Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ'

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ / СВОЙСТВА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Завертяев С.Н.

В статье выделяются и раскрываются особенности коррупционной преступности в социальной сфере, рассматриваемой в качестве разновидности такого распространенного явления, как коррупция. Перечисленные черты отражают сущность коррупционной преступности в социальной сфере, ее правовое значение, место в криминогенной характеристике современного общества и могут служить основой для разработки комплекса мер по противодействию коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ»

УДК 343.352

С.Н. Завертяев

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

В статье выделяются и раскрываются особенности коррупционной преступности в социальной сфере, рассматриваемой в качестве разновидности такого распространенного явления, как коррупция. Перечисленные черты отражают сущность коррупционной преступности в социальной сфере, ее правовое значение, место в криминогенной характеристике современного общества и могут служить основой для разработки комплекса мер по противодействию коррупции.

Ключевые слова: коррупция, коррупционная преступность в социальной сфере, свойства, противодействие коррупции.

Современная коррупция имеет различные формы, постоянно приспосабливаясь к изменяющимся условиям жизни, и охватывает самые разные сферы деятельности людей. Достаточно большое распространение коррупция получила в социальной сфере - образовании, здравоохранении, культуре, социальном обеспечении, жилищно-коммунальном обслуживании и т.п. Коррупционную преступность в социальной сфере можно признать самостоятельным видом (разновидностью) коррупционной преступности. Это социально-правовое исторически изменчивое негативное массовое уголовно-наказуемое явление, слагающееся из всей совокупности совершаемых в определенный период времени в конкретном государстве (регионе и т.д.) противоправных деяний, посягающих на законные интересы граждан в сфере удовлетворения гарантируемых государством и обществом социальных потребностей (запросов, услуг и т.п.), совершаемых путем злоупотребления государственными и муниципальными служащими своим публичным статусом (служебными полномочиями, авторитетом занимаемой должности) из корыстной или иной личной заинтересованности. [ 1 ]

Все выделяемые в криминологии общие свойства преступности свойственны коррупционной преступности в социальной сфере, как отдельной разновидности.

1. Коррупционная преступность в социальной сфере - это социальное явление. Преступное поведение субъектов коррупционных деяний обусловлено не биологической природой человека, а природой и содержанием общественных отношений и противоречий. То есть источник данного вида преступности находится в обществе, в общественных противоречиях. Моральный и материальный вред также причиняется обществу, конкретным людям.

Любые формы и виды коррупции являются порождением общества и общественных отношений. Общество и государство определяют, что именно, при каких условиях и какие последствия рассматриваются как коррупция. Социальная конструкция коррупции предполагает: наличие множества фактов «продажности» различных должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; осознание этих фактов как социальной проблемы; реакцию государственных и общественных институтов, населения на коррупцию в форме одобрения, замалчивания, порицания и т.д.; криминализацию определенных видов коррупционной деятельности; реализацию мер социального контроля коррупции.

2. Коррупционная преступность в социальной сфере - это правовое явление. Она возникает и формируется только при нарушениях норм уголовного законодательства, закрепляющих ответственность за наиболее опасные варианты коррупционного поведения. Коррупционные проявления, не предусмотренные Уголовным кодексом РФ в виде конкретных составов преступлений, не включаются в коррупционную преступность, хотя и примыкают к ней, нередко обусловливают ее, сочетаются с преступлениями.

Коррупционную преступность в социальной сфере составляют преимущественно деяния, предусматриваемые Уголовным кодексом РФ в статьях 201 «Злоупотребление полномочиями», 204 «Коммерческий подкуп», 2041 «Посредничество в коммерческом подкупе», 2042 «Мелкий коммерческий подкуп», 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», 2851 «Нецелевое расходование бюджетных средств», 2852 «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов», ч.ч. 1 и 2 , п.

© С.Н. Завертяев, 2020.

