ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
Место и роль государственно-конфессиональных отношений
в обеспечении духовно-нравственной безопасности российского общества
Ахмедов Р.М.*
The main peculiarity of the state-confessional interrelations in safe-guardinng of spiritual and morals security of Russian society are considered in the work.
Каждое общество представляет собой целостный, постоянно развивающийся организм, который имеет сложную систему многогранных общественных отношений. Именно различные виды человеческой деятельности, существующие в обществе на различных этапах его исторического развития, выступают той силой, которая, образуя общности людей и принуждая их к обмену результатами своего труда, определяет их взаимные отношения. В социальной жизни мы находим подтверждение того, что общественные отношения, обладая богатым содержанием, оказывают существенное влияние на ход и результаты человеческой деятельности, на все функции общества.
В современном обществе существует много различных отношений, которые условно можно разделить на материальные, не зависящие от воли и сознания, а также идеологические, которые формируются на основе материальных отноше-ний1. В научной литературе исследователи общественных отношений высказывают мнение о целесообразности выделения наряду с материальными и идеологическими общественными отношениями так называемых синтетических общественных отношений, к числу которых следует отнести государственно-конфессиональные отношения, являющиеся составной частью жизни любого общества2.
Будучи самостоятельным видом общественных отношений, государственно-конфессиональные отношения на протяжении всей истории развития цивилиза-
ции формируются и изменяются в зависимости от развития общества. Поэтому изучение взаимодействия и сотрудничества таких важных социальных институтов, как государство и религия, позволяет показать путь достижения в обществе социального мира и взаимопонимания между людьми. В теоретическом плане выяснение сущности и специфики отношений между государством и религией дает возможность глубже осмыслить взаимосвязь основных сфер общественной жизни, а также сложных процессов демократизации современного общества. Следовательно, теоретический анализ государственно-конфессиональных отношений имеет значительный практический и теоретический интерес, так как в сообществах людей, к которым обращено откровение, религия принимает различные социологические структурные формы (церковь, секта, монашеский орден, школа и т.п.), которые становятся структурным институтом общества3.
Рассматривая историческую и современную специфику государственно-конфессиональных отношений, необходимо отметить, что выделяются три основные формы указанных взаимоотношений. В первом случае религия приобретает статус государственной (например, Англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израиле и т.д.). Вторая форма взаимоотношений религии и государства характеризуется узаконенным равенством религий. При этом такое равенство провозглашено, как правило, формально. Подоб-
Заместитель начальника учебного отдела Академии экономической безопасности МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
OI
О CJ
О О О Q.
с[ со
s н
о
0
1
о я с
о т ф vo
>5
О *
О ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
*
S I
н
о ф
*
Ol
О CJ
О О
о
IL
CQ
5 I-
О
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ш
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
4 я
ü <
*
5 I
н
о ф
ные взаимоотношения между государством и религиозными объединениями характерны для Италии, ФРГ, Японии, Перу и некоторых других стран4. Третья форма государственно-конфессиональных взаимоотношений реализуется в виде официального отделения религии от государства. В настоящее время данный тип взаимоотношений характерен для почти 100 стран мира (примерами являются Франция, США, Россия).
Изучая характер государственно-конфессиональных отношений и их специфику, необходимо также обратить внимание на место и роль религии в жизни общества. Эти изменения принято отражать такими понятиями, как «сакрализация» и «секуляризация». Глубже понять специфику взаимоотношений между конфессиями и государством позволяет изучение идеологии и практики клерикализма, которое утверждает необходимость господства религии во всех сферах общественной жизни.
В современном мире перестали существовать замкнутые идеологические системы. Это связано с появлением новых информационных технологий, которые фактически устранили границы между государствами и различными цивили-зационными центрами. Процессы глобализации уже изменили многие привычные нам представления. Если раньше Восток и Запад, исламский мир, христианская, буддийская и конфуцианская цивилизации существовали обособленно, пересекаясь только на перифериях, то сегодня взаимовлияние различных «миров» проходит через каждого человека, включенного в социально-общественную жизнь.
Исторические изменения новой информационной эпохи имеют как положительные, так и отрицательные аспекты. С одной стороны, каждый современный человек имеет потенциальную возможность обратиться к духовно-культурным источникам любой из существующих цивилизационных моделей, опираясь исключительно на свои внутренние желания.
