Научная статья на тему 'Основные тенденции и перспективы развития "РЖД"'

Основные тенденции и перспективы развития "РЖД" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6268
664
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТАРИФЫ / ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федченок Анна Дмитриевна

Рассматривается анализ текущего состояния железнодорожного транспорта и перспективы развития железнодорожного транспорта в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции и перспективы развития "РЖД"»

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ХОЛДИНГА «РЖД»

MAIN TRENDS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE HOLDING COMPANY «RUSSIAN RAILWAYS»

Федченок Анна Дмитриевна, ассистент кафедры «Экономика транспорта» факультет Экономики и управления, Уральский государственный университет путей сообщения,

Anna-fedchenok@yandex.ru. Аннотация: Рассматривается анализ текущего состояния

железнодорожного транспорта и перспективы развития железнодорожного транспорта в России.

Abstract: we consider the analysis of the current state of railway transport and prospects of railway transport development in Russia.

Ключевые слова: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТАРИФЫ, ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ, МОДЕРНИЗАЦИЯ

Keywords: EFFICIENCY of ACTIVITY, TARIFFS,

TRANSPORTATION, MODERNIZATION

Последнее десятилетие железнодорожный транспорт функционировал в условиях существенного роста спроса на услуги при повышении конкурентного давления других видов транспорта и внутренней конкуренции. Этот процесс сопровождался ростом эффективности деятельности, но характеризовался весьма низкими темпами развития инфраструктурных мощностей и обновления основных фондов.

Анализ текущего состояния железнодорожного транспорта

Железнодорожный транспорт не в меньшей степени, чем десять лет назад, нуждается в инвестициях, в обновлении материально-технической базы. Так, средний возраст локомотивного парка (всего 11 тыс. магистральных и 6 тыс. маневровых локомотивов) с момента создания ОАО «РЖД» в 2003 г. до 2009 г. увеличился с 22,3 до 25,8 лет. При этом за данный период среднесуточная производительность локомотива в грузовом движении увеличена более чем на 11 %. Из 992 тыс. вагонов, принадлежащих различным владельцам в Российской Федерации, более 120 тыс. имеют истекший срок службы. В 2010—2012 гг. количество таких вагонов будет увеличиваться на 40 тыс. в год.

В рамках государственно-частного партнерства государство должно определить, какая именно часть прибыли компаний и обществ будет в обязательном порядке отчисляться на решение общих модернизационных задач и жёстко контролировать этот процесс. Рассчитывать на то, что «налог на модернизацию железнодорожного транспорта» заплатят пассажиры российских электричек, не приходится.

В конце февраля 2010 г. в Сочи прошло совещание, посвященное инвестиционным планам в сфере железнодорожного транспорта. «Железные дороги, как и любая другая инфраструктура, не могут развиваться, ориентируясь лишь на текущий спрос. Здесь нужно брать в расчет долгосрочные потребности граждан, экономики, государства, принимая во внимание то, что решения, которые мы сформулируем, должны быть рассчитаны на ближайшие годы, а не месяцы или даже кварталы», — заявил на совещании премьер В. В. Путин [1].

Однако, чтобы инфраструктура и подвижной состав к 2015 г. были адекватны прогнозируемому объему перевозок, необходимо к имеющимся средствам добавить по 88 млрд рублей в год или как минимум 400 млрд на пять лет. Прибыль ОАО «РЖД» напрямую зависит от тарифов, они растут дважды в год, но не так быстро, как нужно транспортному монополисту, —

рост расценок сдерживает государство. Так, в 2009 г. вместо запланированного роста тарифов на грузоперевозки в размере 16,5 % тарифы поднялись всего на 10,6%.

На совещании определились те направления в развитии железнодорожного комплекса, которые вряд ли удастся обеспечить необходимыми ресурсами в порядке рыночного самотёка. Эти масштабные задачи хорошо известны:

- модернизация действующих и строительство новых линий;

- повышение эффективности и безопасности перевозок;

- реализация транзитного потенциала России;

- строительство железных дорог в регионах, где их еще нет;

- формирование сети высокоскоростных перевозок.

Приведем матрицу SWOT-анализа текущего состояния железнодорожной отрасли на рисунке 1.

