Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ВИЗУАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ ОБЛОЖЕК ЖУРНАЛОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ВИЗУАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ ОБЛОЖЕК ЖУРНАЛОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
291
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / ОБЛОЖКА / ГРАФИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хваленя Светлана Вадимовна

В статье акцентируется внимание на функции детских журналов и их роли в развитии подрастающего поколения. На материале 18 периодических изданий, выпущенных в Республике Беларусь в период с 2017 по 2022 гг., рассматриваются инструменты оформления обложек журналов. Для наглядности в статье представлены иллюстрации. В работе предложена классификация журналов внутри рассмотренной возрастной группы в зависимости от характера материалов (художественные произведения, задания, игры). Автор приходит к выводу, что все белорусские журналы для дошкольников образуют систему, состоящую из четырех групп, которые различаются по параметру информационного наполнения. Делается заключение, что принципы красочности, иллюстративности реализуются во всех журнальных изданиях для детей дошкольного возраста, тогда как характер персонажей, заголовков и дополнительного текста на обложках варьируется в зависимости от внутренних материалов. В соответствии с предложенной классификацией детских журналов указываются тенденции оформления обложек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN TRENDS OF ARTISTIC AND TECHNICAL DESIGN AND VISUAL AND GRAPHIC STYLE OF MAGAZINES' COVERS FOR PRESCHOOL CHILDREN

The article focuses on the functions of children's magazines and their role in the development of the younger generation. Based on the material of 18 periodicals published in the Republic of Belarus from 2017 to 2022, magazine cover design tools are considered. For illustration purposes, the article presents full and fragmental covers. The paper proposes a classification of magazines within the considered age group, depending on the nature of the materials (artistic works, tasks, games). The author comes to the conclusion that all Belarusian magazines for preschoolers form a system consisting of four groups, which differ in terms of content. It is concluded that the principles of colorfulness, illustrativeness are implemented in all issues for preschool children, while the nature of characters, headings and additional text on the covers vary depending on the materials. In accordance with the proposed classification of children's magazines, cover design trends are indicated.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ВИЗУАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ ОБЛОЖЕК ЖУРНАЛОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 655.533:070-053.4

С. В. Хваленя

Белорусский государственный технологический университет

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ВИЗУАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ ОБЛОЖЕК ЖУРНАЛОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье акцентируется внимание на функции детских журналов и их роли в развитии подрастающего поколения. На материале 18 периодических изданий, выпущенных в Республике Беларусь в период с 2017 по 2022 гг., рассматриваются инструменты оформления обложек журналов. Для наглядности в статье представлены иллюстрации. В работе предложена классификация журналов внутри рассмотренной возрастной группы в зависимости от характера материалов (художественные произведения, задания, игры). Автор приходит к выводу, что все белорусские журналы для дошкольников образуют систему, состоящую из четырех групп, которые различаются по параметру информационного наполнения. Делается заключение, что принципы красочности, иллюстративности реализуются во всех журнальных изданиях для детей дошкольного возраста, тогда как характер персонажей, заголовков и дополнительного текста на обложках варьируется в зависимости от внутренних материалов. В соответствии с предложенной классификацией детских журналов указываются тенденции оформления обложек.

Ключевые слова: детские журналы, дошкольный возраст, классификация, художественно-техническое оформление, обложка, графические инструменты.

Для цитирования: Хваленя С. В. Основные тенденции художественно-технического оформления и визуально-графического исполнения обложек журналов для детей дошкольного возраста // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2022. № 2 (261). С. 112-119.

