Научная статья на тему 'Основные тенденции развития системы дошкольного образования на Архангельском Севере'

Основные тенденции развития системы дошкольного образования на Архангельском Севере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
578
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕНДЕНЦИЙ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ДОСТУПНОСТЬ / КАЧЕСТВО / TENDENCIES / TENDENCIES CLASSIFICATION / PERIODIZATION / AVAILABILITY / QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочкина Наталия Альбертовна

В статье раскрываются основные тенденции развития дошкольного образования на Архангельском Севере. Анализируются достижения и потенциал деятельности учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic tendencies of development of the system of preschool education in the Russian North near Arkhangelsk

The main trends in the development of preschool education in the Russian North near the city of Arkhangelsk are disclosed in the article. Achievements and potential of activities of institutions implementing programs of preschool education are analyzed.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития системы дошкольного образования на Архангельском Севере»

НАСЛЕДИЕ

УДК 373.2

Кочкина Наталия Альбертовна

Архангельский областной институт открытого образования

[email protected]

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА АРХАНГЕЛЬСКОМ СЕВЕРЕ

В статье раскрываются основные тенденции развития дошкольного образования на Архангельском Севере. Анализируются достижения и потенциал деятельности учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

Ключевые слова: тенденции, классификация тенденций, периодизация, доступность, качество.

История отечественного образования складывается из региональных историко-педагогических процессов, поскольку в различных регионах России образовательные процессы получили неодинаковую степень развития в зависимости от природно-географических, культурно-исторических, социально-экономических и других региональных особенностей. В связи с этим считаем необходимым определить основные направления развития системы дошкольного образования на Архангельском Севере, что позволит представить ее уникальные черты

Архангельский Север - край, раскинувшийся на три тысячи километров по берегам арктических морей - Белого, Баренцева, Печорского, Карского, с его относительной автономностью, особенностями исторического развития и географического положения вплоть до начала XX века сохранил специфическую культуру, своеобразный фольклор, традиции воспитания, сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение в поморской семье.

Развитие системы дошкольного образования существенно отличалось на своем историческом пути. Можно заметить как периоды бурного роста, так и спада, регресса. Для воссоздания целостной картины становления системы дошкольного образования необходимо выделение периодов развития и их обоснование. Период рассматривается как промежуток времени, характеризующийся теми или иными признаками, особенностями. Анализ диссертационных исследований, историко-педагогической литературы показал, что отсутствует единая периодизация становления и развития дошкольного образования.

Существуют различные подходы к определению основных этапов исторического развития дошкольного образования (Л.Н. Литвин, Н.М. Шкляева,

Н.В. Кондрашова,) Очевидно, что автор каждой из периодизаций руководствовался определенными критериями при установлении временных отрезков в становлении и развитии системы дошкольного образования. В нашем исследовании, учитывая имеющийся опыт, мы предлагаем свой взгляд на периодизацию системы дошкольного образования.

При определении периодов учитывались следующие моменты: цели, поставленные перед системой дошкольного образования; структурно-организационные формы осуществления дошкольного образования; содержание; количественные и качественные показатели развития системы дошкольного образования; подготовка педагогических кадров; управление и руководство системой дошкольного образования; научно-исследовательская деятельность в области дошкольного образования.

В соответствии с данными критериями нами предложена периодизация, где выделены следующие основные периоды: 1859-1916 гг.; 1917-1935; 1936-1958; 1959-1988; 1989-1999; 2000-2013.

Первый период - 1859-1916 гг. - досистемный.

В этот период появляются первые дошкольные учреждения в России: детские сады (платные и бесплатные народные детские сады); ясли (ясли для детей грудного возраста и ясли-приюты); детские площадки. Вместе с тем, учреждений для детей дошкольного возраста было значительно меньше, чем в других странах. В данный период в России так же шло накопление опыта профессиональной подготовки детских садовниц.

Аналогично складывалась ситуация и на Архангельском Севере. Одной из главных особенностей было то, что вплоть до начала XX века традиционно сохранялась «большая» семья, состоящая из нескольких семей женатых братьев, живших с родителями и их холостыми детьми под одной крышей [6, с. 18]. При этом, чужих детей, усыновленных, считали за родных. Поэтому в ответ на циркулярное письмо 1899 года о необходимости открытия сельских приютов-яслей для дневного призрения детей в рапортах уездных исправников отмечалось, что «никакой надобности не предстоит, тем более, что женщины здесь всегда при доме и детях, посторонними или фабричными работами не занимаются» (Александровский уезд) [1, л. 8].