Особенно негативное влияние на резкий спад основных показателей железнодорожного транспорта оказало разрушение единого транспортного комплекса. К моменту завершения реформы железнодорожного транспорта говорить об успехах в деле координации и выработки государственной транспортной политики вряд ли можно. Вопросами управления железнодорожным транспортом занимаются Министерство транспорта России, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, ОАО «РЖД», управления 16 железных дорог, руководящие структуры 70 ДЗО, ПГК, крупных операторских компаний и т.д. У железнодорожного транспорта оказалось много хозяев, но мало финансовых ресурсов. Даже небольшие ассигнования из государственного бюджета не всегда используются по назначению. По заключению Счетной палаты Российской Федерации 30 % выделенных бюджетных средств фактически не доходят до транспортных организаций.

«Для того чтобы наши транспортные системы как можно быстрее приблизились к мировому уровню развития, необходимо осуществить комплексную модернизацию всей отрасли. В основу модернизации должен быть

положен принцип системного построения транспортного комплекса на основе современных научных знаний», — считает В. И. Якунин» [2].

Сбалансированная, последовательная и всесторонняя модернизация железных дорог может быть осуществлена при сосредоточенности на приоритетных направлениях: инфраструктура, машиностроение,

транспортный сервис, система управления.

Для экономик большинства стран ускорение транспортного развития является оптимальным источником долговременного устойчивого роста и средством обеспечения социальной мобильности. Для промышленных корпораций ускорение транспортного развития представляет собой реальный механизм снижения себестоимости продукции и расширения присутствия на мировых рынках. Получается, что заинтересованы все. Понятно и то, что квинтэссенцией модернизации для железнодорожного транспорта в современных условиях должны стать переход на инновационный путь развития и успешная реализация ключевых бизнес-задач. Ответственность за их решение должна взять на себя эффективная система управления.

Перспективы развития железнодорожного транспорта в России В соответствие с ролью, что отводится железнодорожному транспорту в модернизации российской экономики, ему самому необходим скорейший переход на инновационные рельсы. Прежде всего, это касается столпа отечественной железнодорожной отрасли - ОАО «РЖД». Собственно, компания уже трансформируется в современный транспортный холдинг, направленный на «эффективное удовлетворение рыночного спроса на железнодорожные транспортные услуги, повышение глобальной конкурентоспособности, достижение экономической эффективности и финансовой устойчивости, создание системы государственно-частного

1. Железнодорожный транспорт продолжает выполнять свою миссию, но при спаде объемов перевозок.

2. Обновлен вагонный парк за счет инвестиций операторов и ОАО «РЖД»

3. Выросла рентабельность основной деятельности благодаря выделению из ОАО «РЖД» в ДЗО неосновных видов деятельности.

4. Создана структура повышения квалификации руководящего состава в области управления.

1. Увеличение износа основных фондов.

2. Перекрестное субсидирование пассажирских и пригородных перевозок ликвидировано не полностью.

3. Снижение внутренней эффективности, выражающееся в превышении темпов роста расходов над темпами роста доходов по основной деятельности.

4. Рост тарифов на перевозки.

Возможности

1. Использование гибких тарифов.

2. Техническое перевооружение отрасли на основе государственно-частного партнерства.

3. Повышение привлекательности транспортных услуг для клиентов.

1. Снижение доходности в условиях конкуренции с другими видами транспорта.

2. Потеря управляемости единым технологическим процессом в результате обособления видов деятельности.

3. Технологическая и техническая деградация ж.д. транспорта.

Рисунок 1 - Матрица SWOT-анализа текущего состояния железнодорожной отрасли партнерства в целях реализации государственной политики в области экономики, обороны и развития социальной сферы страны».

Достижение указанных по сути отраслевых целей требует адекватных усилий не только в части организации и управления, но и в части технологических решений. В своём выступлении глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин отметил: «Как стратегический приоритет реализации

транспортной политики модернизация может стать мощным импульсом для внедрения современных технологий на железнодорожном транспорте. Для железнодорожного транспорта квинтэссенцией модернизации станет переход на инновационный путь развития и успешная реализация ключевых бизнес-задач» [3].

Среди технологий, необходимых для инновационного разворота железнодорожного транспорта, особое место отводится Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.