S. V. Khvalenya

Belarusian State Technological University

MAIN TRENDS OF ARTISTIC AND TECHNICAL DESIGN AND VISUAL AND GRAPHIC STYLE OF MAGAZINES' COVERS FOR PRESCHOOL CHILDREN

The article focuses on the functions of children's magazines and their role in the development of the younger generation. Based on the material of 18 periodicals published in the Republic of Belarus from 2017 to 2022, magazine cover design tools are considered. For illustration purposes, the article presents full and fragmental covers. The paper proposes a classification of magazines within the considered age group, depending on the nature of the materials (artistic works, tasks, games). The author comes to the conclusion that all Belarusian magazines for preschoolers form a system consisting of four groups, which differ in terms of content. It is concluded that the principles of colorfulness, illustrativeness are implemented in all issues for preschool children, while the nature of characters, headings and additional text on the covers vary depending on the materials. In accordance with the proposed classification of children's magazines, cover design trends are indicated.

Keywords: children's magazines, preschool age, classification, artistic and technical design, cover, graphic tools.

For citation: Khvalenya S. V. Main trends of artistic and technical design and visual and graphic style of magazines' covers for preschool children. Proceedings of BSTU, issue 4, Print- and Mediatechnologies, 2022, no. 2 (261), pp. 112-119 (In Russian).

Введение. Детские журналы в контексте современного медиапространства и медиарынка Беларуси занимают особое место. По мнению исследователей, данный вид издательской продукции сегодня выполняет ряд важных функций: познавательную, воспитательную, коммуникативную, популяризаторскую.

Современный ребенок с рождения погружен в медиапространство. К факторам формирования детского сознания «сегодня можно отнести не только семью, как основную ячейку общества, учебно-воспитательные заведения, охватывающие все звенья системы народного образования, внешкольные и культурно-просветительные

учреждения, но и средства массовой информации» [1, с. 57]. Журнальная периодика «способствует становлению социокультурного опыта ребенка, развивает детский интерес к многообразию мира, память, мышление, воображение» [2, с. 51]. Детские журналы играют важную роль в процессе социализации подрастающего поколения, «которому предстоит в недалеком будущем прийти на смену современным участникам социальной практики, направленной на освоение и преобразование мира в рамках цивилизационного развития» [3, с. 60]. Кроме того, материалы детской прессы целесообразно использовать и для формирования читательского интереса. Периодика, адресованная детям, выполняет сразу три задачи: развлечение, обучение и воспитание [4]. Именно эта многозадачность превращает детский журнал в замечательный инструмент, активно использующийся в воспитательно-педагогической работе [5, с. 37].

Особенности аудитории журнальных изданий для детей предполагают более бережное и пристальное внимание со стороны исследователей. В данном возрасте больше чем когда-либо издание воспринимается в первую очередь по внешнему виду, по способности привлечь и сохранить на себе внимание ребенка. Даже с учетом неумения читать журнал воспринимается как форма игрушки, следовательно, визуальная составляющая при подготовке периодического издания обязана быть проработана досконально.

Научно-практическая значимость работы связана с возможностью применения ее результатов специалистами, создающими и продвигающими детские журналы, а также при подготовке студентов, обучающихся в учреждениях высшего образования по специальностям «Издательское дело», «Журналистика».

Задача статьи - установить тенденции современной художественно-графической концепции обложек журналов для детей дошкольного возраста с целью разработки критериев качества соответствующих изданий.

Эмпирической базой являются детские журналы, имеющие возрастное ограничение 0+ либо четко указанные возрастные рамки, входящие в диапазон до 6 лет, которые выпускаются в Республике Беларусь на момент подготовки материала (апрель 2022 года). Мы не рассматриваем издания, выходящие тиражом менее 500 экземпляров, имеющие религиозный характер, а также журналы, которые по форме близки к раздаточному материалу и представляют собой лишь набор раскрасок без текстовой составляющей. Таким образом, в рамках статьи рассмотрены 18 журналов, позиционирующие себя как издания для дошкольной аудитории, в настоящее время выпускающиеся в Республике Беларусь с периодичностью не менее раза в месяц.

