Научная статья на тему 'Рынок речных круизов в России: проблемы и пути их решения'

Рынок речных круизов в России: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4876
1171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРУИЗНЫЙ РЫНОК / КРУИЗНОЕ СУДНО / КОНВЕРСИЯ / КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Войт Марина Николаевна

В статье исследуется современное состояние рынка речных круизов в России. Выявлены ключевые проблемы развития названного рынка, рассматриваются возможные пути их решения. Особое внимание уделено перспективным направлениям обновления речного круизного флота. Обосно­вывается необходимость решения рассмотренных в статье проблем для повышения конкурен­тоспособности круизного отдыха по сравнению с другими формами культурно-познавательного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок речных круизов в России: проблемы и пути их решения»

УДК 338.482.22

001: 10.12737/1695

РЫНОК РЕЧНЫХ КРУИЗОВ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Войт Марина Николаевна, аспирант, [email protected]

НОУ ВПО «Российский новый университет», Москва, Российская Федерация

В статье исследуется современное состояние рынка речных круизов в России. Выявлены ключевые проблемы развития названного рынка, рассматриваются возможные пути их решения. Особое внимание уделено перспективным направлениям обновления речного круизного флота. Обосновывается необходимость решения рассмотренных в статье проблем для повышения конкурентоспособности круизного отдыха по сравнению с другими формами культурно-познавательного туризма.

Ключевые слова: круизный рынок, круизное судно, конверсия, качество обслуживания

Введение

Круизный туризм, в особенности речной, является одним из наиболее перспективных видов внутреннего и въездного туризма для большинства стран Европы и России, чьи территории обладают разветвленной речной сетью. Круизный туризм относится к специальным видам туризма, сочетающим в себе несколько видов туризма — рекреационный, спортивный, лечебно-оздоровительный, познавательный [3]. Круизный туризм может быть как речным, так и морским, в зависимости от того, по каким водоемам проложен маршрут круиза. В России наиболее популярны речные круизы по Волге, Каме, Дону, Волго-Балтийскому водному пути (по маршруту Москва—Санкт-Петербург). Речной круиз представляет собой водный туристский маршрут, в общем случае многодневный, на речном судне, на котором туристу предоставляется пакет услуг перевозки, размещения и питания, развлечения на судне, наземные экскурсионные и иные туристские услуги и обслуживание [4, с. 416]. В свою очередь, рынок речных круизов является частью туристского рынка и представляет собой систему экономических отношений между круизными компаниями и туристами, предпочитающими круизный туризм.

Развитие круизного туризма в пределах России в соответствии с утвержденной постановлением Правительства РФ от 2 августа

2011 года № 644 федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)» позволит привлечь дополнительно 1 млн российских и иностранных путешественников в год, однако на сегодняшний день в России наблюдается стабильное падение туристского интереса к данному виду отдыха. Только в 2012 году число туристов, отправившихся в круиз с Северного речного вокзала, уменьшилось на 19%, по сравнению с 2011 годом [6, с. 15]. В целом по России, согласно данным Росстата [5], за 2011 год число туристов на речных туристских маршрутах уменьшилось на 40,5 тыс. человек по сравнению с предшествующим годом.

Можно выделить следующие основные проблемы развития рынка речных круизов в России:

• изношенность российского речного круизного флота (рис. 1);

• обмеление большинства российских рек;

• короткий период навигации в России;

• высокая степень износа судоходных гидротехнических сооружений (СГТС) и береговой инфраструктуры;

• низкое качество обслуживания на борту круизных судов;

• неудовлетворительное качество наземного туристического обслуживания в городах захода судов.

Изношенность российского речного круизного флота

С 1991 по 2011 год в России не строились круизные суда. Для сравнения: с 1991 по 2012 год на Дунае, Рейне и Майне, Одере и других европейских реках вступило в строй более 110 новых круиз-ных судов [2].

В настоящее время только 8 речных круизных судов в России — моложе 25 лет, при этом 2 из них (наиболее комфортабельные) в последние 2 года работают в качестве стоечных судов — плавучих общежитий на нефтеразработках в северной части Каспийского моря в Казахстане.

