свою терминологию, свое понимание меха- собствующих возникновению девиации, яв-
низмов девиантного поведения. ляется социальная аномия. В-третьих, деви-
Таким образом, можно сделать выво- „ „
г ^ антное поведение предполагает нарушение
ды, способствующие пониманию этой проблемы. Во-первых, неправомерно объяснять норм, тогда как цивилизованное общество
поведение человека с биологической точки опирается на соблюдение определенных
зрения. Во-вторых, одной из причин, спо- правил и законов.
Список литературы
1. Васюкова И. А. Словарь иностранных слов. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 640 с.
2. Коэн Дж. Структура социологической теории. М., 1985.
3. Кудрявцев В. Н. Социальные отклонения / под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Юрид. лит., 1989.
320 с.
4. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. М.: МЕДпресс, 2000. 445 с.
5. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
6. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология. М., 1996. 310 с.
УДК 301.085: 61 ББК С 55.54+Ю 6
Е. В. Цикалюк
основные теоретические подходы к осмыслению сущности социального здоровья
Статья посвящена рассмотрению основных теоретических подходов к осмыслению сущности социального здоровья. Раскрывается и анализируется понятие «социальное здоровье» в контексте философского, медицинского, психологического, педагогического и социологического подходов. Так, в философии социальное здоровье - это гармония человека с самим собой и окружающей средой; в медицине - способность и возможность выполнения социальных функций; в психологии - психоэмоциональное благополучие и адекватное социальное поведение; в педагогике - результат социализации личности, усвоение социального опыта; в социологии - соответствие поведения человека социальным нормам и ценностям конкретного общества.
Ключевые слова: гармония, социальное поведение, социальная адаптация, социальное здоровье, социальные нормы, ценности.
E. V. Tsikalyuk
The main theoretical approaches to a defenition of social health essence
The article is devoted to the presentation of the main theoretical approaches to a definition of social health essence. The author reveals and analyzes a concept «social health» in the context of philosophical, medical, psychological, pedagogical and sociological approaches. So, in Philosophy the social health is the harmony of person with himself and environment; in Medicine - the ability and possibility of the social functions execution; in Psychology - the psychic-emotional well-being and the adequate social behavior; in Pedagogic - the result of the person socialization and of social experience learning; in Sociology - the conformity of person behavior for social norms and values of specific society.
Keywords: harmony, social behavior, social adaptation, social health, social norms, values.
Социальное здоровье во все времена находилось в центре внимания научной мысли. Первыми, кто обратился к изучению социального здоровья, были врачи и философы. Медицинские и философские исследования были направлены главным образом на осмысление форм физического, душевного и социального существования человека. Постепенно, с появлением и развитием таких наук, как психология, педагогика, социология, экономика, экология, понятие «социальное здоровье» трансформировалось и расширялось. При этом представители данных наук обращались к разным его аспектам, что способствовало появлению разнообразных трактовок социального здоровья.
В настоящее время приходится констатировать отсутствие единого общепринятого определения понятия «социальное здоровье». Однако в научной литературе, посвященной тем или иным аспектам здоровья, содержится ряд определений данного понятия, основанных на различных подходах, критериях и показателях. Среди основных теоретических подходов к определению, осмыслению и исследованию сущности социального здоровья целесообразно выделить: философский, медицинский, психологический, педагогический и социологический.
Философский подход. Исследование представлений о социальном здоровье в рамках философского подхода характеризуется разнообразием точек зрения, иногда несколько противоположных. Однако в целом на каждом этапе становления и развития философии социальное здоровье раскрывалось через такие категории, как «добродетель», «гармония», «счастье», «благополучие».
Так, например, осмысление сущности социального здоровья в античной философии (Антисфен, Аристотель, Демокрит, Платон, Сенека, Сократ, Фалес, Цицерон, Эпикур и др.) основано на таких понятиях как «гармония», «счастье», «благо», «добродетель» и тесно связано с вопросами совершенствования природы человека. Здесь социальное здоровье представляет собой некую гармонию (человека с самим собой, с другими, с обществом, с природой), дости-
гаемую через правильно организованную добродетельную жизнь, и непосредственно ведущую к счастью. При этом античные философы подчеркивали важность для достижения счастья внутренних качеств самого человека и независимость его от внешних условий [1].
