Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ'

ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
591
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / РЕАЛЬНЫЕ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ / BRYANSK REGION / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / ECONOMIC SECURITY OF THE REGION / ECONOMIC INSECURITY / REAL AND POTENTIAL THREATS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ториков В.Е., Журавков И.А., Резунов А.А.

Реальными угрозами экономической безопасности Брянской области являются: негативные тенденции в развитии демографических процессов (увеличение численности населения пенсионного возраста при сокращении численности населения трудоспособного возраста, снижение рождаемости и повышения смертности; увеличение заболеваемости населения, рост количества онкологических заболеваний); высокий уровень миграции трудоспособного населения из-за значительного социального неравенства, низкого уровня жизни и технологической безработицы (цифровизация экономики, роботизация и автоматизация производства); усиление экологических рисков в регионе за счет наличия загрязненных территорий на юго-западе области из-за аварии на ЧАЭС, сохранение проблемы радиоактивного загрязнения в долгосрочной перспективе; возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая аварийные ситуации на опасных производственных объектах (лесные пожары на территориях, подвергшихся воздействию радиации); высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере; зависимость бюджета, сельскохозяйственных и промышленных предприятий области от внешнего финансирования: дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета; незначительный уровень интеграции региональных производителей товаров и услуг в национальное экономическое пространство (местные товаропроизводители больше ориентированы на местный рынок сбыта); высокий уровень разделения благосостояния и качества городского и сельского населения; лиц, занятых в социальной сфере, в реальном и финансовом секторах; недостаточное привлечение человеческого капитала и инновационного потенциала (низкий уровне производительности труда, недостаточная коммерциализация экономических показателей инновационной деятельности, низкий процент малого бизнеса в структуре производимой продукции); неравномерное социально-экономическое территориальное развитие региона (высокая доля муниципальных образований с небольшими возможностями социально-экономического развития и низкий уровень взаимодействия экономических секторов муниципальных образований). Для выработки эффективных мер необходим всесторонний анализ экономических интересов граждан и организаций, реализующихся свою деятельность на территории Брянской области и за её пределами, а также количественная оценка реализации региональных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN THREATS TO ECONOMIC SECURITY OF THE BRYANSK REGION AND THEIR OVERCOMING

The real threats to economic security of the Bryansk region are negative trends in demographic processes (an increase in the population in the retirement age while reducing the size of working-age population, birth-rate failing and death rate growth; morbidity increase, growth of oncological diseases); high level of able-bodied population migration due to the significant social inequalities, low living standards and technological unemployment (the economy digitalization, robotization and automation of industry); intensification of environmental risks in the region because of the contaminated areas in the south-west of the region due to the Chernobyl accident, the preservation of radioactive contamination in the long term; natural and man-made emergencies, including the ones at hazardous production facilities (forest fires in the areas exposed to radiation); high level of criminalization and corruption in the economic sphere; dependence of the budget, agricultural and industrial enterprises of the region on external financing: federal grants, subsidies and subventions; insignificant level of integration of regional producers of goods and services into the national economic space (local producers are focused more on the local market); high level of separation of welfare and quality of urban and rural population; the persons employed in the social sphere, in the real and financial sectors; insufficient attraction of human capital and innovation potential (low level of labour productivity, insufficient commercialization of economic indicators of innovation activity, low percentage of small businesses in the production structure); uneven socio-economic territorial development of the region (a high proportion of municipalities with small opportunities for socio-economic development and a low level of interaction between economic sectors of municipalities). A comprehensive analysis of the economic interests of citizens and organizations in the Bryansk region and in other entities and a quantitative assessment of the implementation of regional projects are necessary so that to develop effective measures.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ»

ravlenie regionom s ispolzovaniem texnologii blokchein // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. №1. S. 168-173.

6. Sorgovye kormovye kultury v organizacii zelyonogo i syrevogo konvejerov v Bryanskoj oblasti / S.A. Belchenko, A.V. Dronov, V.E. Torikov, I.N. Belous // Kormoproizvodstvo. 2016. №12. S. 17-20.

