Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ESG-ПОВЕСТКИ: ОБЗОР В РОССИИ И В МИРЕ'

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ESG-ПОВЕСТКИ: ОБЗОР В РОССИИ И В МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
554
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ESG-ФАКТОРЫ / ESG-РИСКИ / ОТВЕТСТВЕННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жукова Елена Владимировна

В статье рассматривается последовательная реализация концепции устойчивого развития на международном и российском рынке начиная с момента официального формулирования концепции в докладе «Наше общее будущее», представленном ООН в 1987 г., и до последних актуальных тенденций национальной экономики Российской Федерации. Автор приводит содержание ключевых аспектов и понятий ESG-подхода к управлению, проводит анализ их возникновения, оценивает степень научной разработанности и практического использования в России. На основе анализа текущих трендов в данной области сделан вывод о важности внедрения концепции управления с позиций ESG на всех уровнях экономики. Научное обобщение практического опыта позволило сделать вывод, что международные тренды по устойчивому развитию будут задавать общее направление ESG-подхода к управлению социально-экономическим развитием в России на всех уровнях - от федерального до корпоративного. Выделены основные регуляторные тренды в части углеродного регулирования, развития инструментов зеленого и ответственного финансирования, обязательств по раскрытию информации ESG и управления рисками. В статье приведены последние инициативы крупных государственных, публичных и финансовых компаний в области выпуска зеленых облигаций, а также актуальные направления деятельности государственного регулятора в сфере ESG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY TRENDS IN ESG-AGENDA DEVELOPMENT: REVIEWING THE SITUATION IN RUSSIA AND THE WORLD

The article studies successive implementation of the concept of sustainable development on the international and Russian market starting with the official formulating the concept in the report ‘Our Common Future’, which was presented by the UN in 1987 and till the latest trends of national economy of the Russian Federation. The author provides the gist of key aspects and notions of ESG-approach to management, analyzes their rise and assesses the degree of their academic elaboration and practical use in Russia. On the basis of the current trend analysis a conclusion was drawn about the importance of introducing the concept of management from ESG-standpoint on all levels of economy. Scientific generalization of practical experience allowed the author to come to the conclusion that international trends of sustainable development will determine the general line in ESG-approach to management of social and economic development in Russia on all levels - from federal to corporate one. The article identifies key regulator trends in carbon regulation, the development of tools of green and responsible financing, commitments on ESG-information revealing and risk management. The latest initiatives of big state, public and finance companies in issuance of green bonds were described, as well as acute trends in the state regulator work in ESG- sphere.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ESG-ПОВЕСТКИ: ОБЗОР В РОССИИ И В МИРЕ»

ЭКОНОМИКА

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2021-6-68-82

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ESG-ПОВЕСТКИ: ОБЗОР В РОССИИ И В МИРЕ

Е. В. Жукова

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия

В статье рассматривается последовательная реализация концепции устойчивого развития на международном и российском рынке начиная с момента официального формулирования концепции в докладе «Наше общее будущее», представленном ООН в 1987 г., и до последних актуальных тенденций национальной экономики Российской Федерации. Автор приводит содержание ключевых аспектов и понятий ESG-подхода к управлению, проводит анализ их возникновения, оценивает степень научной разработанности и практического использования в России. На основе анализа текущих трендов в данной области сделан вывод о важности внедрения концепции управления с позиций ESG на всех уровнях экономики. Научное обобщение практического опыта позволило сделать вывод, что международные тренды по устойчивому развитию будут задавать общее направление ESG-подхода к управлению социально-экономическим развитием в России на всех уровнях - от федерального до корпоративного. Выделены основные регуляторные тренды в части углеродного регулирования, развития инструментов зеленого и ответственного финансирования, обязательств по раскрытию информации ESG и управления рисками. В статье приведены последние инициативы крупных государственных, публичных и финансовых компаний в области выпуска зеленых облигаций, а также актуальные направления деятельности государственного регулятора в сфере ESG.

Ключевые слова: устойчивое развитие, ESG-факторы, ESG-риски, ответственное инвестирование, стратегия социально-экономического развития.

KEY TRENDS IN ESG-AGENDA DEVELOPMENT: REVIEWING THE SITUATION IN RUSSIA AND THE WORLD

Elena V. Zhukova

Plekhanov Russian University of Economics,

Moscow, Russia

The article studies successive implementation of the concept of sustainable development on the international and Russian market starting with the official formulating the concept in the report 'Our Common Future', which was presented by the UN in 1987 and till the latest trends of national economy of the Russian Federation. The author provides the gist of key aspects and notions of ESG-approach to management, analyzes their rise and assesses the degree of their academic elaboration and practical use in Russia. On the basis of the current trend analysis a conclusion was drawn about the importance of introducing the concept of management from ESG-standpoint on all levels of economy. Scientific generalization of practical experience allowed the author to come to the conclusion that international trends of sustainable development will determine the general line in ESG-approach to management of social and economic development in Russia on all levels - from federal to corporate one. The article identifies key regulator trends in carbon regulation, the development of tools of green and responsible financing, commitments on ESG-information revealing and risk management. The latest initiatives of big state, public and finance companies in issuance of green bonds were described, as well as acute trends in the state regulator work in ESG- sphere. Keywords: sustainable development, ESG-factors, ESG-risks, responsible investment, strategy of social and economic development.

В последние годы приверженность принципам устойчивого развития во всем мире становится неотъемлемой частью жизни общества и социально-экономического развития стран. В ответ на меняющиеся запросы клиентов и регуляторов бизнес-модели экономических субъектов в России, как и в мире в целом, будут все более ориентированы на принципы экологической, социальной и управленческой ответственности (ESG: E - environmental, S - social, G - governance), что становится важным дифференцирующим фактором для отдельных субъектов экономики в условиях высококонкурентной российской среды. ESG-трансформация происходит во всех сферах. И Россия не является исключением: крупнейшие экономические субъекты постепенно внедряют ESG-стандарты. Однако выполнение ESG-инициатив может стать серьезным вызовом для многих. Некоторые субъекты экономики пока не погружены в ESG-тематику, а какие-то формируют представление о направлени-

Ключевые аспек

ях, в которых они должны двигаться дальше, полнее оценивая свои риски и определяя последующие перспективы для реализации целей устойчивого развития. Столь масштабное преобразование в управлении на разных уровнях - от корпоративного до национального - нуждается в поддержке государства, выработке сбалансированной политики, создании эффективных бизнес-стимулов для различных субъектов экономики.