Постановка проблемы

Эффективное функционирование железнодорожного транспорта Российской Федерации - основы транспортной инфраструктуры страны -играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства России в изменяющейся мировой экономической системе.

От состояния и качества работы железнодорожного транспорта зависят не только перспективы дальнейшего социально-экономического развития, но также возможности государства эффективно выполнять такие важнейшие функции, как защита национального суверенитета и безопасности страны, укрепление единства пространства, обеспечение потребности граждан в перевозках, создание условий для выравнивания социально-экономического развития регионов, повышения ресурсной независимости и глобальной конкурентоспособности России.

Цель и планируемые результаты Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года

Целью Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года является формирование условий для транспортного обеспечения социально-экономического роста в России, возрастания мобильности населения и оптимизации товародвижения,

укрепления экономического суверенитета, национальной безопасности и обороноспособности страны, снижения совокупных транспортных издержек экономики, повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения лидерских позиций России в мире на основе опережающего и инновационного развития железнодорожного транспорта, гармонично увязанного с развитием других отраслей экономики, видов транспорта и регионов страны [4].

Российское государство, национальная экономика и общество в стратегической перспективе планируют получить следующие результаты в области развития железнодорожного транспорта:

- железнодорожный транспорт в результате своего опережающего развития и эффективной работы обеспечит условия для ускорения социально-экономического роста в стране и окажет мультипликативный эффект на рост ВВП;

- железнодорожный транспорт останется базовым элементом единой транспортной системы страны, гармонично обеспечивающим совместно с другими видами транспорта повышение мобильности населения и бизнеса;

- производственно-технологическая и экономическая эффективность железнодорожного транспорта обеспечит снижение народно-хозяйственных транспортных издержек и привлечение освобождающихся средств в другие сферы растущей российской экономики; модернизированная и расширенная сеть железных дорог откроет новые возможности для образования территориальных производственно-научных кластеров и сгладит межрегиональную дифференциацию;

- российская железнодорожная сеть станет центральным элементом евразийской транспортной системы, обеспечивающим развивающиеся торговые связи между мировыми геополитическими и геоэкономическими центрами;

- эффективная и устойчивая работа железнодорожного транспорта повысит общую конкурентоспособность российской экономики и привлекательность страны для развития бизнеса и притока инвестиций;

- железнодорожный транспорт станет одним из лидеров в области внедрения инновационной техники и технологий, обеспечит кластерное развитие транспортного машиностроения и других взаимосвязанных отраслей экономики;

- железные дороги станут привлекательной сферой вложения частных инвестиций, в том числе в строительство железнодорожных линий, развитие перевозочной, экспедиторско-логистической деятельности, оперирование подвижным составом и развитие сервисного обслуживания.

Развитие человеческих ресурсов железнодорожного транспорта в рамках стратегии 2030

Задачи развития железнодорожного транспорта на период до 2030 года будут решены за счет обеспечения отрасли достаточным количеством высокопрофессиональных специалистов в области государственного управления и железнодорожного транспорта. Для обеспечения качественного образовательного процесса необходим выход на долгосрочное перспективное планирование подготовки специалистов, в том числе как по новым специальностям (в области логистики, межтранспортного взаимодействия), так и по тем, которые нуждаются в узкой специализации применительно к железнодорожному транспорту (менеджмент, финансы, управление качеством, международные экономические отношения).

Основными мероприятиями в области развития человеческих ресурсов являются:

- обеспечение железнодорожного транспорта на всех уровнях профессионально подготовленными работниками массовых профессий, специалистами и руководителями, ориентированными на длительные

трудовые отношения и развитие профессиональной карьеры на железнодорожном транспорте;

- подготовка специалистов-управленцев широкого профиля и развитие у персонала железнодорожного транспорта высокого уровня компетенции для работы в условиях единой транспортной системы, активного взаимодействия видов транспорта, логистических комплексов и единых технологических цепочек, высоких стандартов качества;

- содействие созданию корпоративных систем управления персоналом, ориентированных на мотивированный и эффективный труд работников, повышение его качества, производительности труда, активное участие в технической модернизации и инновационном развитии железнодорожного транспорта.

