О. Б. Лобанова
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
В статье раскрываются социальные и организационно-педагогические условия, повлиявшие на развитие народного образования в Енисейской губернии начала ХХ в., а также дается характеристика социально-экономической ситуации региона означенного периода. На основе анализа историко-педагогической литературы выявлены общие тенденции распространения передового педагогического опыта в образовательной практике Енисейской губернии начала ХХ в. (на примере начальных учебных заведений).
Ключевые слова: народное образование, регион, Енисейская губерния, социально-экономические условия, образовательная практика, передовой педагогический опыт.
O. Lobanova
GENERAL TENDENCIES OF EXTENSION OF THE PROGRESSIVE PEDAGOGICAL EXPERIENCE
IN THE EDUCATIONAL PRACTICE OF THE YENISEI PROVINCE OF THE EARLY 20th CENTURY
The paper reveals social and organisational-pedagogical conditions that influenced the development ofpublic education in the Yenisei province of the early 20th century. The author characterises the social and economic situation of the region in the mentioned period. Analysing the historical and pedagogical literature, the author distinguishes general tendencies of extension of the progressive pedagogical experience in the educational practice of the Yenisei province of the early 20th century (by the example of primary educational institutions).
Key words: public education, region, the Yenisei province, social and economic conditions, educational practice, progressive pedagogical experience.
Изучение и объективный анализ явле- исторический опыт систем образования,
ний социального развития регионов Рос- форм и методов обучения и воспитания,
сии все больше становится нормой наше- своеобразие культурных и национальных
го бытия и научного взаимодействия. В ус- традиций, несомненно, будут расширять
ловиях коренного переосмысления разви- наш кругозор и обогащать научное видение
тия отечественной школы многообразный в решении новых проблем. Особое значе-
ние региональных исследовании определяется возможностью использования опыта предшествующих поколении и наличием определенного сходства проблем, определяющих характер развития системы просвещения в России начала ХХ в. и теми, что приобрели актуальность в настоящии период. Богатейший исторический опыт данного региона в области образования позволит глубже проникнуть в суть происходящих в настоящее время в стране перемен.
Нельзя не согласиться с В. Б. Помело-вым, который отмечает, что в последние годы регионалистика становится одним из направлений в ряде наук, в том числе и в истории педагогики [9, с. 17]. В настоящее время уделяется внимание социально-экономической самостоятельности регионов России и придается большое значение самоуправлению субъектов Федерации. В этой связи особенно актуально обратиться к изучению специфических черт и особенностей образовательной практики Енисейской губернии (в настоящее время Красноярский край) начала ХХ в., что может служить источником для понимания сущности образовательной политики России исследуемого периода.
Енисейская губерния ХХ в. характеризовалась рядом специфических социально-экономических, политических, природно-географических особенностей (отдаленность от Центральной России, обширность территории, слабая транспортная способность, отсутствие земств и др.), что обусловило хронологическое отставание от Центральной части России в образовательной практике учителей региона.
Громадные пространства Сибири при неразвитости транспортной сети были ощутимой преградой на пути вовлечения губернии в общероссийские экономические связи. Одной их серьезнейших проблем, препятствующих развитию народного образования в Енисейской губернии начала ХХ в., являлось колониальное положение Восточной Сибири, что не давало возможности региону создавать орга-
ны местного самоуправления — земства. В Центральной части России земства принимали активное участие во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании.
Проблеме введения земства в Восточной Сибири были посвящены работы М. И. Альтшуллера «Земство в Сибири», А. А. Корнилова «Вопрос о введении земства в Сибири до Высочайшего рескрипта 3 апреля 1905 года», Н. С. Юрцовского «Земство в Сибири». В этих работах говорилось о том, что введение земства в Восточной Сибири позволит поднять экономику отсталой части Российской империи. Но не только экономическая отсталость Сибири волновала прогрессивных политических деятелей России, затрагивался и общественно-политический аспект борьбы за введение земства. М. Н. Ядринцев, писал: «Наши первые и настоятельные нужды — введение земства, гласного суда, свободы печати и слова, свободы личности и имущественной неприкосновенности, свободы переселений и прекращения ссылки в Сибирь» [15, с. 147]. По этой же причине наблюдалось отставание в сфере народного образования в Восточной Сибири и в частности в Енисейской губернии: «кроме специальных средств, сумм, собранных за учение, едва ли можно указать в Сибири какие-либо материальные средства для осуществления приготовления преподавателей... так как в Сибири земства нет, а на городские общества рассчитывать нельзя: у них и без того не хватает средств на удовлетворение насущных потребностей» [5].