Россия обладает уникальной Единой глубоководной системой, состоящей не только из рек, но и крупных водохранилищ, озер и двух каналов. Указанное обстоятельство определило особые требования к типу круизных судов, выполняющих маршруты по внутренним водным путям России (ВВП РФ). Только в России и на Украине эксплуатируются суда типа «река—море», в отличие от Европейских стран, где ходят суда типа «река». Почти все речные круизные суда, эксплуатирующиеся на ВВП РФ, были построены на европейских судоверфях Словакии, Германии, Венгрии, Австрии еще во времена существования СССР. Все судоверфи, задействованные в строительстве круизных судов для СССР, уже не существуют, что и объясняет возраст Российского круизного флота. Следует учесть, что нормативный срок эксплуатации судов составляет 25—35 лет [2], а по мировым стандартам предельный срок эксплуатации таких судов — 45—50 лет — тот возраст [8], в котором в России и эксплуатируется большая часть речных круизных теплоходов. Высокие эксплуатационные издержки, обусловленные таким солидным возрастом судов, стимулируют постоянный рост цены туродня круиза вне зависимости от конъюнктуры рынка. В России с учетом климатических условий предельный срок эксплуатации круизного судна достигает 50—60 лет [2] — это максимально возможный срок работы судна при осуществлении необходимых регулярных ремонтных работ. На основе данных о возрасте речных круизных судов, представленных в систематизированном виде на рис. 1, можно прогнозировать в ближайшие 15 лет уменьшение теплоходов на кру-изных линиях России более чем в 2 раза. Таким

до 25 лет

более 45 лет

25-35 лет

I до 25 лет 25-35 лет 135-45 лет I более 45 лет

35-45 лет

Рис. 1. Возраст речных круизных судов в России

образом, можно утверждать, что необходимо скорейшее обновление круизного флота с целью расширения предложения на рынке речных круизов и повышения привлекательности отдыха на круизном судне.

Существует два способа обновления круизного флота: его модернизация или строительство новых судов.

1. Модернизация подразумевает существенное переоборудование пассажирской части до уровня 4-5-звездного отеля, замену или капитальный ремонт судового оборудования, насыщение судна современными коммуникациями. Проведение таких работ целесообразно только для относительно новых теплоходов, у которых еще не выработан технический ресурс судовых машин, механизмов, систем [6, с. 15]. Наиболее удачными примерами модернизированных круизных судов являются «Мстислав Ростропович», «Княжна Виктория», «Бородино», Volga Dream, «Н.А. Некрасов», «Президент». Применение указанного подхода помогает решать проблему обновления морально устаревшего флота только в среднесрочной перспективе. Для судов с полностью выработанным техническим ресурсом более предпочтителен вариант их замены новыми судами, построенными по более совершенным проектам.

2. Строительство новых судов. СССР имеет весьма скромный опыт строительства круизных судов типа «река—море» — это построенный в 1973 году заводом имени А.А. Жданова («Северная верфь», Россия, Санкт-Петербург) пассажирский теплоход проект 1877 типа «Россия» — среднее трехдечное пассажирское судно, предназначенное для обслуживания высших лиц государства и используемое сейчас в соответствии со своим назначением. Названное судно имеет все необходимые характеристики для осуществления многодневных круизов по ВВП РФ и могло бы лечь в основу серийного строительства.

Однако обратимся к вопросу проектирования и строительства новых типов круизных речных судов в современной России.

В настоящее время применяются 2 подхода к обновлению речного круизного флота: 1) «конверсия» судов (строительство новых судов с использованием элементов существующих судов).

Разработано 2 проекта речных круизных судов на основе конверсии1: 1. РУ08

Судно-донор (проект) Q-065

Пассажировместимость 112 чел.

Бассейн плавания ВВП Европейской части РФ, включая Ладожское и Онежское озера

Построенные суда т/х «Александр Грин»

Скорость движения 22 км/ч

Осадка 1,7 м

2. РУ06

Судно-донор (проект) 588

Пассажировместимость 120 чел.

