Научная статья на тему 'Инноватизация системы высшего образования в современной России: основные направления и тенденции'

Инноватизация системы высшего образования в современной России: основные направления и тенденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТЫ / ИННОВАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / БЮРОКРАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старыгина Арина Михайловна

В статье анализируется актуальная для современной России проблема внедрения инновационных механизмов в систему высшего образования. Автор отмечает основные тенденции инноватизации высшего образования в современной России, определяются перспективные направления инноватизации. Выявляются и перечисляются основные препятствия на пути развития инновационного компонента высшего профессионального образования в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инноватизация системы высшего образования в современной России: основные направления и тенденции»

УДК 316.7

Старыгина Арина Михайловна

кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента Ростовского социально-экономического института [email protected]

инноватизация системы высшего образования в современной россии: основные направления и тенденции

Аннотация. В статье анализируется актуальная для современной России проблема внедрения инновационных механизмов в систему высшего образования. Автор отмечает основные тенденции инноватизации высшего образования в современной России, определяются перспективные направления инноватизации. Выявляются и перечисляются основные препятствия на пути развития инновационного компонента высшего профессионального образования в современной России.

Ключевые слова: высшее образование, университеты, инновации, модернизация, бюрократизация, информация.

Arina M. Starygina

candidate of sociology sciences associate professor of Management Rostov Social and Economic Institute [email protected]

Innovatization higher

education system in modern russia: the main directions and trends

Annotation. In this article the author analyzes a very relevant for modern Russia the problem of introduction of innovative mechanisms in the higher education system. Identify major trends in higher education in modern Russia innovatization, defined perspective directions innovatization. Author names and the main obstacles to the development of innovative component of higher education in modern Russia.

Keywords: higher education, universities, innovation, modernization, bureaucratization, information.

Важность модернизации системы высшего профессионального образования в современной России обусловлена развитием инновационных секторов экономики и ростом потребности в высококвалифицированных кадрах, способных к генерации и внедрению инноваций.

Среди важнейших задач в направлении модернизации системы высшего образования в современной России называется повышение общего качества образования на всех уровнях, что неразрывно связано с растущими потребностями отечественной и мировой экономики в высококвалифицированных специалистах самого раз. -

разовательных программ подразумевает необходимость инноватизации образования, в первую очередь - создания такой базы, которая

позволит осуществлять подготовку специалистов ,

инновации и реализовывать их на практике. В условиях развития глобальной экономики способность оперативно и адекватно отвечать на вызовы и требования мировой конкуренции являются очевидным преимуществом, и именно его позволяет развить инноватизация системы профессионального образования [1].

В рамках внедрения инновационных методов образования в современной России актуализи-

руется как потребность в совершенствовании

самой концепции образовательной деятельно,

про-инновационного образования институциональной структуре системы образования. Кроме того, про-инновационное образование невозможно без разработки и использования инновационных технологий обучения. В одном из своих выступлений Президент Российской Федерации Владимир Путин подчеркнул: больше инноваций, меньше бюрократии. Эти слова вполне могут стать девизом модернизационных преобразований в сфере российского высшего образования. Ведь без внедрения инновационных компонентов вряд ли можно будет говорить о масштабных изменениях в структурно-функциональных основах деятельности российской высшей школы.

, -

,

выходит переход на новые принципы функционирования профессионального образования.

Так, А.Х. Жанказиев называет среди ключевых ,

инновационная система подготовки кадров, спе-:

1) Формирование, совершенствование и самореализацию творческой личности как «автора» перспективных инноваций;

2) Подготовку специалистов высокой квалификации, способных к генерированию инноваций и управлению ими;

3) Понимание процесса образовательной деятельности как компонента производственной, экономической деятельности и включение финансовых расходов на образование в список долгосрочных инвестиционных проектов;

4) Подготовку специалистов, способных осу-

- -

чение инновационной деятельности;

5) Развитие сотрудничества образовательных учреждений с инновационными предприятиями, работающими в сфере передовых наукоемких технологий и производства [2, с. 109-111].

Однако, как говорилось выше, утверждению инновационных технологий в образовании должно сопутствовать институциональное обновление системы высшего профессионального образования. Как отмечает Е.А. Ходырева, «инновационная деятельность в образовании в настоящее

время является управляемым и системно регу-

,

определяется приоритетами государственной политики в сфере образования» [3, с. 47]. Но так ли это?