Хронологические рамки исследования -2017-2022 гг. - обусловлены стремлением достичь максимального охвата рассматриваемого массива наименований, и, следовательно, наиболее точной репрезентации сферы за достаточно продолжительный отрезок времени.

Методология исследования подразумевает использование аналитических методов, методов синтеза, обобщения. Применение таких методов, как сбор информации, сравнение, сопоставление, описание, индукция, позволяет дать всестороннюю оценку визуально-графической составляющей современных журналов изданий для детей и определить тенденции развития данной сферы.

Основная часть. В научной литературе нет обобщающего исследования, в котором бы рассматривались вопросы художественно-технического и визуально-графического исполнения журналов, издаваемых в Беларуси для детей дошкольного возраста. Белорусские детские медиа в целом в научной литературе представлены практически единолично исследованиями С. В. Харитоновой [6]. Ею освещаются вопросы дизайна журналов для детей, эстетического восприятия и безопасности, шрифтового исполнения, а также проводится исторический дискурс настоящего явления. С исторической стороны к теме детских иллюстрированных журналов также подходят в своих исследованиях В. В. Корнилова, Е. Ю. Макаренко, Л. Н. Колесова, О. Р. Шиленко и др. Проблемы редакторской подготовки журналов для детей изучались Г. Л. Капустиной, В. В. Орловой, А. Д. Васильковой, Е. В. Гайма-новой, Л. Е. Куриленко и др. Иллюстрирование и оформление первой полосы, их роль в графической системе журнальных изданий для детей входят в научную сферу интересов таких исследователей, как Е. В. Ситникова, В. В. Орлова, Е. Ю. Макаренко и др.

В рамках данной работы особое внимание обращается на такой показатель качества детского журнала, как оформление обложки.

Традиционно функцией обложки журнала является привлечение внимания потенциального читателя и увеличение числа продаж [7, с. 14]. Важность вопроса оформления обложки журнала для детей дошкольного возраста сложно недооценить. Критично, чтобы уже она привлекла внимание ребенка, понравилась достаточно, чтобы он просидел с родителями или в одиночку, рассматривая все последующие страницы вне зависимости от внутреннего наполнения номера.

Наиболее широко при оформлении обложки детского журнала используются следующие инструменты и приемы:

- наличие персонажей-маскотов и/или героев сказок;

- красочность и заполненность;

- крупное название, выполненное декоративным шрифтом;

- наличие тематического подзаголовка;

- дополнительный текст (читательский адрес, дата выпуска);

- краткое содержание-анонс.

Иллюстрации занимают доминирующее положение в графической картине всех изданий. Их количество, красочность, соответствие задумке детского журнала во многом определяют привлекательность издания.

В детских изданиях иллюстрации необходимо рассматривать в неразрывной связи с текстом, поскольку они несут равную эмоциональную, а зачастую и смысловую нагрузку. Иллюстрации создают определенное отношение к еще не прочитанному тексту, настраивают на нужный лад, поясняют, дополняют, раскрывают глубину текста.

Иллюстрации должны быть красочными, понятными, однозначными. Рисунки не должны отталкивать и пугать своей излишней броскостью или, наоборот, недостаточной контрастностью. Цветовое решение должно соответствовать общему настроению той или иной истории. Кроме того, при иллюстрировании обращается внимание на такие особенности детской психологии, как антропоморфизм (наделение животных, растений и явлений неживой природы человеческими свойствами) и анимизм (восприятие ребенком реальности как одушевленной и живой) [8, с. 65].

Немалую роль в создании образа периодического издания и его визуально-графического исполнения играют и декоративные элементы. К ним относятся такие детали оформления полосы, как буквицы, цветные подложки, а также рамки, виньетки, стрелки, врезки. При использовании декоративных элементов основным принципом является соблюдение чувства меры.

