Научная статья на тему 'Основные тенденции развития социальных сетей (на пути к новому социальному миру)'

Основные тенденции развития социальных сетей (на пути к новому социальному миру) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
464
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные сети / сервисы / сетевые игры / медиакоммуникации / электронная торговля / пользователи / специализация / энтертейнмент / интернет / информационное пространство / виртуальная реальность / пользовательский контент / рекламные доходы / social networks and services / online games / media communications / e-commerce / users’ content / specialization / entertainment / internet / information space / virtual reality / advertising revenue / new social world

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Васильев Николай Александрович

Автор статьи поставил перед собой задачу выделить и охарактеризовать основные тенденции развития социальных сетей. Анализ большого количества новейших источников информации позволил сделать вывод, что социальные сети превратились в важнейшее звено инфраструктуры информационного пространства и в один из главных способов осуществления современных коммуникаций. Поэтому перед научным сообществом и государственными структурами стоит задача глубокого анализа и эффективного использования социальных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN TRENDS OF SOCIAL NETWORKS DEVELOPMENT: ON THE WAY TO THE NEW SOCIAL WORLD

The author of the article set a goal to highlight and characterize the main trends of social networks development. Analysis of the large number of the latest sources of information led the conclusion that social networks have become the most important link in the information space infrastructure and one of the main ways of carrying out modern communications. Therefore, the scientific community and government agencies are faced with the task of in-depth analysis and effective usage of social networks.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития социальных сетей (на пути к новому социальному миру)»

Основные тенденции развития социальных сетей (на пути к новому социальному миру)

DOI 10.34823/SGZ.2023.10.52030

Васильев Николай Александрович,

руководитель Исследовательского Центра Ассоциации коммуникационных агентств России, Российской ассоциации маркетинговых услуг, Российской ассоциации развития интерактивной рекламы; магистр социологии Московской высшей школы социальных и экономических наук; старший научный сотрудник сектора исследований социокультурных и медиакоммуникаций Института социологии ФНИСЦ РАН E-mail: [email protected]

Автор статьи поставил перед собой задачу выделить и охарактеризовать основные тенденции развития социальных сетей. Анализ большого количества новейших источников информации позволил сделать вывод, что социальные сети превратились в важнейшее звено инфраструктуры информационного пространства и в один из главных способов осуществления современных коммуникаций. Поэтому перед научным сообществом и государственными структурами стоит задача глубокого анализа и эффективного использования социальных сетей.

Ключевые слова: социальные сети, сервисы, сетевые игры, медиакоммуникации, электронная торговля, пользователи, специализация, энтертейнмент, интернет, информационное пространство, виртуальная реальность, пользовательский контент, рекламные доходы.

F7

U

со

см

см

о

^

Z

22

Введение

Социальные сети изменили структуру медиакоммуникаций и медиапотребление. С одной стороны, это достижение человеческой цивилизации, с другой стороны, данные многочисленных исследований и наблюдений говорят о том, что социальные сети могут стать глобальным медиакоммуникационным фундаментом развития «сетевой культуры», всеохватывающего развлекательного контента - энтертейнмента как социокультурной основы нового цифрового общества, способны оказать воздействие на социокультурное состояние российского общества, возможно, изменить конфигурацию социальных отношений, трансформировать культурные нормы и духовно-нравственные ценности.

Основные тенденции развития социальных сетей1

1. Развитие электронной торговли.

Рост социальных сетей связан с увеличением спроса на социальные сети со стороны коммерческих предприятий, которые стали и рекламодателями, и непосредственными пользователями социальных сетей, формируя внутри сетей собственные группы сотрудников, лояльных потребителей их товаров и услуг; коммерческие организации используют сети как инструмент анализа данных, потребительских предпочтений, изучения своих товаров и услуг, как инструмент маркетинга. В современной коммерции данные социальных сетей стали важнейшим инструментом для бизнеса и идеальной площадкой для онлайн торговли. Пользователи получают доступ к огромному рынку товаров и услуг непосредственно в сетях, могут быстро и удобно выбирать, сравнивать, заказывать, покупать с доставкой товары и услуги. Например, во время пандемии коронавируса, Facebook2 запустил бесплатный сервис Facebook Shops с задачей поддержать малый и средний бизнес в период ограничений, дать ему возможность продолжить работу, открыв на платформе свои виртуальные магазины. При этом сервис был адаптирован к существующим в торговле программам и позволял импортировать прайс-листы, списки и каталоги товаров, ассортимент, т.д. Tik-Tok также превращается из социальной сети, специализированной на коротких вертикальных видео, в коммерчески ориентированную социальную сеть, имеющую возможности по продвижению товаров и услуг, в том числе через стриминговые трансляции. Пользователи TikTok имеют возможность воспользоваться кнопкой «shop now» («купи сейчас») и сразу перейти к покупке заинтересовавшего их товара. Социальная сеть Pinterest таргетировала свой e-commerce на предложении пользователям новых брендов. Яндекс и ВК также развивают свои сервисы для электронной коммерции, китайцы

