Научная статья на тему 'Основные тенденции тарифного регулирования заработной платы на предприятиях Иркутской области'

Основные тенденции тарифного регулирования заработной платы на предприятиях Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ТРУДА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР / LABOR ECONOMICS / REGIONAL ECONOMY / PAY RATE REGULATION / COLLECTIVE AGREEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солодова Наталия Германовна, Верес Галина Николаевна

Исследованы основные тенденции тарифного регулирования заработной платы на предприятиях Иркутской области. Проанализированы 18 отраслевых соглашений предприятий Иркутской области в 2001-2002 гг. Рассмотрено процентное соотношение минимальной тарифной ставки заработной платы с величиной прожиточного минимума. Представлены результаты выборочного обследования предприятий по вопросам тарифного регулирования и структуры доходов работников. Проанализирована практика заключения коллективных договоров на предприятиях Иркутской области. Выявлены проблемы тарифного регулирования заработной платы на предприятиях Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN TRENDS OF PAY RATE REGULATION OF WAGES AT THE ENTERPRISES OF IRKUTSK REGION

The authors research main trends of pay rate regulation of wages at the enterprises of Irkutsk Region; they analyze 18 branch agreements of Irkutsk Region's companies in 2001-2002. The authors also study the percentage ratio between minimum pay rate and the subsistence minimum, present the results of a sample survey of enterprises' pay rate regulation and wage structure of employees. They analyze the practice of making collective contracts and identify the problems of pay rate regulation of wages at the enterprises of Irkutsk Region.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции тарифного регулирования заработной платы на предприятиях Иркутской области»

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Н. Г. СОЛОДОВА

докторант

Г. Н. ВЕРЕС

заместитель зав. отделом социально-трудовых отношений и социальных гарантий Иркутского облсовпрофа

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

_ __ и _ _ __ __

ЗАРАБОТНОЙ платы на предприятиях ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Иркутский областной Совет профсоюзов совместно с кафедрой экономики труда Иркутской государственной экономической академии провели выборочные исследования сложившейся ситуации в сфере оплаты труда на предприятиях Иркутской области.

Практика показывает, что в системе социального партнерства наиболее важную роль в установлении минимума тарифных ставок играют отраслевые соглашения. Проанализировав 18 отраслевых соглашений предприятий Иркутской области на 2001—2002 гг., можно сделать вывод, что на большинстве предприятий минимальная тарифная ставка (МТС) устанавливается в процентном соотношении с прожиточным минимумом (табл. 1).

Таблица 1

Установление минимальных тарифных ставок по отраслям Иркутской области (из отраслевых тарифных соглашений на 2001-2002 гг.)

Отрасль Тарифная ставка, р.

2001 2002

Рыбное хозяйство Прожиточный минимум (ПМ)* ПМ

Лесопромыш- ленный комплекс ПМ ■ коэффициент (К), учитывающий специфические особенности работы в отраслях промышленности** ПМ ■ К

Железнодорожный транспорт Не менее 60% ПМ трудоспособного населения Не менее 70% ПМ

Транспортное строительство 1 350,0 1 350,0 плюс ежеквартальная индексация

Автомобильный транспорт 872,3 872,3 плюс ежеквартальная индексация

Печать, телерадиовещание и средства массовых коммуникаций Для бюджетных организаций — ЕТС; для внебюджетных организаций — 800,0 Ежегодная индексация

Нефтеперера- батывающая промышлен- ность 740,0 740,0 плюс ежеквартальное индексирование

Горно-метал- лургический комплекс 0,7 ПМ 0,85 ПМ

Геология и разведка недр Не ниже 2 МРОТ Не ниже 2 МРОТ

Газификация 725,0 725,0 плюс ежеквартальное индексирование

Агропромыш- ленный комплекс ЕТС. Во внебюджетном секторе — не ниже 3 МРОТ ЕТС. Во внебюджетном секторе — не ниже 3 МРОТ

Пищевая и перерабатываю-щая промышленность До 60% ПМ До 60% ПМ

Электро- энергетика 1 160,0 1 160,0 плюс ежеквартальная индексация

* Прожиточный минимум трудоспособного населения Иркутской области на третий квартал 2001 г.

** Коэффициенты взяты из Отраслевого тарифного соглашения по лесопромышленному комплексу РФ на 2000—2002 гг. (от 1,0 до 1,4).

