Научная статья на тему 'Исследование взаимосвязи успеваемости студентов по теоретическим основам химии, математическому анализу и линейной алгебре с результатами единого государственного экзамена'

Исследование взаимосвязи успеваемости студентов по теоретическим основам химии, математическому анализу и линейной алгебре с результатами единого государственного экзамена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карташева Н. А., Нестерова Е. А., Лазарев В. М.

Исследована зависимость между результатами Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по химии и математике и итогами первой (зимней) сессии по курсам «Теоретические основы химии», «Математический анализ» и «Линейная алгебра». Приведены возможные причины плохой взаимосвязи между результатами ЕГЭ и экзаменационными и зачетными баллами по данным дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карташева Н. А., Нестерова Е. А., Лазарев В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимосвязи успеваемости студентов по теоретическим основам химии, математическому анализу и линейной алгебре с результатами единого государственного экзамена»

Последняя возможность очень важна, поскольку в этом режиме реализуется обучающая функция тестирования.

Настоящая работа выполнена при поддержке программы «У.М.Н.И.К.» (Участник Молодежного Научно-инновационного конкурса), проект № 7010.

УДК 371.26 : 378.146

Н.А. Карташева, Е.А. Нестерова, В.М. Лазарев

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ОСНОВАМ ХИМИИ, МАТЕМАТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ И ЛИНЕЙНОЙ АЛГЕБРЕ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Исследована зависимость между результатами Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по химии и математике и итогами первой (зимней) сессии по курсам «Теоретические основы химии», «Математический анализ» и «Линейная алгебра». Приведены возможные причины плохой взаимосвязи между результатами ЕГЭ и экзаменационными и зачетными баллами по данным дисциплинам.

В РХТУ им. Д.И. Менделеева в течение трех последних лет принимали в качестве результатов вступительных испытаний не только результаты олимпиад и вступительных экзаменов, но и результаты ЕГЭ по химии, математике и русскому языку.

В таблице 1 представлены сведения об успеваемости студентов 1-го курса РХТУ им. Д.И. Менделеева, поступивших по различным видам вступительных испытаний в 2006/07 учебном году, по следующим дисциплинам: Теоретические основы химии, Математический анализ, Линейная алгебра.

Таблица 1. Расчет средних баллов по «Теоретическим основам химии», «Математическому анализу» и «Линейной алгебре» среди студентов первого курса 2006/07 учебного года

№п/п Дисциплина Результаты студентов, сдававших ЕГЭ (средний балл по пятибалльной шкале) Результаты студентов, сдававших вступительные экзамены (средний балл по пятибалльной шкале)

1 Теоретические основы химии 3,84 3,73

2 Математический анализ 3,59 3,32

3 Линейная алгебра 3,91 3,67

Результаты успеваемости показывают, что в 2006/07 учебном году успеваемость студентов, принятых по результатам ЕГЭ оказалась выше успеваемости остальных студентов. Существенную роль в отборе лучших абитуриентов сыграла правильная шкала перевода оценок ЕГЭ из стобалльной в десятибалльную систему (более жесткая, чем школьная шкала).

Попытка сопоставления уровня исходной подготовки студентов, поступивших по результатам ЕГЭ и успехов на экзамене по курсам «Теоретические основы химии» («ТОХ») и «Математический анализ» и на зачете по курсу «Линейная алгебра» показала, что хорошей взаимосвязи здесь не наблюдается. На рисунках 1-3 точками показана зависимость между вступительными баллами ЕГЭ и баллами, полученными в пер-

вую (зимнюю) зачетную и экзаменационную сессию 2006/07 учебного года по вышеперечисленным дисциплинам.

Рис. 1. Зависимость между вступительными баллами ЕГЭ и баллами, полученными в первую (зимнюю) зачетную и экзаменационную сессию 2006/07 учебного года по математическому анализу

Плохая взаимосвязь между результатам ЕГЭ и успехами на экзаменах по курсам «Теоретические основы химии», «Математический анализ» и на зачете по курс «Линейная алгебра» может быть объяснена следующими факторами: значительный временной промежуток между сдачей ЕГЭ и началом семестра в университете - учащиеся забывают значительную часть учебного материала; формализация знаний из-за «нацеливания» на тестовую форму контроля результатов обучения химии и математике в ЕГЭ; «барьер знакомости» - из-за хороших результатов ЕГЭ у учащихся появляется завышенная оценка собственных знаний по химии и математике; результаты обучения в большей степени зависят от сознательности ученика, так как в университете не «заставляют» учиться, в отличие от школы; в университете практически весь материал новый (особенно в вышеуказанных курсах), а темп изучения нового материала намного быстрее, чем в школе; по-разному развиты логические приемы мышления - те учащиеся, у которых эти приемы развиты не в должной степени, дольше усваивают новый материал; иная организация обучения - большая доля самостоятельного изучения материала; помимо химии, математического анализа и линейной алгебры много других не менее сложных абсолютно новых дисциплин; новые формы обучения и контроля результатов обучения; новый коллектив; для иногородних студентов - сложности из-за проживания в общежитии и проживание в мегаполисе.

Рис. 2. Зависимость между вступительными баллами ЕГЭ и баллами, полученными в первую (зимнюю) зачетную и экзаменационную сессию 2006/07 учебного года по линейной алгебре

-♦-♦-♦-♦-♦

♦-♦-♦-♦-

♦-♦-♦-♦-♦

2 4 6 8 10 12

Результаты ЕГЭ

Рис. 3. Зависимость между вступительными баллами ЕГЭ и баллами, полученными в первую (зимнюю) зачетную и экзаменационную сессию 2006/07 учебного года по предмету теоретические

основы химии

Помимо вышеперечисленных факторов особое внимание следует уделить тому, что для исследования были взяты результаты самого первого семестра обучения в университете. Студенты еще не в достаточной мере привыкли к обучению в ВУЗе, к существующей рейтинговой системе оценки результатов обучения.

УДК 378.16

М.П. Паркина, Н.Н. Барботина, Е.П. Баберкина, Д.В. Щербаков, А.В. Кириллов, А.А. Фирер Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

УЧЕБНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И АБИТУРИЕНТОВ

Разработана и размещена в сети Интернет система компьютерного тестирования для школьников и абитуриентов. Подготовлены и распространены среди школьников и абитуриентов РХТУ им. Д.И. Менделеева электронные учебные и информационные материалы.

Качество обучения в вузе определяется в первую очередь уровнем подготовки абитуриентов. Эффективно повысить этот уровень возможно с использованием информационных педагогических технологий. В РХТУ им. Д.И. Менделеева разработаны обучающие и контролирующие компьютерные программы с обширным банком тестовых заданий по химии для школьников и абитуриентов. На его основе составлены и размещены в открытом доступе на сайте РХТУ http://onx.distant.ru/test-school/ контролирующие тесты по химии для учеников 8, 9, 10 и 11 классов.

На этом сайте учащийся самостоятельно выбирает число заданий в одном тесте, рис. 1. В зависимости от числа заданий ограничивается и время тестирования: на выполнение 20 заданий отводится 10 минут, 40 заданий - 20 минут и 60 заданий - 30 минут. На рис. 2 приведено тестовое задание по неорганической химии. Система компьютерного интернет-тестирования позволяет при необходимости пропускать тестовое задание. Пропущенное задание предъявляется программой после прохождения всего списка тестов. После окончания тестирования система показывает его результаты и позволяет также просмотреть правильные ответы на задания, в которых были допущены ошибки. Дан-

(0 6

1

S 5

я

2 4 m X

3 О 3 1- I—

¡5 2

л

^ -I % 1

Z 0

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.