Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ'

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / СИСТЕМА КООРДИНАТ / МИР / ВЕЩЬ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ / ГУМАНИТАРНЫЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ / ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ / УНИВЕРСАЛИЗМ / МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кожевников Николай Николаевич, Данилова Вера Софроновна

В истории человеческой мысли было много универсалистских идей, концепций, систем: естественнонаучных, философских, гуманитарных. К середине ХХ столетия человечество осознало в общих чертах, как устроен мир. Были созданы теории, объясняющие устройство атома, молекулы, клетки, звезд, галактик. Были поняты основные тенденции эволюции, антропогенеза, самоорганизации мира, однако до полных универсальных концепций оказалось далеко. В гуманитарной и социальной сферах, где остается еще много недостаточно изученного, проблем гораздо больше. Это способствовало тому, что последние века продемонстрировали человечеству тотальные социальные конфликты и эксперименты. В настоящее время глобальные конфликты дали многочисленные рецидивы, став более разветвленными, изощренными и опасными. Выделен универсализм в трех основных группах наук: естественных, ориентированных на исследование мира и природы (часть мира соответствующая живому), социальных, рассматривающих общественные процессы, и гуманитарных, связанных с продуктами человеческого духа. Обосновано, что подавляющее большинство используемых оснований оказались не соответствующими поставленным целям. Для обоснования этого утверждения следует отметить, что философия ориентирована на предельные основания естественнонаучного и социально-гуманитарного знания (науки и культуры). Все, что находится за пределами этих оснований, исследуется научными методами, а чисто философский подход позволяет большую часть этого мира заключить в скобки, универсалистский подход при этом только усиливается. Этот подход представляет собой систему координат мира, являющуюся совокупностью предельных динамических равновесий вещей. Она определяется через равновесные взаимодействия конкретной вещи с окружающей средой (другими вещами) и с уровнем её структурного равновесия. Основными исходными понятиями являются мир, вещь - основное онтологическое понятие и взаимодействие. Взгляд с точки зрения системы координат позволяет сказать, что мир сложен, однако система координат относительно проста, несмотря на то, что она является частью мира и входит в него составной частью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кожевников Николай Николаевич, Данилова Вера Софроновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN TRENDS OF FORMATION UNIVERSAL SCIENTIFIC KNOWLEDGE

In the history of human thought, there were many universalist ideas, concepts, systems: natural science, philosophical, humanitarian. By the middle of the 20th century, humankind realized how the world works in general terms. Theories were created to explain the structure of the atom, molecule, cell, stars, and galaxies. The main trends of evolution, anthropogenesis, self-organization of the world were understood; however, it turned out to be far from complete universal concepts. In the humanitarian and social spheres, where there much is still insufficiently studied, there are more problems. This contributed to the fact that the last centuries have demonstrated to humankind total social conflicts and experiments. Now, global conflicts have given numerous recurrences, becoming more ramified, sophisticated and dangerous. There is universalism in three main groups of sciences: natural, focused on the study of the world and nature (part of the world corresponding to the living); social, considering social processes; and humanitarian, associated with the products of the human spirit. It was substantiated that the overwhelming majority of the grounds used turned out to be inconsistent with the set goals. To substantiate this statement, it should be noted that philosophy is focused on the ultimate foundations of natural science and social and humanitarian knowledge (science and culture). Everything that is beyond these foundations is investigated by scholarly methods, and a purely philosophical approach allows most of this world to be bracketed, while the universalist approach is only strengthened. This approach is a coordinate system of the world, which is a set of extreme dynamic equilibria of things. It is determined through the equilibrium interactions of a particular thing with the environment (other things) and with the level of its structural equilibrium. The main initial concepts are the World, the Thing is the main ontological concept and Interaction. Looking from the point of view of the coordinate system allows us to say that the world is complex, but the coordinate system is relatively simple, despite the fact that it is part of the world and is a component part of it.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ»

- ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ -

УДК 1/14

Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова

Основные тенденции формирования универсального научного знания

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В истории человеческой мысли было много универсалистских идей, концепций, систем: естественнонаучных, философских, гуманитарных. К середине ХХ столетия человечество осознало в общих чертах, как устроен мир. Были созданы теории, объясняющие устройство атома, молекулы, клетки, звезд, галактик. Были поняты основные тенденции эволюции, антропогенеза, самоорганизации мира, однако до полных универсальных концепций оказалось далеко. В гуманитарной и социальной сферах, где остается еще много недостаточно изученного, проблем гораздо больше. Это способствовало тому, что последние века продемонстрировали человечеству тотальные социальные конфликты и эксперименты. В настоящее время глобальные конфликты дали многочисленные рецидивы, став более разветвленными, изощренными и опасными. Выделен универсализм в трех основных группах наук: естественных, ориентированных на исследование мира и природы (часть мира соответствующая живому), социальных, рассматривающих общественные процессы, и гуманитарных, связанных с продуктами человеческого духа. Обосновано, что подавляющее большинство используемых оснований оказались не соответствующими поставленным целям. Для обоснования этого утверждения следует отметить, что философия ориентирована на предельные основания естественнонаучного и социально-гуманитарного знания (науки и культуры). Все, что находится за пределами этих оснований, исследуется научными методами, а чисто философский подход позволяет большую часть этого мира заключить в скобки, универсалистский подход при этом только усиливается. Этот подход представляет собой систему координат мира, являющуюся совокупностью предельных динамических равновесий вещей. Она определяется через равновесные взаимодействия конкретной вещи с окружающей средой (другими вещами) и с уровнем её структурного равновесия. Основными исходными понятиями являются мир, вещь - основное онтологическое понятие и взаимодействие. Взгляд с точки зрения системы координат позволяет сказать, что мир сложен, однако система координат относительно проста, несмотря на то, что она является частью мира и входит в него составной частью.

Ключевые слова: научная революция, система координат, мир, вещь, естественнонаучный, гуманитарный, социальный, предельные основания, универсализм, методология.

КОЖЕВНИКОВ Николай Николаевич - д. филос. н., профессор кафедры философии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: nnkozhev@mail.ru

KOZHEVNIKOV Nikolay N. - Doctor of philosophical science, Professor Department of Philosophy, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

ДАНИЛОВА Вера Софроновна - д. филос. н., профессор кафедры философии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

DANILOVA Vera S. - Doctor of Philosophy, Professor Department of Philosophy, M.K. Ammosov NorthEastern Federal University, Yakutsk, Russia.

N. N. Kozhevnikov, V. S. Danilova

Main Trends of Formation Universal Scientific Knowledge

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. In the history of human thought, there were many universalist ideas, concepts, systems: natural science, philosophical, humanitarian. By the middle of the 20th century, humankind realized how the world works in general terms. Theories were created to explain the structure of the atom, molecule, cell, stars, and galaxies. The main trends of evolution, anthropogenesis, self-organization of the world were understood; however, it turned out to be far from complete universal concepts. In the humanitarian and social spheres, where there much is still insufficiently studied, there are more problems. This contributed to the fact that the last centuries have demonstrated to humankind total social conflicts and experiments. Now, global conflicts have given numerous recurrences, becoming more ramified, sophisticated and dangerous. There is universalism in three main groups of sciences: natural, focused on the study of the world and nature (part of the world corresponding to the living); social, considering social processes; and humanitarian, associated with the products of the human spirit. It was substantiated that the overwhelming majority of the grounds used turned out to be inconsistent with the set goals. To substantiate this statement, it should be noted that philosophy is focused on the ultimate foundations of natural science and social and humanitarian knowledge (science and culture). Everything that is beyond these foundations is investigated by scholarly methods, and a purely philosophical approach allows most of this world to be bracketed, while the universalist approach is only strengthened. This approach is a coordinate system of the world, which is a set of extreme dynamic equilibria of things. It is determined through the equilibrium interactions of a particular thing with the environment (other things) and with the level of its structural equilibrium. The main initial concepts are the World, the Thing is the main ontological concept and Interaction. Looking from the point of view of the coordinate system allows us to say that the world is complex, but the coordinate system is relatively simple, despite the fact that it is part of the world and is a component part of it.

Keywords: scientific revolution, coordinate system, world, thing, natural science, humanitarian, social, ultimate foundations, universalism, methodology.