К сожалению, этот вопрос на тот период остался нерешенным. Если бы в Восточной Сибири были созданы земства, это позволило бы развивать данный регион более быстрыми темпами, так как земства играли большую роль в решении проблем во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере образования. Земства включались в дело народного образования по нескольким направлениям: организация
школьного дела в сельской местности; определение оптимального типа школ, соответствующего местным потребностям и местным средствам; подготовка учителей. Именно земства были заинтересованы в серьезной постановке школьного дела, так как видели в этом подготовку будущих квалифицированных специалистов в разных областях жизни. Ассигнования земств на развитие народного образования в несколько раз превосходили ассигнования государства в регионах, где не было земств, как, например, в Енисейской губернии. Отсутствие земств в Восточной Сибири, в частности в Енисейской губернии, тормозило не только развитие образования, но и социально-экономическое развитие региона в целом. В начале ХХ в. экономика губернии носила в основном аграрный характер. В промышленности преобладали мелкие предприятия кустарного типа. Крупные предприятия были малочисленными и отсталыми в техническом отношении. Таким образом, использованию огромного экономического потенциала губернии препятствовало колониальное положение Сибири [8, с. 129]. Но, несмотря на признаки колониального положения, развитие региона в пореформенную эпоху все же шло в поступательном направлении [8, с. 131].
Либеральные реформы 60-70 гг. XIX в. дали заметный толчок распространению капитализма в России. Он стал захватывать новые районы, в том числе и Сибирь. Однако развитие экономики за Уралом шло с заметным отставанием от европейской части страны [8].
Открытие Транссибирской магистрали дало новый импульс всей жизнедеятельности Енисейской губернии. Наличие железной дороги оказывало многогранное экономическое, социально-политическое и духовное влияние на весь огромный край. Дорога способствовала все более полному включению Сибири в общероссийской и мировой рынок. Выросла подвижность населения, стал более широким приток пе-
реселенцев. Богатства края стали открыты для всей страны и сюда устремились крупный российский и иностранный капитал, что создало благоприятные условия для ускоренной технической модернизации производства, перехода к современным прогрессивным формам капитала, придания экономике губернии индустриальных черт [13, с. 105]. Как отмечает в своем диссертационном исследовании Е. В. Ким, к концу XIX в. начинается процесс выравнивания в темпах развития системы образования в Енисейской губернии с центральными областями России, который объясняется экономическим подъемом в регионе и повышением общественного интереса к образованию. Развивающийся в Сибири капитализм ускорил приток переселенцев из других регионов России и потребовал роста сети начальных народных школ в Енисейской губернии. Школы стали открываться повсеместно, возросла общественно-педагогическая активность учителей, что дало толчок к более интенсивному обмену педагогически опытом учителей начальных учебных заведений [6].
Таким образом, характеристика Енисейской губернии в образовательном плане позволяет сказать, что система народного образования получила свое дальнейшее развитие, которое создавало условия для накопления и обобщения передового педагогического опыта учителей начальных учебных заведений Енисейской губернии начала ХХ в.
Нужно отметить, что при отсутствии земств в Енисейской губернии учителей, нуждающихся в помощи, поддерживали общества взаимопомощи. Совместно с Всероссийским обществом данного типа Енисейское общество способствовало поддержанию здоровья учителей не только Енисейской губернии, но и Иркутской и Томской губерний. При содействии и финансовой поддержке общества в 1903 г. на озере Шира был открыт санаторий, который принимал посетителей ежегодно в период с 1 июня по 1 августа.
Благодаря работе этого общества в г. Красноярске был открыт Дом Просвещения в 1915 г. Идея строительства «учительского дома» возникла в 1911 г., тогда же был создан фонд для строительства. Средства на постройку Дома просвещения складывались из добровольных пожертвований членов Общества взаимного вспомоществования учителям и частных лиц.
Идея строительства заключалась в сплочении учителей в «богатое духовными силами и денежными средствами общество». На базе Дома Просвещения проводились педагогические выставки, учительские совещания, курсы и съезды. Дом Просвещения был центром единения учителей Енисейской губернии. Приветствуя собравшихся на открытие коллег, учитель А. Шнейдер отмечал, что «наличность аудитории и просторных комнат бесплатной библиотеки даст возможность иметь свой угол научным, просветительским организациям.... и всякого рода съездам» [14, с. 4]. В Доме просвещения разместилась бесплатная библиотека и Педагогический музей, находившиеся до этого времени в помещении городского театра. И в настоящее время его двери открыты для проведения всевозможных мероприятий: педагогических собраний, научно-практических конференций разного уровня, творческих встреч, праздников и т. п.
