Научная статья на тему 'Основные тенденции развития дополнительного профессионального образования за рубежом'

Основные тенденции развития дополнительного профессионального образования за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1202
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМАЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко В. В.

В работе приводится зарубежный опыт развития дополнительного образования для взрослых, преимущественно в профессиональной сфере, анализируются основные направления и современные тенденции в области профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития дополнительного профессионального образования за рубежом»

ной и экспериментальной группах между началом и концом эксперимента использовался критерий Вилкоксона, относящийся к непараметрическим критериям и использующийся для оценки значимости различий двух связанных совокупностей количественных признаков. Результаты обработки показали, что различия между началом и концом достоверны (для уровня значимости р<0,05), что свидетельствует о том, что интенсивность положительного сдвига превышает интенсивность отрицательного сдвига полученных результатов. Проведенный анализ также показал, что в экспериментальной группе результаты, полученные в конце обучения, достоверно (р < 0,05) выше.

Исходя из целей фитнеса - улучшение внешности, а точнее самовосприятия своей внешности и физического развития

- для оценки результатов фитнес-программ был избран критерий самовосприятия физического Я клиента. Для получения валидных диагностических результатов был использован опросник «Самоописание физического развития» (СФР), пред-

Библиографический список

ложенный Х.В. Маршем, адаптированный Боченковой Е.В. (2000) [3].

Студенты из экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ)

- группы студентов не проходивших специальной коммуникативной подготовки участвовали в производственной практике в роли фитнес-тренеров. Они, в свою очередь, провели работу по диагностике самовосприятия своего физического Я клиентов из их групп до начала их работы и спустя два месяца после.

Анализ результатов говорит о положительной динамике самовосприятия себя у тех клиентов, которые занимались в группах с тренерами прошедшими специальную коммуникативную подготовку. Особенно существенными оказались результаты по показателям «Физическая активность», «Стройность тела», «Глобальное физическое Я», «Самооценка».

Автор предполагает дальнейшее исследование в области расширения теоретической базы, экспериментальных групп, статистического обоснования достоверности результатов.

1. Рамси, Н. Психология внешности / Н. Рамси, Д. Харкорт. - СПб.: Питер, 2009.

2. Чернявская, В.С. Формирование коммуникативной культуры: методология, диагностика, развитие: монография. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2004.

3. Боченкова, Е.В. Опросник «Самоописание физического развития». - Краснодар, 2000.

Статья поступила в редакцию: 12.10.10

УДК 37.018.4

В.В. Кравченко, соискательМПГУ, г. Москва, E-mail: val-ll-l@hotmail.comvaleriya.kravche@mail.ru

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ

В работе приводится зарубежный опыт развития дополнительного образования для взрослых, преимущественно в профессиональной сфере, анализируются основные направления и современные тенденции в области профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для взрослых.

Ключевые слова: непрерывное образование, образование для взрослых, дополнительное профессиональное образование, система профессиональной подготовки и повышения квалификации, дистанционное образование, формальное и неформальное образование.

В педагогической теории и практике западных стран многие исследователи и ученые настаивали на постоянном характере образовательного процесса, сопровождающего всю человеческую жизнь. Так, например, в одной из работ известного американского педагога Джона Дьюи была сформулирована идея понятия непрерывного образования. Он отмечал, что «образование не должно прекращаться с окончанием школы, и назначение школьной организации состоит в обеспечении продолжения образования посредством организации сил, гарантирующие развитие» [1, с. 51]. Далеко опережая свое время по педагогическим воззрениям, Д. Дьюи полагал, образование составляет одну из важнейших основ для полноценной жизни человека, которая может закладываться в любой период человеческой жизни, а не только в детские или юношеские годы.

В последующие годы теория образования в течение жизни получила широкое распространение в разных странах мира, но наиболее полное и четкое выделение основных положений теории методики образования в течение всей жизни сформулировали ученые Института образования ЮНЕСКО. По их мнению, образование в течение всей жизни имеет следующие основные характеристики:

1) длится в течение всей жизни отдельного индивида;

2) приводит к систематическому приобретению, обновлению, совершенствованию и развитию знаний, умений и отношений, что становится необходимым в ответ на постоян-

но меняющиеся условия современной жизни с конечной целью содействия самореализации каждого индивида;

3) зависит в своем успешном претворении от возрастающих способностей людей и их мотивации участвовать в само-направляемой обучающей деятельности;

4) признает значение всех имеющихся образовательных воздействий, включая формальные, неформальные и внеин-ституционные, т.е. непосредственные воздействия окружающей среды [2].

