Научная статья на тему 'Основные структурные признаки концепта восторг'

Основные структурные признаки концепта восторг Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1227
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ЭМОЦИИ / СТРУКТУРА КОНЦЕПТА / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / CONCEPT / EMOTIONS / CONCEPT STRUCTURE / CONCEPT FEATURES / LANGUAGE MAP OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Заворина А. М.

В статье описаны мотивирующие, понятийные, некоторые образные (витальные и зооморфные) признаки концепта восторг, составляющие основную часть его структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные структурные признаки концепта восторг»

© Заворина A.M., 2010

УДК 81’1 ББК Ш-142.12

ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ПРИЗНАКИ КОНЦЕПТА ‘ВОСТОРГ'

А.М. Заворина

В статье описаны мотивирующие, понятийные, некоторые образные (витальные и зооморфные) признаки концепта ‘восторг ’, составляющие основную часть его структуры.

Ключевые слова: концепт, эмоции, структура концепта, концептуальные признаки, языковая картина мира.

В последние десятилетия возрос интерес лингвистов к проблеме человеческого фактора в языке. В центре внимания оказалась сфера внутреннего мира человека [3]. Язык стал изучаться в тесной связи с человеком, его сознанием, мышлением. Особое место в исследованиях занимает эмоциональная сфера и концепты эмоций [5]. «Поведение человека (и эмоциональное поведение в частности) зависит от того, как принято и не принято действовать в рамках той или иной культуры» [2, с. 127]; часто говорят и действительно принимают как данность, что способы выражения эмоций значительно различаются от культуры к культуре.

Как отмечает В.И. Карасик, лингвокультурный и лингвокогнитивный подходы к пониманию концепта не являются взаимоисключающими: «концепт как ментальное образование в сознании индивида есть выход на кон-цептосферу социума, то есть в конечном счете на культуру, а концепт как единица культуры есть фиксация коллективного опыта, который становится достоянием индивида. Иначе говоря, эти подходы различаются векторами по отношению к индивиду: лингвокогнитивный концепт - это направление от индивидуального сознания к культуре, а лингвокультурный концепт - это направление от культуры к индивидуальному сознанию [1, с. 70].

Лингвистические исследования в сфере концептов демонстрируют широкий спектр

проблематики: от установления типов и видов концептов, разработки методов истолкования их признаков и описания их структур до выявления способов и форм вербализации концептов в языковой картине мира, их соотнесенности с другими концептами.

Процесс концептуализации сложен, выявление структуры концепта - одна из основных задач концептуальных исследований [4]. Как пишет М.В. Пименова, «концептуальная структура формируется шестью классами признаков: мотивирующим признаком слова -репрезентанта концепта (иногда могут существовать несколько мотивирующих признаков, это зависит от истории слова), образными признаками (выявляемыми через сочетаемост-ные свойства слова - репрезентанта концепта), понятийными признаками, объективированными в виде семантических компонентов слова - репрезентанта концепта, ценностными признаками (актуализированными как в виде коннотаций, так и в сочетаниях со словом - репрезентантом концепта), функциональными признаками, символическими признаками - выражающими сложные мифологические, религиозные или иные культурные понятия, закрепленные за словом - репрезентантом концепта. Понятие есть часть концепта; понятийные признаки входят в структуру концепта. Процессы концептуализации и категоризации тесно взаимосвязаны и взаимопереп-летены между собой. Эти процессы помогают нам вычленить некий объект - реально или виртуально существующий - из общего фона подобных объектов, наделить его общими с

другими и присущими только ему одному признаками» [7, с. 15].

В данной статье анализируется концепт ‘восторг ’, объективированный, в частности, мотивирующими, понятийными, образными (витальными и зооморфными) признаками в русской языковой картине мира.

Мотивирующим называется такой признак, который послужил основанием для именования некоего фрагмента мира, это внутренняя форма слова. «В зависимости от времени появления слова в языке у соответствующего концепта может быть несколько мотивирующих признаков. Чем древнее слово, тем больше мотивирующих признаков у концепта, скрывающегося за этим словом» [7, с. 25]. «Внутренняя форма есть тоже центр образа, один из его признаков, преобладающий над всеми остальными... Внутренняя форма, кроме фактического единства образа, дает еще знание этого единства; она есть не образ предмета, а образ образа, то есть представление» [8, с. 25].

