Научная статья на тему 'Основные тенденции влияния интеграции вузов в научно-производственные комплексы на экономический потенциал региона'

Основные тенденции влияния интеграции вузов в научно-производственные комплексы на экономический потенциал региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ ВУЗОВ / НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукашева Н.А.

В данной статье рассматривается основные тенденции влияния интеграции вузов в научно-производственные комплексы на экономический потенциал региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции влияния интеграции вузов в научно-производственные комплексы на экономический потенциал региона»

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВЛИЯНИЯ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗОВ В НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА

© Лукашева Н.А.*

Научно-исследовательский институт - Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы, г. Москва

В данной статье рассматривается основные тенденции влияния интеграции вузов в научно-производственные комплексы на экономический потенциал региона.

Ключевые слова интеграция вузов, научно-производственный комплекс, инновационная инфраструктура, экономический потенциал региона.

Роль интеграции вузов в состав научно-производственных комплексов (НПК)1 оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие регионов. Повышается уровень образования населения, растут эффективность бизнеса и инвестиционная привлекательность, решаются проблемы занятости на предприятиях регионов.

Необходимо отметить существенный вклад вузов в экономику регионов. Связи между образованием и промышленностью являются традиционными, промышленность является основным заказчиком системы профессионального образования на кадры. Интерес промышленности в повышении качества подготовки научных кадров очевиден.

Эффективность деятельности вуза в регионе во многом определяется развитием его материально-технической базы, становлением научных школ и интеграцией с производством. Целенаправленным влиянием также может считаться создание различных НПК в виде технопарков, бизнес-парков или научных парков вокруг вузов. Такие парки позволяют ускорить развитие региона в несколько раз, привлечь инновационные компании, которые, в свою очередь, принесут с собой капитал и человеческие ресурсы. В последнее время практика создания подобных парков получает все большее распространение, так как это дает свои преимущества, как самому вузу, так и региону и стране в целом.

* Заместитель начальника отдела мониторинга инновационной деятельности субъектов Российской Федерации ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ.

1 Научно-производственный комплекс (НПК) - территория, охватывающая одну или несколько административно-территориальных единиц (округов, районов), в экономике которых главную роль играют региональные формы интеграции и производства, исследовательские центры, разрабатывающие новые технологии, и производства, основывающиеся на применении этих новых технологий. Региональный комплекс обладает развитой информационной инфраструктурой. В составе НПК в основном формируются два типа структур: это технополисы и различные научно-технические парки.

Термин «технопарк» может носить собирательный характер и включать разные типы высокотехнологичных парков - технополис, научный парк, наукоград, киберпарк, высокотехнологичный парк, инновационный центр, парк научных исследований, университетско-исследовательский парк, исследовательский и технологический парк, бизнес-инкубатор. Различия между ними небольшие и связаны с типом и размером фирм-участниц, степенью удаленности от центра исследований, с количеством поддерживаемых технологий (одна или много), спецификой управления (одна управляющая компания или группа экспертов), коммерческим или некоммерческим характером, полной или частичной принадлежностью университету.

Рассмотрим зарубежный опыт создания разных типов высокотехнологичных парков. Положительный опыт создания технолисов1 есть в Японии, где осуществляется государственная программа «Технополис»2, в соответствии с которой вся территория Японии сетью из 20-ти технополисов. Если в США до последнего времени технополисы возникали стихийно, то в Японии они с самого начала стали стратегической целью государства и развиваются в соответствии с четкими государственными планами. Япония первая увидела в технополисах модель будущего общества и поставили его формирование на рельсы государственного планирования. Это не означает, что строительство технополисов финансируется только государством, типичными источниками финансирования технополисов в Японии является: 30 % -государственное финансирование, 30 % - муниципалитеты, 30 % - предприятия и частные лица, 10 % - иностранные инвесторы. Первым японским технополисом был Цукубе. В дальнейшем Япония не пошла по пути строительства новых городков с чисто научными направлениями. Сейчас в Японии технополисы трансформируются в довольно крупные города (например, Ха-мамацу, с населением свыше 800 828 тысяч человек), Ниигата с населением свыше 2 374 509 человек, Ямагути, с населением свыше 1 431 294 человек (полицентрический технополис, возникший на базе нескольких деревень)). Японские технополисы имеют не только научную направленность, хотя она и является и ядром технополиса, но и чисто производственную. Многие технополисы как, например, Хамамацу возникают в центрах с традиционными отраслями, например, автомобильной промышленности, которые не только

1 Технополис - важнейший элемент современной рыночной системы, организационная форма сращивания фирм, инновационных компаний, высших учебных заведений, консультационных, инновационных и других предприятий сферы услуг, соответствующих подразделений государственных и муниципальных органов в единый механизм. Формирование технополиса осуществляется на экономической основе в условиях равноправного партнерства всех входящих в нее звеньев (НИИ, Вузы, производство).

