Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ХАРАКТЕРА И СОДЕРЖАНИЯ ВОЕННЫХ УГРОЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ОКЕАНСКИХ И МОРСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ'

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ХАРАКТЕРА И СОДЕРЖАНИЯ ВОЕННЫХ УГРОЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ОКЕАНСКИХ И МОРСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
122
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / СДЕРЖИВАНИЕ РОССИИ / ВОЕННЫЕ ОПАСНОСТИ И УГРОЗЫ РФ / БЫСТРЫЙ ГЛОБАЛЬНЫЙ УДАР / ВЫСОКОТОЧНОЕ ОРУЖИЕ / РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Евменов Николай Алексеевич, Пучнин Владимир Васильевич, Ещенко Ярослав Витальевич

На основе оценки военно-стратегической обстановки и выявленных масштабов военных угроз РФ с океанских и морских направлений определены основные тенденции изменения их характера и содержания. Подчеркнуто, что России нужен мощный сбалансированный Военно-Морской Флот, способный эффективно противодействовать этим угрозам из любых районов Мирового океана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN TRENDS IN THE CHANGING NATURE AND CONTENT OF MILITARY THREATS TO THE RUSSIAN FEDERATION FROM OCEANIC AND NAVAL DIRECTIONS

Basing on an assessment of the military-strategic situation and the identified scale of military threats to the Russian Federation from the oceanic and maritime directions, the paper identifies the main trends of changes in their nature and content. It emphasizes that Russia needs a powerful, balanced Navy capable of effectively countering these threats from any part of the world ocean.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ХАРАКТЕРА И СОДЕРЖАНИЯ ВОЕННЫХ УГРОЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ОКЕАНСКИХ И МОРСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ»

Основные тенденции изменения характера и содержания военных угроз Российской Федерации с океанских и морских направлений

Адмирал Н.А. ЕВМЕНОВ

Капитан 1 ранга в отставке В.В. ПУЧНИН, доктор военных наук

Подполковник Я.В. ЕЩЕНКО, доктор военных наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

На основе оценки военно-стратегической обстановки и выявленных масштабов военных угроз РФ с океанских и морских направлений определены основные тенденции изменения их характера и содержания. Подчеркнуто, что России нужен мощный сбалансированный Военно-Морской Флот, способный эффективно противодействовать этим угрозам из любых районов Мирового океана.

Basing on an assessment of the military-strategic situation and the identified scale of military threats to the Russian Federation from the oceanic and maritime directions, the paper identifies the main trends of changes in their nature and content. It emphasizes that Russia needs a powerful, balanced Navy capable of effectively countering these threats from any part of the world ocean.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Военно-политическая обстановка, сдерживание России, военные опасности и угрозы РФ, быстрый глобальный удар, высокоточное оружие, робототех-нические комплексы.

Military political situation, deterrence of Russia, military dangers and threats to the Russian Federation, prompt global strike, precision weapons, robotic systems.

СОВРЕМЕННЫЙ мир переживает период серьезной трансформации. Оценка геополитической обстановки и прогноз ее развития показывают, что проведение Россией самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает резкое противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование на планете. Рост стратегической нестабильности и обострение международной обстановки, в том числе связанные с проведением Российской Федерацией специальной военной операции на Украине, сопровождаются возрастанием угроз военной безопасности России, повышением вероятности использования военной силы против нее как на суше, так и на пространствах Мирового океана.

США для сохранения своей гегемонии в мире проводят агрессивную политику, направленную на недопущение появления в любом районе Земного шара государства или коалиции государств, способных создать какую-либо угрозу интересам Америки и ее сателлитов. Приоритетами внешней политики Штатов все в большей степени становятся подход к решению международных проблем с опорой на мощную военную силу свою и своих союзников, а также стремление не дать возможности России вернуть статус великой державы1.

Ярким примером негативных для России действий США и их партнеров по блоку НАТО является вступление в военный альянс Финляндии и Швеции, который необходимо рассматривать как наиболее актуальный и опасный вызов Российской Федерации. Это обусловлено тем, что увеличивается не только сухопутная граница России со странами Североатлантического договора (более чем на 1000 км), но и фактически превращает Балтийское море во внутреннее море НАТО. А стратегически важный для нас Финский залив, через который проходит наиболее удобная транспортная коммуникация в Калининград, легко может быть заблокирован ВМС Эстонии

и Финляндии, прежде всего с использованием морских мин. В результате основные силы и войска Балтийского флота, базирующиеся на территории Калининградской области, окажутся в полной изоляции со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В подписанной Президентом США Д. Байденом 12 октября 2022 года «Стратегии национальной безопасности США»2, а также в опубликованной в ноябре того же года «Стратегии национальной обороны США»3 четко прослеживается антироссийская направленность, Россия в них объявлена острой угрозой и прямым противником.

