Научная статья на тему 'Оценка эффективности налогового регулирования инновационной деятельности'

Оценка эффективности налогового регулирования инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИСКАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самарский Максим Анатольевич

Данная статья посвящена вопросамоценки влияния налогового регулирования на инновационноеразвитие. Важными инструментами налогового регулирования инновационной деятельности выступают налоговые льготы и преференции, формирующие выпадающие расходы бюджета, что в свою очередь требует оценки эффективности предоставления налоговых льгот и определения фискального эффекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности налогового регулирования инновационной деятельности»

Оценка эффективности налогового регулирования инновационной деятельности

Evaluating the effectiveness of tax regulation of

innovation activities

Самарский Максим Анатольевич

Samarskiy Maxim

Аспирант кафедры

«Налоги и налогообложение»

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» SamMaxim@mail.ru

Аннотация: Данная статья посвящена вопросам оценки влияния налогового регулирования на инновационное развитие. Важными инструментами налогового регулирования инновационной деятельности выступают налоговые льготы и преференции, формирующие выпадающие расходы бюджета, что в свою очередь требует оценки эффективности предоставления налоговых льгот и определения фискального эффекта.

Annotation: This article is devoted to assess the impact of tax regulation on innovative development. Important tools for tax regulation of innovative activity are tax benefits and preferences, which form the drop-down budget expenditures, which requires an assessment of the effectiveness of tax benefits and determine the fiscal effect.

Ключевые слова: налоговая льгота, оценка эффективности применения налоговых льгот и преференций, инновационная деятельность,

фискальный эффект.

Keywords: tax benefits, assessment of the effectiveness of tax benefits and tax preferences, fiscal effect.

В современных условиях обеспечение долгосрочного развития экономики страны тесно связано с инновационной деятельностью, для стимулирования которой применяется совокупность различных инструментов. Среди мер налогового регулирования инновационной деятельности особое место занимают налоговые льготы и преференции. Анализ экономической литературы [1, 3, 4, 5, 8, 9, 11] позволяет сделать вывод, что в данном ключе особую актуальность приобретают вопросы оценки эффективности предоставления налоговых льгот, поскольку последние напрямую связаны с выпадающими доходами бюджета, а значит, с оценкой фискального эффекта.

Для целей оценки фискального эффекта от предоставления налоговых льгот [7] в рамках инновационной деятельности, на наш взгляд,

целесообразно модифицировать формулу И. Майбурова (1):

t t

ФЭид = 2 НПид[-£ Нпидл , где (1)

1=1 1=1

фэщ - фискальный эффект от инновационной

деятельности;

t

2нпидЛ - сумма налоговых поступлений от

1=1

налогоплательщиков - субъектов инновационной деятельности, применяющих данную льготу, исчисляемая в условиях предоставления льготы, за период времени t, лет;

XНпидб/л - сумма налоговых поступлений от

! = 1

налогоплательщиков - субъектов инновационной деятельности, применяющих данную льготу, исчисляемая в условиях отсутствия льготы, за период времени ^ лет;

t - период времени от момента введения до окончания проявления эффекта действия данной льготы, лет.

Данная формула позволяет учитывать специфику инновационной деятельности - временной аспект - зачастую достаточно длительные периоды окупаемости проектов.

По нашему мнению, на формирование величины налоговых поступлений от инновационной деятельности будут влиять следующие факторы:

- выручка от реализации инновационной продукции (А);

- величина налоговых льгот, предоставленных инновационным компаниям (В);

- налоговые поступления от инновационных компаний ®;

- численность персонала инновационных компаний

- индекс развития инновационного лифта ®;

- уровень инфляции и др.

Таким образом, сумму налоговых поступлений от инновационной деятельности можно представить в качестве функции с переменными (2):

НПИД = Г (Л,Б,С^,Е^...) (2)

Определение формы и тесноты связи между результативными и факторными показателями осуществляется с помощью корреляционно-регрессионного метода, который получил подробное освещение в работах по статистике и эконометрике [2, 6, 10].

Ввиду отсутствия статистической информации по предлагаемым

показателям рассчитать сумму налоговых поступлений от инновационной деятельности (в том числе по конкретной льготе) на сегодняшний день не представляется возможным.

