Научная статья на тему 'Основные тенденции и закономерности формирования представительных органов власти в камчатском крае и Петропавловск-Камчатском городском округе'

Основные тенденции и закономерности формирования представительных органов власти в камчатском крае и Петропавловск-Камчатском городском округе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
160
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / КАНДИДАТЫ В ДЕПУТАТЫ / ИЗБРАННЫЕ ДЕПУТАТЫ / СТРАТИФИКАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ПОЛ / ВОЗРАСТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПАРТИЙНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС / REPRESENTATIVE AUTHORITIES / CANDIDATES FOR DEPUTY / ELECTED DEPUTIES / STRATIFIED ANALYSIS / SEX / AGE / EDUCATION / PARTY AFFILIATION / OCCUPATIONAL STATUS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шуликов Алексей Олегович

На основании материалов периодических изданий и протоколов Избирательной комиссии Камчатского края проведен стратификационный анализ кандидатов в депутаты и избранных депутатов в представительные органы региональной власти и местного самоуправления с 1990 по 2007 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шуликов Алексей Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main trends and common factors in the formation of representative authorities in Kamchatka region and Petropavlovsk-Kamchatsky municipal district

The article is based on the matters of periodical publications and the protocols of the Kamchatka Krai election commission. The stratified analysis of candidates for deputy and deputies elected to representative regional and local authorities from 1990 to 2007 is carried out.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции и закономерности формирования представительных органов власти в камчатском крае и Петропавловск-Камчатском городском округе»

УДК 352/354(571.66)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ И ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ

А.О. Шуликов

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003

Shulikov_a@mail. ru

На основании материалов периодических изданий и протоколов Избирательной комиссии Камчатского края проведен стратификационный анализ кандидатов в депутаты и избранных депутатов в представительные органы региональной власти и местного самоуправления с 1990 по 2007 год.

Ключевые слова: представительные органы власти, кандидаты в депутаты, избранные депутаты, стратификационный анализ, пол, возраст, образование, партийная принадлежность, профессиональный статус.

The main trends and common factors in the formation of representative authorities in Kamchatka region and Petropavlovsk-Kamchatsky municipal district. A.O. Shulikov (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003)

The article is based on the matters of periodical publications and the protocols of the Kamchatka Krai election commission. The stratified analysis of candidates for deputy and deputies elected to representative regional and local authorities from 1990 to 2007 is carried out.

Key words: representative authorities, candidates for deputy, elected deputies, stratified analysis, sex, age, education, party affiliation, occupational status.

В настоящее время необходимость изучения формирования представительных (законодательных) органов власти Российской Федерации сомнения не вызывает. Особенно это стало очевидным в контексте нового порядка избрания глав российских регионов и органов местного самоуправления, которые объективно ведут к росту значимости региональных парламентов как на региональном, так и на местном уровнях.

При этом необходимо помнить, что, несмотря на то, что институт выборов в России продолжает находиться в стадии становления, сегодня можно уже говорить об определенной практике его функционирования. Поэтому становится актуальной постановка вопроса о тенденциях становления института региональных выборов как о форме проявления закономерностей их развития.

Реализовать означенные посылки, по нашему мнению, возможно используя метод последовательного сравнения всех конкретных выборов в региональный и местный парламенты, произошедших в конце советского и постсоветского периода в камчатском регионе.

Этот анализ позволяет выявить гендерные, возрастные, социально-профессиональные и другие признаки различных страт депутатского корпуса. Но самое главное, он позволяет определить социальных лидеров общественных трансформаций. Проанализировав динамику политической стратификации, можно зафиксировать смену социального лидерства, происходящую в жесткой конкурентной борьбе.

Основным инструментом стратификационного анализа депутатского корпуса является классификатор социально-политических характеристик депутатов. В классификаторе учтены пол, возраст, образование, членство в партиях и общественных организациях. Ядром классификатора является профессиональный статус. Профессия является не просто показателем рода занятий, но она фиксирует первоначальный социальный статус, а следовательно, является и индикатором социальной среды, оказавшей влияние на нормы, образцы поведения и социальные требования представителя. Ряд профессий непосредственно связан с принадлежностью к политическому классу: это профессиональные парламентарии, высшие должностные лица в системе

государственного и муниципального управления, партийные функционеры [1, c. 57].

В советский период, по мнению В.Н. Амелина и К.М. Пинчука, структура депутатского корпуса имела искусственное происхождение. Она носила нормативный характер: должна была отвечать требованиям наиболее полного представительства всех социальных слоев. Однако номенклатурная часть депутатского корпуса, чье должностное положение требовало депутатского статуса, существенным образом искажало принцип репрезентативного представительства.

Для приведения структуры депутатского корпуса в соответствие с пропагандируемыми

принципами социального представительства необходимо было осуществлять специальный подбор персоналий, не принадлежащих по своим профессиональным параметрам к правящему политическому слою. Создавалась выборка, партийным комитетам на местах «спускалась» разнарядка, и они занимались специальной работой по подбору людей, соответствующих требованиям разнарядки и человеческим качествам кандидатов. Рабочие и крестьяне как наиболее массовый слой были весьма удобны для выравнивания пропорций депутатского корпуса и защиты правящей номенклатуры от упреков в узурпации власти [2, с. 114].

Структура депутатского корпуса серьезно изменилась в начале 90-х в результате первых относительно свободных и напрямую не контролируемых властями выборов. Скрытая конкуренция внутри номенклатуры между представителями партийных и региональных органов власти сменилась открытой конкуренцией соперничающих социальных групп - директората, интеллигенции, чиновничества. Социальное конструирование искусственных социальнопрофессиональных, гендерных, социально-территориальных групп сменилось жесткой борьбой кандидатов, предлагающих альтернативные проекты «светлого» будущего. Это были выборы «волонтеров», когда команды энтузиастов проводили «своих» кандидатов в едином порыве, практически без финансовых затрат, и гордились своей победой. Сформированный депутатский корпус был естественным продуктом волеизъявления избирателей, которые, опираясь на собственные предпочтения, делали выбор между альтернативными кандидатами. Именно в этот период формируются современные типы голосовательного поведения. Если в прежнее время отсутствие альтернативных кандидатов и в целом декоративный характер голосования давали только одну возможность - идти или не идти на выборы, в 1990 г. возникают модели голосования, в которых находят отражение интересы избирателя, выразителем которых является кандидат [2, с. 116-117].