Таким образом, основная идея непрерывного образования заключается в том, что каждый человек в любой период своей жизни имеет возможность участия в учебном процессе и сам выбирает вид образовательной деятельности: профессиональную подготовку, общекультурное развитие или гражданское воспитание. Это является основной тенденцией развития современной системы образования в разных странах.

По мнению известного теоретика образования Дж. Филда, непрерывное образование можно условно разделить на три этапа: традиционное детско-юношеское образование, образование взрослых и образование пожилых [3]. На сегодняшний день образование взрослых (Adult Education) является наиболее значимым образовательным направлением по сравнению с другими видами непрерывного образования. По мнению многих зарубежных ученых это связано с потребностью взрослого человека постоянно работать над собой, ища источники обновления знаний, умений и навыков. Вследствие бурного развития науки и техники эта потребность увеличивается, так как

процесс овладения человеком определенной профессией или ее смены возможен только в непрерывной образовательной деятельности, выступающей основным условием освоения взрослым человеком постоянно обновляющейся и развивающейся системы знаний и культуры.

Известный педагог и теоретик зарубежного образования Питер Джарвис в своих работах использовал статистические факты на примере развития образовательных систем Великобритании и США [4, с. 41]. Так, например, в Великобритании к середине 90-х именно взрослые уже составляют большинство в программах дополнительного профессионального образования. Поэтому многие британские университеты стали получать дотации от правительства на расходы по организации дополнительного профессионального обучения для взрослых на университетском уровне. В США с этой целью организуются правительственные программы «занятости и подготовки кадров», относящиеся к государственному сектору, а также учебные заведения, организованные частными лицами. Такие же тенденции прослеживаются и в образовательных системах других европейских стран.

Еще одной тенденцией развития системы образования за рубежом является разделение образования взрослых на общее и профессиональное, причем основной акцент падает на повышение квалификации и профессиональную переподготовку.

По нашему мнению, смена приоритетов произошла из-за неустойчивой ситуации на рынке труда: ростом безработицы и возрастанием конкуренции с другими странами. Знания и профессиональная подготовка специалистов становятся основополагающими функциями успешного развития образовательной системы и государства в целом.

Во Франции в результате реформы национальной системы профессиональной квалификации была создана новая система профессиональной подготовки, и повышения квалификации кадров ГРЕТА (GRETA - Groupments d’etablissements publics locaux d’enseignement). В рамках этой новой системы около 50% средних учебных заведений Франции, а также университетов предоставляют свои услуги на образовательном рынке. Основной технологией обучения в ГРЕТА, является индивидуализация образовательного процесса, то есть развитие индивидуальных способностей учащихся и создание необходимых условий, как для личностного, так и для профессионального роста. Основным достоинством такой системы является доступность и широкий выбор образовательных курсов, а также помощь обучающимся взрослым в профессиональной ориентации, в определении профиля и непосредственно организации образовательных программ [5].

В Великобритании в связи с реформой системы профессиональной квалификации (1986 гг.) происходит сокращение правительственных дотаций на дополнительное гуманитарное образование и приоритетное финансирование профессионального образования. Правительство Великобритании установило контроль над этим развивающимся сектором со стороны министерства труда [6].

В Италии также особое внимание занимает проблема непрерывного образования в контексте дополнительного профессионального образования. В результате реформы 1999 года система профессионального образования взяла за основу расширение категорий обучающихся в системе повышения квалификации и сосредоточению деятельности по повышению квалификации непосредственно в фирмах, компаниях, школах бизнеса, консультационных центрах. В образовательных целях существуют курсы специализации 1-го и 2-го уровней (Corsi di specializzazione di primo e secondo livello) для обеспечения дополнительными знаниями и навыками выпускников, высших учебных заведений [7].

В Германии в рамках реформ было выдвинуто требование интеграции общего и профессионального образования. Оно нашло фактическое выражение в создании новых моделей социальных институтов, выпускники которых получают про-

фессиональную подготовку и одновременно полное среднее образование [6].

Таким образом, можно сделать вывод, что изменение приоритетов в развитии дополнительного образования взрослых, а именно лидирующая позиция дополнительного профессионального образования есть результат усилий со стороны государства, которое стремится повысить образовательный уровень и профессиональные компетенции своих граждан, тем самым, обеспечивая конкурентоспособность своих работников на мировом рынке труда.

