Научная статья на тему 'Основные теоретические и методические аспекты оценки влияния налогового регулирования на инновационное развитие'

Основные теоретические и методические аспекты оценки влияния налогового регулирования на инновационное развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА / ФИСКАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самарский Максим Анатольевич

Данная статья посвящена рассмотрению основных теоретических и практических аспектов оценки влияния налогового регулирования на инновационное развитие экономики. В рамках этого исследования будут раскрыты вопросы, которые являются логическим продолжением работы автора, посвященной вопросам оценки эффективности налогового регулирования инновационной деятельности[2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самарский Максим Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные теоретические и методические аспекты оценки влияния налогового регулирования на инновационное развитие»

Основные теоретические и методические аспекты оценки влияния налогового регулирования на инновационное развитие The main theoretical and methodological aspects of assessing the impact of tax

regulation on innovative development

Самарский Максим Анатольевич SamarskiyMaxim Аспирант кафедры «Налоги и налогообложение» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

S amMaxim@mail. ru

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению основных теоретических и практических аспектов оценки влияния налогового регулирования на инновационное развитие экономики. В рамках этого исследования будут раскрыты вопросы, которые являются логическим продолжением работы автора, посвященной вопросам оценки эффективности налогового регулирования инновационной деятельности[2].

Annotation: This article deals with the basic theoretical and practical aspects of the assessment of the impact of tax regulation on the innovative development of the economy. The study will be disclosed issues that are the logical continuation of the work on the measurement of efficiency of tax management innovation [2].

Ключевые слова: налоговая льгота, фискальный эффект, налоговое регулирование, модель ARIMA, инновационная деятельность.

Keywords: tax benefits, fiscal effect, tax regulation, the model ARIMA, innovative activity.

Актуальность данной темы исследования связана с необходимостью оценки влияния налогового регулирования на инновационное развитие, поскольку предоставление налоговых льгот способствует образованию выпадающих доходов бюджета. В условиях современной экономики инновационная экономика призвана обеспечить переход на качественно иной уровень формирования бюджета, в первую очередь, за счет налоговых поступлений от инновационной сферы, чтобы преодолеть зависимость от экспорта сырьевых ресурсов.

В рамках инновационной деятельности особое значение для экономики

страны имеют фискальная и стимулирующая функции налогового регулирования.

Важность фискальной функции обусловлена необходимостью формирования доходов бюджета государства, что обеспечивается посредствомпринудительного легитимного изъятия государством части валового продукта.

Значение стимулирующей роли налогов заключается в развитии производства, а также в существенном влиянии налоговой системы на экономические процессы посредством применения налоговых инструментов, в том числе налоговых льгот.

Применительно к инновационной деятельности следует отметить, что фискальная функция налогового регулирования должна сопровождаться достижениемконкретной цели от предоставления налоговых льгот с последующей возможностью определения их фискального эффекта от реализации инновационного сценария развития экономики.

В рамках данного исследования под экономическойсущностью фискальной функции налогового регулирования предлагается понимать формированиедоходной части бюджета государства, в первую очередь, за счет налоговых поступлений от инновационной деятельности, с учетом выпадающих доходов, связанных с предоставлением налоговых льгот, стимулирующих привлечениефинансовых ресурсов в инновационную сферу.

В соответствии со ст. 56 НК РФ, налоговая льгота представляет собой целевое преимущественное право потенциального налогоплательщика, предусмотренное законодательством о налогах, по сравнению с другими налогоплательщиками иметь возможность не уплачивать налог, либо уплачивать его в меньшем размере [1]. В экономической литературе часто отождествляют налоговую льготу с налоговой преференцией.

Преференция (от англ. preference) определяется как преимущество, выбор, льготная пошлина, а также преимущество отдельных предприятий в виде предоставляемой скидки с пошлин, выгодные кредиты [3].

Еще можно встретить трактовки, которые определяют «преференцию» как

предоставление отдельным странам, организациям, лицам преимуществ и льгот

[4, 5].

Разделяя точку зрения И.А. Майбурова, в рамках данной работы под налоговыми преференциями будем понимать преимущества в сфере налогообложения, которые предоставляются конкретным территориям, определенным видам деятельности, юридическим и физическим лицам для стимулирования хозяйственной активности, социальной защиты, а также с целью легализации теневых денежных потоков[6].

Иными словами налоговые льготы, предоставляемые налогоплательщику, являются средством реализации налоговых преференций в рамках действующего налогового законодательства в виде полного или частичного освобождения от уплаты налога для уменьшения налоговой нагрузки. Поэтому предлагается дистанцировать налоговые льготы от всего многообразия налоговых стимулов и исключений из общих правил налогообложения.

Необходимость учета взаимодействия налоговых стимулов друг с другом обусловлена тем, что влияние как одного, так и комплекса стимулов способно ослабить общий прогнозируемый фискальный эффект от применения налоговых льгот. Таким образом, достижение фискального эффекта от применения налоговых льгот возможно в условиях сочетания нескольких налоговых стимулов.

