Lingua mobilis №4 (23), 2010
ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНЦЕПТА
Л. В. Базарова
Статья раскрывает базовые признаки и типы концептов, что способствует выявлению проблемы множественности субъектов и их взаимоотношений в концепте.
Ключевые слова: концепт, компоненты, типы, признаки, множественность.
Концепты являются важным компонентом национальноспецифической картины мира. Каждый язык обладает определенным набором концептов, составляющих уникальный концептологический рисунок той или иной культуры. В концепте как единице знания о мире, элементе памяти фиксируется большой ряд предметов со сходными свойствами, им охватывается класс реалий. В связи с этим, представляется необходимым рассмотреть основные компоненты концепта. Существует три «слоя» концепта:
1. Активный слой (основной, актуальный). В этом слое концепт актуально существует для всех как средство общения и взаимопонимания. Он может включаться и в мыслительные категоризации, и в структуры общения.
2. Пассивный слой (дополнительный). Концепт актуален лишь для некоторых социальных групп.
3. Внутренняя форма. Она запечатлена во внешней, словесной форме. Это и есть этимологический признак, который открывается лишь исследователям и исследователями. Но в то же время, он существует для тех, кто пользуется данным языком как основа, на которой возникли и держатся остальные слои значений [7. С. 45].
В результате гибкости концептуальной системы и наличия концептов различных уровней, мы можем говорить о существовании различных типов концептов. Типы концептов весьма разнообразны и по содержанию, и по структуре. С точки зрения структуры и способа организации концептуализируемой информации, наиболее полная классификация концептов была предложена З.Д. Поповой и И.А. Стерниным [6. С. 72]. Прежде всего, по способу объективации выделяют концепты лексические, фразеологические и синтаксиче-
32
Языкознание
ские. При этом возможно объединение концептов, в результате чего образуется, к примеру, лексико-фразеологическое поле концепта. По степени стандартизации концепты подразделяются на общенациональные (стандартизованные), групповые (принадлежащие социальной, возрастной группам) и личные. В национальных и групповых концептах могут также быть индивидуальные компоненты, черты, которые в определенных случаях приводят к непониманию и необходимости уточнения содержания тех или иных произнесенных слов. По характеру концептуализируемой информации, концепты подразделяются на следующие типы: представления, схема, понятие, фрейм, сценарий (скрипт), гештальт. По степени устойчивости концепты подразделяют на устойчивые (регулярно вербализуемые в стандартной языковой форме) и неустойчивые (нерегулярно или совсем невербализуемые концепты). По наблюдаемости концепты можно подразделить на вербализованные (для которых есть в системе регулярные средства выражения) и скрытые (невербализуемые или вербализуемые искусственно только в условиях принудительно поставленной задачи). По степени абстрактности содержания концепты подразделяют на абстрактные и конкретные [6. С. 72].
И.А. Стернин по структуре разделяет концепты на 3 типа:
1. Одноуровневый концепт, который включает только чувственное ядро, фактически - один базовый слой.
2. Многоуровневый концепт, который включает когнитивные слои.
3. Сегментный концепт, представляющий собой базовый слой, который окружен несколькими сегментами, равноправными по степени абстракции [6. С. 62].
По характеру воздействия на людей и роли в концептосфере нации, современные исследователи-когнитивисты выделяют такие типы концептов, как эмоциональные, мифологические, чувственные концепты и другие.
Исследователи выделяют следующие признаки концепта:
1) это основная единица когнитивных процессов (обработка, хранение, передача знаний);
2) это минимальная единица человеческого опыта в его идеальном представлении, которая вербализуется с помощью слова;
3) границы концепта подвижны, т.к. в области когнитивистики невозможно четкое разграничение понятий;
4) ассоциативное поле концепта неразрывно связано с социальными событиями;
33
Lingua mobilis №4 (23), 2010
5) это основная ячейка культуры.
В.А. Маслова в своей работе «Введение в лингвокультурологию » также приводит разделение концептов и выделяет девять основных групп, каждая из которых содержит в себе определенный смысловой участок единой концептосферы, имеет огромное значение для культуры как своеобразный сгусток информации о том или ином аспекте мировоззрения, отображаемом посредством языка:
1) мир (пространство, время, родина и др.);
2) природа (вода, огонь, дерево и др.);
3) нравственные концепты (совесть, стыд и др.);
4) представления о человеке (гений, юродивый, интеллигент и др.);
5) социальные понятия и отношения (свобода, война и др.);
6) эмоциональные концепты (счастье, радость и др.);
7) артефакты (дом, храм, колокол и др.);
8) научные знания (филология, математика и др.);
9) концептосфера искусства (живопись, музыка, скульптура и др.) [5. С. 58].