Основываясь на информационном и графическом содержании анализируемых в рамках статьи изданий, мы объединили все рассмотренные журналы в четыре группы:

1) журналы со сказками, рассказами, стихами и минимальным количеством заданий, раскрасок и прочих видов материалов («Детская книжка-малышка», «Детские сказки», «Мои первые сказки»);

2) журналы со сказками, рассказами, стихами и заданиями, играми, которые тематически и/или графически связаны с событиями в произведении («Дуду», «Зайкина школа», «Мишут-кины сказки-раскраски», «Сказка на ночь», «Сказочный журнал»);

3) журналы, полностью состоящие из заданий, не объединенных канвой повествования

(«Детский журнал», «Мамин светлячок», «Ми-шуткины прописи», «Топа»);

4) журналы, включающие широкое видовое многообразие историй и игровых материалов, объединенных тематически лишь в некоторой степени («Играю с мамой», «Маленькие академики», «Мамино солнышко», «Матулша со-нейка», «Умняша», «Умняшины книжки»).

Таким образом, в журналах первой и третьей групп основой является история, произведение. В журналах второй и четвертой групп основная черта - разнообразие игр и заданий.

В первой группе изданий находятся журналы, по форме близкие к книжкам-малышкам. В них встречаются сказки народов мира, традиционные детские сказки известных писателей, стихотворные произведения, иногда в сокращенном виде. Художественное оформление различается в зависимости от номера, сохраняя лишь некоторые элементы фирменного стиля. Так, журнал «Детская книжка-малышка» из номера в номер сохраняет шрифтовое исполнение текста, графическое исполнение номеров полос и наличие буквицы в начале сказки (рис. 1).

. ил-был маленький черно Ух\чик, которого звали Мале мама с папой обожали его, потог послушен и вежлив. Однажды на д мама сшила ему чудесную красну атласные голубые штанишки. А г базаре зелёный шёлковый зонтик кой и очаровательные маленькие мягкой красной кожи с острые 2 вверх носочками.

Рис. 1. Фрагменты полос журнала «Детская книжка-малышка» (№ 5, 2017 и № 2, 2022) [9]

Добавление на обложку персонажа - будь то животное или человек - в данной группе проявляется с целью иллюстрирования повествования. В данной группе изданий преобладают сюжетные иллюстрации (рис. 2), включающие основных героев произведения, сюжетно важные предметы и объекты, а также отдельные детали обстановки, в которой происходит действие сказки.

Кроме того, иллюстрация занимает на обложке доминирующее положение, тогда как название и подзаголовок отходят на второй план. Также отметим такую тенденцию, как фокусировка на тематическом заглавии, которое в

данной группе представляет собой название либо же объединяющую тематику публикуемых произведений в номере (рис. 3)

Рис. 2. Обложка журнала «Мои первые сказки» (№ 8, 2022) [10]

Рис. 3. Фрагменты обложек журналов «Мои первые сказки» (№ 8, 2020) и «Детская книжка-малышка» (№ 5, 2017)

Данный факт объясняется тем, что часть журналов по своей концепции близки к серийным изданиям, направленным на публикацию собственно литературных произведений с отсутствием видового разнообразия материалов. С точки зрения визуально-графического исполнения тематические подзаголовки, они же названия сказок, выполнены отличным от основного цветом, шрифтом большего кегля, с дополнительными эффектами (обводка, тень, свечение и др.).

Что касается дополнительной информации, размещаемой на обложке журналов для детей до-

школьного возраста, то наиболее заметной тенденцией ее художественного оформления выступает максимально возможное уменьшение размеров элементов (номер выпуска, читательский адрес). Среди проанализированного массива изданий первой группы отмечается, однако, выделение анонса-содержания («В выпуске/номере») с помощью разнообразных графических инструментов и декоративных элементов (рис. 4). Это декоративные подложки, цветные обводки и тени текстовых символов и изображений, геометрические преобразования и др.

