Научная статья на тему 'Основные тенденции и проблемы развития рынка внутренних речных круизов в России'

Основные тенденции и проблемы развития рынка внутренних речных круизов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
823
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕГМЕНТ РЕЧНЫХ КРУИЗОВ / КРУИЗНЫЙ РЫНОК / КРУИЗНЫЕ КОМПАНИИ / RIVER CRUISE / CRUISE MARKET / CRUISE COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Духовная Л. Л.

В статье рассмотрены и систематизированы основные тенденции и проблемы рынка внутренних речных круизов. В последние годы наметились положительные тенденции указанного сегмента рынка. Одно из наиболее позитивных направлений активное использование крупного информационного проекта «Единый центр бронирования речных туров Riverlines».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Domestic Market for River Cruise in Russia

The article examines trends and market issues for the domestic river travel, including the current complex situation and positive changes on the market. The innovations include the active use of information project called the Single Center for the Reservation of River Tours Riverlines.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции и проблемы развития рынка внутренних речных круизов в России»

УДК 338.485.2

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ВНУТРЕННИХ РЕЧНЫХ КРУИЗОВ В РОССИИ

Духовная Л.Л., доцент, кандидат экономических наук, 6199900@mail.ru, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

The article examines trends and market issues for the domestic river travel, including the current complex situation and positive changes on the market. The innovations include the active use of information project called the Single Center for the Reservation of River Tours RIVERLINES.

Keywords: River Cruise, Cruise Market, Cruise Company

В статье рассмотрены и систематизированы основные тенденции и проблемы рынка внутренних речных круизов. В последние годы наметились положительные тенденции указанного сегмента рынка. Одно из наиболее позитивных направлений — активное использование крупного информационного проекта «Единый центр бронирования речных туров Riverlines».

Ключевые слова: сегмент речных круизов, круизный рынок, круизные компании

Ежегодно перед огромным количеством людей встает традиционный вопрос - куда поехать отдыхать? Вариантов много: отдых на берегу моря, посещение различных стран с целью изучения их достопримечательностей, путешествия в горы и многое другое. Выбор зависит от образа жизни человека, его характера и материального положения. Особого внимания заслуживает такой вид отдыха как речные круизы, которые пока еще в силу ряда обстоятельств, не снискали еще всеобщей популярности.

Россия - это страна, которая обладает богатейшими водными ресурсами: самая длинная и живописнейшая река Европы - Волга; уникальная система каналов, в которую входят Волго-Балтийский канал, Москва—Волга; загадочная и чарующая Кама. Отдельного внимания заслуживают великие северные озера — Ладога и Онега. Разнообразие впечатлений, которые получают туристы во время путешествий по воде, делают этот вид отдыха вполне конкурентоспособным по отношению к остальным.

На отечественном рынке речных круизов представлены круизы с различным принципом построения маршрута: маршруты «туда—обратно», маршруты в одну сторону, а также кольцевые маршруты, наиболее популярен среди них маршрут «Москва—Нижний Новгород—Москва, Москва—Астрахань—Москва». Маршруты имеют различную продолжительность: маршруты Москва—Тверь—Москва, Москва—Углич—Москва

имеют продолжительность 2—3 дня, являясь речными круизами выходного дня, предоставляют путешественникам прекрасную возможность вырваться из трудовых будней и прекрасно провести выходные, отметить памятные события. Ряд маршрутов по Ладожскому и Онежскому озерам имеют продолжительность 5—7 дней, маршруты же

кольцевого характера: Москва—Астрахань—Москва, путешествие на Соловецкие острова имеют значительную продолжительность - 11—12 дней.

Речные круизы - это еще и активный познавательный отдых, ведь во время такого путешествия у туристов есть уникальная возможность соприкоснуться с русской историей, познакомиться с живописными русскими городами, историческими и архитектурными памятниками. Кроме всего прочего, неспешное и размеренное путешествие на теплоходе позволяет долго наслаждаться красотами русских пейзажей. Наверное, поэтому столь высока возвратность туристов к этому виду отдыха. По данным ведущих компаний, работающих на рынке речных круизов она составляет 75—80 % [2].

