Научная статья на тему 'Основные техники НЛП-воздействия в процессе общения профессионального коммуникатора'

Основные техники НЛП-воздействия в процессе общения профессионального коммуникатора Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3321
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ / ТЕХНИКИ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лановая В.М.

В статье анализируются существующие техники НЛП-воздействия. В работе представлены три этапа процесса общения профессионального коммуникатора, на каждом из которых релевантно применение того или иного способа оказания влияния. Посредством анализа российской и зарубежной литературы детально рассмотрен каждый из них. В результате сделан вывод об эффективности использования такой психологической технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Лановая В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные техники НЛП-воздействия в процессе общения профессионального коммуникатора»

УДК 159.964.21

В.М. Лановая

магистрант 2 курса НИУ ВШЭ г. Москва, РФ E-mail: leralanovaia@mail.ru

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ НЛП-ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОММУНИКАТОРА

Аннотация

В статье анализируются существующие техники НЛП-воздействия. В работе представлены три этапа процесса общения профессионального коммуникатора, на каждом из которых релевантно применение того или иного способа оказания влияния. Посредством анализа российской и зарубежной литературы детально рассмотрен каждый из них. В результате сделан вывод об эффективности использования такой психологической технологии.

Ключевые слова

Нейролингвистическое программирование, психология, техники, межличностное общение

На сегодняшний день существует множество операционализаций термина «нейролингвистическое программирование». На мой взгляд, наиболее точную трактовку дают его родоначальники - Р. Бэндлер и Д. Гриндер. По их мнению, нейролингвистическое программирование (далее - НЛП) - это модель человеческого внутреннего опыта и коммуникации, позволяющая описать человеческую деятельность и производить глубокие и устойчивые изменения этой деятельности [1].

В большинстве научных источников процесс общения профессионального коммуникатора разделяется на три этапа. Посредством детального рассмотрения каждого из них можно выделить основные техники НЛП в межличностном общении.

На первом этапе происходит калибровка. По мнению Робинсона Эндрю, калибровка - это процесс улавливания сигналов подсознания в позе, движениях, голосе, дыхании и ритме своеобразный сбор информации о человеке [7]. На данном этапе необходимо запомнить данные человека в положении покоя, оттенок кожи, как расположены черты лица, каков тембр и интонации голоса, куда направлен взгляд.

Важно так же определить мета-программу собеседника. Под метапрограммой Д. Гаврилов понимает психологические особенности человека, которые влияют не его поведение в различных ситуациях. Например, один человек всегда говорит, чего он хочет, а другой - наоборот (о том, чего он не хочет). У каждого преобладает определённая ориентация, поэтому успешный и полноценный контакт может произойти между собеседниками со схожими мета-программами.

Следующим шагом на данном этапе является фиксация ценностных ориентаций - что человек любит, к чему относится с уважением, а к чему - с пренебрежением, чего хочет добиться в жизни и так далее. Это очень поможет в подстройке и последующем ведении человека. Например, для того чтобы лучше понять, что собеседнику нравится, а что нет, необходимо задать несколько вопросов, на которые он бы не смог ответить однозначно и посмотрите за его реакцией. На этом шаге важно запомнить, как человек жестами и мимикой выражает, что ему нравится или нет, а также обратить внимание на интенсивность этих сигналов.

В качестве человека идеально овладевшим калибровкой чаще всего приводят Вольфа Мессинга и его «Психологические опыты». Любому желающему в зале во время шоу предлагалось спрятать любую вещь, а Мессинг брался её найти. Процесс поиска был построен, в частности, на использовании калибровки, которой он владел в совершенстве. Он брал за руку вышедшего зрителя и направлялся в зал. Реакция «не туда» обычно выражалась сокращением мышц руки, которые Мессинг легко улавливал [7].

После этого можно переходить к следующему этапу - этапу подстройки. Подстройка к сознанию

человека означает завоевание его расположения и доверия с помощью ряда механизмов [3]. Другими словами, подстройка - копирование движений другого человека. Это необходимо для того, чтобы стать для него более «своим», повысить его доверие к вам на бессознательном уровне.

Далее рассмотрим некоторые уровни подстройки. Самым низким уровнем по праву признают уровень, на котором происходит подстройка по телу. Из самого названия данной техники становится понятно, что речь идёт о положении корпуса и других характеристик расположения человека в пространстве. Важно отметить, что данная подстройка несмотря на свою простоту является довольно действующим способом расположения собеседника к себе.

Не мало важным является то, как человек дышит. Подстройка по дыханию. Данная техника предполагает необходимость начинать вдох тогда же, когда и собеседник, и заканчивать вдох тогда же, когда и он. Очевидно, это более «тонкий способ» НЛП-воздействия в межличностном общении.