На выборах в областной совет народных депутатов Камчатской области, которые состоялись в марте 1990 г., в общей сложности предприняло попытку стать депутатами регионального парламента 823 человека. В этот же период в городской совет пытались пройти 751 человек. Сразу становится очевидным крайне низкая доля женщин как в списках претендентов в народные избранники, так и в числе избранных депутатов. В предшествующий период в представительных органах квота женщин составляла около 30%.

Гендерная характеристика кандидатов и победителей в городской и областной советы представлена на рис. 1.

Выборы в горсовет Петропавловска-Камчатского этого же периода данную тенденцию подтвердили. Низкая доля женщин в качестве кандидатов еще ниже в победителях.

Остальные классификационные характеристики претендентов и депутатов областного совета являются неполными в силу того, что далеко не все избирательные комиссии того периода сдавали протоколы собраний по выдвижению кандидатов, а протоколы избирательных комиссий какой-либо существенной информации о кандидатах не предоставляли. Но все же по имеющимся данным можно сделать определенный стратификационный анализ претендентов и представителей депутатского корпуса. Эти данные можно будет дополнить более полными данными по городским выборам того же периода.

Несмотря на то, что это были первые выборы, которые не контролировали советские партийные органы (вследствие чего ряд секретарей обкома партии стали депутатами со второй, а то с третьей попытки), скорее всего большинство претендентов и депутатов все еще носило партийный билет. Более того необходимо иметь в виду, что в этот период партийной структуры как таковой еще не было (она только начинала формироваться), поэтому партийная структура региональных выборов 1990 г. мало чем отличается от предыдущих периодов, когда выбирали блок партийных и беспартийных. Партийная структура кандидатов в областной совет и избранных депутатов представлена в табл. 1.

Таблица 1

Структура партийной принадлежности кандидатов

избранные в областной совет

избранные в городской совет

кандидаты в областной совет

кандидаты в городской совет

93 7

82 18

83 17

77 23

□ мужчины

□ женщины

Рис. 1. Гендерная характеристика кандидатов в депутаты и депутатов городского и областного советов в 1990 г. (в процентах)

о

20

40

60

80

оо

Партии и общественные организации Областной совет Городской совет

Кандидаты Депутаты Кандидаты Депутаты

человек % человек % человек % человек %

КПСС 185 22 34 23 412 55 83 57

ВЛКСМ 7 1 - - 23 3 1 1

Беспартийные 72 9 12 8 278 37 53 36

Отсутствуют данные 559 68 100 69 36 5 9 6

Итого 823 100 146 100 751 100 146 100

Как показывают данные табл.1, в 1990 г. население предпочитало выдвигать и избирать все еще представителей КПСС.

Образовательный уровень претендентов в депутаты и самих депутатов во многом характеризует качественный состав депутатского корпуса. Образовательная структура депутатов и кандидатов в депутаты областного и городского советов на выборах в 1990 г. представлена в табл. 2.

Таблица 2

Образовательная структура кандидатов и депутатов представительных органов власти в 1990 году

Образование Областной совет Городской совет

Кандидаты Депутаты Кандидаты Депутаты

человек % человек % человек % человек %

Неполное среднее 4 0 - - - - 3 2

Среднее 23 3 3 2 96 13 13 9

Среднее специальное 33 4 3 2 151 20 35 24

Неполное высшее 9 1 - - 13 2 2 1

Высшее образование 216 26 46 32 415 55 79 54

Отсутствуют данные 538 66 94 64 63 8 14 10

Итого 823 100 146 100 751 100 146 100

Как видно из табл. 2, кандидаты представляли самый широкий образовательный спектр: от неполного среднего до высшего образования. При этом избиратели Петропавловска-Камчатского оказались менее требовательными к депутатам по качеству их образования, по сравнению с избирателями области. Но общая тенденция сохраняется, в основном выдвигают и избирают людей с высшим образованием.

Следующим критерием анализа выступает возраст кандидатов в депутаты и избранных депутатов. Возрастная структура кандидатов в депутаты и депутатов областного и городского советов представлена в табл. 3.

Таблица 3

Возрастная структура кандидатов и депутатов представительных органов власти в 1990 году

Возрастные критерии Областной совет Городской совет

Кандидаты Депутаты Кандидаты Депутаты

человек % человек % человек % человек %

До 20 лет - - - - 2 0 - -

От 20 до 30 лет 22 3 2 1 64 9 4 3

От 30 до 40 лет 94 11 15 10 259 34 48 33

От 40 до 50 лет 145 18 38 26 282 38 59 40

От 50 до 60 лет 51 6 11 8 100 13 23 16

От 60 до 70 лет 10 1 - - 8 1 3 2

От 70 до 80 лет - - - - 1 0 - -

Отсутствуют данные 501 61 80 55 35 5 9 6

Итого 823 100 146 100 751 100 146 100

Как видно из табл. 3, основная возрастная категория кандидатов в областной совет представлена в возрасте от 30 до 50 лет. Депутатский же корпус явно сдвинулся в более зрелый возраст, и основная возрастная группа депутатов составляет от 40 до 50 лет. Серьезной разницы в возрасте и претендентов, и депутатов в городской совет не оказалось, и они в основном сосредоточились в возрастной категории от 30 до 50 лет.

Наиболее важным критерием анализа является профессиональный статус кандидатов в депутаты и депутатов областного и городского советов, который представлен в табл. 4.

Таблица 4

Профессиональный статус кандидатов в депутаты и депутатов областного и городского советов в 1990 году

| Профессиональный статус | Областной совет | Городской совет |

Кандидаты Депутаты Кандидаты Депутаты

человек % человек % человек % человек %

Безработный 2 0 - - - - - -

Индивидуальный предприниматель 1 0 - - - - - -

Инвалид - - - - 2 0 - -

Пенсионер 6 1 - - 4 1 - -

Рабочий 108 13 14 10 187 25 41 28

Служащий 187 23 44 30 232 31 45 31

Студент 1 0 - - 5 1 - -

Руководитель 404 50 79 54 318 42 59 40

Общественный деятель 1 0 - - 1 0 1 1

Колхозник 3 0 - - - - - -

Священник 1 0 1 1 - - - -

Отсутствуют данные 109 13 8 5 1 0 - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого 823 100 146 100 751 100 146 100

Анализ данных табл. 4 позволяет сделать вывод, что профессиональная структура как кандидатов, так и депутатов областного совета совпадает и представлена преимущественно руководителями и служащими. Доля рабочих в областном совете составила всего 10%. Аналогичная картина и на выборах в городской совет. 70% народных избранников - это руководители и служащие.