Несмотря на достаточно глубокую концептуальную проработку понимания необходимости учета ЕБС-факторов в деятельности экономических субъектов, многие теоретические вопросы управления в рамках данной повестки остаются открытыми. Рассмотрим содержание широко употребляемых в настоящее время терминов, связанных с ББС, уточняя их формулировки и отмечая специфику (табл. 1). Основные вехи развития ESG-подхода отражены в табл. 2.

Т а б л и ц а 1

[ и понятия ББС*

Термин ESG Определение/содержание аспекта Степень научной разработанности

1 2 3

ESG-юдход ББС-подход в управлении состоит из трех основных компонентов: учет (а нередко и приоритет) экологических факторов в процессе основной деятельности компании, социальная ответственность и организация эффективного В Российской Федерации находится в стадии формирования. Научно не оформлен

корпоративного взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами

Разработаны крупными

институциональными

инвесторами при финан-

ESG-принципы Принципы ответственного инвестирования (РИ) представляют собой комплекс добровольных правил, разработанных и принятых международными инвесторами с целью минимизации рисков долгосрочного инвестирования посредством включения социальных, экологических и управленческих факторов в инвестиционные стратегии совой поддержке Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП). Результатом стало создание Ассоциации ответственного инвестирования (РИ), миссия которой состоит во внедрении принципов устойчивого развития в повседневную деятельность компаний

* Составлено по материалам Совета по стандартам учета в области устойчивого развития.

П р о д о л ж е н и е т а б л. 1

2

3

■о

§

в

-е-

б (Я №

Учет ББО-факторов в процессе принятия инвестиционных решений для лучшего управления рисками и устойчивого и долгосрочного возврата инвестиций.

1. Экологические: изменение климата, выбросы парниковых газов, истощение природных ресурсов (в том числе нехватка питьевой воды), отходы и загрязнение, обезлесение.

2. Социальные: условия труда (включая рабовладение, детский труд), местные сообщества, охрана здоровья и безопасность, гендерный состав.

3. Управленческие: вознаграждение топ-менеджмента, взяточничество и коррупция, политическое лобби и пожертвования, структура и гендерный состав совета директоров, налоговая стратегия, взаимодействие со стейкхолде-рами и пр. (более подробно - в Повестке дня на XXI век, ООН, 1992).

Законодательно урегулированы лишь частично. В большинстве случаев носят рекомендательный характер и выступают ориентирами устойчивого развития экономических субъектов. Механизмы управления, в частности выявления и учета в процессе деятельности, для многих отсутствуют_

S <j

5 Л

6 (Я №

ESG-риски - это риски, связанные с охраной окружающей среды, проблемами общества и корпоративным управлением (Принципы ответственного инвестирования ООН, 2006).

Пренебрежительное отношение руководства к экологическим и социальным факторам, неучет мнений заинтересованных сторон часто влекут за собой риски, приводящие к необратимым для деятельности компании последствиям. Причем они могут носить как экзогенный, так и эндогенный характер. Компаниям следует на регулярной основе выполнять анализ информации, раскрываемой конкурентами. Это помогает обнаруживать дополнительные риски в области ESG. При этом полученные результаты следует предоставлять советам директоров. По мере расширения профилей рисков и повышения эффективности оценки ESG-рисков компаниям необходимо сделать шаг назад и проанализировать свой процесс управления рисками в целом. Такие показатели, как вероятность и воздействие ESG-рисков, следует учитывать в общей системе управления рисками. В результате у руководства появится структурированная система, которую оно сможет использовать для управления этими рисками и снижения их уровня_

Топ-5 ББО-рисков это:

• корпоративное управление;

• кибербезопасность;

• климат;

• охрана труда и промбезопасность;

• новые технологии (согласно Стандарту учета в области устойчивого развития, 2011)

в S

я

S -

5

6 (Я №

1. Принципы ответственного инвестирования ООН - группа из более чем 1 700 владельцев активов, инвестиционных менеджеров и провайдеров добровольно подписали PRI, сосредоточив свое внимание на 6 принципах.

2. Глобальный альянс по устойчивому инвестированию (Global Sustainable Investment Alliance) - объединение 7 самых крупных организаций по ответственному инвестированию в мире:

• Association for Sustainable & Responsible Investment в Азии (ASrIA);

• European Sustainable Investment Forum (Eurosif);

• Responsible Investment Association Australasia (RIAA);

• Responsible Investment Association (RIA) в Канаде;

• UK Sustainable Investment and Finance Association (UKSIF);

• US Forum for Sustainable and Responsible Investment (US SIF);

• Vereniging van Beleggers voor Duurzame Ontwikkeling (VBDO) в Нидерландах.

3. Глобальная сеть инвестиций воздействия (Global Impact Investing Network) -американская некоммерческая организация, объединяющая ведущих игроков рынка инвестиций воздействия. Создана с целью выработки методологической базы и стандартов, совместной стратегии, координации деятельности, увеличения ее масштабов, эффективности воздействия и снижения транзак-ционных издержек членов организации.