В Российской Федерации первые шаги к институциональному обновлению образовательной системы уже сделаны. В частности, к ним можно

отнести создание в стране нескольких флагман, -

вательной, научной и инновационной деятельности. Предполагается, что флагманские вузы будут играть важнейшую роль в дальнейшем развитии в современной России инновационной .

Являясь компонентом инновационной инфра-

,

,

. -

зации инновационных проектов, высшие учебные заведения получают возможность дополнительного финансирования своей образовательной и научно-исследовательской деятельности. В процессе инновационной деятельности вузов открываются новые, прежде неосвоенные, сегменты рынка - как национального, так и международного. Соответственно, успех инновационных программ и проектов конкретного вуза влечет за собой повышение его конкурентоспособности на международном и отечественном рынках образовательных услуг, рост инвестиционной привлекательности учреждения для государственных и коммерческих организаций.

Поскольку высшие учебные заведения являются

компонентом инновационной инфраструктуры

,

инновационных разработок в производство. Именно вузы, во-первых, поставляют предприятиям, работающим в наукоемких отраслях производства, самый главный ресурс инноваций -высококвалифицированные кадры, а во-вторых -

являются генераторами инновационных технологий и продуктов. В то же время и сама образовательная деятельность является одной из важнейших сфер внедрения инновационных методов и технологий. Таким образом, вузы не только производят инновации и обладающие инновационным потенциалом кадровые ресурсы, но и сами являются полем приложения новых методик организации образовательной и научно.

В современных российских вузах образовательный процесс осуществляется по трем основным - , -

товка, повышение квалификации. Во флагман, -

новационной организации образовательной деятельности, осуществляется как учебная, так и научно-исследовательская деятельность. Перед флагманскими вузами ставятся задачи по реализации конкурентоспособных на национальном и международном уровнях инновационных про.

флагманских вузов достигается посредством осуществления следующих видов деятельности:

1) -ных программ, участия в научно-исследовательской деятельности международного характера, научное и учебно-методическое взаимодействие с зарубежными высшими учебными

заведениями (в том числе в направлении обмена

, );

2) -цесса, включающего в себя в качестве составных компонентов образовательную и научно,

наукоемкие и высокотехнологичные инновацион-

;

3) -, -

ного развития национальной инновационной

,

международными коммерческими организациями в направлении практической подготовки кад-

;

4) - -

,

генерирование и внедрение инновационных методов, технологий, продуктов;

5) -ственной поддержки инновационных изысканий

вузов посредством конкурсных грантов, государ, -

сирования конкретных инновационных проектов и научных исследований.

Однако перечисленные принципы инноватизации отечественной системы образования могут продемонстрировать свою состоятельность лишь опираясь на системную модернизацию подготовки кад-, -

онных секторах экономики. Оптимизация подготовки высококвалифицированных кадров предполагает наличие возможности обмена студентами и

преподавателями с иностранными вузами, заимствования передовых иностранных образовательных технологий - при сохранении национальных традиций образования.

Перечисленные меры позволят российским флагманским вузам занять достойное место на международном рынке образовательных услуг, а в национальном масштабе стать «ядром» формирующейся национальной инновационной образовательной системы [4, с. 116]. Учитывая, что

инновации можно разделять на «короткие» и « », -

низмы оценки инновационного потенциала и инновационной активности отечественных вузов с целью выработки дальнейшей стратегии обеспечения инновационной деятельности и государственной поддержки инновационным программам вузов.

Одним из важнейших компонентов эффективно- -

культурной реалии современности является развитое, значимое и обладающее социальным весом эпистемное сообщество ученых и преподавателей высших учебных заведений. Среди наиболее существенных социокультурных дефектов нынешнего российского общества можно указать отсутствие в реальной жизни такого сообщества.

О.Н. Яницкий в этой связи отмечал: «В ходе реформ и наука, оказавшись в самом низу шкалы

,

маргинализирована, а научное сообщество обречено на длительное прозябание. Представление о том, что при наличии финансирования российская наука сразу бы возродилась, является глубоко ошибочным. В нынешней России нет эпистемных сообществ, те. таких, которые могли бы авторитетно интерпретировать для политиков и широкой публики достижения социальных и естественных наук ... Главное, однако,

состоит в том, что общество перестало слышать

:

современные СМИ подают как последних из могикан, морализаторов из прошлого» [5].

С этим высказыванием можно согласиться: переход высшего профессионального образования

на новый, соответствующий вызовам эпохи, уро--

самой социокультурной среды, в которой осуществляется образовательная деятельность. Необходимо восстановление социальной престижности интеллектуального и, в частности,

, -

ства в лице как его широких слоев, так и элит, прислушиваться к мнению сообщества интеллектуалов, преодоление маргинализации науч,

адекватной материальной вознаграждаемое™.

