Научная статья на тему 'Основные стратегии враждебных слияний и поглощений и особенности их применения в России'

Основные стратегии враждебных слияний и поглощений и особенности их применения в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
541
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЖДЕБНЫЕ ПОГЛОЩЕНИЯ / СТРАТЕГИИ ВРАЖДЕБНЫХ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ / ПРОТИВОЗАХВАТНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАНКРОТСТВА ДЛЯ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпусь Н.П., Зайнуллин С.Б.

Обосновывается важность изучения стратегий враждебных слияний и поглощений, угроза которых усиливается в период экономической нестабильности. Раскрывается сущность стратегий враждебных поглощений, наиболее распространенных в мировой практике и выделяются те из них, которые широко применяются в России. Основное внимание уделяется специфике враждебных захватов компаний в России, а также возможным защитным мероприятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные стратегии враждебных слияний и поглощений и особенности их применения в России»

УДК 334.722.8

основные стратегии враждебных слияний и поглощений и особенности их применения в россии

н. п. карпусь,

кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики предприятия и предпринимательства E-mail: karpousru@yahoo. com с. Б. ЗАЙНУЛЛИН,

кандидат экономических наук, ассистент

кафедры экономики предприятия и предпринимательства

E-mail: LAW_union@mail. ru

Российский университет дружбы народов

Обосновывается важность изучения стратегий враждебных слияний и поглощений, угроза которых усиливается в период экономической нестабильности. Раскрывается сущность стратегий враждебных поглощений, наиболее распространенных в мировой практике, и выделяются те из них, которые широко применяются в России. Основное внимание уделяется специфике враждебных захватов компаний в России, а также возможным защитным мероприятиям.

Ключевые слова: враждебные поглощения; стратегии враждебных слияний и поглощений; противозахватные защитные мероприятия; использование банкротства для перераспределения собственности.

В связи с развитием рыночных отношений в России существенно меняется хозяйственно-экономическая среда, и к первоочередным задачам руководителей предприятий относятся мониторинг динамики среды, определение угроз и механизмов реагирования на них с учетом этой динамики. Большое значение это имеет в условиях, когда отдельные элементы среды или среда в целом проявляют агрессивность в отношении предприятий. Необходимо учитывать интересы иных хозяйствующих субъектов, их планы в отношении предприятия, возможность агрессивных намерений, вплоть до достижения экстремума агрессивности — разработки и реализации планов по враждебному

поглощению, что в большинстве случаев приводит к прекращению существования предприятия как самостоятельного хозяйствующего субъекта.

Рост количества враждебных поглощений несет угрозу не только отдельно взятым частным интересам, но и общественным интересам, так как снижает устойчивость гражданского оборота, ухудшает инвестиционный климат в России и способствует росту монополизации отдельных отраслей и рынков. Необходимо также учитывать и наличие внешних угроз для российской промышленности. По мнению Н. А. Зотовой и Н. П. Гусакова, «отрыв наиболее развитых стран предопределяет перераспределение мирового дохода в их пользу» [3]. Таким образом, зарубежные производственные корпорации всегда заинтересованы в контроле над своими конкурентами.

Изучение стратегий враждебных слияний и поглощений в настоящий момент не теряет актуальности и необходимо для разработки стратегических планов с учетом потенциальной угрозы враждебного поглощения в период сохраняющейся экономической нестабильности.

Наиболее распространенной стратегией является «Создание первоначальной позиции». Первым шагом, который зачастую осуществляется до использования различных тактик поглощения, является первоначальное накопление акций ком-

пании-цели. Делая это, покупатель стремится создать первичную позицию, с которой можно будет начать враждебное предложение. Одно из преимуществ такой покупки акций состоит в том, что если рынок не знает о его действиях, покупатель может избежать выплаты премии. На практике подобные методы нередко применялись в отношении закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, в которых существует преимущественное право покупки акционеров/участников, обязывающее продавца сначала получить отказ уже имеющихся акционеров и общества, а при молчании выждать месяц и уже затем предложить акции/доли третьим лицам. В этом случае приобреталась небольшая часть акций/ доли путем дарения, мены, обращения взыскания на залог и затем, начиная с этой позиции, новый акционер/участник быстро скупал контрольный пакет акций/долей. Стоит отметить, что применение данного метода настораживает компанию-цель и происходит попытка акционеров/участников признать первоначальную сделку притворной, что является практически недоказуемым, и перевести права и обязанности сделки на себя [4].