4. Группа институциональных инвесторов по вопросам изменения климата (Institutional Investors Group on Climate Change - IIGCC). Главная цель Группы - привлечение капитала для содействия уменьшению выбросов углерода. IIGCC представляет собой платформу для взаимодействия инвесторов по вопросам вознаграждения государственных политик, инвестиционных и корпоративных практик поведения, которые учитывают долгосрочные риски и возможности, связанные с изменением климата

Наиболее тщательную проработку получили экологические составляющие инициатив в силу неотложности их решения и значения планетарного масштаба. По-прежнему слабо сбалансированными, остро противоречащими и не имеющими решения по многим вопросам остаются социальные факторы. Корпоративная составляющая также нуждается в глубокой теоретической проработке на уровне механизмов, стратегии и тактики управления социально-экономически-ми системами разного уровня и масштабов

1

О к о н ч а н и е т а б л. 1

2

3

р

а

д

н

нат

и

(Я №

Общие, неписаные стандарты ESG:

1. Прекратить портить окружающую среду, во всяком случае активно. Например, свести к минимуму выбросы в атмосферу, прекратить использование натурального меха на производстве.

2. Оказывать позитивное влияние на общество или сократить негативное. Например, фабрика по производству одежды может получить дополнительные очки по социальному рейтингу, если перестанет закупать хлопок в Узбекистане, потому что там используется недобровольный труд. В Гарвардской школе бизнеса уже учатся оценивать компании не по бизнес-метрикам, а по вкладу в общество и влиянию на него.

3. Улучшить качество управления компанией. Это сверхширокая категория, в которую включены как меры по повышению качества бухучета и прозрачности управления компанией, так и отношения внутри компании

Существуют на уровне понимания менеджмента и руководства экономических субъектов

GRI разработала ESG-стандарты, устанавливающие порядок раскрытия информации о тех аспектах деятельности компании, которые являются существенными с социальной точки зрения и затрагивают заинтересованные стороны компании.

GRI требует, чтобы компании определяли вопросы, являющиеся существенными, в ходе консультаций с заинтересованными сторонами. GRI помогает бизнесу и правительствам по всему миру понять, каким образом они могут влиять на устойчивое развитие, в частности в таких важнейших областях, как изменение климата, права человека, эффективность корпоративного управления и благополучие общества, и рассказать о своей работе по решению этих вопросов. Это позволяет предпринимать реальные действия по улучшению экологической ситуации и созданию социальных и экономических благ для всех граждан. Стандарты устойчивого развития GRI разработаны при активном участии многочисленных заинтересованных сторон с учетом интересов общества_

Глобальная инициатива по отчетности (GRI)

и и Я

а

д

н

о к е си

(Я №

SASB разработал рекомендации по разделам и показателям отчетности для 77 отраслей по всем трем аспектам ESG. Эти стандарты показывают, каким образом организации при составлении своей отчетности могут учитывать потребности инвесторов, а также дают рекомендации по сбору стандартизированных данных.

SASB видит свое предназначение в разработке и совершенствовании отраслевых стандартов раскрытия информации по экологическим, социальным и управленческим вопросам, являющимся существенными с финансовой точки зрения, обеспечивающих обмен информацией, необходимой для принятия решений, между компаниями и инвесторами

Совет по стандартам отчетности устойчивого развития (SASB)

чт

о

б (Я №

ББС-отчетность может называться по-разному: отчетность в области устойчивого развития, отчетность в области корпоративной социальной ответственности, а также отчетность по ESG-рискам и возможностям. Участники рынка хотят знать, каким образом компании присваивают веса ESG-рискам и учитывают ESG-факторы при формулировании своей бизнес-стратегии. Предоставление информации по факторам ESG позволяет подтвердить репутацию компании, в то время как отказ от ее раскрытия может негативно повлиять на рыночную стоимость компании, доступ к капиталу и репутацию бренда на рынке. Если говорить кратко, отчетность в области ESG представляет собой раскрытие информации о существенных рисках и возможностях в области ESG в качественных и количественных показателях. В ней также поясняется, каким образом и в каких направлениях информация о ESG-рисках и возможностях учитывается при разработке бизнес-стратегии компании_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лучшие практики по

составлению отчетности

годовой

1

Т а б л и ц а 2

Основные этапы и мероприятия по развитию ESG-подхода к управлению

Мероприятие Год Вклад в концепцию управления с позиций ESG

1 2 3

1. Директива 2014/95/Еи (Европейский парламент и Совет Европейского союза) 2014 Директива по раскрытию нефинансовой информации некоторыми крупными предприятиями и группами: компании обязаны раскрывать важную, полезную информацию, которая необходима для понимания их развития, эффективности, положения, а также последствий их деятельности

2. Парижское соглашение (Рамочная конвенция ООН об изменении климата) 2015 Направлено на укрепление глобального реагирования на угрозу изменения климата в контексте устойчивого развития и усилий по искоренению нищеты

3. Руководство по ESG-отчет-ности (Лондонская фондовая биржа) 2015 Является важным инструментом, стимулирующим и помогающим эмитентам предоставлять информацию ESG, которую инвесторы могут использовать для информирования об их взаимодействии с компаниями и их инвестиционных решениях. В рамках руководства определены следующие приоритеты при раскрытии ESG-информации: 1) стратегическая значимость; 2) значимость вопроса для инвестора; 3) использование глобальных принципов/ стандартов отчетности; 4) форматы отчетности; 5) регулирование и коммуникация с инвесторами; 6) отчет о зеленых доходах; 7) долговое финансирование

4. Практическое руководство по включению ESG-факторов в инвестирование (Принципы ответственного инвестирования ООН) 2016 Комплекс добровольных принципов ответственного инвестирования, разработанных и принятых международными инвесторами с целью минимизации рисков долгосрочного инвестирования посредством включения социальных, экологических и управленческих факторов в инвестиционные стратегии

5. Дорожная карта к системе устойчивого финансирования (Программа ООН по окружающей среде и Всемирный банк) 2017 Согласно Программе ООН, дорожная карта содержит главные вехи по развитию системы устойчивого финансирования

6. Рекомендации TCFD (Рабочая группа по связанным с темой климата финансовым раскрытиям; Рабочая группа в рамках соглашения стран G20, включая Российскую Федерацию) 2017 Содействуют более полному раскрытию экологической информации, необходимой инвесторам, кредиторам и страховым компаниям, с тем чтобы адекватно анализировать и включать в ценообразование климатические риски; содержат рекомендации по повышению прозрачности отчетности компании и предоставлению инвесторам необходимой информации для принятия более обоснованных решений о вариантах размещения капитала