1 Информация о проектах РУ08 и РУ06 основана на данных официального сайта Морского Инженерного Бюро — разработчика указанных проектов [12].

Бассейн плавания ВВП Европейской части РФ, включая Ладожское и Онежское озера

Построенные суда строится 1 судно

Скорость движения 22 км/ч

Осадка 2,44 м

Использование «судов-доноров» при строительстве серии судов по проекту РУ06 является весьма эффективным экономическим решением, так как суда проекта 588 строились в 1955-1961 годы.

Методика обновления круизного флота за счет «конверсии» судов позволяет существенно сократить расходы на строительство. Однако при ее широком использовании не будет обеспечиваться естественный прирост круизных судов в абсолютном количестве. Следовательно, объемы круизных перевозок будут оставаться прежними или снижаться за счет существенного уменьшения пассажи-ровместимости большинства круизных судов при их «конверсии».

2) Серийное строительство судов по новым проектам, разрабатываемым с учетом условий их эксплуатации на ВВП РФ — инструмент решения проблемы обновления флота в долгосрочной перспективе. К строящимся и проектируемым круизным судам нового поколения без использования «донорных судов» относятся: 1. ПКС-402

Пассажировместимость 40 чел.

Бассейн плавания ВВП Европейской части РФ

Построенные суда т/х «Сура», «Рюрик»

Скорость движения 12,5 км/ч

Осадка 0,60 м

2 Информация о проектах ПКС-40 и ПКС-200 предоставлена на основе данных офиц. сайта КБ «Возрождение колесных судов» — разработчика данных проектов [13].

Кроме малой осадки, у теплоходов типа «Сура» среди других достоинств судна выделяется способность самостоятельно сниматься с мели, осуществлять посадку и высадку пассажиров с необорудованного берега, что делает его вполне конкурентоспособным в условиях постепенного обмеления российских рек и отсутствия оборудованных причалов в большинстве малых городов России, обладающих богатым культурно-историческим потенциалом. Существенным недостатком проекта является маленькая пассажировместимость и недостаточная комфортабельность кают, что делает судно непригодным для осуществления массовых круизных перевозок. Оба судна проекта ПКС-40 «Сура» уже построены, но используются не по назначению: теплоход «Сура» (судовладелец — ТК «Гама) — как прогулочный в Нижнем Новгороде, а теплоход «Рюрик» как учебное судно для новгородского «Клуба юных моряков».

3. ПКС-200

Пассажировместимость 150-214 чел.

Бассейн плавания ВВП Европейской части РФ, включая Ладожское и Онежское озера

Построенные суда ФЦП «Развитие транспортной системы России (20102015 годы)» предусмотрено строительство 5 судов

Скорость движения 20 км/ч

Осадка 1,2 м

5. PV500VB3

Пассажировместимость 532 чел.

Бассейн плавания ВВП Европейской части РФ, включая Ладожское и Онежское озера

Построенные суда нет

Скорость движения 25 км/ч

Осадка 3,2 м

На базе концепта PV500VB уже идет отработка вариантов пассажирской части для ведущих операторов пассажирского флота — «Мос-турфлота», «Водохода», Viking River Cruiser («Пассажирский флот») [7].

7. PV300VB3

Пассажировместимость 300 чел.

Бассейн плавания ВВП Европейской части РФ (включая все крупные озера и каналы), Азовское, Черное, Средиземное, Красное моря; возможность выхода в Балтийское и Северное моря

Построенные суда нет

Скорость движения 25 км/ч

Осадка 2,90 м

Проектирование судов проектов PV500VB и PV300VB в настоящее время еще не завершено. Экспертный совет Федерального агентства морского и речного транспорта поддержал предлагаемые проекты речных круизных судов концептов PV500VB и PV300VD для дальнейшего проектирования и строительства [7].