С другой стороны, на фоне мирового идейного плюрализма возникает опасность утраты того уникального духовного пространства, которым обладает любое государство. Поэтому, для того чтобы сохранить свою духовную идентичность в наше время, человеку уже недостаточно просто признавать себя гражданином
своей страны. Необходимо иметь активную духовно-культурную позицию, основанную на взаимосвязи между государством и духовно-культурным пространством. Как следствие — сохранить государство можно, только сохранив свою культуру.
Современная тенденция развития складывающихся в разных национальных сообществах современных отношений между государством и религией состоит в секуляризации политического устройства. Современное государство не нуждается в религии для своей легитимации. Даже в тех странах, где существуют государственные религии (например, Великобритания), вклад этих религий в легитимацию существующих политических систем несущественен. Поэтому сегодня в России большинство верующих, судя по данным социологических исследований, обращаясь к религии, преследуют скорее этические, чем политические, цели. Примечательно в этой связи и позиция по данному вопросу традиционных для российского общества конфессий. Так, в «Основах социальной концепции РПЦ» сказано, что священнослужители и канонические церковные структуры не могут оказывать помощь государству и сотрудничать с ним в политической борьбе, предвыборной агитации, кампаниях в поддержку тех или иных политических партий, общественных или политических лидеров5.
Однако указанная проблематика не снимает вопроса о роли религии в обществе в качестве политического фактора. Следовательно, конфессии, стремясь сохранить свое влияние на современные общественные отношения, должны учитывать в своей системе ценностей и те устои современного общества, которые исторически были им чужды и не являются их традиционным достоянием.
В начале третьего тысячелетия необходимым условием реализации национальных интересов России является возможность самостоятельно решать внутренние политические, экономические и социальные задачи независимо от намерений и позиций иностранных государств и их сообществ, поддерживать такой уровень жизни населения, который бы обеспечивал национальное согласие и общественно-политическую стабильность в стране.
Проблема духовно-нравственной безопасности российского общества как со-
стояние защищенности всей совокупности ценностей духовной культуры и способности противостоять внешним и внутренним угрозам становится сегодня особенно актуальной и рассматривается в качестве одного из важнейших условий обеспечения национальной безопасности, духовно-нравственного оздоровления общества.
Сегодня сложилась ситуация, когда, с одной стороны, духовный иммунитет российского общества значительно ослаб, а с другой — количество источников духовных опасностей и угроз российскому обществу неуклонно возрастает. Угрозам духовности российского общества соответствуют целенаправленные действия конкретных носителей враждебных намерений (начиная с иностранных разведывательных служб и заканчивая криминальными группировками).
Духовные угрозы, по мнению профессора П.И. Чижикова, представляют собой внутренние и внешние процессы, явления и условия существования социума, которые содержат в себе деструктивный потенциал. Они оказывают негативное воздействие на духовность общества и его субъектов, вынуждают граждан затрачивать дополнительные усилия, чтобы адаптироваться к изменившимся условиям социального бытия. Угрозы требуют от государства, общества и личности принимать меры по защите своих интересов и ценностных ориентаций, укреплять духовные элементы национальной безопасности, вносить изменения в стратегию и тактику ее обеспечения6.
По мнению Е. Сизовой, существует два основных вида угроз духовно-нравственной безопасности общества — внешний и внутренний7, которые реализуются не только во взаимной связи, но и на достаточно высоком уровне скрытности по отношению к тем объектам, на которые направлены. Многие из них способны в значительной степени дестабилизировать функционирование духовно-нравственных ценностей российского общества, личности и государства, а значительная часть как внешних, так и внутренних угроз носит ярко выраженный разрушительный характер, нацеленный на то, чтобы устранить из сознания и мировоззрения граждан национальные духовные и культурные ценности.