Аналогичным образом обстояло дело с открытием детских садов. В 1909 г. Министерство народного просвещения, сознавая важность внешкольного образования «в деле просвещения народа», предложило возбудить ходатайство об уве-

172

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Кочкина Н.А., 2013

личении на 1910 год кредита, отпускаемого из казны на нужды внешкольного образования в России. Однако, ответы инспекторов были аналогичны ответу инспектора Холмогорского уезда М. Ивановского: «По дошкольному образованию в районе не имеется ни детских садов, ни колоний, ни площадок для детских игр и занятий. При училищах участки земли заняты надворными постройками, огородами и вообще настолько незначительны, что свободных мест для детских садов и площадок для игр вовсе не найдется, равно не найдется и лиц, способных систематически руководить подобными играми и занятиями для детей дошкольного возраста».

Вместе с тем, необходимость создания учреждений для детей раннего возраста была обусловлена одной из социальных проблем, остро стоящей перед Россией конца XIX начала XX века: детская смертность.

Первые ясли на Архангельском Севере открылись в селе Усть-Цильма Печорского уезда летом 1900 года. Особенностью яслей являлось то, что дети оставались на все время страды. В первые годы они носили временный, сезонный характер. 17 мая 1901 года открываются детские ясли в Архангельске для нуждающихся семей. Хотя учреждение предназначалось для детей грудного и раннего возраста, во вновь открытые ясли был открыт доступ и для детей более старшего возраста (48% детей было старше 3 лет).

В 1912 году при евангелическо-лютеранской церковно-приходской школе открыт детский сад. Детский сад функционировал с осени по май ежедневно, кроме воскресенья, с 10 до 12 часов.

Вместе с тем, на начало XX века, население Архангельского Севера не видело необходимости в общественном дошкольном воспитании, отдавая предпочтение семейному воспитанию.

Отличительными особенностями данного этапа можно назвать: отсутствие единого организационно-методического руководства; отсутствие научно-теоретического обоснования организации общественного дошкольного воспитания; отсутствие кадров и их систематической подготовки; незначительное количество учреждений, разрозненность и их не распространённость.

Второй период - 1917-1935 гг. - создание системы общественного дошкольного воспитания.

Создание дошкольных образовательных учреждений стало делом государственным, а дошкольное образование впервые в России приобрело государственный статус. Впервые была предусмотрена смета на дошкольное воспитание. Начинает складываться государственная система профессиональной подготовки работников для дошкольных учреждений.

Однако, организация дела дошкольного воспитания на Архангельском Севере несколько задержалось по объективным причинам. Сохранилась

телеграмма в Комиссариат народного просвещения от 24 февраля 1919 года: «Край оккупирован анг-лофранцузами. Никаких материалов вывести не удалось. Вне всякого сомнения Архангельск скоро будет освобожден от нашествия иноземцев и тогда все запрашиваемые сведения представлены будут в Комиссариат дополнительно» [2, л. 24].

1 апреля 1920 года в г. Архангельске открылся «Первый Советский детский сад», дети принимались с 3 до 7 лет, преимущество отдавалось детям бедноты [3, л. 10].

В этот период на Архангельском Севере распространение получили ясли, детские сады и площадки. Отношение населения к дошкольному образованию было неоднозначным: в городах и рабочих районах в большинстве случаев было доверчивое, в деревнях же наоборот население скептически относилось к детским садам и площадкам. В связи с этим одним из основных направлений деятельности дошкольных отделов являлась пропаганда дошкольного воспитания. Для этого использовались следующие формы работы: распространение популярной литературы, содержащей сведения о значении и задачах дошкольного воспитания; организация популярных лекций и докладов о дошкольном воспитании; организация передвижных показательных выставок; организация библиотек с «общепедагогической, специально-дошкольной и детской» литературой.

Широкое распространение дошкольные учреждения получили в годы первых пятилеток. К началу первой пятилетки охват дошкольным образованием детей составлял 0,8%, в 1932 году - 31%. Большое внимание уделялось организации яслей при лесопунктах, лесозаводах. Так в 1934 году «по обслуживанию женщин-лесорубок непосредственно работающих в лесу организовано 56 яслей с охватом 1072 ребенка» [5, л. 338].

Основными проблемами являлись, в первую очередь, слабая подготовка педагогических кадров, во-вторых, отсутствие помещений для дошкольных учреждений, отсутствие оборудования, наглядных пособий, методической литературы, недостаточное снабжение продуктами питания.

