Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МОРСКОГО ПРАВА С УЧЁТОМ СПЕЦИФИКИ ПОЛИТИКИ БРАЗИЛИИ'

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МОРСКОГО ПРАВА С УЧЁТОМ СПЕЦИФИКИ ПОЛИТИКИ БРАЗИЛИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
морское право / Бразилия / взаимодействие субъектов морского права / мирное урегулирование / история и тенденции развития / проблемы закрепления норм. / maritime law / Brazil / Interaction between the subjects of the maritime law / peaceful settlement / history and trends in development / norm-setting issues.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сапрыкина А.А.

В статье рассмотрены аспекты, связанные с правовыми вопросами, возникающими в международном морском праве, с которыми сталкивается большинство стран на современном этапе, в том числе и Бразилия. Освещен исторический аспект развития морского права, который повлиял на определение основных тенденций его применения и развития в современности. В статье освещены проблемы взаимодействия субъектов морского права, которые всё ещё требуют мирного урегулирования. Особое внимание уделено деятельности Бразилии по обеспечению экологической безопасности и достижению правового урегулирования актуальных для государства вопросов морского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE INTERNATIONAL MARITIME LAW, TAKING INTO SPECIFIC CONSIDERATION OF BRAZILIAN POLICIES

The article considers aspects related to legal issues arising in the international law of the sea that most countries face at the present stage, including Brazil. The historical aspect of the development of the maritime law is highlighted, which has influenced the definition of the main trends in its application and development in our time. The article highlights the problems of interaction between the subjects of the maritime law, which still require peaceful settlement. Special attention is paid to the activities of Brazil to ensure environmental security and to achieve legal settlement of the issues of the maritime law relevant to the state.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МОРСКОГО ПРАВА С УЧЁТОМ СПЕЦИФИКИ ПОЛИТИКИ БРАЗИЛИИ»

недостаток ресурсов для контроля и наказания нарушителей, коррупцию и неполадки в системе реализации законодательства и обеспечения устойчивого развития морских экосистем. Филиппины продолжают разрабатывать новые стратегии борьбы с имеющимися проблемами в разных аспектах, упомянутых в статье.

Приспштейный библиографический список:

1. Brief of History IMO. 2019. International Maritime Organization (IMO) URL: https:/A\,ww.imo.org/en/About/HistorvOflMO/Pages/Default.aspx.

2. Левтонова Ю.О. История Филиппин. Краткий очерк. // Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука». 1979. 102 с.

3. Carlile A. Thayer. The South China Sea Seakness. The Diplomat. 2012-04-24. URL: https://thediplomat.com/2012/04/tlie-soutli-china-seasickness/

4. Philippine Merchant Marine Code. Republic Act No. 8544 - chapter 2 (February 24, 1998). Official Gazette of the Republic of the Philippines [website], URL: https://www.officialgazette.gov.ph

5. Philippine Maritime Labor Code. Chapter 1 // Official Gazette of the Republic of the Philippines [website], URL: https:/Avww.officialgazette.gov.ph

6. United Nations Convention on the Law of the Sea (1982). Official Document System of the United Nations [website], URL: https://documents.un.org/prod/ods.nsl71ionie.xsp

7. Barrows D. P. A history of the Philippines, 1873-1954. // Indianapolis: Bobbs-Memll Co. 1905. P. 39 -52

8. Thayer C. The S outh China Sea disputes: ASEAN and China. 14 July 2011. URL:https://www.eastasiaforuni.org/author/carlylethayer/

9. Локшин Г.М. Филиппины на острие противоречий. Анатомия конфликта // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2012,. №19. С. 201-222

10. Natural Resources Act (Republic Act (RA) No. 7942 (Mining Act)) // Official Gazette of the Republic of the Philippines [website], URL: https: //www, official gazette, go v. ph

11. National Parks Act (Act No. 3195) - chapter 1 // Official Gazette of the Republic of the Philippines [website], // URL: https:/Avww.officialgazette.gov.ph

12. Ecological Solid Waste Management Act of 2000 (RA 9003). January 26, 2001. // Official Gazette of the Republic of the Philippines [website], URL: https:/Avv\w.offlcialgazette.gov.ph

13. Green Philippines Program EXECUTIVE ORDER NO 579. November 30 2006 // Official Gazette of the Republic of the Philippines [website], URL: https:/Avww.offlcialgazette.gov.ph

14. Department Order No. 130-13 Rules and Regulations for the Employment of Filipino Seafarers on Board Philippine-Registered Vessels Making International Voyages // Official Gazette of the Republic of the Philippines [website], URL: https:/Avww.officialgazette.gov.ph

Для цитирования: Сапрыкина A.A. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МОРСКОГО ПРАВА С УЧЁТОМ СПЕЦИФИКИ ПОЛИТИКИ БРАЗИЛИИ / Науч. рук. Емельянцев А.Э., преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП» // Океанский менеджмент. - 2024. - № 1С(23). - С.24-26.

