Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА В ФОРМАТЕ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА В ФОРМАТЕ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
478
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальные интересы / региональное сотрудничество / Казахстан / Центральная Азия / глобальные вызовы / внешняя политика / национальная экономика / безопасность / national interests / regional cooperation / Kazakhstan / Central Asia / global challenges / foreign policy / national economy / security
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Дуйсен Г.М., Айтжанова Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА В ФОРМАТЕ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

Дуйсен Г.М.

д.э.н., доцент, заместитель директора Института востоковедения Комитета науки МОН РК galyimzhan@inbox. ru Айтжанова Д. А.

к.э.н., доцент, гл.н.с. Института востоковедения Комитета науки МОН РК diait@inbox.ru

ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА

В ФОРМАТЕ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Ключевые слова: национальные интересы, региональное сотрудничество, Казахстан, Центральная Азия, глобальные вызовы, внешняя политика, национальная экономика, безопасность.

Keywords: national interests, regional cooperation, Kazakhstan, Central Asia, global challenges, foreign policy, national economy, security.

Устойчивое и стабильное развитие экономики является основой создания качественно новых моделей производства, бизнеса, торговли, логистики, управления, и, следовательно, новой парадигмы развития государства. Управление внешнеполитической сферой государства/региона обусловливает: управление факторами внутренней и внешней среды, управление саморазвитием субъектов, управление текущей и стратегической деятельностью отдельных субъектов и системы в целом, управление знаниями индивидуальными, командными, сетевыми и т.д. Это предусматривает изучение системных связей, обеспечение эффективной политической, экономической и национальной безопасности стран, определение конфигураций их разновекторных политик, выявление рисков, связанных с изменениями геополитической ситуации на глобальном и региональном уровнях. В связи с этим основные направления внешней политики РК и стран ЦА представлены нами следующим образом:

- разработка научно-методологических подходов многовекторности и безопасности к внешним политикам РК и стран ЦА;

- оценка факторов безопасности РК и стран ЦА с учетом глобальных вызовов;

- оценка предпосылок экономического развития РК и стран ЦА при выявлении тенденций и особенностей функционирования мирохозяйственной системы;

- изучение вопросов дву- и многосторонних политических и экономических связей РК и стран ЦА на базе интеграции в региональные и международные структуры с учетом реалий экономического, геополитического и цивилизационного форматов

Современные внешнеэкономические процессы отражаются на глобальной экономике и политике. Для РК и стран ЦА при поиске выхода из сырьевой зависимости и модернизации экономик эти вопросы имеют актуальное значение. Другие проблемы связаны с обострением геополитической ситуации в мире и регионах1. Для зарубежных экспертов по геополитике Казахстан и страны ЦА представляют интерес с точки зрения изучения их истории и современной реальности: границ, особенностей экономик, этнических и конфессиональных проблем, а также в силу значимости региона и наличия природных ресурсов, прежде всего, энергетических. РК и страны ЦА тесно связаны с РФ и КНР, в связи с чем важно учитывать геостратегические инициативы стран-лидеров, включая США.

Создание единого рынка и континентальной области свободной торговли окажет значительное влияние на экономическую карту региона и мира и будет способствовать формированию нового политического и экономического миропорядка. Практически единственным выходом представляется региональное сотрудничество, взаимовыгодная стратегия экономического развития стран на основе кооперации и интеграции.

Формирование новой формации регионального/международного масштаба затрагивает практически все аспекты мирового экономического развития с учетом следующих основных направлений:

- создание новых рынков сбыта продукции и оказания услуг;

- стимулирование развития и модернизации национальных экономик;

1 Laumulin M., Aubakir A. European union and Central Asia: new horizons for enhanced cooperation // Central Asia's affairs. 2021. -N 1. - P. 35-43; Лаумулин М.Т. Центральная Азия в эпоху трансформации. - Нур-Султан, КИСИ при Президенте РК, 2020. - 464 с.; Внешняя политика центрально-азиатских стран и новые глобальные трансформации Аналитическое исследование. / Дуйсен Г.М., Айтжанова Д.А., Джалилов З.Г. - Алматы, 2020. - 92 с.; Центральная Азия 2027: меняющийся стратегический ландшафт. Вероятные сценарии на десять лет вперед / Т.Т. Шаймергенов, М.М. Абишева. - Астана: Библиотека Первого Президента РК - Елбасы, 2017. - С. 33.