7. Belchenko S.A., Dronov A.V., Vaskina T.I. Osobennosti biologii, opyt vozdelyvaniya i perspektivy pererabotki sorgo saxarnogo na yugo-zapade Centralnoj Rossii // Vestnik Ulyanovskoj gosudarstvennoj selskoxozyajstvennoj akademii. 2019. №2. S. 24-32.

8. Torikov V.E., Osipov A.A. Osnovnye napravleniya cifrovyh texnologij v sisteme tochnogo zemledeliya // Novye informacionnye texnologii v obrazovanii i agrarnom sektore ekonomiki: sb. mate-rialovIIMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Bryanskij GAU, 21 marta 2019. S. 4-16.

9. Tarakanovskij A.N. Chem pomozhet «SkyScout» // Mezhdunarodnaya gazeta «Pole Avgust». 2020. №3 (197). S. 8-9.

10. Ulyanova N.D. Informatsionnoe obespechenie predpriyatiy APK // Innovatsionnyie podhodyi k formirovaniyu kontseptsii ekonomicheskogo rosta regiona: materialy nauch.-prakt. konf. Bryansk, 2013. S. 184-189.

УДК 330.101.54 (470.333)

ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ

Main Threats to Economic Security of the Bryansk Region and their Overcoming

Ториков В.Е. 1, д-р с.-х. наук, профессор, Журавков И.А. 2, канд. экон. наук, доцент, Резунов А.А. 2 Torikov V.E., Zhuravkov I.A, Rezunov A.A.

1ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет», Bryansk State Agrarian University 2ФГБОУ ВО «Брянский филиал Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Bryansk Branch

Реферат. Реальными угрозами экономической безопасности Брянской области являются: негативные тенденции в развитии демографических процессов (увеличение численности населения пенсионного возраста при сокращении численности населения трудоспособного возраста, снижение рождаемости и повышения смертности; увеличение заболеваемости населения, рост количества онкологических заболеваний); высокий уровень миграции трудоспособного населения из-за значительного социального неравенства, низкого уровня жизни и технологической безработицы (цифровизация экономики, роботизация и автоматизация производства); усиление экологических рисков в регионе за счет наличия загрязненных территорий на юго-западе области из-за аварии на ЧАЭС, сохранение проблемы радиоактивного загрязнения в долгосрочной перспективе; возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая аварийные ситуации на опасных производственных объектах (лесные пожары на территориях, подвергшихся воздействию радиации); высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере; зависимость бюджета, сельскохозяйственных и промышленных предприятий области от внешнего финансирования: дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета; незначительный уровень интеграции региональных производителей товаров и услуг в национальное экономическое пространство (местные товаропроизводители больше ориентированы на местный рынок сбыта); высокий уровень разделения благосостояния и качества городского и сельского населения; лиц,

занятых в социальной сфере, в реальном и финансовом секторах; недостаточное привлечение человеческого капитала и инновационного потенциала (низкий уровне производительности труда, недостаточная коммерциализация экономических показателей инновационной деятельности, низкий процент малого бизнеса в структуре производимой продукции); неравномерное социально-экономическое территориальное развитие региона (высокая доля муниципальных образований с небольшими возможностями социально-экономического развития и низкий уровень взаимодействия экономических секторов муниципальных образований). Для выработки эффективных мер необходим всесторонний анализ экономических интересов граждан и организаций, реализующихся свою деятельность на территории Брянской области и за её пределами, а также количественная оценка реализации региональных проектов.