В свою очередь, С.Г. Воркачев предлагает выделить несколько отличительных признаков концепта:
- внутренняя расчлененность - «дискретная целостность смысла» [4. С. 19];
- «переживаемость» - концепты не только мыслятся, но и эмоционально переживаются;
- семантическая плотность - представлена в форме языковых синонимов (слов и словосочетаний), фольклорных и литературных сюжетов, полисемии, которые напрямую связаны с релевантностью, важностью этого концепта в глазах лингвокультурного социума;
- ориентированность на план выражения - включенность имени концепта в ассоциативные парадигматические и синтагматические связи, сложившиеся в лексической системе языка;
- этноспецифичность, которую нужно усматривать, прежде всего, в культурно значимой стереотипизации моделей мировосприятия и поведенческих реакций, отраженных в семантике имени концеп-туализуемого смысла [1. С. 67].
В.И. Карасик, рассматривая концепты с позиции лингвокультурологии, выделяет в них три компонента: ценностный, понятийный и образный и в зависимости от этноспецифики, присутствующей в концепте, выдвигает три типа концептов:
34
Языкознание
- специализированные этнокультурные и социокультурные концепты, в концентрированном виде выражающие особенности соответствующей культуры;
- неспециализированные концепты, культурная специфика которых выражена в меньшей мере и требует поиска скрытых культурно значимых ассоциаций;
- универсальные концепты, не имеющие культурной специфики [2. С. 97].
На этом строится и теория формирования концептов: «Не каждое явление реальной действительности может служить базой для образования концепта, а лишь то, что становится объектом оценки» [8. С. 15]. Согласно В.В. Колесову, структура концепта культуры четырехкомпонентна. В.В. Колесов подчеркивает наличие в структуре концепта символического компонента, который радикально отличается и от понятия, и от образа [3. С. 53]. Он не выделяет ценностный компонент как таковой, рассматривая все четыре компонента по отношению к исходному значению слова, но говорит о «культурном концепте». «Культурный концепт в современном его виде ...создан исторически путем мысленного наведения на резкость понятийного объема (денотат через понятие) и содержания (сигнификат через образ и символ)» [3. С. 36].
Таким образом, можно сделать вывод, что простых концептов не существует, поскольку в нем всегда присутствуют частицы, определяющие его, поэтому в нем и содержится загадка. Несмотря на то, что концепт может быть двойственным, тройственным, каждый из них затрагивает проблему, без которой концепт не имел бы смысла и который может быть выделен или понят лишь по мере их разрешения. В рассматриваемом случае это проблема множественности субъектов, их взаимоотношений и их взаимопредставления.
Список литературы
1. Воркачев, С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт // Филологические науки. 2001. №1. 64-72 с.
2. Карасик, В. И. Культурные доминанты в языке. Волгоград : Перемена, 1996. 93с.
List of literature
1. Vorkachev, S. G. Lingvokul'turologiya, yazykovaya lichnost', kontsept // Filologicheskie nauki. 2001. №1. 64-72 s.
2. Karasik, V. I. Kul'turnye domi-nanty v yazyke. Volgograd : Pere-mena, 1996. 93s.
35
Lingua mobilis №4 (23), 2010
3. Колесов, В. В. Концепт культуры: образ-понятие-символ. СПб : Востоковедение, 1992. 240с.
4. Ляпин, С. Х. Концептология: к становлению подхода. Архангельск, 1997. 65с.
5. Маслова, В. А. Введение в лингвокультурологию. М. : Наука, 2004. 208с.
6. Попова, З. Д. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж : Истоки, 2001. 191с.
7. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М. : Академ. Проект, 2004. - 990с.
8. Федотов, Е. С. Функционирование и формирование концептов. Саратов, 2003. 113с.
3. Kolesov, V. V. Kontsept kul'tury: obraz-ponyatie-simvol. SPb : Vostokovedenie, 1992. 240s.
4. Lyapin, S. H. Kontseptologiya: k stanovleniyu podhoda. Arhangel'sk, 1997. 65s.
5. Maslova, V. A. Vvedenie v lingvokul'turologiyu. M. : Nauka, 2004. 208s.
6. Popova, Z. D. Ocherki po kog-nitivnoy lingvistike. Voronezh : Is-toki, 2001. 191s.
7. Stepanov, Yu. S. Konstanty: Slo-var' russkoy kul'tury. M. : Akadem. Proekt, 2004. - 990s.
8. Fedotov, E. S. Funktsionirovanie i formirovanie kontseptov. Saratov, 2003. 113s.
36