2 Программа, разработанная в начале 80-х гг. Министерством внешней торговли и промышленности (МВТП) Японии, ставшая одним из ключевых элементов стратегии регионального развития страны в условиях перехода к наукоемкой структуре промышленности, ускорения научно-технического прогресса, софтизации и сервизации экономики.

не свертываются, но и получают дополнительный стимул, формируя вокруг себя высокие технологии - производство электроники, программного обеспечения, робототехники, биотехнологии, производство новых материалов и новых источников энергии.

Так же интересен зарубежный опыт образования исследовательских парков1. Обычно центром исследовательского парка является высшее учебное заведение, чаще всего - исследовательский университет, который и управляет всей территорией парка. Первым в мире исследовательским парком стал Стэнфордский исследовательский парк (Stanford Research Park) в США более известный как «Кремниевая долина», хотя в российской литературе чаще используется термин - «Силиконовая долина». «Силиконовая долина» является высокотехнологичным кластером, который положил начало формированию подобных кластеров во многих других странах мира. Технопарк привлек множество инновационных компаний в штат Калифорния превратив его из беднейшего региона США в глобальный центр развития новых технологий, который до сих пор остается мировым лидером в сфере производства современной техники, программного обеспечения и развития биотехнологий.

В региональном Лимерикском университете (Ирландия) работает группа исследовательских и учебных подразделений, непосредственно находящихся в подчинении факультетов(колледжей) университета и вносящих свой вклад в развитие региональной экономики. Эти подразделения являются частью интеллектуальной инфраструктуры региона с ориентировкой, прежде всего, на развитие местной экономики [1].

Технопарки и технополисы получили также широкое развитие и в Европе: - во Франции (Ницца и «Кремниевая долина» в Антиба); - в Великобритании («Кремниевая топь» в Кембридже); - в Германии (Ульм-Даймлер-Бенц технопарк); - в Финляндии (Хельсинкская «Кремниевая долина»).

Данная практика получила впоследствии широкое распространение в развивающихся странах и на территориях, где созданы национальные «кремниевые долины», в том числе на Тайване («кремниевый остров» Хсинчу), в Сингапуре, в Китае. В Индии технопарк «Бангалор» получил название еще одной, но уже индийской «кремниевой долины», а технопарк «Керала» -«Кремниевого побережья».

1 Исследовательские парки, целенаправленно создаваемые университетами, не просто способствуют экономическому росту региона - они превращают его в центр инновационных, высокотехнологичных отраслей промышленности, где концентрируются самые передовые компании мира. Исходным условием, благоприятным для формирования научного парка в конкретном регионе, является наличие в нем крупного технического университета. Силиконовая Долина сформировалась вокруг Стэнтфордского университета научный парк Шоссе 128 - вокруг Массачусетского технологического института (МТИ), а крупнейший научный парк в Великобритании - вокруг всемирно известного Кембриджского университета.

Различные типы (виды) технополисов создаются и в России на базе учебных и научно-исследовательских институтов, поддерживающих тесные контакты с промышленностью. Они существуют в таких формах, как совместное предприятие, акционерное общество, ассоциация. Технополис «Хим-град» стал первым действующим сертифицированным Ассоциацией индустриальных парков России химическим индустриальным парком. Одним из основных функциональных направлений развития «Химграда», помимо организации в индустриальном парке полноценных условий для профильных производств, является запуск и сопровождение проектов, нацеленных на промышленные НИОКР, коммерциализацию технологий, формирование кадрового резерва. В рамках реализации крупномасштабных проектов в технополисе создаются разнообразные инфраструктурные формы: экспериментальные лаборатории, ижиниринговые центры, функционируют опытные стажер-ские площадки. Общая площадь технополиса составляет 131 га, проектная площадь зданий и сооружений превышает 500 тыс. кв. метров. Основные перспективы развития технополиса: объем продукции в 2014 году 16 млрд. руб. год; налоговые поступления к 2014 году 3 млрд. руб. год; число профильных резидентов - 200 компаний; количество рабочих мест - 10 000 чел. Опыт Технополиса «Химград» активно используется при создании индустриальных парков в других регионах России и странах бывшего СНГ (Республика Башкортостан, Нижегородская область, Ярославская область, Волгоградская область, Пензенская область, Брянская область, Украина, Казахстан, Азербайджан).

Роль университетов в развитии научных парков многоплановая. Прежде всего, университет «притягивает» в регион научно-исследовательские лаборатории. Тесные контакты университета и исследовательских лабораторий оказываются взаимовыгодными. Университет предлагает специальные курсы повышения квалификации, его сотрудники участвуют в совместных научно -исследовательских проектах. Сотрудники лабораторий могут получать университетские звания, не оставляя работы, а специалисты из университета получают доступ к уникальному оборудованию, имеющемуся в лабораториях.