Рис. 4. Обложка журнала «Детские сказки» (№ 8, 2019) [11]

Журналы для детей дошкольного возраста, относящиеся ко второй группе, имеют более сложный формат наполнения номеров. Помимо литературного произведения, публикуемого в издании, добавляются различные формы игр и заданий, направленных на развитие ребенка. Тем самым отличен сам характер периодики, ее целевое назначение. И это влияет на художественно-техническое оформление как издания в целом, так и, во многом, его обложки.

Тенденция использования персонажей на первой полосе приобретает более широкий характер. В отдельных случаях персонажи не только выступают героями повествования, т. е. иллюстрируют рассказываемую в журнале историю, но и выполняют роль маскотов, т. е. являются элементом фирменного стиля издания (рис. 5). Читательская аудитория из номера в номер встречается с одними и теми же изображениями, постепенно знакомясь с персонажем, и тем самым привязывается эмоционально к герою (героям) и становится более вовлеченной в предлагаемые в номере истории, игры и задания.

сти от соотношения фонового и шрифтового цветов, с целью максимальной контрастности).

Рис. 5. Фрагменты обложек журналов «Зайкина школа» (№ 11, 2021) [12] и «Мишуткины сказки-раскраски» (7, 2021) [13]

Вне зависимости от характера персонажей обложки выполнены композиционно таким образом, чтобы избежать пустого пространства и нейтральных оттенков (рис. 6). Используется большое количество различных цветов, форм, гарнитур, декоративных элементов в сочетании с тематическими иллюстрациями (персонажи, неодушевленные элементы истории).

Рис. 6. Обложка журнала «Сказочный журнал» (№ 1, 2020) [14]

Названия журналов данной группы являются самостоятельным, полноценным компонентом обложки. Вместе с иллюстрационным материалом они образуют визуально-графическую систему, обладающую четкой, в отдельных случаях иерархической структурой. Тематические подзаголовки приближаются в плане художественного оформления к такому элементу, как содержание и анонс номера. Собственно, дополнительная информация, помещаемая на обложку, становится более заметной, возникает тенденция выделения данных элементов (рис. 7). Используются более крупные величины кеглей шрифта, а также, пожалуй, наиболее распространенный прием - обводка текстовых символов (в зависимо-

Рис. 7. Фрагменты обложек журналов «Сказка на ночь» (№ 12, 2017) [15] и «Дуду» (№ 6, 2021) [16]

Журналы, относящиеся к третьей группе, не ставят перед собой целью рассказать какую-либо историю. Тем самым сильно изменяется подход к художественному оформлению, поскольку отсутствует необходимость в сюжетном иллюстрировании произведения.

На обложку выносятся персонажи и детали, отвечающие тематическому наполнению и задумке того или иного номера, с сохранением элементов фирменного стиля и общим способом создания изображений. Основной тенденцией является изменение оформления обложки от номера к номеру. В отдельных случаях журналы изображают на обложке персонажей-маскотов в различных обстановках в зависимости от тематики выпуска (рис. 8).

Рис. 8. Фрагменты обложек журнала «Топа» (№ 1, 2019 и № 11, 2020) [17]

Характерной чертой художественно-графического оформления журналов данной группы является трансформация заголовка как составной части визуальной концепции обложки. Заголовки-названия выступают как полностью самостоятельный декоративный элемент, имеющий и информационную нагрузку (рис. 9).

Четвертую группу журналов для детей дошкольного возраста составляют издания,

обладающие чертами второго и третьего типов изданий, выделенных нами. Как правило, это журналы, имеющие текстовую составляющую с нечетко оформленной сюжетной линией, с помощью которой связываются все представленные в номере задания и игры. На художественно-техническое оформление данный фактор влияет самым непосредственным образом.

Журнал для малышей

ламами и

№7 (13)

««№(2018)

Рис. 9. Фрагменты обложек журналов «Мамин светлячок» (№ 7, 2018) [18] и «Детский журнал» (№ 1, 2022) [19]

Отметим широкое использование такого инструмента оформления, как изображение на обложке персонажей, которые появляются на внутренних полосах изданий. Как правило, герои проиллюстрированы в обстановке либо с вещественными деталями, отвечающими тематике того или иного номера (рис. 10).