Специфической для России стратегией является «Неформальный подход». Прежде чем начать враждебные действия, покупатель может попытаться официально связаться с руководством компании-цели. Неформальный подход может использоваться, если покупатель не уверен в реакции компании-цели. Если целевая компания была объектом других враждебных попыток, которые она отразила, или публично заявила о своем желании оставаться независимой, этот шаг может дать мало выгод. Фактически он может работать против покупателя, потому что заранее обнаруживает интерес покупателя к компании-цели. В большинстве битв за поглощение целевая компания старается тянуть время, тогда как покупатель стремится подталкивать процесс к быстрому завершению.

При стратегии «Медвежьи объятия» покупатель часто пытается оказать давление на руководство компании-цели до начала тендерного предложения. Это может быть сделано через установление контакта с советом директоров с проявлением интереса к поглощению компании и выражением намерения обратиться напрямую к акционерам с тендерным предложением, если эти действия не будут благожелательно восприняты руководством компании-цели. Эта стратегия, известная как «медвежьи объятия», может также сопровождаться публичным объявлением о намерении покупателя сделать тендерное предложение. «Медвежьи объ-

56 -

ятия» заставляют совет директоров компании-цели занять официальную позицию по возможному поглощению стороны данного покупателя. Такие предложения подразумевают, что, если они не будут благожелательно восприняты, за ними немедленно последует тендерное предложение непосредственно акционерам. «Медвежьи объятия» также оказывают давление на совет директоров, потому что директора должны внимательно рассмотреть это предложение, чтобы не сложилось впечатление, что они не выполняют своих обязательств перед акционерами.

Стратегия «Медвежьи объятия» заключается в рассылке менеджерам и членам совета директоров корпорации-цели писем, содержащих предложение о приобретении их компании и требование немедленного ответа на сделанное предложение (иногда в течение нескольких часов).

Если агрессор не получает ответа (положительного) на предложение, содержащееся в письме, то он перенаправляет свое предложение напрямую акционерам корпорации-цели. Иными словами, начинает классическую процедуру враждебного поглощения.

В практике рынка корпоративного контроля встречаются три типа «медвежьих объятий» [8]: а) классические, б) сильные; в) суперсильные.

В России это является более слабым способом, чем в США, и поглощение может быть реализовано только там, где в руках миноритарных акционеров имеется хотя бы блокирующий пакет акций. Для предприятий, где квалифицированное большинство акций находится в руках менеджмента, этот способ очень слабый.

Стратегия «Субботний ночной выкуп» — это тендерное предложение корпорации-покупателя на выкуп контрольного пакета обыкновенных голосующих акций корпорации-цели, которое делается вечером в пятницу без каких-либо предварительных консультаций и переговоров с корпорацией-целью и действительно только в течение определенного количества дней (чаще всего минимально разрешенного количества дней, на которое разрешает выдвигать тендерное предложение действующее национальное законодательство) [8].

Используя подобную стратегию нападения, корпорация-покупатель надеется: • оказать значительное давление на менеджеров и совет директоров корпорации-цели (давление оказывает даже не агрессор, а сами акционеры корпорации-цели; время существования возможности прибыльной продажи принадлежащих акционерам корпорации-цели акций

ограничено временем действия тендерного предложения); • замедлить реакцию совета директоров на сделанное предложение.

А пока менеджмент корпорации-покупателя будет занят проблемами организации встречи совета директоров, некоторые морально неустойчивые акционеры корпорации-цели могут уже принять решение о продаже своих акций. И важно не то, как много акционеров успеет продать свои акции до появления официального обращения совета директоров. Важен сам факт продажи.