Введение

В истории человеческой мысли было много универсалистских идей, концепций, систем: естественнонаучных, философских, гуманитарных. Некоторые из них были на острие прорыва мысли в науке или философии своего времени, но потом уступали место другим концепциям и системам. Меньшая часть связанных с ними понятий и воззрений сохранили свое значение надолго, соответствуя гармонии мироздания, став основанием фундаментальных законов и теорий, проявив себя в качестве узловых систем, направляющих развитие человечества.

К середине ХХ столетия человечество осознало в общих чертах, как устроен мир. Были созданы теории, объясняющие устройство атома, молекулы, клетки, звезд, галактик и многое другое. Были поняты основные тенденции эволюции, антропогенеза, самоорганизации мира. Однако до полных универсальных концепций, о которых мечтали физики, вроде представлений о едином взаимодействии, еще далеко. В гуманитарной и социальной сферах, где остается еще много недостаточно изученного, проблем гораздо больше. Это способствовало тому, что последние века продемонстрировали человечеству тотальные социальные конфликты и эксперименты, приведшие к гибели десятков миллионов людей. В настоящее время глобальных конфликтов стало меньше, но они дали многочисленные рецидивы, став более разветвленными, изощренными и опасными.

Рассмотрим универсализм в трех основных группах наук: естественных, ориентированных на исследование мира и природы (часть мира, соответствующая живому), социальных, рассматривающих общественные процессы, и гуманитарных, связанных с продуктами человеческого духа.

Универсалистские концепции в естественнонаучной сфере

Универсалистские концепции обусловлены, прежде всего, созданием компендиумов в античности - свода основных знаний в определенной области. Наиболее известными из них можно считать «Начала» Евклида, многотомный труд по алхимии Зосимы Панополитанского,

где, по-видимому, впервые было употреблено слово «химия», работы Аристотеля по физике, метеорологике, но, прежде всего, по биологии, где им было описано около 500 видов, сделаны предсказания о самозарождении жизни и многое другое. Огромное универсалистское значение имела астрономическая (и астрологическая) концепция Птолемея, которая лежала в основании естествознания в течении полутора тысяч лет вплоть до гелиоцентрической системы Коперника. На этом этапе науки системного знания на строгих основаниях ещё не было, поскольку её элементы оставались элементами мистических и религиозных представлений. Вследствие этого универсализм оказался не обоснованным, хотя и дал последующим поколениям ряд гениальных прозрений.

Лавинообразное выявление новых понятий, принципов, законов в естественнонаучной сфере началось после первой научной революции XVII в. Наука Нового времени началась с работ Галилея и Бэкона, однако наиболее важным этапом развития универсализма на этом этапе является парадигма Ньютона, в которой были объединены две механики: земная Галилея и космическая Кеплера [1]. Каждый из этих ученых внес огромный вклад в развитие естествознания. Галилей сформулировал закон инерции, ставший основанием физики Нового времени, Кеплер - три закона небесной механики, значение которых в полном объеме было осознано только в ХХ столетии. Парадигма Ньютона включила в себя законы классической механики и всемирного тяготения, представления об абсолютном пространстве и времени, концепцию дальнодействия. Этот универсализм в течение более трехсот лет был стержнем развития наук, в том числе социальных и гуманитарных. Медицинская концепция Гарвея, системы Кондильяка и Ламетри, взгляды Гоббса и Гольбаха - типичный механицизм, переносящий понятия механики в области физики, химии, биологии, медицины, социальных наук. Элементы механицизма присутствуют также в концепциях Декарта, Вольфа и их последователей, а в XIX столетии его типичными представителями были Бюхнер, Фохт, Молешотт, Дюринг.

