Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В НАУЧНОЙ ПЕРИОДИКЕ УКРАИНСКОЙ ССР ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1980-Х ГОДОВ'

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В НАУЧНОЙ ПЕРИОДИКЕ УКРАИНСКОЙ ССР ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1980-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
православие / советское религиоведение / Украинская ССР / атеизм / идеология / историография / секуляризация / Orthodoxy / Soviet religious studies / Ukrainian SSR / atheism / ideology / historiography / secularisation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Роман Александрович Савчук

В центре настоящего исследования — анализ основных тенденций и подходов к осмыслению роли православия в историческом прошлом, государственной и общественной жизни, которые развивались и формировались научной интеллигенцией Украинской ССР во второй половине 1980-х гг. на страницах ведущих научных журналов республики. Именно в этот период формировались те подходы к осмыслению роли Церкви и религии в жизни страны, которые позже нашли свое воплощение в государственной политике и общественной риторике независимой Украины. В современной историографии подчеркивается необходимость разностороннего анализа советского религиоведческого нарратива, выявления внутренних факторов советского общества, определяющих направления и характер секулярных тенденций позднесоветского периода. Однако количество конкретных тематических исследований украинского позднесоветского религиоведческого нарратива весьма ограничено. Настоящая работа призвана восполнить историографическую лакуну в данном контексте. На основе проведенного анализа удалось выяснить, что осмысление роли православия в общественной жизни среди позднесоветской научной интеллигенции Украинской ССР в период перестройки характеризовалось переплетением сложных и противоречивых тенденций. С одной стороны, характерным было достаточно сильное стремление к сохранению атеистических идеологических нарративов при рассмотрении церковно-исторической и религиоведческой проблематики. При этом связь с институциональным срезом той среды, в которой работали ученые, хотя и прослеживается, однако далеко не однозначна. Характерным направлением было стремление приспособить советскую идеологию к условиям времени. С другой стороны, ясно прослеживается тенденция к критическому осмыслению атеистической идеологии, которое, впрочем, очень редко выходило за рамки охранительства и защиты «истинного» марксизма-ленинизма. На материалах научной и научно-популярной периодики прослеживается процесс идейного оформления атеистов-религиоведов в качестве передовой интеллигенции. Усиление интереса к национальной проблематике в церковной истории и культуре сочеталось с использованием старого методологического инструментария по отношению к религии. Для церковной периодики характерным было значительное влияние исторических особенностей эпохи перестройки на мировоззрение духовенства и церковных авторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TRENDS IN THE STUDY OF ORTHODOXY IN THE ACADEMIC PERIODICALS OF THE UKRAINIAN SSR OF THE SECOND HALF OF THE 1980S

The article focuses on the analysis of the main trends and approaches to understanding the role of Orthodoxy in the historical past, state and public life, which developed and were used by the academic intelligentsia of the Ukrainian SSR in the second half of the 1980s. It was during this period that those approaches to understanding the role of the Church and religion in the life of the country were formed, which later found its embodiment in the state policy and public rhetoric of the independent Ukraine. Modern historiography emphasises the need for a comprehensive analysis of the Soviet religious narrative, identifying internal factors of Soviet society that determined the direction and nature of secular trends of the late Soviet period. However, the number of specific case studies of the Ukrainian late Soviet narrative is very limited. The present work is intended to fill a historiographical gap in this context. Based on the analysis, it was found out that the understanding of the role of Orthodoxy in public life among the late Soviet scientific and public intelligentsia of the Ukrainian SSR was characterised by an interweaving of complex and contradictory trends. On the one hand, it was characteristic of a rather strong desire to preserve atheistic ideological narratives when considering church-historical and religious issues. On the other hand, there is a clear tendency to a critical understanding of atheistic ideology, which, however, very rarely went beyond the protection of “true” Marxism-Leninism. Based on the materials of scientific and non-fiction periodicals, the process of ideological formation of atheist religious scholars as the advanced intelligentsia is traced. The increased interest in national issues in church history and culture was combined with the use of old methodological tools in relation to religion. Church periodicals were characterised by a significant influence of the historical features of Perestroika on the worldview of the clergy and church-related authors.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В НАУЧНОЙ ПЕРИОДИКЕ УКРАИНСКОЙ ССР ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1980-Х ГОДОВ»

Вестник ПСТГУ

Иерей Роман (Руслан) Александрович Савчук, канд. богословия, PhD, науч. рецензент Издательского совета РПЦ Россия, г. Москва russ_sav@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-9917-2413

Серия I: Богословие. Философия.

Религиоведение.

2023. Вып. 107. С. 117-138

DOI: 10.15382/sturI2023107.117-138

Основные тенденции изучения православия в научной периодике Украинской ССР второй половины 1980-х годов

Аннотация: В центре настоящего исследования — анализ основных тенденций и подходов к осмыслению роли православия в историческом прошлом, государственной и общественной жизни, которые развивались и формировались научной интеллигенцией Украинской ССР во второй половине 1980-х гг. на страницах ведущих научных журналов республики. Именно в этот период формировались те подходы к осмыслению роли Церкви и религии в жизни страны, которые позже нашли свое воплощение в государственной политике и общественной риторике независимой Украины. В современной историографии подчеркивается необходимость разностороннего анализа советского религиоведческого нарратива, выявления внутренних факторов советского общества, определяющих направления и характер секулярных тенденций позднесоветского периода. Однако количество конкретных тематических исследований украинского позднесоветского религиоведческого нарратива весьма ограничено. Настоящая работа призвана восполнить историографическую лакуну в данном контексте. На основе проведенного анализа удалось выяснить, что осмысление роли православия в общественной жизни среди позднесоветской научной интеллигенции Украинской ССР в период перестройки характеризовалось переплетением сложных и противоречивых тенденций. С одной стороны, характерным было достаточно сильное стремление к сохранению атеистических идеологических нарративов при рассмотрении церковно-исторической и религиоведческой проблематики. При этом связь с институциональным срезом той среды, в которой работали ученые, хотя и прослеживается, однако далеко не однозначна. Характерным направлением было стремление приспособить советскую идеологию к условиям времени. С другой стороны, ясно прослеживается тенденция к критическому осмыслению атеистической идеологии, которое, впрочем, очень редко выходило за рамки охранительства и защиты «истинного» марксизма-ленинизма. На материалах научной и научно-популярной периодики прослеживается процесс идейного оформления атеистов-религиоведов в качестве передовой интеллигенции. Усиление интереса к национальной проблематике в церковной истории и культуре сочеталось с использованием старого методологического инструментария по отношению к религии. Для церковной периоди-

Р. А. Савчук

© Савчук Р. А., 2023.

ки характерным было значительное влияние исторических особенностей эпохи

перестройки на мировоззрение духовенства и церковных авторов.

Ключевые слова: православие, советское религиоведение, Украинская ССР,

атеизм, идеология, историография, секуляризация.

Введение

Вторая половина 1980-х гг., по мнению исследователей, открывает новый этап украинской историографии, связанный с процессами демократизации общественно-политической жизни страны1. После десятилетия «консервативной реакции» в Украинской ССР с начала 1980-х гг. смягчается режим публикаций для исторических работ, посвященных «дореволюционной» эпохе, активно развивается краеведческое движение2. Активизация исследовательской деятельности наблюдалась и в осмыслении исторической роли Церкви, усиливается внимание к проблемам бытия религии в советском обществе. Безусловно, способствовало возрастанию внимания к жизни Церкви и празднование 1000-летия крещения Руси в 1988 г. Все это выводило религиозную проблематику на новый уровень осмысления. Во многом именно в рамках позднесоветского научного и общественного дискурса формировались те подходы к осмыслению роли Церкви и религии в жизни страны, которые позже нашли свое воплощение в государственной политике и общественной риторике независимой Украины. Важно отметить и то, что современное украинское религиоведение генетически связано с исследованиями религии советского периода. Указанная связь прослеживается как на уровне общей преемственности подходов и традиций рефлексии религиозных феноменов3, так и в контексте персоналий: именно в 1980-х гг. происходило становление многих ведущих украинских религиоведов4.

В рамках настоящего исследования проанализированы публикации в наиболее значимых научных периодических изданиях республики. Это позволяет выделить основные тенденции позднесоветского религиоведческого дискурса о православии в Украинской ССР.

Осмысление перемен и противоречий, которые назрели в позднесоветском дискурсе о религии, является одной из важных тем современных религиоведческих и исторических исследований5. Ученые отмечают сложное переплете -

1 См.: Колесник I. Украшське ютс^еписання 1960-1980-х рр.: культурт розриви та мета-морфози // Свило й -лш украшського радянського юторюписання. К., 2015. С. 170.

2 См.: Яремчук В. Минуле Украши в юторичнш наущ УРСР шслясталшськм доби. Острог, 2009. С. 408-409.

3 См.: Филипович Л. А., Киселев О. С., Богдан Е. В. Социология религии в Украине // Энциклопедический словарь социологии религии / ред. М. Ю. Смирнов. СПб., 2017. С. 402.

4 Подробнее об этом см. в публикации автора: Савчук Р. А. Свет и тени украинского советского религиоведения второй половины 1980-х гг. (по материалам журнала «Философская мысль») // Вопросы философии. 2023. № 5. С. 182-191.

5 См.: Элбакян Е. С. Феномен советского религиоведения // Религиоведение. 2011. № 3. С. 141-162; «Наука о религии», «Научный атеизм», «Религиоведение»: актуальные проблемы научного изучения религии в России XX — начала XXI в.: колл. монография / К. М. Антонов

ние личностных переживаний, мотивов с наметившимися во второй половине 1980-х гг. изменениями политико-идеологического характера в СССР6. Среди исследований украинских авторов в контексте проблемы общественного дискурса о религии в конце 1980-х гг. особый интерес представляют работы О. Киселева7, Е. Панич8, М. Басаури Зюзиной9. К важным выводам, в контексте настоящей работы, приходит в своем исследовании феномена советской секуляризации В. А. Курилов, обосновывая изменения в политической стратегии секуляризации со стороны партийного руководства во второй половине 1980-х гг., постепенный переход к «кооперационной модели отношения советского государства к религиозным объединениям», «включению религии в социализм»10. Вместе с тем исследователи отмечают наличие в историографии многих открытых вопросов, связанных с осмыслением внутренних факторов советского общества, определяющих направления и характер секулярных тенденций позднесоветско-го периода11.