1 Анализ рынка социальных сетей за 2018-2028. - Текст: электронный // Mordor Intelligence: [сайт]. - URL: https://www. mordorintelligence.com/industry-reports/global-social-networking-market) (дата обращения: 13.09.2023).

2 Организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ.

продвигают успешный сервис по e-commerce в WeChat. Уже сейчас половина пользователей социальных сетей регулярно участвуют в электронной торговле и дальше это направление будет только укрупняться. Большинство пользователей станет одновременно постоянными онлайн потребителями.

2. Развитие поисковых возможностей.

Социальные сети сейчас активно работают на поисковом поле. Если раньше у поисковых систем (Google, Яндекс, Yahoo, Rambler, etc.) была четко выраженная специализация, то сейчас сферу поиска активно осваивают социальные сети. В ближайшем будущем на страницах выдачи поисковых сервисов будут не крупные, официальные интернет-порталы, а публикации из ВКон-такте, Дзен или свежие видео из YouTube. Поиск станет неотъемлемой частью социальных сетей и большинство пользователей будут пользоваться его расширенной, более совершенной версией, когда осуществление поиска по запросу будет осуществляться не одним механизмом искусственного интеллекта определенного поискового сервиса, а параллельно сразу несколькими механизмами искусственного интеллекта нескольких социальных сетей одновременно с обработкой запроса через доступные данные специализированных групп пользователей и подключенных к сетям баз данных тематических организаций и компаний.

3. Развитие пользовательского контента (произведенного пользователем).

В настоящее время для пользователей существуют разнообразные возможности по созданию и размещению собственного контента. Эти возможности будут возрастать. Пользователь сможет производить более сложные продукты, чем просто видеоролики, аудиозаписи, фотографии, рисунки и текстовые сообщения. Уже сейчас существуют гибридные формы контента, блоге-ры создают собственные игры для сторис с элементами дополненной реальности. В ближайшее время большинство пользователей сможет самостоятельно производить с помощью виртуальной реальности кинофильмы, игры, создавать информационный и развлекательный контент, сравнимый с тем, что сейчас делают медиаком-пании и киностудии. Массовое производство пользовательского контента с переходом на значительно более высокий уровень качества и распространения изменит медиапотребление во всем мире.

4. Развитие универсальности и взаимодополняемости.

Социальные сети в ближайшем будущем будут обладать универсальным набором сервисов, которые постепенно перейдут на единые стандарты. Так, в процессе развития смартфонов существовало много различий, в том числе в операционных системах. Сейчас этот рынок универсализировался до двух основных операционных систем: Андроид и iOS. При этом даже эти две американские системы постепенно адаптировались друг к другу и на потребительском уровне стали очень похожи. Те же процессы происходят и по другим направлениям технологического развития. Если рассматривать пример со смартфонами, с 2024 года Apple переходит на единый стандарт зарядных устройств - Type-C. Теперь практически все смартфоны вне зависимости от страны производства, операционной системы, мощности и качества будут иметь единый стандартный кабель для зарядки. Аналогичные процессы будут проходить в социальных сетях. Можно будет пользоваться разными мессенджерами, но информация будет поступать в единую систему получения и обработки сообщений, все социальные сети будут иметь возможность создания и пересылки контента в любой форме (видео, аудио, фото, рисунок, текст) в любую сеть. Пользователь смо-

жет получить сообщение, например, из WhatsApp, ответить через Telegram, скопировать в Viber и поделиться сообщением в Instagram1. Не нужно будет иметь десять «иконок» на телефоне - весь контент можно будет распределить по заранее удобным персональным настройкам, например, по конкретным пользователям или виду контента. Например, можно будет собирать любую информацию и любой контент из разных социальных сетей по одному человеку в отдельную папку или в отдельную папку собирать тематический видеоконтент от разных пользователей. Универсализация и взаимодополняемость позволит упорядочить, оптимизировать, систематизировать огромный поток информационного, рабочего, развлекательного контента, который уже как снежная лавина вырос до масштабов, несовместимых с физическими возможностями человека по просмотру и прослушиванию.