Следующий этап универсализма связан со второй научной революцией, которой предшествовали открытия электромагнитного поля [2] и создание теории эволюции Дарвиным [3]. Краеугольным камнем второй научной картины мира и концепции близкодействия стали уравнения Максвелла, оказавшие на развитие естествознания не меньшее влияние, чем ньютони-анская парадигма. Однако сам Максвелл был уверен, что созданная им классическая электродинамика должна сводиться к законам классической механики Ньютона, которые он считал вершиной научного знания, что соответствовало взглядам эпохи. Универсализм Максвелла не является составной частью универсализма Ньютона, но является дополнительным к нему на новом витке развития науки, что соответствует переходу от классического её этапа к неклассическому. Эти уравнения позволили объяснить распространение электромагнитных волн в мире, выявить сходства и различия между электрическими и магнитными явлениями. Они пришли на смену электродинамике Ампера - Вебера, являющейся развитием механицизма Ньютона, которая вступила в противоречие с новыми фактами, полученными в конце XIX в. в рамках общего кризиса естествознания и философии этого периода. Другими словами, полевая форма осмысления электромагнитных явлений пришла на смену силовой. Эйнштейн окончательно придал электромагнитному полю значение самостоятельной, распределенной в вакууме субстанции, обладающей собственной массой и импульсом [4].

Вторым важнейшими элементом универсализма неклассической картины мира является теория эволюции Дарвина, которая несмотря на яростные споры вокруг неё в течение более полутора веков, стала краеугольным камнем неклассических науки и философии. Она объяснила связи между различными видами, значение мутаций и роль популяций в процессе эволюции. Триада Дарвина «изменчивость - наследственность - естественный отбор» вышла далеко за пределы природы. В настоящее время она стала ключевым элементом эволюции Вселенной, в частности концепции глобального эволюционизма [5].

Эти две концепции: электромагнитного поля и эволюции были важнейшими идеями в формировании научного универсализма. Они обусловили переход от классической науки

к неклассическому и постнеклассическому его этапам. Благодаря им была создана теория относительности и квантовая механика, возникли теории самоорганизации.

Огромное значение для развития универсализма этого этапа имел периодический закон Менделеева. Этот закон и прилагаемая к нему периодическая таблица связали в единую систему все существующие в настоящее время атомы, перекинули мосты от химии к другим наукам. Менделеев объяснил многие проблемные вопросы химии и, обладая огромным эвристическим потенциалом, поставил новые. В ХХ столетии после открытия сотен элементарных частиц предпринималась попытка создать для них нечто аналогичное, однако эти частицы оказались очень разными.

Великим универсалистским прозрением оказалась концепция строения атома. Резерфорд предположил, что его строение подобно Солнечной (звездно-планетарной) системе. Последующие концепции: Бора-Зоммерфельда и основанные на законах квантовых механики и химии концепции оказались несколько другими, однако и догадка Резерфорда, и постулаты Бора имели огромное эвристическое значение для развития универсалистских концепций в целом. Фундаментальным шагом к развитию естественнонаучного универсализма была единая теория слабого и электромагнитного взаимодействий, созданная Глэшоу, Вайнбергом, Саламом в 60-е гг. ХХ столетия. Позже была продемонстрирована возможность объединения электрослабого взаимодействия с сильным, что было еще одним шагом на пути к моделям Великого объединения физических взаимодействий.

На этапе этой второй научной революции была попытка сформировать эволюционизм на основе теории систем, кибернетики, экологии и провозглашено, что «все системы» и «все определяется управлением». Это не увенчалось успехом ввиду размытости исходных понятий теории систем и кибернетики. Экология как раздел биологии - наука достаточно конкретная и строгая, но при её обобщениях на другие сферы, даже на социально-гуманитарные, также столкнулась с неопределенностью в исходных понятиях. В результате теория систем трансформировалась в системотехнику, кибернетика - в робототехнику, а экология все больше сосредотачивается на своих исходных биологических проблемах.

Третья научная революция, которая продолжается в настоящее время, развивает идеи синергетики, глобального универсализма, глубинной экологии, фрактальной математики. В методологии этих подходов многое до сих пор остается эскизным, в частности нет консенсуса в отношении предмета синергетики, так что многие исследователи называют её «наукой X».

Каждая из этих трех революций продвигала формирование методологии универсализма на основе естественных наук. Первая из этих революций свела его к механицизму, вторая к теории поля (электромагнитному, специальной теории относительности и т. п.), третья положила в его основание детерминистический хаос и распространила принципы эволюции на всю Вселенную [5]. Однако научные теории, присущие каждой из этих революций, так и не смогли создать устойчивого универсализма, способного взаимодействовать со всеми научными дисциплинами.