Основная часть

Прежде чем приступать к рассмотрению основных тенденций изучения православия, которые нашли отражение в материалах научной периодики Украинской ССР перестроечной эпохи, следует кратко обозначить главные факторы, которые в той или иной мере влияли на редакционную политику и подходы авторов. Первым среди таких факторов необходимо признать сохраняющееся и во второй половине 1980-х гг. влияние официальной атеистической идеологии на общественно-политическую и научную жизнь страны. В структуре Института

[и др.]. М., 20152; Колмакова М. В. Направления исследований религиозного сектантства в трудах советских ученых 60-80-х гг. ХХ в.: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.14. СПб., 2017; Колодный А. Н., Филипович Л. А., Яроцкий П. Л. Религиоведение Украины в советское время // Вопросы религии и религиоведения. Религиоведение Украины. Ч. I: Феномен советского религиоведения: украинский контекст. М., 2010. С. 9—21; Смолкин В. Свято место пусто не бывает: История советского атеизма. М., 2021.

6 См.: Антонов К. М. Идеология, методология и этика советского религиоведения: из научной биографии А. И. Клибанова // Религиоведческие исследования. 2022. № 1 (25). С. 91119.

7 Кисельов О. Монографiя «Культура. Религия. Атеизм» як документ чаив перебудови // 1сторш релтй в Укршт: Науковий щорiчник. 2016. № 2-3. С. 43-50.

8 Панич О. Науковий атейм як культурна система // Украшське релшезнавство. 2015. № 76. С. 21-35.

9 Басаур Зюзша А. М. Науковий доробок I. Миговича з проблем iудаlзму та сютзму в контекст розвитку наукового атейму в УРСР // Науковий часопис Нацюнального педагопчного ушверситету iм. М. П. Драгоманова. Серш 7. Релшезнавство. Культурологш. Фiлософiя. 2015. Вип. 33 (46). С. 16-23.

10 Курилов В. А. Советская модель секуляризации: политическое и правовое регулирование свободы совести в СССР (вторая половина ХХ века): религиоведческий анализ: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.14. СПб., 2018. С. 187, 155.

11 Головушкин Д. А. Секуляризация по-советски (Курилов В. А. Советская модель секуляризации: политическое и правовое регулирование свободы совести в СССР (вторая половина ХХ века): религиоведческий анализ: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.14. СПб., 2018. 198 с.) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019. Т. 20. Вып. 1. С. 284.

философии Академии наук УССР действовал отдел научного атеизма, существовали профильные кафедры, в научной жизни сохранялось административное и идеологическое влияние партийного руководства, полностью игнорировать которое у ученых не было возможности. В то же время, как отмечалось выше, постепенно усиливались тенденции демократизации в общественной жизни, появлялись возможности для осмысления национальной истории с новых позиций. В этом контексте шли поиски новых подходов и к научному атеизму, его месту и роли в сложившейся общественно-политической реальности. Таким образом, недискурсивные факторы в контексте обозначенной темы, с одной стороны, характеризовались противоречивостью, что давало возможность поиска новых подходов в рефлексии религиозных вопросов, а с другой — оставались значимой силой, не позволяющей действовать в рамках свободного авторского поиска как отдельным авторам, так и редакторским коллективам.

Центральным академическим изданием по истории в Украинской ССР (а затем и в независимой Украине) был «Украинский исторический журнал», издаваемый Институтом истории АН УССР. Для статей на церковную тематику, публикуемых в журнале, характерной была высокая степень трафаретности, особо «трепетное» отношение к догмам марксизма-ленинизма в оценке духовенства и его влияния на народные массы. Одной из важнейших идей, проводимых украинскими академическими историками в своих исследованиях, касающихся церковной истории, даже в период перестройки оставалось положение об идейной, социальной и национальной чуждости духовенства по отношению к «простому народу», поскольку христианство было «идеологией господствующих слоев общества» и «распространение христианства на Руси было закономерным следствием зарождения и развития феодального способа производства»12. Особо подчеркивалось «искусственное» происхождение духовенства как класса в древнерусском обществе: «В отличие от других слоев древнерусского общества, которые сложились в результате длительной социально-экономической, политической и культурной эволюции, формирование духовенства как особого социального слоя было следствием христианизации Киевской Руси, вызванной развитием страны по феодальному пути»13. Предпринятое автором скрупулезное перечисление всех сфер общественной жизни — «социально-экономической, политической и культурной» — весьма характерно. Тем самым подчеркивалось, что для идеологической системы, в рамках которой писал ученый, влияние христианства в любой из сфер общественной жизни является опасным. За обычным перечислением скрывался сложившийся на ментальном уровне страх перед «чуждой» идеологией, стремление к абсолютной стерильности общества от нее. Активно поддерживался идеологический миф о духовенстве как враге народа. Характерно, что даже в рамках академического издания этот миф воспроизводился с помощью понятных для массового сознания идеологических клише, имевших характерные отрицательные эмоциональные посылы, — обвинения в

12 Котляр М. Ф. Запровадження християнства у Давньоруськш державi // Украшський юторичний журнал. 1988. № 6. С. 14.

13 Ричка В. М. Духовенство в класово-становш структур давньоруського суспшьства // Украшський юторичний журнал. 1989. № 6. С. 78.

«эксплуатации» низших слоев, «клерикальном национализме», «сотрудничестве с оккупантами», борьбе с «прогрессивной» общественной мыслью и прочее14.

На страницах журнала во второй половине 1980-х гг. продолжались активные усилия по дискредитации христианства, лишению его положительного идейного, культурного или нравственного содержания. «Все то положительное, что дала христианизация древнерусскому обществу, не следует с имманентной (внутренне присущей) сущности этой религии, в чем издавна пытаются убедить богословы»15, — подчеркивал один из известных украинских историков. Авторы журнала пытались «показать истинную роль православной церкви в подавлении свободомыслия, в предотвращении любых попыток передовых людей царской России выступить против самодержавной власти, против угнетениях народных масс»16. В духе воинственного атеизма в качестве ответа на активизировавшуюся в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси деятельность богословов, «которые стараются преувеличить значение религии в социально-политической, культурной и других сферах жизни нашей страны», на страницах журнала раскрывалась «реакционная» деятельность Церкви по поддержке царской власти и борьбе с революционным движением17. Советская же власть, наоборот, представлялась как в высшей мере демократическая и гуманная сила, которая боролась за освобождение непросвещенных масс от угнетения церковников. Большое внимание уделялось полемике с теми «буржуазно-клерикальными фальсификаторами», которые «упрямо эксплуатируют выдумки о "подавлении большевиками религии и церкви", "физическом искоренении религии" и т. д.»18 Во многом характерной оставалась и методология анализа церковно-исторической проблематики. Она полностью соответствовала советскому идеологическому нар-ративу, в рамках которого религиозные вопросы рассматривались как значимые исключительно в политическом контексте19. Так, в контексте идеологического дискурса «реакционное духовенство и монашество» обязательно были агентурой иностранных интервентов, и «религиозные организации становились центрами, к которым тяготели остатки эксплуататорских классов»20. И конечно же

14 См.: Вовк О. Л. Ушатська клерикальна реакцш — знаряддя антикомушзму // Украшський юторичний журнал. 1985. № 1. С. 52-63; Буховець I. О. Експлуатацш православною церквою селян Швшчно! Буковини (юнець ХУШ — початок XX ст.) // Украшський юторичний журнал. 1985. № 3. С. 101-104; Петляков П. А. Мигович 1.1. Реакцшна суть клерикального нацiсналiзму. К.: Полггвидав Украши, 1984. 293 с. // Украшський юторичний журнал. 1985. № 3. С. 144-145; Петляков П. А. Буковинська митропол1я на службi окупанпв / Гайковський М. I. Реакцшна д1яльнють православно! церкви на Швшчнш Буковинш (1918-1940). К.: Наукова думка, 1984. 136 с. // Украшський юторичний журнал. 1987. № 6. С. 158-159; Федорина М. I. Православна церква у боротьбi проти революцшного руху (1861-1890 рр.) // Украшський юторичний журнал. 1988. № 1. С. 63-69.

15 Котляр М. Ф. Запровадження християнства... С. 24.

16 Федорина М. I. Указ. соч. С. 63-69.

17 См.: Там же. С. 63.

18 бленський В. 6. Здшснення в УСРР Декрету «Про вщокремлення церкви вщ держави 1 школи вщ церкви» в першi роки сощалютичного буддвництва // Украшський юторичний журнал. 1988. № 3. С. 128.

19 См.: Вовк О. Л. Указ. соч.; Петляков П. А. Буковинська митропол1я...

20 бленський В. 6. Указ. соч. С. 122-124.

«особо изощренное сопротивление воплощению в жизнь основных положений декрета проводила верхушка Украинской автокефальной православной церкви. Созданная ожесточенными буржуазными националистами, петлюровскими приспешниками, УАПЦ после разгрома контрреволюции превратилась в легальный центр, вокруг которого консолидировались вражеские Советской власти националистические элементы»21.

В целом можно утверждать, что «Украинский исторический журнал» как центральное академическое издание по истории в Украинской ССР в период перестройки во многом продолжал воспроизводить атеистические идеологические нарративы при рассмотрении церковно-исторической проблематики. Характерным направлением для данного периодического издания была политизация церковных тем, введение их в политический контекст, нивелирование религиозного содержания.

Центральным академическим изданием УССР в области литературоведения был основанный в 1957 г. журнал «Советское литературоведение» («Радянсь-ке л1тературознавство»)22. Во второй половине 1980-х гг. на страницах издания публиковались в том числе и статьи, посвященные анализу литературных памятников и событий, связанных с церковной историей. В публикациях в целом сохранялись характерные идеологические акценты с противопоставлением прогрессивной интеллигенции и «реакционного клира», «церковников», отрицательная роль которых всячески подчеркивалась23. Однако, в отличие от «Украинского исторического журнала», в данном издании больше внимания уделялось собственно источникам, ставилась задача не столько критики христианства, сколько освоения исторического наследия, связанного с Церковью, введения его в контекст атеистического прочтения национальной истории. Центральной идеей в литературоведческих студиях, связанных с церковной письменностью, было исследование ее глубинных народных истоков, обнаружение мотивов секуляризации церковного сознания у средневековых авторов, обоснование светского характера национального литературного процесса.

