ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ
DOI: 10.18137/RNU.HET.21.11-12.P.106 УДК 316.6
Макаренков А.А.,
Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации
Информационно-психологическое воздействие в контексте трансформации социальных медиа
Анализ текущего положения дел в сфере средств массовой информации позволяет констатировать факт серьезных, фундаментальных изменений [3]. Постоянно увеличивающаяся скорость обращения информации в современном мире детерминирует новые требования к источникам информации. Технологические изменения, которые произошли в сфере массовых коммуникаций за последние десять лет, драматическим образом изменили расстановку сил в борьбе за внимание аудитории. Образно выражаясь, для успешного информационного воздействия на людей сейчас необходимо захватывать не телеграф, а «Telegramm».
Подразумевается, что развитие социальных сетей, а впоследствии мессенджеров, определено технологической базой в виде интернета. Однако малоизвестными остаются два исторических факта.
Первый состоит в том, что разработчиком сети ARPANET - прототипа «Интернет» было Агентство Министерства обороны Соединенных Штатов Америки (далее -США) по перспективным исследованиям (DARPA). Таким образом, изначально предполагалось использование данной сети в военных интересах конкретного государства, и только позднее она приобрела мировой масштаб и активное гражданское развитие. Второй
факт заключается в том, что кроме технических специалистов в разработке концепции интернета принимал активное участие психолог Член Национальной академии наук США Джозеф Ликлайдер. Его роль состояла в разработке идей и принципов функционирования сети.
Современная реальность полностью подтвердила жизнеспособность его идей. Так, согласно социологическим опросам, социальные сети и блоги сейчас являются одним из основных источников новостей для россиян, наравне с привычным телевидением, разговорами с коллегами и друзьями. Наиболее популярными на сегодняшний день в российском сегменте интернета (Рунет) являются сервисы «WhatsApp» и <^оиТиЪе» (контролируются корпорациями США). Важная тенденция, выявленная в ходе опроса, состоит в том, что число респондентов, для которых основными источниками информации является телевидение, становится меньше со снижением возраста опрошенных, а число людей, получающих - новости из интернета - повышается [6]. Учитывая, что публикация новостей в социальных сетях и мессенджерах требует гораздо меньше финансовых затрат, чем выпуск телепередач, число разработчиков разнообразного контента в социальных медиа будет только увеличиваться.
© Макаренков А.А., 2021
МАКАРЕНКОВ А.А. |
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ
СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА
МАКАРЕНКОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ Российская Федерация, Москва
соискатель кафедры психологии Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации. Сфера научных интересов: психология массовой коммуникации, психологическое воздействие, социальная психология. Автор более 10 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]
ALEXANDER A. MAKARENKOV Moscow, Russian Federation
Applicant at the Department of Psychology at the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation. Research interests: psychology of mass communication, psychological impact, social psychology. Author of more then 10 published scientific papers. E-mail address: [email protected]
Аннотация. Описываются особенности трансформации, происходящей в социальных сетях, мессенджерах и видеохостингах в настоящее время. Раскрываются перспективные направления развития архитектурных особенностей социальных сетей, специфики содержащегося в них контента, видоизменения технологического базиса для обеспечения мобильного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в будущем. Отмечается, что более востребованным аудиторией становится контент в формате видео. Сделан вывод о дальнейшем увеличении числа людей, получающих информацию и потребляющих новости в основном из социальных сетей, блогов и мессенджеров, о тенденции постоянного снижения роли телевидения в качестве источника информации для россиян. В качестве перспективных указываются исследования по укреплению суверенитета личности, общества и государства в виртуальном пространстве.
Ключевые слова: средства массовой информации, социальные медиа, информационно-психологическое воздействие, интернет, контент, дизлайк, видеохостинг.
Abstract. The article describes the features of the transformation taking place in social networks, messengers and video hosting at the present time. The perspective directions of development of architectural features of social networks, specifics of the contained content, modification of the technological basis for providing mobile access to the information and telecommunication network "Internet" in the future are revealed. It is noted that video content is becoming more popular with the audience. The conclusion is made about a further increase in the number of people receiving information and consuming news mainly from social networks, blogs and messengers, about the trend of a constant decline in the role of television as a source of information for Russians. Studies on strengthening the sovereignty of the individual, society and the state in the virtual space are indicated as promising.
Keywords: mass media, social media, informational and psychological impact, Internet, content, dislike, video hosting.