Универсалистские идеи и концепции в гуманитарной сфере

Здесь прежде всего следует выделить великие философские системы Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля, Гуссерля, Хайдеггера, великие литературные произведения Гомера, Данте, Шекспира, выдающиеся картины, фильмы и многие другие творения человеческого духа. Великие философские системы классического этапа её развития охватывали все стороны мысли, включая её фундированные основания в мире: метафизику, онтологию, этику, эстетику, философию религии, права и т. п. Философы натурфилософского этапа Древней Греции опирались, как правило, на одно основание, у Платона их было два, у Аристотеля - четыре. То, что сделали эти двое для развития философии и человечества в целом вряд ли может быть переоценено, поскольку более двух тысяч лет сформулированные ими идеи всесторонне исследуются во многих сферах знаний. Можно отметить две универсалистские «мутации» среди традиционных культур Древнего мира, затем Средневековья: это зарождение философии и элементов науки в античности и возникновение эксперимента с его математической обработкой на рубеже

эпохи Возрождения и Нового времени. Первая «мутация» была обусловлена возникновением демократии в Древней Греции, её расположением на пересечении торговых путей ключевых центров развития Древнего мира, полнотой древнегреческого мифа. Решающую роль во второй «мутации» сыграло христианство с его идеей о создании человека по образу и подобию Божьему, что делало его дерзким, позволив подчинить природу своим потребностям. Всесторонний и последовательный спор насчет универсалий продолжался на протяжении всего Средневековья.

Философская система Фомы Аквинского попыталась объединить универсализмы христианства и Аристотеля. Кант считал, что ему удалось объединить основные идеи рационализма и эмпиризма, а Гегель предложил методологию по снятию противоречий. Гуссерль предложил общий феноменологический подход (усмотрение сути, основных структур) к формированию сознания, Шеллер - к проблемам жизни и Хайдеггер - к возрождению представлений о бытии. Гегель еще до них предложил феноменологию к формированию духа.

Гуманитарная сфера характеризуется «Великими нарративами»: стремление к Царству Божьему, стремление к гуманизму, стремление к знанию и еще рядом других. Великие литературные произведения Гомера, Данте, Шекспира породили огромное число последователей, исследователей, но также не смогли доступными им средствами создать достаточно общие подходы.

В гуманитарной сфере были разработаны достаточно общие методологии: герменевтики, феноменологии, семиотики [6], научные подходы в психологии, например в бихевиоризме, однако универсализма на основе гуманитарных наук в целом здесь также не получилось. При этом следует отметить бурное развитие феноменологии и герменевтики, которые охватывают все новые и новые области исследования. Феноменология, созданная Гегелем для исследования этапов формирования духа и Гуссерлем - сознания, распространилась затем на проблемы жизни (Шеллер), бытия (Хайдеггер), формируя все более изощренную методологию для исследования проблем литературы и искусства (Ингардтен и многие другие), религий, например исследования А.-Т. Тиминецка по феноменологии ислама и т. п. Универсалистские возможности герменевтики и семиотики вообще необозримы. Они распространили свои методы на многие вопросы микромира и мегамира, например на исследования генетического кода.

Универсалистские идеи и концепции в социальной сфере

Социальная сфера самая проблемная, где универсалистских концепций, с одной стороны, очень много, но ни одна из них не выдержала испытанием временем. Среди попыток создать универсалистское социальное учение можно выделить «Государство» и «Законы» Платона, экономико-социологические и политологические исследования Аристотеля. Среди наиболее ярких универсальных исторических подходов следует выделить концепцию линейного развития истории - прохождение всеми народами одних и тех же этапов развития, например, «осевое время», Древний мир, Античность, Германский мир (Гегель, Ясперс), а также Маркс. Этот подход обычно противопоставлялся также достаточно общей концепции локальных культур, возникших и развивающихся независимо друг от друга в различных регионах Земного шара (Данилевский, Шпенглер, Сорокин, Тойнби).