Кроме рассмотренных проектов круизных судов, в настоящее время ведется разработка проекта судна, способного выполнять круизы по ВВП РФ с заходом в бассейны рек Дунай — Майн — Рейн. До настоящего времени реализация круизов по обозначенным маршрутам была невозможной по причине серьезных конструктивных различий круизных судов, выполняющих рейсы по рекам Европы и России. Реше-

3 Информация о проектах PV500VB и PV300VB основана на данных официального сайта Морского инженерного

бюро — разработчика данных проектов [12].

нием проблемы может стать спроектированное Морским инженерным бюро судно класса «Дунай макс» PV200D с пассажировместимостью около 200 человек, которое предполагает эксплуатацию по ВВП РФ, а также по реке Дунай, с возможностью выхода в Азовское, Черное и Средиземное моря. Кроме того, предполагается его эксплуатация по системе Дунай — Майн — Рейн с выходом в Северное море [8].

Дополнительной проблемой, препятствующей массовому строительству круизного флота, является сосредоточение значительной части имеющегося флота в руках малого и среднего предпринимательства (42,7% круиз-ных теплоходов — в собственности компаний, зарегистрированных в форме обществ с ограниченной ответственностью, и индивидуальных предпринимателей4, которые объективно не имеют достаточного количества финансовых ресурсов для заказа новых судов).

Проекты строительства новых судов могут быть реализованы только на основе государственно-частного партнерства из-за долгого периода их окупаемости. Например, по оценке специалистов ОАО «Московское речное пароходство», при ставке по кредитам в 6% годовых, срок окупаемость проекта PV500VB составит около 20 лет [7].

Обмеление российских рек

В конце 2012 года, по данным Росстата [10], протяженность внутренних водных путей (ВВП) в России составила 101 тыс. км. По сравнению с 2011 годом эта цифра не изменилась, однако с каждым годом протяженность ВВП с гарантированной глубиной 4 м (необходимой для прохода 3-х и 4-х палубных судов) уменьшается.

Обмеление малых рек ограничивает возможности в проектировании новых круизных маршрутов. Недофинансирование дноуглубительных работ и оборудования русел рек судоходной (навигационной) обстановкой, необоснованная вырубка лесов, расположенных вблизи рек, незаконная добыча инертных материалов (преимущественно песка) из русел рек, интенсивное развитие дачной рекреации в Европейской части России и, как следствие, рост водопотребления — основные причины их обмеления. Все это привело к полному прекращению судоходства по ряду малых рек,

4 Показатель рассчитан на основе данных об организационно-правовых формах судовладельцев с информационно-справочного сайта о речном флоте [14].

а по остальным — движение речного транспорта возможно только в светлое время суток, что является неприемлемым для самой концепции круизного отдыха, предполагающей передвижение круизного судна преимущественно в ночное время суток, а в дневное — береговое экскурсионное и развлекательное обслуживание. Кроме того, проблема обмеления существенно затронула некоторые средние и крупные реки — Белую, Дему, Уфу, Вятку, Оку, почти все реки Западной Сибири.

Однако на ВВП РФ существуют проблемы, угрожающие целостности Единой глубоководной системы России [ЕГС РФ]. В таблице 1 перечислены основные участки, ограничивающие судоходство по ВВП РФ в целом5.

Наличие подобных лимитирующих участков на ВВП РФ и ускорившийся процесс обмеления рек ограничивают возможности судоходных компаний по разработке маршрутов речных круизов и их реализации.

Короткий период навигации в России

Короткий период навигации в России также является причиной высоких цен отдыха на речных судах в России. В зависимости от региона длительность навигации колеблется от 145 суток (на востоке и северо-востоке страны) до 240 суток (на юге и юго-западе) [9]. Однако для кру-изных теплоходов в России период навигации еще короче. Пик спроса на речные круизы по рекам России, а следовательно, и высокий сезон на рынке речных круизов приходится только на летние месяцы. В мае и сентябре многие круизные суда стоят в затонах по причине более холодной и дождливой погоды, создающей неблагоприятные условия пребывания на палубах для туристов, в особенности при прохождении судами крупных водохранилищ и озер, которые в европейских странах отсутствуют. Для сравнения — навигационный период для круизных судов по ВВП Европы составляет порядка 240 дней. Таким образом, короткий период навигации в России является причиной ярко выраженной сезонности работы на круизных судах и, соответственно, ее низкой степени привлекательности для большинства. Высокий показатель текучести кадров среди членов команды круизных судов обусловливает высокие траты на обучение и в большинстве случаев — их низкую квалификацию.