В практике, по наблюдению авторов, данный способ применялся довольно часто. При получении списка акционеров скупка происходила в течение выходных дней, а уже в понедельник совет директоров получал от нового акционера/группы акционеров — владельцев контрольного пакета акций — требование о проведении внеочередного собрания акционеров с повесткой дня — переизбрание органов управления. Так, например, значительный пакет акций завода «Авиагрегат» был выкуплен у работников за 3 дня.

«Стратегия надкусывания» является наиболее эффективной стратегией враждебного поглощения. Эта стратегия очень проста и заключается в том, что за определенный промежуток времени до официального объявления о намерении поглотить компанию корпорация-покупатель приобретает относительно небольшой пакет ее обыкновенных голосующих акций.

Теоретически существует несколько причин «надкусывать» корпорацию-цель [8].

Во-первых, такая стратегия позволяет сократить издержки по проведению враждебного поглощения. При прочих равных условиях (среди «равных» первое место занимает сохранение анонимности покупателя и его целей) первоначальный пакет акций корпорации-покупателю всегда удастся приобрести по «нормальной» цене, избежав уплаты премии.

Во-вторых, обладание пакетом акций (даже очень незначительным) позволит получить список акционеров корпорации-цели и другую (в том числе и инсайдерскую) информацию, которая может пригодиться агрессору в процессе поглощения.

Приобретение опоры значительно упростит для корпорации-покупателя процесс контакта с акционерами корпорации-цели, так как теперь она будет выступать уже не как сторонний агрессор, а как «такой же» акционер.

Прибытие на рынок информации о приобретении значительного пакета акций корпорации-

цели неминуемо приведет к росту их курса, а рост курса снижает для акционеров корпорации-цели привлекательность цен выкупа акций, объявленных в тендерном предложении. Скорее всего, они откажутся продать свои акции по такой (ставшей теперь незначительной) премии, а убедить их в том, что большую часть премии они уже получили в момент роста курсовой стоимости акций, окажется просто невозможно.

Наиболее надежным источником информации о действиях вашей компании для других участников рынка является официально раскрываемая информация. Хотя регулирующие органы не накладывают никаких ограничений на покупку и продажу акций любой компании, они компенсируют это требованиями по раскрытию информации, среди которых важнейшее место занимает требование по раскрытию информации о покупке значительного пакета акций какой-то компании.

В Российской Федерации компания может не раскрывать информации о своем «приобретении», если его объем меньше 5 % обыкновенных голосующих акций корпорации-цели. Если же объем приобретенного пакета превышает установленное количество акций, то компания должна раскрыть рынку информацию о сделанной покупке. Данный способ применяется в случае, когда запасным планом при срыве попытки поглощения является осуществление «гринмейла», когда покупатель вынуждает компанию-цель выкупить акции по завышенной цене.

Стратегия «Двухъярусное тендерное предложение» дает более высокую компенсацию за покупку на первом этапе, после которой следует меньшая компенсация для второго яруса, или завершающей части, сделки. Эта техника предназначена для оказания давления на акционеров, которые опасаются, что могут стать частью второго яруса и получить меньшую компенсацию, если не примут участия в тендере достаточно рано, чтобы участвовать в первом ярусе. Если в ходе первого этапа собрано достаточное количество акций и слияние или поглощение одобрено, оставшимся акционерам придется отдавать свои акции за меньшую компенсацию. Компенсация в два яруса может быть разбита на предложение полностью деньгами по более высокой цене за 51 % компании-цели для первого яруса и предложение для второго яруса по более низкой цене с неденежной компенсацией, например облигациями. В Европе регулирование тендерных предложений до некоторой степени аналогично Соединенным Штатам, но может налагать дополнительные ограничения на покупателя.

- 57

Например, в Англии покупатель, имеющий более 30 % находящихся в обращении акций с правом голоса, должен сделать предложение на все остающиеся акции по самой высокой цене, которую уже выплатил для приобретения этой позиции. Это делает неэффективными частичные и двухъярусные предложения.