Одним из главных тезисов было положение, что «развитие древнерусской литературы происходило не вместе с церковной литературой, а вопреки ей, в борьбе против церковной идеологии»24. Главным признаком отхода от церковно-ориентированного мировоззрения считалось наличие в исторических памятниках интереса к окружающей действительности, утверждение реализма. Авторы активно возражали против мнения, будто во многих отечественных средневековых церковных произведениях злободневные вопросы или национальные интересы были вытеснены церковной тематикой. В связи с этим утверждалось, что даже выступление в защиту православной веры в то время было «отстаиванием

21 Сленський В. С. Указ. соч. С. 126.

22 См.: «Слово i час» // Шевченювська енциклопедш. Т. 5: Пе — С / гол. ред. М. Г. Жу-линський. К., 2015. С. 832-835.

23 См.: Пащенко С. М. Киево-Могилянська академш i розвиток шюльництва в Серби // Радянське лгтературознавство. 1989. № 2. С. 61-68.

24 Творогов О. В. З ютори становления давньорусько! лгтератури // Украшське лгтературознавство. 1985. № 4. С. 47.

национальной независимости»25. Таким образом, церковность мировоззрения и тематики исторических памятников совершенно искусственно противопоставлялась даже не столько светскости, сколько реализму. Литературоведы словно пытались подменить светскость, которая в исторической перспективе тем или иным образом отталкивается от церковных истоков, гуманизмом и рационализмом.

Для того чтобы обосновать наличие секулярных мотивов в церковных произведениях древнерусских, а затем и средневековых отечественных авторов, украинские советские авторы много внимания уделяли анализу конкретных примеров развития тематик, образов, идей в литературных памятниках соответствующих эпох. Ученые пытались проследить и выделить те особенности произведений, которые, по их мнению, свидетельствовали об отходе от церковных канонов и о формировании светской литературы. Обоснование идеи, что «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха и его автобиография, «Моление» Даниила Заточника, «Слово о полку Игоревом» «достаточно самобытны по своей идеологической концепции», рассматривалось в контексте противопоставления чуждой христианской и «народной» светской идеологии26. О «начале секуляризации литературы», по мнению украинских советских авторов, свидетельствовали такие особенности церковных литературных памятников, как индивидуализация библейских персонажей, использование фольклорных элементов и расширение пейзажных зарисовок, которые должны были влиять на психологию слушателя27. Относительно Киево-Печерского патерика указывалось, что со временем все больше внимания в нем обращалось на «воспроизведение отдельных психологических состояний: гнева, молитвенной экзальтации и проч.» Такая «психологизация» житийных повествований, по мнению исследователей, способствовала «утверждению веры в потенциальные возможности человека, который может самостоятельно противостоять силам зла». Подчеркивалось, что «гуманистический подтекст таких изменений очевиден»28. Подобные мотивы прослеживались и в «эволюции» мотивов перехода преподобного Антония из Печерского монастыря под Чернигов. Обращалось внимание на то, что если в редакциях XV в. это связывалось «исключительно с княжескими усобицами», то с XVII в. виновником перехода преподобного Антония становится диавол, который желает воспрепятствовать исцелению затворника Исаакия: «Борьба за рядового инока становится средоточием масштабного конфликта <...> А это уже свидетельствует об определенных изменениях в оценке места человека в историческом процессе»29.

Характерным при рассмотрении литературных процессов позднего Средневековья и Нового времени для исследований, которые во второй половине 1980-х гг. публиковались в «Советском литературоведении», был акцент на осво-

25 См.: Пелешенко Ю. В. Маловщомий твiр Григорш Цамблака // Радянське лгтературоз-навство. 1985. № 7. С. 63.

26 Творогов О. В. Указ. соч. С. 45.

27 См.: Пелешенко Ю. В. Указ. соч. С. 65.

28 См.: Шченко Ю. А. Киево-Печерський патерик у литературному контекст! XVI-XVIII ст. // Радянське лгтературознавство. 1986. № 6. С. 42-49.

29 Там же. С. 46.

бождении национальной литературы «от многовекового церковно-религиозного влияния», формирование ее «исключительно светского характера», что ставило ее «в один ряд с другими славянскими и западноевропейскими литературами»30. Рассматривая сложные вопросы происхождения местных литературных памятников, ученые, по сути, стремились проиллюстрировать процесс «секуляризации литературы» и «даже некоторой этизации религии»31. Именно эти явления оказывались в центре авторского видения церковной истории данного периода, определяли значимость литературного процесса для ученых.

Для публикаций в «Советском литературоведении» характерным было противопоставление церковного влияния в литературе народным мотивам, утверждению реализма. Связанная с Церковью ученость представлялась оторванной от жизни народа32. При этом важно подчеркнуть, что процессы секуляризации в отечественной литературе, хотя и описывались в контексте борьбы с пленением и отсталостью церковной догмы, в большей мере связывались с неким возрождением народных мотивов, усилением национальной струи, «борьбой за самоосознанность народа»33. Это была не столько борьба с церковностью, сколько борьба за «народность» в ее рационально гуманистическом понимании, поскольку в рамках романтической эстетики прогрессивное осмыслялось через призму «народности»34. Подспудно в большинстве публикаций содержалось не атеистическое отрицание церковного влияния, а романтический призыв, чтобы Церковь стала хранительницей национальных традиций, последовала пути рационалистической гуманизации своего мировоззрения.

Собственно, религиоведческие исследования в советской Украине второй половины 1980-х гг. развивались в основном на страницах двух журналов — «Философская мысль» («Фшософська думка») (с 1988 по 1997 гг. издавался под названием «Философская и социологическая мысль») и «Человек и мир» («Лю-дина 1 свп»).

Журнал «Философская мысль» был органом Института философии Академии наук УССР. В то время он освещал проблемы диалектического и исторического марксизма, истории философии, этики, эстетики, представлял критический анализ «буржуазной» философии и социологии35. Во второй половине 1980-х гг. на страницах журнала было опубликовано достаточно много разнообразных статей, касающихся вопросов теоретического осмысления как собственно религиозного мировоззрения, так и церковно-исторических проблем. С точки зрения методологии материалы журнала отображали верность украинских ученых советской атеистической идеологии с ее марксистско-ленинскими положениями. Уверенность в постепенном «угасании» религиозности в обще-

30 Мишанич О. В. Давня лиература в украшськш лиературно-критичнш та естетичнш думщ першо! пол. XIX ст. // Радянське лиературознавства 1989. № 12. С. 8.

31 Трофимчук М. С. Антична теорш словесноста в поетиках Киево-Могилянсько1 академи XVП—XVПI ст. // Радянське ли-ературознавство. 1989. № 4. С. 61.

32 См.: Мишанич О. В. Указ. соч. С. 10.

33 Трофимчук М. С. Указ. соч. С. 62.

34 Мишанич О. В. Указ. соч. С. 11.

35 См.: Украшська радянська енциклопедш: у 12 т. / гол. ред. М. П. Бажан; редкол.: О. К. Антонов та ш. К., 19842. Т. 11, кн. 1: Стодола — Фиогеографш. С. 593-594.

стве36, ее «преодолении» в связи с научным прогрессом37 активно постулировалась авторами. Достаточно сильной оставалась и линия, направленная на критику религии как мировоззрения и Церкви как института, которые являются всего лишь пережитками прошлого, уделом «отсталых» умов, «паразитарной» и опасной идеологией38. В публикациях наблюдается нередкое использование идеологических штампов воинствующего атеизма, целью которых было представить религию и церковную жизнь в неприглядном свете, а не рассмотреть ее в качестве предмета для исследования39. Указанные попытки уйти от рассмотрения феномена религиозного сознания и церковного мировоззрения как объективной действительности, которая должна стать, прежде всего, предметом научного исследования, а не «атеистической терапии», в целом подтверждают высказанное в историографии мнение, что украинский советский атеизм во второй половине 1980-х гг. «уделял значительное внимание не столько религии, сколько самому себе — атеизму»40.

С другой стороны, анализ публикаций в журнале за указанный период показывает наметившиеся тенденции к критическому осмыслению атеистической идеологии. В подавляющем большинстве случаев это осуществлялось в рамках «защиты» марксизма-ленинизма от перегибов командно-административной системы41. При этом характерно, что подобные публикации были в основном связаны с общесоюзными процессами42. Это показывает, насколько сильным было влияние конъюнктуры на академическое сообщество украинских советских философов. Более смелыми были публикации молодых ученых, в которых ставились вопросы, выходящие за рамки идеологического дискурса о религии43.

Журнал «Человек и мир» издавался обществом «Знание» УССР. Здесь публиковались теоретические статьи по вопросам научного атеизма, истории религии и методики научно-атеистической пропаганды, популяризировались достижения естественных наук, новые советские праздники, обряды и тому подобное44. В соответствии с традициями атеистической борьбы против религии, авторские

36 См.: Мигович I. I. Клерикальний нацiоналiзм як сощально-полгтичне явище // Фшософська думка. 1985. № 5. С. 92.

37 См.: Захарова М. А., Люовенко Н. Я. Ате!зм i релшя в умовах НТР // Фшософська думка. 1987. № 1. С. 125-126.

38 См.: Острянш Д. Х. Релтйна проблема в крашах соцiалiзму // Фшософська думка. 1988. № 4. С. 131-132; Фшоненко М. В. Православна концепщя юторп: традицшш ще! 1 модертстсью тенденци // Фшософська думка. 1988. № 3. С. 88-97.

39 См.: Фшоненко М. В. Указ. соч. С. 88-97; Яранцева Н. О., Кирюшко М. I. Фшософсько-естетичний аналiз взаемоди мистецтва i релт! // Фшософська i соцюлопчна думка. 1987. № 4. С. 132-133; Лобовик Б. О. Православ'я у пошуках фшософських спшьниюв // Фшософська думка. 1988. № 1. С. 118-120.

40 Кисельов О. Указ. соч. С. 47.

41 См.: Ткаченко О. О. В iм'я чого нам потрiбен свгтоглядний дiалог з вiруючими? // Фшософська i соцюлопчна думка. 1989. № 1. С. 25-34.