Поскольку социальные сети и мессенджеры удовлетворяют различные потребности пользователей, например, потребность в быстрой передаче информации и гарантированной доставке сообщений адресатам, между социальными медиа конкуренция за аудиторию является естественным процессом. Так, последние события, связанные со сбоем работы «Facebook» в октябре 2021 года, привели к миграции порядка 70 млн «беженцев» в мессенджер «Telegramm» [15].
В предыдущих работах нами было показано, что мерой информационно-психологического воздействия (далее - ИПВ) является, в том числе, количество лай-ков и дизлайков [1]. Кроме того, помимо непосредственно содержания контента ИПВ на пользователя оказывают лайки и дизлайки, выражающие отношение аудитории к данному контенту. Соглас-
но принципу социального доказательства [14], число лайков или дизлайков под конкретным постом оказывает воздействие на нового пользователя. Следовательно, человек, который открыл впервые какое-либо сообщение, воспринимает его, и что самое важное, формирует свое мнение о нем, исходя не только из содержания сообщения (контента), но и из отношения к нему других пользователей (анализируя количество лайков или дизлайков под сообщением). Подтверждением данного утверждения является тот факт, что, начиная с ноября 2021 года <^оиТиЬе» скрыл число дизлайков под видео, размещаемыми на сервисе с целью снижения влияния оценок на формирование заведомо негативного отношения у пользователей. При этом автор контента сможет увидеть число дизлайков [16].
Одним из аспектов, детерминирующих ИПВ сообщений на ауди-
торию, является формат самих сообщений. Анализ текущих тенденций в сфере соцмедиа позволяет утверждать, что сообщения в формате видео пользуются все большей популярностью. Например, видеохостинг <^оиТиЬе» является лидером по размеру ежедневной аудитории [17]. А одна из самых крупных соцсетей Рунета «Вконтакте» открыла доступ к видеоконтенту для пользователей, не имеющих акка-унта в данной социальной сети [5]. Одним из следствий такого упрощения доступа станет увеличение числа просмотров видеофайлов, размещенных в базе социальной сети, что открывает новые возможности для потенциального воздействия на аудиторию. Более того, такой формат в будущем позволит конкурировать «Вконтакте» с другим популярными видеохостингами, в частности <^оиТиЬе» и <^ишЬе».
Указанные выше трансформации, которые происходят в сфе-
I ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ
ре социальных медиа, определяют специфику ИПВ на аудиторию российского сегмента сети «Интернет», так как являются структурным, технологическим базисом, в котором ведут свою деятельность различные организации, в том числе занимающиеся различной деструктивной деятельностью. Так министр обороны Российской Федерации С.К. Шойгу отмечает, что информация сегодня стала одним из видов вооружений. В Риге, Таллине, Варшаве работают центры пропаганды, которые используют информационное оружие, направленное против Российской Федерации [12]. В США ведутся перспективные технологические разработки по совершенствованию аппаратной базы, которая уже в ближайшем будущем трансформирует возможности доступа к сети «Интернет». Примером может служить запуск спутников <^аг1тк», принадлежащих компании «ЯрасеХ». В рамках реализации данной программы на октябрь 2021 года уже запущено 1,8 тыс. таких космических аппаратов, на следующем этапе предполагается размещение 17 тыс., и на заключительном этапе - еще 42 тыс.
Такие спутники будут обеспечивать возможность получения доступа к мобильному интернету из различных мест на планете, в том числе труднодоступных. Кроме того, они обеспечат возможность навязывания пользователям антироссийского политического контента. Государственные субсидии США по этому коммерческому проекту составят $20 млрд, из которых уже реализована выплата $900 млн [13].
По состоянию на август 2021 года, согласно результатам исследования «Лиги безопасного интернета», в «^асеЪоок» обнаружено более десяти актов цензуры в отношении российских СМИ, более ста материалов о незаконном обороте наркотиков и почти две тысячи публикаций, содержащих запрещенную и экстремистскую информацию. Также выявлены
случаи оскорбления государственных символов, призывов к суициду и фейковые сообщения. Данная соцсеть вместе с видеохостингом» «YouTube» занимает лидирующее положение по количеству деструктивного контента [8].
Благодаря соцсетям, гораздо быстрее распространяются и чуждые российскому обществу духовные ценности. Так, с подачи европейцев, в подавляющем количестве современных кинофильмов навязываются элементы ЛГБТ-культуры, в спорте набирает популярность мужская гимнастика [11]. Но самое опасное, на наш взгляд, что в погоне за прибылью и количеством просмотров ставятся под сомнение незыблемые истины. Так несколько месяцев на первом месте в рейтинге сериалов, распространяемых на зарубежных виде-охостингах, находится киносериал «Игра в кальмара». Основная идея, которая лежит в его основе, заключается в допустимости убийства людей. Такая необходимость обоснована правилами игры, которая показана в фильме [10].