В связи с этим предлагается систематизировать налоговые стимулы по ряду критериев: тип, механизм действия, форма предоставления, вид налогового стимула, а также вид его реализации (таблица 1).

Таблица 1 - Классификация налоговых стимулов инновационного развития, действующих в РФ

Тип Механизм действия Форма предоставления Вид налогового стимула Вид реализац ии

Функциональн ые Налоговые стимулы, предусматривающие использование возможностей для снижения налоговых обязательств. Предоставление льгот, направленных на снижение суммы налога - ускоренная амортизация; - инвестиционный налоговый кредит; - льготный порядок учета расходов на НИОКР; - амортизационная премия и др. элементный

Целевые Налоговые стимулы, предназначенные для определенной категории налогоплательщиков. Специальный налоговый режим для малого и среднего бизнеса. - упрощенная система налогообложения; - инвестиционный налоговый кредит; - амортизационная налоговая скидка и др. элементный

Срочные Налоговые стимулы, имеющие конкретно установленные сроки действия. Государственная поддержка налогоплательщиков с целью минимизации их налогового долга. - налоговые каникулы; - рассрочка налоговых платежей; - льготный режим для долгосрочного прироста капитала и др. элементный

Интравек торные Налоговые стимулы, функционирующие в пределах одного налога. Дифференциация налоговых ставок - снижение налоговых ставок; - регрессивная шакала; - прогрессивная шкала и др. элементны й

Территориально-отраслевые Специальные режимы налогообложения, вводимые по территориально-отраслевому признаку, поддержка и обеспечение зон приоритетного развития. Налоговый режим ОЭЗ ТВТ (технико-внедренческого типа) - льгота по налогу на прибыль организаций; - льгота по НДС (при выполнении работ по НИОКР и при ввозе на территорию РФ технологического оборудования по перечню Правительства РФ); - льгота по земельному налогу; - льгота по имущественному налогу и др. комплексный

Налоговый режим ОЭЗ ППТ (промышленно-производственного типа)

Технопарки и научные центры

Налоговый режим ИЦ «Сколково»

Источник: составлено автором

В целях оценки влияния налогового регулирования на инновационное развитие был проведен сравнительный анализ методического инструментария, по результатам которого было выявлено, что рассмотренный методический инструментарий требует доработки в отношении учета вида деятельности, а также особенностей, связанных с длительным периодом достижения фискального эффекта от предоставления налоговых льгот. Поэтому в рамках данного исследования для целей оценки влияния налогового регулирования на инновационное развитие и его фискального эффекта разработана методика, которая включает 4 этапа (рис. 1).

1. Определение цели анализа

2. Оценка фискального эффекта от предоставления налоговых льгот для целей стимулирования инновационной деятельности

3. Оценка типа инновационного развития экономики на основе налоговых поступлений от инновационной деятельности в консолидированный бюджет

4. Проведение сценарного анализа налоговых поступлений, в том числе от инновационной деятельности, с применением параметрической модели АШЫА

Рис. 1 -Методика оценки влияния налогового регулирования на инновационное развитие и его фискального эффекта

Целью данной методики является оценка фискального эффекта предоставления налоговых льгот, установление типа инновационного развития на основе данных о налоговых доходахв бюджетную систему РФ от налогоплательщиков-субъектов инновационной деятельности, расчет и анализ планируемых значений налоговых поступлений, в том числе от инновационной деятельности.

Вопросы оценки фискального эффекта от предоставления налоговых льгот для целей стимулирования инновационной деятельности подробно рассмотрены в работе [2].

Оценку типа инновационного развития экономикипредлагается осуществлять с помощью показателя доли налоговых поступлений от инновационной деятельности (1):

уД. весНиид = ^ где (1)

Уд. весНпИД - удельный вес (доля) налоговых поступлений от инновационной деятельности в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет в анализируемом периоде времени I, (%).

В ходе исследования был проведен укрупненный анализ доходов консолидированного бюджета, который показал,что общая доля доходов, связанная с природными ресурсами, в том числе их экспортом, достигает 50 %

всех доходов. Данную величину предлагается использовать в качестве критерия для шкалы типов инновационного развития экономики(таблица 2).

Таблица 2 - Типы инновационного развития экономики страны (на основе доли налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ от инновационной

деятельности)

Значения удельного веса налоговых поступлений от инновационной деятельности за период ^ % Тип инновационного развития экономики страны Характеристика

0-5 Замедленный Требует принятия активных мероприятий, направленных на активизацию инновационного развития, в том числе в области налогового регулирования, зависимость от экспорта углеводородов крайне высока

5-10 Медленный Соответствует началу переходного периода на инновационный сценарий, зависимость от экспорта углеводородов достаточно высока

10-20 Умеренный Позволяет частично снизить зависимость от экспорта углеводородов в пользу налоговых поступлений от инновационной деятельности

20-30 Средний Характеризует существенное снижение зависимости от экспорта углеводородного сырья в пользу налоговых поступлений от инновационной деятельности

