржи труда. Территориально иммигранты оседали в основном в трех регионах ФРГ: Баден-Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия и Западный Берлин. Постепенно в местах их поселения (на окраинах городов) стали возникать целые этнические районы, которые коренные немцы старались обходить стороной.
Изначально в основу найма иностранных рабочих был положен принцип ротации. В соответствии с ним иностранные рабочие должны были находиться в Германии строго ограниченный временной период, а затем освобождать свое место для других. Но на практике этот принцип не удалось реализовать в полной мере. Перелом наступил в начале 1970-х гг., когда в Западной Германии обнаружился дефицит не рабочих рук, а рабочих мест: немцам-автохтонам стало не хватать работы, к тому же и условия труда во многих отраслях заметно улучшились. Кроме того, в 1973 г. разразился нефтяной кризис, и в ноябре этого же года западногерманское правительство прекратило действие программ трудовой иммиграции из стран, не входивших в ЕЭС [5, с. 48].
Но несмотря на запрет на привлечение в Германию иностранной рабочей силы, многие гастарбайтеры не только остались жить на германской земле, но и начали забирать к себе членов своих семей, проживавших за рубежом. Уже ко времени объявленного в 1973 г. запрета в Западной Германии жили около 4 миллионов иностранных граждан, и в последующие годы их число только росло. Между 1961 и 1973 гг. число иностранных рабочих в этой европейской стране выросло с 550 тысяч до 2,6 миллионов человек. Всего за указанный период в Германию приезжали на работу примерно 14 миллионов иностранцев, из которых около 11 миллионов затем покинули страну. К 1989 г. число иностранных граждан в ФРГ составило около 4,9 миллионов человек [9, s. 304-305; 10, s. 131].
В ГДР, начиная с середины 1960-х гг., стали так же нанимать иностранных трудовых мигрантов путем заключения межгосударственных соглашений. Срок найма мог быть очень длительным, иногда измеряющимся годами, хотя приток мигрантов в Восточную Германию был значительно меньше, чем в западную ее часть. Сначала иностранцы прибывали в ГДР преимущественно из стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), а затем из Алжира, Кубы, Мозамбика, Вьетнама, Монголии, Анголы и Китая [11, s. 227; 12, s. 279].
С начала 1950-х гг., наряду с иностранной рабочей силой, непрерывный характер приобрел еще один миграционный поток в Германию: поздние переселенцы (репатрианты) и члены их семей [13, s. 12-13]. Речь идет об этнических немцах, которые на основе двусторонних соглашений между ФРГ и ГДР и в соответствии со статьей 116 «Закона о делах перемещённых лиц и беженцев» (1953 г.) смогли вернуться из стран бывшего восточного блока в ФРГ. Указанный закон был принят с целью регулирования приёма и интеграции на территории Германии вынужденно перемещённых лиц и беженцев немецкой национальности, покинувших места поселения в ходе или после Второй мировой войны, а также приёма этнических немецких переселенцев из Восточной Европы и стран бывшего СССР. Таким образом, с начала 1950 гг. более 4-х миллионов поздних переселенцев смогли переехать в ФРГ. Движущей силой этих изменений стали переход СССР к политике перестройки и гласности в и последовавшее затем в 1989 г. окончание конфликта между Восточной и Западной Германией. Поздние переселенцы составили третью по величине волну иммиграции после массовых возвращений вынужденных переселенцев и военных беженцев в послевоенный период и трудовых мигрантов.
В 1990-е гг. основная часть мигрантов прибывала из бывшего Советского Союза, в то время как доля переселенцев из таких стран как Румыния, Польша или Венгрия была незначительной.
После 1991 г. эмиграция немцев и членов их семей из бывшего СССР активизировалась одновременно с осложнением политической и экономической ситуации в странах СНГ. С принятием Закона об урегулировании последствий войны (Kriegsfolgenbereinigungsgesetz) в 1993 г. ежегодный приток поздних переселенцев установился в районе примерно 225 тысяч человек, упав затем к 2000 г. до 103 тысяч этнических немцев. Затем фактические цифры стали еще ниже: в 2003 г. - около 73 тысяч, в 2004 г. - около 59 тысяч человек.
