Научная статья на тему 'Основные тенденции развития педагогического образования в мире'

Основные тенденции развития педагогического образования в мире Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1740
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ / ВВОДНЫЙ ПЕРИОД / НАЧИНАЮЩИЕ ПЕДАГОГИ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрофанов Кирилл Германович

Автор обращает внимание на изменение содержания, форм и методов подготовки и переподготовки педагогических кадров и тенденции в развитии педагогического образования в мире в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития педагогического образования в мире»

го» контроля исключает субъективизм и стимулирует учителей в «поддержании чести мундира».

На данном этапе обучения на интерактивной доске в целях проверки готовности обучающихся включались такие вопросы «Вы уверены в правильности ответа?», «Повторить алгоритм выполнения задания?», «Хотите получить правильный ответ?» и т.д.

Соревновательный момент включается в виде отражения учета времени, затраченного на решение проблемы, например, учителями гуманитарных дисциплин и учителями начальных классов; или по количеству выполненных заданий за тот или иной период времени.

Таким образом, по нашему мнению, учет и выполнение данных психолого-педагогических, методических, технических требований при разработке технологии профессиональной подготовки учителей на основе изучения и использования средств современ-

ных информационных и коммуникационных технологий позволит формировать готовность к повышению профессионального мастерства.

Список литературы

1. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1991. - 208 с.

2. Волков П.Б., Волкова А.П. Методическое сопровождение формирования профессиональной готовности в процессе переподготовки специалистов // Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование. Материалы международной научно-практической конференции г. Липецк. 2009. С. 169 -172.

3. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы // Б.С. Гершунский. - Педагогика, 1987. -263 с.

4. Сластенин В.А. Педагогика профессионального образования // В.А. Сластенин - М., 2005.

Автор обращает внимание на изменение содержания, форм и методов подготовки и переподготовки педагогических кадров и тенденции в развитии педагогического образования в мире в настоящее время.

Митрофанов Кирилл Германович,

канд. пед. наук, доцент руководитель Центра методологии проектирования стандартов и оценки качества образования ФИРО

Москва

cyr-g-m@yandex.ru

Основные тенденции развития педагогического образования в мире1

Как меняется в современном мире педагогическое образование?

Ключевые слова: профессиональная адаптация молодых учителей, вводный период, начинающие педагоги, управление персоналом, педагогические кадры.

В процессе реформирования системы российского образования, в том числе, педагогического образования, большое внимание уделяется изменению содержания, форм и методов подготовки и переподготовки педагогических кадров, для подготовки из как

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Инновационные технологии профессионализации учителя в системе высшего педагогического образования», проект № 09-06-00994а.

Автор выражает признательность коллеге и участнику проекта РГНФ И.В. Голубкину за активное участие в написании данной статьи.

конкурентоспособных специалистов способных осваивать и развивать новейшие педагогические технологии, осуществлять демократизацию и гуманизацию образования на основе личностно-деятельностного подхода в обучении и воспитании нового поколения. Для российской практики будет интересен опыт стран, прошедших реформирование и получивших определенные результаты. С этой целью рассмотрим тенденции в развитии педагогического образования в мире.

Можно выделить следующие общие тенденции в развитии педагогического образовании в мире:

а) Возрастание в подготовке учителей роли университетов - многопрофильных учебных заведений, которые одновременно готовят и к другим специальностям и профессиям (если в Англии и США эта тенденция проявилась десятилетия назад и процесс осуществлялся постепенно, то в России наблюдалось значительное уменьшение педагогических институтов).

б) Средний возраст учителей повышается, их состав становится более стабильным, в их составе все больше работает учителей-женщин (но если в Англии и США это связано с улучшением их социальноэкономического положения, то в России молодежь уходит в бизнес, на более перспективные и высоко оплачиваемые специальности).

в) Повышены требования к поступающим в педагогические учебные заведения (ставшие университетами), увеличен срок обучения (в США с 4 до 5 лет, в Англии - с 2 до 3 лет в колледжах и с 3 до 4-5 лет в университетах, в России - с 5 до 6 лет).