В период средневековой философии (Августин Блаженный, Ф. Аквинский,
В. Великий, А. Кентерберийский, Г. Нисский, Эриугена и др.), характеризуемый преобладанием религиозной, главным образом христианской, проблематики, признаком социального здоровья являлась безгрешная, нравственно правильная, добродетельная жизнь, «ведущая к Богу». Для достижения этого необходимо было следовать десяти главным христианским заповедям. Тем не менее, уже в это время считалось, что на социальное здоровье оказывают влияние как внутренние, личностные, так и внешние, общественные факторы. Поэтому выбор человеком добра или зла, по мнению средневековых философов, зависит не только от самого человека, но и от условий его жизни и окружающей среды.
На протяжении последующих исторических периодов философские учения обрели свободу от религиозных основ, и это проявилось в разнообразии суждений о социальной жизни человека. Так, в философии эпохи Возрождения (М. Лютер,
Н. Макиавелли, Т. Мор, Эразм Роттердамский и др.) основополагающее значение в формировании социального здоровья придавалось свободе воли и разумному выбору. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк, Б. Спиноза) социальное здоровье анализировалось с точки зрения необходимости и способности совместного проживания людей, при этом главным фактором социального здоровья, мирного сосуществования и благоприятных отношений людей друг с другом признается всеобщее, достоверное знание и познающий разум, регулирующий эмоциональноволевую сферу жизни человека. Представители философии Просвещения (Вольтер, К. Гельвеций, Б. Мандевиль, Ш. Монтескье, Э. Шефстсбери, Д. Юм и др.) при осмыслении рассматриваемого феномена делали основной акцент на природном равенстве
людей, определяя социальное здоровье как гармоничные отношения с окружающим миром.
Особый вклад в исследование социального здоровья внесли представители немецкой классической философии (Г. Гегель, И. Кант, Л.Фейербах, И. Фихте, Ф. Шеллинг) и постклассической философии (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Шопенгауер, К. Ясперс и др.). В их исследованиях социальное здоровье понимается как соответствие поведения человека принципам нравственности и гуманизма, а также традициям и обычаям того времени и общества, в котором он живет.
В настоящее время социальное здоровье в рамках философского подхода (Т. Дичев, В. А. Лищук, О. В. Ковалева, И. С. Ларионова, О. А. Панова, И. В. Тух-тарова, М. В. Фонотов) представляет собой нравственно-этическое отношение человека к себе и окружающему миру; наличие в обществе духовных и нравственных ценностей; потребность подчинять свое поведение общественным нормам и требованиям морали; наличие таких черт, как альтруизм, эмпатия, бескорыстие, ответственность перед другими, демократизм в поведении [8].
Медицинский подход. В рамках медицинского подхода социальное здоровье рассматривается как один из неотъемлемых взаимосвязанных компонентов в структуре здоровья человека и трактуется в зависимости от специфики определения понятия «здоровье».
Исторически первое, самое простое определение здоровья - отсутствие болезни. Первоначальные представления о социальном здоровье также были тесно связаны с понятием болезни и не отделялись от медицинских воззрений. Социальное здоровье не рассматривалось как самостоятельный феномен, а его сущность непосредственно раскрывалась через телесное здоровье. Следует отметить, что основоположники данного подхода (Алкмеон, Гераклит, Гиппократ, Гален, Пифагор) придают первостепенное значение телесному здоровью, которое, по их мнению, является источником, основой и необходимым условием здоровья души и социального здоровья [5].
В дальнейшем постепенно открывается путь для расширения понятия «здоровье» от узконаправленного медицинского термина к более широкой категории, раскрывающей физическое, психическое и социальное существование человека. На сегодняшний день существует более 300 определений здоровья. Наиболее универсальным из них признается определение, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), в соответствии с которым здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Значимость этого определения состоит в том, что оно основано на биопсихосоциальной сущности человека и выделяет три основных компонента здоровья (в соответствии с тремя уровнями функционирования человека): физическое, психическое и социальное. Социальное здоровье в данном контексте представляет собой полноценное социальное функционирование человека.
Помимо этого, внутри медицинского подхода можно выделить два направления исследования социального здоровья. В первом основной акцент делается на внутренних характеристиках человека: «социальное здоровье - это способность и возможность осуществлять биологические и социальные функции, реализовать свой потенциал, а также наличие условий и внутренней потребности к поддержанию своего здоровья» (А. В. Журавлев, М. М. Москвичев, Л. Г. Розенфельд, Я. В. Соколова, В. Н. Со-рокун, И. Н. Тарасов, В. В. Тесленко). Во втором - на внешних условиях: «социальное здоровье - это оптимальные, адекватные условия социальной среды, препятствующие возникновению социально обусловленных заболеваний, социальной дезадаптации и определяющие состояние социального иммунитета, гармоничное развитие личности в социальной структуре общества» (М. Л. Емельянова, Я. Я. Корнева,
А. В. Литвинова, И. Х. Пикалов, Н. В. Сократов, В. Н. Феофанов) [9].