Одна из важнейших задач заключается в регулировании и безопасном использовании социальных сетей детьми. Администрация кибер-пространства Китая («Cyberspace Administration of China») обозначила кибер-проблемы, связанные с детской безопасностью - как физической, так и психологической. Ответственность за их решение возложена на интернет-платформы. Например, в рамках решения этой задач власти Китая запретили вести стримы детям до 16 лет. Видеохостинг, который нарушает это правило, будет оштрафован. Принято решение о запрете «делать из детей звезд, склонять их к заработку в интернете». Китайское руководство разумно считает, что необходимо прекратить демонстрацию «богатства и поклонения деньгам», «экстравагантных наслаждений», «спекуляции на страданиях» [4].
В Российской Федерации также ведутся работы по профилактике
деструктивного ИПВ в Сети. Так по сведениям Роскомнадзора в ноябре 2021 года «фейковая информация», как правило, была направлена на продажу поддельных сертификатов, справок о вакцинации от COVID-19, или связана с мошенническими данными в кредитно-финансовой сфере. В качестве меры воздействия регулирующим органом ограничен доступ к более чем 2,8 тыс. материалов [7].
Проведя анализ указанных выше особенностей трансформации социальных медиа Рунета, необходимо отметить их влияние на специфику ИПВ.
Во-первых, можно прогнозировать существенное увеличение числа людей, получающих новости из интернет-источников, в том числе соцмедиа. Такой прогноз обоснован тремя предпосылками. Первой из них является то, что молодые люди, становясь старше, будут по-прежнему получать новости из интернет-источников. Уже сейчас для возрастной категории 18-24 года доля Интернета составляет 45 %, а доля телевидения среди основных источников информации всего 11 %. Вторая предпосылка заключается в том, что доля старшего поколения (60 лет и старше: телевидение — 67 %, интернет — 7 %) будет постоянно снижаться в силу естественных причин [6]. Третья предпосылка состоит в том, что современные дети знакомятся с интернет-источниками гораздо более активно, чем раньше и, взрослея, они будут ориентироваться в первую очередь на информацию из Интернета.
Во-вторых, изменение формата контента в соцмедиа, повышение актуальности видеоконтента, постоянное усложнение структуры контента, в частности потенциальное развитие «метавселен-ных» и вопросы защиты от ИПВ в них [9].
В-третьих, необходимость обращения особого внимания на защиту от деструктивного воздействия в соцмедиа детей и подростков.
_МАКАРЕНКОВ А.А. И
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ
СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА
Таким образом, постоянное развитие, усложнение форм деятельности в Сети требует увеличения числа междисциплинарных иссле-
дований по осмыслению происходящей трансформации в сфере интернет-коммуникации [2]. В виртуальном пространстве уже сейчас
необходимо выстраивать системную работу по сохранению суверенитета личности, общества и государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анцупов А.Я., Макаренков А.А. Проблема оценки информационно-психологического воздействия на военнослужащих посредством телекоммуникационных технологий // Военный академический журнал. 2020. № 2 (26). С. 88-94.
2. Белинская Е.П. Психология Интернет-коммуникации: учеб. пособие. М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. 192 с.
3. В Китае запретили вести стримы до 16 лет и делать из детей звезд / «Городской информационный канал m24.ru». URL: https://www.m24.ru/videos/za-rubezhom/21072021/300277 (дата обращения: 09.12.2021).
4. «ВКонтакте» открыла неограниченный доступ к фильмам, сериалам и роликам для пользователей без регистрации / Электронное периодическое издание iXBT.com . URL: https://www.ixbt.com/news/2021/12/02/vo-vkontakte-otkryli-neogranichennyj-dostup-k-filmam-serialam-i-rolikam-dlja-polzovatelej-bez-registracii.html (дата обращения: 08.12.2021).
5. ВЦИОМ выяснил главные источники новостей для россиян / Сетевое издание «РБК». URL: https://www.rbc.ru/ society/23/09/2021/614b810f9a794706e3dd3ad8 (дата обращения: 09.12.2021).
6. Гуманитарные исследования в Интернете / Под редакцией А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. 432 с. С 4-5.