- изменение структуры экспортно--импортных политик;

- совершенствование государственной политики стран в сферах внутренней и внешней миграции, решении социальных проблем;

- повышение конкурентоспособности национальных экономик;

- совершенствование внешних политик при обеспечении национальной безопасности и предотвращения возможных угроз и вызовов;

- разработка превентивных программ и мер противостояния биоугрозам;

- развитие транспортно-логистических сетей в росте объемов мировой торговли и т.д.

Таким образом, для стран ЦА с целью обеспечения национальной безопасности стратегические цели и задачи должны учитывать приоритетность сохранения государственных и национальных интересов, суверенитета государств и обеспечения уровня жизни населения страны. Реализация данных направлений представляется основой внешних политик государств региона ЦА и будет способствовать достижению целей взаимовыгодного сотрудничества и содействия в деле кооперации и интеграции. Это один из путей к региональному жизнеобеспечению в посткризисных условиях, а также к региональному выравниванию форм и моделей взаимодействия и сотрудничества.

В условиях модернизации и индустриализации экономик Казахстана и стран ЦА актуальной является необходимость оценки глобальных вызовов и трендов развития с учетом региональных и национальных особенностей развития стран-участниц. При этом, на наш взгляд, правомерно создание институтов для решения совместных тактических задач и стратегических направлений взаимодействия на перспективу, а также органов регионального уровня для доработки программ (в части решения непредвиденных проблем и ситуаций и принятия экстренных мер по их устранению) и планов по кооперации и интеграции национальных экономик и взаимосвязанных отраслей и секторов.

Странам Центрально-азиатского региона важно преодолеть зарегулированность со стороны государства в модернизации и индустриализации отраслей реального сектора экономики, а также выработать возможности и перспективы интеграции и сотрудничества для развития бизнес-сообществ и органичного встраивания их в структуру национальной экономики. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость:

1) создания благоприятной бизнес-среды в структуре экономик стран;

2) стимулирования спроса и продвижения отечественных товаров и услуг на внутреннем рынке и выхода на внешние рынки;

3) совершенствования доступа к финансам с целью преодоления дефицита финансовых ресурсов;

4) развития человеческого капитала;

5) повышения результативности государственных программ, совершенствования нормативной базы и создания условий для привлечения зарубежных инвестиций;

6) преодоления отставания корпоративного сектора в области инноваций;

7) формирования отраслевого и пространственного каркаса экономики знаний и т.д.

Реализация данных направлений предусматривает использование системного подхода к развитию комплексной стратегии взаимовыгодного сотрудничества стран ЦА, охватывающей все уровни и сферы развития общерегионального пространства.

Современный период развития мирового сообщества характеризуется обострением противоречий между ведущими игроками, кризисами в мировой экономике, ростом напряженности межрегиональных и внутренних региональных конфликтов, экологических вызовов и потрясений; определенные опасения вызывает непростая ситуация в Республике Афганистан1. Все это вкупе усугубляется продолжающейся пандемией коронавирусной инфекции, вследствие которой, по прогнозам ВОЗ, мир ожидает затяжной кризис, несмотря на усилия мирового сообщества2.

В этих условиях страны ЦА должны выработать совместные меры по обеспечению стабилизации и безопасности. Речь идет о поиске новой модели взаимодействия и сотрудничества между странами ЦА, которые объединяют общая история, религия, культура, интеллектуальный потенциал, коммуникационные связи и т.д.3. За 30-летний период независимости страны ЦА использовали различные формы сотрудничества и интеграции. Деятельность международных организаций в ЦА (ООН, ОБСЕ, ОДКБ, ШОС, ЕАЭС) не всегда отвечает реальным условиям. Международные программы отличают невысокая эффективность, параллелизм, конкуренция, т.е. есть несоответствие с принципами умной политики4. В целом система структур региональной безопасности работает и позволяет находить консенсус по сложным международным проблемам.