Психологический подход. Социальное здоровье в психологическом понимании рассматривается в неразрывной взаимосвязи с духовным и психическим здоровьем.
Одним из наиболее значимых моментов является взаимоотношение человека и культуры, а также влияние этого взаимоотношения на психику человека, его психологические и социальные характеристики (А. Адлер, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, К. Г. Юнг). Кроме того, социальное здоровье в рамках представленного подхода раскрывается через смысложизненные ориентации человека (В. Франкл) и его потребности (А. Маслоу).
На сегодняшний день в рамках психологического подхода (А. А. Агаева,
B. А. Ананьев, Л. А. Байкова, И. Б. Бовина,
C. В. Егорова, Г. С. Никифоров, И. В. Тух-тарова) социальное здоровье определяется как количество и качество межличностных связей индивидуума и степень его участия в жизни общества. Современные авторы выделяют следующие характеристики социального здоровья человека: адекватное восприятие действительности; интерес к окружающему миру; гармония личностных смыслов и взаимоотношений человека с другими людьми; адекватная условиям окружающей действительности регуляция поведения; способность к адаптации и высокая степень адаптированности в жизни и социуме; самоактуализация; социальная активность, деятельностное отношение человека к миру; высокая коммуникативность, широкий круг общения, умение общаться с другими без конфликтов; благоприятная атмосфера в семье; наличие взаимопонимания, социально-психологической поддержки [2; 3; 4].
В рамках психологического подхода основой социального здоровья признаются навыки гуманного общения. Если у индивида отсутствуют адекватные умения и навыки общения, необходимо говорить о серьезных нарушениях в сфере социального здоровья. Яркими примерами являются такие проявления, как эгоизм - сконцентрированность на себе, стремление к максимальному удовлетворению личного интереса, даже ценою интересов других людей; аутизм - состояние замкнутости, отстраненности от внешнего мира; социопатия, представляющая собой поведение, которое, так или иначе, опасно для окружающих.
Педагогический подход. В рамках педагогического подхода социальное здоровье понимается как результат социализации личности (Г. М. Андреева, Аристотель, Дж. Кампанелла, М. Ф. Квинтилиан, Я. А. Коменский, Дж. Локк, И. И. Осипова, П. И. Пидкасистый, Платон, Е. Н. Приступа, Ж.-Ж.Руссо,А. Н. Тесленко, К. Д. Ушинский и др.). Социализация при этом рассматривается как включение личности в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Следовательно, качество социального здоровья определяется качеством социализации личности, выработкой ею позитивных представлений и навыков относительно характера взаимодействия между человеком и различного уровня социальными группами, от межличностных коммуникаций до отношения человека к мировому сообществу. Социальное здоровье здесь предстает в виде отношения общества к человеку, которое реализуется через социальную интеграцию и коммуникацию в разнообразные структуры современного социума.
Необходимо также отметить, что социализация происходит по двум параллельным направлениям: по механизму социального научения и в результате целенаправленного процесса воспитания. Здесь воспитание предстает не только как один из видов практико-преобразующей деятельности, направленной на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентаций испытуемого, но и как постоянная функция общества на любой стадии его развития в контексте общезначимой культуры. Основным критерием социального здоровья в рамках данного подхода выступает воспитанность как результат воспитательной работы по формированию социального поведения, положительных личностных качеств, социально принимаемых и одобряемых ценностных
ориентаций и отношений к себе, другим людям и окружающей среде.
Социологический подход. С точки зрения социологического подхода (М. Вебер,
Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, О. Конт, Р. Мертон, Т. Парсонс, Ф. Тённис, А. Токвиль и др.) в качестве основополагающей характеристики социального здоровья признается такое поведение членов общества, которое не нарушает общественного порядка и способствует их активному приспособлению к изменяющимся социальным условиям.
Например, Дюркгейм понимает социальное здоровье как нормальное развитие жизненных сил индивида, коллектива и общества, а также их способности адаптироваться к условиям природной и социальной среды и использовать ее для своего развития.
Внутри социологического подхода особым образом можно выделить социально-нормативный подход, где социальное здоровье предстает как следование и соответствие социальным нормам, ценностям, традициям и обычаям, характерным для конкретного общества. Одним из первых к такому пониманию социального здоровья обратился Э. Дюркгейм, который рассматривал данный феномен исходя из негативных проявлений, затрудняющих его формирование. Для этого им использовалось понятие «девиантное поведение» (от лат. deviatio - отключение) - отдельные поступки или система поступков, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Яркими примерами могут служить такие явления, как алкоголизм, наркомания, преступность, суицидальное поведение. Девиантное поведение, таким образом, выступает, с одной стороны, как одна из главных причин нарушения социального здоровья, а с другой стороны -показателем, свидетельствующим о его нарушении. Социальные нормы в этом понимании являются фактором, стандартизирующим и упорядочивающим поведение людей, а следовательно, создающим основу социального порядка и способствующим формированию социального здоровья [6].