Если научные парки появились на месте промышленных парков, научно-промышленные парки - на базе экспортно-производственных зон, то технополисы обустраивались в сельской местности в целях повышения уровня экономического развития депрессивного региона. Научные парки, как правило, нацелены на проведение исследований и разработку высоких технологий, содействие промышленному внедрению НИОКР. Научно-промышленные парки ставят в качестве главных своих целей разработку и развитие высоких технологий, содействие росту промышленности. Для технополисов важным фактором служит проведение исследований, производство, подготовка кадров, комбинация модели города, основанного на высоких технологиях и города, основанного на культурных традициях. Промышленные территории высоких технологий призваны достичь оптимального сочетания

исследований, процесса производства, образования и уровня жизни населения как основы для разработок и производства высоких технологий [2].

Своих целей все эти парки достигают в ходе прикладных исследований по заказу фирм для решения отдельных производственных проблем. Для этого требуется: повышение квалификации специалистов и целевая дополнительная подготовка студентов; разработка академических учебных программ по заказу корпораций с гибким учетом требований клиентов; проектирование комплекса консультационных заданий для малых и средних предприятий; организация консультационных услуг для студенческих коллективов, работающих над практическими коммерческими программами. Таким образом, осуществляется более тесная связь между университетом и региональным экономическим развитием [3].

Основная часть российского научного и наукоемкого промышленного потенциала на сегодняшний день сосредоточена в наукоградах. Стратегия их развития базируется на интеграции интеллектуальных ресурсов научно-исследовательских, научно-образовательных организаций. Наукограды, которым в России официально присвоен этот статус согласно Федеральному закону «О статусе наукограда»: Алтайский край: Бийск; Калужская область: Обнинск; Московская область: Дубна, Жуковский, Королёв, Пущино, Реутов, Троицк, Фрязино, Черноголовка, Протвино; Новосибирская область: Кольцо-во; Санкт-Петербург: Петергоф; Тамбовская область: Мичуринск. Выделяется семь основных специализаций наукоградов России это: авиа-, ракетостроение и космические исследования; электроника и радиотехника; автоматизация, машино- и приборостроение; химия, химическая физика и создание новых материалов; ядерный комплекс; энергетика; биология и биотехнология.

Существенным стимулом активизации усилий вузов по взаимодействию с предприятиями реального сектора экономики стало инициирование государственных программ, в которых наличие партнеров в промышленности является обязательным условием выделения государственных средств университету для осуществления научно-исследовательской деятельности. Результатом осуществленных государственных мер, инициатив высших учебных заведений, а также возрастающей потребности промышленных организаций в квалифицированных научных кадрах была выстроена система мер по кооперации высших учебных заведений и производств. Наиболее важным инструментом стала подготовка крупными госкомпаниями своих программ инновационного развития (ПИР). Второй важный инструмент - технологические платформы (ТП), которые позволили вузам расширить свои контакты с промышленностью. Третий инструмент - постановления Правительства РФ № 218, 219 и 220.

В настоящие время вузы в основном решили задачу внедрения результатов научной деятельности в производство. Но экономическая эффективность этой деятельность реализуется далеко не полностью из-за недостаточной скоординированности планов модернизации технологического уров-

ня предприятий и планов исследований и разработок в научных организациях и вузах. Недостаточность механизма согласованности стратегий развития проявляется в структуре программ развития регионов и федеральных округов. Практические меры организации более эффективного взаимодействия реализуются в виде технологических платформ, кластеров, соглашений о модернизации корпораций. Адекватная оценка вклада вуза в развитие технологий маловероятна без учета вхождения вуза в разные формы соглашений между организациями науки и промышленности, без учета вовлеченности вуза в программы развития территории [4].

Развитие различных образований научно-производственного типа - это важнейшее направление формирования в регионе современной инновационной инфраструктуры, включающие цели промышленной, научно-технической и региональной политики и способствующее реализации стратегии экономического роста.

Список литературы:

1. Ковалевский В.П. Университетский комплекс в региональной экономике [Электронный ресурс] / В.П. Ковалевский. - Режим доступа: http://aeer.ru/ ffles/ю/m1/Kovalevskiy.pdf.

2. Костюнина Г.М. Технопарки в зарубежной и российской практике / Г.М. Костюнина, В.И. Баронов // Вестник МГИМО-Университета. - 2012. -№ 3. - С. 91-99.

3. Галаган А.И. Университетские округа: состояние, проблемы, опыт России и других стран. - М.: НИИВО, 2000. - 539 с.

4. Андреев Ю.Н., Лукашева Н.А. Проблемы мониторинга эффектов деятельности вуза // Инноватика и экспертиза. Научные труды. ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ. - М., 2014. - Выпуск 1 (12). - С. 176-186.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

© Могир Е.П.*

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

В статье представлены основные положения разработанной методики по оценке налогового потенциала территориально-экономических зон Санкт-Петербурга, основываясь на ключевых показателях и инст-

* Аспирант кафедры Государственных и муниципальных финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.