Но доля рабочих в городском совете была выше, чем в областном совете и составляла 28%.

Анализ сохранившихся протоколов собраний трудовых коллективов по выдвижению кандидатов в областной и городской советы показывает, что в подавляющем большинстве случаев население воспринимало эту процедуру как традиционную рутину, кандидатов предлагали партийные и руководящие органы предприятий и организаций, голосовали в основном единогласно. Но уже начинали «кипеть» страсти, особенно в научных и образовательных коллективах. Также необходимо отметить, что именно эти выборы дали старт политической карьере ряда представителей региональной политической элиты камчатского региона: будущему оппозиционеру, руководителю СНД и губернатору Камчатской области М.Б. Машковцеву, будущим главам КАО: С.Г. Леушкину и В.Т. Броневич, будущим вице-губернаторам: В.В. Болтенко и Б.П. Синченко, будущим спикерам парламента камчатского региона: П.Г. Премьяку, Л.Н. Бойцову, Н.Я. Токманцеву, будущим мэрам г. Петропавловска-Камчатского: А.К. Дудникову, Ю.И. Голенищеву, А.Г. Шалееву, В.А. Семчеву и др.

Правда, часть вышеназванных политиков в тот период свои выборы проиграли.

Следующий этап в

становлении представительных органов власти камчатского региона состоялся в период с 1994 по 1995 гг. Выборы в региональный и городской парламенты проходили в несколько этапов, поэтому процесс формирования

представительных органов власти растянулся на два года. На выборах в СНД в 1994-1995 гг. приняло участие в общей сложности 119 чел. Гендерная структура еще больше сдвинулась в сторону доминирования мужского представительства, доля женщин сократилась почти в два раза (рис. 2).

Непосредственно в депутатском корпусе данная тенденция сохранилась. В выборах в городскую думу в 1994-1995 гг. приняло участие 47 чел. В городе соотношение полов не столь «трагично». В Петропавловске-Камчатском гендерная структура фактически не изменилась по сравнению с предыдущим избирательным циклом. Возраст кандидатов в представительные органы власти Камчатской области представлен в табл. 5.

Таблица 5

Возрастная структура кандидатов и депутатов представительных органов власти в 1994-1995 годах

избранные в областной совет

избранные в городской совет

кандидаты в областной совет

кандидаты в городской совет

□ мужчины

□ женщины

83

17

0 20 40 60 80 100

Рис. 2. Гендерная структура кандидатов в депутаты и избранных депутатов в областной и городской советы в 1994-1995 гг. (в процентах)

Возрастные критерии

Областной совет

Городской совет

Кандидаты Депутаты Кандидаты Депутаты

человек % человек % человек % человек %

От 20 до 30 лет 3 3 - - - - - -

От 30 до 40 лет 17 14 2 10 12 26 2 22

От 40 до 50 лет 60 51 13 65 13 27 5 56

От 50 до 60 лет 29 24 4 20 10 21 2 22

От 60 до 70 лет 5 4 - - 5 11 - -

От 70 до 80 лет 1 1 - - - - - -

Отсутствуют данные 4 3 1 5 7 15 - -

Итого 119 100 20 100 47 100 9 100

Данные таблицы показывают, что на этих выборах произошло определенное расхождение между выборами в областной и городской парламенты. И если в городе было более или менее равное представительство разных возрастных групп, то в области явно доминировала возрастная группа от 40 до 50 лет. Из данных таблицы следует, что предпочтения избирателей и на местном, и на региональном уровнях склонялись к возрастной группе от 40 до 50 лет. Это тенденция повторила прошлый избирательный цикл в 1990 г.

Образовательный уровень кандидатов в представительные органы власти Камчатской области в 1994-1995 гг. представлен в табл. 6.

Таблица 6

Образовательная структура кандидатов и депутатов представительных органов власти

в 1994-1995 годах

Образование Областной совет Городской совет

Кандидаты Депутаты Кандидаты Депутаты

человек % человек % человек % человек %

Неполное среднее - - - - 2 4 - -

Среднее - - - - 2 4 1 11

Среднее специальное 5 4 - - 6 13 1 11

Неполное высшее 1 1 - - 1 2 - -

Высшее образование 51 43 11 55 26 56 7 78

Отсутствуют данные 62 52 9 45 10 21 - -

Итого 119 100 20 100 47 100 9 100

Даже неполные данные свидетельствуют о том, что подавляющее большинство кандидатов и избранных депутатов имели высшие образование.

Следующим критерием анализа является политическая принадлежность кандидата и действующего депутата. В этот период по сравнению с прошлыми выборами произошел ряд существенных изменений в политическом процессе. Во-первых, потенциальный политик получил возможность самостоятельно выдвигать свою кандидатуру, более того это стало технически более простым, чем избираться как представитель какой-либо партии. Во-вторых, в это время в стране произошел пик роста числа партий (такой многопартийности ни до, ни после выборов в Государственную Думу РФ в 1994 г. история России не знала). Партийная структура кандидатов и депутатов представительных органов власти представлена в табл. 7.