Для выполнения указанных мероприятий необходимо:

- разработать методику прогнозирования потребностей железнодорожного транспорта в кадрах с учетом уровня требуемого образования, категории, специализации, обеспечивающую планирование и осуществление подготовки специалистов, адаптированных к выполнению перспективных задач железнодорожного транспорта, в частности в сфере развития инфраструктуры, высокоскоростного движения и по иным направлениям, обеспечивающим инновационный прорыв;

- обеспечить проработку и реализацию механизмов долгосрочного сотрудничества между Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, Федеральным агентством железнодорожного транспорта, компаниями железнодорожного транспорта и образовательными учреждениями, в первую очередь, железнодорожными и транспортными в сфере подготовки и повышения квалификации персонала (расширить сферы применения государственного заказа, целевых договоров в формате государственно-частного партнерства, в том числе с использованием новых финансово-кредитных схем) и науки (обеспечить техническую и технологическую модернизацию, последующее

инновационное развитие железнодорожного транспорта за счет развития фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, в первую очередь, на базе университетских комплексов, путем укрепления их социальной, материально-технической и научно-лабораторной базы, создания научно-производственных, инновационных и внедренческих центров, технопарков, передачи им новейших образцов техники, технологии, программного обеспечения);

- обеспечить подготовку специалистов по мобилизационной подготовке на железнодорожном транспорте;

- расширить практику предоставления рабочих мест для прохождения производственной и преддипломной практики студентам образовательных учреждений и закрепить ее правовые основы для большей адаптации выпускников к реальным условиям труда и требованиям производства;

- развивать систему научной стажировки и послевузовского обучения работников, практической стажировки научных сотрудников образовательных учреждений, стимулировать воспроизводство научнопедагогических кадров, повышение их квалификации и академической мобильности;

- синхронизировать процессы обучения в образовательных учреждениях транспорта с процессом введения новых уровней образования (бакалавриата и магистратуры), но с сохранением моноподготовки специалистов-железнодорожников, связанных с эксплуатационной деятельностью;

- укрепить связи между работодателями и образовательными учреждениями (корпоративные программы и другие формы согласования интересов и требований к отбору студентов, мониторингу заказчиком образовательных услуг учебного процесса, качеству подготовки, заключительному контролю знаний при расширении системы гарантированного трудоустройства успешных выпускников по специальности и заранее определенной должности; адаптация выпускников-

бакалавров к требованиям работодателей в ходе дополнительного профессионального образования в транспортных вузах, совмещение обучения в вузах и ссузах с практической работой на рабочих должностях);

- развивать систему профессиональной подготовки рабочих массовых профессий, техников, мастеров, иных специалистов на основе сохранения и укрепления системы начального и среднего профессионального образования в составе университетских комплексов;

- внедрить интегрирующие образовательные технологии (единые информационные сети повышения квалификации в сфере вопросов, относящихся к государственному регулированию) с участием крупнейших компаний и образовательных учреждений и с учетом их финансовых интересов (вопросы комплексной транспортной, экологической, производственной безопасности);

- проводить согласованную долгосрочную политику, направленную на повышение престижности железнодорожных профессий;

- определить и развивать соответствующие механизмы мониторинга, анализа и принятия решений, инструменты контроля и целевые ориентиры, позволяющие придать планомерный и более эффективный, с точки зрения затрат, характер деятельности по управлению человеческими ресурсами железнодорожного транспорта [6].

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) Корпоративный социальный отчет Свердловской железной дороги за 2010 год.

2) Годовой отчет компании за 2011 год. « Организационная

структура ОАО «РЖД». - официальный сайт ОАО «РЖД» [электрон. ресурс]. Режим доступа:

annrep.rzd.ru/reports/public/annrep?STRUCTURE_ID=4210 (дата обращения: 02.11.2012)

3) Якунин В. И. Политология транспорта. Политическое измерение транспортного развития/В. И. Якунин.— М.: Экономика, 2006.— С. 36—37.

4) Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.

5) А.Е. Красовский, В.В. Фортунатов Прорывные управленческие

технологии на железнодорожном транспорте/ СПб.: ФГБОУ ВПО

«Петербургский государственный университет путей сообщения»; М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2012.

6) Терёшина Н.П., Флягина Т.А. История экономики транспорта: Учебное пособие. - для студентов направлений бакалавриата: «Экономика», «Менеджмент» . - М.: МИИТ, 2011. - 195 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.