Библиотеки для учителей к 1915 г. были во всех уездах Енисейской губернии: Ачинский — 5, Енисейский — 6, Канский — 6, Красноярский — 5, Минусинский — 10.
Таким образом, в Енисейской губернии сложились определенные предпосылки для распространения передового педагогического опыта, который базируется на местных, обусловленных региональными особенностями, традициях, опыте.
Для совершенствования системы начального образования Енисейской губернии в плане распространения передового педагогического опыта были организованы и начали свою работу педагогические курсы и съезды. Но если в Центральной части
России педагогические съезды и курсы начали свою работу с 60-х гг. XIX в., то в Енисейской губернии работа по их организации началась только с 1907 г.
Одними из первых педагогические курсы были открыты 1 сентября 1911 г. по правилам 1907 г. при Красноярском втором высшем начальном училище и имели своей целью «доставлять педагогическое образование молодым людям, желающим посвятить себя деятельности в начальных училищах» [3, лист 1]. Курсы были организованы в количестве 20 человек, возрастной ценз составлял от 17 до 28 лет. В инструкции к курсам указывались общие правила, обязанности слушателей курсов, учебная часть, примерные учебные планы курсов. В разделе «учебная часть» делался акцент на то, что слушатели курсов должны принимать деятельное участие в классной работе и быть не пассивными слушателями, а активными участниками процесса обучения [3, лист 3].
Организованные двухгодичные педагогические курсы в г. Красноярске были через два года преобразованы в трехгодичные, а затем в Красноярский учительский институт, который был открыт в 1916 г. и готовил учителей для высших начальных училищ.
Дальнейшее обсуждение вопроса о проведении курсов в Енисейской губернии продолжилось в 1912 г., когда были организованы курсы в г. Ачинске при Ачинском начальном училище. Программа и учебные планы курсов были аналогичны курсам, проводимым в г. Красноярске. Дальнейшее развитие вопрос о проведении курсов получил только в 1915 г. на совещании инспекторов народных училищ Енисейской губернии, которое состоялось в г. Красноярске, «рассмотрев вопрос о подготовке учащихся к педагогической деятельности и признав лучшим средством к тому устройство летних педагогических курсов. летом ... 1916 года» [11, с. 35].
Позднее, в 1916 г. в Енисейской губернии начали работу краткосрочные педаго-
гические курсы, предназначенные для «учащих» начальных министерских училищ в Енисейской губернии. С 1907 по 1916 гг. наметилась тенденция увеличения количества учителей, обучающихся на педагогических курсах: если в 1907 г. обучалось не более 20 человек, то в 1916 г. было более ста слушателей.
Вопрос о проведении педагогических курсов и съездов неоднократно обсуждался на педагогических советах начальных учебных заведений Енисейской губернии. Так, на педагогическом совете Канского высшего начального училища (протокол № 24 от 19 декабря 1915 г.) говорилось о необходимости проведения курсов для учителей, «где они могли бы подновлять свои знания в целях улучшения преподаваниями проведения периодических съездов учителей для обмена мнениями по вопросам учебно-воспитательного дела». В решении педагогического совета было постановление о ходатайстве перед дирекцией народных училищ Енисейской губернии о решении этого вопроса [4, лист 12].
Н. Ф. Бунаков отмечал особенности педагогических курсов как «собрание малоподготовленных учителей, обязанных... воспринимать и усваивать наставления руководителей», подчеркивая тем самым их обучающий характер. О педагогических съездах он говорил как о «собрании полноправных лиц, возможность поделиться опытом, наблюдениями, размышлениями и выводами в интересах общего дела, сообща выяснить волнующие их вопросы» [2, с. 370].
Вот как говорит о начале работы педагогических съездов в Енисейской губернии учитель О. А. Андерсон: «Современная жизнь требует от учителя....неуклонно следить за текущими переворотами и преобразованиями в мире преподавания. всех предметов, .уклонения от старых приемов» [1, с. 33].