Общественные науки: история, юриспруденция, социология, экономика, политология, наиболее нуждающиеся в методологиях на основе универсализма, как раз испытывают здесь наибольшие трудности. С одной стороны, в мире сейчас идут всесторонние глобализацион-ные процессы, с другой, - во многих сферах возникло стремление к идентификации культур, религиозных течений, этносов, что породило серьезные проблемы. Здесь универсализм может сформироваться на путях глокализации и мондиализации, например в рамках развития знаменитого лозунга Римского клуба «Мыслить глобально - действовать локально». Однако понимание этих подходов оказалось очень разным, например, сам термин «мондиализация» понимается в совершенно различных смыслах - от культурных узлов взаимодействия до общепланетарного правительства, что также затрудняет создание универсалистских концепций.

Значение основных универсалистских концепций для развития человечества

Человечество всегда стремилось осмыслить окружающий мир в свете универсалистских понятий, подходов и методологий, уделяя при этом значительное внимание их онтологическим основаниям. В последнее время этот интерес распространился на основания и узловые понятия меж- и трансдисциплинарности, поскольку естественнонаучные и социально-гуманитарные методологические подходы все активнее взаимодействуют между собой.

Из вышеизложенного можно заключить, что подавляющее большинство используемых оснований оказались не соответствующими поставленным целям. Для обоснования этого утверждения следует отметить, что философия ориентирована на предельные основания естественнонаучного и социально-гуманитарного знания (науки и культуры). Все что находится за пределами этих оснований исследуется научными методами, а чисто философский подход позволяет большую часть этого мира заключить в скобки, универсалистский подход при этом только усиливается.

Этот подход представляет собой систему координат мира, являющуюся совокупностью предельных динамических равновесий вещей. Она определяется через равновесные взаимодействия конкретной вещи с окружающей средой (другими вещами) и с уровнем её структурного равновесия. Основными исходными понятиями являются мир, вещь - основное онтологическое понятие и взаимодействие [7].

Любая вещь мира может вступить во взаимодействие со своими предельными динамическими равновесиями. Несмотря на их недостижимость, эти пределы могут быть описаны границами и текстами предельных динамических равновесий, создаваемых конкретной вещью. Система координат взаимодействует с открытыми образованиями, имеющими тенденцию к самоорганизации и саморазвитию. Связь с системой координат может осуществляться через динамическую «ячейку-вещи-границы-знака», эволюция которой происходит в трех областях: субстанции вещи; порядка-хаоса уровня, к которому принадлежит вещь; знаков. На трех этапах самоорганизации этой ячейки целесообразно выделять её последовательные трансформации: «ячейку-вещь», «ячейку-границу», «ячейку-знак». Ячейки динамических равновесий являются посредником во взаимодействии вещи с устойчивыми предельными равновесиями мира. Система координат мира как совокупность предельных динамических равновесий вещей и все виды их устойчивой взаимосвязи характеризуется понятием «присутствователь» - более широким и нейтральным, чем, например, «наблюдатель».

Развиваемый подход позволяет заключить «мир в скобки» и рассмотреть только предельные равновесные свойства всех вещей. Взгляд с точки зрения системы координат позволяет сказать, что мир сложен, однако система координат относительно проста, несмотря на то, что она является частью мира и входит в него составной частью. Взаимодействия вещей с их предельными равновесиями оставляют в мире только ту простоту, что связывает его с системой координат. Это делает систему координат мира на их основе устойчивой и оптимальной, охватывающей весь мир.

Заключение

Процесс самоорганизации мира с точки зрения предельных границ порядка-хаоса может быть представлен следующим образом. Самоорганизация происходит вследствие хаотизации субстанций трех различных областей. На первом этапе хаотизируется вещь, но возникает порядок в её предельной «ячейке-границе», результатом чего является выявление сущности. Хаотизация «ячейки-границы» в области порядка-хаоса структурного уровня мира приводит к выявлению ещё одной границы, порядок которой соответствует сущему и обеспечивает формирование «ячейки-знака». На заключительном этапе хаотизируются знаки сущего (бытие) и возникает порядок вещи. Три этих этапа замыкаются в единое целое и все начинается сначала: самоорганизация вещи приводит к образованию сущности вещи, хаотизация последней -к появлению сущего и порядка в его знаках, хаотизация знаков сущего приводит к образованию вещи. Тексты сущего характеризуют присутствие и существование вещей.