7. Руководство по нефинансовой отчетности 2017/ С 215/01 (Европейская комиссия) 2017 Руководство адресовано компаниям, которым, согласно Директиве 2014/95/Еи, нужно раскрывать нефинансовую информацию в отчете об управлении. Содержит ряд принципов, направленных на помощь компаниям в раскрытии высококачественной, актуальной, полезной, последовательной и сопоставимой нефинансовой (ESG) информации таким образом, чтобы способствовать последовательному и устойчивому росту экономики, росту занятости, обеспечению прозрачности для заинтересованных сторон

8. План действий: финансирование устойчивого роста (Европейская комиссия) 2018 Направлен на переориентацию потоков капитала на устойчивые инвестиции, управление финансовыми рисками, обеспечение прозрачности и долговременности финансово-экономической деятельности

9. Руководство ШБЕ и метрика по раскрытию ESG-факторов; Принципы устойчивого развития WFE (Всемирная федерация бирж) 2018 Документ призван дополнить Типовое руководство по устойчивому развитию фондовой биржи и определить конкретные метрики, которые биржи могут рекомендовать компаниям раскрывать в качестве базовых показателей. Назначение документа заключалось в предоставлении ориентира для бирж, желающих внедрить, улучшить или потребовать отчетность по ESG на своих рынках. Цель -внести вклад в повышение доступности и качества раскрытия ESG

10. Принципы ответственной банковской деятельности (ООН) 2019 Принципы ответственного банкинга ООН призваны выступить отраслевым стандартом и сформировать индустриальный контекст для реализации целей в области устойчивого развития и Парижского соглашения по климату. Они помогают банкам убедиться, что устойчивое развитие принято во внимание во всех бизнес-процессах, а также обозначают области, в которые кредитные организации могут внести наибольший вклад

О к о н ч а н и е т а б л. 2

1 2 3

11. Положение о таксономии ЕС (Разработано Европейской комиссией и принято Европейским парламентом и Советом Европейского союза) 2020 Таксономия способствует достижению целей ЕС по повышению устойчивости к изменению климата, в частности, достижению к 2050 г. нулевых выбросов в атмосферу. Также она призвана обеспечивать наиболее полную картину возможностей для инвесторов, которые помогут выполнить климатические цели Европы (развить низкоуглеродистые сектора, снизить углеродный след в секторах с высоким уровнем выбросов)

12. Изменения в директиве 2014/95/Еи (Европейская комиссия) 2021 Поправки: распространяется на все крупные компании и все компании, зарегистрированные на регулируемых рынках (за исключением зарегистрированных микропредприятий); требует проведения аудита представленной информации; вводятся подробные требования к отчетности, а также требование представлять отчетность в соответствии с обязательными стандартами отчетности в области устойчивого развития ЕС; от компаний требуется наносить цифровые метки на отчетную информацию, чтобы она была пригодна для машинного чтения и использовалась в европейской единой точке доступа, предусмотренной планом действий Союза рынков капитала

Крупнейшие российские банки активно внедряют ESG-стандарты и постепенно становятся локомотивами трансформации в рамках достижения целей устойчивого развития. Убеждаясь в реальных преимуществах такой концепции в сравнении с подходом business as usual, кредитные организации видят ее эффективным инструментом повышения лояльности клиентов и сотрудников, привлечения инвесторов и деловых партнеров, минимизации рисков и повышения адаптивности бизнес-стратегии к новым возможностям. Другие экономические субъекты вслед за банками также полностью осознают потребность имплементации ESG-принципов в свою практическую деятельность, однако скорость, устойчивость и глубина происходящих изменений во многом будут зависеть от того, насколько новые регулятор-ные требования и программы государственной поддержки будут создавать действенные экономические стимулы для ESG-трансформации. Залогом эффективности такой трансформации являются осознанное разделение ценностей ответственного бизнеса на всех уровнях организации, опыт советов директоров, проактивный подход менеджмента и внутренняя деятельная мотивация экономических субъектов.

Повестка ESG в мире активно развивается. В 1987 г. Международной комиссией ООН по окружающей среде и развитию впервые официально сформулирована концепция устойчивого развития в докладе «Наше общее будущее». В подготовленном докладе термин «устойчивое развитие» объяснялся как развитие, при котором текущая деятельность и удовлетворение потребностей современного общества не наносят вреда для последующих поколений, а благодаря данной концепции находится баланс между текущей деятельностью и удовлетворением потребностей. Позднее сформулированный триединый принцип концепции устойчивого развития ООН определил устойчивое развитие как экономический рост, который не наносит вреда окружающей среде и способствует разрешению социальных проблем, находя баланс между экономическим, экологическим и социальным развитием.

Термин «устойчивое развитие» получил широкое признание в 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию (United Nations Conference on Environment and Development), где был принят совместно разработанный документ - Повестка дня на XXI век. Документ стал программой действий, направленной на реализацию национальными прави-

тельствами концепции глобального устойчивого развития.

В 1997 г. была создана Глобальная инициатива по отчетности (Global Reporting Initiative - GRI), которая впоследствии стала международным стандартом отчетности для добровольного применения организациями, отчитывающимися по устойчивому развитию. Ключевой принцип GRI - это материальность, под которой понимается определение критериев существенности и обязательности для раскрытия в отчете различных операции. В 2016 г. в структуру GRI были внесены три модульных стандарта, которые упростили процедуры подготовки отчетности компаний. Новая структура содержит 33 специализированных стандарта, которые организации могут выбирать по своему усмотрению для подготовки отчетности GRI. По состоянию на II квартал 2021 г. в международной базе данных GRI опубликованы отчеты более 15 тыс. компаний, в частности, порядка 10 российских банков.