Однако, можно определить зависимость между объемом налоговых поступлений и рядом показателей, на основании чего можночто позволяет выдвинуть гипотезу о положительном влиянии налоговых льгот, предоставляемым предоставляемых инновационным компаниям, на сумму налоговых поступлений в бюджеты. Другими словами, подтвердить их фискальную, а значит, и бюджетную эффективность.

Доступная для анализа информация представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Данные для анализа в целом по Российской Федерации

Го д ВВП, млрд. руб. Объем отгруженно й инновацион ной продукции, млрд. руб. Налоговы е поступле ния всего, млрд. руб. Инновационна я активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявш их технологичес кие, организацион ные, маркетинговы е инновации, в общем числе обследованны х организаций), по Российской Федерации, % Индексы дефлято ры валового внутренн его продукта , % Доля добавленной стоимости высокотехнологи чных и наукоемких видов деятельности в валовом внутреннем продукте Российской Федерации, %

200 5 21 609,8 545,5 4 629,1 9,7 119,3 21,2

200 6 26 917,2 714,0 5 426,9 9,9 115,2 21,4

200 7 33 247,5 916,1 6 951,0 10,0 113,8 22,5

200 8 41 276,9 1 047,0 7 944,2 9,4 118,0 22,8

200 9 38 807,2 934,6 6 283,9 9,3 102,0 24,4

201 0 46 308,5 1 243,7 7 659,5 9,5 114,2 22,8

201 1 55 967,2 2 106,7 9 715,2 10,4 115,9 21,9

201 2 62 218,4 2 872,9 10 954,0 10,3 107,5 22,3

201 3 66 755,3 3 507,9 11 321,6 10,1 105,9 22,9

Источник: Составлено автором на основе данных [12, 13, 14].

В ходе исследования с помощью программного продукта STATGRAPHICS Centurion XVI.I. были проанализированы различные типы моделей, отбор которых производился с учетом основных критериев адекватности. В результате анализа получено несколько значимых моделей регрессии, описание одной из которых приведено ниже (3): Tax_Revenues = 0,145273 х GDP + 156,229 х Innovative_Activities, где (3)

Tax_Revenues - Налоговые поступления, млрд. руб.;

GDP - Валовый внутренний продукт, млрд. руб.;

Innovative_Activities - Инновационная активность организаций.

На основании полученной факторной зависимости можно—сделатьподверждается —вывод о том, что рост инновационной активности организаций способствует увеличению налоговых поступлений в бюджет. Применяя метод дедукции и экстраполируя полученные результаты применительно к инновационному развитию,

подтверждается также получается.-что-увеличение

инновационной активности организаций способствует также повышению и увеличение величины налоговых поступлений е^в результате инновационной деятельности. Как следствие, можно сделать заключениеТаким образом, что налоговое стимулирование инновационной деятельности положительным образом сказывается на достижении фискального эффекта и фискальной эффективности от предоставления налоговых льгот.

Рассмотрев дедуктивный метод доказательства выдвинутой гипотезы, попробуем подтвердить правильность полученных выводов с помощью индуктивных умозаключений. Для этого проанализируем данные по налогу на прибыль, поскольку этот налог способен в наибольшей

степени оказать влияние на финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта (таблица 2). Таблица 2 - Данные по налогу на прибыль в целом по

Российской Федерации, млрд. руб.

Год Сумма исчислены ого налога на прибыль -всего Расход ы на НИОКР В том числе расходы на НИОКР, не давшие положитель ного результата Доходы от реализации Всего сумма недопоступл ения налога на прибыль организаций в связи с предоставле нием льгот и преференци й

2006 1 558,9 12,6 0,8 78 384,6 58,7

2007 2 091,2 16,2 1,4 106 217,5 79,1

2008 1 988,9 14,7 1,5 117 284,6 78,9

2009 1 379,4 12,8 1,2 119 883,9 104,0

2010 1 730,4 19,8 1,7 142 071,1 163,1

2011 2 097,5 29,8 1,3 158 528,1 162,1

2012 2 100,5 44,3 3,2 172 236,8 201,2

2013 1 920,1 35,0 3,1 179 498,2 152,2

Источник: составлено автором на основе данных [12, 13, 14].