Рис. 10. Обложка журнала «Умняшины книжки» (№ 12, 2020) [20]

Также журналам данной группы характерны заполненность обложки, яркость используемых в художественном оформлении цветов. Отметим, что невозможно указать общую особенность визуального исполнения заголовочной системы и элементов с дополнительной информацией на первой полосе, поскольку, как было

упомянуто ранее, настоящая часть массива периодических изданий объединяет в себе черты двух предыдущих групп.

Заключение. Все детские журналы для детей дошкольного возраста, исходя из особенностей внутренних материалов изданий, образуют сбалансированную систему, в которой четко выделяются четыре взаимосвязанные, равномерные группы (по 3-5 изданий объемом 16-24 полосы).

Первая группа - журналы с художественными произведениями и минимумом других видов материалов («Детская книжка-малышка», «Детские сказки», «Мои первые сказки»). Вторая группа - журналы с художественными произведениями и играми-заданиями, тематически и графически связанные между собой («Дуду», «Зайкина школа», «Мишуткины сказки-раскраски», «Сказка на ночь», «Сказочный журнал»). Третья группа - журналы с играми-заданиями без привязки к той или иной истории («Детский журнал», «Мамин светлячок», «Мишуткины прописи», «Топа»). Четвертая группа - журналы с широким разнообразием материалов, имеющих примерную общую тематику («Играю с мамой», «Маленькие академики», «Мамино солнышко», «Матулша сонейка», «Умняша», «Умняшины книжки»).

Особенности художественно-технического и визуально-графического оформления детских журналов, в частности их обложек, вариативны. Такие черты оформления обложек, как ее заполненность, красочность и яркость иллюстраций, -универсальны, т. е. не зависят от характера контента периодического издания для дошкольников.

Однако это утверждение не является верным для других художественно-графических инструментов. Наличие и характер персонажей, способы оформления заголовков и подзаголовков, дополнительного текста различаются в зависимости от того, какие материалы включаются в издание. Нами выделены следующие основные черты оформления обложек групп журналов для детей дошкольного возраста.

1. Персонажи на первой полосе издания. Журналы со сказками, без дополнительных материалов используют персонажей на обложках с целью иллюстрирования повествования, изображая основных героев, сюжетно важные детали. В журналах, где игры и задания дополняют рассказанную историю постфактум, персонажи на первой полосе могут выступать не только героями повествования, но и элементом фирменного стиля, переходящего из номера в номер. Журналы с играми и заданиями, не объединенные литературным произведением, меняют отдельные черты, окружение персонажей на обложке, однако сохраняют их внешний вид вне зависимости от тематики выпуска.

2. Оформление заголовка. В журналах, схожих с таким видом изданий, как книжки-малышки, название издания не занимает доминирующее положение в графической концепции обложки, уступая место тематическому подзаголовку - как правило, названию художественного произведения, публикуемого в номере. Журналы с заданиями, тематически и графически связанными с историей, используют такое оформление заголовков, чтобы вместе с иллюстрационным материалом они образовали четкую визуально-графи-

ческую структуру. В журналах с самостоятельным, без привязки к художественному произведению, видовым разнообразием материалов название выступает как не простой текстово-графический, а полноценный художественно-изобразительный элемент обложки.

3. Оформление дополнительного текста (номер, дата выхода, читательский адрес, краткое содержание-анонс) напрямую коррелирует со степенью видового разнообразия материалов внутри журнала.

Список литературы

1. Жукова Д. А. Современная детская журналистика как фактор формирования индивидуального и группового сознания детей: проблемы и перспективы развития // Вестник Краснодарского университета МВД России. Философия, социология и политология. 2016. № 4. С. 57-61.