5. Развитие персонифицированного контента.

Развитие персонифицированного контента и его доставка конкретному пользователю уже сейчас происходит на основе обработки персональных данных искусственным интеллектом (ИИ) социальных сетей. Задействованные в этом процесс рекомендательные алгоритмы будут еще тщательнее и быстрее реагировать на пожелания пользователя. Одновременно с этим значительно возрастет воздействие на целевые группы (таргетинг), при этом персонификация и таргетинг станут значительно дешевле и ближе друг к другу. Таргети-рование всегда использовалось в рекламе и маркетинге, но именно интернет и социальные сети позволят довести этот процесс до наиболее эффективного состояния. Уже сейчас Facebook2 использует 52 тысячи параметров данных для каждого пользователя. Таким образом таргетинг приблизится к персонифицированному рекламному воздействию по аналогии с персонифицированным контентом. И хотя Марк Цукерберг обещал не использовать ряд параметров (политическая позиция, сексуальная ориентация, религиозные убеждения и расовая принадлежность и национальная идентификация), ИИ продолжит использовать все эти параметры.

6. Развитие дополненной и виртуальной реальности.

Развитие социальных сетей позволит с помощью

специального оборудования погружаться в виртуальную реальность частично (дополненная реальность, от англ. augmented reality, AR) или полностью (виртуальная реальность, от англ. virtual reality, VR или расширенная реальность, от англ. extended reality, ER). Социальные сети с такими возможностями еще называют иммерсивны-ми (от англ. immerse - погружать)3. Введение в широкое использование этих терминов потребовало также создания определения обычной (офлайн) реальности, в которой мы сейчас существуем (реальная реальность, от англ. real reality, RR). Уже сейчас пользователям доступны отдельные элементы погружения в виртуальный мир - виртуальное изображение, звук и тактильные ощущения. В ближайшем будущем технологии позволят воздействовать на все органы чувств пользователя и полностью погружать его в виртуальный контент иммерсивных социальных сетей. Развитие виртуальной реальности создаст новый рынок виртуальных принадлежностей, в котором будут продаваться шлемы, очки, перчатки,

Организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ.

2 Организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ.

3 Иммерсивные технологии - будущее реального и виртуального опыта. - Текст: электронный // РБК. Тренды: [сайт]. -URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/62d15e099a794704c-379cf3b (дата обращения: 10.06.2023).

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

маски, фильтры, экзоскелеты, VR кресла, наушники, специальная одежда, т.д. Виртуальная реальность изменит подходы к продвижению и продаже товаров и услуг, сделает этот процесс индивидуальным, возникнут новые формы финансовых, в том числе кредитных отношений. Виртуальная реальность изменит игровой рынок, в новых онлайн играх пользователи будут принимать виртуальное участие, сравнимое с настоящей (реальной) реальностью (RR). Виртуальная реальность полностью изменит фармацевтический рынок, ускорит создание и внедрение новых лекарственных препаратов.

7. Развитие сервисов индивидуальных знакомств. Такого рода услуги в разном виде существуют

во многих социальных сетях. С развитием ИИ использование виртуальной реальности изменит личные контакты многих пользователей, которым будет вполне достаточно виртуальных контактов. При этом технологически социальные сети достигнут такого уровня, когда пользователь сможет выбирать между знакомством с реальным человеком или с тем виртуальным образом, который создан искусственным интеллектом специально для пользователя на основе многочисленных пользовательских предпочтений и ожиданий.

8. Развитие рынка индивидуальных помощников. Развитие социальных сетей приведет к появлению

персональных виртуальных помощников. Сейчас на базе ИИ малый и средний бизнес, ограниченный в ресурсах на рекламную поддержку и найм персонала, активно использует ботов, которые помогают круглосуточно обслуживать клиентов, взаимодействовать с ними, оказывать им помощь в простых запросах и проблемах. В социальных сетях уже появляются боты-инфлюенсеры, которые предлагают товары и услуги. Боты-инфлюенсеры имеют миллионные аудитории и становятся популярными в Европе и США. Боты-инфлюенсеры смогут составить конкуренцию настоящим блогерам. В дальнейшем эта технология станет доступной для большинства пользователей, которые с помощью виртуальных помощников (ботов) смогут оптимизировать свое собственное время, например, виртуальный помощник, тренер-бот, напомнит и проведет тренировку, а виртуальный репетитор поможет в подготовке к экзаменам. Вместе с персональными ботами будет развиваться рынок виртуальных рабочих услуг, то есть пользователь физическое или юридическое лицо сможет «нанять» бота-менеджера по работе с клиентами, секретаря, переводчика, т.д. Личный «ассистент» будет выступать в роли будильника, напоминать о встречах и событиях, проводить часть этих встреч. У большинства пользователей может появиться возможность иметь личного или семейного «врача», который сможет хранить, обрабатывать и использовать данные о вашем здоровье, обо всех болезнях и недугах для профилактики здоровья и лечения. Тот же самый или другой бот сможет составить пользователю индивидуальное меню на основании данных о здоровье и генетических предрасположенностях, т.д.