Abstract. The real threats to economic security of the Bryansk region are negative trends in demographic processes (an increase in the population in the retirement age while reducing the size of working-age population, birth-rate failing and death rate growth; morbidity increase, growth of oncological diseases); high level of able-bodied population migration due to the significant social inequalities, low living standards and technological unemployment (the economy digitalization, robotization and automation of industry); intensification of environmental risks in the region because of the contaminated areas in the south-west of the region due to the Chernobyl accident, the preservation of radioactive contamination in the long term; natural and man-made emergencies, including the ones at hazardous production facilities (forest fires in the areas exposed to radiation); high level of criminalization and corruption in the economic sphere; dependence of the budget, agricultural and industrial enterprises of the region on external financing: federal grants, subsidies and subventions; insignificant level of integration of regional producers of goods and services into the national economic space (local producers are focused more on the local market); high level of separation of welfare and quality of urban and rural population; the persons employed in the social sphere, in the real andfinancial sectors; insufficient attraction of human capital and innovation potential (low level of labour productivity, insufficient commercialization of economic indicators of innovation activity, low percentage of small businesses in the production structure); uneven socio-economic territorial development of the region (a high proportion of municipalities with small opportunities for socio-economic development and a low level of interaction between economic sectors of municipalities). A comprehensive analysis of the economic interests of citizens and organizations in the Bryansk region and in other entities and a quantitative assessment of the implementation of regional projects are necessary so that to develop effective measures.

Ключевые слова: Брянская область, социально-экономическое развитие, экономическая безопасность региона, угрозы экономической безопасности, реальные и потенциальные угрозы.

Keywords: Bryansk region, socio-economic development, economic security of the region, economic insecurity, real and potential threats.

Глобализация экономических отношений, выражающаяся в усилении взаимодействия и взаимозависимости национальных экономик, модифицировала и обострила проблемы в обеспечении национальной безопасности. В силу того, что без соответствующего экономического обеспечения невозможна национальная стабильность, устойчивое развитие и самодостаточность народного хозяйства, экономическая безопасность видится наиболее важной составляющей структуры национальной безопасности государства [1; 2 с. 3].

Проведенные мероприятия по созданию системы государственного управления экономической безопасностью уже привели к определенным результатам: на федеральном уровне приняты Стратегия национальной безопасности [10] и Стратегия экономической безопасности [12], на региональном уровне - стратегия социально-экономического развития региона.

Дальнейшее социальное и экономическое развитие российского общества зависит от четкой региональной политики государства, нацеленной на минимизацию рисков возникновения угроз экономической безопасности в регионах, на стабилизацию и устойчивое развитие социальной, политической, экономической и экологической обстановки и процесса воспроизводства.

Характерной особенностью внутреннего развития Российской Федерации является ин-

тенсификация процесса регионализации общественных отношений. Усиление роли региона в государственной системе способствовало появлению такого понятия как «экономическая безопасность региона». Экономическая безопасность региона представляет собой защищённость региональных экономических интересов от внутренних и внешних угроз [2, с. 15].

Под угрозами экономической безопасности региона понимаются потенциальные или реальные события и негативные тенденции в развитии региона, возникающие изнутри или извне и способные нанести вред всем сферам общественной деятельности. Они имеют различную сферу, время возникновения и действия, состав, вероятность распространения и реализации, характер воздействия, степень охвата, частоту возникновения и направления действия [8, с. 23].

Угрозы экономической безопасности региона можно систематизировать по источнику, по сфере распространения угроз; по сфере человеческой деятельности; по вероятности их возникновения; по характеру измерения их влияния; по типу предотвращения угроз; по возможности их реализации; по составу; по времени и характеру действия; по степени охвата; по частоте возникновения; по направлениям действия и т.д.

Кроме того, исследователи данной проблемы предлагают рассматривать угрозы экономической безопасности региона и с учетом таких аспектов, как: степень угрозы (катастрофическая, критическая, значительная или умеренная); вид экономической безопасности региона (технологический, энергетический, экологический, информационный, технико-производственный, сырьевой и финансовый, в том числе бюджетный, налоговый, валютный, инфляционный, кредитно-банковский и т.д.) [8, с. 24].

Следовательно, угроза экономической безопасности региона является категорией, которая влияет на экономику региона и, в конечном счете, может подорвать экономическую безопасность всего государства.