42 См.: Зоц В. О. Культурна спадщина, православ'я, сучасшсть // Фшософська i соцюлопчна думка. 1989. № 4. С. 18-24; Гальперш Б. Й. Ате!зм — це творення людини // Фшософська i соцюлопчна думка. 1989. № 11. С. 48-53.

43 См.: Артюх А. А. Про мову жонопису (До постановки проблеми) // Фшософська 1 соцюлопчна думка. 1989. № 3. С. 36-37, 46.

44 См.: Украшська радянська енциклопещя... Т. 6: Кулиюв-Мжроктмат. С. 254.

материалы в основном носили характерную полемическую направленность. Широта аудитории, на которую ориентировалось издание, определяла и специфику подхода к изложению материала, когда научная объективность нередко уступала место авторским интерпретациям. Однако в целом ко второй половине 1980-х гг. журнал отошел от огульных пропагандистских заметок и в большей мере ориентировался на формирование целостного атеистического мировоззрения, избегая безапелляционных упрощений. В издании предлагались статьи на широкие темы — от аналитики событий внутренней жизни страны до исторических и философских исследований, разбора зарубежных публикаций.

Одной из наиболее ярких смысловых линий журнала можно считать стремление выделить особый образ «народной религиозности», которая всегда находилась в антагонизме по отношению к деятельности духовенства, господствующих классов45. Собственно, религия в ее институциональных и идейных формах зачастую представлялась в качестве силы, насильственно порабощающей народные массы46. В этой борьбе религии с идейной и социальной свободой простого народа Церковь и духовенство обличались во всевозможных подлогах, обманах, перекручивании фактов и иных нравственно порочных методах манипулирования сознанием людей47.

Опираясь на указанную идеологическую линию, на страницах журнала формировался образ атеиста-просветителя, который стремится, прежде всего, уберечь сограждан от религиозных манипуляций48. В более взвешенной по отношению к православию форме просветительские начинания атеистов выражались в поиске путей диалога с Церковью на основании общечеловеческих ценностей для решения назревших проблем в обществе49. Вместе с таким «вертикальным» служением атеистов прослеживается и стремление на основании публикаций аналитических и теоретических материалов создать некий идейный контекст

45 См.: Брудний В. Глибинне народне коршня. Стихiйнс-матерiалiстичнi, антиклерикальш Где! в обрядовост! X — XIX стоить // Людина i сви\ 1985. № 11. С. 29; Шуба О., бфремов Ю. Промисл божий чи реальна потреба? // Людина i сви\ 1986. № 4. С. 46; Xмiльовський М. Свя-щенний догмат i художнш образ. Пам'ятки народного культового мистецтва у Львiвському музе! юторГ! релш! та ате!зму // Людина i сви\ 1989. № 3. С. 44.

46 См.: Гордieнко М. Новi православш свял // Людина i свгт 1989. № 11. С. 37; Возник Н. Церква i культура // Людина i свгт 1987. № 10. С. 34-39.

47 См.: Котляр М. Лиописш легенди про «хрещення Руи» та юторична дшснють // Людина г сви\ 1988. № 5. С. 22-27; Фартушний М. Чому загинули Борис та Шб // Людина 1 свгт 1987. № 8. С. 30-33; Белов А., Зоц В. Культ свят1х у богослужбовш практищ сучасного православ'я // Людина 1 сви\ 1987. № 9. С. 48-53; Гришв б. Вольнодумна «Руська тр1йця» // Людина 1 сви\ 1986. № 11. С. 21-25.

48 См.: Фурсш I. Апслсгiя самозречення. Нотатки про рел1г1йну обрядовють // Людина 1 свгт 1986. № 5. С. 44; Саух П., Довбенко В. Щастя — едине, земне // Людина 1 сви\ 1985. № 11. С. 23; Танчер В. Шлях до духовно! свободи // Людина 1 сви\ 1988. № 2. С. 2.; Яроцький П. Апо-столи папського престолу чи слов'янсью просв1тител1? // Людина 1 свгт 1986. № 11. С. 34-36; Колодний А. Культова мютика нин1шнього православ'я // Людина 1 свгт 1986. № 8. С. 56-61. Ковешникова О. «Богослов'я у фарбах» або Кол1р у художнш культур1 християнського св1ту // Людина 1 сви\ 1988. № 8. С. 38.

49 См.: Макарш, арх1епископ Iванс-Франкiвський та Коломийський, Герасим'юк О. Благословен, хто любить // Людина 1 сви\ 1989. № 8. С. 15-19; Никодим, митрополит Льв1вський та Дрогобицький, Гулько Я. Милосердя // Людина 1 свгт 1989. № 10. С. 15-20.

объединения авторов, выразить особый корпоративный дух передовой творческой интеллигенции среди атеистов50.

Сравнительно много внимания вопросам, связанным с изучением церковно-исторических памятников и процессов, уделялось во второй половине 1980-х гг. на страницах значимого для УССР журнала «Октябрь» («Жовтень»). Основанный в 1940 г. во Львове, журнал позиционировал себя как литературно-художественное и общественно-политическое периодическое издание51. Можно выделить несколько характерных идей при рассмотрении авторами журнала литературных памятников, связанных с церковной историей.

Акцент в статьях журнала делался на «идеологической борьбе передовых мыслителей Украины»52 против самых разнообразных форм церковно-идеологического «порабощения» и догматизма. Гуманистические мотивы в деятельности полемистов и других мыслителей прошлого, по мнению авторов, свидетельствовали о прогрессивных изменениях в их мировоззрении, «освобождении от религиозного диктата», стремлении к «демократизации, гуманизации, эмансипации от церковного авторитета и теократизма»53. На страницах журнала конструировалось особое ценностное пространство для рассмотрения церковно-исторической проблематики. Положительные характеристики церковных мыслителей связывались с активным участием в социальной и национальной борьбе. Формировался специфический образ социально активного мыслителя-патриота, которому противопоставлялись косность церковной догмы, априори связанной с социальной несправедливостью и национальным угнетением. Характерно при этом, что формирование подобной идеологической программы осуществлялось на основании «марксистско-ленинской» методологии54.

Следующей характерной идеологемой, которая прослеживается в статьях журнала, касающихся церковно-исторической тематики, была мысль о том, что все прогрессивные идеи связаны с привнесением внешних идей, приобщением к западному гуманизму. Так, положительные характеристики деятельности братской школьной системы XVI—XVII столетий, а затем и Киево-Могилянской академии, безусловно, связывались с влиянием европейского гуманизма55. Подчеркивалось, что именно гуманистическое «идейное содержание архитектурных форм, без сомнения, служило целям идеологической борьбы того времени, будило сознание народа, утверждало свободолюбивый дух, стремление к освобождению»56.

50 См.: Шинкарук В. !сторш духовно! культури i релшя // Людина i свгт. 1985. № 6. С. 13; Янченко Л. Прокрустове ложе догмата. Церковно-догматичний та естетичний змют православного художнього канону // Людина i свгт. 1989. № 6. С. 21-26.

51 См.: Лгтературознавча енциклопещя: у 2 т. / авт.-уклад. Ю. I. Ковалiв. Т. 1: А — Л. К., 2007. С. 276.

52 См.: Кашуба М., Паславський I. Мистецтво гуматзму // Жовтень. 1986. № 4. С. 128-129.

53 Мельник В. Розвиток вшьнодумства на Укра!ш XVI — XVIII ст. (Два погляди на проблему) // Жовтень. 1989. № 12. С. 87-90.

54 См.: Кашуба М., Паславський I. Указ. соч. С. 128-129.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

55 См.: Матковська О. Братства та !х школи // Жовтень. 1987. № 2. С. 97-99; Матковсь-ка О. Етика в Киево-Могилянськш академи // Жовтень. 1988. № 11. С. 125-126.

56 Кашуба М., Паславський I. Указ. соч. С. 129.

Наконец, характерным был акцент на «демократизацию» собственно религиозной жизни, отход от узко конфессиональных рамок церковной жизни как безусловный залог формирования прогрессивного общества. Подчеркивалось, что складывание на украинских землях «светского, внецерковного знания, которое было собственно предвестником формирования внеконфессионального мировоззрения людей нового времени», обеспечивало реализацию положительных сдвигов в образовательной системе того времени57. «Ориентация на реальное бытие», «требование демократизации религиозной жизни», «размывание вероисповедного фундамента» были выражением «духовного прогресса» общества58.

Как видим, для публикаций на страницах журнала «Октябрь», затрагивающих церковно-историческую проблематику, характерно весьма специфическое сочетание идей и методологии. С одной стороны, использовалась классическая методология советской атеистической идеологии, а с другой — превалировало стремление к западной модели секуляризации, для которой характерным было не столько отрицание религии, сколько стремление преодолеть конфессиональные барьеры и догматическую узость для реализации социокультурных целей.

В связи с Тысячелетним юбилеем принятия христианства вопросы религиозной жизни страны начали обсуждать на страницах таких популярных журналов, как «Мир» («Всесв1т») и «Киев». Здесь можно выделить два основных направления научного дискурса: первый -культуры, исторических традиций59; акцент делался на культурологической составляющей принятия христианства, с высокой степенью скептицизма относительно собственно религиозной мотивации и содержания данного исторического процесса; второе направление было связано с осмыслением роли Православной Церкви, христианских идей в жизни страны в новых условиях демократизации и гласности60.

Отдельно следует отметить церковную периодику. Центральным печатным органом был журнал «Православный вестник» («Православний вюник»). В каждом номере, кроме официальной части и проповедей, печатались также и оригинальные статьи, посвященные осмыслению важных церковных проблем. Тематически можно выделить несколько направлений — история, вопросы христианской этики и взаимоотношения Церкви и общества. Среди публикаций на историческую тематику характерным был фокус на создание целостной и самобытной церковно-исторической картины Украины61. Вопросы христианской этики во многом рассматривались с большой оглядкой на идеологические за-

57 См.: Матковська О. Братства та !х школи... С. 99.

58 См.: Мельник В. Указ. соч. С. 88-90.

59 См.: Ричка В. М. Чому погас вогонь Перуна? [З ютори Ки!в. РусЦ // Ки!в. 1988. № 6. С. 151-157; Котляр М. Константинополь чи Рим? З ютори запровадження християнства на Рус1 // Всесви. 1988. № 5. С. 174-181.

