Научная статья на тему 'Основные тенденции развития банковской системы России на основе мирового опыта'

Основные тенденции развития банковской системы России на основе мирового опыта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1047
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ / БАНКОВСКИЕ ПРОДУКТЫ / КАПИТАЛИЗАЦИЯ БАНКОВ / COMPETITIVENESS OF A BANKING SYSTEM / BANKING PRODUCTS / CAPITALIZATION OF BANKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Т. Г.

Определена роль банковской системы в развитии российской экономики, выявлены пути развития банковской системы за рубежом, выявлена возможность применения этих методов в российских кредитных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TENDENCIES OF RUSSIAN BANKING SYSTEM’S DEVELOPMENT ON THE WORLD EXPERIENCE’S BASIS

The role of a banking system in development of the Russian economy is defined, the ways of development of a banking system abroad are revealed, the possibility of application of these methods in the Russian credit organizations is revealed.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития банковской системы России на основе мирового опыта»

Макарова Надежда Николаевна, канд. техн. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

THE PAID MEDICAL SERVICES AND VOLUNTARY MEDICAL INSURANCE MARKET

DEVELOPING BASIC FACTORS

N.N. Makarova

The analyses of paid services and voluntary medical insurance market is executed in order to identify factors of its developing in the medium-term.

Key words: medical services, voluntary medical insurance, the market analyses.

Makarova Nadezhda Nikolaevna, candidate of technical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.

УДК 336.71

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ НА ОСНОВЕ МИРОВОГО ОПЫТА

Т.Г. Бондаренко

Определена роль банковской системы в развитии российской экономики, выявлены пути развития банковской системы за рубежом, выявлена возможность применения этих методов в российских кредитных организациях.

Ключевые слова: конкурентоспособность банковской системы, банковские продукты, капитализация банков.

Проблема конкурентоспособности банковской системы является одной из основных для российской экономики, так как это универсальный инструмент и ключевое звено в решении задачи повышения конкурентоспособности России на мировом рынке капитала. Например, от уровня развития банковской системы, в том числе от развития потребительского и ипотечного кредитования, напрямую зависит благосостояние российских граждан.

В настоящее время отношение величины капитала российских банков к ВВП составляет около 6%, что в разы меньше по сравнению с развитыми странами (Франция 22, Англия 26%). Схожая ситуация и по другим показателям. Например, отношение активов российских банков к ВВП составляет около 45%, в то время как во Франции эта величина составляет 280, в Англии 390%.

Мировой опыт показывает, что развитие банковской системы приобретает стратегический характер. Усиливается роль зарубежных банков, которые создают в России свои дочерние банки (Ситибанк, Райффайзенбанк), приобретают российские банки (Хоум кредит, Инвестсбербанк и т.д.). [3]

В настоящее время выделяют два основных направления, через которые зарубежные финансовые организации оказывают существенное влияние на деятельность банковской системы нашей страны. Первое направление - это предоставление значительных долгосрочных займов (напрямую или через организацию выпуска еврооблигаций) крупным российским корпорациям (РАО «ГАЗПРОМ», нефтяные, телекоммуникационные и другие компании). Второе - участие иностранного капитала в банковской системе России. [3]

Выход банков на международный уровень позволит им взаимодействовать с зарубежными финансовыми институтами, что положительно отразится на деятельности банковской системы России в целом. Для организации сотрудничества с зарубежными финансовыми институтами необходимо приближать организацию деятельности банков к международным стандартам. Того же требует и проект Указания Банка России «Об оценке экономического положения кредитных организаций». [4]

Для расширения этого сотрудничества, обеспечения возможности конкуренции с дочерними структурами зарубежных финансовых организаций, кредитные организации обязаны постоянно повышать свою стоимость, которая определяется величиной их капитала, способностью генерировать доходы в будущем, стоимостью их брендов - кадры, технологии, филиально-офисная сеть, клиентская база, деловые связи, потенциал развития и т.д.

В рамках общей политики по усилению роли государства в экономике Правительством страны и руководством Банка России был предпринят ряд действий по усилению роли контролируемых государством банков (Внешторгбанк, Газпромбанк). Президентом России 17 мая 2007 г. подписан федеральный закон о создании на базе «Внешэкономбанка», «Росэк-симбанка» и «Российского банка развития» государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности». [3]

Другим направлением поддержки «государственных» банков является их ускоренная капитализация за счет дополнительной эмиссии. Например, весной 2007 г. два государственных банка СБЕРБАНК и ВНЕШТОРГБАНК суммарно привлекли, таким образом, около 400 млрд. рублей, что составляет около 25% суммарной величины капиталов всей банковской системы России по состоянию на 1 января 2007 г. [3]

Крупные российские банки продолжают участвовать в процессе «банкизации» страны, пронизывая всю территорию банковскими отделениями, предоставляющими своим гражданам широкий спектр финансовых услуг. [2, с.34]

Эту миссию банки реализуют посредством следующих мероприятий:

- повышение эффективности финансового посредничества в российской экономике;

- обеспечение доступности банковских услуг корпоративным и частным клиентам в регионах своей деятельности;

- финансовая и консультационная поддержка национальных товаропроизводителей, а также экономических субъектов, обладающих потенциалом роста;

- содействие структурной перестройке российской экономики, обновлению основных фондов, а также увеличению объемов кредитования высокотехнологичных производств;

- содействия экономической интеграции регионов России, обеспечению перераспределения денежных ресурсов, товаров, услуг и рабочей силы;

- расширение ипотечного и потребительского кредитования, повышение кредитной культуры российских граждан.