5 По данным Программы развития инфраструктуры ВВП, опубликованной на отраслевом портале «Российское судоходство» [15].

Для решения проблемы короткой навигации необходима концепция новых пассажирских теплоходов, которая должна предусматривать, кроме повышенного уровня комфортабельности кают и высокой пасса-жировместимости, возможность их эксплуатации в межнавигационный период. Фактически речь идет о создании судов класса «река—море», которые могли бы по окончании навигации на реке быть использованы в теплых морях. Альтернативой могло бы стать и их использование в качестве гостиниц в зимний период [10]. Указанные меры позволят не только обеспечить работой экипажи и персонал теплоходов, но и значительно сократят период окупаемости вложений в строительство этих судов.

При проектировании круизного судна типа PV300VD в расчеты закладывалась следующая схема эксплуатации [7]:

• в период с мая по октябрь выполнение рей-

сов на линии Москва-Санкт-Петербург;

• в конце навигации переход с туристами в Ростов-на-Дону (рейсы Москва-Самара, Самара-Ростов-на-Дону);

• переход судна с туристами на Красное море: Ростов-на-Дону-Ялта-Одесса-Стамбул (Турция), Стамбул (Турция)-Александрия (Египет);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• зимний период: выполнение рейсов в Красном море из порта Шарм-эль-Шейх. Таким образом, предполагается, что круизные суда проекта PV300VD эксплуатируются около 300 суток за счет перехода в районы с продленной (осенне-весенней) и круглогодичной навигацией.

Серийное производство судов представленного проекта способно снизить влияние фактора ярко выраженной сезонности судоходства по ВВП РФ, в результате чего повысится уровень прибыли круизных компаний за счет более высоких стабильных объемов продаж.

Таблица 1

Лимитирующие участки ЕГС РФ

№ п/п Название участка Суть проблемы Способы решения

1. г. Городец-г. Н. Новгород (р. Волга) В связи с ненаполнением Чебоксарского водохранилища до проектной отметки 68 м глубины на участке Городец-Балахна (при фактической отметке 63 м) составляют 250 см. Сформирована проектная документация «Строительство Чебоксарской ГЭС на р. Волга» в части наполнения водохранилища до отметки 68 м. АО «Русгидро» проводит проектно-изыскательские работы. Правительством России принято решение о строительстве низконапорного гидроузла в районе поселка Большое Козино.

2. Кочетовский гидроузел — г. Аксай (р. Дон) недостаточные глубины (340 см). Строительство Багаевского низконапорного гидроузла. Не решен вопрос финансирования проекта.

3. Саралевский водный узел на р. Волга Существующие габариты судового хода не отвечают требованиям безопасности судоходства, поэтому на сложных участках периодически вводится одностороннее движение судов. Проведение капитальных дноуглубительных работ 2834 тыс. м3, реализуемых в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)».

4. Воткинский гидроузел — г. Камбарка (р. Кама) В связи с ненаполнением Нижнекамского водохранилища до проектной отметки 68 м при фактической отметке 62,3 м глубины на лимитирующем участке ЕГС России Чайковский-Кам-барка составляют 330 см при глубинах на смежных участках р. Кама 400 см. Рассматривается проект наполнения Нижнекамского водохранилища до проектной отметки 68 м, обеспечивающей стабильную глубину 4,0 м на участке водного пути Чай-ковский-Камбарка. Строительство низконапорного гидроузла на р. Кама в районе Камбарки.