Наибольшая МТС содержится в отраслевом соглашении по лесопромышленному комплексу РФ на 2000-2002 гг. МТС

Н. Г. СОЛОДОВА, Г. Н. ВЕРЕС

устанавливается путем умножения величины прожиточного минимума (с учетом районных коэффициентов и северных надбавок) на коэффициент, учитывающий специфику особенности работы в отраслях промышленности. В среднем минимальная тарифная ставка на 2002 г. составляет 900 р. в месяц.

Если за базовый отраслевой сектор по Иркутской области взять лесопромышленный комплекс (по объемам продукции и численности работников), то коэффициенты соотношений минимальных тарифных ставок по сравнению с базовым уровнем будут выглядеть следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

Соотношение минимальных тарифных ставок в основных отраслях в 2001 г.*

Ведущие отрасли Иркутской области Тарифная ставка 1-го разряда в третьем квартале 2001 г., р.** Средняя зарплата по состоянию на август 2001 г., р. Коэффициент соотношения тарифных ставок 1-го разряда отраслей к тарифной ставке 1-го разряда базовой отрасли

Цветная 1 315 8 815 0,50

металлургия

Лесопромышленный 2 629 4 219 1,00

комплекс

Машиностроение 939 4 138 0,36

Электроэнергетика 1 160 7 670 0,44

Транспорт

железнодорожный 1 127 5 712 0,43

автомобильный 872 - II - 0,33

речной 1 050 - II - 0,40

* За базовый отраслевой сектор принят лесопромышленный комплекс.

** Величина прожиточного минимума по Иркутской области взята на уровне 1878 р. (статистические данные за третий квартал 2001 г.).

Отметим, что представленные в табл. 2 коэффициенты соотношений тарифных ставок 1-го разряда к базовой отрасли рассчитаны на основе фактически сложившейся ситуации. В случае принятия данного методического подхода и выбора базовой отрасли необходимы более четкие критерии обоснования величины коэффициентов соотношений.

Нами также проведено выборочное обследование 21 предприятия Иркутской области по вопросам тарифного регулирования и структуры доходов работников (октябрь 2001 г.). Около половины обследуемых предприятий (47,6%) имеют промышленный профиль; 23,7% — предприятия связи; 19,0% относятся к

Министерству природных ресурсов (табл. 3).

Наиболее крупные предприятия из обследованных — ОАО «ПО Усть-Илимс-кий лесопромышленный комплекс», ОАО «Электросвязь», ОГУП «Дорожная служба Иркутской области», ОАО «Байкальский ЦБК», ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение», филиал ОАО «Ростелеком» — ТЦМС с численностью работающих более 2 тыс. чел. Подавляющее большинство предприятий — федеральной формы собственности (более 80%). На вопросы анкеты ответили также предприятия со смешанной и частной формами собственности (по 10%).

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Таблица 3

Характеристика обследуемых предприятий

Отрасль Наименование предприятия Форма собственности Списочная численность на 1 октября 2001 г., чел. Наличие коллективного договора на 2001 г.

Транспорт ГУПФ «Иркутская автоколонна 1880» Федеральная 441 +

ОАО «Ангарская автоколонна 1948» Федеральная 817 +

ОГУП «Дорожная служба» Федеральная, областная 4 166 +

ОАО «ИркутскгипродорНИИ» Частная 805 +

Лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая ОАО «ПО Усть-Илимский лесопромышленный комплекс» Частная 13 447 +

ОАО «Байкальский ЦБК» * 3 029 +

ОАО «БЛПК» - - +

Связь ОАО «Электросвязь» Смешанная 6 917 +

Филиал ОАО «Ростелеком» — ТЦМС Смешанная 2 097 +

ОАО «Сибтелеком» - 134 +

Филиал ФГУП ВГТРК ЦРР-10 Федеральная 318 +

Филиал ФГУП ВГТРК — Братский радиотелевизионный передающий центр Федеральная 144 +

Авиационная ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение» Федеральная - +

Машиностроение ОАО «ИЗТМ» Частная 1 226 +

Строительных материалов ОАО «Ангарскцемент» Частная 858 +

Энергетика ООО «УСЭР—Ангарск» Частная 90 -

Природополь- зование ГФУП «ВостСибНИИГГи МС» Федеральная 270 +

ГУТП «ВостСибнефтегазгеология» Федеральная 463 +

ГФУП «Иркутскгеофизика» Федеральная 719 +

ГФУП «Сосновгеология» Федеральная 307 +

Полиграфия Глазковская типография Федеральная 23 +

* В ходе анкетирования данные от предприятий получены не были.