Основной репрезентант исследуемого концепта анализируется на материале четырех этимологических словарей [13-16]. Приведенные в этих словарях определения слова восторг показывают, что у исследуемого концепта можно выделить такие мотивирующие признаки: ‘экстаз’, ‘забытье’, ‘дрожать’, ‘биться’, ‘влечь’, ‘тянуть’, ‘вытаскивать’. В полном объеме эти признаки указаны в виде соответствующих сем только в словаре П.Я. Черных [14, с. 169]. Первый понятийный признак концепта ‘восторг’ ‘подъем (чувств)’ также восходит к мотивирующим ‘влечь’, ‘тащить’, ‘вытаскивать’: Не упились ли вином эти люди, что в них сейчас такой восторг, такой подъем? (Антоний (Блум). О трезвости). Признаки ‘рвать’ и ‘терзать’ приводятся во всех исследованных словарях. Мотивирующие признаки ‘дергать’, ‘рвать’, ‘вырывать, ‘разрывать’ могут быть объединены, и в современном русском языке они объективируются в виде образного признака ‘добыча’. Мотивирующие признаки ‘срывать’, ‘взрывать’ указаны только в словарях Н.М. Шанского [15] и Н.М. Шанского, Т.С. Бобровой [16]. Признак ‘дергать’ встречается только в словарях М. Фасмера [13] и П.Я. Черных [14].

Обратимся к понятийным признакам концепта. Под понятийными понимаются при-

знаки концепта, актуализированные в словарных значениях в виде семантических компонентов (сем) слова - репрезентанта концепта [7, с. 314]. Для анализа понятийных признаков привлекаются данные толковых словарей современного русского языка. В толковых словарях русского языка рассматриваемый репрезентант концепта ‘восторг ’ определяется так:

Восторг - 1. Подъем радостных чувств, восхищение. Прийти в в. от чего-н. [11, с. 96].

Восторг, восторга, муж. Необыкновенный подъем чувств, экстаз, упоение. Поэтический восторг. Смотреть с восторгом. Испытывать восторг. «В груди восторг и сдавленная мука». Фет. «Льете... сладкие в сердца восторги». Державин. / Восхищение, огромное удовольствие, радость (разг.). Вне себя от восторга. Она в восторге от поездки [12].

Восторг - 1. Сильный подъем радостных чувств; восхищение. Прийти в восторг [9, с. 217].

Приведенные определения слова восторг показывают, что в структуру рассматриваемого концепта входят следующие понятийные признаки:

1) ‘(Необыкновенный) подъем (чувств)’: Восторг, крылатость полета, ощущение невесомости (Липатов. Деревенский детектив);

2) ‘Радость/радостное чувство’: Трудно описать восторг всей честной компании (Лермонтов. Герой нашего времени);

3) ‘Чувство’: Он схватил мою руку с чувством, похожим на восторг (Лермонтов. Герой нашего времени);

4) ‘Восхищение’: Колюше он нравился, и поэтому все испанское вызывало у него восторг. Восторг перед талантом, слабость к нему - да, но не преклонение (Гранин. Зубр);

5) ‘Экстаз’: Я испытывал какой-то душевный восторг - «Поэму экстаза» - с высоким воплем трубы, взлетевшим над глухим шепотом скрипок, - достигший своей высшей мыслимой грани, высшего блаженства и там остановившейся навсегда (Катаев. Трава забвенья);

6) ‘(Огромное) удовольствие’: Ем чудную пшеничную кашу, все это с хлебом, грамм 150, запивая соевым молоком - восторг (Болдырев. Осадная запись).

Данные толковых словарей современного русского языка дают основания выделить шесть признаков, которые составляют понятийную основу концепта ‘восторг". Признаки ‘радость (радостное чувство)’ и ‘восхищение’ имеют самую высокую частотность объективации.