Таблица 7

Структура партийной принадлежности кандидатов и депутатов представительных органов власти в 1994-1995 годах

Партии и общественные организации Совет народных депутатов Г ородская дума

Кандидаты Депутаты Кандидаты Депутаты

человек % человек % человек % человек %

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Самовыдвижение 68 57 6 30 17 36 2 22

КПРФ 18 15 11 55 12 26 7 78

Казачество 1 1 - - 2 4 - -

ЛДПР 3 3 - - 3 6 - -

Окончание табл. 7

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Демократическая Россия 6 5 - - 5 11 - -

Демократическая партия России 2 2 - - 2 4 - -

Ассоциация военнослужащих запаса 2 2 - - - - - -

Ассоциация старожилов Камчатки 1 1 - - - - - -

Блок РиП П 3 3 - - - - - -

Ветераны Вооруженных сил 1 1 - - - - - -

Союз женщин России 1 1 1 5 - - - -

Общество инвалидов 2 2 - - - - - -

Камчатский союз женщин 1 1 - - - - - -

Общество пенсионеров 1 1 - - - - - -

СДПР 1 1 - - - - - -

Федерация независимых профсоюзов 6 5 1 5 - - - -

Ассоциация финансовых рынков Камчатской области 1 2

Отсутствуют данные 2 2 1 5 5 11 - -

Итого 119 100 20 100 47 100 9 100

Данные табл. 7 наглядно свидетельствуют, что в результате выборов в 1994-1995 гг., несмотря на достаточно большое представительство различных партий и общественных объединений в процессе предвыборной кампании, избиратели выбрали в основном из двух групп: это либо самовыдвиженцы, либо представители коммунистической партии. Именно коммунистов можно считать победителями данного политического цикла как на региональном, так и на местном уровнях. Этот результат можно объяснить большим количеством причин. Но наиболее существенными, на наш взгляд, являются следующие: во-первых, в этот период проводимая экономическая реформа не дала какого-либо существенного положительного эффекта, более того наблюдался сплошной негатив (высокие темпы инфляции; рост безработицы; снижение реальных доходов населения; рост задолженностей по заработной плате, особенно в бюджетной сфере), что вызвало недовольство у населения своим экономическим положением и как следствие протестное голосование; во-вторых, население «устало» от политического процесса, что привело к низкой явке избирателей, а коммунисты того времени обладали самым устойчивым электоратом (относительно малочисленным, но стабильно приходившим на избирательные участки); в-третьих, согласно вновь принятой Конституции 1993 г. роль и властные полномочия представительных органов власти были существенно снижены по сравнению с советами, что привело к уменьшению внимания к данным выборам со стороны исполнительных органов власти.

Профессиональная структура претендентов и депутатов представлена в табл. 8.

Таблица 8

Профессиональный статус кандидатов в депутаты и депутатов областного и городского советов в 1990 году

Профессиональный статус Областной совет Г ородской совет

Кандидаты Депутаты Кандидаты Депутаты

человек % человек % человек % человек %

Безработный 8 7 - - 1 2 - -

Индивидуальный предприниматель 3 3

Пенсионер 3 3 - - 2 4 - -

Рабочий 5 4 2 10 8 17 2 22

Служащий 28 23 7 35 13 28 3 33

Студент - - - - 5 11 - -

Руководитель 72 60 11 55 18 38 4 45

Итого 119 100 20 100 47 100 7 100

Как показывает табл. 8, в выборах участвовали практически все профессиональные категории населения. Но самой крупной профессиональной группой стала страта руководителей. Среди депутатов она также является самой многочисленной, но их доля по сравнению с претендентами незначительно сократилась. Более существенно возросла доля служащих в общем числе депутатов. Также необходимо отметить, что особенностями этих выборов стало отсутствие среди депутатов руководителей крупных предприятий и организаций. Это можно объяснить тем, что в тот период крупные руководители были заняты проблемами приватизации и обеспечения выживаемости своих предприятий, а не политической процессом.

Ситуация, сложившиеся в городской думе, несколько отличалась от ситуации в областном совете. Кандидаты также представляли весь профессиональный спектр. Но в городской думе самой многочисленной группой стали представители специалистов, несмотря на то, что на выборах в числе претендентов доминировали руководители.

Одной из отличительных черт данного этапа, на наш взгляд, является формирование класса профессиональных политиков. Работа в представительных органах власти перестала быть общественной нагрузкой, спускаемой по разнарядке сверху. Депутатство стало делом сугубо добровольным, более ответственным и, что самое важное, на этапе выборов дорогостоящим.

В связи с тем, что представительные органы власти, выбранные в 1994-1995 гг., считались

избранные в областной совет

избранные в городскую думу

кандидаты в областной совет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидаты в городскую думу

90

71

10

29

83

73

17

□ мужчины

□ женщины

27

20

40

60

80

100

переходными, то их полномочия были сокращены. Поэтому следующие выборы состоялись уже в 1997 г.

Традиционно анализ начнем с рассмотрения соотношения полов в списках кандидатов и депутатов регионального и местного парламентов.

Гендерная характеристика кандидатов и депутатов в областной совет народных депутатов и городскую думу представлена на рис. 3.

Несмотря на увеличение числа претендентов на депутатский мандат регионального парламента (это самые многочисленные выборы в новое время), представительство женщин по-прежнему незначительно, и их доля в числе депутатов еще меньше, но по сравнению с депутатским составом 1994-1995 гг. доля женщин-депутатов выросла на 4%.

В выборах в городскую думу приняло участие 49 кандидатов, при этом доля женщин, принявших участие в этих выборах, значительно превышает аналогичные показатели по региону, о чем свидетельствуют данные на рис. 3. Необходимо отметить, что доля женщин в числе депутатов городской думы в 1997 г. приблизилась к 30%, что соответствует общеевропейским тенденциям.

В возрастных характеристиках кандидатов и депутатов областного совета в 1997 г. не произошло существенных изменений, табл. 9.

Таблица 9

Возрастная структура кандидатов и депутатов представительных органов власти в 1997 году

Рис. 3. Гендерная характеристика кандидатов и депутатов областного совета и городской думы в 1997 г. (в процентах)

Возрастные критерии Областной совет Г ородская дума

Кандидаты Депутаты Кандидаты Депутаты

человек % человек % человек % человек %

До 20 лет 2 1 - - - - - -

От 20 до 30 лет 10 3 - - 2 4 - -

От 30 до 40 лет 59 20 9 21 8 16 2 29

От 40 до 50 лет 126 44 18 41 15 31 3 42

От 50 до 60 лет 80 27 14 33 14 29 2 29

От 60 до 70 лет 16 5 2 5 4 8 - -

Отсутствуют данные - - - - 6 12 - -

Итого 293 100 43 100 49 100 7 100

Как и на прошлых выборах, доминирует возрастная группа от 40 до 50 лет. Хотя в областной совет все больше пытались попасть и представители молодежи, но, как видно из табл. 9, население им в тот момент не доверяло. Аналогичная ситуация наблюдалась и в городской думе.

