УДК 316.74:37 ББК 60.561.9 С 77
A.M. Старыгина,
кандидат социологических наук, доцент, проректор по учебной и воспитательной работе Ростовского социально-экономического института, г. Ростов-на-Дону, тел.: +79185267881, e-mail: st.ar79@mail.ru
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
( Рецензирована )
Аннотация. В статье рассматриваются основные тенденции развития российского высшего образования, в контексте влияния на него вызовов глобализа-ционных процессов мирового образовательного пространства. Особое внимание уделяется негосударственному образовательному сектору как перспективному направлению развития высшей школы.
Ключевые слова: высшее образование, глобализация, негосударственное образование, коммерциализация, интернационализация, высшая школа.
A.M. Starygina,
Candidate of Sociology, Associate Professor, Vice-Rector for Educational and Upbringing Work of the Rostov Social Economic Institute, Rostov-on-Don, ph.: +79185267881, e-mail: st.ar79@mail.ru
THE MAIN TENDENCIES IN DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN HIGHER SCHOOL IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION: CHALLENGES FOR EDUCATIONAL SPACE
Abstract. The paper discusses the main tendencies in development of the Russian higher education and impact on it of globalization processes of world educational space. Special attention is paid to non-state educational sector as the promising direction of development of the higher school.
Keywords: the higher education, globalization, non-state education, commercialization, internationalization, the higher school.
Важнейшей задачей, стоящей перед современным российским институтом образования в контексте его модернизации, является успешная интеграция в мировое образовательное пространство и обретение достойного места на интернациональном рынке образовательных услуг. Это, в свою очередь, требует адекватных ответов на вызовы
глобализационных процессов в мировом образовании.
Большую актуальность для современной российской социологии приобретает анализ основных ключевых тенденций в развитии российского образования. Эти тенденции неразрывно связаны с процессами, происходящими в сфере образования в мировом масштабе.
В российской науке аспекты модернизации отечественного высшего образования, в том числе и в контексте анализа глобальных рисков и вызовов, рассматривали Ю.С. Борцов, Л.Ю. Шипик, Г.И. Герасимов, С.А. Дюжиков, A.B. Верещагина, С.И. Самыгин и многие другие авторы. Однако остается достаточно широкое поле для дальнейших научных исследований в направлении определения стратегических целей модернизации российской высшей школы и их соотношения с глобальными тенденциями в развитии института образования.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на те вызовы и риски, которые современность несет российской высшей школе. Возможность ответов на эти вызовы должна быть заложена в национальной стратегии модернизации высшего образования. Как отмечает Я.М. Ерусалимский, «изменения, которым подвергается система высшего образования России, как и мировая и, в частности, европейская системы образования, связаны с необходимостью соответствовать требованиям времени и тем реалиям, которые складываются, в первую очередь, в связи с процессом глобализации» [1; 9].
Можно говорить о двух категориях вызовов глобализации для российской системы высшего образования. Внешние вызовы обусловлены, помимо сказанного выше, еще и тем, что в глобальной экономике идет непрекращающаяся конкуренция за высокообразованную, обладающую современными профессиональными компетенциями, интеллектуальную рабочую силу. Страны с развитой экономикой и адекватной ее развитию социокультурной средой предлагают выгодные условия труда и вознаграждения, что обусловливает рост глобальной мобильности высококвалифицированных трудовых ресурсов.
К другой категории вызовов, косвенно восходящих к глобализации
образования, относится наличие внутренних дисфункций системы высшего образования в России, которые препятствуют возможности интенсивного про-инновационного развития. Эти вызовы обусловлены отставанием определенных сегментов российского высшего профессионального образования, но проявляют себя наиболее фатально в контексте действия глобальных вызовов.
Среди вызовов такого рода можно назвать невозможность интеграции многих высших учебных заведений, прежде всего периферийных, в инновационное развитие, отсутствие необходимого уровня информатизации и компьютеризации. Кроме того, объективным вызовом является старение кадров в системе вузов, ограниченность притока молодых преподавателей, неготовность профессорско-преподавательского состава к интенсивному использованию современных технологий обучения, основанных, в частности, на применении компьютерных средств.
Проблемы усугубляются неравномерностью социально-экономического и социокультурного развития регионов, различной спецификой условий. В регионах российской периферии недостает потенциала для эффективного функционирования вузов и даже для адекватной оценки качества их деятельности в контексте ориентации на про-инновационное образование. В значительной мере про-инновационная ориентация вузов приобретает имитационный, декларативный характер, что препятствует не только полноценной вовлеченности в инновационный поиск, но и объективной оценке этого процесса.