В 2008 году крупным туроператором речных круизов «Инфофлот» был организован и проведен опрос посетителей сайта компании. Респондентам был задан вопрос: «Сколько раз вы бывали в речных круизах и понравился ли Вам такой вид путешествия?» На рис. 1 представлены наиболее распространенные ответы на данный вопрос в процентном соотношении. Прежде всего, и это вполне естественно, поскольку средний посетитель сайта представляет, о чем идет речь, большая часть ответов попали в «положительную» группу, т.е. посетителями сайта оказались как раз те самые «серийные» путешественники, или люди, однозначно выбравшие речные круизы как основной или единственный способ проведения своего отпуска. Положительно на вопрос о привлекательности речных круизов ответили 179 человек, или 46,7% опрошенных. К ним можно отнести и тех, кто один раз побывал в такой поездке, понравилось, и желал бы как минимум один раз повторить. Таких 85 человек (22,2%). 110 человек (28,7%) еще ни разу не бывали на борту теплохода, но очень хотели бы путешествовать именно таки образом. Всего 374 посетителя сайта (97,6%) готовы обязательно куда-либо отправиться на речном теплоходе

[3].

Разумеется, сайт www.infoflot.ru — узкоспециализированный и, возможно, на такие вопросы, заданные на туристических сайтах более широкого профиля были бы даны совершенно другие ответы. Например, постоянные любители отдыха на турецких пляжах с удивлением бы могли спросить: «А что такое речной круиз?»

Необходимо охарактеризовать и «отрицательные» ответы. Только один человек сказал, что был как-то в круизе, и ему это очень не понравилось. Возможно, этому туристу не повезло с обслуживанием, погодой или маршрутом поездки. «Был в круизе несколько раз, и мне не понравилось» — был среди отрицательных ответов и такой несколько парадоксальный. Пять человек из общего числа респондентов считают речные круизы для себя ненужными и неинтересными, хотя ни разу в них не бывали.

Рис. 1. Данные опроса посетителей сайта компании «Инфофлот»

Отечественный рынок внутренних круизов можно смело считать вполне сложившимся. Ведущими игроками рынка являются ведущие операторы Москвы (компании «Водоходъ», «Мостурфлот», «Инфофлот», «Речтурфлот»), Санкт-Петербурга (компании «Водоходъ — Санкт-Петербург», «Русские круизы», «Русские путешествия»), Нижнего Новгорода (компании ГАМА, «Волга-Флот-Тур») и Самары («Спутник-Гермес», «Вектор отдыха», «Плес»). Резкой конфронтации между ними, как бывало в 90-е годы, не наблюдается уже давно. Более того, у многих компаний складываются хорошие партнерские отношения. Наиболее наглядный пример — тесное взаимосотрудничество московских операторов «Водоходъ» и «Мостурфлот», которые во многом формируют и определяют основные стратегии отечественного рынка водных туров.

Для речной навигации 2008 года характерны тенденции роста спроса на речные круизы со стороны туристов из нестоличных регионов России. Значительный спрос наблюдался среди туристов так называемых «неречных» областей нашей страны: Пензы, Воронежа, Иваново, Владимира и др., а также восточных регионов России: Екатеринбурга, Новосибирска, Тюмени, Хабаровска. И хотя эти города расположены на берегах крупных сибирских рек, круизное судоходство на них либо отсутствует вообще, либо развито очень слабо.

Есть и еще один фактор - активное насыщение столичных рынков речных круизов Москвы и Санкт-Петербурга - в последнее время практически не появляется новых

игроков среди профильных агентств, в то время как объемы продаж уже существующих компаний заметно стабилизировались. Эта ситуация заставила крупных круизных операторов обратить самое пристальное внимание на другие российские регионы, видя в них крупный агентский, а значит и клиентский потенциал. Доказательством того явилось активное участие в практически всех региональных туристических выставках столичных операторов по речным круизам.