60 См.: Творити добро, шукати ютину // Ки!в. 1988. № 9. С. 109-114.

61 См.: Моюеев I. К. Православ'я та украшська культура // Православний вюник. 1989. № 11. С. 22-23; Чобич С., прот. Святий великий князь Володимир-р1вноапостольний — просветитель Рус1 // Православний вюник. 1985. № 7. С. 26-28; Он же. Льв1вськ1 православш братства в боротьб1 з католицьким та ушатським засиллям // Православний вюник. 1987. № 1. С. 26-30; Карпяк I., порт. Митрополич1 намюники в Галичиш 1 перший Львюький православний епископ Макарш Тучапський // Православний вюник. 1987. № 11. С. 27-32; Нарей-ко П. А. Варлаам Ясинський — митрополит Кшвський 1 Галицький // Православний вюник.

просы советской власти, здесь чувствовалось значительное влияние нецерковных факторов62. В этом же контексте — в тесной связи с чаяниями и надеждами на идейно-политическое обновление общества в эпоху перестройки, высокой степенью общественного энтузиазма — рассматривались и проблемы взаимоотношения Церкви и общества63.

Выводы

Проанализированные материалы позволяют говорить о наличии сложных и противоречивых тенденций в осмыслении роли православия в общественной жизни среди позднесоветской научной интеллигенции Украинской ССР. Прежде всего необходимо отметить достаточно сильную тенденцию к сохранению атеистических идеологических нарративов при рассмотрении церковно-исторической и религиоведческой проблематики. Характерной в данном контексте была политизация церковных тем, введение их в политический контекст, нивелирование религиозного содержания. С другой стороны, вполне оформленным и четким было стремление к критическому осмыслению атеистической идеологии, которое, впрочем, очень редко выходило за рамки охранительства и защиты «истинного» марксизма-ленинизма. С данной тенденцией связан также и процесс идейного оформления атеистов-религиоведов в качестве передовой интеллигенции, апелляция к особому просветительскому служению атеистов по отношению к обществу в целом и православию в частности. Новые тенденции усиления интереса к национальной проблематике в церковной истории и культуре сочетались с использованием старого методологического инструментария по отношению к религии. Анализ церковной периодики показывает значительное влияние исторических особенностей эпохи перестройки на мировоззрение авторов.

Список литературы

Антонов К. М. Идеология, методология и этика советского религиоведения: из научной биографии А. И. Клибанова // Религиоведческие исследования. 2022. № 1 (25). С. 91119.

Артюх А. А. Про мову шонопису (До постановки проблеми) // Фшософська 1 соцюлопчна

думка. 1989. № 3. С. 36-37, 46. Басаур1 Зюзша А. М. Науковий доробок I. Миговича з проблем 1уда!зму та сюшзму в контекст! розвитку наукового ате!зму в УРСР // Науковий часопис Нацюнального педа-гопчного ушверситету 1м. М. П. Драгоманова. Сер1я 7. Релшезнавство. Культуролопя. Фшософ1я. 2015. Вип. 33 (46). С. 16-23. Белов А., Зоц В. Культ свяих у богослужбовш практищ сучасного православ'я // Людина 1 свгт. 1987. № 9. С. 48-53.

1987. № 2. С. 28-32; Федорович Й. Ки!вський митрополит Петро Могила та його богослов'я // Православний вюник. 1987. № 10. С. 23-32.

62 См.: Шевцов П. А. Християнський патрютизм — любов до свое! Вичизни // Православний вюник. 1985. № 1. С. 25-28.

63 См.: Чобич С. I Церкви торкнулася перебудова // Православний вюник. 1990. № 2. С. 25-26; Жити надiею. Штерв'ю з Па'щаршим Екзархом Укра!ни, митрополитом Ки!вським i Галицьким Фшаретом // Православний вюник. 1990. № 3. С. 21-22.

Брудний В. Глибинне народне коршня. Стихшно-матер1алютичш, антиклерикальн1 1де! в сбрядсвсстi X—XIX стоить // Людина 1 сви\ 1985. № 11. С. 28-32.

Буховець I. О. Експлуатац1я православною церквою селян Швшчнш Буковини (инець XVIII — початок XX ст.) // Укра!нський юторичний журнал. 1985. № 3. С. 101-104.

Вовк О. Л. Ушатська клерикальна реакщя — знаряддя антикомушзму // Укра!нський юторичний журнал. 1985. № 1. С. 52-63.

Возняк Н. Церква 1 культура // Людина 1 сви\ 1987. № 10. С. 34-39.

Гальперш Б. Й. Ате!зм — це творення людини // Фшософська 1 соцГологГчна думка. 1989. № 11. С. 48-53.

Головушкин Д. А. Секуляризация по-советски (Курилов В. А. Советская модель секуляризации: политическое и правовое регулирование свободы совести в СССР (вторая половина XX века): религиоведческий анализ: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.14. СПб., 2018. 198 с.) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019. Т. 20. Вып. 1. С. 281-284.

Горд1енко М. Нов1 православш свят1 // Людина 1 сви\ 1989. № 11. С. 35-42.

Гришв 6. Вшьнодумна «Руська тршця» // Людина 1 сви\ 1986. № 11. С. 21-25.

бленський В. 6. Здшснення в УСРР Декрету «Про вщокремлення церкви в1д держа-ви 1 школи в1д церкви» в перш1 роки ссцiалiстичнсгс буд1вництва // Укра!нський юторичний журнал. 1988. № 3. С. 121-129.

Жити над1ею. Лнтерв'ю з Патр1аршим Екзархом Укра!ни, митрополитом Ки!вським 1 Га-лицьким Фшаретом // Православний в1сник. 1990. № 3. С. 21-22.

Захарова М. А., Люовенко Н. Я. Ате!зм 1 релшя в умовах НТР // Ф1лософська думка. 1987. № 1. С. 125-126.

Зоц В. О. Культурна спадщина, православ'я, сучаснють // Фшософська 1 соцюлопчна думка. 1989. № 4. С. 18-24.

Ыченко Ю. А. Киево-Печерський патерик у лигатурному контекст ХУТ-ХУШ ст. // Радянське лiтературсзнавствс. 1986. № 6. С. 42-49.

Карпяк I., порт. Митрополич1 намюники в Галичиш 1 перший Льв1ський православний епископ Макар1й Тучапський // Православний вюник. 1987. № 11. С. 27-32.

Кашуба М., Паславський I. Мистецтво гумашзму // Жовтень. 1986. № 4. С. 128-129.

Кисельов О. Монограф1я «Культура. Религия. Атеизм» як документ час1в перебудови // !стор1я рел1г1й в Укра!н1: Науковий щор1чник. 2016. № 2-3. С. 43-50.

Ковешникова О. «Богослов'я у фарбах» або Кол1р у художнш культур1 християнського св1ту // Людина 1 св1т. 1988. № 8. С. 38-40.

Колесник I. Укра!нське ютор1еписання 1960-1980-х рр.: культурн1 розриви та метаморфо-зи // Свило й т1н1 украхнськош радянського юторюписання: Матер1али мГжнароднш науково! конференций (Ки!в, Укра!на, 22-23 травня 2013 р.) / за ред. В. А. Смол1я. К.: Шститут ютори Укра!ни НАН Укра!ни, 2015. С. 169-176.

Колмакова М. В. Направления исследований религиозного сектантства в трудах советских ученых 60-80-х гг. XX в.: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.14. СПб., 2017.

Колодний А. Культова мютика нишшнього православ'я // Людина 1 сви\ 1986. № 8. С. 56-61.

Колодный А. Н., Филипович Л. А., Яроцкий П. Л. Религиоведение Украины в советское время // Вопросы религии и религиоведения. Религиоведение Украины. Ч. I: Феномен советского религиоведения: украинский контекст / под ред. А. Колодного, Л. Фи-липович, В. Шмидта и П. Яроцкого. М., 2010. С. 9-21.

Котляр М. Константинополь чи Рим? З ютори запровадження християнства на Рус1 // Всесв1т. 1988. № 5. С. 174-181.

Котляр М. Лггописш легенди про «хрещення РусЬ> та юторична д1йсн1сть // Людина 1 свГт. 1988. № 5. С. 22-27.

Котляр М. Ф. Запровадження християнства у Давньоруськш держав1 // Укра!нський юторичний журнал. 1988. № 6. С. 14-25.

Курилов В. А. Советская модель секуляризации: политическое и правовое регулирование свободы совести в СССР (вторая половина ХХ века): религиоведческий анализ: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.14. СПб., 2018.

Лгтературознавча енциклопедгя: у 2 т. / авт.-уклад. Ю. I. Ковал1в. К.: ВЦ «Академгя», 2007. Т. 1: А-Л.

Лобовик Б. О. Православ'я у пошуках фшософських сшльниюв // Фшософська думка. 1988. № 1. С. 118-120.

Макарш, арх1епископ Лвано-Франювський та Коломийський, Герасим'юк О. Благословен, хто любить // Людина 1 свгт. 1989. № 8. С. 15-19.

Матковська О. Братства та !х школи // Жовтень. 1987. № 2. С. 97-99.

Матковська О. Етика в Киево-Могилянськш академи // Жовтень. 1988. № 11. С. 125126.

Мельник В. Розвиток вшьнодумства на Укра!'ш XVI—XVШ ст. (Два погляди на проблему) // Жовтень. 1989. № 12. С. 87-90.

Мигович I. I. Клерикальний нацюнал1зм як сощально-полгтичне явище // Фшософська думка. 1985. № 5. С. 83-92.

Мишанич О. В. Давня лгтература в украшськш лгтературно-критичнш та естетичшй думц1 першо! пол. XIX ст. // Радянське лгтературознавство. 1989. № 12. С. 8-11.

Мо!сеев I. К. Православ'я та укра!нська культура // Православний вюник. 1989. № 11. С. 22-23.

Нарейко П. А. Варлаам Ясинський — митрополит Ки!вський 1 Галицький // Православний вюник. 1987. № 2. С. 28-32.

Наука о религии», «Научный атеизм», «Религиоведение»: актуальные проблемы научного изучения религии в России XX — начала XXI в.: колл. монография / К. М. Антонов [и др.]. М.: Изд-во ПСТГУ, 20152.

