Научная статья на тему 'Основные трудности первокурсников и мотивы их учебной деятельности'

Основные трудности первокурсников и мотивы их учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДНОСТИ ПЕРВОКУРСНИКОВ / МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕПОДАВАНИЕ ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ / DIFFICULTIES OF STUDENTS IN THERE FIRST YEAR / TEACHING OF GENERAL AND INORGANIC CHEMISTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маряхина Наталия Николаевна

В статье анализируется уровень школьной подготовки по химии первокурсников, рассматриваются трудности их учебы, мотивы учебной деятельности, а также наиболее сложные разделы курса общей и неорганической химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Difficulties and motives of students in there first year in the process of chemistry learning

Students school knowledge of chemistry, difficulties and motives of students in there first year and the most difficult parts of course of general and inorganic chemistry are analyzed in this article.

Текст научной работы на тему «Основные трудности первокурсников и мотивы их учебной деятельности»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2011. № 3

ГОЛОСА МОЛОДЫХ

ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ ПЕРВОКУРСНИКОВ И МОТИВЫ ИХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.Н. Маряхина

(аспирантура факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru)

В статье анализируется уровень школьной подготовки по химии первокурсников, рассматриваются трудности их учебы, мотивы учебной деятельности, а также наиболее сложные разделы курса общей и неорганической химии.

Ключевые слова: трудности первокурсников, мотивы учебной деятельности, преподавание общей и неорганической химии.

В настоящее время на фоне неблагоприятной демографической ситуации наблюдается низкий конкурс на большинство естественнонаучных специальностей. В то же время уровень школьной подготовки учащихся снижается из-за сокращения содержания материала, бюджета учебного времени; на многие естественно-научные специальности не проводятся вступительные испытания по химии. Актуальными вопросами преподавания общей и неорганической химии на первом курсе являются следующие: каков уровень школьной подготовки студентов-нехимиков по химии, каковы ведущие мотивы и основные трудности их учебной деятельности, какие разделы курса являются наиболее сложными для студентов?

1. Уровень школьной подготовки по химии студентов нехимических

специальностей

Данные вводного тестирования первокурсников географического факультета и факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ по общей и неорганической химии за 2008—2010 гг. позволяют оценить, как усвоены различные темы школьного курса, как различается подготовка студентов. Вводное тестирование составлено в двух вариантах. Первый вариант предназначен для студентов, не сдававших вступительный экзамен по химии (ЕГЭ по химии в 2009 и 2010 гг.). (На вопросы первого варианта отвечали первокурсники-географы.) Он создан на основе "Примерной программы основного общего образования по химии", тем "Вещество", "Химическая реакция", "Элементарные основы

неорганической химии" для выпускников 9-го класса. Второй вариант теста основан на "Примерной программе среднего (полного) общего образования по химии" и демоверсиях ЕГЭ [1]. Он предназначен для студентов, сдававших вступительный экзамен по химии (ЕГЭ по химии в 2009—2010 гг.). (Задачи второго варианта решали первокурсники факультета биоинженерии и биоинформатики.)

Таблица 1

Результаты вводного тестирования студентов первого курса в 2008-2010 гг.

Географический факультет (1 вариант) Факультет биоинженерии и биоинформатики (2 вариант)

2008 2009 2010 2008 2009 2010

Число человек 178 88 101 37 29 34

Среднее выполнение, стандартное отклонение, % 57±6 59±4 62±5 72±16 75±16 75±17

Лимиты МИН-МАКС, % 20—100 20—100 25—95 40—98 30—95 45—100

Число человек в %, выполнение больше или равно 80% 14 22 15 43 59 47

Число человек в %, выполнение меньше или равно 50% 38 34 30 14 10 12

Число человек в %, выполнение от 50% до 80% 48 44 55 43 31 41

Результаты вводного тестирования (табл. 1) показывают достаточно большие различия в уровне школьной подготовки студентов одного и того же факультета.

2. Ведущие мотивы учебной деятельности студентов

Для изучения мотивации студентов 1-го курса использовалась методика "Изучение мотивов учебной деятельности студентов" А.А. Реана и В.А. Якунина [2]. В опросе принимали участие студенты 1-го курса географического факультета (11 человек), 1-го курса факультета биоинженерии и биоинформатики (30 человек), и студенты 3-5-х курсов (19 человек).