г) Усилилось внимание к профессиональной ориентации на профессию учителя в школе, семье и вузе.

Совершенствуются структура организации, формы и методы педагогической ориентации в сравниваемых странах. Разрабатываются формы диагностики и тестирования личности учащихся, их психофизиологических характеристик, устремлений и мотивов в процессе обучения в школе.

д) Проблема разработки эффективной программы обучения, в которой нашли бы отражение все достижения науки, связанные с совершенствованием педагогического образования, является главной задачей, без решения которой невозможно повысить качество подготовки учителей, как по специальности, так и по психолого-педагогическому циклу.

е) Несмотря на незначительное уменьшение часов, уделяемых на психолого-педагогические дисциплины в вузах и колледжах в России, Англии и США, количество этих дисциплин возросло. При этом используются принципы элективности и интегративности. Повышены требования, как к содержанию этих дисциплин, так и к качеству преподавания. Вводятся интенсивные, развивающие методы обучения, усиливается применение компьютеров при обучении. Аналогичная картина наблюдается при преподавании специальных и методических дисциплин. В Англии и США усилилось внимание к общим и гуманитарным дисциплинам. Необходимо отметить, что в России при подготовке будущих учителей больше внимания уделяется методологической подготовке по каждому предмету. В Англии и США в связи с преобладанием прагматического и рационалистического подхода при профессиональной подготовке учителей в вузе, больше внимания уделяется обучению практическим знаниям, навыкам и умениям.

ж) В США и, особенно в Англии, увеличена продолжительность прохождения педагогической практики в школе, в то время, как в России, в связи с переходом на университетское образование, продолжительность педагогической практики сокращена. В период прохождения педагогической практики больше внимания стало уделяться развитию у будущих учителей самостоятельности и активности в приобретении практических навыков в будущей профессии.

з) В Англии и США, резко изменилось, в положительную сторону отношение к проблеме профессиональной адаптации молодых учителей. Об этом говорит возросшее число работ по исследованию психологических, социальных и других аспектов этой проблемы. При этом, рассматриваются вопросы, как профессионального становления молодых учителей, так и атмосферы школы, как социальной среды, вопросы взаимоотношений с наставниками, коллегами и администрацией школы.

и) проблеме повышения квалификации учителей после завершения курса педагогической подготов-

ки стали уделять больше внимания. При составлении программ на курсах повышения квалификации стали учитываться пожелания и требования учителей, применяется личностно-ориентированные методики обучения. Вызывает интерес для России опыт повышения квалификации в Англии и США в учительских центрах. Такие центры созданы на базе школьного округа (местного отдела образования) или какой-либо школы. Не меньший интерес вызывают программы повышения квалификации учителей, ориентированные на нужды школы.

На наш взгляд, тенденция к централизации стран с децентрализованными системами профессиональными образования (США, Англия, Германия и другие) и, наоборот, к децентрализации стран с централизованными системами профессиональными образования, говорит о том, что все эти страны нащупывают путь к созданию новой системы образования, которая была бы в меру централизованной при решении глобальных проблем и достаточно децентрализованной для решения местных и региональных проблем образования.

На основе анализа тенденций развития педагогического образования в России, Англии и США и полученных результатов мы предлагаем следующие рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки учителей:

Реформирование профессиональной подготовки учителей необходимо проводить с учетом новейших достижений и наработанного огромного мирового опыта. В связи с этим, необходимо резко увеличить количество и повысить качество исследований в области сравнительной педагогики.

В Государственный стандарт высшего профессионального образования необходимо ввести информацию по тенденциям современных мировых философско-психолого-педагогических идей по развитию образования через учебные курсы: сравнительная педагогика; философия образования; психология образования; социальная педагогика;

При сохранении государственных ассигнований в образование и дальнейшем их повышении за счет местных, областных и частных источников производить экономию расходов в образовании путем совершенствования управления и планирования в образовании, на основе строгого учета экономических законов развития страны. Необходимо развивать рынок образовательных педагогических услуг, менеджмент и маркетинг в педагогическом образовании.

