Научная статья на тему 'Основные структурные характеристики концепта'

Основные структурные характеристики концепта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1935
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Базарова Лилия Вязировна

Статья раскрывает базовые признаки и типы концептов, что способствует выявлению проблемы множественности субъектов и их взаимоотношений в концепте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные структурные характеристики концепта»

Lingua mobilis №4 (23), 2010

ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНЦЕПТА

Л. В. Базарова

Статья раскрывает базовые признаки и типы концептов, что способствует выявлению проблемы множественности субъектов и их взаимоотношений в концепте.

Ключевые слова: концепт, компоненты, типы, признаки, множественность.

Концепты являются важным компонентом национальноспецифической картины мира. Каждый язык обладает определенным набором концептов, составляющих уникальный концептологический рисунок той или иной культуры. В концепте как единице знания о мире, элементе памяти фиксируется большой ряд предметов со сходными свойствами, им охватывается класс реалий. В связи с этим, представляется необходимым рассмотреть основные компоненты концепта. Существует три «слоя» концепта:

1. Активный слой (основной, актуальный). В этом слое концепт актуально существует для всех как средство общения и взаимопонимания. Он может включаться и в мыслительные категоризации, и в структуры общения.

2. Пассивный слой (дополнительный). Концепт актуален лишь для некоторых социальных групп.

3. Внутренняя форма. Она запечатлена во внешней, словесной форме. Это и есть этимологический признак, который открывается лишь исследователям и исследователями. Но в то же время, он существует для тех, кто пользуется данным языком как основа, на которой возникли и держатся остальные слои значений [7. С. 45].

В результате гибкости концептуальной системы и наличия концептов различных уровней, мы можем говорить о существовании различных типов концептов. Типы концептов весьма разнообразны и по содержанию, и по структуре. С точки зрения структуры и способа организации концептуализируемой информации, наиболее полная классификация концептов была предложена З.Д. Поповой и И.А. Стерниным [6. С. 72]. Прежде всего, по способу объективации выделяют концепты лексические, фразеологические и синтаксиче-

32

Языкознание

ские. При этом возможно объединение концептов, в результате чего образуется, к примеру, лексико-фразеологическое поле концепта. По степени стандартизации концепты подразделяются на общенациональные (стандартизованные), групповые (принадлежащие социальной, возрастной группам) и личные. В национальных и групповых концептах могут также быть индивидуальные компоненты, черты, которые в определенных случаях приводят к непониманию и необходимости уточнения содержания тех или иных произнесенных слов. По характеру концептуализируемой информации, концепты подразделяются на следующие типы: представления, схема, понятие, фрейм, сценарий (скрипт), гештальт. По степени устойчивости концепты подразделяют на устойчивые (регулярно вербализуемые в стандартной языковой форме) и неустойчивые (нерегулярно или совсем невербализуемые концепты). По наблюдаемости концепты можно подразделить на вербализованные (для которых есть в системе регулярные средства выражения) и скрытые (невербализуемые или вербализуемые искусственно только в условиях принудительно поставленной задачи). По степени абстрактности содержания концепты подразделяют на абстрактные и конкретные [6. С. 72].

И.А. Стернин по структуре разделяет концепты на 3 типа:

1. Одноуровневый концепт, который включает только чувственное ядро, фактически - один базовый слой.

2. Многоуровневый концепт, который включает когнитивные слои.

3. Сегментный концепт, представляющий собой базовый слой, который окружен несколькими сегментами, равноправными по степени абстракции [6. С. 62].

По характеру воздействия на людей и роли в концептосфере нации, современные исследователи-когнитивисты выделяют такие типы концептов, как эмоциональные, мифологические, чувственные концепты и другие.

Исследователи выделяют следующие признаки концепта:

1) это основная единица когнитивных процессов (обработка, хранение, передача знаний);

2) это минимальная единица человеческого опыта в его идеальном представлении, которая вербализуется с помощью слова;

3) границы концепта подвижны, т.к. в области когнитивистики невозможно четкое разграничение понятий;

4) ассоциативное поле концепта неразрывно связано с социальными событиями;

33

Lingua mobilis №4 (23), 2010

5) это основная ячейка культуры.

В.А. Маслова в своей работе «Введение в лингвокультурологию » также приводит разделение концептов и выделяет девять основных групп, каждая из которых содержит в себе определенный смысловой участок единой концептосферы, имеет огромное значение для культуры как своеобразный сгусток информации о том или ином аспекте мировоззрения, отображаемом посредством языка:

1) мир (пространство, время, родина и др.);

2) природа (вода, огонь, дерево и др.);

3) нравственные концепты (совесть, стыд и др.);

4) представления о человеке (гений, юродивый, интеллигент и др.);

5) социальные понятия и отношения (свобода, война и др.);

6) эмоциональные концепты (счастье, радость и др.);

7) артефакты (дом, храм, колокол и др.);

8) научные знания (филология, математика и др.);

9) концептосфера искусства (живопись, музыка, скульптура и др.) [5. С. 58].