Существенный вклад в дальнейшее динамичное развитие этого направления вносит партнерская программа «Единый центр бронирования речных круизов «RIVERLINES.RU». В данный момент в рамках этого проекта действуют около 250 участников, а основной его задачей является реальная практическая помощь агентствам, не занимавшимся ранее продажей подобных туров, стать специалистами по реализации данного вида турпродукта.

В основу этого проекта положена самая большая в нашей стране автоматическая база речных круизов, устанавливаемая на сайте агентств и используемая в дальнейшем ими совершенно бесплатно. Данная база содержит более 2500 туров, т.е. практически, все круизы по судоходным рекам России и Украины. Наиболее важной и характерной особенностью данной системы бронирования являются одинаковые для всех пользователей системы цены. Использование этого уникального информационного продукта позволяет существенно снизить затраты ресурсов любого туристического агентства на работу с круизами: получить информацию о наличии свободных мест, забронировать круиз и получить подтверждение от оператора возможно буквально в течение нескольких минут, используя при этом только компьютер, подключенный к сети Интернет. Вот почему лозунгом компании RIVERLINES стала фраза «Продавать речные круизы - это легко!».

Таким образом, любой привлекательный для клиента круиз можно успешно приобрести в любой точке нашей необъятной страны - от Калининграда до Дальнего Востока (по месту расположения агентства) - и стоить он будет одинаково, что является положительным фактором, существенно влияющим на повышение спроса в данном сегменте рынка туристических услуг. К тому же сами агентства, продающие путешествия в рамках данной программы, находятся в довольно выгодном положении, получая после каждой продажи комиссионное вознаграждение.

Второй, не менее привлекательной частью проекта «RIVERLINES», является возможность сотрудников агентств, занимающихся реализации речных круизов, принимать участие в бесплатных обучающих семинарах и тренингах, главной целью которых является научить агентов грамотно и эффективно, т.е. на уровне лучших круизных компаний,

стр. 81 из 194

реализовывать речные путешествия. Подобные занятия проводятся в специальном учебном центре, где всем участникам после проведения семинара выдается необходимая информация в печатном и электронном виде.

Уже более 400 туристических компаний в России и за ее пределами успешно работает в рамках этого проекта.

Однако стоит отметить не только положительные тенденции, но и ряд серьезных проблем, сформировавшихся на рынке внутренних речных круизов России. Наиболее важным вопросом остается вопрос тарифов. В течение последних лет наблюдается постоянный рост тарифов в связи с ростом цен на топливо. Известно, что топливо в цене круизного турпакета - основная затратная часть, его доля составляет 40—50% стоимости круиза. За период навигации 2008 года тарифы выросли на 10—15%, что создало существенные проблемы крупным круизным компаниям. Поскольку по уже проданным турам операторы не просили доплату с туристов, то по каждому теплоходу потери составили около 4,5 млн руб. Таким образом, туроператоры оказались заложниками сложившейся ситуации.

Расценки на речные туры уже давно подошли к своему потребительскому пределу. Подобные выводы уже достаточно давно (начиная с 2000 года) делают работники круизных компаний. Даже руководители известных круизных компаний давно говорят, что «столько платить за круизы просто нереально», предвещая этому направлению неизбежный коллапс. Однако тарифы росли, а туристы все равно продолжали идти на борта любимых теплоходов. Почему это происходило - разумного объяснения не было, все ссылались на «рост благосостояния населения».

Однако ситуация с благосостоянием населения сейчас резко изменилась в виду сложившейся экономической ситуации. Тем не менее, в 2009 году стоимость речных круизов по сравнению с 2008 годом возросла в среднем на 15-20%, независимо от топливной составляющей. Туроператоры все еще пока прогнозируют наличие спроса на новый навигационный сезон, но исключительно за счет «подсевших» на этот вид отдыха туристов. «Новичков» же цены на речные путешествия отпугивают уже сегодня.