Ю.С. Борцов и Л.Ю. Шипик отмечают, что в практике российских вузов преобладает ориентация на коммерческую целесообразность образовательной деятельности в ущерб ее качественно-[6]. , , играет на пользу инноватизации отечественного

высшего образования и создает многочисленные препятствия для развития российской высшей школы. В то же время, сложно не согласиться с

. . , , -« -

, , -

уровневой системе образования она не может и не должна оставаться такой, какой она была при одноуровневой системе» [7, с. 12]. То есть, в процессе модернизации российского образования, перехода к двухуровневой модели, будет осуществляться и инноватизация организационных методов.

Инновационная стратегия развития высшего образования сталкивается с определенными проблемами и противоречиями, в первую очередь связанными с консерватизмом и бюрократизированно-

егью отечественной образовательной системы с

, ,

в том числе и за счет негосударственных инвестиций, - с другой стороны. Преодоление существующих препятствий на пути внедрения инновационной стратегии развития высшего образования позволит вывести отечественную высшую школу на мировой уровень и занять конкурентоспособные

позиции на мировом рынке образовательных услуг. , -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

развития высшего профессионального образования в России может быть эффективной только при условии создания и поддержания оптимальной для этого социокультурной среды, включающей в себя следующие аспекты:

1) -

ченности всех категорий населения, занятых

, -

;

2) -ществ деятелей науки и образования как эффективных функциональных элементов гражданско-, -

циальной престижности научной и преподава-

;

3) -

тернационализации российского высшего про, -

кательных условий труда для профессорско-преподавательского состава из других стран в российских вузах на контрактной основе и привлекательных условий и возможностей обучения для иностранных студентов;

4)

престижа фундаментальных научных школ, сложившихся в России в прошлом и заслуживших

;

научных школ в базу для интернационализации российского высшего образования, привлечения в страну значительного числа иностранных студентов и аспирантов; выход российского образования в сфере фундаментальных наук на мировой рынок образовательных услуг;

5) -стемы среднего и общего школьного образова-

ния, повышение уровня обучения в учреждениях, дающих среднее и общеобязательное образование, сближение школы и вуза в отношении критериев оценки знаний;

Литература:

1. Макарова С.Э. Инновации в образовании // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/45538 (дата обращения: 24.05.2016).

2. . . -

//

Вопросы экономики и права. 2010. № 12. С. 108-112.

3. . .

: -

// -

«Концепт». 2016. № S1. С. 46-50. [Элеетронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2016/76010.htm (дата обращения: 24.12.2016).

4. . .

необходимое условие инновационного развития России // Terra Economicus, № 2-3. том 11, 2013. С. 115-119.

5. . . :

//

. 2004.

№ 2. С. 5-15.

6. . . -ной системы университетского образования / Ю.С. Борцов, Л.Ю. Шипик. Ростов-н/Д. : Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. 108 с.

7. . .

наоборот. Ростов-н/Д., 2010.

6) преодоление забюрократизированное™ деятельности системы высшего профессионального образования, коррупции и иллегальных обменных взаимодействий в образовании.

Literature:

1. Makarova S.E. Innovations in Education // Modern Scientific Research and Innovation 2015. № 1 [Elektronnyy resurs]. URL: http://web.snauka.ru/ issues/2015/01/45538 (data obrashcheniya: 24.05.2016).

2. Zhankaziev A.Kh. The basic directions of increasing the effectiveness of the education system // Issues of Economics and Law. 2010. № 12. P. 108-112.

3. Khodyreva E.A. Innovative activity in education: main trends and priorities // Scientific and methodical electronic magazine «Concept». 2016. № S1. P. 46-50. URL: http://e-koncept.ru/2016/76010.htm

4. Vasil'yeva O.S. Innovations in education as a prerequisite for Russia's innovative development // Terra Economicus, № 2-3. Vol. 11, 2013. P. 115— 119.

5. Yanitskiy O.N. Russia as a Risk Society: Methodology of Analysis and Contours of the Concept // Social Sciences and Modernity. 2004. № 2. P. 5—15.

6. Bortsov Yu.S. Strategy for the development of the national system of university education / Yu.S. Bortsov, L.Yu. Shipik. Rostov-n/D. : Izd-vo SKNTs VSh, 2006. 108 p.

7. Erusalimskiy Ya.M. Bologna textbook and vice versa. Rostov-n/D., 2010.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.