Определение функциональной зависимости происходило по 2 этапам: установление множественной, затем двухфакторной регрессии.

Следует отметить, что установление множественной регрессии подтвердило тот факт, что среди анализируемых факторов на значение налога на прибыль, в первую очередь, влияет величина доходов от реализации. Результаты пошагового исключения переменных из многофакторной модели свидетельствуют о том, что значимой является только двухфакторная модель (4):

Income Tax = 0,0132746 х Revenues, где (4)

Income Tax - налог на прибыль;

Revenues - доходы от реализации.

Помимо величины доходов от реализации на основании

имеющихся данных была установлена взаимосвязь между налогом на прибыль и следующими показателями: НИОКР; НИОКР, не давшие положительный результат; сумма недопоступления налога на прибыль организаций в связи с предоставлением льгот и преференций. По результатам проведенного анализа определены функциональные зависимости, некоторые из которых представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Альтернативные функциональные зависимости между показателями, определяющими величину налога на

прибыль

Факторная зависимость Формула модели Коэффициен т корреляции ® Коэффициен т детерминаци и (R2)

Зависимость между показателями: налог на прибыль (Income Tax) и НИОКР (R&D)

Multiplicative Income Tax = exp(1,26515 х ln(R&D)) 0,9997 99,95%

Square root-Y logarithmic-X Income Tax = (2552,93 х ln(R&D))2 0,9983 99,66%

Зависимость между показателями: налог на прибыль (I давшими положительный результат (R&D, г ncome Tax) и ] io positive resu ШОКР, не t)

Multiplicative Income Tax = exp(1,49154 х ln(R&D, no positive result)) 0,9996 99,92%

Square root-Y logarithmic-X Income Tax = (3009,48 х ln(R&D, no positive result))2 0,9981 99,62%

Зависимость между показателями: налог на прибыль (Income Tax) и Сумма недопоступления налога на прибыль организаций в связи с предоставлением льгот и преференций (Nedopostuplenie naloga)

Multiplicative Income Tax = exp(1,14878 х ln(Nedopostuplenie naloga)) 0,9998 99,96%

Square root-Y logarithmic-X Income Tax = (2316,77 х ln(Nedopostuplenie naloga))2 0,9978 99,56%

На основании данных таблицы 3 можно сделать вывод,

что по тесноте связи с величиной налога на прибыль исследуемые факторы расположились следующим образом в порядке убывания: сумма недопоступления налога на прибыль организаций в связи с предоставлением льгот и преференций (г=0,9998); НИОКР (г=0,9997); НИОКР, не давшие положительный результат (г=0,9996).

Особо следует подчеркнуть, что между данными факторами по направлению установлена прямая связь. Это в свою очередь означает, что с увеличением фактора (в данном случае - расходов на НИОКР; НИОКР, не давшим положительного результата; суммы недопоступления налога на прибыль в связи с предоставлением льгот и преференций) результативный признак (величина налога на прибыль) возрастает. Таким образом, доказано, что рост расходов на НИОКР, в том числе расходов на НИОКР, не давшим положительного результата, и предоставление льгот и преференций по налогу на прибыль способствуют увеличению налоговых поступлений (по налогу на прибыль), что подтверждает фискальную и бюджетную эффективность налогового регулирования инновационного развития экономики. Однако, по нашему мнению, здесь необходимо сделать оговорку о необходимости сочетания качественного и количественного баланса при предоставлении льгот и преференций в целях достижения положительного фискального эффекта в конечном результате.

Таким образом, в данной работе удалось доказать даже в условиях ограниченной информационной базы удалось доказать, что предоставление налоговых льгот и преференций в рамках инновационной деятельности на сегодняшний день способствует достижению положительного фискального эффекта в виде увеличения налоговых поступлений, т.е. фискальной эффективности. Использование полученных результатов на основе выявленных факторных зависимостей послужит дальнейшему изучению вопросов оценки влияния налогового регулирования на инновационное развитие для целей прогнозирования налоговых поступлений в бюджет.