Внутренняя угроза проявляется в природной готовности и возможности ряда субъектов, являющихся составной час-
тью социокультурного, экономического и политического пространства России, причинить ущерб другим субъектам. Как правило, они не связываются с существованием или пониманием врага в лице какого-то субъекта, но с восприятием опасных действий, наносящих ущерб духовно-нравственному развитию общества и личности, их связывать необходимо. К сожалению, сегодня многие российские средства массовой информации — источники таких внутренних угроз. СМИ, по сути, стали основным внутренним инструментом психологической обработки людей в интересах немногих или отдельных индивидуумов, внедрения в общественное и индивидуальное сознание идей и установок, ценностей и ориента-ций, несовместимых с потребностями и интересами, чаяниями и надеждами каждой личности. Таким образом, внедряются установки и стереотипы, чуждые нравственному человеку или социальной общности. Очень часто многие россияне оказываются не в состоянии разобраться в действительной ситуации, в осознании степени угрозы их собственной духовности. Объект воздействия как бы добровольно теряет духовную самостоятельность, социальную ориентацию и оказывается подчиненным интересам других субъектов.
Внешние угрозы российскому обществу традиционно исходят от представителей других стран и народов, явно или скрытно пытающихся реализовать свои амбиции, специально разработанные программы по пропаганде и распространению значимого для них образа духовно-нравственной жизни и мышления, а также духовно-нравственных ценностей и ориентиров. Однако внешняя угроза трудновыполнима, если она достаточно очевидна для большинства населения и вызывает у него активное противодействие. Практика показывает, что большинство внешних угроз формируется и реализуется, как правило, в ходе специальных кампаний и операций с целью дестабилизации или изменения отдельных сфер духовно-нравственной жизни общества.
В качестве интегральной угрозы следует рассматривать процесс, обостряющий реализацию свободы совести и вероисповедания российских граждан8. В настоящее время вызывают озабоченность факты агрессивного насаждения в российском обществе некоторых видов рели-
О!
О СЧ
О
о о а
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
Ч
я *
<
I I-
О ф
со
Ol
О CJ
О О
о
IL C[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
гиозности. Во всероссийском масштабе активно действуют представители «чистого ислама», различные зарубежные миссии, псевдорелигиозные секты, новое язычество, оккультизм, сатанизм, преступающие черту нравственных и правовых норм. Благодаря чему в российском обществе сегодня во многом оказался деформированным сам механизм производства, распространения и потребления духовно-нравственных ценностей.
В этой связи важнейшей проблемой духовно-нравственной жизни нашей страны является возрождение традиционных духовно-нравственных ценностей и идей на основе модернизации государственно-конфессиональных взаимоотношений. В современных российских условиях, когда изменениями охвачены практически все сферы социально-экономической, политической и духовной жизнедеятельности, пожалуй, только традиционные религии могут способствовать осуществлению надежды на возрождение национальных ценностей и традиций российского общества, на выход нашей страны из состояния затянувшегося поиска основ своего существования.
Сотрудничество традиционных религиозных объединений с органами государственной власти во многом способствует сохранению стабильности российского общества. С учетом огромной роли традиционных религиозных объединений в жизни страны в обеспечении единства и согласия в российском обществе развитие и укрепление сотрудничества государства и конфессий отвечают интересам российского народа. Исторический опыт, духовный потенциал и многовековое культурное наследие традиционных религий оказали в прошлом и оказывают в настоящем существенное влияние на формирование духовных, нравственных, культурных и национальных традиций российского народа. Духовные и культурные ценности, хранимые религиозными объединениями, представляют собой составную часть исторического достояния России и национального самосознания. Таким образом, взаимодействие государства с конфессиями выступает важным фактором обеспечения общественной стабильности, гражданского единства и межконфессионального мира на российской земле.
Литература и примечания
1. Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в условиях России: историко-методологический анализ / диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1993. С. 22.
2. Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения. М.: Наука, 1971 С. 62—71.
3. Гараджа В.И. Социология религии. М.: Издательство МГУ, 2005. С. 22.
4. Религия и церковь в капиталистических странах. М., 1977. С. 246—262.
5. Церковь и политика. Из Основ социальной концепции Русской православной церкви // Российская юстиция. № 2. 2003. С. 22.
6. Чижик П. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности государства. М.: Военный университет, 2000. С. 15.
7. Сизова Е. Патриотизм и проблемы духовно-нравственной безопасности России. М., 2009. С. 26.
8. Архиепископ Иоанн (Попов), Возьмитель А.А., Хвыля-Олинтер А.И. Духовная безопасность России: научно-методическое пособие. М., 2005. С. 109.
2 Ф
4
я *
<
*
5 I
н
о ф