Научная статья на тему 'Основные угрозы духовной безопасности России'

Основные угрозы духовной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
730
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ДУХОВНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / НАРОД / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безуглова Е. И., Лазарева Е. Д.

Духовность в широком смысле это совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовности» часто дают понятие появление общества, которое проявляется в совокупности моральных ценностей и традиций, сосредоточенных, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках этого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейновоспитательной или патриотической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные угрозы духовной безопасности России»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК-37

Безуглова Е.И., Лазарева Е.Д.

Россия, Ростовская область, г. Батайск, «Гимназия № 7»

e-mail:bezuglowa89 @шш1.ги

ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Аннотация

Духовность - в широком смысле - это совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовности» часто дают понятие появление общества, которое проявляется в совокупности моральных ценностей и традиций, сосредоточенных, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках этого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

Ключевые слова: религия, духовность, патриотизм, народ, Россия

В период основательных потрясений и трагедий (воин и кризисов), пришедших в жизнь России, основной мощью спасения и возрождения цивилизации, нации происходило только лишь через глубочайший потенциал, веру и идею. Состояние духа народа, его высоконравственное здоровье, образованность, профессионализм, патриотизм и сплоченность являлись и являются важнейшим стратегическим фактором мощи страны, показателями развития государства.

Непосредственно по этой причине установить настоящие внутренние ориентиры и поставить их в центр миропонимания личности юноши или девушки — ключевая цель обучения.

Что же такое феномен духовности? Невзирая на широкое использование данного определения, но его суть и сущность трактуется неопределенно. Нам представляется, что для россиянина более близко следующее определение: духовность - это индивидуальное проявление в системе желаний личности двух фундаментальных потребностей:

1) идеальное познание себя;

2) социальные потребности;

Человек духовен столько, сколько позволяет себе задуматься над этими вопросами и пытается получить на них ответ.[3]

В последнее время очень сильно обострились проблемы, которые связанные с безопасностью и здоровьем детей и молодежи. Социально-экономический кризис, национализм, религиозный и политический экстремизм, террористические проявления, расовая нетерпимость, конфликты в быту, криминальные опасности, аддиктивное поведение, нездоровые условия жизни и обучения и т.д. препятствуют оптимальной жизнедеятельности человека в социуме.

Проблема социальной безопасности имеет самое большое отношение к системе образования. Процессы образования и воспитания личностей, проявления себя в образовательных учреждениях, за их пределами, организация свободного времени, отдыха и оздоровления, создание оптимальных жизненных условий, проезда до места учебы и обратно естественно связаны с мерами безопасности. Место и роль обеспечения безопасности образовательного учреждения в системе национальной безопасности России определяется тем, что в стране проживает около 28 млн. обучающихся, воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населения, а с учетом членов их семей - более половины населения страны.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019

В школе ребенок проводит больше времени, чем в семье, поэтому степень влияния данного социума на развитие, здоровье и поведение ребенка очень велико.

Подготовка к безопасному поведению в опасных ситуациях должна осуществляться как по школьной программе ОБЖ, так и во внеклассных мероприятиях. В первую очередь необходимо обучать учащихся не подвергаться провокациям экстремистов и религиозных фанатиков, проводить семинары и дискуссии о вреде алкоголя, курения, наркотиков и т.д. Нужно научить детей противодействовать различным видам опасности. Дети должны знать правила безопасного поведения в толпе, как не поддаваться панике, страху, стрессу.

Итак, первая угроза в наше время - это разрушительная работа против русского языка - носителя генотипа родной культуры. К сожалению, молодые люди не понимают, что оберегая родной язык, целая нация бережет себя и свою культуру. В Концепции национальной безопасности России на это показывают особое внимание, в частности, говорится, что «духовное возрождение общества невозможно без повышения роли русского языка, провозглашения его в качестве государственного и как средства общения народов и важнейшего фактора единения народа многонациональной России».[3] Сегодня, иначе говоря, видно невооруженным глазом, что происходит языковая иностранная экспансия, которая направлена на разрушение первооснов русской духовной жизни. Следствием является поэтапное привитие чувства неполноценности, у определенной части граждан России как носителей русской культурной традиции. В школьной практике мы не раз проводили внеклассные мероприятия направленные на защиту русского языка. Например, классный час на тему: «Язык — одежда мыслей». Цель классного часа: Формирование культуры речи, эстетического вкуса, культуры поведения. Классный час: «Родной язык - наш русский», целью которого, является формировать взгляд на русский язык, принадлежащий к национальным ценностям и составляющий часть мировой культуры. А также воспитывать любовь и интерес к русскому языку. Классный час на тему «Русский язык - основа всех профессий» Цели классного часа- познакомить учащихся с разнообразием существующих профессий; помочь школьникам выявить свои склонности к определенному виду деятельности; показать роль русского языка в современном мире и убедить учеников в необходимости изучения родного языка. [3]

Национальная безопасность России, проблемы духовной безопасности не могут быть надежно обеспечены и решены без участия общества, без активного участия каждого гражданина этого общества. Для того, чтобы обеспечить безопасность своих воспитанников в этом ключе, мы проводим ряд следующих классных часов: «Мировые религии», цели: сформировать у учащихся представление об основных религиях мира, познакомить с основами вероучений в мировых религиях, с их основоположниками, показать сходства и различия религий; «Формирование религиозной грамотности в целях профилактики религиозного экстремизма», цели проведения: воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4)развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения определять границы толерантности.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. //"Российская газета", № 237, 25.12.1993 г.

2. 2 Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24).

3. 3 Духовная безопасность России: научно-методическое пособие / А.И. Хвыля-Олинтер. - М., 2005. - 109 с.

4. Духовная безопасность России: научно-методическое пособие / А.И. Хвыля-Олинтер. - М., 2005. - с.64

© Безуглова Е.И., Лазарева Е.Д. 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.