Еще одной тенденцией развития системы дополнительного профессионального образования - интеграция формальных, неформальных и информальных форм обучения.

Зарубежные исследователи Alan Rogers, D.W.Livingstone, A.Jacob, A.Rascony считают, что формальное образование -«деконтекстуальное», негибкое обучение, неизменяемая форма, где студенты должны приспосабливаться к программе и формам обучения, в то время как неформальное и информаль-ное обучение предполагают «контекстуальное» обучение, где действуют такие принципы как открытость, доступность и гибкость образовательного процесса. В любом случае, важно совмещать эти формы обучения, так как они взаимодополня-ют друг друга.

Например, по мнению М. Ноулза при разработке программ повышения квалификации было бы неплохо включить программы самоподготовки и самообучения, так как большинство зарубежных исследователей подчеркивает личностный смысл повышения квалификации, то есть желание вырасти в собственных глазах, повысить свое самоуважение усиливает мотивацию взрослых к знаниям. Появление новых форм обучения, таких как дистанционное, корпоративное, транснациональное, в сочетании с инновационными технологиями делают образование доступным, гибким, мобильным, непрерывным c вариативным содержанием разноуровневых профессиональных образовательных программ. Помимо этого, существует огромное количество исследовательских организаций, которые анализируют формальные, внеформальные и неформальные подходы, существующие в профессиональном образовании взрослых, а также реализуют их на практике. (AIETS - The adult Education and Training survey; NIACE - The National Institute of Adult Continuing Education) [8]. Здесь можно привести пример дистанционного обучения, совершенно нового подхода к образованию, получившего свое развитие совсем недавно, около 30 лет назад. Преимущества дистанционного образования заключаются в том, что учебное пространство увеличивается посредством компьютерных сетей, спутникового телевидения или других средств, и позволяет обучающимся самим выбрать учебную деятельность, сроки обучения, форму занятий, оценок и темп обучения. Такое расширение учебного пространства помогает выстроить единую систему непрерывного образования и дать возможность взрослым, занятым людям получить основное или дополнительное образование без отрыва от их профессиональной деятельности. Помимо дистанционного подхода, в дополнительном профессиональном образовании очень широко используются корпоративные методы обучения с привлечением инновационных технологий.

Особое место среди международных образовательных проектов занимает Болонский процесс, который был начат в июне 1999 г. по инициативе ряда европейских государств. В контексте Болонских соглашений вновь возникают вопросы о соотношении профессионального и общего образования. В частности вновь становится актуальным вопрос, для кого предназначаются университеты - для наиболее успешных выпускников школ или же для людей всех возрастов и сословий? Этот вопрос рассматривает П. Джарвис в своей монографии «Университеты и корпоративные университеты», где отмечает, что все большее значение в вопросах обеспечения профессионального обучения приобретают университеты и

колледжи дальнейшего и высшего образования, в то время как роль местных органов власти и добровольных организаций становится все менее заметной. Помимо этого, он обращает внимание на возрастающие связи университетов с промышленными корпорациями, результатом которых является реализация совместных образовательных проектов. Г.-У. Грундер, профессор университета в Швейцарии также обращает внимание на проблему отсутствия диалога между вузами и компаниями, который влияет на профессиональную подготовку выпускников, а также их трудоустройство. Он призывает университеты в рамках реформы в большей степени ориентироваться на практику и развивать у студентов ключевые компетенции. С ним согласны многие зарубежные аналитики в области образования (Kulich J., Knapper C.K., Cropley A.J.).

Еще одной важной тенденцией в рамках Болонской конвенции является увеличение возможностей для обучения в течение всей жизни на уровне высшего образования, включая признание предыдущего образования. Речь идет о преемственности процесса обучения, то есть студенты должны иметь право доступа к университетскому образованию на любом этапе профессиональной карьеры и при любой подготовке. Любая подготовка означает признание предшествующего обучения на основе результатов обучения, независимо от путей приобретения знаний, навыков и компетенций - через формальное, неформальное или информальное обучение. Это положение вошло в хартию европейских университетов об образовании в течение всей жизни, разработанную Европейской ассоциацией университетов. В ее основу вошли такие положения как признание самосертификации национальных квалификационных структур с соответствии со структурой квалификаций для Европейского пространства высшего образования, что возможно означает разработку системы зачетных единиц для институтов формального, неформального и ин-формального образования. Все эти инновационные реформы должны расширить доступ участников к высшему образованию [9].