5. Нижне-Свирский гидроузел Волго-Балтийского водного пути Шлюз Нижнесвирского гидроузла Вол-го-Балтийского водного пути построили в 1933 году с габаритами, меньшими в 2 раза, чем у других шлюзов данного канала, которые строились позже. Ведется строительство второй нитки Ниж-не-Свирского узла. Завершение строительства планируется в I половине 2016 года.

Низкое качество обслуживания на борту круизных судов

Низкое качество обслуживания на борту круизных судов является следствием устаревшего круизного флота (материальная составляющая качества) и низкой квалификации обслуживающего персонала.

В настоящее время подготовка кадров для работы на круизных судах ведется в 4 учебных заведениях РФ:

1) Волжская государственная академия водного транспорта;

2) Новосибирская государственная академия водного транспорта;

3) Московская государственная академия водного транспорта;

4) Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций. Однако только Московская государственная академия водного транспорта осуществляет подготовку специалистов целенаправленно для работы в сфере обслуживания на речных круизных судах.

Наличие высокого уровня конкуренции между поставщиками услуг и производителями турпакетов стимулирует рост качества оказываемых услуг и сформированных туров. Однако в российском круизном бизнесе не так много крупных операторов судов. Среди них6: ООО «Водоходъ» (26 оперируемых круизных судов); КК «Мостурфлот» (10); ТК «Инфофлот» и КК «Ортодокс» (имеют по 9 судов в управлении); ОАО «Грузопассажирские перевозки» (7); ООО СК «Речтурфлот» (6); ТК «Гама» (5).

Судов в управлении иностранных круизных компаний — мировых лидеров в сегменте организации круизов еще меньше: Viking River Croises — 4; Uniworld — 1.

6 На основе данных информационно-справочного сайта о речном флоте [14].

Среди других иностранных операторов: Grand Circle Travel — 2; Belatta Shipping Moscow — 1; Volga Dream — 1.

Причины отсутствия интереса иностранных туроператоров к Российскому рынку — отсутствие недавно построенных круизных судов и неудовлетворительное качество наземного туристического обслуживания в городах захода судов, снижающие качество обслуживания туристов в круизе в целом.

Неудовлетворительное качество наземного туристического обслуживания в городах захода судов

В большинстве городов проблемы стандартны в целом для всего экскурсионного туризма:

• отсутствие комфортабельных автобусов;

• низкое качество подготовки экскурсоводов;

• недостаток экскурсоводов, владеющих иностранным языком;

• ошибки в планировании экскурсионных программ и графика проведения экскурсий;

• необорудованность прибрежных зон отдыха, препятствующих организации «зеленых стоянок».

Решение перечисленных проблем будет способствовать росту ширины и глубины экскурсионного предложения в городах захода круизных судов.

Высокая степень износа судоходных гидротехнических сооружений (СГТС) и береговой инфраструктуры

На Единой глубоководной системе РФ расположено 67 гидроузлов. Существующие в России СГТС характеризуются высокой степенью износа [11], однако решить данную проблему планируется уже к 2016 году путем реконструкции либо строительства новых СГТС (табл. 2).

В целях повышения туристской привлекательности ряда городов и других населенных пунктов, расположенных на реках, проектиру-

Наименование индикатора Ед. изм. Всего 2010 2011 2012 2013 2014 2015

1. Доля судоходных гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию безопасности и имеющих опасный уровень безопасности % 2,4 2,4 2,4 2,1 1,2

2. Доля судоходных гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию, имеющих неудовлетворительный уровень безопасности % 21,3 21,3 21,3 19,8 18 9

Таблица 2

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы «Внутренний водный транспорт»

ются и строятся новые причалы для захода речных пассажирских судов. Так, в 2011 году был построен причал в Кузино, где уже в 2012 году ошвартовались 135 теплоходов, благодаря чему Кирилловский район Вологодской области принял на 8% больше круизных судов по сравнению с навигацией 2011 года.

Увеличение количества причалов на судоходных для круизных судов реках в ряде городов и других населенных пунктах в совокупности с созданием необходимой туристской инфраструктуры и развитием экскурсионного обслуживания в них будет способствовать расширению ассортимента речных круизов по ВВП России.