Конец второго периода характеризуется сменой парадигм, отказом организаторов дошкольного воспитания от разнообразия подходов к отбору содержания дошкольного образования и их стремлением сохранить единое образовательное пространство и как следствие созданием проекта единой программы детского сада «Программа работы дошкольных учреждений» (1932).

Основными тенденциями данного периода являются: гласность, открытость, коллегиальность; активный педагогический поиск, новаторство, инициатива, творчество; увеличение количества дошкольных учреждений; дефицит квалифицированных кадров.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4

173

Третий период - 1936-1958 гг.

Характерным для этого периода является политизация и идеологизация образовательного процесса, расширение сети дошкольных учреждений и их многообразие. Вторая мировая война, обрушившаяся на мирное население советских городов и сел, предъявила свои требования к дошкольным учреждениям. В первые же дни войны, несмотря на огромные расходы на военные нужды, правительство отпускает дополнительные ассигнования на развертывание сети дошкольных учреждений, было выделено 2218 тысячи рублей для увеличения контингента детских садов системы Наркомпроса по Архангельской области на 2000 человек. Длительность работы детских садов приспосабливается к производству. Создаются вечерние и круглосуточные группы, детские сады предприятий в большинстве случаев работают без выходных. Только за первые два года войны в области открыто 150 детских садов. Контингент увеличен с 16390 человек до 31554 человек, то есть почти в 2 раза. Таким образом, в военные годы (1941-1945) количество дошкольных учреждений не только не сократилось, но и заметно увеличилось.

В данный период значительное внимание уделяется проблеме подготовки детей к школе. Активно разрабатываются вопросы игры, нравственного, физического, эстетического воспитания. Результаты научных исследований нашли отражение в «Руководстве для воспитателя детского сада» (1953).

Таким образом, характерными тенденциями для этого периода являются: идеологизация образования; провозглашение идеи ведущей роли обучения в развитии ребенка; разработка и внедрение в практику методики занятий; создание системы подготовки педагогических кадров.

Четвертый период - 1959-1988 гг.

Наблюдался значительный подъем научно-экспериментальной работы в области дидактики детского сада. Результатом явилась разработка единой «Программы воспитания детей дошкольного возраста». Ее отличало - детальное планирование содержания работы для каждой возрастной группы по каждому разделу с указанием видов занятий.

Переход школы на новую систему обучения в 1970-е годы вызвал острую необходимость поиска путей повышения воспитательной работы в дошкольных учреждениях. Организован Всероссийский эксперимент по организации раннего обучения детей шести лет.

В 1987 году в РСФСР действовало 81,8 тыс. дошкольных учреждений, в которых воспитывалось 9,3 млн., 70% детей в возрасте от 1-6 лет. В Архангельской области охват детей дошкольными учреждениями составлял 90%.

Основными тенденциями данного периода являются: широкий охват дошкольными образова-

тельными учреждениями, улучшение, расширение содержания образовательной работы; разработка вопросов преемственности дошкольного и школьного образования.

Пятый период - 1989-1999 гг.

1990-е годы - противоречивый этап в развитии системы дошкольного образования: неустойчивое развитие экономики, безработица, низкое материальное положение семей привело к сокращению посещаемости детьми дошкольных учреждений, как следствие неукомплектованность учреждений; тяжелое финансовое положение предприятий и как следствие закрытие ведомственных учреждений.

В целях сохранения системы дошкольных учреждений областным Советом было принято решение № 69 от 13.04.93 г. «О неотложных мерах по сохранению системы дошкольных учреждений области». В соответствии с ним в районах и городах области были разработаны графики передачи ведомственных дошкольных учреждений на бюджетное финансирование. Однако, процесс сокращения сети дошкольных учреждений продолжал развиваться. В течение 1993 года и 9 месяцев 1994 года в целом по области закрыто 147 дошкольных учреждений на 8974 места.

Особенностью данного периода являлись: появление вариативности в системе дошкольного образования и организация планомерной работы по обновлению содержания, разработке новых педагогических методов развития детей, критериев организации и оценки деятельности ДОУ.

Можно выделить как позитивные, так и негативные тенденции развития дошкольного образования 1990-х годов. К позитивным тенденциям относятся: появление новых разнообразных программ; развитие новых направлений содержания работы дошкольных учреждений; пересмотр форм организации образовательного процесса; организация дополнительных образовательных услуг (студии, секции, кружки).

Негативными тенденциями являлись: «познавательный диктат» - ориентация на усвоение ребенком знаний и умений; недостаток внимания социально-эмоциональному развитию детей.

Шестой период - 2000-2013 гг.