Так, в Швейцарии, стране одной из первых подписавшая в 1999 Болонскую декларацию, в результате реформы высшего профессионального образования признается предшествующее обучение, а на уровне магистратуры есть сертифицированные программы «постдипломного обучения», относящиеся к повышению квалификации и по окончании выпускнику присваивается степень магистра. Эти программы дополнительного профессионального образования имеют модульную структуру, каждый модуль охватывает один или несколько курсов, объединенных одной образовательной целью, и завершается общим экзаменом. Программы проходят аккредитацию в специальных агентствах на соответствие мировым образовательным стандартам [10].

В Великобритании с 2000 года также введена новая программа высшего образования, целью которой является получение выпускниками профессионально-ориентированной квалификации (“vocationally focused higher education

qualification”). Данная квалификация получила название «базовой степени» (“foundation degree”), так как готовит специалистов среднего звена. Однако, выпускники, получившие эту степень, имеют в дальнейшем возможность продолжить образование в университете в зависимости от выбранной профессии. Как отмечал в своем докладе министр высшего образования Великобритании Тесса Блэкстоун, «учитывая профессиональную направленность этой степени, ожидается, что большую часть будущих студентов составят работающие взрослые, желающие расширить свои карьерные горизонты, приобретая дополнительное образование и новые навыки» [11].

Таким образом, структурные реформы, осуществляемые в рамках Болонского процесса, выступают не только как способ построения европейского пространства высшего образования, но и всего образования в целом. Страны - участники болонской конвенции в основу ставят непрерывность образовательной системы, ее преемственность, а также признают внеин-ституционные формы дополнительного образования взрослых с приоритетом дополнительного профессионального направления.

В заключении можно сказать, что основными тенденциями дополнительного профессионального образования за рубежом, на наш взгляд, являются следующие:

признание зарубежными исследователями ведущей роли дополнительного образования в системе непрерывного обучения, так как оно направлено на систематическое обучение взрослых людей и способствует их развитию как индивидов.

изменение приоритетов в развитии дополнительного образования взрослых: лидирующую позицию занимает дополнительное профессиональное образование в связи с происходящими экономическими и социальными изменениями;

возрастание роли правительства в вопросах обеспечения обучения: профессиональное образование получило приоритетное финансирование и постоянный централизованный контроль;

интенсивное развитие различных форм дополнительного образования взрослых - формальных, неформальных и внеин-ституционных с приоритетом дополнительного профессионального направления. Это приводит к расширению числа провайдеров, в том числе и среди высших учебных заведений, разнообразию предлагаемых программ, а также доступности образования для всех слоев населения;

признание предшествующего обучения на уровне высшего образования, независимо от путей приобретения знаний, навыков и компетенций - через формальное, неформальное или информальное обучение, что означает включение системы дополнительного профессионального образования в общеевропейское пространство высшего образования и в дальнейшем унификацию программ обучения в рамках этой системы.

На наш взгляд, подобные тенденции могут стать ориентиром для развития системы дополнительного профессионального образования в России в области профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов.

Библиографический список

1. Dewey, J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. - New York: Macmillan, 1916; New York: Free Press; London: Collier-Macmillan, 1944

2. Непрерывное образование и потребность в нем / отв. ред. Г. А. Ключарев. - М.: Наука, 2005.

3. Field, J. Lifelong Learning and the New Educational Order // Trenthaw Books, 2000.

4. Peter Jarvis. Adult education and lifelong learning: theory and practice. - London; New York Routledge Falmer, 2003.

5. Онушкина, Е.В. Непрерывное профессиональное образование взрослых во Франции: дис. .. .канд. пед. наук: - СПб, 2005.

6. Knapper, С. Llifelong learning and higher education / Knapper C.Christopher K. and Cropley Arthur J. - London; Dover, N.H.: Croom Helm, 1985.

7. http://transalp.lavorosenzafrontiere.org

8. Knowles, Malcolm Shepherd. The Adult Learner, Sixth Edition: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development / Knowles, Malcolm Shepherd, Elwood F. Holton, and Richard A. Swanson. - Butterworth-Heinemann, 2005.

9. Байденко, В.И. Мониторинговое исследование болонского процесса: некоторые результаты и взгляд в будущее // Высшее образование в России. - 2007. - № 9.

10. Грундер, Г.-У. Болонский процесс в Швейцарии: «новые концепции обучения - новый «тип учения»? // Высшее образование в России. -2007. - № 9.

11. http://www.qaa.ac.uk/reviews/foundationdegree/benchmark/

Статья поступила в редакцию 12.10.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.