Понятийные признаки концептов могут быть выявлены на основе анализа синонимов слов - репрезентантов концептов. Признаки, отмечаемые в толковых одноязычных словарях, представляют собой далеко не полный перечень понятийных признаков. Чтобы пополнить этот список, следует обратиться к словарям синонимов. Согласно толковым словарям, синонимами лексемы восторг выступают экстаз, восхищение, самозабвенье, экзальтация [10]: Удочка, дрожащий и ныряющий поплавок, согнутое от тяжести удилище, рыба, трепещущая на лесе, - приводили меня на одном воспоминании в восторг, в самозабвение (Аксаков. Детские годы Багрова-внука).

У концепта ‘восторг ’ было выделено восемь понятийных признаков. Все концепты внутреннего мира включают в свои структуры образные признаки [6, с. 21], среди которых особый интерес вызывают витальные и зооморфные. Восторг в русской картине мира предстает в образах живого существа, наделенного зооморфными признаками.

Основными атрибутами жизни являются рождение и смерть. Признаки ‘рождение’ и ‘смерть’ свойственны восторгу: Их присутствие рождало зависть и веселье, восторг и трепет, обещание ненапрасности жизни и волю к личному рекорду (Крыщук. Расписание); Если в тридцать восемь не умирает семнадцатилетний восторг, то куда он денется потом! (Щербакова. Loveстория). Любое живое существо смертно, так и восторг может «умереть» или быть «убитым»: Он умел одной фразой убить во мне все: трепетность, восторг и, наконец, мою нежность к нему (Маркова. Отречение).

Для исследуемого концепта свойственен признак ‘движение’. Он реализуется посредством нескольких вариантов: ‘вращательное перемещение’ (восторг прокатился), который встречается в описаниях массового проявления этого чувства (по залу прокатился

восторг); ‘скорость исчезновения’: Восторг перед западными магазинами быстро исчез, а вместе с ним и желание что-либо покупать (Тарасов. Миллионер). Исчезновение состояния восторга описывается глаголами горизонтального перемещения: Восторг проходил (Грекова. Перелом); И в тот миг, когда сомнение и усталость касаются тебя, восторг уходит из книги (Голованов. Остров, или оправдание бессмысленных путешествий). Признак ‘отсутствие движения/подвижности - затаенный/скрытый признак жизни’ используется для объективации значения «фиксации чувства на лице» (на лице застыл восторг), «в глазах» (в глазах отражается восторг).

Среди других витальных признаков в структуре концепта ‘восторг ’ отмечен ‘возраст’, отличительная черта которого - совмещение с гендерным признаком: И такой меня девический восторг пробрал (Невеста // Туризм и образование. 1998. № 3); Это признание привело его в восторг. Самый банальный щенячий мальчишеский восторг (Устинова. Персональный ангел). Кроме этого, признак ‘возраст’ выражается через метафоры детства, юности, зрелости: И ни один -детский, юный, зрелый или нынешний - восторг от первого снега и ни одно наслаждение от ромашек не были сильнее других (Найман. Все и каждый).

Восторг своеобразно представлен в русской языковой картине мира через зооморфные признаки (звериный восторг). Среди зооморфных признаков восторга выделены ‘дикость’: Светлана, взглянув на рисунки, пришла в дичайший восторг (Азаров. Подозреваемый); ‘бешенство’: Бешеный восторг, как в юности (Васильев. Ольга, королева русов); ‘буйство’: Буйный восторг, несшийся от толпы, как на волне, поднял ее высоко вверх (Вересаев. В тупике); ‘обуздание’: Чтобы как-нибудь обуздать неуместный восторг барышень, начинаю хвалить моего Алмаза (Чарская. Вторая Нина).

Мотивирующие признаки, связанные с идеей верха, обусловили появление в структуре исследуемого концепта орнитологические признаки, среди которых ‘стремление ввысь’, ‘гнездование’: И сердце мое, преисполненное трепетным восторгом, рвалось

ввысь (С. Анненский. Меж двух миров); Оторопь заполняла то место в моем воображении, где по всем приметам должен был бы гнездиться восторг (Рубина. Воскресная месса в Толедо).

