08.00.10. Финансы, денежное обращение и кредит
А.А. Адаменко - доцент кафедры «Экономика и финансы», д.э.н., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Краснодарский филиал) ([email protected]),
A.A. Adamenko - associate professor at the department of economics and finance, doctor of economics, Financial University under the Government of the Russian Federation (Krasnodar branch);
К.В. Желябовская - студент направления «Экономика», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Краснодарский филиал) ([email protected]),
K.V. Zhelyabovskaya - a student of «Economics», Financial University under the Government of the Russian Federation (Krasnodar branch).
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE BANKING SECTOR IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. Развитый национальный банковский рынок является одним из ключевых элементов повышения конкурентоспособности страны. Такой рынок опосредует перераспределения сбережений населения и финансовых ресурсов, поступающих в экономику извне, направляет их в предпринимательские и инвестиционные проекты на основе критерия максимальной ожидаемой доходности, а также обеспечивает доступ частного сектора к капитальным вложениям через банковские кредиты на разумных условиях и через прочие финансовые продукты.
В статье авторами достаточно подробно рассматриваются тенденции функционирования банковского сектора в Российской Федерации, проведен анализ основных индикаторов уровня развития кредитных организаций и дана оценка эффективности их деятельности на территории страны. Выявлены основные проблемы развития банковского сектора России на современном этапе развития, а также обоснованы основные пути их преодоления.
Annotation. A developed national banking market is one of the key elements for enhancing a country's competitiveness. Such a market mediates the redistribution of household savings and financial resources entering the economy from the outside, directs them to entrepreneurial and investment projects based on the criterion of maximum expected return, and also ensures private sector access to capital investments through bank loans on reasonable terms and through other financial products.
In the article, the authors consider in detail the trends in the functioning of the banking sector in the Russian Federation, analyze the main indicators of the level of development of credit institutions and evaluate the effectiveness of their activities in the country. The main problems of the development of the banking sector in Russia at the present stage of development are identified, and the main ways to overcome them are justified.
Ключевые слова: банковский сектор, денежно-кредитная политика, Банк России, кредитные организации, государственное регулирование.
Keywords: banking sector, monetary policy, Bank of Russia, credit organizations, state regulation.
Современные условия формирования экономических взаимоотношений и состояние экономики Российской Федерации накладывают свой отпечаток на формирование банковской концепции. От уровня развития и стабильности функционирования банковской системы зависит и уровень устойчивости и возможности развития всего национального хозяйства. Банковский сектор является своеобразным индикатором, как финансовой системы страны, так и в целом ее экономики. Он, являясь социально-экономическим институтом, специфика которого состоит в способности содействовать экономическому росту, в силу своего существования и развития, может и должен способствовать достижению еще и социальных целей.
Экономическая и политическая обстановка последних лет в России, действие экономических санкций западных стран, направленные на дестабилизацию российской экономики, рост уровня инфляции, девальвацию рубля, стагнацию реального сектора экономики - обусловили появление негативных проявлений и в сфере банковского сектора России. На рисунке 1 представлена динамика количества кредитных организаций на территории России с 2008 г. по 2018 г.
Рисунок 1 - Количество кредитных организаций в России в 2008-2018 гг.
За исследуемый период, «зачистка» банковского сектора продолжается очень быстрыми темпами, так количество кредитных организаций сократилось на 575 штук (с 1136 до 561), что составляет 50,6%. Основными причинами массового сокращения числа банковских организаций является отзыв лицензии на осуществление банковской деятельности, в связи с неисполнением нормативных актов Банка России, а также применение Центральным Банком России жесткой политики по урегулированию деятельности кредитных организаций. На мой взгляд, такая тенденция благоприятно скажется, на экономике нашей страны, поскольку такая необходимая мера укрепит доверие населения к банковской системе.
Рассмотрим динамику предоставления кредитов населению и кредитование реального сектора экономики за 2008-2018 гг. (рисунок 2).
34000
33000 Ш
32000 ■
31000 ■
30000
29000 ■ ■ ■ ■
28000 ■ ■ ■ ■ 27000 ■ ■ ■ ■
26000 ■ ■ ■ ■ 25000 ■ ■ ■ ■
24000 23000 22000
УиННШ
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 ■ Кредиты организациям, млрд. руб. ■ Кредиты физ. лицам, млдр. руб.