7. Ложный свет: РКН ограничил доступ к 2,8 тыс. фейковых материалов / Официальный сайт газеты «Известия». URL: https://iz.ru/1248134/maksim-khodykin/lozhnyi-svet-rkn-ogranichil-dostup-k-28-tys-feikovykh-materialov (дата обращения: 09.12.2021).
8. Мизулина назвала самые «деструктивные» социальные сети / Сетевое издание «SecurityLab.ru». URL: https:// www.securitylab.ru/news/523135.php (дата обращения: 09.12.2021).
9. Путин поручил придумать способ передать бизнесу обезличенные данные / Сетевое издание «РБК». URL: https:// www.rbc.ru/technology_and_media/12/11/2021/618ea8339a794712c8b33839 (дата обращения: 10.12.2021).
10. Сериал «Игра в кальмара» стал лучшим на Netflix в 90 странах / Электронный сервис «Яндекс.Новости» URL: https://yandex.ru/news/instory/Serial_Igra_vkalmara_stal_luchshim_naNetflix_v90_stranakh--630ed0a3983062df86f 439087ba1daff?lr=87&content=alldocs&stid=dcOyaffKcuKdTBJUOn5M&persistentJd=165964268&from=story (дата обращения: 11.12.2021).
11. Слуцкая о мужской художественной гимнастике: «Не хочу видеть мужчину, который пытается быть похожим на женщину. Я этого не понимаю» / Сетевое издание «sports.ru». URL: https://www.sports.ru/figure-skating/1103062285-sluczkaya-o-muzhskoj-xudozhestvennoj-gimnastike-ne-xochu-videt-muzhchi.html (дата обращения: 09.12.2021).
12. Шойгу: центры подрывной пропаганды против России работают в Риге, Таллине и Варшаве / Сайт информационного агентства ТАСС. URL: https://tass.ru/politika/12071823 (дата обращения: 11.12.2021).
13. Эксперты увидели угрозу космической безопасности в спутниках Илона Маска / Сайт информационной группы «Интерфакс». URL: https://www.interfax.ru/world/762245 (дата обращения: 09.12.2021).
14. 6 принципов влияния Чалдини / Электронное сетевое издание «4 brain.ru». URL: https://4brain.ru/blog/принципы-влияния-чалдини/ (дата обращения: 09.12.2021).
15. Telegram зарегистрировал более 70 млн новых пользователей за день / Электронное сетевое издание «Ведомости». URL: https://www.vedomosti.ru/media/news/2021/10/05/889822-telegram-zaregistriroval (дата обращения: 10.12.2021).
16. YouTube скроет количество дизлайков под видео / Сетевое издание «РИА Новости». URL: https://ria.ru/20211110/ yutub-1758472630.html (дата обращения: 09.12.2021).
17. YouTube собрал статистику аудитории России / Сетевое издание «Аверт Медиа». URL: http://www.avertmedia.ru/ news/news-63.html (дата обращения: 11.12.2021).
REFERENCES
1. Ancupov A.YA., Makarenkov A.A. Problema ocenki informacionno-psihologicheskogo vozdejstviya na voennosluzhash-chih posredstvom telekommunikacionnyh tekhnologij [The problem of assessing information and psychological impact on military personnel by means of telecommunication technologies]. Military Academic Journal. 2020. No. 2 (26). P. 88-94. (in Russian).
2. Belinskaya E.P. Psihologiya Internet-kommunikacii: ucheb. posobie. [Psychology of Internet communication: study guide]. Moscow: MPSU; Voronezh: MODEK, 2013.192 p. (in Russian).
3. V Kitae zapretili vesti strimy do 16 let i delat' iz detej zvezd [In China, it was forbidden to stream under 16 years old and make stars out of children]. City information channel m24.ru. Available at: https://www.m24.ru/videos/ za-rubezhom/21072021/300277 (date of the Application: 09.12.2021). (in Russian).
| ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ
4. «VKontakte» otkryla neogranichennyj dostup k fil'mam, serialam i rolikam dlya pol'zovatelej bez registracii [«VKontakte» opened unlimited access to films, serials and videos for users without registration]. Electronic periodical iXBT.com. Available at: https://www.ixbt.com/news/2021/12/02/vo-vkontakte-otkryli-neogranichennyj-dostup-k-filmam-serialam-i-rolikam-dlja-polzovatelej-bez-registracii.html (date of the Application: 08.12.2021). (in Russian).