Следующим шагом развития повестки ESG стало основание в 2000 г. некоммерческой организации по раскрытию информации об углеродных выбросах (Carbon Disclosure Project - CDP). CDP ведет мировую базу данных по выбросу компаниями парниковых газов и собирает для участников мирового рынка информацию о коммерческих возможностях и инвестиционных рисках, связанных с изменением климата, присваивая им климатический рейтинг. Проект CDP в России был запущен в 2009 г. в виде опроса 50 крупнейших по капитализации компаний, зарегистрированных на фондовой бирже РТС.

В двухтысячных годах темпы роста развития повестки ESG и устойчивого развития в части образования различных ассоциаций стали нарастать. В 2006 г. представлены принципы ответственного инвестирования (Principles for Responsible Investment - PRI), разработанные по инициативе Генерального секретаря ООН. Принципы предусматривают учет ESG-факторов компаниями при принятии ин-

вестиционных решений. В 2000 г. количество организаций, присоединившихся к принципам, достигло 3 000. Кроме того, ряд российских компаний также декларируют приверженность принципам GRI.

В 2007 г. был основан Совет по стандартам раскрытия информации о климате (Climate Disclosure Standards Board -CDSB). Отличительной его особенностью является то, что организация не создает новые стандарты, а ссылается на уже разработанные ранее. В 2009 г. основан Глобальный альянс банковских ценностей (The Global Alliance for Banking on Values -GABV). На сегодняшний день в него входят 62 банка. Основная цель альянса - использование финансов в экономическом, социальном и экологическом развитии.

В последнее десятилетие динамика развития повестки ESG и устойчивого развития сохранилась. Европейской комиссией в 2014 г. утверждена директива по нефинансовой отчетности для крупных компаний с занятостью более 500 человек.

В 2021 г. Европейской комиссией был опубликован проект директивы, которая предполагает введение единого формата по нефинансовой отчетности. К 31 декабря 2022 г. данный документ должен быть введен в национальное законодательство государств - членов ЕС, а следовательно, российские компании и заемщики, взаимодействующие с рынками ЕС, также должны будут соблюдать новые правила.

2015 г. стал знаковым в части разработки ООН долгосрочной повестки по целям устойчивого развития (ЦУР) до 2030 г. Программа повестки содержит 17 целей по решению проблем в области ликвидации нищеты, предотвращения истощения ресурсов планеты, а также обеспечения мирового благополучия. Россия вошла в список из 193 стран, принявших данные цели. В июле 2020 г. на политическом форуме высокого уровня при ООН Россия представила первый добровольный национальный отчет по достижению ЦУР, а также первый независимый гражданский об-

зор «2020-2030: десятилетие действий для ЦУР в России. Вызовы и решения».

На саммите Большой двадцатки (G20) Рабочая группа по зеленому финансированию (Green Finance Study Group - GFSG) в 2016 г. представила доклад, описывающий важность, цели и перспективы устойчивого развития. В 2018 г. группа была преобразована в Рабочую группу по устойчивому финансированию (Sustainable Finance Study Group - SFSG), а ее полномочия были расширены. В марте 2021 г. на встрече SFSG со странами G20 обсуждалась разработка многолетней дорожной карты по устойчивому финансированию с целью рассмотрения основных препятствий и ключевых действий в направлении устойчивого развития для стран G20.

В конце июля 2019 г. Программа ООН по окружающей среде (UNEP FI) опубликовала шесть принципов ответственного банковского дела (The Principles for Responsible Banking), которые направлены на обеспечение единой основы для развития устойчивой банковской отрасли.

На Всемирном экономическом форуме в 2019 г. была представлена ESG-карта (ESG Ecosystem Map), в которой были объединены все важнейшие ESG-инициативы. Данная карта позволяет увидеть ландшафт ESG-отчетности и служит основанием для построения диалога между инвесторами, компаниями и другими игроками финансового рынка в вопросах устойчивого развития. В 2020 г. в отчете Всемирного экономического форума риски, связанные с изменением климата, впервые заняли первостепенное значение. В феврале на встрече Базельского комитета по банковскому надзору была создана Целевая группа по финансовым рискам.

С 10 марта 2021 г. деятельность всех участников финансового рынка в ЕС должна соответствовать постановлению о раскрытии информации об устойчивом финансировании (Sustainable Finance Disclosure Regulation - SFDR). С 1 января

2022 г. участники финансового рынка также должны соблюдать требования по подготовке периодической отчетности по устойчивому финансированию. В апреле 2021 г. UNEP FI была организована новая ассоциация для финансового сектора Net Zero Banking Alliance. На сегодняшний день Альянс объединяет 43 банка из 23 стран мира, которые к 2050 г. намерены привести свои инвестиционные портфели в соответствие с нулевыми выбросами.

Роль банков в инициации перехода к ведению деятельности корпорациями на принципах устойчивого развития трудно переоценить: именно банки выступают своего рода оценщиками при решении вопросов о поддержке того или иного бизнеса в финансовом плане. Вот почему так возросла роль корпоративной отчетности, в рамках которой в процессе раскрытия информации о своей деятельности компании ведут диалоги с потенциальными инвесторами, собственными акционерами и кредитными организациями. Прямым подтверждением тому стала практика опубликования отдельного социального отчета, раскрывающего ту часть ESG-факторов, которая не поддается прямой оценке.

Развитие глобализации и рост влияния транснациональных корпораций сместили основной фокус концепции устойчивого развития от национального уровня к корпоративному. Все больше организаций в России и в мире начали предлагать собственные инициативы (стандарты) по регулированию и адаптации лучшей мировой практики, позволяющей оценивать социальное и экологическое воздействие компаний на окружающую среду. Были представлены основные методологии и инициативы, которые используются крупными международными компаниями. Ключевые вехи развития повестки ESG в России и в мире представлены на рис. 1. Некоторые из них уже применяются российскими экономическими субъектами.