9. Значительный рост развлекательного контента (эн-тертейнмента).

Большинство социальных сетей будут предлагать всё более широкий и разнообразный контент развлекательного характера. Прежде всего, стриминговое и нон-стри-минговое видео различной продолжительности. Основной элемент видео развлечений - это короткие видео. — Продолжится рост эротического и порнографическо-о го контента. Видео контент будет активно развиваться со и в сторону создания кинофильмов с интерактивными == фильмами и сериалами, а развитие сюжетов будут опре-= делять сами пользователи-зрители. В видео контенте г продолжит расти доля порно, эротики, секса, также про-

должит рост рынок онлайн-гейминга, игры станут более интерактивными с элементами дополненной реальности, а в перспективе - гейминг станет виртуальным с полным погружением пользователей в игру. Развитие энтертей-нмента является главным направлением развития социальных сетей, заставляя пользователей проводить всё больше и больше времени в сетях. Приход виртуальной реальности позволит пользователям полностью погружаться в виртуальные миры. Энтертейнмент претендует на всё время пользователей. Сейчас средний пользователь в мире проводит в социальных сетях 147 минут каждый день. Еще два года назад этот показатель был на час меньше.

10. Увеличение рекламных доходов.

Рекламные расходы в социальных сетях стремительно растут. При этом развиваются рекламные возможности сетей. Это и медиа реклама (перформанс (performance), оптимизация (SEO), размещение онлайн видео (OLV), контекстная реклама (context), таргетиро-ванная реклама (targeting), программатик (programmatic), т.д. и нон-медиа реклама (креатив, стратегия, комплексная интернет-поддержка, поддержка сайтов, разработка мобильных приложений, производство контента, поддержка групп в социальных медиа, работа с инфлюен-серами, работа с агентами влияния, мониторинг и реагирование, CRM/ Цифровые промо компании, WEB производство (web production), видео производство (video production), аналитика, AR/VR, голосовые интерфейсы, т.д.). По мнению экспертов в 2026 году совокупные рекламные расходы в социальных сетях могут достичь более 800 млрд долларов, что, автоматически, делает социальные сети главным рекламным носителем. Развитие социальных сетей активно продолжится, все факторы говорят об этом, основные международные гиганты (Facebook, Instagram1, Snapchat, etc.) в ближайшем будущем только усилят свои позиции. Многочисленные новые функции, новый контент и виртуальная реальность позволят социальным сетям укрепить свою монопольное положение в области социокультурных и медиакомму-никаций и еще больше расширить свое влияние на все сферы жизнедеятельности, особенно в области электронной торговли (e-commers), предоставляя потребителем максимально выгодные и удобные формы покупки и доставки товара. Соответственно, производители товаров и услуг еще больше внимания будут уделять социальным сетям, адаптируя свои маркетинговые планы под те изменения, которые происходят в сетях (табл. 1).

Таблица 1

Топ-10 направлений развития социальных сетей

Электронная торговля Поисковых возможности Пользовательский контент Универсальность и взаимодополняемость

Персонифицированный конте нт Рынок индивидуальных помощников Развлекательный контент (энтертейнмент) Сервис индивидуальных знакомств

Дополненная и виртуальная реальность Рекламные доходы

Заключение

Социальные сети становятся главным элементом современных коммуникаций. Это уже произошло в эконо-

1 Организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ.

мически развитых государствах, прежде всего, в США, Евросоюзе и Китае. Поэтому в этих странах социальные сети и сервисы определяются как самостоятельный вид коммуникаций со своими пользователями, специализацией и медиа бюджетами. Аналогичные процессы происходят в России. На протяжении последних двадцати лет страна впитывала в себя иностранные социальные сети и сервисы. И сейчас наступил «момент истины» - пора понять, какой должна быть политика государства по отношению к социальным сетям и как в этой среде должен работать государственный информационный механизм (см. табл. 1).