2. Захарова Л. М. Детские издания как источник ознакомления детей с этнокультурной действительностью // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 6 (85), ч. 1. С. 51-57.

3. Макаренко Е. Ю. Детский иллюстрированный журнал: контент-стратегии и технологии // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26, № 1. С. 60-73.

4. Кулинич А. В. Использование детской периодики для развития читательского интереса // Известия ИППО МГПУ. URL: http://izvestia-ippo.ru/kulinich-a-v-ispolzovanie-detskoy-per/ (дата обращения: 06.07.2022).

5. Куликович В. И., Орлова В. В. Редактирование детских периодических изданий. Минск: БГТУ, 2014. 206 с.

6. Харитонова С. В. Белорусские медиа для детей: системообразование, визуально-семантическая структура, воспитательный потенциал: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Минск: БГУ, 2022. 46 с.

7. Блинова О. А. Обложка журнала как мультимодальный текст // Научный диалог. 2019. № 5. С. 9-24.

8. Ситникова Е. В. Иллюстрация как визуальный компонент контента детских изданий // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 2 (56): в 2-х ч. Ч. 1. С. 62-68.

9. Детская книжка-малышка: журнал / учредители: В. В. Капский [и др.]. 2011- . Ежемес. ISSN 1818-2193.

10. Мои первые сказки: для детей младшего школьного возраста: издание для досуга / учредитель ООО «Юнилайн-Бел». 2020- Ежемес.

11. Детские сказки: журнал / учредители: В. В. Капский [и др.]. 2011- . Ежемес. ISSN 1817-186Х.

12. Зайкина школа: сказка, упражнения, уроки, игры: журнал для малышей / учредитель ООО «Редакция газеты "Шапокляк"». 2013- . Ежемес. ISSN 2305-1272.

13. Мишуткины сказки-раскраски: журнал для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста / учредитель ЧТУП «Минар». 2021- . Ежемес. ISSN 2712-8185.

14. Сказочный журнал: для малышей от 3 до 7 лет / учредитель ЧТУП «Минар». 2013- . Ежемес. ISSN 2310-3981.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Сказка на ночь: для детей от 3 до 6 лет: журнал / учредитель ООО «Редакция газеты "Шапокляк"». 2011- . Ежемес. ISSN 2220-9069.

16. Дуду: часотс для дзяцей / заснавальшк ПВУП «Суродзiчы». 2019- . Штомес. ISSN 2706-8366.

17. Топа: журнал для мальчиков и девочек 2-4 лет (с наклейками) / учредитель РУП «Издательство "Пачатковая школа"». 2016- . Ежемес. ISSN 2114-7Х.

18. Мамин светлячок: журнал для малышей / учредитель ООО «Редакция газеты "Шапокляк"». 2017- . Ежемес. ISSN 2152-1174, 1817-9878.

19. Детский журнал: для веселых малышей: рисуем, вырезаем, играем: для детей младшего школьного возраста / учредитель ОДО «Элбипресс». 2007- . Ежемес. ISSN 1996-5958.

20. Умняшины книжки: ежемесячный журнал для чтения взрослыми детям / учредитель ООО «Росчерк». 2011- . Ежемес. ISSN 2128-7007.

References

1. Zhukova D. A. Modern children's journalism as a factor in the formation of individual and group consciousness of children: problems and development prospects. VestnikKrasnodarskogo universitetaMVD Rossii [Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], Philosophy, sociology and political science, 2016, no. 4, pp. 57-61 (In Russian).

2. Zakharova L. M. Children's publications as a source of acquainting children with ethnocultural reality. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Ural State University], series 1, Problems of education, science and culture, 2010, no. 6 (85), part 1, pp. 51-57 (In Russian).

3. Makarenko E. Yu. Children's illustrated magazine: content strategies and technologies. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta [Proceedings of the Ural Federal University], series 1, Problems of education, science and culture, 2020, vol. 26, no. 1, pp. 60-73 (In Russian).