Обзор Стерна

1 V ЦУРООН

2003

2015

UN РМ

2019

Climate Action 100+

Предложение PRA Великобритании по совершенствованию подходов банков

и страховщиков к управлению финансовыми рисками, связанными с изменением климата

FCA Climate Change and Green Finance

фокусируется на пенсионных инвестициях, раскрытии информации инвесторам и новых требованиях к отчетности

Июнь 2019 Положение о таксономии ЕС; создание экомаркировки ЕС

Апрель 2021 A proposal for a Corporate Sustainability Reporting Directive -изменения в Directive 2014/95:EU по нефинансовой отчетности

Регулирование DWP требует, чтобы пенсионные программы имели политику в отношении факторов ESG, учитывали финансово существенные факторы

Директива IORPII Критерии ESG необходимо учитывать при принятии инвестиционных решений

□ □

Парижское соглашение

Добровольные инициативы Предложенные инициативы Обязательные инициативы

План действий ЕС по устойчивому

Разработка таксономии для классификации того, что считается экологически устойчивой деятельностью, наряду с обязательствами по раскрытию информации ЕБО

2020

Руководство ЕЦБ в отношении управления рисками и раскрытия информации о климатических рисках в рамках бизнес-стратегии

2021

UN PRE Принципы UNEP по ответственной банковской деятельности

Соответствие требованиям PRA:

• Оценка воздействия.

• Функции высшего руководства.

• План действии

Проверка соответствия законодательства ЕС о публичной корпоративной отчетности (Директива Nil 2016/2341)

Полная реализация

EU Action Plan между 2021 и 2022

Обязательное раскрытие информации по TCFD в Великобритании 2022

Рис. 1. Ключевые вехи развития повестки ESG в России и в мире

Пионерами активного и системного учета ESG-факторов на российском рынке стали компании тяжелой промышленности и добывающего сектора.

Россия подписала Парижское соглашение по климату, созданное по результатам работы конференции по борьбе с парниковыми газами в 2016 г. Соглашение направлено на борьбу с глобальным потеплением, а также предусматривает регулирование выбросов углекислого газа в атмосферу.

В 2019 г. Россия ратифицировала соглашение и стала одной из 189 стран-участников. Для выполнения соглашения Россия планирует уменьшить количество выбросов парниковых газов до уровня 70-75% выбросов 1990 г. к 2030 г. при условии максимально возможного учета поглощающей способности российских лесов. В мае 2018 г. Президентом Российской Федерации был подписан Указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Одним из инструментов достижения данных целей является проект «Экология». Курирующее ведомство данного проекта - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В декабре 2018 г. произошло размещение первого в России выпуска зеленых облигаций компании «Ресурсосбережение ХМАО».

В апреле 2019 г. Московская биржа и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) создали ежедневный расчет новых индексов (индекса МосБиржи - РСПП «Ответственность и открытость» и индекса МосБиржи - РСПП «Вектор устойчивого развития») с целью проведения анализа российских компаний на соблюдение ESG-принципов (рис. 2 и 3).

В мае 2019 г. ОАО «РЖД» выпустило первые зеленые биржевые облигации в евро, а в ноябре 2019 г. ПАО КБ «Центр-инвест» выпустил первые в России банковские зеленые биржевые облигации. В августе 2019 г. Московской биржей был

создан сектор устойчивого развития с целью финансирования экологических и социально значимых проектов. Для включения в данный сектор эмитент обязан представить регулярную отчетность о целях использования привлекаемых средств, а также оценку характера облигаций в разрезе зеленых и социальных факторов.

Рис. 2. Динамика индекса МосБиржи - РСПП «Ответственность и открытость»

Источник рис. 2 и 3: URL: https://www.moex.com/

Рис. 3. Динамика индекса МосБиржи - РСПП «Вектор устойчивого развития»

Минэкономразвития России в марте 2020 г. был подготовлен проект стратегии долгосрочного развития России, в котором рассматриваются три сценария декарбонизации российской экономики, в том числе энергетики. В июне 2020 г. Россия представила ООН свой первый добровольный национальный обзор достижения 17 ЦУР, включающий в себя экономиче-

скую, экологическую и социальную сферы. Данный обзор также освещает инициативы по реализации повестки в области ЦУР до 2030 г. В июне 2020 г. были запущены торги первого российского биржевого паевого инвестиционного фонда, сформированного ООО «РСХБ Управление Активами» в соответствии с принципами ответственного инвестирования.

В августе 2020 г. Минэкономразвития России подготовило проект концепции о российской системе обращения углеродных единиц. Данный проект является первым в России по системному рассмотрению регулирования климатических проектов. В ноябре 2020 г. завершен процесс утверждения Минэкономразвития России в качестве координатора вопросов развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации, включая определение целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития при разработке критериев проектов развития и требований к системе верификации проектов развития. В декабре 2020 г. Минэкономразвития России создало экспертный совет по устойчивому развитию, в который входят 30 ведущих российских и зарубежных компаний.

В ноябре 2020 г. ВЭБ.РФ был утвержден правительством Российской Федерации в качестве методологического центра в области развития инвестиционной деятельности в сфере устойчивого (в том числе зеленого) развития и привлечения внебюджетных средств в реализацию проектов развития в Российской Федерации. В перечень его обязанностей входит взаимодействие с организациями, входящими в систему ООН.

9 декабря ПАО КБ «Центр-инвест» разместил выпуск зеленых облигаций объемом 300 млн рублей, который стал первым в России титулованным выпуском зеленых биржевых облигаций, соответствующим российским и международным стандартам. Вслед за данным выпуском в конце

января 2021 г. ПАО «Совкомбанк» разместило первый российский выпуск социальных еврооблигаций объемом 300 млн долларов на 4 года.

По оценке международной организации Climate Bonds Initiative, совокупный объем эмиссии зеленых облигаций с 2007 по 2020 г. достиг 1,1 трлн долларов, хотя еще в 2012-м эта сумма не превышала 3,1 млрд долларов. Среди регионов на первом месте по выпуску зеленых облигаций стоит Европа - 432,5 млрд долларов, на втором - Северная Америка (237,6 млрд долларов), на третьем - Азиатско-Тихоокеанский регион (219,3 млрд долларов).