В связи с социально-экономическим ростом в Енисейской губернии, благотворно повлиявшим на развитие образователь-
ной практики, возникла необходимость совместного обсуждения вопросов в сфере образования. Для решения этих проблем педагогической общественностью была выбрана такая форма сотрудничества, как педагогические съезды, на повестку дня которых выносились вопросы не только организационного характера, но и методического. Педагогические съезды стали очередной основной формой распространения передового педагогического опыта. Первый съезд был проведен в г. Красноярске в 1914 г. В течение 1914—1915 гг. в Енисейской губернии было проведено 15 учительских съездов, из них 5 — в сельской местности и 10 — в г. Красноярске. В 1916 г. было проведено два съезда. Количество участников съездов варьировалось от 14 до 40 в зависимости от места проведения.
Как было отмечено выше, педагогические курсы и съезды в Центральной части России начали свою работу почти на сорок лет раньше, чем в Енисейской губернии. Такая же тенденция наблюдалась и с созданием педагогических периодических изданий в исследуемом регионе.
Первые педагогические журналы Центральной части России («Радуга» (1832 г.), «Педагогический журнал» (1833 г.)) появились в г. Санкт-Петербурге и Ревеле, выпускаемые частными лицами. Широкое развитие педагогические журналы получили во второй половине XIX в. В это время стали выходить 89 периодических педагогических изданий, из которых 52 издавались частными лицами [7, с. 64]. Учителя Енисейской губернии начала ХХ в. имели возможность знакомиться с новыми методами преподавания со страниц множества педагогических изданий. Подавляющее большинство журналов выходило в Санкт-Петербурге («Народное образование», «Школа и жизнь», «Русский учитель», «Вестник народного образования», «Русская школа» и др.) и г. Москве («Вестник воспитания», «Для народного учителя», «Свободное воспитание» и др.). В Енисейской губернии журналы были одним из основ-
ных методических пособий учителей. Вышеперечисленные периодические журналы были изданиями Центральной части России и не отражали состояние образования и проблемы губерний. В связи с этим в 1916 г. вышел в свет первый в дореволюционной Енисейской губернии педагогический журнал «Сибирская школа», который отражал региональные особенности образования, воспитания и культуры, позволял делиться опытом учителям именно Енисейской губернии. Широкое освещение журналом лучшего педагогического опыта учителей начальных учебных заведений Енисейской губернии преследовало задачу обмена опытом, возможности использования новых принципов и методов обучения. Как видно из представленного анализа, сибирский журнал вышел значительно позже, чем педагогические журналы в центральной части России.
Педагогические курсы, съезды, открытие Дома Просвещения (1915 г.), сотрудничество в журнале «Сибирская школа» способствовало профессиональному объединению учителей по всей губернии. В этом плане нельзя не отметить роль педагогических обществ разного типа, уже функционировавших в Енисейской губернии в начале ХХ в. и предполагаемых педагогической общественностью к открытию.
Заслуживает внимания Общество народного образования и физического развития, которое вело культурно-просветительскую работу в г. Ачинске. При обществе ежедневно работала библиотека-читальня и киоск для продажи периодических изданий. Летом 1916 г. члены общества организовали детскую площадку под руководством опытного педагога (прообраз детского оздоровительного летнего лагеря при школе). В течение лета проводились детские игры, развлечения, работали кружки. В конце сезона была устроена выставка творческих работ детей [12, с. 65—66].
В г. Минусинске в 1916 г. было образовано Учительское общество, цель которого состояла в объединении всех учителей
Минусинского уезда с другими учительскими обществами и в дальнейшем предполагало вхождение во Всероссийской Учительский союз. В этом же году в г. Красноярске был создан профессиональный союз учителей г. Красноярска и его уезда. Основные задачи союза были отражены в уставе: содействие повышению культурного уровня населения; коренное изменение учебно-воспитательного процесса в соответствии с современными достижениями педагогической науки; коллективная работа деятелей просвещения; защита профессиональных интересов; юридическая и материальная помощь.
Таким образом, в Енисейской губернии сложились определенные предпосылки для распространения передового педагогического опыта, который базировался на местных, обусловленных региональными особенностями, традициях, опыте. Передовой педагогический опыт в Енисейской губернии начала ХХ в. отражал общие тенденции распространения передового педагогического опыта в России, но имел свою специфику, обусловленную региональными особенностями: природно-географически-ми, социальными, историческими, культурными, социально-демографическими, социально-экономическими, политическими, образовательными.