В нынешних непростых экономических условиях руководству круизных компаний неизбежно приходится сокращать накладные расходы, зарплату сотрудникам, существенно снижать расходы на рекламу, постепенно многие услуги, прежде входившие в турпакет, выводятся в качестве дополнительных. Бед круизникам доставляет и значительное повышение стоимости продуктов питания. По их оценкам, в настоящее время этот показатель увеличился в среднем на 15%. Конечно, всегда есть возможность пересмотреть сырьевой набор продуктов питания, но это негативно скажется на качестве и

стр. 82 из 194

ассортименте блюд, а значит и на сервисе вообще. Все это не могло не сказаться на объемах продаж. Если в начале навигационного периода 2008 года рост объемов и глубины продаж фиксировался крупными круизными компаниями «Водоходъ», «Инфофлот», «Спутник-Гермес», то весной 2009 года эти показатели существенно снизились. На рис. 2 представлена динамика изменения глубины продаж ведущих круизных операторов России.

50п

40

30

20

10

0

т

□ Водоходъ

□ Инфофлот

□ Спутник-Гермес

2008

2009

Рис. 2. Динамика изменения глубины продаж речных круизов ведущих круизных

компаний

Из рисунка видно, что в начале сезона 2009 года ведущие круизные компании вышли на достаточно низкие показатели по глубине продаж речных круизов. Так, в конце марта 2008 года многие операторские фирмы уже продали от 20 до 50% всех своих туров. Если в самарском «Спутник-Г ермес» глубина продаж составила 20% в 2008 году, то в 2009 году этот показатель снизился до уровня 9%, компания «Водоходъ» в марте 2008 г. реализовала 30% речных круизов, в 2009 году этот показатель составил 13%, компания «Инфофлот» в марте 2008 году реализовала 50% речных путешествий, а в 2009 году этот показатель был равен 21%. [2]

Конечно, на объемы ранних продаж влияет целый ряд факторов, один из которых - это количество постоянных, или т.н. «возвратных» клиентов (заранее о речном отдыхе беспокоятся его самые преданные поклонники). В то же время специальные тарифные предложения способны стимулировать ранние продажи, а попутно и рост числа постоянных клиентов. Так столичный «Водоходъ» всем, кто приобретает поездки до Нового года, предоставляет скидку 10%, а до 1 марта - 5%. Кроме того, предусмотрена еще и скидка для постоянных клиентов - 5%. Аналогичная практика скидок существует и в ряде других крупных компаний [3].

Среди негативных тенденций последнего времени стоит отметить существенное снижение интереса к круизам по рекам России среди иностранных туристов, что обусловлено высокими ценами при неизменном (в лучшем случае) уровне сервиса, т.е.

явному несоответствию цены качеству. Большинство круизных теплоходов, обслуживающих круизный рынок, построено в 60—70-х годах. Из этого количества лишь половина прошла переоборудование (каюты модернизированы и оборудованы санузлом). Тем не менее, цены на каюты в немодернизированных «старичках» с минимальным уровнем комфорта советских времен весьма и весьма высоки и приближаются к стоимости отдыха на курортах Турции, Египта, Туниса и др. Работники круизных компаний считают это сравнение совершенно неуместным, в виду того, что это совершенно разные и не сравниваемые между собой виды отдыха. Однако иностранные туристы предпочитают путешествовать по рекам Западной Европы, например, потому что кроме исторических традиций, их привлекает еще и относительно низкая стоимость пансиона в сравнении с береговым или морским отдыхом. Таким образом, благоприятные цены позволяют формировать постоянный пассажиропоток, даже в осенне-зимний период.

По прогнозам известной фирмы ЭКСОН МОБИЛ с 2005 по 2015 гг. потребление нефти в мире возрастет на 33%. Одновременно запасы топлива уменьшаются при отрицательной динамике разведки и разработке новых месторождений. Это, так или иначе, будет отражаться на росте топливных цен. Очень не хотелось бы, чтобы повторилась страшная ситуация 90-х годов, когда флот ушел в затоны, и проще было порезать теплоход на металл, чем его содержать.

Учитывая эти факторы, ведущим круизным компаниям приходится задумывать о поиске новых эффективных направлений своей деятельности, которые смогли бы повысить конкурентоспособность такого привлекательного вида путешествий, как речной круиз.

Литература

1. Турбизнес. 2009. № 1.

2. ТШ. 2008. № 6.

3. www.infoflot.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.