Определения социального здоровья с точки зрения социальной нормы можно
встретить и в трудах современных исследователей (Л. А. Байкова, Т. В. Ручкиной). В частности, Т. В. Ручкина отмечает, что «социальное здоровье - это состояние индивида, группы, общества, которое соответствует норме с точки зрения всех статусных параметров (психологического, семейного, социального, культурного, экономического, этнического)». Однако единых критериев социальной нормы не существует. Понятие нормы (от лат. norma - установленная мера, средняя величина чего-либо) является относительно постоянным; его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем. Большей конкретностью отличается определение Л. А. Байковой, которая утверждает, что «социальное здоровье есть соответствие поведения человека как абсолютным нормам (универсальные нравственные нормы), так и нормам, специфичным для определенного этапа социальнополитического и экономического развития общества, его культуры» [3].
Также в рамках социологического подхода большое значение для исследования социального здоровья придается социальной адаптации. Процесс социальной адаптации - это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Изменения и экстремальные ситуации, возникающие в области экономических, политических, собственно социальных и духовных отношений в обществе, требуют от индивида психического и физического здоровья для успешной деятельности, знания и умения в использовании наиболее эффективных механизмов социальной адаптации (социальной деятельности, социального общения и социального самосознания). Социальная адаптация может быть рассмотрена как неотъемлемый компонент социального здоровья, так как только социально здоровый человек в состоянии успешно адаптироваться к изменяющимся социальным условиям. В то же время только хорошо адаптированный в социальной среде человек может считаться социально здоровым.
Проанализировав все вышеперечисленные подходы к определению сущности
социального здоровья, необходимо отме- данного понятия, свой набор показателей
тить, что вопросы, касающиеся сущности социального здоровья, свои специфические
социального здоровья, с давних времен способы его формирования и сохранения,
интересовали ученых. Тем не менее, на со- что вполне благоприятно сказывается на
временном этапе развития науки данный процессе изучения его сущности, посколь-
вопрос представлен наиболее широко и
ку каждая из наук предлагает что-либо но-
разнообразно. Исследование понятия «со-
вое в его понимании. Тем не менее, соци-
циальное здоровье» прошло долгий путь
своего становления в рамках различных альное здоровье, являясь многоаспектным
наук: философии, медицины, педагогики, понятием, не может изучаться разрозненно
социологии, психологии и др. Каждая из и требует интегративного, комплексного и
наук предлагает свою трактовку сущности системного исследования.
Список литературы
1. Аристотель. Этика. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. 494 с.
2. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 416 с.
3. Байкова Л. А. Исследование социального здоровья детей и учащейся молодежи: теоретико-методологические основы // Педагогическое образование и наука. 2006. № 3.
С. 59-63.
4. Бовина И. Б. Социальная психология здоровья и болезни. М.: Аспект Пресс, 2008.
236 с.
5. Гиппократ. Этика и общая медицина: Письма. М.: Мир книги, Литература, 2007.
336 с.
6. Дюркгейм Э. Социология. М., 1995. 352 с.
7. Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества. М.: Наука, 2006.
238 с.
8. Ларионова И. С. Здоровье человека и здоровье социума (социально-философский аспект) // Социальная политика и социология. 2004. № 31. С. 65-75.
9. Максимова Т. М. Социальный градиент в формировании здоровья населения. М.: ПЕР СЭ, 2005. 240 с.
УДК 001(09)
ББК Ч 213
М. В. Цикалюк
основные теоретические подходы к анализу понятия «гуманизм»
в истории науки
В статье рассматривается процесс эволюции гуманистических идей. Выделяется ряд теоретических подходов к определению понятия «гуманизм»: философский, психологический, социологический, каждый из которых предлагает свою трактовку сущности понятия «гуманизм». Так, античные философы выражали гуманизм через понятие «добродетель». Представители эпохи Просвещения акцентировали внимание на высоких нравственных нормах и достоинствах человека. В рамках психологического подхода гуманизм выступает основой гармоничной, здоровой личности, наполненной верой в себя и устремленной в будущее. Социология рассматривает гуманизм через равномерное, гармоничное и стабильное развитие общества.
Ключевые слова: гуманизм, гуманистические принципы, гуманистическое мировоззрение, нравственные нормы.