Полученные данные показали, что среди всех опрошенных студентов преобладают мотивы "стать высококвалифицированным специалистом" (как ведущий этот мотив обозначили от 80 до 90% опрошенных студентов) , "обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности "

(60—80% опрошенных студентов) (профессиональные мотивы), "получить интеллектуальное удовлетворение" (около 70% опрошенных студентов указали этот мотив), "получить глубокие и прочные знания" (около 60% опрошенных студентов) (познавательный мотив). Мотивы "выполнять педагогические требования", "быть примером сокурсникам", "избежать осуждения и наказания за плохую учебу", "не отставать от сокурсников" наименее значимы для студентов (в качестве ведущих их выбрали менее 10% студентов). Мотивы учебной деятельности первокурсников в целом не отличаются от мотивов студентов старших курсов, за исключением доминирующего для старшекурсников прагматического мотива "получить диплом" (его указали 74% студентов старших курсов и 18% студентов географического факультета, 43% студентов факультета биоинженерии и биоинформатики).

На вопрос: "Зачем Вам необходимо изучать общую и неорганическую химию?" большинство студентов факультета биоинженерии и биоинформатики (более 70%) ответили, что химия нужна для будущей профессиональной деятельности, знания по химии могут пригодиться при изучении других дисциплин. Среди опрошенных первокурсников географического факультета нет ответов "химия нужна для будущей профессиональной деятельности", лишь 45% отмечают, что она может пригодиться при изучении других дисциплин.

При доминировании профессиональных и познавательных мотивов первокурсники не всегда осознают необходимость изучения отдельных дисциплин (например, общей и неорганической химии).

3. Основные трудности первокурсников в первые месяцы учебы

Проведенные среди студентов 1-5-х курсов опросы-анкетирования показали, что наибольшие трудности у первокурсников вызывает учебный материал (табл. 2). Более 60% первокурсников, проходивших вступительные испытания по химии, оценили учебный материал по общей и неорганической химии как посильный и лишь 10% отметили, что почти не справляются. Студенты, не сдававшие вступительной химии, оценили учебный материал как достаточно трудный (60%) и более 20% ответили, что почти не справляются.

Некоторые студенты отметили трудности, связанные с организацией времени ("трудно распределить время", "15—18 часовой рабочий день"), "резкую смену обстановки после поступления", "психологическую встряску".

Период адаптации нередко занимает весь первый семестр или даже весь первый год обучения [3]. Опрос студентов 3—5-х курсов показал, что около 30% из них испытывали на первом курсе трудности в течение полугода, а более 40% весь первый курс.

Таблица 2

Основные трудности студентов на 1-м курсе по данным опроса первокурсников и студентов 3—5-го курсов

Географический факультет, 1-й курс Факультет биоинженерии и биоинформатики, 1-й курс Факультет биоинженерии и биоинформатики, 1-й курс 3—5-й курсы 3—5 -й курсы

Проживают в общежитии в общежитии Москва в общежитии Москва

Число человек 16 17 13 9 10

Учебный материал 31% 65% 62% 44% 60%

Общение с преподавателями 6% 0% 23% 0% 20%

Общение со студентами 6% 0% 8% 0% 20%

Быт общежития 13% 0% - 0% -

Материальные 6% 6% - 22% -

Сильно скучаю по родным 13% 0% - 22% -

Нет трудностей 25% 12% 23% 11% 20%

4. Анализ результатов итогового тестирования по общей и неорганической химии студентов 1-го курса

Итоговое тестирование проводилось на географическом факультете, факультете биоинженерии и биоинформатики МГУ, а также среди учащихся СУНЦ. Средний возраст учащихся одногодичных физико-математических классов СУНЦ и студентов 1-го курса близок и составляет 17 лет. Учащиеся СУНЦ, как и многие студенты 1-го курса (около 50%) проживают в общежитии первый год. Программы курса общей химии у студентов нехимических специальностей и учащихся 11-х классов СУНЦ близки (например, в лекциях для физико-математических классов СУНЦ и факультета биоинженерии и биоинформатики использовались идентичные фрагменты презентаций), преподаватель как у студентов, так и у школьников один и тот же. Тем не менее результаты итогового тестирования школьников СУНЦ и первокурсников факультета биоинженерии и биоинформатики различаются почти на 10% (табл. 3).