Вестник магистратуры. 2020. № 3-1 (102)

ISSN 2223-4047

«в» ч. 3 ст. 286 «Превышение должностных полномочий», 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности», 290 «Получение взятки», 291 «Дача взятки», 2911 «Посредничество во взяточничестве», 2912 «Мелкое взяточничество», 292 «Служебный подлог» при условии, если перечисленные деяния совершены в социальной сфере; ч. 3 и ч. 4 ст.ст. 159-1596, предусматривающих ответственность за общий и специальные составы мошенничества, ч. 3 и ч. 4 ст. 160 «Присвоение или растрата», при условии совершения данных деяний должностными лицами либо государственными или муниципальными служащими, не подпадающими под примечание 1 к ст. 285 УК РФ, в социальной сфере.

Несмотря на многообразие коррупционных преступлений, на практике большинство из них составляет получение взятки (до 55%), остальные общественно опасные деяния коррупционного характера в социальной сфере совершаются реже.

3. Коррупционная преступность в социальной сфере - исторически изменчивое явление.

Глобальные формационные преобразования в российском обществе, безусловно, сказываются на

преступности в целом и коррупционной преступности в социальной сфере, в частности. С учетом этого многие ученые-криминологи отмечают своеобразие данного вида преступности в современный период.

Так, в современных условиях многие участники коррупционных отношений в социальной сфере передаваемое им незаконное вознаграждение за выполнение своих профессиональных обязанностей, если они его не требуют, далеко не всегда считают взяткой. Исследователи отмечают толерантное отношение к коррупции вообще, сложившееся в современном российском обществе. Взяточничество рассматривается в некоторой степени как социальная норма. Многие граждане стремятся оправдать взятку, данную, например, за освобождение от службы в армии; получение лучшего ухода и большего внимания по отношению к себе или своему близкому в медицинском учреждении; получение права на вождение автомобиля без сдачи экзамена; освобождение от наказания за преступление или его смягчение и т.д. Своеобразный сговор подкупающего и подкупаемого предопределяет высокий уровень неуязвимости коррупции. [2]

Сегодня развитие коррупции в России вошло в стадию создания обширных и устойчивых интегрированных структур с сетевой формой организации. Это преступные сообщества, созданные для совместного извлечения дохода из коррупционной деятельности, участники которых объединяются не только для извлечения прибыли из такой деятельности, но и в целях эффективного осуществления инвестиций в расширение коррупции как особого рынка криминально-коррупционных услуг.[3] Формирование коррупционных сетей означает переход коррупции на более высокий уровень, свидетельствует о ее масштабах и всевластии.[4] Примером коррупционных сетей в социальной сфере могут служить поставленные «на поток» схемы незаконного получения гражданами инвалидности, детских и иных социальных пособий и т.д.

Деятельность по подкупу должностных лиц во многих случаях приобретает централизованный характер. Так, существует взяточничество «снизу вверх» (когда взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими) и взяточничество «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным). [5]

4. Коррупционная преступность в социальной сфере - негативное явление. Совершая самые различные преступления, коррупционеры причиняют гражданам, обществу значительный материальный и моральный вред. Размер этого вреда составляет огромные величины.

Существует мнение о незначительности вреда, причиняемого мелкой (бытовой) коррупцией. Небольшие суммы взяток не в состоянии оказать существенного влияния на развитие каких-либо отношений. Такой вывод не может быть принят. Незначительность сумм незаконных вознаграждений в социальной сфере перекрывается распространенностью данного вида коррупции. Это подрывает качество соответствующих государственных услуг, ведет к их фактическому удорожанию (поскольку в них закладывается коррупционная составляющая). [6]

В настоящее время рынок российской коррупции в социальной сфере оценивается в несколько миллиардов долларов ежегодно. Так, по оценкам экспертов, «черные» обороты в сфере российского высшего образования составляют ежегодно до 20 млрд. рублей, а в сфере здравоохранения - до 50 млрд. рублей.