Одновременно, с начала 1950-х гг. в ФРГ зафиксирован прирост лиц, просивших политического убежища. Заявители ссылались на статью 16 а «Право на убежище» Конституции ФРГ, предоставлявшую им право на защиту от политического преследования со стороны государства в стране их происхождения. Включение этой статьи в Основной закон ФРГ было следствием политических преследований при национал-социализме. До начала 1980-х гг. миграция лиц, ищущих убежища, в количественном плане была незначительной и касалась, прежде всего, беженцев из государств бывшего восточного блока. На протяжении 1980-х гг. количество запросов на политическое убежище постоянно колебалось, поднявшись к 1988 г. до 103 тыс. и достигнув к 1992 г. рекордной отметки в 438 тысяч заявок. Причиной таких колебаний был, прежде всего, кризис в странах бывшего восточного блока, который существенно изменил происхождение основных заявителей. Ранее они прибывали в основном из стран третьего мира. Но 6 декабря 1992 г. партиями «Христианский демократический союз Германии», «Христианско-социальный союз в Баварии» и «Социал-демократическая партия Германии» согласовали так называемый «Компромисс по вопросу предоставления убежища», который без длительных проволочек был принят германским Бундестагом 26 мая 1993 г. «Компромисс» представлял собой поправку к Конституции ФРГ и к Закону о процедуре предоставления убежища (1982 г.), ограничивавшую возможность применения основного права на убежище для заявителей из «безопасных» стран. Принятие поправки привело к значительному снижению числа лиц, просящих убежища в ФРГ. С 1998 г. число заявителей стало ниже 100 тысяч, а в 2004 г. упало до 36 тысяч человек. В то же время в 1990-е гг. Германия предоставила убежище примерно 345 тысячам беженцев из Боснии-Герцеговины, в которой шла гражданская война, а с 1999 г. здесь нашли защиту примерно 195 тысяч беженцев из Косово, большая часть из которых затем вернулась на родину [14, s. 296-299].
Две другие группы переселенцев, чьи миграции являются традиционными для германских земель, - это иностранные студенты и внутренние мигранты из стран-членов ЕС. Иностранные студенты (Bildungsausländer) - это те, кто получил удостоверение на право обучаться в высшем учебном заведении за рубежом (Hochschulzugangsberechtigung), окончив основную школу, и для дальнейшего обучения приехал в Германию. Период пребывания такого студента может охватывать от одного семестра до полного курса обучения. Из-за интернационализации образования и внедрения программ обмена число иностранных студентов в Германии в 1990-е гг. непрерывно росло. В зимний семестр 2003-2004 гг. около 180 тыс. иностранных студентов были приняты на обучение в высшие школы ФРГ, из них 42000 были первокурсниками. Для внутренних мигрантов из ЕС с 1968 г. постепенно установилась свобода въезда в Германию, и не только для трудовых мигрантов и членов их семей, но и для тех, чье пребывание не было связано с экономическими целями (например, для студентов и пенсионеров). Пользуясь свободой передвижения, с 1991 по 2003 гг. более 1,7 миллионов граждан ЕС с разными целями приезжали в Германию, из которых покинули эту страну более 1,6 миллионов человек [14, s. 306].
Таким образом, миграционная политика Германии развивалась на протяжении длительного исторического периода. За более чем 60 лет Германия стала страной, активно привлекающей международных мигрантов, причем структура мигрантов по странам выхода постоянно трансформировалась. За весь рассматриваемый период миграционный прирост иностранного населения характеризуется цикличностью, наблюдаются периоды снижения и роста сальдо миграции иностранных граждан. Исторический опыт позволил данному европейскому государству сформировать свое национальное законодательство, которое выгодно отличается от других государств Европейского Союза умением быстро и своевременно реагировать на меняющуюся международную общественно-политическую, а также международную ситуацию, связанную с мигрантами. Достаточно эффективными являются процедуры, направленные на управление репатриантами и трудовыми мигрантами. При этом модель национального
законодательства, направленная на урегулирование проблем беженцев, содержит многочисленные противоречия, так как построена на постоянном взвешивании всех элементов системы льгот и запретов, предоставляемых данной категории мигрантов. Постоянный приток в Германию беженцев из стран третьего мира неизбежно приводит к ужесточению государственной политики в отношении лиц, претендующих на политическое убежище в данной стране.