Этот подход является одним из возможных для развития представлений об универсализме, но он может взаимодействовать со многими положениями классической и неклассической науки, а также с методами феноменологии, герменевтики, семиотики, что продемонстрировано во многих наших работах [8].

Литература

1. Капица, С. П. Жизнь науки. Антология вступлений к классике естествознания : Ньютон / С. П. Капица. - Москва : Наука, 1973. - С. 92-99. - Текст : непосредственный.

2. Электромагнитное поле : Физическая энциклопедия в 5 тт. Т. 5. - Москва : Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 542. - Текст : непосредственный.

3. Дарвин, Ч. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бить» / Перевод с английского / Ч. Дарвин. - Москва : Государственное издательство географической литературы, 1953. - 582 с. - Текст : непосредственный.

4. Эйнштейн, А. Собрание научных трудов в 4-х т. Т.1. / Перевод с немецкого / А. Эйнштейн. - Москва : Наука, 1965. - 700 с. - Текст : непосредственный.

5. Кожевников, Н. Н. История и философия науки / Н.Н. Кожевников, В. С. Данилова. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2020. - 460 с. - Текст : непосредственный.

6. Кожевников, Н.Н. Философия и методология науки / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2021. - 288 с. - Текст : непосредственный.

7. Кожевников, Н. Н. Основные понятия философии в контексте системы координат мира на основе предельных динамических равновесий детерминистического хаоса / Н. Н. Кожевников. Монография. -Якутск : Издательский дом СВФУ, 2020. - 160 с. - Текст : непосредственный.

8. Nikolay Kozhevnikov and Vera Danilova. Human Development in the World Coordinate System on the Basis of Limit Equilibria // Agathos. - 2018, V. 9, Is. 1 (16). Pp. 135-144. - Текст : непосредственный.

References

1. Kapica, S. P. Zhizn' nauki. Antologija vstuplenij k klassike estestvoznanija : N'juton / S. P. Kapica. -Moskva : Nauka, 1973. - S. 92-99. - Tekst : neposredstvennyj.

2. Jelektromagnitnoe pole : Fizicheskaja jenciklopedija v 5 tt. T. 5. - Moskva : Bol'shaja Rossijskaja jenciklopedija, 1998. - S. 542. - Tekst : neposredstvennyj.

3. Darvin, Ch. Puteshestvie naturalista vokrug sveta na korable «Bigl'» / Perevod s anglijskogo / Ch. Darvin. - Moskva : Gosudarstvennoe izdatel'stvo geograficheskoj literatury, 1953. - 582 s. - Tekst : neposredstvennyj.

4. Jejnshtejn, A. Sobranie nauchnyh trudov v 4-h t. T. 1. / Perevod s nemeckogo / A. Jejnshtejn. - Moskva : Nauka, 1965. - 700 s. - Tekst : neposredstvennyj.

5. Kozhevnikov, N. N. Istorija i filosofija nauki / N.N. Kozhevnikov, V. S. Danilova. - Jakutsk : Izdatel'skij dom SVFU, 2020. - 460 s. - Tekst : neposredstvennyj.

6. Kozhevnikov, N.N. Filosofija i metodologija nauki / N. N. Kozhevnikov, V. S. Danilova. - Jakutsk : Izdatel'skij dom SVFU, 2021. - 288 s. - Tekst : neposredstvennyj.

7. Kozhevnikov, N. N. Osnovnye ponjatija filosofii v kontekste sistemy koordinat mira na osnove predel'nyh dinamicheskih ravnovesij deterministicheskogo haosa / N. N. Kozhevnikov. Monografija. - Jakutsk : Izdatel'skij dom SVFU, 2020. - 160 c. - Tekst : neposredstvennyj.

8. Nikolay Kozhevnikov and Vera Danilova. Human Development in the World Coordinate System on the Basis of Limit Equilibria // Agathos. - 2018, V. 9, Is. 1 (16). Pp. 135-144. - Tekst : neposredstvennyj.

^SMir^ir

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.