Коррупция в социальной сфере особенно негативно влияет на бедные слои населения, которые вынуждены регулярно доплачивать государственным и муниципальным служащим. Это усугубляет нищету наиболее уязвимых социальных групп, ведет к росту социальной напряженности в обществе.

Но главный вред от коррупции в любой сфере заключается даже не в причинении ею экономического ущерба, а в том, что государственная власть, являясь объектом коррупционного посягательства, терпит вред в результате подрыва своей легитимности, под которой понимается признание со стороны общества ее (государственной власти) как соответствующей правовым принципам.

5. Коррупционная преступность в социальной сфере - массовое явление. Данный вид преступности распространен повсеместно, поскольку почти каждый гражданин, независимо от его статуса или принадлежности к определенному классу, сталкивается с ее проявлениями при решении обычных житейских вопросов.

Ежегодно в России совершаются десятки тысяч преступлений коррупционной направленности, поэтому криминальная ситуация в данной сфере, по оценкам независимых экспертов, остается напряженной.

6. Коррупционная преступность в социальной сфере самовоспроизводима. Она формирует в гражданах нигилизм по отношению к правовым запретам, стремление при необходимости вновь прибегнуть к самому простому, на их взгляд, способу решения своих насущных проблем. В дальнейшем, гражданин, участвовавший в подкупе, при занятии им какой-либо должности, может оказаться не против снова поучаствовать в коррупционной сделке, но уже с другой стороны, и получить желанные материальные блага или иные преимущества. Таким образом, коррупция становится нормой поведения. Формируются соответствующие образцы поведения для государственных и муниципальных служащих, основанные на коррупционных формах. [7]

Помимо рассмотренных общекриминологических характеристик, коррупционная преступность в социальной сфере обладает рядом специфических признаков: 1) для нее характерна широкая распространенность в обществе, вовлечение самых разных слоев и социальных групп населения; 2) специфика общественной опасности коррупционной преступности в социальной сфере проявляется в том, что наряду с основным объектом посягательства (интересами государственной и муниципальной службы) существует и дополнительный объект - важнейшие, гарантируемые государством социальные права (блага) граждан, в том числе на охрану здоровья и медицинскую помощь, получение общедоступного и бесплатного образования, социальное обеспечение; 3) коррупционная преступность в социальной сфере во многих случаях находится на грани между получением незаконного вознаграждения и допустимым подарком (благодарностью); 4) образующие коррупционную преступность деяния имеют повышенную степень латентности даже по сравнению с иными проявлениями коррупции; 5) коррупционная деятельность в социальной сфере часто носит систематический характер (когда служащие регулярно занимаются поборами с граждан); 6) особую роль в осознании рассматриваемого вида коррупции играют этические и нравственные нормы, регулирующие отношения людей в социальной сфере; в массовом сознании большинства граждан коррупционные деяния в социальной сфере получают всё большее оправдание и одобрение как эффективный способ решения многих обыденных, текущих проблем, возникающих у населения.

Библиографический список

1. Плохов С.В. Противодействие коррупционной преступности в социальной сфере (на примере здравоохранения и образования Волгоградской и Саратовской областей): автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2013. С. 9.

2. Максимов С.В. Коррупция и новая антикоррупционная политика России. М. : ЮрИнфоР, 2014. С. 93-94.

3. Гриб В.Г., Адамян Р.Э. Факторы, влияющие на борьбу с хищениями и коррупцией, и меры по их устранению // Российский следователь. 2015. №13. С. 25.

4. Гилинский Я.И. Коррупция: теория и российская реальность // Глобализация, девиантность, социальный контроль: сборник статей. СПб. : ДЕАН, 2009. С. 42-43.

5. Михайлова В.С. Различные толкования понятия «коррупция», ее виды и сущность // Следователь. 2015. №5.

С. 34.

6. Трунцевский Ю.В. Бытовая (повседневная) коррупция: понятие и социальное значение // Журнал российского права. 2018. №1. С. 159.

7. Там же. С. 164.

ЗАВЕРТЯЕВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - магистрант, СГА (г. Саранск), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.