К сожалению, в материалах избирательных комиссий и материалах, публикуемых в СМИ, характеризующих претендентов на депутатский мандат, информация об образовании кандидатов зачастую игнорировалась. Поэтому анализ данного периода по образовательной структуре выглядит неполно. Но все же сделаем предположение, что высшее образование остается одной из основных характеристик депутатов представительных органов власти на областном уровне: как минимум 49% депутатов имели высшее образование, а на городском как минимум 43%.

Теперь обратимся к структуре политических партий, принявших участие в выборах. В 1997 г. уже сложились определенные политические движения, но их количество все еще превышало «разумные» пределы (табл. 10).

Таблица 10

Структура партийной принадлежности кандидатов и депутатов представительных органов власти в 1997 году

Политические партии и общественные движения Совет народных депутатов Г ородская дума

Кандидаты Депутаты Кандидаты Депутаты

человек | % человек | % человек | % человек | %

Самовыдвижение 139 47 19 44 25 52 4 57

КПРФ 42 14 10 23 8 16 3 43

Казачество 2 1 - - - - - -

ЛДПР 8 3 - - 1 2 - -

Славянский Народно-патриотический союз 8 3 - - - - - -

НДР 4 2 - - - - - -

Союз реалистов 3 1 - - - - - -

Народы Севера 2 1 - - - - - -

РНЕ 2 1 - - - - - -

Камчатка XXI век 1 0 - - - - - -

Ассоциация многодетных семей 1 0 - - - - - -

Реформа - новый курс 1 0 - - - - - -

Наша Камчатка 32 11 5 12 - - - -

«Яблоко» 8 3 9 21 5 10 - -

ДВР 9 3 - - 1 2 - -

Профсоюз 9 3 - - 2 4 - -

Отсутствуют данные 1 0 - - 5 11 - -

Итого 293 100 43 100 49 100 9 100

Как показывают данные табл. 10, несмотря на широкий политический спектр, который в тот момент времени присутствовал в Камчатской области, большинство кандидатов и депутатов как на региональном, так и на городском уровнях являются самовыдвиженцами. Это связано в первую очередь с особенностями избирательного права. Технически самовыдвиженцам проще было зарегистрироваться и участвовать в избирательной кампании, чем идти на выборы в качестве представителей от партии или политических объединений. Еще одним фактом является потеря коммунистами доминирования на политическом поле. Период, когда КПРФ (региональное объединение «Товарищ») имело большинство, как в областном совете, так и в городской думе, заставило исполнительные органы власти пересмотреть свое отношение к выборам в представительные органы власти, с тем чтобы взять их под контроль.

Заключительным критерием является профессиональный статус кандидатов и депутатов, который представлен в табл. 11. Как показывают данные табл. 11, желающие стать депутатами присутствуют во всех основных профессиональных слоях населения, но избиратели продолжают в основном выбирать из руководителей и специалистов. Также можно отметить следующие отличительные тенденции.

Таблица 11

Профессиональная структура кандидатов и депутатов в представительные органы власти в 1997 году

Профессиональный статус Совет народных депутатов Городская дума

Кандидаты Депутаты Кандидаты Депутаты

человек % человек % человек % человек %

Безработный 11 4 - - 1 2 - -

Депутат МСУ 3 1 - - 4 8 2 29

Депутат СНД 9 3 3 7 - - - -

Индивидуальный предприниматель 9 3 - - 1 2 - -

Пенсионер 13 4 - - 2 4 - -

Рабочий 17 6 1 2 4 8 1 13

Служащий 65 22 3 7 10 20 2 29

Студент 4 1 - - 1 2 - -

Руководитель 162 56 36 84 20 42 2 29

Отсутствуют данные - - - - 6 12 - -

Итого 293 100 43 100 49 100 7 100

Во-первых, сформировалась страта профессиональных политиков; во-вторых, на этих выборах в политику вернулись руководители крупных предприятий и организаций, а также крупные муниципальные, региональные и федеральные чиновники; в-третьих, на городском уровне страта руководителей впервые утратила доминирование в местном парламенте. И все также крайне низка доля представительства рабочих и в областном совете, и в городской думе.

Следующие выборы в представительные органы власти проводились в 2000 г. в городскую думу и в 2001 г. в совет народных депутатов Камчатской области. По ряду причин выборы в городскую думу не состоялись, и депутаты, избранные в 1997 г., сохранили свои полномочия до 2003 г. Соотношение полов показывает, что мужчины продолжали существенно доминировать на политическом поле Камчатской области. И если доля женщин в числе кандидатов немного

увеличилась по сравнению с предыдущими выборами, то в списках депутатов их доля сократилась. Выборы в городскую думу прошли в 2003 г., всего в них приняли участие 73 кандидата на депутатство. Доля женщин в общем числе кандидатов составила 21% (аналогично показателю выборов в СНД в 2001 г.). Но их доля в числе депутатов составила 50%, что представляет триумф эмансипации в отдельно взятом городе (рис. 4).

Возрастные характеристики

кандидатов в принципе остались без существенных изменений, а вот возраст депутатского корпуса областного совета явно «сдвинулся» в сторону старших возрастов, и доминирующей группой стали депутаты в возрасте от 50 до 60 лет, на городских выборах по сравнению с предыдущими выборами в группе кандидатов произошел явный сдвиг в сторону более молодых возрастов, но по-прежнему доминирует группа в возрасте от 40 до 50 лет. Средний возраст избранных депутатов фактически не изменился (табл. 12).