Реакция на вызовы, связанные с глобализацией образования, безальтернативна. Однако необходимость для российской системы высшего образования реагировать на эти вызовы несет в себе и существенные
риски. Как отмечает, в частности, С.А. Дюжиков, «в зависимости от соответствия системы образования конкретному культурному типу, может быть замедлено или, наоборот, ускорено развитие как конкретной цивилизационной и национальной общности, так и человеческого общества в глобальном масштабе» [2; 66].
Одними из закономерностей развития российской высшей школы, связанными с общемировыми тенденциями, являются дальнейшее расширение спектра негосударственного высшего образования и повышение общей открытости российского образования. Данные характеристики способствуют как более динамичному развитию российской высшей школы, так и ее интеграции в мировое образовательное пространство.
Насущная потребность в развитии негосударственного высшего образования обусловлена совокупностью социально-экономических, политических и социокультурных особенностей конкретного государства. В развитых в экономическом отношении странах к настоящему времени сформировалась стабильная экономика (включающая периоды социальной стагнации). Поэтому основными проблемами здесь являются низкая рождаемость и старение населения. На этом фоне для данных стран характерен высокий уровень спроса на высшее образование, что предполагает и появление на рынке предложения образовательных услуг в сфере высшего образования, прежде всего - по популярным, востребованным рынком и обществом специальностям.
Значительное влияние на формирование в системе высшего образования негосударственного сектора оказала информационная революция и её последний этап. Развитие новейших информационных технологий обозначило острую потребность не только в привлечении дополнительных финансовых средств,
но и в формировании новой мен-тальности, выработке новых подходов к учебному процессу и отказу от традиционных стереотипов.
Произошло формирование рынка образовательных услуг, полноправными участниками которого стали не только государственные высшие учебные заведения, но и частные вузы. В настоящее время они оказывают значительное влияние на состояние российской системы высшего образования. Заметной тенденцией является снижение доли бесплатного (финансируемого из государственного бюджета) образования при одновременном росте доли платных образовательных услуг. Ожидается, что в ближайшем будущем эта тенденция сохранится.
На данном этапе развития российского общества негосударственный сектор высшего образования является демократическим и инновационным элементом системы образования, необходимым для удовлетворения насущных потребностей рыночной экономики. Негосударственное высшее образование имеет свои отличительные особенности от государственного сектора, которые проявляются в его содержательном и методическом аспектах, а также в принципах, на основе которых осуществляется организация образовательного процесса и решаются вопросы материально-технического характера.
Без развития негосударственного образовательного сектора современное общество не может обеспечить адекватного ответа на образовательные запросы значительной части населения. Возникновение и развитие в нашей стране частных вузов способствовало созданию в государственных учебных заведениях внебюджетных мест, поскольку население продемонстрировало государству потребность в образовательных услугах и готовность платить за них.
Сейчас негосударственные вузы являются важным составным
элементом российской системы высшего образования. Благодаря им обеспечивается реализация права граждан на получение образования, растёт уровень образования в обществе. Без эффективно функционирующей системы негосударственного высшего образования невозможны рост интеллектуального потенциала нашей страны и включение РФ в глобальное образовательное пространство в качестве полноправного участника. Большое количество частных вузов в настоящее время являются площадками для апробации и развития инноваций в сфере высшего образования. Успешное трудоустройство выпускников негосударственных вузов является подтверждением их конкурентоспособности в сфере образовательных услуг [3; 158].
Следует отметить, что в результате преобразований последних лет, направленных на оптимизацию системы высшего образования, произошло значительное сокращение количества вузов и их филиалов, от которого, в первую очередь, пострадали именно негосударственные учебные заведения. Многие эксперты полагают, что проведённое реформирование отрицательным образом сказалось на интеллектуальном потенциале российского общества.
Многочисленные исследования, а также ежегодный мониторинг вузов показали эффективность высших учебных заведений негосударственного сектора, однако, несмотря на это, основной удар оптимизации направлен именно на негосударственный сектор высшего образования. Благодаря негосударственным вузам обеспечивается развитие высшего образования и выполнение следующих задач, имеющих государственное значение:
- предоставление гражданам РФ расширенных возможностей реализации права на получение образования;
- повышение интеллектуального потенциала нашей страны и
обеспечение конкурентоспособности российской системы образования на международном уровне;
- предоставление возможности для одарённых студентов заниматься по более интересным и расширенным программам, включающим дополнительные предметы, не предусмотренные стандартным учебным планом, обеспечение для всех желающих возможности изучать несколько иностранных языков, постигать разные виды искусства и т.д.;
- предоставление абитуриентам, которые не смогли поступить в государственные вузы, шанса на получение высшего образования, благодаря которому они могут стать высококвалифицированными специалистами;
- выполнение роли площадки для экспериментов и апробации инновационных методов и направлений обучения;
- обеспечение для представителей различных национальных, религиозных и иных групп возможности учитывать их пожелания при организации учебного процесса;
- предоставление расширенных возможностей для использования в ходе учебного процесса современных информационных и дидактических технологий;
- привлечение дополнительных средств в сферу высшего образования в виде инвестиций от граждан, частных компаний и международных образовательных фондов.