Проанализируем Стратегию социально-экономического развития Брянской области на период до 2030 года [11] и научные труды брянских ученых [3, 4, 6, 9], и рассмотрим потенциальные и реальные угрозы экономической безопасности нашего региона.

Под потенциальными угрозами понимают возникновение предпосылок для противодействия реализации жизненно важных экономических интересов. В то время как реальная угроза представляет собой полностью сформировавшееся явление или процесс, уже готовый противодействовать реализации жизненно важных экономических интересов [7, с. 63].

Следует отметить, что потенциал экономико-географического положения Брянщины характеризуется как средний. Находясь на периферии Центрального федерального округа, область одновременно является и приграничной территорией.

С точки зрения доступности международных рынков положение региона существенно благоприятнее, чем у большинства субъектов Российской Федерации, что обусловлено ее приграничным положением и близостью к странам Союза независимых государств и Восточной Европы. В частности, Брянская область имеет прямые выходы на территорию Белоруссии. Что касается рельефа, климата, почв, растительного и животного мира, регион имеет высокую рекреационную привлекательность.

В целом Брянская область не располагает значительными запасами минерального сырья. Так, отсутствие топливно-энергетических ресурсов влечёт за собой удорожание энергоносителей. На территории области имеется ряд месторождений торфа, фосфатосодержащих руд, песков, глины, трепела, мела. Несомненно, они значимы для экономического развития региона, так как используются для производства минеральных удобрений и исходного сырья для строительной и стекольной промышленности.

К экономическим интересам Брянской области следует отнести развитие аграрно-промышленного комплекса; развитие диверсифицированного промышленного производства; локализацию в Брянской области крупных промышленных предприятий (в том числе -транспортного машиностроения); наличие и развитие высокотехнологичных отраслей промышленности (в том числе - предприятий оборонно-промышленного комплекса); улучшение качества среднего и высшего образования, что повышает интеллектуальный, научно-технический и инновационный потенциал региона; развитие инженерной инфраструктуры;

увеличение численности населения; развитие инвестиционной и инновационной привлекательности региона, формирование новых, высокодоходных рабочих мест;

К слабым сторонам региона относятся: снижение численности населения; отрицательный миграционный прирост; старение населения и снижение численности населения трудоспособного возраста; заметный разрыв между высоким инновационным потенциалом региона и реальной низкой восприимчивостью его производственной системы к инновациям; низкий уровень инновационной и научно-технологической активности; значительный дисбаланс в развитии территорий и размещении промышленных предприятий; наличие ярко выраженных полюсов роста вдоль основной магистральной транспортной инфраструктуры; средняя инвестиционная активность; сохранение высокой пространственной неоднородности; недостаточная предпринимательская активность; наличие очаговых экологических проблем, отсутствие эффективной системы управления отходами; высокий уровень износа коммунальных объектов и инженерных сетей; низкое качество питьевой воды; недостаточный уровень реализации туристско-рекреационного потенциала области; низкая привлекательность рынка труда в регионе, обусловленная низкой среднемесячной заработной платой и низкой доступностью жилья; территориальная неоднородность в отношении бюджетной обеспеченности; высокая концентрация загрязнения промышленного происхождения в ряде районных центров, истощение почвенных ресурсов.

Проанализируем основные (в том числе - потенциальные) угрозы экономической безопасности Брянской области [9]. К потенциальным угрозам можно отнести следующие:

цифровизация экономики, способная привести к росту технологической безработицы; конкуренция со стороны других регионов, в том числе за инвесторов; расширение экономических санкций в отношении Российской Федерации со стороны зарубежных стран, введение технологических ограничений;

отмена сельскохозяйственных контрсанкций со стороны Российской Федерации; увеличение реальной налоговой нагрузки на крупные предприятия, рост реальной налоговой и неналоговой нагрузки в сфере малого и среднего производства; низкий уровень технологического развития региона и страны в целом. На наш взгляд, они обусловлены внешними факторами и геополитическим положением региона и страны.

В отличие от потенциальных, реальные угрозы обусловлены актуальными внутренними факторами или вызваны обострением внешних и внутренних противоречий.