Никодим, митрополит Льв1вський та Дрогобицький, Гулько Я. Милосердя // Людина 1 свгт. 1989. № 10. С. 15-20.

Острянш Д. X. Релшйна проблема в кра!нах сощал1зму // Фшософська думка. 1988. № 4. С. 131-132.

Панич О. Науковий ате!зм як культурна система // Укра!нське релшезнавство. 2015. № 76. С. 21-35.

Пащенко 6. М. Киево-Могилянська академ1я 1 розвиток шкшьництва в Серб!! // Радянське лгтературознавство. 1989. № 2. С. 61-68.

Пелешенко Ю. В. Маловщомий тв1р Григор1я Цамблака // Радянське лгтературознавство. 1985. № 7. С. 62-66.

Петляков П. А. Буковинська митропол1я на служб1 окупанлв / Гайковський М. I. Реакцшна дгяльшсть православно! церкви на Швшчшй Буковишй (1918-1940). К.: Наукова думка, 1984. 136 с. // Укра!нський юторичний журнал. 1987. № 6. С. 158-159.

Петляков П. А. Мигович I. I. Реакцшна суть клерикального нащонал1зму. К.: Полгтвидав Укра!ни, 1984. 293 с. // Укра!нський юторичний журнал. 1985. № 3. С. 144-145.

Ричка В. М. Чому погас вогонь Перуна? [З юторп Ки!в. РусЦ // Ки!в. 1988. № 6. С. 151-157.

Ричка В. М. Духовенство в класово-становш структур! давньоруського суспшьства // Украхнський ¿сторичний журнал. 1989. № 6. С. 76-87.

Савчук Р. А. Свет и тени украинского советского религиоведения второй половины 1980-х гг. (по материалам журнала «Философская мысль») // Вопросы философии. 2023. № 5. С. 182-191.

Саух П., Довбенко В. Щастя — едине, земне // Людина ! свгт. 1985. № 11. С. 23-27.

«Слово ! час» // Шевченювська енциклопедгя. Т. 5: Пе — С / гол. ред. М. Г. Жулинський.

К.: Ш-т лГгератури 1м. Т. Г. Шевченка, 2015. С. 832-835.

Смолкин В. Свято место пусто не бывает. История советского атеизма. М.: Новое литературное обозрение, 2021.

Танчер В. Шлях до духовно! свободи // Людина 1 свГт. 1988. № 2. С. 2-7.

Творити добро, шукати ютину // Ки!в. 1988. № 9. С. 109-114.

Творогов О. В. З юторГ! становлення давньорусько! л1тератури // Радянське лiтературсзнавствс. 1985. № 4. С. 41-47.

Ткаченко О. О. В 1м'я чого нам потр1бен свггоглядний д1алог з в1руючими? // Фшософська 1 соцюлопчна думка. 1989. № 1. С. 25-34.

Трофимчук М. С. Антична теор1я словесност в поетиках Киево-Могилянсько! академГ! XVII — XVIII ст. // Радянське л1тературознавство. 1989. № 4. С. 61-70.

Укра!нська радянська енциклопед1я: у 12 т. / гол. ред. М. П. Бажан; редкол.: О. К. Антонов та ш. К.: Головна редакц1я УРЕ, 19812. Т. 6: Кулик1в — М1крокл1мат.

Укра!нська радянська енциклопед1я: у 12 т. / гол. ред. М. П. Бажан; редкол.: О. К. Антонов та ш. К.: Головна редакщя УРЕ, 19842. Т. 11, кн. 1: Стодола — ФГшгеограф1я.

Фартушний М. Чому загинули Борис та Гл1б // Людина 1 свГт. 1987. № 8. С. 30-33.

Федорина М. I. Православна церква у боротьб1 проти революцшного руху (1861— 1890 рр.) // Укра!нський юторичний журнал. 1988. № 1. С. 63-69.

Федорович Й. Ки!вський митрополит Петро Могила та його богослов'я // Православний в1сник. 1987. № 10. С. 23-32.

Филипович Л. А., Киселев О. С., Богдан Е. В. Социология религии в Украине // Энциклопедический словарь социологии религии / ред. М. Ю. Смирнов. СПб.: Платоновское философское общество, 2017. С. 402-404.

Фшоненко М. В. Православна концепщя ютори: традицшш Где! 1 модернютсью тенденцГ! // Фшософська думка. 1988. № 3. С. 88-97.

Фурсш I. Аполопя самозречення. Нотатки про релтйну обрядовГсть // Людина 1 св1т. 1986. № 5. С. 44-46.

Xмiльовський М. Священний догмат 1 художнш образ. Пам'ятки народного культового мистецтва у Льв1вському музе! юторГ! рел1гГ! та ате!зму // Людина 1 сви\ 1989. № 3. С. 44-47.

Чобич С. I Церкви торкнулася перебудова // Православний вюник. 1990. № 2. С. 25-26.

Чобич С., прот. Льв1вськ1 православш братства в боротьбГ з католицьким та ун1атським засиллям // Православний вюник. 1987. № 1. С. 26-30.

Чобич С., прот. Святий великий князь Володимир-р1вноапостольний — просветитель Рус1 // Православний в1сник. 1985. № 7. С. 26-28.

Шевцов П. А. Xристиянський патрютизм — любов до свое! В1тчизни // Православний вюник. 1985. № 1. С. 25-28.

Шинкарук В. !стор1я духовно! культури 1 релшя // Людина 1 сви\ 1985. № 6. С. 13-20.

Шуба О., бфремов Ю. Промисл божий чи реальна потреба? // Людина 1 св1т. 1986. № 4. С. 40-46.

Элбакян Е. С. Феномен советского религиоведения // Религиоведение. 2011. № 3. С. 141— 162.

Янченко Л. Прокрустове ложе догмата. Церковно-догматичний та естетичний змют православного художнього канону // Людина 1 сви\ 1989. № 6. С. 21-26.

Яранцева Н. О., Кирюшко М. I. Ф1лософсько-естетичний анал1з взаемодГ! мистецтва 1 релш! // Ф1лософська 1 соцюлопчна думка. 1987. № 4. С. 132-133.

Яремчук В. Минуле Укра!ни в юторичнш наущ УРСР шслясталшсько! доби. Острог: Ви-давництво НацГонального ун1верситету Острозька академ1я, 2009.

Яроцький П. Апсстсли папського престолу чи слов'янсью просв1тител1? // Людина 1 св1т. 1986. № 11. С. 34-39; № 12. С. 30-36.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie.

2023. Vol. 107. P. 117-138

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.15382/sturI2023107.117-138

Priest Roman (Ruslan) Savchuk, Candidate of Theology, PhD, Academic Reviewer of the Publishing Council of the Russian Orthodox Church Moscow, Russia russ_sav@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-9917-2413

The Main Trends in the Study of Orthodoxy in the Academic Periodicals of the Ukrainian SSR of the Second Half of the 1980s

Abstact: The article focuses on the analysis of the main trends and approaches to understanding the role of Orthodoxy in the historical past, state and public life, which developed and were used by the academic intelligentsia of the Ukrainian SSR in the second half of the 1980s. It was during this period that those approaches to understanding the role of the Church and religion in the life of the country were formed, which later found its embodiment in the state policy and public rhetoric of the independent Ukraine. Modern historiography emphasises the need for a comprehensive analysis of the Soviet religious narrative, identifying internal factors of Soviet society that determined the direction and nature of secular trends of the late Soviet period. However, the number of specific case studies of the Ukrainian late Soviet narrative is very limited. The present work is intended to fill a historiographical gap in this context. Based on the analysis, it was found out that the understanding of the role of Orthodoxy in public life among the late Soviet scientific and public intelligentsia of the Ukrainian SSR was characterised by an interweaving of complex and contradictory trends. On the one hand, it was characteristic of a rather strong desire to preserve atheistic ideological narratives when considering church-historical and religious issues. On the other hand, there is a clear tendency to a critical understanding of atheistic ideology, which, however, very rarely went beyond the protection of "true" Marxism-Leninism. Based on the materials of scientific and non-fiction periodicals, the process of ideological formation of atheist religious scholars as the advanced intelligentsia is traced. The increased interest in national issues in church history and culture was combined with the use of old methodological tools in relation to religion. Church periodicals were characterised by a significant influence of the historical features of Perestroika on the worldview of the clergy and church-related authors.

Keywords: Orthodoxy, Soviet religious studies, Ukrainian SSR, atheism, ideology, historiography, secularisation.

R. Savchuk

References

Antonov K. (2022) "Ideologiia, metodologiia i etika sovetskogo religiovedeniia: iz nauchnoi bio-grafii A. I. Klibanova" [Ideology, methodology and ethics of Soviet religious studies: from A. I. Klibanov's academic biography]. Religiovedcheskie issledovaniia, vol. 1 (25), pp. 91—119 (in Russian).

Antonov K. et al. (2015) "Nauka o religii", "Nauchnyi ateizm", "Religiovedenie": aktual'nyeprob-lemy nauchnogo izucheniia religii v RossiiXX — nachala XXIv. ["Science of religion", "scientific atheism", "religious studies": current issues in the academic study of religion in Russia of the 20th — early 21st centuries]. Moscow (in Russian).

Savchuk R. (2023) "Svet i teni ukrainskogo sovetskogo religiovedeniia vtoroi poloviny 1980-kh gg. (po materialam zhurnala "Filosofskaia mysl'")" [Light and shadows of the Ukrainian Soviet religious studies of the second half of the 1980s (based on the materials of the journal "Philosophical Thought")]. Voprosy filosofii, vol. 5, pp. 182-191 (in Russian).

Iaremchuk V. (2009) Minule Ukraini v istorichnii nautsi URSR pisliastalins'koi dobi [The past of Ukraine in the historical science of the Ukrainian SSR of the post-Stalin era]. Ostrog (in Ukrainian).

Artyukh A. (1989) "Pro movu ikonopysu (Do postanovky problemy)" [On the language of icon painting (towards the problem statement)]. Filosofs'ka isotsiologichna dumka, vol. 3, pp. 36-46 (in Ukrainian).