Следующим рассматриваемым объектом является голос. Если (как говорят дипломаты) язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли, то голос выдает их. Нужно только уметь вслушиваться. Подстройка по голосу становится возможной, если вы выступаете в диалоге «ведущим». На таком уровне происходит подстройка под тембр, темп и мелодику.

И наконец - подстройка по ключевым словам. Для применения такой техники необходимо приметить самое важное, часто используемое для вашего собеседника слово и использовать их в момент диалога.

Несколько обособленно следует выделить ещё две подстройки: подстройка по ценностям и подстройка по идентичности. Целесообразно представить их отдельно, так как в предыдущих подстройках объектом являлись внешние признаки. Кроме этого, на этапе калибровки эффективный коммуникатор уже должен был определить основные ценностные ориентиры собеседника.

Подстройка по ценностям как раз осуществляется на основе информации, полученной ранее. Ведь прежде, чем показать человеку, что вы разделяете его взгляды, необходимо эти взгляды определить. При этом важно помнить об искренности - любая неуместная и чрезмерно «показная» фраза может привести к обратному (нежеланному) эффекту.

Последней по порядку, но не по значимости является подстройка по идентичности. Она предполагает взаимопонимание на уровне появления местоимения «мы» и объединяет все вышеперечисленные подстройки.

Подстройки необходимы для создания раппорта. Раппорт, в свою очередь, будучи способом привлечения внимания, позволит и завязать общение и его продолжить. Таким образом, создание подстройки - важный этап успешной коммуникации. Примечательно, что отдельности они довольно простые. Однако их сочетание и умелое воплощение в жизни таковым назвать нельзя.

Заключительным этапом является ведение. Ведение становится возможным, когда подстройка уже состоялась и вы стали своим для собеседника. В таком положении к вам высока степень доверия, вы находитесь в раппорте и, если вы станете менять свое поведение, то ваш партнер последует за вами. Вы опустите руку, и он тоже. Вы меняете дыхание, и он вслед за вами. А в более широком смысле - это возможность направлять человека в нужную сторону, вести, как вербально, так и не вербально.

На этом этапе чаще всего используют аффирмации, программирующие вопросы, вставленные команды, якорение.

Аффирмации - это речевые акты, которые помогают изменить образ мыслей и сформировать то будущее, к которому мы стремимся. При этом имеет значение, какие субмодальности характерны для человека, так как они структурируют прошлое, настоящее и будущее человека [4]. Аффирмации как раз и строятся с учётом временных рамок: действие которые только должно будет произойти, на словах коммуникатора уже произошло. Опора в данном случае приходится на предстоящий положительный для собеседника результат. Например, «Вы довольны», когда в реальности данное состояние ещё не наступило из-за не совершенности / не завершённости действия.

Программирующие вопросы, среди которых чаще всего в межличностном общении встречаются

формулировки типа: «Мы пойдём сегодня в кино или в театр?» (когда собеседник ещё не уверен, пойдёт ли он вообще куда-либо), «Ты знаешь, что в кинотеатре вышел «новый фильм»? Среди твоих друзей кто-нибудь его уже посмотрел?» (вопросы, после которых скорее всего ожидается положительный ответ) и т.п.

Вставленные команды предполагают применение внутри реплики выделения интонацией определенных слов или части фраз. В таком случае, они будут восприниматься подсознанием самостоятельно, отдельно, независимо от содержания того, о чем вы говорите в целом. Это явление хорошо всем знакомо из жизни. Если сказать человеку: "Не трогай", и выделить интонацией слово "трогай", то подсознание реагирует на него, как на команду, которую оно стремится выполнить.

Применение на третьем этапе коммуникации якорения приносит желаемый результат, если необходимо внедрить какие-то слова в пределы внимания партнера и закрепить в подсознании. Якорение происходит посредством установки связи между отдельными представлениями или даже группой представлений [2]. Но важно помнить, что представление значительно лишь в рамках той реакции, которую оно вызывает у данного конкретного человека. Стойкий очаг возбуждения в коре головного мозга задействуется, когда мы бросаем якорь, который может находиться в подсознании человека. Важно помнить, что он только «может находиться», а не обязательно находится. Якорем может служить все что угодно: звук, слово, форма объекта или цвет, запах, вкус, прикосновения.

Ещё одной техникой НЛП-воздействия является рефрейминг, под которым понимают специальный прием, который позволяет изменить точку зрения человека на иную, порой даже противоположную (то есть происходит изменение рамки восприятия).