Литература и источники
1. Абдурашитов Ф. Из истории миграционных процессов периода Второй мировой войны // Историк (Муаррих). - 2015. - №1.
- С. 23-29.
2. Münz, R. Phasen und Formen der europäischen Migration. In: Angenendt, St. (Hg.), Migration und Flucht. Schriftenreihe der Bundeszentrale für politische Bildung 342. Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung. - 1997. - S. 34-47.
3. Schmelz, A. Migration und Politik im geteilten Deutschland während des Kalten Krieges. Die West-Ost-Migration in die DDR in den 1950er und 1960er Jahren. - Opladen: Westdeutscher Verlag, 2002. - 349 s.
4. Гризовская Д.В. Миграционные процессы в Германии во второй половине XX - начале XXI века. // Вестник Челябинского государственного университета. - 2017. - № 5 (401). Экономические науки. - Вып. 57. - С. 96-103.
5. Бемалян Р. Этапы и механизмы реализации иммиграционной политики на примере Германии. // Вестник российской нации.
- 2019. - №4(68). - С. 46-57.
6. СавоскулМ.С. Иммиграция в ФРГ во второй половине XX века. // Вестник московского университета. Серия 5. География.
- 2020. - № 6. - С. 86-98.
7. Heidemeyer, H. Flucht und Zuwanderung aus der SBZ/DDR: 1945/1949-1961. Die Flüchtlingspolitik der Bundesrepublik Deutschland bis zum Bau der Berliner Mauer. Beiträge zur Geschichte des Parlamentarismus und der politischen Parteien 100. -Düsseldorf: Droste, 1994. - 359 s.
8. Steinert, J. D. Migration und Politik: Westdeutschland - Europa - Übersee 1945-1961. - Osnabrück: secolo, 1995. - 368 s.
9. Schönwälder, K. Einwanderung und ethnische Pluralität. Politische Entscheidungen und öffentliche Debatten in Großbritannien und der Bundesrepublik von den 1950er bis zu den 1970er Jahren. - Essen: Klartext Verlag, 2001. - 768 s.
10. Sonnenberger, B. Nationale Migrationspolitik und regionale Erfahrung. Die Anfänge der Arbeitsmigration in Südhessen 19551967. Darmstadt: Hessisches Wirtschaftsarchiv, 2003. - 400 s.\
11. Gruner-Domic, S. Beschäftigung statt Ausbildung. Ausländische Arbeiter und Arbeiterinnen in der DDR (1961 bis 1989). In: Motte, J./Ohliger, R./Oswald, A. von (Hg.), 50 Jahre Bundesrepublik - 50 Jahre Einwanderung. Nachkriegsgeschichte als Migrationsgeschichte. Frankfurt am Main/New York: Campus, 1999, S. 215-240.
12. Kuck, D. „Für den sozialistischen Aufbau ihrer Heimat"? Ausländische Vertragsarbeitskräfte in der DDR // Behrends, J. C. /Lindenberger, T./Poutrus, P. G. (Hg.), Fremde und Fremd-Sein in der DDR. Zu historischen Ursachen der Fremdenfeindlichkeit in Ostdeutschland. Berlin: Metropol, 2003, S. 271-281.
13. Bade, K. J./Oltmer, J. Einführung: Aussiedlerzuwanderung und Aussiedlerintegration. Historische Entwicklung und aktuelle Probleme. In: dies. (Hg.), Aussiedler: deutsche Einwanderer aus Osteuropa. IMIS-Schriften 8. Osnabrück: Universitätsverlag Rasch, 1999, S. 9-54. '
14. Herbert, U. Geschichte der Ausländerpolitik in Deutschland. Saisonarbeiter, Zwangsarbeiter, Gastarbeiter, Flüchtlinge. Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung, 2003. - 442 s.
References and Sources
1. Abdurashitov F. Iz istorii migracionnyh processov perioda Vtoroj mirovoj vojny // Istorik (Muarrih). - 2015. - №1. - S. 23-29.