Заключение

Комплексный подход к анализу и решению совокупности инфраструктурных и сервисных проблем, существующих на российском рынке речных круизов, позволит эффективно развивать круизный туризм в нашей стране

и сделает возможным рост как въездного туристического потока в Россию из-за рубежа, так и будет способствовать активизации внутреннего туризма. Предоставление качественного туристического обслуживания на борту речных круизных судов за счет улучшения условий размещения и развлечения туристов на борту новых теплоходов, повышения эффективности обучения персонала, а также пересмотр требований к наземному обслуживанию будет способствовать повышению конкурентоспособности российского рынка речных круизов и отвоеванию доли туристического потока у автобусных экскурсионных туров, отличающихся менее комфортными условиями отдыха. Реализация комплекса мер, направленных на решение наиболее значимых проблем рынка речных круизов в России, поможет повысить привлекательность отдыха туристов на круизном судне как разновидности туристской дестинации.

Литература

1. Анализ работы российских речных судостроительных предприятий в XXI веке от Геннадия Егорова [электронный ресурс] Официальный сайт Информационно-аналитического агентства «В окияне-море» URL: http://www.publicsea.ru/news/analiz_raboty_rossiiyskih_rechnyh_sudostroitelnyh_predpiiyatiiy_v_XXI_veke_ot_ gennadiya_egorova_22-16-04.htm (дата обращения: 17.04.2013).

2. Анисимов К. О., Егоров Г. В., Ефремов Н.А. Строительство новых судов с использованием элементов судов-доноров — реальный путь сохранения российских речных круизов [электронный ресурс] URL: http:// www. mosturflot.ru/articles/14261 (дата обращения: 15.04.2013).

3. Бабкин А.В. Специальные виды туризма [электронный ресурс] URL: http:// http://tourlib.net/books_tourism/ babkin12.htm (дата обращения: 15.04.2013).

4. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки. СПб.: ИД Герда, 2007. 528 с.

5. Войнов К. Потенциал речных просторов [электронный ресурс] Газета «Транспорт России», № 4, 2011 г. URL:http://www.transportrussia.ru/rechnoy-transport/potentsial-rechnyh-prostorov.html (дата обращения: 17.04.2013).

6. Дементьев С. Почему штормит круизный рынок // Турбизнес. 2013. № 1. С. 12.

7. Дмитриева И. На мелководье [электронный ресурс] Газета «Транспорт России», № 11, 2012 г. URL: http:// www.transportrussia.ru/rechnoy-transport/na-melkovode.html (дата обращения: 17.04.2013).

8. О рассмотрении концепта проекта нового круизного пассажирского теплохода для работы на линии Москва — Санкт-Петербург — Астрахань [электронный ресурс] Официальный сайт Морского Инженерного Бюро URL: http://www.meb.com.ua/news/news.html?639 (дата обращения: 15.04.2013).

9. Российский статистический ежегодник: стат. сборник / Гос. ком. Рос. Федерации по статистике (Госкомстат России). 2012. 786 с.

10. Россия '2013: Стат. справочник / Росстат. М., 2013. 62 c.

11. Подпрограмма «Внутренний водный транспорт» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)» (в ред. Постановления Правительства РФ от 20 мая 2008 года № 377). С. 465-540.

12. URL: http://meb.com.ua/pas.html (дата обращения: 15.04.2013).

13. URL: http://www.wheelships.ru (дата обращения: 15.04.2013).

14. URL: http://www.riverfleet.ru (дата обращения: 15.04.2013).

15. URL: http://rus-shipping.ru/ru/infstruct/program (дата обращения: 15.04.2013).

RIVER CRUISES MARKET IN RUSSIA: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Voit Marina Nikolaevna, post-graduate student, [email protected],

Russian New University (Scientific and Educational Institution), Moscow, Russian Federation

The article provides an insight into the current state of the river cruises market in Russia. The key problems of the market development are identified and possible ways of solving the problems are considered. Special attention is paid to potentially effective ways of river fleet renovation. The author substantiates the necessity to solve the problems analyzed in the article for increasing the cruise tourism competitive advantage in the cultural and educational tourism market.