4. Kulinich A. V. The use of children's periodicals for the development of reader interest. Izvestiya IPPO MGPU [Proceedings of the IPPO MGPU]. Available at: http://izvestia-ippo.ru/kulinich-a-v-ispolzovanie-detskoy-per/ (accessed 06.07.2022) (In Russian).

5. Kulikovich V. I., Orlova V. V. Redaktirovanie detskikhperiodicheskikh izdaniy [Editing of children's periodicals]. Minsk, BGTU Publ., 2014. 206 p. (In Russian).

6. Haritonova S. V. Belorusskie media dlya detey: sistemoobrazovanie, vizual'no-semanticheskaya struktura, vospitatel 'nyy potentsial. Avtoreferat dissertatsii doktora filologicheskikh nauk [Belarusian media for children: system formation, visual-semantic structure, educational potential. Abstract of thesis DSc (Philology)]. Minsk, 2022. 46 p. (In Russian).

7. Blinova O. A. Journal cover as a multimodal text. Nauchnyy dialog [Scientific dialogue], 2019, no. 5, pp. 9-24 (In Russian).

8. Sitnikova E. V. Illustration as a visual component of the content of children's publications. Filolo-gicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological sciences. Questions of theory and practice], 2016, no. 2 (56), part 1, pp. 62-68 (In Russian).

9. Detskaya knizhka-malyshka [Children's baby-book]; publ. V. V. Kapsky etc., Minsk, 2011- , monthly. ISSN 1818-2193 (In Russian).

10. Moi pervye skazki [My first fairy tales]; publ. Uniline-Bel LLC, Minsk, 2020- , monthly (In Russian).

11. Detskie skazki [Children's fairy tales]; publ. V. V. Kapsky etc., Minsk, 2011- , monthly. ISSN 1817-186X (In Russian).

12. Zaykina shkola [Zaika's school]; publ. "Shapoklyak" Editorial Office LLC, Minsk, 2013- , monthly. ISSN 2305-1272 (In Russian).

13.Mishutkiny skazki-raskraski [Mishutka's fairy tales-coloring books]; publ. Minar LLC, Minsk, 2021, monthly. ISSN 2712-8185 (In Russian).

14. Skazochnyy zhurnal [Fairy magazine]; publ. Minar LLC, Minsk, 2013- , monthly. ISSN 23103981 (In Russian).

15. Skazka na noch' [Bedtime story]; publ. "Shapoklyak" Editorial Office LLC, Minsk, 2011- , monthly. ISSN 2220-9069 (In Russian).

16. Dudu [Dudu]; publ. Surodzichy LLC, Minsk, 2019- , monthly. ISSN 2706-8366 (In Belarusian).

17. Topa [Topa]; Patchatkovaya School Publ. House, Minsk, 2016- , monthly. ISSN 2114-7X (In Russian).

18. Mamin svetlyachok [Mom's firefly]; publ. "Shapoklyak" Editorial Office LLC, Minsk, 2017- , monthly. ISSN 2152-1174, 1817-9878 (In Russian).

19. Detskiy zhurnal: dlya veselykh malyshey [Children's magazine: for funny kids]; publ. Elbipress LLC, Minsk, 2007- , monthly. ISSN 1996-5958 (In Russian).

20. Umnyashiny knizhki [Umnyasha's books]; publ. Roscherk LLC, Minsk, 2011- , monthly. ISSN 2128-7007 (In Russian).

Информация об авторе

Хваленя Светлана Вадимовна - магистр, преподаватель-стажер кафедры редакционно-издатель-ских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: khvalenya99@mail.ru

Information about the author

Khvalenya Svetlana Vadimovna - Master of Philology, Intern Lecturer, the Department of Editing and Publishing Technology. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: khvalenya99@mail.ru

Поступила 09.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.