Негосударственные образовательные учреждения, не финансируемые из бюджетных средств, обладают большей независимостью от Министерства образования и науки и проводимой им политики, организованы на более гибких принципах, нежели государственные высшие учебные заведения, не забюрократизированы, а потому имеют больше возможностей, связанных с внедрением инноваций в учебный процесс.
Таким образом, негосударственный сектор высшего образования весьма органично вписывается в образовательное пространство РФ. Поэтому важнейшей задачей, стоящей перед государственной властью нашей страны, является разработка стратегии, которая обеспечит его эффективное функционирование в будущем и взаимодействие государственного и негосударственного сегментов системы высшего образования [3; 159].
Появление негосударственного сектора образовательных услуг серьезно увеличило доступность высшего образования в стране, поскольку коммерческое обучение дает возможность получать высшее образование и тем абитуриентам, которые по своему уровню знаний не смогли бы поступить на бюджетные отделения государственных вузов. Однако мас-совизация российского высшего образования влечет за собой и негативные последствия, в первую очередь - снижение качества высшего образования.
Поэтому в качестве реакции на вызовы внутреннего и внешнего характера на первый план выходит необходимость в общем повышении контроля за качеством образовательных программ в вузах, отбором студентов, присуждением ученых степеней. Надзор за качеством предоставляемых образовательных услуг должен сочетать организационно-методические меры с правоохранительными, направленными на изживание в высших учебных заведениях коррупции и злоупотреблений полномочиями со стороны руководства.
С другой стороны, необходимо повышение степени открытости российских вузов. Прежде всего, речь идет о превращении отечественных вузов в открытые образовательные учреждения, готовые
к обмену студентами и преподавателями, различным видам межвузовского сотрудничества, что станет залогом преодоления внутренней замкнутости и будет способствовать повышению качества образовательного процесса. В то же время это не означает обязательной унификации вузов и уничтожения их автономии, отказа от сложившихся исторических традиций. Как некогда отметил отечественный теоретик образования С.И. Гессен, «всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным, и наоборот - подлинно национальным образованием, действительно созидающим, а не разрушающим нацию, будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественное образование, хотя бы оно и не заботилось специально о развитии национального чувства» [4; 223].
Благодаря повышению открытости учреждений высшей школы Российская Федерация получает возможность использования на международном уровне исторически сложившихся преимуществ и сильных сторон отечественного высшего образования, таких как фундаментальность и высокий уровень преподавания теоретических дисциплин. Здесь необходимо отметить, что это будет иметь значение и в плане расширения культурного и политического влияния Российской Федерации в мире.
Модернизация высшего образования, будучи реакцией на внешние вызовы и внутренние кризисные явления, наблюдаемые в практике современного российского вуза, является, прежде всего, попыткой устранить причины кризиса и адаптировать систему высшего образования к современным условиям.
Примечания:
1. Ерусалимский Я.М. Болонский учебник и наоборот. Ростов н/Дону, 2010.
2. Дюжиков С.А. Стратегия современного российского государства в сфере образования: опыт системного социально-философского анализа: дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 2010.
3. Степанов В.И. Влияние негосударственного сектора высшего образования на повышение культурного и образовательного уровня граждан России // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2-1. С. 157-161.
4. Гессен С.И. Нация и человечество. Национальное образование // Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы / сост. П.А. Алексеев. М., 1993. С. 223-233.
References:
1. Yerusalimsky Ya.M. Bologna textbook and vice versa. Rostov-on-Don, 2010.
2. Dyuzhikov S.A. Strategy of the modern Russian state in the field of education: the experience of systematic socio-philosophical analysis: Diss, for the Dr. of Philosophy degree. Rostov-on-Don, 2010.
3. Stepanov V.I. Influence of non-state sector of higher education on raising the cultural and educational level of Russian citizens // Modern high technology. 2016. No. 2-1. P. 157-161.
4. Gessen S.I. Nation and humanity. National Education // Pedagogical heritage of the Russian diaspora, the 1920s / сотр. by P.A. Alekseev. M., 1993. P. 223-233.