В связи с этим можно выделить тенденции распространения передового педагогического опыта учителей начальных учебных заведений Енисейской губернии начала ХХ в.:
• появление новых форм распространения передового педагогического опыта учителей начальных учебных заведений (педагогические курсы, педагогические съезды, педагогические музеи, педагогические выставки);
• расширение охвата учителей начальных учебных заведений обучением на педагогических курсах; повышение теоретического уровня профессиональной подготовки учителей на педагогических курсах;
• увеличение количества проводимых педагогических курсов и съездов;
• хронологическое отставание в использовании новых форм распространения передового педагогического опыта в сравнении с центральной частью России;
• интенсификация развития форм распространения передового педагогического опыта учителей начальных учебных заведений означенного периода.
Идея обмена педагогическим опытом, исследуемая в данной работе, на современном этапе не нова. Таким образом, как и в означенный период, в настоящее время учителя являются носителями и трансляторами культуры в отдаленные регионы России, переносят культуру, рождающуюся в центральной части страны, на провинцию. Как и в начале ХХ в., учителя на педагогических курсах и съездах, обмениваясь новыми идеями в области воспитания и образования, доносят их до самых отдаленных школ регионов; достижения в области культуры и образования проникают во все регионы России благодаря деятелям просвещения. В настоящее время этому способствуют такие средства коммуника-
ции, как телевидение, электронная почта, Интернет и др. Основными носителями информации и ее передачи в деревнях, селах и малых городах Восточной Сибири и по сей день являются учителя.
Проблемы, связанные с изучением региональных особенностей развития образования в российской провинции начала ХХ в., не только не утратили своей значимости в настоящий период времени, но и требуют своего решения и дальнейшего научного изучения, что очень важно для воссоздания картины историко-педагоги-ческого процесса в России в целом и в ее регионах в частности, для практического применения получаемых исследовательских выводов с целью разработки современных региональных проектов, программ развития российской провинции.
Выявление региональных особенностей, повлиявших на процесс реформирования образования в Енисейской губернии начала ХХ в., поможет найти истоки педагогического мастерства и творчества для создания инновационных технологий в процессе модернизации отечественного образования в ХХ1 в.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андерсон О. А. Съезд учителей и учительниц в Сосновском училище, Красноярского уезда / О. А. Андерсон // Сибирская школа. — 1916. — № 1. — С. 33—39.
2. Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические сочинения / Н. Ф. Бунаков. — М., 1953. — 508 с.
3. Государственный архив Красноярского края. Фонд 3. Опись 1. Дело 105.
4. Государственный архив Красноярского края. Фонд 3. Опись 1. Дело 277.
5. Доклад А. В. Орочко о народном образовании // Енисейская губерния (труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности). — СПб.: Тип. И. Гольдберга, 1903. — 215 с.
6. Ким Е. В. Система образования в Енисейской губернии конца // XIX — начала ХХ вв.: Авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук. — Красноярск, 2001. — 22 с.
7. Кондратьева В. Г. Из истории частных педагогических журналов второй половины XIX века / В. Г. Кондратьева // Педагогика. — 2002. — № 2. — С. 64—66.
8. Лысенко Ю. Ф. Социально-экономическая география Красноярского края: Пособие в помощь учителям, студентам и учащимся школ / Ю. Ф. Лысенко. — Красноярск: Изд-во КГПУ, 1997. — 224 с.
9. Помелов В. Б. Региональные особенности развития народного образования в российской провинции со второй половины XIX в. по октябрь 1917 г. (На материалах Вятской губернии и сравнительном анализе проблемы соседних с ней регионах) / В. Б. Помелов: Дисс. ... д-ра пед. наук. — М., 1998 . - 517 с.
ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
10. Сборник о земстве в Сибири: материалы по разработке вопроса на местах и в законодательных учреждениях. — СПб., 1912. — 140 с.
11. Сибирская школа. — 1916. — № 3.
12. Сибирская школа. — 1917. — № 2.
13. Федорова В. И. Очерки социально-экономического развития Енисейской губернии в пореформенный период / В. И. Федорова: Учеб. пособие. — Красноярск: РИО КГПУ, 1999. — 116 с.
14. Шнейдер А. Р. Сельские музеи и их роль в деле внешкольного образования / А. Р. Шнейдер // Сибирская школа. - 1916. - № 1. - С. 58-61.
15. Ядринцев Н. М. Сибирь как колония: к юбилею трехсотлетия династии Романовых [Текст] / Н. М. Ядринцев. - СПб., 1882. - 447 с.