Разбивка по странам выглядит иначе: США - самый крупный игрок на рынке зеленых облигаций, выпустивший за последние 13 лет бумаг на сумму 211,7 млрд долларов, за ними идут Китай (127,3 млрд долларов) и Франция (115,6 млрд долларов), пятерку самых активных замыкают Германия и Нидерланды. Большая часть получаемых инвестиций направляется в энергетический сектор, строительство и транспорт. В совокупности эти три сегмента составляют около 80% рынка зеленых бондов.

В мировом соотношении большая часть выпуска зеленых облигаций приходится на финансовые и производственные компании, а также на банки развития. В число крупнейших эмитентов входят финансовый конгломерат Fannie Mae и такие компании, как SNCF, Berlin Hyp, Apple, Engie, ICBC, Credit Agricole. Однако в 2020 г. к активному выпуску зеленых бондов подключился и государственный сектор: центральные и региональные правительства и госкорпорации.

Весной 2021 г. на Московской бирже впервые состоялся выпуск субфедеральных зеленых облигаций - столичное правительство разместило их в объеме 70 млрд рублей. Власти Москвы намерены направить средства на реализацию проектов по снижению выбросов углекислого газа и загрязняющих веществ от автотранспорта.

2020 г. оказался успешным для российского рынка финансовых инструментов устойчивого развития, несмотря на пандемию. В конце года объем рынка, по оценке агентства «Эксперт РА», достиг 126 млрд рублей. При этом Россия все еще сильно отстает от Запада как по объему, так и по сложности рынка. Только в Европе, согласно реестрам 1СМА и СВ1, было размещено выпусков на 490 млрд долларов. Анализ ESG-практик в реальном и финансовом секторах, проведенный агентством среди рейтингуемых компаний, показал, что определять ESG-повестку в России в ближайшее время будут банки.

2020-й стал для рынка ESG-инструмен-тов годом успешных дебютов. Так, впервые были выпущены бессрочные зеленые облигации, социальные и евробонды, а также зеленые облигации по новым, более жестким правилам. В 2020 и 2021 гг. в общей сложности состоялось девять новых выпусков облигаций, верифицированных не только в соответствии с принципами 1СМА и методическими рекомендациями ВЭБ.РФ, но и по измененным правилам листинга МосБиржи на общую сумму 134 млрд рублей.

Несмотря на видимую оживленность эмитентов в верификации облигаций, 80% компаний из реального сектора продолжают не воспринимать всерьез ESG-практики. Вместе с тем почти треть круп-

нейших банков уже ввела КР1 на ESG-метрики в своих кредитных и инвестиционных процессах.

Несмотря на бум 2020 г., Россия пока выглядит отстающей по сравнению с мировыми лидерами как по объему, так и по диверсификации целевого использования. На текущий момент российский рынок составляет всего 2 млрд долларов, тогда как международный перевалил отметку в 1 трлн долларов. По целевому использованию лидером на российском устойчивом рынке является чистый транспорт (76%), а также расширение социально-экономических возможностей населения (15%), в то время как в структуре зарубежных размещений 2020 г. целевое использование крайне разнообразно: 15% пришлось на возобновляемые источники энергии, 12% -на зеленые здания, по 10% - на доступ к базовой инфраструктуре и чистый транспорт, 9% - на расходы на борьбу с СОУГО-19 и пр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Треть крупнейших банков уже внедрила в кредитный процесс ESG-оценку заемщиков, еще 20% - планируют. Доля среди крупнейших банков, у которых будут утверждены КР1 на инвестиции в устойчивые инструменты, в ближайшее время должна достичь 40%, что создаст дополнительный спрос на зеленые и социальные облигации на финансовом рынке (табл. 3, рис. 4).

Т а б л и ц а 3

Спрос на зеленые и социальные облигации на финансовом рынке* (в млрд долл.)

Страна Зеленые облигации Страна Социальные облигации

США 61,4 Франция 49,6

Германия 41,3 США 10,3

Франция 37,0 Япония 8,3

Китай 15,7 Корея 7,7

Нидерланды 15,0 Нидерланды 4,5

Россия 2,4 Россия 0,4

* Источник: ИИЬ: ЬйрБ://raexpert.ru/геБеагсЬеБ/ esg2021/

Ассоциация банков России в феврале 2021 г. представила разработанные Практические рекомендации банковского со-

общества по внедрению ESG-банкинга в России. Данный документ был создан с целью распространения знаний о

ESG-принципах среди участников финансового рынка.

2018 2019 2020 2021

Объем рынка устойчивого финансирований; в млрд руб Динамика

Рис. 4. Динамика рынка устойчивого финансирования в России по дате размещения

Источник: URL: https://raexpert.ru/

В феврале 2021 г. Минэкономразвития России представило законопроект об ограничении выбросов парниковых газов, целью которого является создание механизма по углеродному регулированию и инфраструктуры для привлечения финансирования климатических проектов. Данный законопроект предусматривает введение поэтапной модели регулирования выбросов парниковых газов без налогообложения и уплаты обязательных платежей. Согласно законопроекту, для крупнейших эмитентов вводится обязательная углеродная отчетность. Также формируется правовая база для обращения углеродных единиц, которую можно рассматривать как инструмент по снижению углеродного следа и привлечению инвестиций, что дает возможность создать новый рынок, связанный с обращением углеродных единиц. В отличие от европейской модели регулирования законопроект не предусматривает ограничительных мер для бизнеса, отсутствуют квоты и плата за выбросы парниковых газов. В соответствии с заявлением министерства основным приоритетом является защита интересов российских производителей. Данный законопроект был принят Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении в конце апреля 2021 г. Также в апреле 2021 г. в ходе Послания Федеральному Собранию Россий-

ской Федерации Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил о необходимости ускорения принятия закона, согласно которому компании, наносящие вред окружающей среде, должны будут нести финансовую ответственность за совершение вредоносных действий.