Basauri Zyuzina A. (2015) "Naukovyi dorobok I. Mygovycha z problem iudaizmu ta sionizmu v konteksti rozvytku naukovogo ateizmu v URSR" [Academic heritage of I. Migovich and problems of Judaism and Zionism in the context of the development of scientific atheism in the Ukrainian SSR]. Naukovii chasopis Natsional'nogo pedagogichnogo universitetu im. M. P. Dragomanova. Series 7: Religious Studies. Cultural studies. Philosophy, vol. 33 (46), pp. 16-23 (in Ukrainian).

Bazhan M. (ed.) (1981) Ukrains'ka radians'ka entsyklopediia: in 12 vols [Ukrainian Soviet encyclopedia]. Kyiv, vol. 6 (in Ukrainian).

Bazhan M. (ed.) (1984) Ukrains'ka radians'ka entsyklopediia: in 12 vols [Ukrainian Soviet encyclopedia]. Kyiv, vol. 11/1 (in Ukrainian).

Bjelov A., Zoc V. (1987) "Kul't sviatykh u bogosluzhbovii praktytsi suchasnogo pravoslav'ia" [The cult of saints in the liturgical practice of Modern Orthodoxy]. Liudyna isvit, vol. 9, pp. 48-53 (in Ukrainian).

Brudnyi V. (1989) "Glybynne narodne korinnia. Stykhiino-materialistychni, antyklerykal'ni idei v obriadovosti X-XIX st." [Deep folk roots. Spontaneous-materialistic, anti-clerical ideas in the rituals of the 10—19th centuries]. Liudyna isvit, vol. 11, pp. 28-32 (in Ukrainian).

Buhovec' I. O. (1985) "Ekspluatatsiia pravoslavnoiu tserkvoiu selian Pivnichnoi Bukovyny (kinets' XVIII — pochatok XX st.)" [Exploitation by the Orthodox Church of the peasants of Northern Bukovina (late 18th — early 20th centuries)]. Ukrains'kyi istorychnyi zhurnal, vol. 3, pp. 101-104 (in Ukrainian).

Chobych S. (1985) "Sviatyi velykyi kniaz' Volodymyr-rivnoapostol'nyi — prosvitytel' Rusi" [Holy Grand Duke Vladimir — equal-to-the-apostles-educator of Russia]. Pravoslavnyi visnyk, vol. 7, pp. 26-28 (in Ukrainian).

Chobych S. (1987) "L'vivs'ki pravoslavni bratstva v borot'bi z katolyts'kym ta uniats'kym zasylliam" [Lviv Orthodox fraternities in the struggle against Catholic and Uniate dominance]. Pravoslavnyi visnyk, vol. 1, pp. 26-30 (in Ukrainian).

Chobych S. (1990) "I Tserkvy torknulasia perebudova" [And the church was affected by perestroika]. Pravoslavnyi visnyk, vol. 2, pp. 25-26 (in Ukrainian).

Elbakian E. (2011) "Fenomen sovetskogo religiovedeniia" [The phenomenon of Soviet religious studies]. Religiovedenie, vol. 3, pp. 141-162 (in Russian).

Fartushnyi M. (1987) "Chomu zagynuly Borys ta Glib" [Why did Boris and Gleb die]. Liudyna i svit, vol. 8, pp. 30-33 (in Ukrainian).

Fedorovych J. (1987) "Kyivs'kyi mytropolyt Petro Mogyla ta iogo bogoslov'ia" [Metropolitan Peter Mogila of Kiev and his theology]. Pravoslavnyi visnyk, vol. 10, pp. 23-32 (in Ukrainian).

Fedoryna M. (1988) "Pravoslavna tserkva u borot'bi proty revoliutsiinogo rukhu (1861-1890 rr.)" [The Orthodox Church in the struggle against the revolutionary movement (1861-1890)]. Ukrains'kyi istorychnyi zhurnal, vol. 1, pp. 63-69 (in Ukrainian).

Filipovich L., Kiselev O., Bogdan E. (2017) "Sotsiologiia religii v Ukraine" [Sociology of religion in Ukraine], in Smirnov M. (ed.) Entsiklopedicheskii slovar' sotsiologii religii [Encyclopedic dictionary of sociology of Religion], St. Petersburg, pp. 402-404 (in Russian).

Filonenko M. (1988) "Pravoslavna kontseptsiia istorii: tradytsiini idei i modernists'ki tendentsii" [Orthodox concept of history: traditional ideas and modernist trends]. Filosofskaia dumka, vol. 3, pp. 88-97 (in Ukrainian).

Fursin I. (1986) "Apologij a samozrechennia. Notatky pro religiinu obriadovist'" [Apology for self-denial. Notes on religious rites]. Liudyna isvit, vol. 5, pp. 44-46 (in Ukrainian).

Galperin B. (1989) "Ateizm — tse tvorennia liudyny" [Atheism is the creation of man]. Filosofs'ka i sotsiologichna dumka, vol. 11, pp. 48-53 (in Ukrainian).

Golovushkin D. (2019) "Sekuliarizatsiia po-sovetski" [Secularization in the Soviet way], rev. of Kurilov V. Sovetskaia model' sekuliarizatsii: politicheskoe i pravovoe regulirovanie svobody sovesti v SSSR (vtoraia polovina XX veka): religiovedcheskii analiz, dissertatsiia na soiskanie uchenoi stepeni kandidata filosofskikh nauk: 09.00.14. St. Petersburg, 2018. 198 pp. [The Soviet model of secularisation: political and legal regulation of freedom of conscience in the USSR (the second half of the 20th century): religious studies analysis: dissertation for the degree of Candidate of Sciences in Philosophy, St. Petersburg, 2018]. Vestnik Russkoi khristianskoi gu-manitarnoi akademii, vol. 20/1, pp. 281-284 (in Russian).

Gordienko M. (1989) "Novi pravoslavni sviati" [New Orthodox saints]. Liudyna i svit, vol. 11, рр. 35-42 (in Ukrainian).

Gryniv Je. (1986) "Vil'nodumna 'Rus'ka triitsia'" [Freethinking "Russian Trinity"]. Liudyna i svit, vol. 11, pp. 21-25 (in Ukrainian).

Hmil'ovs'kyi M. (1989) "Sviashhennyi dogmat i khudozhnii obraz. Pam'iatky narodnogo kul'tovogo mystetstva u L'vivs'komu muzei istorii religii ta ateizmu" [Monuments of folk cult art in the Lviv Museum of the history of religion and atheism]. Liudyna isvit, vol. 3, pp. 44-47 (in Ukrainian).

Isichenko Ju. (1986) "Kyevo-Pechers'kyi pateryk u literaturnomu konteksti 16— 18 st." [Kiev-Pechersk Paterik in the literary context of the 16th — 18th centuries]. Radians'ke literaturoznavstvo, 1986, vol. 6, pp. 42-49 (in Ukrainian).

Janchenko L. (1989) "Prokrustove lozhe dogmata. Tserkovno-dogmatychnyi ta estetychnyi zmist pravoslavnogo khudozhn'ogo kanonu" [Procrustean bed of dogma. Church-dogmatic and aesthetic content of the Orthodox art canon]. Liudyna isvit, vol. 6, pp. 21-26 (in Ukrainian).

Jarots'kyi P. (1986) "Apostoly paps'kogo prestolu chy slov'ians'ki prosvityteli?" [Apostles of the Papal see or Slavic enlighteners?]. Liudyna i svit, vol. 11, pp. 34-39; vol. 12, pp. 30-36 (in Ukrainian).

Jelens'kyi V. (1988) "Zdiisnennia v USRR Dekretu "Pro vidokremlennia tserkvy vid derzhavy i shkoly vid tserkvy" v pershi roky sotsialistychnogo budivnytstva" [Implementation in the Ukrainian SSR of the decree "On the separation of church from state and school from church" in the first years of Socialist construction]. Ukrains'kyi istorychnyi zhurnal, vol. 3, pp. 121-129 (in Ukrainian).

Karpiak I. (1987) "Mytropolychi namisnyky v Galychyni i pershyi L'vis'kyi pravoslavnyi epyskop Makarii Tuchaps'kyi" [Metropolitan vicars in Galicia and the first Lviv Orthodox bishop Makary Tuchapsky]. Pravoslavnyi visnyk, vol. 11, pp. 27-32 (in Ukrainian).

Kashuba M., Paslavs'kyi I. (1986) "Mystetstvo gumanizmu" [The Art of humanism]. Zhovten', vol. 4, pp. 128-129 (in Ukrainian).

Kolesnyk I. (2015) "Ukrainske istoriiepysannia 1960-1980-kh rr.: kulturni rozryvy ta metamor-fozy" [Ukrainian historiepisannya 1960-1980-ies: cultural breaks and metamorphoses] in Svitlo y tini ukrainskoho radianskoho istoriopysannia: Materialy mizhnarodnoi naukovoi konfer-entsii (Kyiv, Ukraina, 22—23 travnia 2013 r.) [Light and shadows of the Ukrainian Soviet histo-riopisannya: materials of the international scientific conference (Kiev, Ukraine, May 22-23, 2013)], Kiev, pp. 169-176 (in Ukrainian).

Kolodnyi A., Filipovich L., Iarotskii P. (2010) "Religiovedenie Ukrainy v sovetskoe vremia" [Religious Studies of Ukraine in Soviet Times], in Kolodnyi A., Filipovich L., Shmidt V., Iarotskii P. (eds) Voprosy religii i religiovedeniia. Religiovedenie Ukrainy. Chast' I: Fenomen sovetskogo religiovedeniia: ukrainskii kontekst [Questions of religion and religious studies. Religious studies of Ukraine. Part I: The Phenomenon of Soviet Religious Studies: the Ukrainian Context], Moscow, pp. 9-21 (in Russian).

Kolodnyi A. (1986) "Kul'tova mistyka nynishn'ogo pravoslav'ia" [Cult mysticism of Modern Orthodoxy]. Liudyna i svit, vol. 8, pp. 56-61 (in Ukrainian).

Kotliar M. (1988) "Konstantynopol' chy Rym? Z istorii' zaprovadzhennia khrystyianstva na Rusi" [Constantinople or Rome? From the history of the introduction of Christianity in Russia]. Vsesvit, vol. 5, pp. 174-181 (in Ukrainian).

Kotliar M. (1988) "Litopysni legendy pro 'khreshchennia Rusi' ta istorychna diisnist'" [Chronicle legends about the "Baptism of Rus" and historical reality]. Liudyna i svit, vol. 5, pp. 22-27 (in Ukrainian).