Сапрыкина A.A.,

студентка 2 курса факультета подготовки специалистов для судебной системы

Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП»

Научный руководитель: Емельянцев А.Э., преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП»

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МОРСКОГО ПРАВА С УЧЁТОМ

СПЕЦИФИКИ ПОЛИТИКИ БРАЗИЛИИ

Аннотация: В статье рассмотрены аспекты, связанные с правовыми вопросами, возникающими в международном морском праве, с которыми сталкивается большинство стран на современном этапе, в том числе и Бразилия. Освещен исторический аспект развития морского права, который повлиял на определение основных тенденций его применения и развития в современности. В статье освещены проблемы взаимодействия субъектов морского права, которые всё ещё требуют мирного урегулирования. Особое внимание уделено деятельности Бразилии по обеспечению экологической безопасности и достижению правового урегулирования актуальных для государства вопросов морского права.

Ключевые слова: морское право, Бразилия, взаимодействие субъектов морского права, мирное урегулирование, история и тенденции развития, проблемы закрепления норм.

THE MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE INTERNATIONAL MARITIME LAW, TAKING INTO SPECIFIC CONSIDERATION OF BRAZILIAN POLICIES

Abstract: The article considers aspects related to legal issues arising in the international law of the sea that most countries face at the present stage, including Brazil. The historical aspect of the development of the maritime law is highlighted, which has influenced the definition of the main trends in its application and development in our time. The article highlights the problems of interaction between the subjects of the maritime law, which still require peaceful settlement. Special attention is paid to the activities of Brazil to ensure environmental security and to achieve legal settlement of the issues of the maritime law relevant to the state.

Keywords: maritime law, Brazil, Interaction between the subjects of the maritime law, peaceful settlement, history and trends in development, norm-setting issues.

Эволюция морского права оказала значительное доктринальное влияние на развитие \южд\ народного права в целом. На протяжении долгого времени государства пытаются создать режим управления самым большим, разнообразным и значительным ресурсом планеты, мировым океаном. Понимание с юридической точки зрения использования океанов на протяжении длительного времени обусловлено не только большой площадью поверхности Земли, занимаемой океанами, но и передвижением водных суден, а также авиации, торговлей, протекающими по и над их поверхностью, богатством вод различными ресурсами [1, с. 13].

К периодам человеческой истории, наиболее значимым для основных изменений в сфере морского права, можно отнести:

1. Древность;

2. Эпоху Возрождения:

3. Эпоху Великих географических открытий;

4. Период расцвета колониальных империй

5. «Закат» колониальных империй, международные военные конфликты

6. Современный этап

С наступлением XVIII века морское право вступило в период стабильности и последовательности, который продлится почти 250 лет. Принцип свободы морей стал широко применяться большинством морских держав, с оговоркой, что прибрежные государства могли осуществлять узкий круг полномочий в отношении судоходства и рыболовства в непосредственной близости от берега [2, р. 15].

Первые проблески потенциальных изменений в морском праве появились лишь в результате усилий Лиги Наций по общей кодификации международного права. Впервые было обращено внимание на необходимость кодификации морского права, господствовавшего на протяжении веков. Одной из составляющих этой инициативы стал проект, направленный на нормативное закрепление режима территориального моря, регулирующего ту полосу вод, которая находится непосредственно у берегов прибрежного государства (то, что ранее охватывалось правилом трех миль или пушечного выстрела). «Кульминацией» этого процесса стала конференция Лиги по кодификации, состоявшаяся в 1930 г. в Гааге [3].

К моменту проведения Гаагской конференции по кодификации 1930 г. важнейшим вопросом, требующим решения, стал вопрос о ширине прилежащей зоны и ее конкретном характере. Были выдвинуты предложения о том, чтобы к трехмильному территориальному морю добавить прилежащую зону шириной шесть или девять морских миль, в которой прибрежное государство «может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения в пределах его территории или территориальных вод нарушения его таможенных или санитарных правил или вмешательства в его безопасность со стороны судов иностранных государств». Однако, в Гааге Великобритания принципиально возражала против любой кодификации прилежащей зоны (тем более против определения ее соответствующей ширины), и данные положения были рассмотрены только на Первой конференции ООН по морскому праву в 1956 г. и закреплены в Женевской конвенции 1958 г. о территориальном море и прилежащей зоне [4]. При этом, также остро стоял вопрос относительно прав иностранных военных кораблей на свободу пересечения территориальных вод в соответствии с режимом мирного прохода

История морского права Бразилии напрямую связана с его развитием в Европе, так как в колониальный период она являлась колонией Португалии. Таким образом, все международные нормы, регулировавшие торговлю, судоходство и другие вопросы морского права были применимы и в Бразилии. Это продолжалось вплоть до XIX века, а именно, до объявления Бразилией своей независимости в 1822 году. С этого момента началась разработка собственного законодательства. В 1850 году был принят, так называемый, «кодекс коммерции» (Do comercio em geral), закрепивший права и обязанности субъектов морского права, а также вопросы страхования, перевозки грузов, заключения договоров поставки [5, с. 51; 6, с. 280-281].