На подавляющем большинстве предприятий (95%) был заключен коллективный договор на 2001 г. При этом 25% предприятий не оговаривают в коллективном договоре размер минимальной тарифной ставки. Механизм установления минимального уровня оплаты самый разный: от гарантированного государством минимального уровня оплаты труда по России до размера прожиточного минимума по Иркутской области.

Анализ структуры заработка рассматриваемых предприятий показал следующее. Тарифная часть в общей структуре заработка составляет от 22% (в филиале ФГУП ВГТРК — Братском радиотелевизионном передающем центре) до 60% (в филиале ОАО «Ростелеком» — ТЦМС).

По другим крупным предприятиям ситуация следующая: в ОАО «ПО Усть-Илим-ский лесопромышленный комплекс» удельный вес тарифа в общем заработке — 28,8%, ОАО «Электросвязь» — 49,9%, в ОГУП «Дорожная служба Иркутской области» — 43,0%, ОАО «Байкальский ЦБК» — 36,0%, в ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение» — 30,5%, ОАО «ИЗТМ» — 51,0%. Что касается желаемой структуры заработной платы, то экономисты предприятий указывают, что тарифная часть должна быть не менее 30%, а в лучшем случае — 50—80%.

По результатам проведенных исследований нами подготовлен проект «Положения о тарифном регулировании уровня за-

И. Г. САПРЫКИН, А. П. БЕЛОГУР

работной платы на предприятиях Иркутской области», который был представлен на коллегии комитета по труду администрации Иркутской области в декабре 2001 г. В настоящее время данное положение проходит экспертизу. В частности, в региональном областном соглашении определяются:

— ведущая отрасль (по Иркутской области ею может быть лесопромышленный комплекс);

— размер тарифной ставки 1-го разряда ведущей отрасли устанавливается в

диапазоне 1878—2629 р.: 1878 1,0 =

1878 р.; 1878 1,4 = 2629 р. (см.

табл. 1);

— коэффициенты соотношений тарифных ставок 1-го разряда отраслей к тарифной ставке 1-го разряда базовой отрасли;

— варианты ЕТС для дифференциации оплаты труда рабочих и служащих по сложности труда (квалификации);

— распределение категорий и должностей работников по квалификационным разрядам.

И. Г. САПРЫКИН

кандидат экономических наук, доцент

А. П. БЕЛОГУР

директор Ангарского филиала ЗАО «Инвестприбор»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОГО РЫНКА

Актуальность проблемы. Россия — одна из ведущих стран по добыче нефти (больше «черного золота» добывают лишь Саудовская Аравия и Соединенные Штаты). Из извлеченных на поверхность в 2001 г. 347 млн т нефти, по некоторым оценкам, на экспорт ушло около 155 млн т, что делает Россию вторым (после Саудовской Аравии) экспортером «черного золота».

На долю нефтяной отрасли приходится почти 10% общего объема промышленного производства России, 6% ВВП, 22% валютных поступлений и 17% налоговых платежей.

Роль нефтяного сектора в российской экономике, безусловно, велика. Опыт 1999-2001 гг., когда цена нефти на мировом рынке была особенно высока, показал, что именно эта отрасль может исполнять роль стабилизатора экономики. Дополнительные доходы от экспорта нефти позволили правительству расплачиваться по своим внешним обязательствам, сами нефтяные компании инвестировали прибыли и в свою, и в смежные отрасли. Рост инвестиций в нефтяном секторе привел к

росту спроса на продукцию металлургии и машиностроения, обеспечивающих нефтяников трубами и оборудованием. Поэтому неудивительно, что многие в России и за ее пределами связывают благополучие российской экономики с ситуацией в нефтяной отрасли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая, что на долю России приходится 11-13% прогнозных и 5% разведанных мировых нефтяных ресурсов, добыча нефти в стране достаточно долго — от 30 до 50 лет — может поддерживаться на нынешнем уровне. Кроме того, нефть была долгое время политическим и экономическим оружием в борьбе двух систем и, похоже, остается им по сей день. Так, в 1984 г. Саудовская Аравия по просьбе США резко увеличила добычу нефти. В результате за несколько месяцев нефть подешевела более чем в 2,5 раза. К лету 1985 г. она стоила 12 дол. за баррель (169 л) против 27 дол. до обвала цен. Убытки Советского Союза превысили 20 млрд дол. По мнению аналитиков, падение цен на нефть стало одной из причин, подвигших новое советское руководство во главе с Михаилом Горбачевым на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.