Прослеживая основные тенденции развития ESG-повестки, можно сделать вывод о регуляторных трендах в России и в мире:

1) появление углеродного регулирования: в мире постепенно вводятся новые стандарты углеродного регулирования, в России также определена климатическая стратегия;

2) развитие инструментов зеленого и ответственного финансирования: постепенное введение нового регулирования приводит к необходимости классификации того, что считается экологически устойчивой деятельностью, а также мотивации бизнеса к поддержке подобных проектов;

3) обязательства по раскрытию информации ЕБС: развитие повестки ESG и введение дополнительного регулирования формируют в свою очередь новые требования к отчетности, например, в России обсуждается введение федерального закона о нефинансовой отчетности;

4) управление рисками: возникающие тренды приводят к необходимости совершенствовать подходы финансовых организаций к управлению рисками, связанными с ESG.

Заключение

Несмотря на то, что ESG-повестка находится на начальных этапах своего развития в России, можно отметить существенный потенциал для применения данной практики в контексте всей российской экономики. Стремительный рост внимания к ESG-повестке в России свидетельствует о соответствии данного тренда вектору развития многих отраслей экономики. Стоит отметить, что большинство отраслеобра-зующих российских корпораций приняли ESG-повестку в качестве долгосрочного ориентира, несмотря на отсутствие исто-

рии практических наблюдений. Тем не менее формирование общепринятой модели экономического развития с ограниченным внедрением принципов устойчивого развития невозможно без активного участия финансовых институтов. Такое участие может быть реализовано в трех основных направлениях:

- разработка ESG-критериев для финансирования традиционных отраслей;

- поддержка новых для России отраслей, оказывающих более активное воздействие на ESG-факторы (водород и другие альтернативные источники энергии, социальное предпринимательство, переработка ресурсов и т. д.);

- повышение инновационности и устойчивости традиционных отраслей (например, рыболовство, лесное и сельское хозяйство).

ESG-подход к управлению устойчивым развитием является одной из самых актуальных тем во всем мире. Российская Федерация как член международного сообщества принимает непосредственное участие в большинстве инициатив в этой сфере, однако решение поставленных задач устойчивого развития экономик имеет планетарный масштаб и возможно только при совместных действиях всех заинтересованных сторон данного процесса.

Список литературы

1. Вострикова Е. О., Мешкова А. П. ESG-критерии в инвестировании: зарубежный и отечественный опыт // Финансовый журнал. - 2020. - № 4. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/esg-kriterii-v-investirovanii-zarubezhnyy-i-otechestvennyy-opyt (дата обращения: 28.11.2021).

2. Галазова С. С. Влияние ESG-факторов на устойчивое развитие компаний и финансовую результативность корпоративного сектора // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2018. - № 4 (64). - С. 81-86. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-esg-faktorov-na-ustoychivoe-razvitie-kompaniy-i-finansovuyu-rezultativnost-korporativnogo-sektora (дата обращения: 29.10.2021).

3. Герасимова С. А. Стратегический подход к корпоративной социальной ответственности в российских компаниях // Вестник МИРБИС. - 2016. - № 2 (6). - С. 123-129.

4. Жукова Е. В., Кириллова О. Ю. ESG-факторы и ответственное инвестирование в фокусе стратегического развития // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. - 2021. - Т. 10. - № 3. - С. 4-11. - DOI: https://doi.org/10.12737/2306-627X-2021-10-3

5. Смирнов В. Д. Управление ESG-рисками в коммерческих организациях // Управленческие науки. - 2020. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-esg-riskami-v-kommercheskih-organizatsiyah (дата обращения: 20.10.2021).

References

1. Vostrikova E. O., Meshkova A. P. ESG-kriterii v investirovanii: zarubezhnyy i otechestvennyy opyt [ESG Criteria in Investing: Foreign and Domestic Experience]. Finansovyy zhurnal [Financial Journal], 2020, No. 4. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/esg-kriterii-v-investirovanii-zarubezhnyy-i-otechestvennyy-opyt (accessed 28.11.2021).

2. Galazova S. S. Vliyanie ESG-faktorov na ustoychivoe razvitie kompaniy i finansovuyu rezultativnost korporativnogo sektora [The Impact of ESG Factors on the Sustainable Development of Companies and the Financial Performance of the Corporate Sector]. Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta (RINKH) [Bulletin of the Rostov State University of Economics (RINH)], 2018, No. 4 (64), pp. 81-86. (In Russ.). Available at:

https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-esg-faktorov-na-ustoychivoe-razvitie-kompaniy-i-finansovuyu-rezultativnost-korporativnogo-sektora (accessed 29.10.2021).

3. Gerasimova S. A. Strategicheskiy podkhod k korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti v rossiyskikh kompaniyakh [Strategic Approach to Corporate Social Responsibility in Russian Companies]. VestnikMIRBIS [Bulletin of the MIRBIS], 2016, No. 2 (6), pp. 123-129. (In Russ.).

4. Zhukova E. V., Kirillova O. Yu. ESG-faktory i otvetstvennoe investirovanie v fokuse strategicheskogo razvitiya [ESG-Factors and Responsible Investment in the Focus of Strategic Development]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Ekonomika firmy [Scientific Research and Development. The Economy of the Company], 2021, Vol. 10, No. 3, pp. 4-11. DOI: https://doi.org/10.12737/2306-627X-2021-10-3

5. Smirnov V. D. Upravlenie ESG-riskami v kommercheskikh organizatsiyakh [ESG Risk Management in Commercial Organizations]. Upravlencheskie nauki [Management Sciences.], 2020, No. 3. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-esg-riskami-v-kommercheskih-organizatsiyah (accessed 20.10.2021).

Сведения об авторе

Елена Владимировна Жукова

соискатель базовой кафедры Федеральной антимонопольной службы России РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: zhukova.ev1@yandex.ru

Information about the author

Elena V. Zhukova

Candidate of the Basic Department

of the Federal Antimonopoly Service of Russia

of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: zhukova.ev1@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.