Последние шаги военно-политического руководства Вашингтона против нашей страны убедительно свидетельствуют, что основные усилия США (и Запада в целом) направлены на жесткое сдерживание развития России, нанесение ей максимального экономического и военного ущерба с целью добиться ее поражения на Украине и в конечном итоге на устранение с мировой арены как влиятельного центра силы.

Таким образом, прогнозируемая военно-политическая обстановка в мире в средне- и долгосрочной перспективе продолжит обостряться и будет характеризоваться возрастанием угроз национальной безопасности Российской

20 ГЕОПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Федерации, в том числе с океанских и морских направлений.

С учетом положений новой Морской доктрины Российской Федерации4 (утверждена Президентом Российской Федерации 31 июля 2022 года) к основным вызовам и военным опасностям национальной безопасности России, связанным с Мировым океаном, можно отнести:

• продвижение военной инфраструктуры НАТО к границам России, включение в альянс новых государств, возрастание количества и масштабов проводимых учений блока в странах Балтии, Польше, Финляндии, Швеции и Норвегии, акваториях Черного, Балтийского и арктических морей;

• стратегический курс США и их союзников на достижение подавляющего превосходства своих ВМС и военное доминирование в Мировом океане, в том числе в Арктике;

• сосредоточение в морских и океанских районах (зонах) на постоянной основе основной части национальных ядерных сил (атомных подводных лодок с баллистическими ракетами) стран НАТО, нацеленных против Российской Федерации;

• территориальные претензии к России ряда государств, касающиеся некоторых ее приморских, островных и эксклавных территорий;

• попытки ряда государств изменить действующие правовые режимы морских пространств и международных морских проливов (Черноморских — Конвенции о режиме про-

ливов от 20 июля 1936 года) без учета наших национальных интересов для достижения собственных геополитических целей.

Указанные вызовы и военные опасности при обострении и нарастании напряженности военно-политической обстановки в мире могут перерасти в военные угрозы Российской Федерации, либо непосредственно в агрессивные действия с применением военной силы различного масштаба, прежде всего со стороны Соединенных Штатов Америки и НАТО.

Боевой состав группировок объединенных ВМС (ОВМС) НАТО, которые могут быть задействованы против России в мирное время, представлен на рисунке. В период обострения военно-политической обстановки перед началом крупномасштабной агрессии эти группировки увеличиваются не менее, чем в четыре раза. В Норвежском и Баренцевом морях предполагается развертывание до 50 носителей крылатых ракет большой дальности (КРБД) морского базирования с боезапасом в 1000—1100 ракет; в Охотском и Японском морях, а также в прилегающих океанских районах — до 60 носителей КРБД с боезапасом в 1200 ракет; в восточной части Средиземного моря и в Черном море — до 14 носителей с общим боезапасом в 300—350 КРБД; в Северном и Балтийском морях — не менее 9 носителей с общим боезапасом в 180—220 КРБД5.

Последние шаги военно-политического руководства Вашингтона против нашей страны убедительно свидетельствуют, что основные усилия США (и Запада в целом) направлены на жесткое сдерживание развития России, нанесение ей максимального экономического и военного ущерба с целью добиться ее поражения на Украине и в конечном итоге на устранение с мировой арены как влиятельного центра силы. Таким образом, прогнозируемая военно-политическая обстановка в мире в средне- и долгосрочной перспективе продолжит обостряться и будет характеризоваться возрастанием угроз национальной безопасности Российской Федерации, в том числе с океанских и морских направлений.

и

н §

и X о

а

2

И

в

и X Я о

Примечания: ОФ — оперативный флот, нк — надводный корабль, пла — атомная многоцелевая подводная лодка, пларк — атомная подводная лодка с крылатыми ракетами, АУГ — авианосная ударная группа, АДГ — амфибийно-десантная группа, БПА — базовая патрульная авиация.