Исходя из этого, на сегодняшний день к реальным угрозам экономической безопасности Брянщины можно отнести:

- негативные тенденции в развитии демографических процессов (увеличение численности населения пенсионного возраста при сокращении численности населения трудоспособного возраста вследствие снижения рождаемости и повышения смертности; увеличение заболеваемости населения вследствие ухудшения экологической обстановки, рост количества онкологических заболеваний);

- высокий уровень миграции трудоспособного населения из-за значительного социального неравенства, низкого уровня жизни и технологической безработицы (цифровизация экономики, роботизация и автоматизация производства);

- усиление экологических рисков в регионе за счет наличия загрязненных территорий на юго-западе Брянской области вследствие Чернобыльской катастрофы, сохранение проблемы радиоактивного загрязнения в долгосрочной перспективе; возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая аварийные ситуации на опасных производственных объектах, лесные пожары на территориях, подвергшихся воздействию радиации;

- высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере [11];

- высокая зависимость бюджета, сельскохозяйственных и промышленных предприятий Брянской области от внешнего финансирования: дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета;

- незначительный уровень интеграции региональных производителей товаров и услуг в национальное экономическое пространство: местные товаропроизводители больше ориентированы на местный рынок сбыта;

- высокий уровень разделения благосостояния и качества городского и сельского населения; лиц, занятых в социальной сфере, в реальном и финансовом секторах;

- недостаточное привлечение человеческого капитала и инновационного потенциала, что проявляется в низком уровне производительности труда, в недостаточной коммерциализации экономических показателей инновационной деятельности, в незначительной доле продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте, в низком проценте малого бизнеса в структуре производимой продукции;

- неравномерное социально-экономическое территориальное развитие региона, что выражается в высокой доле муниципальных образований с небольшими возможностями социально-экономического развития и низком уровне взаимодействия экономических секторов муниципальных образований [5, с. 40].

Реальные угрозы экономической безопасности требуют немедленных действий со стороны региональных властей, потенциальные угрозы - профилактических мероприятий по недопущению их развития в реальные.

Подводя итог вышесказанному, стоить отметить, что своевременное реагирование на реальные угрозы и предупреждение вероятных потенциальных угроз как на региональном, так и федеральном уровне является основополагающим аспектом в обеспечении экономической безопасности региона. Для выработки эффективных мер необходим всесторонний анализ экономических интересов граждан, организаций и государства, реализующихся на территории Брянской области и за её пределами. Также необходима количественная оценка реализации региональных интересов, чтобы они не остались лишь лозунгами. Отсюда видна недостаточность, в силу своей упрощенности, метода SWOT анализа. В этой связи необходимо переходить к более комплексным методам оценки, имеющимся в распоряжении российской науки.

Защита интересов субъекта от любого вида угроз является приоритетной задачей прежде всего государства, о чем гласит вторая статья Конституции Российской Федерации: «...экономическое могущество государства во многом обусловлено благосостоянием входящих в него регионов» [13].

Библиографический список

1. Журавков И.А. Значение регионов в обеспечении экономической безопасности России// Экономические науки. 2009. № 59. С. 7-10.

2. Журавков И.А. Механизм обеспечения экономической безопасности региона Российской Федерации: дис. ... канд. эк. наук / Российская академия государственной службы при Президенте РФ. М., 2010.

3. Дьяченко О.В. Глобализация и продовольственная безопасность России //Никоновские чтения. 2011. № 16. С. 13-14.

4. Игольникова И.В. Демографические процессы как фактор формирования трудового потенциала АПК Брянской области // Управление социально-экономическими системами, правовые и исторические исследования: теория, методология и практика: материалы междунар. науч.-практ. конф. Брянск, 2018. С. 54-57.

5. Игольникова И.В., Аксенов А.А. Стратегические факторы социально-экономического развития региона // Экономика. Социология. Право. 2018. № 4 (12). С. 40-43.