Таблица 12

Возрастная структура кандидатов и депутатов представительных органов власти в 2001 и в 2003 годах

Возрастные критерии Областной совет Г ородская дума

Кандидаты Депутаты Кандидаты Депутаты

человек % человек % человек % человек %

До 20 лет 1 0 - - - - - -

От 20 до 30 лет 4 2 - - 6 8 - -

От 30 до 40 лет 35 16 6 15 13 18 2 17

От 40 до 50 лет 100 45 15 38 32 44 6 50

От 50 до 60 лет 70 31 16 42 18 25 4 33

От 60 до 70 лет 13 6 2 5 4 5 - -

Итого 223 100 39 100 73 100 12 100

Как и на выборах 1997 г., образование не являлось обязательной характеристикой кандидатов в народные избранники, поэтому данные этого показателя неполные, вследствие чего укажем только, что среди кандидатов в СНД как минимум треть представителей имели высшее образование, а среди депутатов как минимум 51% - аналогичные показатели по выборам в городскую думу составили 26% и 75% соответственно.

Партийная принадлежность кандидатов и депутатов областного совета и городской думы представлена в табл. 13.

Перед анализом данных табл. 13 необходимо дать ряд пояснений. Во-первых, группа «самовыдвиженцы» в материалах избирательной комиссии стала подразделяться на две подгруппы: «выдвинувшие свою кандидатуру самостоятельно» и «выдвинутые избирателями округа», хотя, на наш взгляд, эти подгруппы можно объединить в одну группу, но и в этой группе достаточно много членов различных политических партий и объединений. Во-вторых, политическая палитра в этот период была более многообразна, но в выборах 2001 г. преимущественно участвовали избирательные блоки (которые и отражены в табл. 13), при этом в одном блоке могли присутствовать представители различных партий. В-третьих, не должно никого смущать отсутствие представителей коммунистической партии на выборах 2001 г., так как в 2000 г. по итогам выборов губернатора Камчатской области губернаторский пост занял «главный» коммунист Камчатки М.Б. Машковцев. Соответственно на выборах в областной совет шел блок в его поддержку, который в основном состоял из представителей коммунистической

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

избранные в областной совет

избранные в городскую думу

кандидаты в областной совет

кандидаты в городскую думу

1 1 1 1

87 13

50 I 50

79 21

79 21

□ мужчины

□ женщины

20

40

60

80

100

Рис. 4. Гендерная характеристика кандидатов и депутатов областного совета в 2001 г. и в городскую думу в 2003 г. (в процентах)

0

партии. На основании данных таблицы можно сделать следующие выводы. Как и на предыдущих выборах (за исключением 1990 г.), основной группой как среди кандидатов, так и среди победителей являются самовыдвиженцы. При этом их доля была самой многочисленной из всех предшествующих выборов. Среди политических объединений победителем можно считать коммунистическое объединение, но необходимо иметь в виду, что избирательное объединение «В поддержку губернатора» не было в данном случае оппозиционным и пользовалось поддержкой исполнительной власти.

Таблица 13

Структура партийной принадлежности кандидатов и депутатов СНД в 2001 году и городской думы в 2003 году

Политические партии и общественные движения Совет народных депутатов Городская дума

Кандидаты Депутаты Кандидаты Депутаты

человек % человек % человек % человек %

Самовыдвижение 154 70 23 58 61 84 10 83

ЛДПР 2 0 - - - - - -

КПРФ - - - - 7 10 - -

Яблоко - - - - 4 5 2 17

Концептуальная партия «Единение» - - - - 1 1 - -

Общероссийская общественная организация - Партия «Единство» 9 4 1 3 - - - -

Избирательный блок «За Камчатку» 22 10 5 13 - - - -

Объединение в поддержку губернатора 33 15 10 26 - - - -

Общероссийское Лево-Демократическое Политическое Общественное Движение «Россия» 3 1 - - - - - -

Итого 223 100 39 100 73 100 12 100

Выборы в городскую думу 2003 г. были проигнорированы большинством политических партий и общественных объединений камчатского региона. Своих кандидатов, в общем количестве 12 человек, выставили только три политических движения, в то время как два года назад в выборах в областной совет народных депутатов выставляли своих кандидатов пять политических партий и объединений. Примечательно, что эти выборы даже не заинтересовали набирающую силу «партию власти» «Единство», в дальнейшем получившую название «Единая Россия». Остальные кандидаты предпочли участвовать самостоятельно. В саму думу прошла только одна политическая партия. В этой думе впервые не стало представителей КПРФ, хотя еще девять лет назад они имели большинство депутатских мандатов. В думе 1997-2003 гг. они имели три из семи депутатских мест. В какой-то мере это можно объяснить тем, что в 2000 г. в тандеме на пост главы области и города шли два представителя коммунистической партии М.Б. Машковцев и Ю.И. Голенищев, которые эти посты в итоге и заняли. И если «красный» губернатор еще как-то со своими функциями справлялся, то «красный» мэр свою работу полностью «завалил». Да и сам тандем очень быстро распался. Этим в какой степени и можно объяснить выбор избирателей города.

Заключительным критерием выступает профессиональная структура депутатов и претендентов на данный пост, данные представлены в табл. 14.

Таблица 14

Профессиональная структура кандидатов и депутатов СНД в 2001 году и городской думы в 2003 году

Профессиональный статус Совет народных депутатов Городская дума

Кандидаты Депутаты Кандидаты Депутаты

человек % человек % человек % человек %

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Безработный 10 4 - - 7 10 - -

Депутат МСУ 15 7 4 10 2 3 2 17

Депутат СНД 29 13 11 28 - - - -

Индивидуальный предприниматель 9 4 - - 5 7 - -

Окончание табл. 14

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Пенсионер 8 4 - - 2 3 - -

Рабочий 5 2 - - 3 4 - -

Служащий 44 20 2 5 17 23 1 8

Студент 1 0 - - 2 3 - -

Руководитель 102 46 22 57 35 47 9 75

Итого 223 100 39 100 73 100 12 100

Итогами данных выборов можно считать окончательной победу руководителей различного уровня и профессиональных политиков. Более половины состава совета народных депутатов Камчатской области попытались вновь попасть в представительный орган власти. И одиннадцати депутатам это удалось. Кроме этого, еще четыре политика сменили местный парламент на региональный. Все так же не пользуются поддержкой избирателей индивидуальные предприниматели, безработные и пенсионеры. Впервые в региональном парламенте не были представлены рабочие, а доля специалистов сократилась до 5%. Как видно из данных табл. 14, попасть в число депутатов городской думы пытались представители различных профессиональных групп. Но доверия электората заслужили депутаты городской думы, которые повторно выдвинули свои кандидатуры, и руководители. Можно отметить, что в этой группе очень высокая доля «людей в форме» (военных и представителей МВД).