Мотивирующие признаки концепта ‘восторг ’ послужили основой для дальнейшего развития его структуры. Они позволяют выявить образ, лежащий в основе номинации соответствующего референта. Некоторые образные признаки исследуемого концепта восходят к мотивирующим (например, ‘добыча’), а мотивирующие признаки ‘восхищение’ и ‘экстаз’ актуальны и в современном языковом сознании, они не исчезли, а перешли в категорию понятийных признаков. Зооморфные и орнитологические признаки восторга позволяют говорить об осознании этой эмоции как неконтролируемой, стихийной. Понятийные признаки исследуемого концепта гораздо богаче, чем это представлено в толковых словарях современного русского языка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карасик, В. И. Этноспецифические концепты / В. И. Карасик // Введение в когнитивную лингвистику : учеб. пособие / отв. ред. М. В. Пименова. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2005. - С. 61105. - (Сер. «Концепт. исслед.» ; вып. 4).

2. Пименов, Е. А. Эссе об эмоциях / Е. А. Пименов // Филологический сборник. - Вып. 2. - Кемерово : Графика, 2002. - С. 127-130.

3. Пименова, М. В. Этногерменевтика языковой наивной картины мира внутреннего мира человека : монография / М. В. Пименова. -Кемерово ; Landau : Кузбассвузиздат : Verlag Empirische Padagogik, 1999. - 262 с. - (Сер. «Этно-герменевтика и этнориторика» ; вып. 5).

4. Пименова, М. В. Методология концептуальных исследований / М. В. Пименова // Вестн.

КемГУ Сер. «Филология». - 2002. - Вып. 4 (12). -С. 100-105.

5. Пименова, М. В. Особенности репрезентации концепта чувство в русской языковой картине мира / М. В. Пименова // Мир человека и мир языка : коллектив. монография / отв. ред. М. В. Пименова. - Кемерово : Графика, 2003. - С. 58-119. -(Сер. «Концепт. исслед.» ; вып. 2).

6. Пименова, М. В. Душа и дух: особенности концептуализации : монография / М. В. Пименова. - Кемерово : ИПК «Графика», 2004. - 386 с. - (Сер. «Концепт. исслед.» ; вып. 3).

7. Пименова, М. В. Концепт сердце: образ, понятие, символ / М. В. Пименова. - Кемерово : КемГУ, 2007. - 500 с. - (Сер. «Концепт. исслед.» ; вып. 9).

8. Потебня, А. А. Мысль и язык / А. А. Потебня. - Киев : СИНТО, 1993. - 190 с.

9. Словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. А. П. Евгеньева. - М. : Рус. яз., 1981-1984. - Т. 1. -1981. - 698 с.

10. Словарь синонимов русского языка : в 2 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. - Л. : Рус. яз., 1987. -Т. 1. - 696 с.

11. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / сост. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; РАН; Рос. фонд культуры. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : АЗЪ, 1995. - 928 с.

12. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / Д. Н. Ушаков. - Электрон. текстовые дан. - М. : Рус. яз., 2000. - Режим доступа: http: //slovari.yandex.ru/dict/ushakov/.

13. Фасмер, М. Этимологический словарь : в 4 т. / М. Фасмер. - Изд. 2-е, стер. - М. : Прогресс, 1987. - Т. 1. - 575 с.

14. Черных, П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка : в 2 т. / П. Я. Черных. - М. : Рус. яз., 1993. - Т. 1. - 623 с.

15. Шанский, Н. М. Краткий этимологический словарь / Н. М. Шанский. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 283 с.

16. Шанский, Н. М. Этимологический словарь русского языка / Н. М. Шанский, Т. С. Боброва. -М. : Просвещение, 1991. - 542 с.

THE MAIN STRUCTURAL FEATURES OF THE CONCEPT ‘DELIGHT’

A.M. Zavorina

The article focuses on significant motivating, conceptual, figurative (vital and zoomorphic) signs of the concept ‘delight ’, which make up the essential part of its structure.

Key words: concept, emotions, concept structure, concept features, language map of the world.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.