В свою очередь, С.Г. Воркачев предлагает выделить несколько отличительных признаков концепта:

- внутренняя расчлененность - «дискретная целостность смысла» [4. С. 19];

- «переживаемость» - концепты не только мыслятся, но и эмоционально переживаются;

- семантическая плотность - представлена в форме языковых синонимов (слов и словосочетаний), фольклорных и литературных сюжетов, полисемии, которые напрямую связаны с релевантностью, важностью этого концепта в глазах лингвокультурного социума;

- ориентированность на план выражения - включенность имени концепта в ассоциативные парадигматические и синтагматические связи, сложившиеся в лексической системе языка;

- этноспецифичность, которую нужно усматривать, прежде всего, в культурно значимой стереотипизации моделей мировосприятия и поведенческих реакций, отраженных в семантике имени концеп-туализуемого смысла [1. С. 67].

В.И. Карасик, рассматривая концепты с позиции лингвокультурологии, выделяет в них три компонента: ценностный, понятийный и образный и в зависимости от этноспецифики, присутствующей в концепте, выдвигает три типа концептов:

34

Языкознание

- специализированные этнокультурные и социокультурные концепты, в концентрированном виде выражающие особенности соответствующей культуры;

- неспециализированные концепты, культурная специфика которых выражена в меньшей мере и требует поиска скрытых культурно значимых ассоциаций;

- универсальные концепты, не имеющие культурной специфики [2. С. 97].

На этом строится и теория формирования концептов: «Не каждое явление реальной действительности может служить базой для образования концепта, а лишь то, что становится объектом оценки» [8. С. 15]. Согласно В.В. Колесову, структура концепта культуры четырехкомпонентна. В.В. Колесов подчеркивает наличие в структуре концепта символического компонента, который радикально отличается и от понятия, и от образа [3. С. 53]. Он не выделяет ценностный компонент как таковой, рассматривая все четыре компонента по отношению к исходному значению слова, но говорит о «культурном концепте». «Культурный концепт в современном его виде ...создан исторически путем мысленного наведения на резкость понятийного объема (денотат через понятие) и содержания (сигнификат через образ и символ)» [3. С. 36].

Таким образом, можно сделать вывод, что простых концептов не существует, поскольку в нем всегда присутствуют частицы, определяющие его, поэтому в нем и содержится загадка. Несмотря на то, что концепт может быть двойственным, тройственным, каждый из них затрагивает проблему, без которой концепт не имел бы смысла и который может быть выделен или понят лишь по мере их разрешения. В рассматриваемом случае это проблема множественности субъектов, их взаимоотношений и их взаимопредставления.

Список литературы

1. Воркачев, С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт // Филологические науки. 2001. №1. 64-72 с.

2. Карасик, В. И. Культурные доминанты в языке. Волгоград : Перемена, 1996. 93с.

List of literature

1. Vorkachev, S. G. Lingvokul'turologiya, yazykovaya lichnost', kontsept // Filologicheskie nauki. 2001. №1. 64-72 s.

2. Karasik, V. I. Kul'turnye domi-nanty v yazyke. Volgograd : Pere-mena, 1996. 93s.

35

Lingua mobilis №4 (23), 2010

3. Колесов, В. В. Концепт культуры: образ-понятие-символ. СПб : Востоковедение, 1992. 240с.

4. Ляпин, С. Х. Концептология: к становлению подхода. Архангельск, 1997. 65с.

5. Маслова, В. А. Введение в лингвокультурологию. М. : Наука, 2004. 208с.

6. Попова, З. Д. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж : Истоки, 2001. 191с.

7. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М. : Академ. Проект, 2004. - 990с.

8. Федотов, Е. С. Функционирование и формирование концептов. Саратов, 2003. 113с.

3. Kolesov, V. V. Kontsept kul'tury: obraz-ponyatie-simvol. SPb : Vostokovedenie, 1992. 240s.

4. Lyapin, S. H. Kontseptologiya: k stanovleniyu podhoda. Arhangel'sk, 1997. 65s.

5. Maslova, V. A. Vvedenie v lingvokul'turologiyu. M. : Nauka, 2004. 208s.

6. Popova, Z. D. Ocherki po kog-nitivnoy lingvistike. Voronezh : Is-toki, 2001. 191s.

7. Stepanov, Yu. S. Konstanty: Slo-var' russkoy kul'tury. M. : Akadem. Proekt, 2004. - 990s.

8. Fedotov, E. S. Funktsionirovanie i formirovanie kontseptov. Saratov, 2003. 113s.

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.