Последние выборы в представительные органы состоялись в 2007 г. Это выборы имели ряд отличительных особенностей. Во-первых, эти выборы проходили на фоне объединения Камчатской области и Корякского автономного округа; во-вторых, выборы в Законодательное Собрание Камчатского края впервые проводились по смешанной системе (избиратели выбирали как конкретных кандидатов, так и политические партии); в-третьих, были внесены ряд существенных поправок в избирательное право, в частности были упразднены все основные элементы протестного голосования (отменена минимальная явка избирателей, и графа в избирательных бюллетенях «против всех»); в-четвертых, на общероссийском уровне состоялся проект под названием «партия власти» в лице партии «Единая Россия», предшествующие проекты изфанньге в III I («Демократический выбор России»,

«Наш дом Россия»), заканчивались политическим банкротством этих движений.

Гендерная характеристика

кандидатов и депутатов на выборах в законодательное собрание и городскую думу в 2007 г. представлена на рис. 5.

Эти выборы можно охарактеризовать тем, что они имели самую большую долю представительства женщин среди кандидатов и одну из самых низких долей в депутатском корпусе на региональном уровне. Ситуация на местном уровне диаметрально противоположная. Доля женщин-депутатов превысила долю женщин- кандидатов. Но доля женщин-депутатов в новой думе все же сократилась по сравнению с думой 2003 г. Возрастные характеристики кандидатов и депутатов в Камчатском крае существенно не изменились, в то время как на городском уровне депутатский корпус значительно «помолодел (табл. 15).

Таблица 15

законодательное

собрание

избранные в городскую думу

кандидаты в законодательное собрание

кандидаты в городскую думу

92 1 8

62 38

75 1 25

78 1 22

□ імужчиньї

□ >женщины

0 20 40 60 80 100

Рис. 5. Гендерная характеристика кандидатов и депутатов законодательного собрания и городской думы в 2007 г. (в процентах)

Возрастная структура кандидатов и депутатов представительных органов власти в 2007 году

Возрастные критерии Законодательное собрание Г ородская дума

Кандидаты Депутаты Кандидаты Депутаты

человек % человек % человек % человек %

От 20 до 30 лет 33 12 - - 22 18 4 13

От 30 до 40 лет 38 14 3 6 22 18 5 16

От 40 до 50 лет 71 26 17 34 29 24 10 30

От 50 до 60 лет 84 31 23 46 29 24 9 28

От 60 до 70 лет 46 17 6 12 19 16 4 13

От 70 до 80 лет 1 0 1 2 - - - -

Итого 273 100 50 100 121 100 32 100

В образовательной структуре на обоих уровнях доминирование высшего образования не вызывает сомнения, 86% депутатов законодательного собрания и 91% депутатов городской думы имеют высшее образование (табл. 16).

Таблица 16

Образовательная структура кандидатов и депутатов представительных органов власти в 2007 году

100

Образование Законодательное собрание Г ородская дума

Кандидаты Депутаты Кандидаты Депутаты

человек % человек % человек % человек %

Без образования 3 1 - - - - - -

Начальное профессиональное 9 3 1 2 - - - -

Среднее 19 7 - - 3 2 - -

Среднее специальное 34 12 6 12 20 17 2 6

Неполное высшее 3 1 - - 4 3 1 3

Высшее образование 205 76 43 86 94 78 29 91

Итого 273 100 50 100 121 100 34 100

Структура политических партий, участвующих в выборах в 2007 г., представлена в табл. 17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 17

Структура партийной принадлежности кандидатов и депутатов представительных органов власти в 2007 году

Политические партии и общественные движения Законодательное собрание Городская дума

Кандидаты Депутаты Кандидаты Депутаты

человек % человек % человек % человек %

Самовыдвижение 31 11 2 4 44 37 2 6

КПРФ 54 20 4 8 23 19 1 3

ЛДПР 28 10 4 8 1 1 - -

Патриоты России 37 14 2 4 - - - -

Аграрная партия 4 1 - - - - - -

Народный союз 2 1 - - - - - -

Справедливая Россия 43 16 - - 10 8 - -

Единая Россия 74 27 38 76 40 33 29 91

Российский союз молодежи - - - - 3 2 - -

Итого 273 100 50 100 121 100 32 100

Эти выборы можно по праву назвать триумфом партии «Единая Россия». Она заняла доминирующее положение в представительных органах власти как на городском, так и на краевом уровнях. Еще одна отличительная черта этого политического цикла заключается в том, что самовыдвиженцы перестали доминировать как в списках кандидатов, так и в числе депутатского корпуса (особо отчетливо это видно на региональном уровне, но, как уже отмечалось, половина кандидатов на региональных выборах проходили по партийным спискам).

К другим особенностям данных выборов можно отнести:

- проявление «местничества» при формировании списков политических партий на выборах. Около половины списка «Патриотов России» работали в организациях «Профиль-О» и «Профиль-М»;

- закрепление основных мест за владельцами и руководителями крупных предприятий и организаций. В партийном списке «Единой России» по 14 региональным группам первые два места (позволяющие с наибольшей вероятностью стать депутатами) в списках были отданы:

В.Б. Воробьеву, генеральному директору ЗАО «Акрос»; А.А. Усову, генеральному директору ОАО «Петропавловская судоверфь»; С.А. Болыреву, президенту ООО «Группа Транзит-ДВ»; В.А. Понамареву, генеральному директору ООО «Знак»; А.С. Лиманову, генеральному директору ООО «Теплый дом»; В.А. Чечикову, директору Управления федеральной почтовой связи Камчатской области ФГУП «Почта России»; А.Ф. Иванчею, генеральному директору ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт»; А.Н. Половкову, генеральному директору ООО «Торговый дом Берилл»; С.А. Барабанову, генеральному директору ОАО «Озерновский рыбоконсервный завод № 55»; Д.М. Повзнеру, президенту ОАО «Камчаткомагропромбанк»; Я.В. Литвиненко, генеральному директору ООО «Тымлатский рыбокомбинат». Остальную часть списка в основном заняли ведущие региональные и местные чиновники, а также руководили высшего и среднего звена государственных и местных учреждений и организаций. В этом списке, конечно, были и представители служащих, военных, деятелей культуры, есть студент, но они явно были не на ведущих ролях и мало на что могли претендовать.