В межличностном общении возможно применение данной техники, когда, например, нужно уговорить собеседника пойти на курсы по психологии «за компанию». Для этого необходимо найти более позитивную сторону и сделать акцент на ней. Например, менее заинтересованный собеседник на предложение посетить такие курсы ответит вам следующим образом: «Вместо того, чтобы зарабатывать деньги, я потрачу время на обучение». В таком случае можно переубедить его, используя рефрейминг и отвечая: «То, чему мы научимся, позволит нам в дальнейшем больше зарабатывать».

Другой вариант рефрейминга - постановка в выгодный и правильный в данной ситуации ряд сравнения. Например, мать утешает ребёнка, который вместо отдыха решает очередную школьную задачу фразой: «Да, ты тратишь много времени на это задание, но вспомни - два месяца назад времени уходило в полтора раза больше, чем сейчас».

Союз «зато» так же может быть использован при рефрейминге. Ситуация опять предполагает двух участников: жену, которая приободряет фразой: «Сейчас очень напряженная работа - зато она позволит выполнить план и получить повышение» и мужа, который в очередной раз задержался допоздна на работе.

Соответственно, такого рода вкладывание смысла в новую рамку можно применять не только ради собственного душевного успокоения, но и для нормализации настроения и самочувствия собеседника.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день сторонники НЛП выделили множество различных техник воздействия, которые могут применяться в межличностном общении. Каждая из них уникальна по-своему и неосознанно использовалась так или иначе каждым из нас. При этом, в зависимости от ситуации каждый выступал то субъектом манипуляции, то её объектом.

НЛП предлагает техники, которые довольно сложно, а порой и совсем невозможно проверить. Нельзя доказать, что основы их верны, а на вопрос: «Существует ли на самом деле НЛП?» не существует однозначного ответа, существуют лишь доводы сторонников и противников.

Список использованной литературы:

1. Бендлер Р., Гриндер Д. Вводный курс НЛП тренинга. URL: https://www.klex.ru/za (дата обращения: 15.09.2019).

2. Гаврилов Д., Добрина Н. Нейролингвистическое программирование (НЛП) для всех / Д.А. Гаврилов, Н А. Добрина. - М.: Вече, 2009. - 368 с.

3. Дзялошинский И.М. Коммуникативное воздействие: мишени, стратегии, технологии.URL: https://www.hse.ru/data/2014/03/25/1318940863/03%20%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0

%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D0%BA.pdf (дата обращения: 14.09.2019).

4. Елецкая Е.А. Методы и приёмы НЛП и как они работают / Е.А. Елецкая, М.М. Бубличенко. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 249 c.

5. Любимов А. Мастерство коммуникации. Часть 1. URL: https://trenings.ru/download/MK.book.pdf (дата обращения: 16.09.2019).

6. Робинсон Э. НЛП. Секретные методики спецслужб. URL: https://staff.wikireading.ru/5877 (дата обращения: 16.09.2019).

7. Шейнов В.П. Психологическое влияние. URL: https://alleng.org/d/psy/psy112.htm (дата обращения: 15.09.2019).

© Лановая В.М., 2019

УДК 658.3.07;15.81.35;159.99

В. В. Московский

кандидат психологических наук

Преподаватель Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова, доцент кафедры «Инновационного менеджмента и социального предпринимательства» г. Москва

ВОСЕМЬ ОСНОВНЫХ ОШИБОК ПРИ РАБОТЕ В КОМАНДЕ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация

Автором выделено восемь наиболее часто встречающихся ошибок в командной работе вне зависимости от деятельности команды и предложены способы решения этих ошибок.

Ключевые слова: Команда, работа в команде, взаимодействие, потенциал, группа.

Vyacheslav Vyacheslavovich Moskovskiy

PhD in psychology

Teacher of Plekhanov Russian University of Economics, associate Professor of the Department of

Innovation management and social entrepreneurship, Moscow

EIGHT BASIC MISTAKES WHEN WORKING IN A TEAM AND WAYS TO OVERCOME THEM

The author identifies eight most common errors in team work, regardless of the activities of the team and proposes ways to solve these errors.

Работа в команде это всегда не просто, так как мы разные от начала и до конца. Разные во взглядах на одни и те же процессы, разные в эмоциональной и психологической устойчивости, разные в образовании и профессиональных навыках, разные по возрасту, полу, отношению к религии и к командной работе как к таковой. Однако все вышеперечисленное не только не должно нам мешать, но и может оказаться теми самыми нашими индивидуальными особенностями, которые позволят эффективно отработать в командной работе на общий результат. Работа в команде как в бизнесе, так и в спорте имеет очень много общих принципов способных обеспечить сплоченность и высокий общекомандный результат. Написанию этого текста предшествовало участие в командной велогонке. Велоспорт является очень интеллектуальным командным спортом, его еще называют «Шахматы на скорости». Думать приходиться быстро и на

~ 110 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.