6. Ковалева Н.Н., Белякова В.А. Современные тенденции социально-экономического развития Брянской области // Проблемы развития национальной экономики в условиях глобальных инновационных преобразований: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. М.М. Шабановой. Брянск, 2019. С. 79-82.

7. Корнилов М.Я. Экономическая безопасность РФ: учеб. пособие. изд. 2-е перераб. и доп. Брянск: Изд-во БФ РАНХиГС, 2015. 303 с.

8. Королюк Е.В., Солонина С.В. К вопросу о классификации угроз экономической безопасности региона // ЦИТИСЭ. 2019. № 5 (22). С. 15-26.

9. Севрюкова С.В. Статистический анализ инновационных процессов экономического развития на региональном уровне // Социально- экономическое развитие России и регионов в цифрах статистики: материалы V междунар. науч.-практ. конф. Брянск, 2019. С. 94-101.

10. Стратегия национальной безопасности РФ: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683.

11. Стратегия социально-экономического развития Брянской области на период до 2030 года: постановление Правительства Брянской области от 26 августа 2019 г. № 398-п.

12. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской федерации от 13 мая 2017 г. № 208.

13. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 - № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31, ст. 4398.

References

1. Zhuravkov I.A. Znachenie regionov v obespechenii ekonomicheskoy bezopasnosti Ros-sii//Ekonomicheskie nauki. 2009. № 59. S. 7-10.

2. Zhuravkov I.A. Mehanizm obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti regiona Ros-siyskoy Federatsii: dis. ... kand. ek. nauk / Rossiyskaya akademiya gosudarstvennoy sluzhby pri Prezidente RF. M., 2010.

3. Dyachenko O.V. Globalizatsiya i prodovolstvennaya bezopasnost Rossii //Nikonovskie chteniya. 2011. № 16. S. 13-14.

4. Igolnikova I.V. Demograficheskie protsessy kak faktor formirovaniya trudo-vogo po-tentsiala APK Bryanskoy oblasti // Upravlenie sotsialno-ekonomicheskimi sistema-mi, pravovye i istoricheskie issledovaniya: teoriya, metodologiya i praktika: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Bryansk, 2018. S. 54-57.

5. Igolnikova I.V., Aksenov A.A. Strategicheskie faktory sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regiona //Ekonomika. Sotsiologiya. Pravo. 2018. № 4 (12). S. 40-43.

6. Kovaleva N.N., Belyakova V.A. Sovremennye tendentsii sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Bryanskoy oblasti // Problemy razvitiya natsionalnoy ekonomiki v usloviyah globalnyh innovatsionnyhpreobrazovaniy: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. /pod red. M.M. Shabanovoy. Bryansk, 2019. S. 79-82.

7. Kornilov M.Ya. Ekonomicheskaya bezopasnost RF: ucheb. posobie. izd. 2-e pererab. i dop. Bryansk: Izd-vo BF RANHiGS, 2015. 303 s.

8. Korolyuk E.V., Solonina S.V. K voprosu o klassifikatsii ugroz ekonomicheskoy bezopas-nosti regiona // TsITISE. 2019. № 5 (22). S. 15-26.

9. Sevryukova S.V. Statisticheskiy analiz innovatsionnyh protsessov ekonomicheskogo razvitiya na regionalnom urovne // Sotsialno- ekonomicheskoe razvitie Rossii i regionov v tsifrah statistiki: materialy Vmezhdunar. nauch.-prakt. konf. Bryansk, 2019. S. 94-101.

10. Strategiya natsionalnoy bezopasnosti RF: ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015 g.

№ 683.

11. Strategiya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Bryanskoy oblasti na period do 2030 goda: postanovlenie Pravitelstva Bryanskoy oblasti ot 26 avgusta 2019 g. № 398-p.

12. Strategiya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda: ukaz Prezidenta Rossiyskoy federatsii ot 13 maya 2017 g. № 208.

13. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitutsii RF ot 21.07.2014 - № 11-FKZ) // Sobranie zakonodatelstva RF. 2014. № 31, st. 4398.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.