Профессиональная структура кандидатов и избранных депутатов в 2007 г. представлена в табл. 18.

Таблица 18

Профессиональная структура кандидатов и депутатов в представительные органы власти в 2007 году

Профессиональный статус Законодательное собрание Городская дума

Кандидаты Депутаты Кандидаты Депутаты

человек % человек % человек % человек %

Безработный 7 3 - - 6 5 - -

Депутат МСУ 20 7 3 6 9 7 3 9

Депутат Думы КАО 9 3 3 6 - - - -

Депутат СНД 21 8 14 28 1 1 - -

Член СФ 2 1 2 4 - - - -

Индивидуальный предприниматель 3 1 - - 5 4 1 3

Пенсионер 21 8 - - 12 10 2 6

Рабочий 21 8 - - 5 4 - -

Служащий 63 23 3 6 30 25 7 22

Студент 5 2 - - 4 3 - -

Руководитель 101 36 25 50 49 41 19 60

Итого 273 100 50 100 121 100 32 100

Выборы 2007 г. показали, что в настроениях избирателей произошли определенные изменения. Все так же высокий уровень доверия получили действующие депутаты региональных и местных парламентов (особенно ярко это видно по выборам в Законодательное Собрание Камчатского края, их общая доля составила 44% от избранного числа депутатов). Тем самым отмеченная нами ранее тенденция формирования профессиональных политиков продолжилась. Незначительно сократилась доля руководителей по сравнению с предыдущими выборами с 57% до 50%. Но это можно объяснить тем, что на выборах 2007 г. многие крупные руководители к этому моменту уже были действующими депутатами (в частности А.Ф. Иванчей, В.К. Чайко, Р.Ф. Шамоян и др.), поэтому в табл. 8 они проходили по категории депутаты СНД. Незначительно выросла доля служащих - с 5% до 6%.

На выборах в городскую думу также произошли определенные изменения. Уменьшился уровень доверия к действующим депутатам. Если на выборах 2003 г. все изъявившие желание депутаты были переизбраны, то в 2007 г. только трое из девятерых вновь оказались в местном парламенте. Увеличилась доля служащих до 22%, более чем два раза, и впервые в составе муниципального представительного органа появились индивидуальные предприниматели и пенсионеры. В итоге можно предположить, что на выборах 2007 г. население выбирало не людей, а «партию власти». А поскольку это был период, когда «раскручивался» новый преемник действующего президента путем крупномасштабных инвестиций в объекты социальной инфраструктуры (речь идет о четырех национальных проектах под руководством Д.А. Медведева), то можно было ожидать ответной реакции населения. Поэтому, чтобы стать депутатом в этот период, необходимо было соответствовать только одному критерию - быть членом данной партии.

В заключение необходимо продемонстрировать основные выявленные тенденции за анализируемый период.

Динамика соотношения мужчин и женщин в числе кандидатов на депутатский мандат и избранных депутатов представлена на рис. 6, 7.

мужчины - кандидаты в региональный парламент

женщины - кандидаты в региональный парламент

мужчины - кандидаты в местный парламент

женщины - кандидаты в местный парламент 1990 1994-1995 1997 2001-2003 2007

Рис. 6. Динамика соотношение полов кандидатов в депутаты регионального и местного уровней (в процентах)

мужчины - депутаты регионального парламента

женщины - депутаты регионального парламента

мужчины - депутаты местного парламента

женщины - депутаты местного парламента

Рис. 7. Динамика соотношение полов депутатов регионального и местного уровней (в процентах)

Как видно из рис. 6, 7, если среди кандидатов на региональном и городском уровнях динамика в принципе совпадает, то среди избранных депутатов наблюдается явное расхождение.

Динамика соотношения основных профессиональных страт кандидатов в депутаты и депутатов представлена на рис. 8, 9.

>— депутат - кандидат в региональный парламент

рабочий - кандидат в региональный парламент руководитель - кандидат в региональный парламент

служащий - кандидат в региональный парламент

депутат - кандидат в местный парламент >— рабочий - кандидат в местный парламент руководитель - кандидат в местный парламент

■— служащий - кандидат в местный парламент

1995

2003

Рис. 8. Динамика соотношения основных профессиональных страт кандидатов в депутаты регионального и местного парламентов (в процентах)

избранный депутат в региональный парламент

избранный рабочий в региональный парламент

избранный руководитель в региональный парламент

избранный служащий в региональный парламент

избранный депутат в местный парламент

избранный рабочий в местный парламент

избранный руководитель в местный парламент

избранный служащий в местный парламент

Рис. 9. Динамика соотношения основных профессиональных страт избранных депутатов регионального

и местного парламентов (в процентах)

-Жг

руководителей, но выше уже выдвигалось предположение о причинах сокращения доли руководителей на региональном уровне. В данном случае наблюдается полное расхождение тенденций, кроме сокращения числа рабочих в составе депутатского корпуса.

Таким образом, можно резюмировать, что формирование представительных органов власти в камчатском регионе происходило в результате действия трех основных тенденций представительства. Первая тенденция - это спонтанное представительство социальных интересов непрофессиональных представителей. Вторая тенденция - профессиональное представительство депутатов, которые научились сочетать интересы «своих» социальных групп. Третья тенденция -представительство исполнительных органов власти, в рамках которого используются имеющиеся ресурсы и новые избирательные технологии для достижения гарантированных результатов для кандидатов «партии власти». Именно эта тенденция на выборах 2007 г. стала доминирующей.

Литература

1. Морозова Ю.С., Шуликов А.О. Основные тенденции и закономерности формирования представительного органа власти в Петропавловск-Камчатском городском округе. Региональный аспект российского парламентаризма: прошлое, настоящее, будущее: Сб. материалов регион. науч.-практ. конф. (27-30 апреля 2010 г.). - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2010. -

С. 59- 65.

2. Амелин В.Н., Пинчук К.М. Социальные трансформации и формирование политического класса в России. Мир России. - 2001. - № 4. - С. 97-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.