Географическое положение вынуждает страны ЦА искать выход к морским портам, что обусловливает дисбаланс во внешнеполитических отношениях стран ЦА со стратегическими партнерами. Проведение согласованной тор-

1 Карин Е. Дилеммы безопасности Центральной Азии. 2017. - 34 с.; Сатпаев Д. Центральная Азия: риски, вызовы и возможности. - https://forbes.kz/process/expertise/tsentralnaya_aziya_riski_vyizovyi_i_vozmojnosti/

2 Страны Центральной Азии во время пандемии COVID-19 в 2020 году: взгляд из Казахстана // Central Asia's affairs. 2021. -N 2. - P. 7-20; COVID-19 в странах Центральной Азии: последствия и ответные политические меры. 2020. - 4 июня. - ^^^оесс! com

3 Бисенбаев К.А. Национальные интересы и внешняя политика // Мысль. 2020. - № 2. - С. 6-12; Юсупов Ю. Перспективы регионального экономического сотрудничества в Центральной Азии // CAA Network. 2018. - 14 сентября. - http://inozpress.kg/news/ view/id/53300

4 Контуры внешней политики Казахстана и стран Центральной Азии: многовекторность и безопасность: коллективная монография / Под ред. Г.М. Дуйсена. - Алматы: Дайк-Пресс, 2020. - 372 с.

говой политики осложняется, по мнению экспертов, равноскоростной интеграцией и эффектом миски спагетти1, поэтому необходимо координировать вопросы относительно выявления и реализации потенциала взаимной торговли с учётом регионального и международного разделения труда.

Интеграция неэффективна без создания совместной производственной инфраструктуры и коммуникационной сети в целях устойчивого развития территории. Для расширения взаимосвязей стран ЦА должны создаваться торгово-промышленные кластеры для обеспечения рынка необходимыми товарами и услугами2. Взаимовыгодная стратегия развития учитывает интересы стран и ориентируется на устойчивое развитие через расширение торговых возможностей и наращивание торгового потенциала. Для реализации экономического потенциала сотрудничества стран ЦА необходимо:

- выявление конкурентных преимуществ стран с целью эффективного распределения ресурсов и насыщения рынка товарами;

- создание устойчивой инфраструктуры для обеспечения промышленности сырьем, которое усилит устойчивость к колебаниям мировой энергосистемы;

- расширение доверительного диалога между странами по вопросам кооперации и интеграции.

Страны ЦА имеют огромный экономический и торговый потенциал, однако доля внутрирегиональной торговли в общем товарообороте стран незначительна. Кроме того, национальные экономики сильно различаются по объемам производства. С 2018 г. внутрирегиональная торговля выросла на 12%. Товарооборот Казахстана со странами ЦА за последние 5 лет увеличился в 1,5 раза и составил 4,6 млрд. долл. По данным ЮНКТАД и ВБ, сегодня внутрирегиональный товарооборот в ЦА составляет 6,5 млрд. долл., или всего 0,04% от всей мировой торговли. Доля взаимной торговли стран ЦА, по оценкам экспертов, занимает лишь 9% от общего товарооборота стран, что не соответствует потенциалу экономик стран ЦА и емкости рынка (75 млн. чел.). Кроме того, Казахстан может нарастить экспортные поставки в центрально-азиатские страны до 1 млрд. долл. По оценкам ВБ, развитие транспортных коммуникаций в ЦА обеспечит рост ВВП всех стран на 15%. Исходя из общих интересов стран ЦА, на данном этапе развития важно сосредоточиться на: активизации взаимной торговли и улучшении ее структуры, расширении номенклатуры поставляемых товаров. Все это требует проведения системных преобразований в экономиках стран.

Относительно небольшой объем взаимной торговли между странами ЦА обусловлен недоиспользованием имеющегося потенциала в этой области. Задействование экономического потенциала стран ЦА будет способствовать:

- созданию инфраструктуры для реального сектора экономик стран-участниц;

- улучшению условий торговли для стран ЦА;

- созданию транспортно-коммуникационной системы для стран;

- улучшению инвестиционного климата и др.