Keywords: cruise market, cruise ship, conversion, service quality

References:

1. Analiz raboty rossiiskikh rechnykh sudostroitel'nykh predpiiiatii v XXI veke ot Gennadiia Egorova [Gennadii Egorov's analysis of the Russian river shipbuilder companies' operations in the 19th century]. An electronic resource. The official site of the «V okiiane-more» information analysis agency URL: http://www.publicsea.ru/news/analiz_ raboty_rossiiyskih_rechnyh_sudostroitelnyh_predpriyatiiy_v_XXI_veke_ot_gennadiya_egorova_22-16-04.htm (Accessed April 17, 2013).

2. Anisimov K. O., Egorov U. V., Efremov N.A. Stroitel'stvo novykh sudov s ispol'zovaniem elementov sudov-donorov — real'nyi put' sokhraneniia rossiiskikh rechnykh kruizov [Using donor-parts in vessel-construction as a feasible way to maintain river cruises in Russia] [an electronic resource] URL: http://www.mosturflot.ru/articles/14261 (Accessed April 15, 2013).

3. Babkin A. V. Spetsialinye vidy turizma [Special types of tourism] An electronic resource. URL: http:// http://tourlib. net/books_tourism/babkin12.htm (Accessed April 15, 2013)

4. Birzhakov M.B., Nikiforov V.I. Industriia turizma: perevozki [Tourism industry: transportation]. Saint Petersburg: ID Gerda Press, 2007, P. 528.

5. Voinov K. Potentsial rechnykh prostorov [River potential] An electronic resource. Newspaper «Trannsport Rosii» [«Russian Transport»], № 4, 2011 г. URL: http://www.transportrussia.ru/rechnoy-transport/potentsial-rechnyh-prostorov.html (Accessed April 17, 2013).

6. Dement'evS. Pochemu shtormit kruiznyi rinok [Why the cruise market gets it rough]. Turbiznes [Tourism business]. 2013. № 1. C. 12.

7. Dmitrieva I. Na melkovod'e [Shallow-watered]. An electronic resource. Newspaper «Trannsport Rosii» [«Russian Transport»], № 11, 2012. URL: http://www.transportrussia.ru/rechnoy-transport/na-melkovode.html (Accessed April 17, 2013).

8. O rassmotrenii kontsepta novogo kruiznogo passazhirskogo teplokhoda dlia raboty na linii Moskva — Sankt-Peterburg — Astrakhan' [On considering the concept ofa new cruise liner to operate the Moscow — Saint Petersburg — Astrakhan route]. An electronic resource. The Sea Engineering Bureau official site URL: http://www.meb.com.ua/ news/news.html?639 (Accessed April 15, 2013).

9. Rossiiskii statisticheskii sbornik [Russian annual statement]. Gos. kom. Ros. Federatsii po statistike (Goskomstat Rossii) [The RF State Statistics Committee]. 2012. P. 786

10. Россия' 2013: Стат. справочник/ Росстат. М., 2013. 62 C.

11. Podprogramma «Vnutrennii vodnyi transport» Federal'noi tselevoi programmy «Razvitie transportnoi sistemy Rossii (2010—2015 gody) (v red. Postanovleniia Pravitel'stva RF ot 20 maia 2008 g. № 377) [The «Inland water transport» subprogramme to the Federal special-purpose programme «The Development ofthe transport system in Russia (20102015) (as edited in the Decree of the Government of the Russian Federation of May 20, 2008 № 377]. Pp. 465-540.

12. URL: http://meb.com.ua/pas.html (Accessed April 15, 2013).

13. URL: http://www.wheelships.ru (Accessed April 15, 2013).

14. URL: http://www.riverfleet.ru (Accessed April 15, 2013).

15. URL: http://rus-shipping.ru/ru/infstruct/program (Accessed April 15, 2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.