Рис. Группировки ОВМС НАТО, развернутые на постоянной основе в мирное время в прилегающих

к России морях и океанских районах

Группировка ОВМС НАТО до 13 нк и 1-2 пла (носителей КРБД-7)

Рубеж досягаемости КР6Д «Томагавк» 2500

Группировка ОвМС НАТО до 10 боевых нк 1 -2 пла (носителей КРБД-4)

о '/ .»»Н"" . I

Китсап

Сиьйо

Китай

Пусан

Группировка ОВМС НАТО до 40 боевых ни, 1-2 пла. периодически АУГ. АДГ

Перл-Хзрбор Группировка ВМС 7 ОФ США до 23 боевых кораблей, в тч АУГ. АДГ пларк. до 10 пла. более 110 самолетов БЛА

Группировка ВМС 3 ОФ США до 40 боевых кораблей, в т.ч. АУГ. АДГ, плфк. 2-3 пл (носителей КРМБ до 13, КРБД - 300)

Анализ указанных военных угроз Российской Федерации с океанских и морских направлений позволяет выявить тенденции изменения их характера и содержания, к основным из которых относятся:

Первая и главная тенденция — возрастание доли морской составляющей в общем масштабе военных угроз России. В настоящее время США особое внимание в своих доктринальных документах уделяют концепции «Быстрый глобальный удар» (БГУ). Эта угроза характеризуется внезапностью нанесения ударов в кратчайшее время (в перспективе — в течение 1—2 часов) из морских и океанских районов, которые находятся вне зоны действий наших воздушных и наземных сил и средств. Основная роль в БГУ отводится КРБД морского базирования «Томагавк» и палубной авиации, доля которых в ударах на разных стратегических направлениях составляет 60—80 %. Действующая национальная военная стратегия Соединенных Штатов Америки6, обеспечивающая реализацию положений Стратегии национальной безопасности США7 и Стратегии национальной обороны США8, непосредственно формулирует концептуальные основы применения группировок американских ВМС против Российской Федерации в рамках реализации концепции БГУ. Комплексное и массированное применение неядерного высокоточного и гиперзвукового оружия с морских и океанских направлений по объектам стратегических ядерных сил, центрам государственного и военного управления, военно-промышленного комплекса, элементам систем ПРО/ ПВО и информационным коммуникациям России может позволить противнику получить стратегическую инициативу на начальном этапе военных действий.

Оперативно-тактические расчеты показывают, что группировки ВМС

США способны в первом и последующих ударах в рамках БГУ с высокой вероятностью поразить не менее 300 критически важных объектов на территории Российской Федерации, а с учетом действий палубной авиации — не менее 370. К 2030 году удар с моря может быть доведен до 6 тыс. ракет. При этом в зоне поражения морских средств БГУ США находится почти 90 % территории нашей страны.

Вторая тенденция связана с появлением новой военной угрозы — создание и развертывание США и их союзниками по морскому периметру границ России системы стратегической (глобальной) ПРО США. Морская составляющая этой системы в настоящее время включает группировку кораблей с противоракетами SM-3 (система «Иджис») в составе 5 крейсеров типа «Тикондерога» и 32 эсминцев типа «Орли Берк», развернутых в районах близ территории России. Кроме того, планируется оснастить средствами ПРО морского базирования корабли флотов 12 государств — союзников США, в первую очередь корабли ВМС Японии (уже оснащены 4 японских эсминца) и Республики Корея. В наибольшей степени опасность от системы стратегической ПРО проявится уже в среднесрочной перспективе, когда США будут располагать достаточным количеством ракет-перехватчиков всех видов базирования. При этом подавляющая часть сил и средств ПРО США и их союзников (до 90 % американских ракет) к 2030 году будет сосредоточена на более чем 80 кораблях, способных развернуться в непосредственной близости от территории Российской Федерации. Они могут находиться рядом с районами действий наших ракетных подводных лодок стратегического назначения и создать реальную угрозу для возможности реализации ракетно-ядерного потенциала морскими стратегическими ядерными силами России9.

В настоящее время США особое внимание в своих доктринальных документах уделяют концепции «Быстрый глобальный удар». Эта угроза характеризуется внезапностью нанесения ударов в кратчайшее время из морских и океанских районов, которые находятся вне зоны действий наших воздушных и наземных сил и средств.

Складывающаяся ситуация ведет к серьезному нарушению сложившегося баланса сил между Россией и США в ракетно-ядерной сфере. Поражение кораблей передового рубежа стратегической ПРО противника, безусловно, возлагается на ВМФ (при участии ВКС). Все это требует дополнительных ответных мер по повышению потенциала ВМФ в интересах решения данной стратегически важной задачи.

Третья тенденция заключается в значительном возрастании боевых возможностей авианосных ударных сил США за счет палубной авиации Корпуса морской пехоты. В настоящее время его авиаэскадрильи несут боевую службу в различных районах Мирового океана в составе амфибийно-десантных групп на борту универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Америка» водоизмещением 45 тыс. т. Эти УДК сегодня превращаются в легкие авианосцы за счет оснащения новыми самолетами пятого поколения Г-35В с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. Поэтому с полным основанием можно считать, что в настоящее время ВМС США в своем составе фактически имеют 20 авианосцев: 11 тяжелых атомных (по 40—48 истребителей-штурмовиков на каждом) и 9 легких авианосцев на базе УДК (по 12—16 истребителей-штурмовиков Г-35В).