Рисунок 2 - Динамика кредитования населения и реального сектора экономики в 2008-2018 гг.
Главным трендом в активах кредитных организаций стало ускорение роста кредитования юридических лиц. Большую роль в кредитовании реального сектора экономики сыграл, фактор снижения ставки в среднем она составила 10,59 %, так в 2018 году сумма выданных кредитов составила 30192 млрд. руб. В целом, с
2008 года по 2018 год наблюдается положительная тенденция выданных кредитов малому и среднему бизнесу на 21461 млрд. руб.
Качество кредитов реального сектора экономики за 2018 год улучшилось, по сравнению с 2016 годом доля просроченной задолженности снизалась с 14,9% до 12,4%. Таким образом, в 2018 году сложилась позитивная динамика банковского кредитования основных отраслей экономики.
Кредитование граждан за рассматриваемый период характеризуется положительной тенденцией. Объем кредитов физическим лицам по сравнению с 2013 годом увеличился на 15 %. Ускорение кредитования во многом объясняется тем, что ставки по ипотеке достигли исторического минимума в 9,4%. Доля просрочки по портфелю ипотечных жилищных кредитов за 2018 год снизилась с 1,3% до 1,1% [4].
На наш взгляд, в 2019 году качество кредитного портфеля банковского сектора продолжит улучшаться из-за высоких темпов прироста кредитов и незначительных темпов прироста просрочки, однако доля просрочки снизится до 5,8-5,9%.
Прирост основных составляющих ресурсной базы за 2008-2018 гг. представлен на рисунке 3.
30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0
Вклады начеления, млрд. руб.
2016
Вклады юр. лиц, млрд. руб.
2017
2018
Рисунок 3 - Динамика прироста основных составляющих ресурсной базы за 2008-2018 гг.
Как видно, из рисунка 3, наблюдается положительная тенденция по вкладам граждан наибольший прирост вкладов пришелся на 2018 год, за счет влияния фактора сезонности, по сравнению с предыдущем годом увеличились на 3,9%.
Причиной сложившейся ситуации является незначительный рост средневзвешенной процентной ставке в банковском секторе с 6,7% с начала 2018 года до 6,8% на конец года. Объем депозитов организаций за 2018 год вырос на 3,3%, а в 2016 году прирост составил 2,6%. Стоит отметить, что более высокие темпы прироста в 2018 году обусловлены ослаблением рубля и как вследствие валютной переоценкой.
Среди основных проблем функционирования современной банковской системы РФ можно выделить:
- неиспользование законодательных актов, регулирующих деятельность коммерческих банков;
- потеря банком ликвидности - то есть снижение доверия к банку как со стороны партнёров и вкладчиков, так и со стороны государства.
- низкий уровень спроса на кредиты со стороны физических лиц, из-за высоких процентных ставок. Стоимость кредитов для населения, по-прежнему, является чрезмерно высокой. В настоящее, время гражданам тяжело расплачиваться по взятым на себя обязательствам;
- нестабильная экономическая ситуация в стране (резкие колебания курса национальной валюты, рост инфляции, безработица - всё это негативным образом сказывается на функционировании банковской системы).
Среди перспектив развития банковской системы Российской Федерации можно выделить следующие:
- совершенствование потребительского кредитования: расширение перечня специальных программ кредитования; проведение банками регулярной реструктуризации потребительских ссуд за счет увеличения доли
краткосрочного кредитования.
- продолжение развития законодательства в вопросах, регулирующих отношения, возникающие в кредитной системе в рамках потребительского кредитования, уделение особого внимания обоюдной защите прав банков и их клиентов, с тем чтобы создать условия для снижения стоимости кредитов;
- повышение прозрачности капитала и кредитных операции кредитных организаций. Действия Банка России должны способствовать трансформации кредитной системы в прозрачную сферу банковских операций.
Таким образом, работа банковского сектора России за 2018 год можно оценить, как достаточно хорошую.