В начале XXI века вновь на повестку дня встал вопрос о необходимости дошкольного образования, стали появляться различные виды дошкольных учреждений, однако на Архангельском Севере не получили должного распространения частные детские сады, в отличие от других регионов, так как не были востребованы. В начале 2000 г. в рамках всероссийского эксперимента «Развитие новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях» организованы различные группы кратковременного пребывания: группы раннего развития, адапта-

174

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

ционные группы, игровые прогулочные и др. Особенностью системы дошкольного образования на Архангельском севере является то, что 35,6% учреждений составляют малокомплектные детские сады, большая часть их (82,1%) расположена в сельской местности.

Характерными тенденциями являются: улучшение качественного состава педагогических работников (увеличение численности педагогов с высшим профессиональным образованием); вариативность дошкольного образования; децентрализация системы дошкольного образования; повышение требований родителей к качеству услуг, оказываемых в дошкольных учреждениях.

Выявив характерные особенности развития системы дошкольного образования на Архангельском Севере в разные периоды, следует отметить, что на первых этапах прослеживаются явные отличия, по сравнению с другими территориями (позднее становление системы, недостаточное количество учреждений и педагогических кадров и др.). Впоследствии резких отличий не выявлено.

Библиографический список

1. ГААО. Ф. 11. Оп. 1. Д. 471 «Об учреждении уездных и сельских Попечительств и детских приютов приютов яслей» 1899 г., 71 л.

2. ГААО. Ф. 273. Оп. 1. Д. 47 «Переписка с нар-компросом, уездными отделами народного образования о созыве курсов работников по дошкольному воспитанию», 49 л.

3. ГААО. Ф. 273. Оп. 1. Д. 289 «Указания Арх-губпроса и переписка с уездно-городским отделом народного просвещения об организации детских садов и площадок. Список детей записавшихся в первый показательный сад», 172 л.

4. ГААО. Ф. 273. Оп. 1. Д. 298 «Доклады о работе инструкторов дошкольного воспитания и акты обследования работы детских площадок».

5. ГААО. Ф. 1932. Оп. 1. Д. 188 «Сведения о сети детских яслей по районам Северного края и яслей, организованных в 1937-38 гг.», 349 л.

6. Щекина С.С. Образ жизни поморской семьи XVШ-XIX веков как воспитательная среда // Педагогическая культура Европейского Севера: Сб. науч. тр. - Архангельск, 1998. - 117 с.

УДК 37.09

Шадрина Евгения Владимировна

Новосибирский государственный технический университет

Evgenya 77@gmail. com

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ В 30-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

В статье освещен опыт реализации целостного подхода в образовании учащихся лучшими педагогическими кадрами школ 30-х гг. ХХ в. Определены принципы реализации целостного подхода в образовании; формы и методы организации обучения. Установлен основополагающий критерий сочетания методов организации обучения. Ключевые слова: целостный подход в образовании, формы, методы организации обучения.

Под целостным подходом в общем образовании мы понимаем решение проблемы интеграции принципов науки и учебного предмета; теоретической и практической деятельности школьников; обучения, воспитания и развития мыслительных и творческих способностей, как в содержании общего образования, так и реализации их в учебном и воспитательном процессе учащихся путем комбинирования форм и методов организации обучения и воспитания, позволяющих активизировать познавательные возможности и мыслительные способности школьников.

Проблема соотношения и интеграции принципов целостности общего образования решается

- на уровне отбора и соотношения общеобразовательных учебных дисциплин;

- на уровне содержания каждой учебной общеобразовательной дисциплины;

- на уровне интеграции содержания определенной группы учебных дисциплин (речь идет разра-

ботке интегративных учебных курсов, таких как естествознание и обществознание);

- на уровне соотношения теоретической и практической; репродуктивной, мыслительной и творческой деятельности учащихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Данная статья посвящена исследованию педагогического опыта реализации целостного подхода в образовании учащихся школ Западной Сибири на уровне соотношения теоретической и практической; репродуктивной, мыслительной и творческой деятельности учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

В 30-е гг. ХХ в. многие учителя начальных, неполных средних и средних школ СССР, в том числе и Западной Сибири, добились прекрасных результатов в обучении и воспитании учащихся. В их числе: П.И. Десятов, В.А. Мельникова, З.А. Обу-довская, К.И. Воронцова, Е.С. Сычугова, Ф.С. Свечникова, М.А. Михайлова, С.Г. Судаков, Н.В. Попова, К.Г. Малева и другие.

© Шадрина Е.В., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.