В условиях уменьшения процентной маржи все большее значение для банков имеет получение непроцентных доходов, одним из источников которых является прибыль от реализации инвестиционных проектов и совместного ведения бизнеса. Исходя из ситуации на рынках, приоритетными направлениями развития совместного бизнеса должны стать строительство, производство энергосберегающего оборудования страхование, доверительное управление, консалтинг, сдача в аренду офисных и торговых помещений и др.

Одним из решений вышеописанной проблемы является развитие банка в качестве многопрофильного холдинга, представляющего весь комплекс финансовых услуг, осуществляющего инвестиционную деятельность и работающего в различных отраслях - страховая, лизинговая, туристическая и др. Это позволяет обеспечить увеличение капитала банка на несколько миллиардов рублей за счет дополнительной эмиссии и получения эмиссионного дохода. В свою очередь, подразделения банка выполняют роль центров продаж для всех «членов» холдинга. Филиалы и отделения банков превращаются практически в 100% фронт-офисы, задача которых состоит в привлечении клиентов и продаже им услуг и продуктов, как непосредственно банка, так и компаний-партнеров банка.

Именно развитие банка в составе холдинга позволяет перейти от «консервативного» пути его развития к интенсивному динамичному развитию его бизнесов. [2, с.36] Такое развитие банка обеспечивает повышение его рыночной стоимости, инвестиционной привлекательности, что делает возможным проведение дополнительных эмиссий акций и организацию торговли ими на фондовом рынке. [1, с.264]

Немаловажным фактором в банковской системе является развитие информационной системы банка.

Сегодня разветвленная территориально-распределенная сеть банковского обслуживания будет эффективно функционировать, если правильно

выбрана архитектура системы обработки информации банка, которая позволит построить автоматизированные средства контроля и управления банком в целом, если в сети функционируют многочисленные информационноплатежные киоски и банкоматы. Высокий уровень развития систем связи и средств интерактивного взаимодействия при осуществлении банковских операций позволяет создавать стационарные пункты самообслуживания.

Для поддержки конкурентоспособности предлагаемых продуктов основное внимание кредитные организации направляют на развитие своих организационных структур. Создание элементов автоматизированной системы управления банком, централизованной автоматизированной системы взаимодействия с клиентами (CRM), развитие телекоммуникационной системы, развитие дистанционного обслуживания клиентов приводит к уменьшению трудовых затрат на подготовку отчетности (как управленческой, так и предоставляемой в надзорные органы) и проведение операций по обслуживанию своих клиентов.

Подобные системы управления позволяют разрабатывать и внедрять продукты, основанные на использовании возможностей процессингового центра банка, его банкоматов и платежных киосков; привлекать денежные средства населения во вклады и на карточные счета; организовывать дистанционные формы приема платежей клиентов; создавать централизованные службы управления взаимоотношениями подразделений банка с клиентами.

Однако при переходе работы кредитных организаций на полную автоматизацию всех операций есть и отрицательный момент. Численность работников банков при такой схеме обслуживания не только не увеличивается, а даже сокращается за счет оптимизации бизнес-процессов, реализуемых банками.

Список литературы

1. Банковское дело: стратегическое руководство. 3-е изд. М.: Издательство «Консалтбанкир», 2004. 432с.

2. Ямпольский М. М. Об особенностях и проблемах денежнокредитной политики //Деньги и кредит, 2004, №7, с.34-39

3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.bankir.ru

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cbr.ru

Бондаренко Татьяна Григорьевна, канд. экон. наук, доц. кафедры «Мировая экономика», Россия, Тула, Тульский государственный университет

THE MAIN TENDENCIES OF RUSSIAN BANKING SYSTEM’S DEVELOPMENT ON THE WORLD EXPERIENCE’S BASIS

Bondarenko T.G.

The role of a banking system in development of the Russian economy is defined, the ways of development of a banking system abroad are revealed, the possibility of application of these methods in the Russian credit organizations is revealed.

Keywords: competitiveness of a banking system, banking products, capitalization of

banks

Bondarenko Tatiana Grigorievna, candidate of economic science, docent of department «Global economy», Russia, Tula, Tula State University

УДК 339.942

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КООПЕРАЦИИ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Е.В. Вишняков

Выявлено значение международной промышленной кооперации, выявлены проблемы реализации наиболее эффективных схем промышленной кооперации в России, проанализированы результаты присоединения к ВТО с сфере расширения импорта и усиления конкуренции на отечественном рынке.

Ключевые слова: промышленная кооперация, эффективная инновационная модернизация экономики, промышленное сотрудничество, технические регламенты, системы качества.

Международная промышленная кооперация в настоящее время приобретает все большее значение. Кооперирование производственной деятельности получило наибольшее развитие в отрасли автомобилестроения, а также в таких отраслях, как авиационное производство, тракторостроение, электротехника (в особенности в производстве бытовых приборов), электроника, бытовая химия и др. Например, покупные комплектующие изделия в стоимости выпускаемых автомобилей могут составлять у компаний «Дженерал моторс» и «Крайслер» 40%, у «Рено» и «Фиат» - около 50%, у «Тойота» и «Ниссан» - 60 и 65% . Ведущие производители автомобилей расширяют круг своих поставщиков комплектующих изделий. Например, сегодня гражданин США покупая автомобиль производства фирмы «Дже-нерал моторз», платит 10 тыс. долларов, из которых 3 тыс. долларов идут Южной Корее за сборочные операции, 1850 долларов - Японии за моторы, ведущие мосты, электронные устройства, 700 долларов - Германии за конструирование, 400 долларов - Тайваню, Сингапуру, Гонконгу за изготовление мелких деталей, 250 долларов - на счета английских фирм за организацию рекламы и сбыта, 50 долларов - Ирландии и Барбадосу за обработку данных. [1]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.