В процессе реформирования системы образования, в том числе, педагогического образования, основное внимание направить не на структурные изменения, а на изменение содержания, форм и методов подготовки и переподготовки высококвали-

фицированных педагогических кадров, конкурентоспособных в условиях рыночной экономики и способных осваивать и развивать новейшие педагогические технологии, осуществлять демократизацию и гуманизацию образования на основе личностнодеятельностного подхода в обучении и воспитании нового поколения.

Для совершенствования практической подготовки будущих учителей в вузе:

а) увеличить количество часов на педагогическую практику (так, например, с 1998 г. в Англии на педагогическую практику выделяется 32 недели);

б) в процессе обучения в вузе больше уделить времени на самостоятельную работу студентов (так, в Англии и США на самостоятельную работу студентов выделяется до 50% учебного времени);

в) шире внедрять в процессе обучения методике преподавания предмета освоение практических навыков и умений будущих учителей с помощью видеозаписи пробных уроков и последующим обсуждением при просмотре совершенных ошибок, компьютерного моделирования учебных ситуаций, введения спецкурсов по проблемам коммуникации с учащимися и разрешения возникающих проблемных ситуаций, использования активных методов обучения, таких как моделирование, микропреподавание, малой группы (метод решения проблемы, групповой терапии, «жужжащей» группы, мозгового штурма, «аквариума»), большой группы (метод задавания вопросов, дискуссии, обзора информации), эффективного обучения (метод случая, ролевых игр, развития творческого начала), «мини-курсы» и т.д.;

г) будущих учителей обучать не только умению пользоваться компьютером, но и умениям и навыкам обучения школьников по различным предметам с использованием электронных учебников и другого компьютерного обеспечения, а также шире привлекать их к созданию современных педагогических технологий;

д) шире внедрять принятую во многих вузах Англии практику закрепления с помощью контрактов студентов с первого курса обучения за определенной школой и учителями. Виды деятельности, в которую вовлекаются студенты, могут быть различны, начиная от функций вспомогательного персонала до помощника учителя и учителя. Сама связь студента со школой помогает ему найти свое место в школьной жизни, привыкнуть к той атмосфере, в которой ему придется работать, дает возможность наблюдать за детьми, понять психологию их поведения и соединить теоретические знания, которые он получает в вузе, с практическими навыками, приобретенными в школе.

В состав команды наставников молодых учителей в школах ввести представителя учреждения

высшего образования, предусмотрев выполняемую им работу в школе в его профессиональной нагрузке в вузе. Необходимо разработать методическое и техническое обеспечение учебных занятий молодых учителей (в США и Англии имеются учебные пакеты, содержащие необходимые плакаты, подробные методические руководства, как по каждой школьной программе, так и по отдельным разделам и темам, подробно расписывается проведение практических, лабораторных занятий (включая самостоятельные домашние лабораторные работы), необходимую справочную литературу, списки прилагаемых кинофильмов).

Необходимо создать учительские центры повышения квалификации и переподготовки учителей, как в США и Англии, на базе одной или нескольких лучших школ данного района, а также внедрить программы повышения квалификации учителей, «сконцентрированные на школьных проблемах».

Литература

1. Всемирный доклад по образованию. 1998: Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. - Барселона, ЮНЕСКО, 1998. - 175 с.

2. Генисаретский О.И. Методологически организованная экспертиза как способ инициации общественных изменений // Кентавр. - № 23 (май 2000 г.).

3. Левин К., Литтл А., Конклаф К. Влияние образования на задачи развития (I). // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. - М., 1984. - № 2. - С. 22-34.

4. Митрофанов К.Г. Использование инновационных технологий в системе высшего педагогического образования. М., Прометей, 2008. - 161 с.

5. Митрофанов К.Г. Основания и содержание квалификации разработчика современных гуманитарных учебных курсов . В сб.: Тенденции развития образования: придут ли новые учителя в школу? Материалы Международной научно-практической конференции (15-16 февраля 2008 года). М., Логос, 2009.

6. Митрофанов К.Г. Проблема подготовки педагогических кадров к инновационно-экспериментальной деятельности. М., Прометей, 2007. - 118 с.

7. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.