Все это важно для оптимального, взаимоприемлемого странам ЦА использования потенциала экономик при соблюдении национальных интересов. В табл. 1 представлена общая социально-экономическая характеристика стран ЦА:

Таблица 1

Социально-экономическая характеристика стран ЦА3

Показатели Казахстан Кыргызстан Таджикистан Туркменистан Узбекистан

Площадь страны, тыс. км2 2725 198,5 142,1 451,2 447,4

Место в мире по площади 9 86 93 53 56

Население, млн. чел., 2020 г. 18,75 6,59 9,53 6,03 34,23

Место в мире по населению 65 111 94 116 42

ВВП, млрд. $, 2020 г. 169,835 7,736 8,194 45,231 (2019) 57,107

ВВП на душу населения ($ РРР), 2019 г. 8680 1,160 1,060 7,220 (2019) 1 ,670

Объем торговли (2019-2020 гг.) 13 % 19% 0,8% 13,1%

ВНД на душу населения, долл. США (на 2017 г.) 8710 1100 1100 6670 2220

Ожидаемая продолжительность жизни (2021) 73,18 71,6 71,097 68,191 (2019) 71,725 (2019)

Как следует из табл. 1, регион обладает большой территорией и достаточным населением. Казахстан по территории занимает 9 место в мире, Узбекистан лидирует по численности населения - 34,2 млн. чел. (42 место в мире) при ежегодном приросте около 700 тыс. чел. На территории Туркмении, Узбекистана и Казахстана находится свыше 4% мировых доказанных запасов газа. Они составляют около 8 трлн. м3. Объем экспорта газа в перспективе будет возрастать. Анализ темпов роста ВВП стран ЦА за 30 лет показывает положительный долгосрочный тренд. По оценкам ВБ, в ближайшей перспективе в ЦА экономический рост в среднем составит 2,7%.

1 Отчет о научно-исследовательской работе по теме: Многовекторность и безопасность внешней политики Республики Казахстан и стран Центральной Азии. № госрегистрации 0118РК01079. - Алматы, 2019. - 60 с.

2 Там же. - 53 с.

3 Таблица составлена по данным источников: Межгосударственный статистический комитет СНГ. - http://www.cisstat.com; ВНД на душу населения по странам мира. - http://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gni/rating-countries-gni-info; https://data. worldbank. org; https://economy.kz/ru; https://www.inform.kz/ru/na-3-9-vyros-ob-em-proizvodstva-v-obrabatyvayuschey-promyshlennosti-rk-v-2020-godu_a3757979; http://www.stat.kg/ru/opendata/category/361/; https://tj.sputniknews.ru/20210127/tovarooborot-Tajikistan-2020-1032705786.html; https://www.aa.com.tr/ru

Как видно из табл. 2, ресурсный потенциал стран ЦА весьма значителен. Узбекистан, Казахстан, Туркменистан в основном экспортируют углеводороды, Кыргызская Республика и Таджикистан обладают огромным гидроэнергетическим потенциалом. По запасам урана и газа регион занимает лидирующие позиции в мире.

Таблица 2

Ресурсный и экспортный потенциал стран Центральной Азии1

Страна Экспортные товары Ресурсный потенциал страны Гидроэнергет. ресурсы, млрд. кВт.-ч./год Запасы нефти, млн. т Запасы газа, млрд. м3

Нефть и нефтепродукты, газ, Нефть, природный газ, уран,

Казахстан урановая продукция, медь, ферросплавы, руды железные, пшеница, мука, цинк руды, редкозем. эл-ты, горючие и неметаллич. полезные ископаемые 40,2 4000 6800

Кыргызстан Неорганич. химич. вещ-ва, текстиль, хлопок необработанный, медь и ее лом, фрукты, эл. энергия, фасоль Золото, ртуть, сурьма, ред-козем. металлы, гидроэнергетический потенциал 142,5 5 6

Туркменистан Природный газ, битум нефтяной, масла смазочные, пряжа хлопчатобумажная, эл. энер- Нефть, природ. газ, сера, свинец, бром, йод, гранит, гипс, огнеупорные глины, кварцевый песок, гравий, мирабилит 2 300 23 000

гия, серная кислота, пшеница

Таджикистан Алюминий и алюмин. изделия, хлопок-сырец, орехи, виноград, сухофрукты, овощи и корнеплоды, руды минер. и металлич., текстиль, одежда Уран, серебро, золото, дра-гоц. камни, уголь, полиме-таллич. руды, сурьма, каменная соль, гранит, мрамор, гидроэнергетич. ресурсы 527 2 (53) (3000)