В России подобные поглощения практически неизвестны, так как компании-покупатели стремятся приобрести акции не только без премии, но и по ценам значительно ниже рыночных. В Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» внесены изменения, согласно которым лицо, приобретшее 30 % акций, обязано выставить предложение о покупке, но на практике это требование обходится [5]. Но, по мнению авторов, происходящие в России процессы, такие как усиление внимания со стороны государства к враждебным поглощениям, осуществляемым полулегальными методами, с одной стороны, и улучшение процесса оценки предприятий рынка — с другой (например IPO компании Роснефть, ВТБ, SPO Сбербанка России и ряда других, произошедших в 2006—2007гг.) приведут к тому, что покупатели будут приобретать акции компаний-целей по рыночной цене.

При стратегии «Покупка на открытом рынке» враждебный покупатель может аккумулировать акции компании-цели до совершения тендерного предложения. Как отмечалось ранее, покупатель обычно старается держать эти первоначальные покупки в секрете, чтобы как можно меньше влиять на повышение цен акций компании-цели. Приобретения зачастую делаются через различные посреднические корпорации и партнерства, чьи названия не раскрывают истинного имени конечного покупателя.

По достижении 5 %-го порога у покупателя имеется 10 дней (в России этот срок определен Федеральным законом «Об акционерных обществах» в 5 рабочих дней), прежде чем нужно будет сделать публичное раскрытие информации [5]. Это время может быть использовано покупателем для увеличения своей доли владения акциями. Если покупатель осуществляет агрессивную программу покупки, для него может стать обычным делом приобретение до 20 % акций компании-цели. Чем большее количество акций компании-цели будет принадлежать покупателю, тем большее влияние он сможет оказывать на компанию-цель. Это влияние позволит покупателю начать тендерное предложение, имеющее высокую вероятность успеха с учетом пакета акций, которым покупатель уже

58 -

владеет. В результате количества голосов, которые он уже контролирует, покупатель также находится в лучшей позиции, для того чтобы сделать реальной угрозу битвы за доверенности. Даже если покупателю не удается захватить контроль над советом директоров, ему, возможно, удастся ввести в совет директоров своих представителей. Это может затруднить работу руководства и дать покупателю возможность заставить компанию предпринять действия в пользу покупателя, например, выплатив дополнительные дивиденды. В России наличие 20 % голосов позволяет гарантированно вводить в совет директоров хотя бы одного представителя.

Крупного пакета акций, аккумулированных посредством покупок на открытом рынке, может быть достаточно для того, чтобы скомпенсировать защитные меры, такие как положение о голосующем сверхбольшинстве. Акции могут быть использованы также как инструмент ведения переговоров, для того чтобы убедить компанию-цель согласиться на «дружественное тендерное предложение» и снизить интерес потенциальных «белых рыцарей» к выдвижению предложений на компанию-цель. Возможный «белый рыцарь» знает, что ему придется иметь дело с нежелательным крупным акционером, даже если ему удастся приобрести контроль в компании-цели.

Враждебный покупатель может не захотеть расстаться со своими акциями без получения высокой премии, что может быть аналогично «гринмейлу». «Белый рыцарь» в этом случае оказывается перед неприятной перспективой выплаты премий другим акционерам целевой компании наряду с «гринмей-лом» враждебному покупателю. Покупка акций на открытом рынке может предшествовать тендерному предложению, а также может стать эффективной альтернативой. Враждебный покупатель может решить и не начинать тендерное предложение, если придет к выводу, что ему не гарантирован успех. Результатом станет крупномасштабная покупка акций на открытом рынке. Целью таких покупок может быть попытка приобретения достаточного количества акций для получения контроля над компанией. Инвестиционный банк враждебного покупателя помогает обеспечением необходимого финансирования этих покупок и нахождением крупных пакетов акций для покупки. Инвестиционный банк может не афишировать эти приобретения акций, осуществляя их через различные корпорации и партнерства.

