Научная статья на тему 'Основные тенденции развития законодательства о гражданско-правовом положении индивидуального предпринимателя'

Основные тенденции развития законодательства о гражданско-правовом положении индивидуального предпринимателя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радионов Александр Сергеевич

Активное развитие индивидуальной трудовой деятельности в последние десятилетия, становление индивидуальных предпринимателей в качестве работодателя и их участие в экономической, социальной и общественной деятельности нашего государства определяет статус данной категории граждан в обществе и правовом поле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития законодательства о гражданско-правовом положении индивидуального предпринимателя»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Основные тенденции развития законодательства о гражданско-правовом положении индивидуального предпринимателя Радионов А. С.

Радионов Александр Сергеевич /Radionov Alexander Sergeevich - кандидат экономических наук,

доцент, экономический факультет, Московский финансово-промышленный университет, г. Москва

Аннотация: активное развитие индивидуальной трудовой деятельности в последние десятилетия, становление индивидуальных предпринимателей в качестве работодателя и их участие в экономической, социальной и общественной деятельности нашего государства определяет статус данной категории граждан в обществе и правовом поле.

Ключевые слова: тенденция, законодательство, предпринимательство.

Предпринимательская деятельность в Российской Федерации, согласно нормам Конституции РФ от 12 декабря 1993г.1, рассматривается в качестве прав и свобод человека, гражданина. Право занятия предпринимательской деятельностью принадлежит каждому человеку и гражданину, поэтому данное право следует считать субъективным правом.

По данным статистики, около 5 миллионов граждан Российской Федерации занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью - т.е. примерно 17 процентов экономически активного населения нашей страны2.

Регулирование предпринимательской деятельности осуществляется со стороны государства, органы которого принимают нормативные правовые акты для развития предпринимательства в Российской Федерации. Вслед за Конституцией Российской Федерации, положения о предпринимательстве раскрываются в Гражданском кодексе Российской Федерации3.

На основе анализа законодательства современные исследователи наделяют предпринимательскую деятельность свойственными ей признаками. М. К. Ахтямов, Е. А. Гончар характеризуют предпринимательскую среду как совокупность условий, которые влияют на реализацию предпринимательской деятельности. Предпринимательскую среду характеризуют следующие признаки:

- признак экономической свободы, подразумевающий свободу выбора вида деятельности, равный доступ к ресурсам и рынкам;

- признак личной заинтересованности, подразумевающий возможность действовать в соответствии с мотивом предпринимательской деятельности, а именно извлекать и накапливать доход;

- признак рыночного пространства, состоящий в возможности реализовать предпринимательский потенциал в рыночной среде (данный принцип может быть реализован при наличии развитой рыночной организации);

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

2 Предпринимательское право / Под ред. Н. Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2014. С. 42.

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

55

- признак конкуренции характеризуется как экономический инструмент, устанавливающий пределы реализации экономической свободы и личного интереса;

- признак ограниченности роли государства, состоит в том, что вмешательство государства в предпринимательскую деятельность должно быть сбалансированным, уровень вмешательства государства должен, зависим от уровня социально -экономического развития; вмешательство государства в предпринимательскую деятельность будет оправданным, если это будет способствовать повышению социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов экономики1.

Термин «предпринимательство», используемый нами, имеет широкое и емкое значение. В отличие от него, понятие «индивидуальный предприниматель» в гражданском праве определено более четко и имеет свою специфику. Рассмотрим далее понятие и признаки индивидуального предпринимателя.

Как мы уже отмечали, гражданин может заниматься любой экономической деятельностью в рамках закона, в том числе и предпринимательской. Гражданин может самостоятельно создать юридическое лицо и получать соответствующую прибыль от своей предпринимательской деятельности, а также может осуществлять предпринимательскую деятельность индивидуально, без образования юридического лица. Следует согласиться с Н. Д. Эриашвили, который отмечает, что каждый (любой) гражданин вправе вести предпринимательскую деятельность, однако не всякий гражданин способен реализовать это право2.

Наиболее активно реформируется в настоящее время сфера налогообложения индивидуальных предпринимателей. Особенность правового положения индивидуального предпринимателя состоит в том, что он вправе самостоятельно определять систему налогообложения. Налоговое право позволяет индивидуальному предпринимателю уплачивать налоги либо в соответствии с общей системой налогообложения, при которой с предпринимательских доходов уплачивается налог на доходы физических лиц (НДФЛ), либо в соответствии со специальными налоговыми режимами. Одним из таких режимов выступает упрощенная система налогообложения (УСН), регулируемая гл. 26.2 НК РФ. Причем переход на УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется коммерсантом добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.

В законодательстве о малом и среднем предпринимательстве необходимо определение правового поля государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне и его четкую структуру, подкрепление прямыми нормами развитие каждой статьи, имея в перспективе создание кодекса взаимообусловленных и прямых норм, где каждое положение развивает специальный правовой режим поддержки на всех уровнях власти в гражданских, бюджетных, налоговых, тарифных, кредитно-денежных, имущественных, административно-регулирующих правоотношениях.

В целях совершенствования системы налогообложения субъектов малого предпринимательства необходимо исключить из статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства и рассмотреть вопрос совершенствования системы налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей, относящихся в целях налогообложения к субъектам малого предпринимательства, в рамках единой специальной главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в которой были бы отражены совокупность и рациональное сочетание положений о едином налоге на вмененный доход для

1 Ахтямов М. К., Гончар Е. А. Современные проблемы развития предпринимательства в России // Вестник ЮУрГУ. 2013. Т.7. № 3. С. 169-170.

2 Предпринимательское право / Под ред. Н. Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2014. С. 37.

определенных видов деятельности и упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, что согласуется с общей концепцией формирования второй части Налогового кодекса Российской Федерации.

Так же необходимо обеспечить нормативно-методическую и правовую проработку решения имущественных вопросов поддержки малого предпринимательства, включая наделение субъектов малого предпринимательства имуществом, относящимся в настоящее время к государственной собственности, учет федерального имущества, которое может быть предложено субъектам малого предпринимательства, а также имущества, переданного субъектам малого предпринимательства, контроль за эффективностью использования указанного имущества.

Продолжить работу по совершенствованию законодательного обеспечения финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства по направлениям: финансирование федеральных, региональных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства, создание системы кредитных гарантий, страхования и микрокредитования субъектов малого предпринимательства.

Ускорить разработку методических основ расширения финансовой прозрачности деятельности субъектов малого предпринимательства, как для российских, так и зарубежных кредитных институтов.

Разработать предложения по совершенствованию организационного, нормативного правового и финансово-экономического обеспечения инновационной деятельности малых предприятий, механизмов ее стимулирования, правовой охраны интеллектуальной собственности.

Так же рекомендуется совершенствовать законодательство в сфере малого предпринимательства на региональном уровне с учетом целей развития экономики регионов и обеспечения преемственности и непротиворечивости по отношению к федеральному законодательству.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

2. Предпринимательское право / Под ред. Н. Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2014. С. 42.

3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51 -ФЗ (ред. от 31.01.2016) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

4. Ахтямов М. К., Гончар Е. А. Современные проблемы развития предпринимательства в России // Вестник ЮУрГУ. 2013. Т.7. № 3. С. 169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.