Источники:
1. Адаменко А.А. Вхождение России в экономический кризис: тенденции 2015 года, пути выхода / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Е.В. Мостовая // Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов: материалы IV международной научной конференции. - Краснодар: Изд-во «Магарин О. Г.», 2016. - С. 644-648.
2. Адаменко А.А. Проблемы развития банковского сектора / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, А.А. Одуд // Формирование экономического потенциала субъектов хозяйственной деятельности: проблемы, перспективы, учетно-аналитическое обеспечение: материалы IV Международной научной конференции. - Краснодар: Изд-во «Магарин О. Г.», 2016. - С. 369373.
3. Тимошенко Н.В. Анализ эффективности банковского сектора как звена финансовой системы Краснодарского края / Н.В. Тимошенко // Вестник современных исследований. - 2018. - № 4.2(19). - С. 534-538.
4. Информационный портал banki.ru - Режим доступа: http://www.banki.ru/
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - Режим доступа: http://www.gks.ru/
6. Официальный сайт Центрального банка России - Режим доступа: http://www.cbr.ru/
Sources:
1. Adamenko A.A. Russia's entry into the economic crisis: trends in 2015, ways out / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, E.V. Mostovaya // Information support for the effective management of the activities of economic entities: proceedings of the IV International Scientific Conference. - Krasnodar: Magarin OG publishing house, 2016. - p. 644-648.
2. Adamenko A.A. Problems of development of the banking sector / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, A.A. Odud // Formation of the economic potential of business entities: problems, prospects, accounting and analytical support: materials of the IV International Scientific Conference. - Krasnodar: Magazine OG publishing house, 2016. - p. 369-373.
3. Tymoshenko N.V. Analysis of the effectiveness of the banking sector as a link in the financial system of the Krasnodar Territory / N.V. Tymoshenko // Bulletin of modern research. - 2018. - No. 4.2 (19). - p. 534-538.
4. Information portal banki.ru - Access mode: http://www.banki.ru/
5. Official site of the Federal State Statistics Service - Access Mode: http://www.gks.ru/
6. The official site of the Central Bank of Russia - Access Mode: http://www.cbr.ru/
Е.А. Байдецкая - доцент кафедры предпринимательской деятельности, к.э.н., Кубанский социально-экономический институт ([email protected], 89181460050),
E.A. Baidetskaya - Associate Professor of the Department of Business, Ph.D., Kuban Social and Economic Institute.
ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
НА 2019-2021 ГОДЫ EVALUATION OF BUDGETARY AND TAX POLICIES OF KRASNODAR KRAI
FOR 2019-2021
Аннотация. Данное исследование направлено на рассмотрение вопросов бюджетной и налоговой политики при формировании регионального бюджета Краснодарского края. В работе описаны основные цели и задачи бюджетной и налоговой политики направленные на улучшение эффективности бюджетного процесса и в частности эффективности бюджетных расходов региона. Для реализации целей и задач регионом разработаны направления реализации бюджетной и налоговой политики края. К основным направлениям следует отнести -рост доходов региона, контроль за расходами, поддержка инвесторов, оптимизация региональных налоговых льгот, совершенствование межбюджетных отношений. Министерством финансов Краснодарского края разработаны подходы к формированию расходов бюджета и направления повышения эффективности расходов краевого бюджета. Раскрыты данные консолидированного бюджета Краснодарского края в котором заложен профицит бюджета на ближайшие годы с 2019 по 2021 и выявлен темп роста налоговых и неналоговых доходов. В работе представлена информация об ожидаемой структуре роста налоговых доходов бюджета в абсолютных цифрах. Планируемый объем поступлений доходов в бюджет Краснодарского края, так же представлен в абсолютных единицах. Исследован перечень нормативных документов повлиявших на формирование бюджетной и налоговой политики края на ближайшую перспективу 2019-2021 годов. При составлении бюджета Минфин Кубани руководствовался требованиями законодательства и построен на основе: Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 01.03.2018 года; Указа Президента РФ от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, подготовленных Минфином России; Данных прогноза социально-экономического развития Краснодарского края на 2019 год и на период 2020-2024 годов; Основных направлений бюджетной и налоговой политики Краснодарского края на 2019