«Битва за доверенности» представляет собой попытку со стороны отдельного акционера или группы акционеров получить контроль или произ-

вести другие изменения в компании через использование механизма корпоративного голосования с помощью доверенностей [8]. Состязания по сбору доверенностей являются политическими процессами, в которых лица, находящиеся у власти, и «мятежники» соревнуются за голоса акционеров с помощью ряда средств, включая почтовые рассылки, объявления в газетах и телефонные уговоры. В ходе битвы за доверенности покупатель может попытаться использовать свои избирательные права и заручиться поддержкой со стороны других акционеров, чтобы отстранить от власти совет директоров и/или менеджеров.

Следует отметить, что до 80 % годовых собраний акционеров проводится весной в месяце, выбираемом руководством. В России, в частности, установлен промежуток с 1 марта по 30 июня, но уставами предприятий могут быть установлены более сжатые сроки [5]. Не все заинтересованные акционеры могут посетить собрание акционеров, чтобы воспользоваться своим правом голоса просто потому, что у них есть другие обязательства, или они разбросаны по всему миру. Процесс голосования облегчается через использование доверенностей. В соответствии с системой доверенностей акционеры могут уполномочить другое лицо голосовать за них или в качестве их уполномоченного представителя. Большая часть голосований в корпорациях осуществляется представителями.

Право созыва собрания акционеров очень важно для покупателя, который уже также является акционером целевой компании. Приобретя пакет акций компании-цели, враждебный покупатель может попробовать сместить совет директоров и заменить его советом, благожелательно настроенным к самому покупателю. Такой совет директоров может затем одобрить установление других отношений с покупающей компанией. Совет директоров может быть также использован для того, чтобы заставить акционеров совершить некоторые действия корпорации, такие как деактивация проти-возахватных защитных мероприятий или продажа определенных активов и выплата дивидендов от выручки от продажи этих активов. Если следующее годовое общее собрание не предполагается провести раньше, чем через несколько месяцев, покупатель может попытаться созвать такое собрание раньше. Право созывать внеочередное собрание, на котором будет обсуждаться вопрос о слиянии или новых выборах, регламентируется уставными документами, которые определяются действующими законом об акционерных обществах в России и положением ФКЦБ (в настоящее время Федеральная

служба по финансовым рынкам) о дополнительных требованиях к порядку подготовки и проведения собраний акционеров.

Срок подготовки собрания может колебаться от 20 до 70 дней. В качестве противозахватных защитных мероприятий компании иногда стараются изменить устав корпорации так, чтобы существовали ограничения на возможность для определенных типов акционеров созывать специальные собрания.

Помимо «классических методов» можно привести методы захвата, имеющие в настоящее время исключительно российскую специфику.

С начала 1998 г. с введением в действие Федерального закона от 08.01.1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» был открыт новый способ борьбы за контроль над собственностью в российских условиях — банкротство.

Эффективность этого способа «отъема» была настолько высока, что он занял одно из наиболее видных мест среди методов нападения и занимал его вплоть до начала 2003 г.

Надо сказать, что изначально внедрение и применение статута банкротства в России, по замыслу его сторонников, должны были обеспечить решение двух основных задач: а) ликвидация абсолютно нежизнеспособных предприятий; б) финансовое оздоровление предприятий.

Однако сразу стало очевидным, что банкротство в российских условиях станет на несколько ближайших лет одним из основных инструментов перераспределения собственности. В письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.01.1999 № С1-7/УП-61 отмечается: «Как показывает изучение имеющихся данных, количество заявлений о несостоятельности, поступающих в арбитражные суды, за последнее время резко возросло», в связи с чем арбитражным судам рекомендовано среди прочих мер «иметь в виду, что процедура банкротства может использоваться в целях передела собственности» [7].

Если в 1993 г. с введением в действие первого Закона РФ от 19.11.1992 № 3921-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» было принято к производству и рассмотрено немногим более 100 дел этой категории, то в 1997 г. уже более 2 600 организаций были признаны банкротами, и по 850 делам была введена процедура наблюдения.