30-40 Высокий (сильный) Экономика страны имеет потенциал к значительному снижению экспорта углеводородов

более 40 Очень высокий Экономика страны практически независима от экспорта углеводородов, значительны налоговые поступления в бюджет от инновационной деятельности организаций (более 40%)

При планировании налоговых поступленийна среднесрочную перспективу необходимо рассматривать совокупность различных факторов. В данном ключе разработка прогнозных значений на основе полученных диапазонов доверительных интервалов и пределов выявленных факторных зависимостей, полученных в работе [2],носит ограниченный характер. Поэтому в данной статье предлагается использовать модельЛД/МЛ. Она позволяет учитывать влияние

различных факторов, в том числе внешних (политических, международных, сезонных) и внутренних (структурных), и разработать сценарные значения налоговых доходов в прогнозируемом периоде.На рисунке 2 представленографическое изображение сценарных значений величины налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ на основе модели ARIMA, которое позволяет выявить тенденцию роста в анализируемом периоде.

Time Sequence Plot for Tax Revenues ARIMA(1,0,0)

Рис. 2Результаты прогнозирования величины налоговых поступлений(Тах Яеуепиез^в консолидированный бюджет РФ в 2014-2016гг. с

помощью модели АЯ1МА С помощью данной модели АЯ1МА при наличии соответствующей статистической информации возможна разработка сценариев налоговых доходов от инновационной деятельности. В таблице 3 представлены результаты прогнозирования для налога на прибыль организаций и величины недопоступлений по данному налогу в связи с предоставлением льгот. Таблица 3 - Результаты прогнозирования (аналитический инструмент -

модель ARIMA) (в млрд. руб.)

Периоды прогнозирования, год Сценарии Вид модели

Пессимистический Реальный Оптимистический

Сценарий 1 Сценарий 2 Сценарий 3

Недопоступление налога на прибыль организаций в связи с предоставлением налоговых льгот и преференций

2014 70,0 152,2 234,5 ARIMA (0,1,0)

2015 35,9 152,2 268,5

2016 9,8 152,2 294,7

Налог на прибыльорганизаций

2014 1 372,6 1 944,0 2 515,3 АШЫА (2,1,0)

2015 1 351,2 2 102,1 2 853,0

2016 1 306,5 2 057,5 2 808,5

Таким образом, применения параметрической модели АШ1ЫА при прогнозировании налогового потенциала от инновационной деятельности является обоснованным.

Заключение

Предложенные встатье выводы и рекомендации развивают теоретико-методологическую базу оценки налоговых льгот, а именно: рассмотрена экономическая сущность влияния фискальной функции налогового регулирования на механизм привлечения инвестиционных средств в развитие инновационной деятельности;уточнены дефиниции налоговых льгот, налоговых преференций и освобождений в качестве инструментов регулирования и стимулирования инновационной активности в национальной экономике; предложена классификация налоговых стимулов, способствующих активизации инновационной деятельности, в зависимости от формы их предоставления; обоснована целесообразность применения параметрической модели АЯ1МА для целей оценки и планирования налоговых доходов, в том числе от инновационной деятельности; предложена методика оценки влияния налогового регулирования на активизацию инновационного развития российской экономикии повышение фискального эффекта.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 04.10.2014).

2. Самарский, М.А. Оценка эффективности налогового регулирования инновационной деятельности / М.А. Самарский // Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. - 2014. - № (70) УЭкС, №10/2014. -http://www.uecs.ru/index.php?option=com flexicontent&view=items&id=3082.

3. Экономика, управление, финансы: русско-английский словарь/ Л. Лозовский и др. М.: Русский язык, 2002. С.699.

4. Толковый словарь рыночной экономики/ Под ред. Ф.А. Крутикова. - М.: «Глория», 1993, С.173.

5. Большой экономический словарь/ Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт мировой экономики, 1999. С.744.

6. Налоговые льготы. Теория и практика применения: монография для магистрантов, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит»/под. ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014, С.52.

Bibliography

1. Tax Code of the Russian Federation (Part Two) from 05.08.2000 №117-FZ (as amended. From 04.10.2014).

2. Samarskiy, MA.Evaluating the effectiveness of tax regulation of innovation activities / M.A. Samarskiy // Management of economic systems. Electronicscientificjournal. - 2014. - № (70) Wax, №10 / 2014. -http://www.uecs.ru/index.php?option=com flexicontent&view=items&id=3082.

3. Economics, management, finance: Russian-English dictionary / L. Lozovskiy et al. M .: Russian Language, 2002 S.699.

4. Explanatory Dictionary of the market economy / Ed. FA Krutikova. - M .: "Gloria", 1993, P.173.

5. Great Dictionary of Economics / Ed. AN Azriliyana. M .: Institute of World Economy, 1999, S.744.

6. Tax Benefits. Theory and Practice: a monograph for graduate students enrolled in the program areas, "Finance and credit" / under. Ed. IA Mayburova, YB Ivanov. M .: UNITY-DANA, 2014, P.52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.