Таблица 3

Результаты итогового тестирования студентов географического факультета, ФББ и школьников 11-х физико-математических классов СУНЦ

Тема 11-е классы СУНЦ Географический факультет, 1-й курс Факультет биоинженерии и биоинформатики, 1-й курс

1. Электронная конфигурация 72% 35% 89%

2. Свойства химических связей 33% 36% 59%

3. Энтальпия образования 60% 55% 87%

4. Энергия Гиббса 71% 42% 75%

5. Смещение равновесия 51% 50% 77%

6. Кинетическое уравнение 97% 50% 73%

7. Растворимость соли 80% 18% 80%

8. Растворимость газа 86% 18% 93%

9. Кислотность (рН) 48% 27% 73%

10. Произведение растворимости (ПР) 41% 36% 50%

Среднее ± стандартное отклонение, % 64% ± 14% 37% ± 13% 76% ± 13%

Результаты школьников 11-х физико-математических классов в целом ниже, чем студентов факультета биоинженерии и биоинформа-

тики. Возможно, это объясняется более высокой заинтересованностью студентов. Более 70% первокурсников факультета биоинженерии и биоинформатики считают, что "знания по химии нужны для будущей профессиональной деятельности, могут пригодиться при изучении других дисциплин", тогда как школьники физико-математических классов нередко считают химию в дальнейшем ненужной. Также изначально лучшей подготовкой по химии студентов факультета биоинженерии и биоинформатики (среднее выполнение первого варианта вводного теста по общей и неорганической химии для студентов факультета биоинженерии и биоинформатики составляет 88%, для школьников физико-математических классов 75%).

Обращает на себя внимание тот факт, что результаты нехимических классов СУНЦ выше, чем результаты студентов-географов, хотя у школьников нехимических классов СУНЦ всего 2 часа химии в неделю. Аналогичные данные были опубликованы в статье В.В. Загорского в 2002 г. [4]. Возможно, более высокая успеваемость школьников СУНЦ по сравнению со студентами связана с более внимательным отношением коллектива СУНЦ к новым условиям жизни и учебы школьников, с учетом проблем их адаптации в общежитии.

На основании итогового тестирования можно сказать, что наиболее трудные темы семестра — это "Свойства химической связи", "Энергия Гиббса", "Кислотность раствора" и "Произведение растворимости".

Выводы

1. Подавляющее большинство первокурсников испытывают трудности в начале обучения, для 70% студентов период адаптации длится весь первый семестр. Нередко студенты отмечают трудности, связанные с распределением свободного времени, "резкую смену обстановки" после поступления.

2. Среди всех опрошенных студентов 1-го курса преобладают профессиональные и познавательные мотивы. При этом первокурсники-географы не всегда понимают роль курса общей и неорганической химии в своей профессиональной деятельности. Мотивы "выполнять педагогические требования", "быть примером сокурсникам", "избежать осуждения и наказания за плохую учебу" наименее значимы для студентов.

3. Для студентов, не сдававших вступительных экзаменов по химии, учебный материал составляет наибольшую трудность.

4. Наиболее трудные разделы курса: "Свойства химической связи", термодинамика (определение возможности протекания химической реакции), вычисление рН растворов и расчеты, связанные с произведением растворимости.

5. В учебном плане для студентов, не проходивших вступительных

испытаний по химии, поскольку для них учебный материал наиболее сложен, нужно предусмотреть элементы выравнивающего курса, основанного на школьной программе по химии.

Список литературы

1. Официальный информационный портал единого государственного экзамена (URL: http://www.ege.edu.ru/content/view/21/43/ 21.03.2011).

2. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности; теория, методы, исследования, практикум. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 255 с.

3. Педагогика и психология высшей школы // Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.

4. Загорский В.В. Парадоксальный результат исследования: количество не всегда гарантирует качество (преподавание общей химии в 11-х классах СУНЦ МГУ и на кафедре общей химии химического факультета МГУ) // Химия в школе. 2002. № 7. С. 16—19.

STUDENTS DIFFICULTIES AND MOTIVES IN THERE FIRSTYEAR IN THE PROCESS OF CHEMISTRY LEARNING

N.N. Mariakhina

Student's school knowledge of chemistry, difficulties and motives of students in there first year and the most difficult parts of course of general and inorganic chemistry are analyzed in this article.

Key words: difficulties of students in there first year, teaching of general and inorganic chemistry.

Сведения об авторе

Маряхина Наталия Николаевна — аспирантка факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. Научный руководитель — кандидат химических наук, доктор педагогических наук, профессор СУНЦ МГУ, старший научный сотрудник химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Вячеслав Викторович Загорский. Тел. 8-967-034-45-31; e-mail: natamar1987@rambler.ru

8 ВМУ, педагогическое образование, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.