2. Münz, R. Phasen und Formen der europäischen Migration. In: Angenendt, St. (Hg.), Migration und Flucht. Schriftenreihe der Bundeszentrale für politische Bildung 342. Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung. - 1997. - S. 34-47.
3. Schmelz, A. Migration und Politik im geteilten Deutschland während des Kalten Krieges. Die West-Ost-Migration in die DDR in den 1950er und 1960er Jahren. - Opladen: Westdeutscher Verlag, 2002. - 349 s.
4. Grizovskaya D.V. Migracionnye processy v Germanii vo vtoroj polovine XX - nachale XXI veka. // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2017. - № 5 (401). Ekonomicheskie nauki. - Vyp. 57. - S. 96-103.
5. Bemalyan R. Etapy i mekhanizmy realizacii immigracionnoj politiki na primere Germanii. // Vestnik rossijskoj nacii. - 2019. - №4(68). - S. 46-57.
6. Savoskul M.S. Immigraciya v FRG vo vtoroj polovine XX veka. // Vestnik moskovskogo universiteta. Seriya 5. Geografiya. - 2020. - №6. -S.86-98.
7. Heidemeyer, H. Flucht und Zuwanderung aus der SBZ/DDR: 1945/1949-1961. Die Flüchtlingspolitik der Bundesrepublik Deutschland bis zum Bau der Berliner Mauer. Beiträge zur Geschichte des Parlamentarismus und der politischen Parteien 100. -Düsseldorf: Droste, 1994. - 359 s.
8. Steinert, J. D. Migration und Politik: Westdeutschland - Europa - Übersee 1945-1961. - Osnabrück: secolo, 1995. - 368 s.
9. Schönwälder, K. Einwanderung und ethnische Pluralität. Politische Entscheidungen und öffentliche Debatten in Großbritannien und der Bundesrepublik von den 1950er bis zu den 1970er Jahren. - Essen: Klartext Verlag, 2001. - 768 s.
10. Sonnenberger, B. Nationale Migrationspolitik und regionale Erfahrung. Die Anfänge der Arbeitsmigration in Südhessen 1955-1967. Darmstadt: Hessisches Wirtschaftsarchiv, 2003. - 400 s.\\
11. Gruner-Domic, S. Beschäftigung statt Ausbildung. Ausländische Arbeiter und Arbeiterinnen in der DDR (1961 bis 1989). In: Motte, J./Ohliger, R./Oswald, A. von (Hg.), 50 Jahre Bundesrepublik - 50 Jahre Einwanderung. Nachkriegsgeschichte als Migrationsgeschichte. Frankfurt am Main/New York: Campus, 1999, S. 215-240.
12. Kuck, D. „Für den sozialistischen Aufbau ihrer Heimat"? Ausländische Vertragsarbeitskräfte in der DDR // Behrends, J. C. /Lindenberger, T./Poutrus, P. G. (Hg.), Fremde und Fremd-Sein in der DDR. Zu historischen Ursachen der Fremdenfeindlichkeit in Ostdeutschland. Berlin: Metropol, 2003, S. 271-281.
13. Bade, K. J./Oltmer, J. Einführung: Aussiedlerzuwanderung und Aussiedlerintegration. Historische Entwicklung und aktuelle Probleme. In: dies. (Hg.), Aussiedler: deutsche Einwanderer aus Osteuropa. IMIS-Schriften 8. Osnabrück: Universitätsverlag Rasch, 1999, S. 9-54.
14. Herbert, U. Geschichte der Ausländerpolitik in Deutschland. Saisonarbeiter, Zwangsarbeiter, Gastarbeiter, Flüchtlinge. Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung, 2003. - 442 s.
БЕСПАЛОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА - кандидат исторических наук, доцент, Нижневартовский государственный университет ([email protected]).
ХМЕЛЕВА ЛАЛА АЛИЕВНА - кандидат исторических наук, доцент, Нижневартовский государственный университет. BESPALOVA, LYUDMILA N. - Ph.D. in History, Associate Professor, Nizhnevartovsk State University ([email protected]). KHMELEVA, LALA A. - Ph.D. in History, Associate Professor, Nizhnevartovsk State University" ([email protected]).