Литература

1. Анализ рынка социальных сетей за 2018-2028. -Текст: электронный // Mordor Intelligence: [сайт]. -URL: https://www.mordorintelligence.com/industry-reports/global-social-networking-market) (дата обращения: 13.09.2023).

2. Аудитория интернета в 2022 году. - Текст: электронный // Mediascope: [сайт]. - URL: https://medias-cope.net/upload/iblock/3d8/qrlhud7t7dxyzw1 rhtzxg3r-wk8deg7uk/2022^HTEPHET.pdf (дата обращения: 26.03.2023).

3. Аудитория мобильных игр в России. - Текст: электронный // Mediascope: [сайт]. - URL: https://me-diascope.net/news/1462457/ (дата обращения: 26.03.2023).

4. Аудитория шести крупнейших соцсетей в России. - Текст: электронный // ppc.world: [сайт]. -URL: https://ppc.world/articles/auditoriya-shesti-krupneyshih-socsetey-v-rossii-v-2020-godu-izuchaem-insayty/#instagram (дата обращения: 14.03.2023).

5. Аудитория Facebook. - Текст: электронный // Datare-portal: [сайт]. - URL: https://datareportal.com/essential-facebook-stats#:~: text=Number%20of%20Face-book%20users%20in,)%3A%202.989%20billion%20 (April%202023)&text=Number%20of%20people%20 who%20use,)%3A%202.037%20billion%20(April%20 2023)&text=Share%20of%20Facebook's%20month-ly%20active,%3A%2068%25%20(April%202023)&tex-t=Size%20of%20Facebook's%20global%20advertis-ing,2.249%20billion*%20(April%202023) (дата обращения: 04.06.2023).

6. Главные тренды медиа 2022. - Текст: электронный // Mediascope: [сайт]. - URL: https://mediascope.net/ news/1537495/ (дата обращения: 26.03.2023).

7. Гордеева, Е.В. Цифровизация в образовании / Е.В. Гордеева, Ш.Г. Мурадян, А.С. Жажоян. - Текст: непосредственный // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 4-1. - С. 12-115.

8. Горшков, М.К. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований: [монография] / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - Москва: ФНИСЦ РАН, 2020. - 688 c. - Текст: непосредственный.

9. Горшков, М.К. На переломе веков: Социодинамика российской культуры: [монография] / М.К. Горшков, С.Н. Комиссаров, О.И. Карпухин. - Москва: ФНИСЦ РАН, 2022. - 703 c. - Текст: непосредственный.

10. Иммерсивные технологии - будущее реального и виртуального опыта. - Текст: электронный // РБК. Тренды: [сайт]. - URL: https://trends.rbc.ru/trends/in-dustry/62d15e099a794704c379cf3b (дата обращения: 10.06.2023).

11. Интернет-реклама. - Текст: электронный // Tadviser: [сайт]. - URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 24.03.2023).

12. Исследовательский центр АКАР/РАМУ/1АВ Исследование рынка мобильных игр / АКАР/РАМУ/1АВ Исследовательский центр. - Текст: электронный // iabrus: [сайт]. - URL: https://iabrus.ru/uploads/files/ PDF/IAB21_Mobile_Games_Ad.pdf (дата обращения: 25.03.2023).

13. Исследовательский центр АКАР/РАМУ/1АВ Russia Объем рынка Influencer Marketing вырос в полтора раза и составил 11,1 млрд рублей / АКАР/РАМУ/1АВ Исследовательский центр. - Текст: электронный // Sostav: [сайт]. - URL: https://sostav.ru/publication/ influencer-marketing-2019-2020-god-48027.html (дата обращения: 25.03.2023).

14. Социальные сети как информационный ресурс. -Текст: электронный // VS: [сайт]. - URL: https:// vc.ru/u/528817-margarita-tomazova/133677-socialnye-seti-kak-informacionnyy-resurs (дата обращения: 24.03.2023).

15. Global Industry Analysts. - Текст: электронный // Strat-egyR: [сайт]. - URL: https://www.strategyr.com/market-report-metaverse-forecasts-global- i ndustry-analysts-inc.asp (дата обращения: 14.03.2023).

MAIN TRENDS OF SOCIAL NETWORKS DEVELOPMENT: ON THE WAY TO THE NEW SOCIAL WORLD

Vasilyev N.A.