Четвертая тенденция связана с повышением роли в вооруженной борьбе на море, наряду с высокоточ-

ным оружием, беспилотных воздушных, надводных и подводных аппаратов. В настоящее время ВМС стран НАТО активно оснащаются боевыми робототехническими комплексами и системами, например, на вооружении американского флота находится более 2,5 тыс. беспилотных аппаратов различного назначения: разведывательно-ударных, противоминных, противолодочных и др. Их применение с моря уже сегодня представляет собой серьезную угрозу. Так, нанесение массированного удара с применением тактики «роя» по критически важным объектам, в том числе по кораблям в море и на базах, чревато прорывом воздушных и подводных беспилотных аппаратов к объектам поражения из-за перегрузки системы их обороны. В качестве подобного примера можно привести попытку вооруженных сил Украины в ноябре 2022 года одновременно атаковать военные объекты в Севастополе с задействованием девяти летательных и семи морских беспилотных аппаратов. Таким образом, если еще недавно тактика «роя» представлялась в качестве элемента войн будущего, то сегодня она становится реальностью.

Еще одна опасная тенденция изменения характера военной угрозы с моря связана со стремлением США и других стран североатлантического альянса лишить Россию контроля над Северным морским путем (СМП), которая способна привести к непосредственному военному столкновению России с США и НАТО. Учитывая незавершенность юридического оформления прав приаркти-ческих стран на шельфовые ресурсы Арктики, а также заявления ряда других государств о необходимости открытого доступа к этим ресурсам и придания СМП международного статуса, с высокой вероятностью следует ожидать от США или Великобритании в рамках реализации концепции «свободы судоходства»

24 ГЕОПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

преднамеренных провокаций. В качестве возможного варианта может быть предпринята попытка несанкционированного прохода отряда кораблей (судов) США (Великобритании) через акваторию СМП, включая его проливные зоны, проходящие через российские территориальные воды. В целях силового обеспечения соблюдения исторически сложившегося и установленного Российской Федерацией правового режима прохода СМП иностранными кораблями (судами) необходимо заблаговременно спланировать комплекс мероприятий. Он должен предусматривать наращивание средств разведки и поражения на архипелагах (островах) и побережье Северного Ледовитого океана, а также действия сил Северного флота совместно с морскими пограничными силами ФСБ России для противодействия возможным провокациям со стороны враждебных государств и отказа от несанкционированного прохода по СМП иностранных кораблей и судов.

В заключение следует подчеркнуть, что масштабы военных угроз

с моря не позволяют осуществить их нейтрализацию только с помощью сухопутной и авиационной (космической) составляющих Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ). Поэтому наряду с другими их видами России объективно нужен сильный Военно-Морской Флот, непосредственно управляемый Главным командованием ВМФ и способный гарантированно противостоять вызовам и угрозам в Мировом океане.

В условиях реализации США и странами Запада целенаправленной политики по сдерживанию и «уничтожению» Российской Федерации необходимо готовиться к возникновению самых негативных сценариев развития военно-политической обстановки, а ВС РФ — к любым современным и будущим военным конфликтам, в том числе крупномасштабным. Поэтому ВС РФ и Военно-Морской Флот должны иметь сбалансированный потенциал, способный эффективно противодействовать высокотехнологичному противнику во всех сферах: на море, суше, в воздухе, космосе и киберпространстве.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации № 400 от 02.07.2021).

2 Стратегия национальной безопасности США. URL: https://www.whitehouse. gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (дата обращения: 03.03.2023).

3 Стратегия национальной обороны США. URL: https://media. defense. gov/2022/0ct/27/2003103845/-1/-1/1/2022-NATIONAL-DEFENSE-STRATEGY-NPR-MDR.PDF (дата обращения: 03.03.2023).

4 Морская доктрина Российской Федерации (утверждена Указом Прези-

дента Российской Федерации № 512 от

31.07.2022).

5 Пучнин В.В. Скорее с моря, чем с суши // Независимое военное обозрение. 2021. № 11.

6 Национальная военная стратегия США. URL: https://history.defense.gov/ Portals/70/Documents/nms/NMS2018%20 Overview.pdf?ver=oERVYfgg1p-jtlK_ kYsZHQ%3d%3d (дата обращения:

03.03.2023).

7 Стратегия национальной безопасности США.

8 Стратегия национальной обороны США.

9 Пучнин В.В. Скорее с моря, чем с суши.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.