Нефть, нефтепродукты, при-

родн. газ, хлопок-волокно, Золото, нефть, природный

Узбекистан химич. продукция и пластмассы, черные и цветные металлы, золото, уран, продовольствен. товары газ, уран, уголь, медь, хлопок, редкоземельные металлы 15 250 5900

Всего 726,7 4557 37706

Место в мире 8 11 2

К основным рискам в достижении стабильности, безопасности и устойчивости развития региона можно отнести ресурсосырьевую модель экономик, зависимую от конъюнктуры на мировых сырьевых рынках; нерациональную структуру экономик с преобладанием первичной переработки сырья; высокий уровень теневой экономики и безработицы, социальные проблемы и т.д. В этих условиях для стран ЦА актуальна выработка единой стратегии развития по основным секторам национальных экономик (промышленному, финансовому, природно-ресурсному, транспортно-логистическому, инфраструктуры и др.) с выходом на оптимальные модели социально-экономического развития.

Общая стратегия развития стран ЦА предполагает взаимодействие трех основных игроков: государства и государственных структур, бизнес-сообщества, включая НПО, СМИ и др., а также базовые отрасли реального сектора национальных экономик. При реализации программ стратегического развития стран ЦА необходимо согласование национальных интересов основных субъектов стран-участниц с оценкой внешних факторов и влияния ведущих игроков мирового сообщества.

Таким образом, для достижения стабильности и безопасности в регионе ЦА необходим системный диалог и скоординированные действия стран-участниц. При этом, с позиций Казахстана2, возможно решение следующих задач:

- углубление многогранного, взаимовыгодного сотрудничества и взаимного доверия в интересах всех государств и народов ЦА;

- рост торговли между странами, улучшение ее структуры, расширение номенклатуры товаров-продуктов-услуг. Казахстан может нарастить экспортные поставки в центрально-азиатские страны до 1 млрд. долл., резервы имеются и у других стран региона;

- создание инфраструктуры в формате единой товаропроводящей сети, интегрированной в транспортные коридоры ЦА и включающей оптово-распределительные и агрологистические центры для координации поставок товаров и

1 Таблица составлена на основе источников: Солиев А. Потенциал стран Центральной Азии в экономической интеграции ШОС. - https://www.bagsurb.ru/about/journal/o-zhurnale/Soliev.pdf; Первая десятка товарного экспорта за последние годы; по предварительным оценкам геологоразведочных компаний; Дадабаева З.А., Кузьмина Е.М. Процессы регионализации в Центральной Азии: проблемы и противоречия: научный доклад. - М.: Институт экономики РАН, 2014. - 55 с.

2 Единство народа и системные реформы - прочная основа процветания страны. Послание Главы государства К. Токаева народу Казахстана. - https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-183048; Прит-чин С. Центральная Азия и глобальный международный контекст. - М.: Валдай, 2017. - http://ru.valdaiclub.com; Сопряжение ЕАЭС и ИПП: проблемы и перспективы. Аналитическая записка РСМД и Китайской академии общественных наук. - 2020. - № 29. -15 с.; https://www.inform.kz/ru/opublikovan-polnyy-1:ekst-vystupleniya-prezidenta-rk-na-konsul-ta1ivnoy-vstreche-glav-gosudarstv-ca_a3820940

продукции на внешние рынки (ЕАЭС, СНГ и др. страны), а также круглогодично и бесперебойно обеспечивающей внутренние рынки отечественной сельхозпродукцией;

- привлечение инвестиций в стратегически важные отрасли региональной экономики, прежде всего, в «якорные» инвестиционные проекты в гидроэнергетике, промышленности, горнорудной отрасли, сельском хозяйстве, транспорта и коммуникаций;

- расширение взаимовыгодного сотрудничества по развитию транспортных коммуникаций в ЦА. В целом, по оценкам ВБ, развитие транспортных коммуникаций в ЦА может обеспечить рост ВВП стран на 15%, поэтому необходимо повысить транспортную связанность региона и улучшить условия транзита и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.