Moscow School of Social and Economic Sciences, Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences

The author of the article set a goal to highlight and characterize the main trends of social networks development. Analysis of the large number of the latest sources of information led the conclusion that social networks have become the most important link in the information space infrastructure and one of the main ways of carrying out modern communications. Therefore, the scientific community and government agencies are faced with the task of in-depth analysis and effective usage of social networks.

Keywords: social networks and services, online games, media communications, e-commerce, users' content, specialization, entertainment, internet, information space, virtual reality, advertising revenue, new social world.

References

1. Analysis of the social networks market for 2018-2028. - Text: electronic // Mordor Intelligence: [website]. - URL: https:// www.mordorintelligence.com/industry-reports/global-social-networking-market) (access date: 09/13/2023).

2. Internet audience in 2022. - Text: electronic // Mediascope: [website]. - URL: https://mediascope.net/upload/iblock/3d8/qrl-hud7t7dxyzw1rhtzxg3rwk8deg7ukZ2022_INTERNET.pdf (access date: 03/26/2023).

3. Audience of mobile games in Russia. - Text: electronic // Media-scope: [website]. - URL: https://mediascope.net/news/1462457/ (access date: 03/26/2023).

4. Audience of the six largest social networks in Russia. - Text: electronic // ppc.world: [website]. - URL: https://ppc.world/articles/ auditoriya-shesti-krupneyshih-socsetey-v-rossii-v-2020-godu-izuchaem-insayty/#instagram (access date: 03/14/2023).

5. Facebook audience. - Text: electronic // Datareportal: [website]. - URL: https://datareportal.com/essential-facebook-stats#:~: text=Number%20of%20Facebook%20users%20in-,)%3A%202.989%20billion%20(April%202023)&text=Num-ber% 20of%20people%20who%20use,)%3A%202.037%20 billion%20(April%202023)&text=Share%20of%20Face-book's%20monthly%20active,%3A%2068%25%20(April%20 2023)&text=Size%20of%20Facebook's%20global%20ad-vertising,2.249%20billion*%20(April%202023) (accessed 06/04/2023).

6. Main media trends 2022. - Text: electronic // Mediascope: [website]. - URL: https://mediascope.net/news/1537495/ (access date: 03/26/2023).

C3

о

u~

IE

0

1

-1 У

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IE

u~

7. Gordeeva, E.V. Digitalization in education / E.V. Gordeeva, Sh.G. Muradyan, A.S. Zhazhoyan. - Text: direct // Economics and business: theory and practice. - 2021. - No. 4-1. - P. 12115.

8. Gorshkov, M.K. Youth of Russia in the mirror of sociology. On the results of many years of research: [monograph] / M.K. Gorshkov, F.E. Sheregi. - Moscow: FNISC RAS, 2020. - 688 p. -Text: direct.

9. Gorshkov, M.K. At the turn of the century: Sociodynamics of Russian culture: [monograph] / M.K. Gorshkov, S.N. Komissa-rov, O.I. Karpukhin. - Moscow: FNISC RAS, 2022. - 703 p. -Text: direct.

10. Immersive technologies are the future of real and virtual experiences. - Text: electronic // RBC. Trends: [website]. - URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/62d15e099a794704c-379cf3b (access date: 06/10/2023).

11. Internet advertising. - Text: electronic // Tadviser: [website]. - URL: https://www.tadviser.ru/index.php (access date: 03/24/2023).

Fo

U

CO

CM

CM

o

^

z

26

12. Research Center AKAR/RAMU/IAB Mobile games market research / AKAR/RAMU/IAB Research Center. - Text: electronic // iabrus: [website]. - URL: https://iabrus.ru/uploads/files/PDF/ IAB21_Mobile_Games_Ad.pdf (access date: 03/25/2023).

13. Research Center AKAR/RAMU/IAB Russia The volume of the Influencer Marketing market has grown one and a half times and amounted to 11.1 billion rubles / AKAR/RAMU/IAB Research Center. - Text: electronic // Sostav: [website]. - URL: https://sostav.ru/publication/influencer-marketing-2019-2020-god-48027.html (access date: 03/25/2023).

14. Social networks as an information resource. - Text: electronic // VS: [website]. - URL: https://vc.ru/u/528817-margarita-tomazova/133677-socialnye-seti-kak-informacionnyy-resurs (date of access: 03.24.2023).

15. Global Industry Analysts. - Text: electronic // StrategyR: [website]. - URL: https://www.strategyr.com/market-report-metaverse-forecasts-global-industry-analysts-inc.asp (access date: 03/14/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.