После 1945 г., наблюдается быстрое изменение нормативного регулирования территорий Мирового океана. Период с 1945 по 1982 г. был, безусловно, самым бурным со времен 1600-х годов. Даже после всеобъемлющей кодификации морского права в Конвенции ООН 1982 г. Представляется возможным, что подобные законотворческие усилия по прогрессивному развитию отдельных сфер

правового регулирования морского права увенчаются успехом, обеспечив всеобъемлющее регулирование. Не исключено также, что мы приближаемся к «переломному моменту», как в XVII или XX веках, когда внесённые изменения приведут к важным нововведениям. Бразилия, в свою очередь, старается внести свой вклад в развитие морского права.

Бразилия, как обладатель одной из наиболее длинных побережий в мире, особое внимание уделяет ведению морской политики. Об этом свидетельствует активное использование морских ресурсов. С каждым годом проводятся различные научные исследования, разрабатываются правовые нормы в сфере регулирования рыболовства и перевозки товаров.

На данный момент больше всего внимания уделяется обеспечению безопасности морских территорий и водных путей с помощью проведения операции по борьбе с незаконной деятельностью, контрабандой и терроризмом на своих морских границах. Бразилия также сотрудничает с другими странами в области обмена информацией, проведения совместных учений и патрулирования морских территорий для обеспечения безопасности.

Также сейчас стали придавать большее значение охране морской экосистемы и биоразнообразия, принимаются меры для предотвращения загрязнения морской среды, контролируется деятельность нефтяных и газовых компаний, чтобы предотвратить аварии и утечки, и разрабатываются стратегии по сохранению и восстановлению морских экосистем., так как никто не может быть застрахован от непредвиденных ситуаций в процессе разработки и эксплуатации нефтегазовых месторождений, осуществлении промышленного и сельскохозяйственного рыболовства, произведении товарооборота, добычи минералов на континентальном шельфе и развитии морского туризма [7].

Особое внимание Бразилия уделяет управлению морскими границами и защите своих суверенных прав. В государстве остро стоит проблема контрабанды наркотиков, оружия и боеприпасов, культурных ценностей. Данная проблема возникла из-за высокого уровня коррупции в государственных органах, а также из-за географического положения страны. Бразилия располагается на маршруте транспортировки наркотиков из Колумбии, Перу, Боливии. Также на эти проблемы влияет и деятельность морских пиратов, которые регулярно совершают нападения, грабежи, а также осуществляют содействие в контрабанде товаров. Всё это негативно влияет на уровень преступности в стране. Из-за недостаточности ресурсов для осуществления превентивных мер по борьбе с незаконной контрабандой товаров и деятельностью пиратов разоряется население. Большая часть жителей Бразилии находится за чертой бедности. Что, в свою очередь, также приводит к увеличению количества противоправных деяний [8].

Помочь в решении данных вопросов Бразилии может международное сотрудничество. Вышеперечисленные проблемы характерны для многих государств Латинской Америки, которые могли бы заключать международные соглашения о сотрудничестве в борьбе с контрабандой, пиратством, незаконной миграцией и другими проблемами. Государства-участники Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) также могли бы оказать материальное содействие в борьбе с данными проблемами, так как они затрагивают некоторые аспекты и их внешней политики [9].

Проблема регулирования морских государственных границ до сих пор существует, несмотря на столь долгую историю разработки и становления норм морского права. Морская политика имеет стратегическое значение для развития обеспечения безопасности её субъектов. Необходимо балансировать экономические интересы с охраной окружающей среды и сотрудничеством с другими странами для достижения устойчивого развития и безопасности в морской сфере с помощью создания унифицированной системы морского права.

Пристатейный библиографический список:

1. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное право. Учебник. М., 1994. 450 с.

2. David J. Bederman: The Sea // The Oxford Handbook of the History of International Law. - 2012.

3. Остроухов H. В., Ромашев Ю. С. О кодификации международного права // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2014. №3..

4. Гриль Е.А., Малимонова A.C. Искусственные земельные участки в международном праве: Конвенция ООН по морскому праву // Научный журнал КубГАУ. 2017. №132.

5. Беликова К. М., Ифраимов В. Ю., Ахмадова М. А., Буджаева (Бегджиева) Ц. А. Национальные особенности и перспективы унификации частного права стран БРИКС : учебник : в 2 т. - Москва: РУДН, 2015. Т. 1. - 2015. -595 с.

6. Беликова K.M. Правовое регулирование торгового оборота и кодификация частного права в странах Латинской Америки. - М: Юстицин-форм , 2010,- 482 с.

1. 7.Якунин В.И., Русакова Т.Ю. Экологическая государственная политика России и стран Латинской Америки (на примере Эквадора, Мексики, Бразилии) // Мир новой экономики. 2022. №2.

7. Борзова А.Ю. Подходы Бразилии к проблемам национальной и региональной безопасности // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2014. №2.

8. Жебит A.A. Стратегические ориентиры Бразилии на международной арене // Научные труды Вольного экономического общества России. 2010. URL: https://cyberlemnka.ru/article/n/strategicheskie-orientiry-brazilii-na-mezhdunarodnoy-arene (дата обращения: 23.10.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.