Библиографический список

1. Васильев И.В. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности предоставления и применения налоговых льгот и преференций в части администрирования налога на прибыль организаций» //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №7(187), 2013. С.126.

2. Венецкий И.Г., Кильдишев Г.С. Теория вероятностей и математическая статистика. Учебное пособие для студентов экон. специальностей вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Статистика, 1975. - 264 с.

3. Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система РФ: учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л.И. Гончаренко. - М.: Издательство Юрайт, 2014. С.193.

4. Ильчиков М.З. Проблемы инновационного развития экономики России. Теоретические аспекты: монография/ М.З. Ильчиков. - М.: КНОРУС, 2014. С.106.

5. Инновационный путь развития для новой России / под ред. В.П. Горегляда. М.: 2005. С.71-82.

6. Кремер Н.Ш., Путно Б.А. Эконометрика: учеб. 2-е изд., стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 82 с.

7. Реформирование налоговых систем. Теория, методология и практика / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова, А.А. Крисоватого. К.: Кондор, 2011. С.205.

8. Саакян Р.А. Налоговые льготы - только востребованные и эффективные / Р.А. Саакян, Н.А. Кузьмина, Е.А. Тоболева // Налоговая политика и практика. 2012. №9. С.25.

9. Савина О.Н. Оценка эффективности налоговых льгот в условиях действующего Российского налогового законодательства и направления её совершенствования //Налоги и налогообложение. 2012. №6. С 24-27.

10. Френкель А.А. Прогнозирование производительности труда: методы и модели. - М.: Экономика, 1989. - 214 с.

11. Шмакова М.Н. Налоговые преференции как инструмент стимулирования инновационной деятельности предприятий: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Новосибирск, 2011. С.16-21.

12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики -

http://www.gks.ru/.

13. Официальный сайт Федеральной налоговой службы -http://www.nalog.ru/.

14. Статистические сборники Высшей школы Экономики -http://www.hse.ru/org/hse/primarydata/.

Bibliography

1. Vasiliev IV. Report on the results of "Testing the effectiveness of provision and use of tax preferences in the part of the corporate profit tax" // Bulletin of the Accounts Chamber of the Russian Federation №7 (187), 2013 P.126.

2. Venetsky IG, Kildishev GS. Probability theory and mathematical statistics. Textbook for students of econ. specialties. Ed. 3rd, revised. and ext. M .: Statistics, 1975 - 264 p.

3. Goncharenko LI. Taxes and the tax system of the Russian Federation: the tutorial and workshop for undergraduate academic / scientific under. Ed. LI Goncharenko. - M .: Yurait Publishing, 2014 p.193.

4. Ilchikov MZ. Problems of innovative development of Russia's economy. Theoretical aspects: monograph / MZ Ilchikov. - M .: KNORUS, 2014 P.106.

5. Innovative way of development for the new Russia / ed. VP Goreglyad. M .: S.71-82 2005.

6. Kremer NS, Putnam BA Econometrics: A Textbook. 2nd ed. Stereotype. - M .: UNITY-DANA, 2008 - 82 p.

7. Reforming the tax system. Theory, methodology and practice / ed. IA Mayburova, YB Ivanova, AA Krisovatogo. To .: Condor, 2011 p.205.

8. Sahakyan RA Tax benefits - only popular and effective / RA Sahakyan, NA Kuzmina, EA Toboleva // Tax Policy and Practice. 2012. №9. C.25.

9. Savina ON. Evaluating the effectiveness of tax incentives under the current Russian tax legislation and the direction of its perfection // Taxes and Taxation. 2012. №6. With 24-27.

10. Frenkel A. Forecasting productivity: methods and models. -M .: Economics, 1989 - 214 p.

11. Shmakova MN Tax incentives as a tool to stimulate innovation activities of enterprises: Author. diss. ... Candidate. Of econ. Sciences. Novosibirsk, 2011 S.16-21.

12. Official website of the Federal State Statistics Service -http://www.gks.ru/.

13. Official website of the Federal Tax Service -http://www.nalog.ru/.

14. Statistical collections Higher School of Economics -http://www.hse.ru/org/hse/primarydata/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.