5. VCIOM vyyasnil glavnye istochniki novostej dlya rossiyan [VTslOM found out the main sources of news for Russians]. RBC network edition. Available at: https://www.rbc.ru/society/23/09/2021/614b810f9a794706e3dd3ad8 (date of the Application: 09.12.2021). (in Russian).
6. Gumanitarnye issledovaniya v Internete / Pod redakciej A.E. Vojskunskogo [Humanities Studies on the Internet / Edited by A.E. Voiskunsky]. Moscow: Mozhaisk-Terra, 2000. 432 p. From 4-5. (in Russian).
7. Lozhnyj svet: RKN ogranichil dostup k 2,8 tys. fejkovyh materialov [False Light: RKN has restricted access to 2.8 thousand fake materials]. Official website of the Izvestia newspaper. Available at: https://iz.ru/1248134/maksim-khodykin/ lozhnyi-svet-rkn-ogranichil-dostup-k-28-tys-feikovykh-materialov (date of the Application: 09.12.2021) (in Russian).
8. Mizulina nazvala samye «destruktivnye» social'nye seti [Mizulina named the most "destructive" social networks]. Network edition «SecurityLab.ru». Available at: https://www.securitylab.ru/news/523135.php (date of the Application: 09.12.2021) (in Russian).
9. Putin poruchil pridumat' sposob peredat' biznesu obezlichennye dannye [Putin instructed to come up with a way to transfer anonymized data to business]. RBC online publication. Available at: https://www.rbc.ru/technology_and_media /12/11/2021/618ea8339a794712c8b33839. (date of the Application: 10.12.2021). (in Russian).
10. Serial «Igra v kal'mara» stal luchshim na Netflix v 90 stranah [The Squid Game Wins Best Netflix Show in 90 Countries]. Electronic service «Yandex.News». Available at: https://yandex.ru/news/instory/Serial_Igra_vkalmara_stal_luchshim_ naNetflix_v90_stranakh-630ed0a3983062df86f439087ba1daff?lr=87&content=alldocs&stid=dc0yaffKcuKdTBJU0n 5M&persistent_id=165964268&from=story (date of the Application: 11.12.2021) (in Russian).
11. Sluckaya o muzhskoj hudozhestvennoj gimnastike: «Ne hochu videt' muzhchinu, kotoryj pytaetsya byt' pohozhim na zhenshchinu. YA etogo ne ponimayu» [Slutskaya on men's rhythmic gymnastics: «I don't want to see a man who is trying to be like a woman. I don't understand it»]. Network edition «sports.ru». Available at: https://www.sports.ru/fig-ure-skating/1103062285-sluczkaya-o-muzhskoj-xudozhestvennoj-gimnastike-ne-xochu-videt-muzhchi.html (date of the Application: 09.12.2021). (in Russian).
12. Shojgu: centry podryvnoj propagandy protiv Rossii rabotayut v Rige, Talline i Varshave [Shoigu: centers of subversive propaganda against Russia are operating in Riga, Tallinn and Warsaw]. Website of the TASS news agency. Available at: https://tass.ru/politika/12071823 (date of the Application: 11.12.2021). (in Russian).
13. Eksperty uvideli ugrozu kosmicheskoj bezopasnosti v sputnikah Ilona Maska [Experts saw a threat to space security in the satellites of Ilona Mask]. Site of the information group «Interfax». Available at: https://www.interfax.ru/world/762245 (date of the Application: 09.12.2021). (in Russian).
14. 6 principov vliyaniya Chaldini [6 principles of influence of Cialdini]. Electronic network publication «4 brain.ru». Available at: https://4brain.ru/blog/principles-of-influence- chaldini (date of the Application: 09.12.2021). (in Russian).
15. Telegram zaregistriroval bolee 70 mln novyh pol'zovatelej za den' [Telegram has registered more than 70 million new users per day]. Electronic network publication «Vedomosti». Available at: https://www.vedomosti.ru/media/news /2021/10/05/889822-telegram-zaregistriroval (date of the Application: 10.12.2021). (in Russian).
16. YouTube skroet kolichestvo dizlajkov pod video [YouTube will hide the number of dislikes under the video]. RIA Novosti network publication. Available at: https://ria.ru/20211110/yutub-1758472630.html (date of the Application: 09.12.2021). (in Russian).
17. YouTube sobral statistiku auditorii Rossii [YouTube has collected statistics of the audience of Russia]. Network edition «Avert Media». Available at: http://www.avertmedia.ru/news/news-63.html (date of the Application: 12.11.2021). (in Russian).