Kotliar M. (1988) "Zaprovadzhennia khrystyianstva u Davn'orus'kii derzhavi" [Introduction of Christianity in the Old Russian state]. Ukrains'kyi istorychnyi zhurnal, vol. 6, pp. 14-25 (in Ukrainian).

Kovaliv Iu. (2007) Literaturoznavcha entsyklopediia [Literary encyclopedia], in 2 vols. Kyiv, vol. 1 (in Ukrainian).

Koveshnykova O. (1988) "'Bogoslov'ia u farbakh' abo Kolir u khudozhnii kul'turi khrystyians'kogo svitu" ["Theology in colors" or color in the artistic culture of the Christian world]. Liudyna i svit, vol. 8, pp. 38-40 (in Ukrainian).

Kysel'ov O. (2016) "Monografiia "Kul'tura. Relygyia. Ateyzm" iak dokument chasiv perebudovy" [Monograph "Culture. Religion. Atheism" as a document of the times of Perestroika]. Istoriia religii v Ukraini: Naukovyi shchorichnyk, vols 2-3, pp. 43-50 (in Ukrainian).

Lobovik B. (1988) "Pravoslav'ia u poshukakh filosofs'kykh spil'nykiv" [Orthodoxy in search of philosophical accomplices]. Filosofs'ka dumka, vol. 1, pp. 118-120 (in Ukrainian).

Makari, arkhiepyskop Ivano-Frankivs'kyi ta Kolomyis'kyi, Gerasym'iuk O. (1989) "Blagosloven, khto liubyt'" [Blessed is the one who loves]. Liudyna isvit, vol. 8, pp. 15-19 (in Ukrainian).

Matkovs'ka O. (1987) "Bratstva ta ikh shkoly" [Fraternities in the same school]. Zhovten', vol. 2, pp. 97-99 (in Ukrainian).

Matkovs'ka O. (1988) "Etyka v Kyevo-Mogylians'kii akademii" [Etika in Kiev-Mohyla Academy]. Zhovten', vol. 11, pp. 125-126 (in Ukrainian).

Mel'nyk V. (1989) "Rozvytok vil'nodumstva na Ukraini XVI-XVIII st. (Dva pogliady na problemu)" [Development of freethinking in Ukraine of the 16th — 18th centuries (two views on the problem)]. Zhovten', vol. 12, pp. 87-90 (in Ukrainian).

Migovich I. (1985) "Klerykal'nyi natsionalizm iak sotsial'no-politychne iavyshche" [Clerical nationalism as a socio-political phenomenon]. Filosofs'ka dumka, vol. 5, pp. 83-92 (in Ukrainian).

Moiseev I. (1989) "Pravoslav'ia ta ukrains'ka kul'tura" [Orthodoxy and Ukrainian culture]. Pra-voslavnyi visnyk, vol. 11, pp. 22-23 (in Ukrainian).

Myshanych O. (1989) "Davnia literatura v ukrains'kii literaturno-krytychnii ta estetychnii

dumtsi pershoi pol. XIX st." [Ancient literature in Ukrainian literary-critical and aesthetic thought of the first half of the 19th century]. Radians'ke literaturoznavstvo, vol. 12, pp. 8-11 (in Ukrainian).

Nareiko P. (1987) "Varlaam Iasyns'kyi — mytropolyt Kyivs'kyi i Galyts'ky" [Varlaam Yasinsky — Metropolitan of Kiev and Galitsia]. Pravoslavnyi visnyk, vol. 2, pp. 28-32 (in Ukrainian).

Nykodym (mytropolyt L'vivs'kyi ta Drogobych'skyi), Gul'ko Ia. (1989) "Myloserdia" [Mercy]. Liudyna i svit, vol. 10, pp. 15-20 (in Ukrainian).

Ostryanin D. (1988) "Religiina problema v krainakh sotsializmu" [Religious problem in the countries of socialism]. Filosofs'ka dumka, vol. 4, pp. 131-132 (in Ukrainian).

Panych O. (2015) "Naukovyi ateizm iak kul'turna systema" [Scientific atheism as a cultural system]. Ukrains'ke religijeznavstvo, vol. 76, рр. 21-35 (in Ukrainian).

Pashchenko E. (1989) "Kyjevo-Mogylians'ka akademiia i rozvytok shkil'nytstva v Serbii'" [Kyiv-Mohyla Academy and school development in Serbia]. Radians'ke literaturoznavstvo, vol. 2, pp. 61-68 (in Ukrainian).

Peleshenko Iu. (1985) "Malovidomyi tvir Grygoriia Tsamblaka" [A little-known work by Grigory Tsamblak]. Radians'ke literaturoznavstvo, vol. 7, pp. 62-66 (in Ukrainian).

Petliakov P. (1985) Rev. of: Mygovych I. I. Reaktsiina sut' klerykal'nogo natsionalizmu. Kyiv: Politvydav Ukrainy, 1984 [The reactionary essence of clerical nationalism]. Ukrains'kyi istorychnyi zhurnal, vol. 3, pp. 144-145 (in Ukrainian).

Petliakov P. (1987) "Bukovyns'ka mytropoliia na sluzhbi okupantiv" [Bukovina archdiocese in the service of the invaders], rev. of Gaikovs'kyi M. "Reaktsiina diial'nist' pravoslavnoi tserkvy na Pivnichnii Bukovynii (1918-1940). Kyiv: Naukova dumka, 1984" [Reactionary activity of the Orthodox Church in Northern Bukovina (1918—1940)]. Ukrains'kyi istorychnyi zhurnal, vol. 6, pp. 158-159 (in Ukrainian).

Rychka V. (1988) "Chomu pogas vogon' Peruna? (Z istorii' Kyivs'koi Rusi)" [Why did Perun's fire go out? (From the history of Kievan Rus)]. Kyiv, vol. 6, pp. 151-157 (in Ukrainian).

Rychka V. (1989) "Dukhovenstvo v klasovo-stanovii strukturi davn'orus'kogo suspil'stva" [Clergy in the class-class structure of ancient Russian society]. Ukrains'kyi istorychnyi zhurnal, vol. 6, pp. 76-87 (in Ukrainian).

Sauh P., Dovbenko V. (1985) "Shchastia — edyne, zemne" [Happiness — single, earthly]. Liudyna i svit, vol. 11, pp. 23-27 (in Ukrainian).

Shevtsov P. (1985) "Khrystyians'kyi patriotyzm — liubov do svoei Vitchyzny" [Christian patriotism — love for your fatherland]. Pravoslavnyi visnyk, vol. 1, pp. 25-28 (in Ukrainian).

Shuba O., Efremov Iu. (1986) "Promysl bozhyi chy real'na potreba?" [Is it God's Providence or a real need?]. Liudyna isvit, vol. 4, pp. 40-46 (in Ukrainian).

Shynkaruk V. (1985) "Istoriia dukhovnoi kul'tury i religiia" [History of spiritual culture and religion]. Liudyna isvit, vol. 6, pp. 13-20 (in Ukrainian).

Smolkin V. (2021) A holy place is never empty. History of Soviet Atheism. Moscow (Russian translation).

Tancher V. (1988) "Shliakh do dukhovnoi svobody" [The path to spiritual freedom]. Liudyna i svit, vol. 2, рр. 2-7 (in Ukrainian).

Tkachenko O. (1989) "V im'ia chogo nam potriben svitogliadnyi dialog z viruiuchymy?" [Why do we need a worldview dialogue with believers?]. Filosofs'ka i sotsiologichna dumka, vol. 1, pp. 25-34 (in Ukrainian).

Trofymchuk M. (1989) "Antychna teoriia slovesnosti v poetykakh Kyevo-Mogylians'koi akademii XyII-XVIII st." [Ancient theory of literature in poetics of Kyiv-Mohyla Academy ofthe 17th — 18th cc.]. Radians'se literaturoznavstvo, vol. 4, pp. 61-70 (in Ukrainian).

Tvorogov O. (1985) "Z istorii stanovlennia davn'orus'koi literatury" [From the history of the formation of Old Russian literature]. Radians'ke literaturoznavstvo, vol. 4, pp. 41-47 (in Ukrainian).

"Tvoryty dobro, shukaty istynu" [Do good, seek the truth] (1988). Kyiv, vol. 9, pp. 109-114 (in Ukrainian).

Vovk O. (1985) "Uniats'ka klerykal'na reaktsiia — znariaddia antykomunizmu" [Uniate clerical reaction — an instrument of anti-communism]. Ukrains'kyiistorychnyizhurnal, vol. 1, pp. 5263 (in Ukrainian).

Vozniak N. (1987) "Tserkva i kul'tura" [Church and culture]. Liudyna i svit, vol. 10, pp. 34-39 (in Ukrainian).

Yarantseva N., Kiriushko M. (1987) "Filosofs'ko-estetychnyi analiz vzaiemodii mystetstva i re-ligii" [Filosofsko-esthetic analysis of the interaction of art and religion]. Filosofs'ka isotsiolog-ichna dumka, vol. 4, pp. 132-133 (in Ukrainian).

Zakharova M., Lisovenko N. (1987) "Ateizm i religiia v umovakh NTR" [Atheism and religion in the conditions of scientific and technological progress]. Filosofs'ka dumka, vol. 1, pp. 125-126 (in Ukrainian).

Zhulyns'kyi M. (ed.) (2015) "Slovo i chas" [Word and time], in Shevchenkivs'ka encyklopediia [Shevchenko encyclopedia], vol. 5, Kyiv, pp. 121-129 (in Ukrainian).

"Zhyty nadieiu. Interv'iu z Patriarshym Ekzarhom Ukrainy, mytrop olytom Kyivs'kym i Galyts'kym Filaretom" [Live in hope. Interview with Patriarchal Exarch of Ukraine, Metropolitan Filaret of Kiev and Galicia] (1990) Pravoslavnyш visnyk, vol. 3, pp. 21-22 (in Ukrainian).

Zots V. (1989) "Kul'turna spadshchyna, pravoslavW, suchasnist'" [Cultural heritage, Orthodoxy, modernity]. Filosofs'ka isotsiologichna dumka, vol. 4, pp. 18-24 (in Ukrainian).

Статья поступила в редакцию 05.04.2023

The article was submitted 05.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.