Однако действительно лавинообразный характер банкротства приобрели начиная с 1998 г., с момента введения в действие нового Федерального закона от 08.01.1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Только за 10 мес. 1998 г. (с марта по

- 59

ноябрь) было возбуждено 4 495 дел о банкротстве. Темпы банкротств в РФ стремительно нарастали.

В значительной степени массовый характер банкротств и их активное использование в целях перераспределения собственности были обусловлены относительной легкостью инициирования процесса банкротства в российских условиях в связи с введением «принципа неплатежеспособности» вместо «принципа неоплатности». В самых общих чертах сценарий «поглощение через банкротство» выглядел следующим образом [1].

1. Корпорация-покупатель скупает просроченные долговые обязательства корпорации-цели.

2. Используя приобретенные долговые обязательства, корпорация-покупатель инициирует процедуру банкротства.

3. На пост внешнего управляющего продвигается лицо, представляющее интересы корпорации-покупателя.

4. Внешний управляющий: а) начинает шантажировать текущих акционеров корпорации-цели, требуя от них продать принадлежащие им акции захватчику по демпинговой цене, в противном случае угрожая разрушить предприятие, и/или б) создает новую компанию (где контролирующим акционером является корпорация-покупатель) и выводит на ее баланс наиболее ценные активы корпорации-цели.

Ныне действующее законодательство о банкротстве, а именно Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. Федерального закона от 31.12.2004 № 220-ФЗ) позволяет частично, а иногда и полностью заблокировать данную стратегию нападения, так как дает возможность дебиторам (помимо всего прочего) погашать свою задолженность и, таким образом, избегать самой процедуры банкротства [6]. Кроме того, должник на любом этапе процедуры банкротства имеет возможность расплатиться и остановить банкротство, а арбитражный управляющий выбирается по согласию между кредиторами и должником.

В итоге с принятием нового законодательства дел о банкротстве стало значительно меньше: если на 1 сентября 2003 г. в арбитражных судах их было свыше 100 тыс., то через год — только 48 тыс.

Произошло и некоторое ужесточение положений законодательства, карающих за неправомерные действия при банкротстве (с двух лет тюремного заключения до трех) и за намеренное банкротство (с трех лет тюремного заключения до шести).

«Враждебные поглощения при помощи привилегированных акций» проводятся в ситуациях, когда агрессор владеет крупным пакетом обыкновенных

60 -

голосующих акций (естественно, не контрольным) и привилегированных акций. Этот сценарий включает в себя, как правило, пять этапов [1].

1. Агрессор созывает внеочередное собрание акционеров. Акционера, владеющего контрольным пакетом обыкновенных голосующих акций, на него не приглашают, а точнее говоря, он просто не знает о проведении собрания. На этом внеочередном собрании агрессор принимает два решения. Первое — решение о конвертации принадлежащих ему привилегированных акций в обыкновенные голосующие акции корпорации-цели. Второе — решение о переизбрании совета директоров корпорации-цели.

2. Начинается массированная PR-кампания, демонстрирующая негативную информацию в отношении владельца контрольного пакета обыкновенных голосующих акций и руководителей компании-цели. Зачастую агрессору удается полностью заблокировать доступ менеджмента корпорации-цели и поддерживающих его акционеров к средствам массовой информации, и они не могут «поделиться с общественностью» своей точкой зрения на сложившуюся ситуацию. «Блокирование» СМИ осуществляется с помощью административного ресурса или подкупа, или того и другого одновременно. Эта мера вносит раскол в среду миноритариев компании-цели и ограничивает возможность использования административного ресурса компанией-целью.

3. Новый совет директоров избирает нового топ-менеджера (генерального директора общества) и открывает новый фактический офис для нового руководства.

4. Корпорация-цель (как правило, через подставных лиц) возбуждает ряд судебных исков и получает судебные акты, подтверждающие законность назначения нового генерального директора и т. д. До того как эти судебные акты будут оспорены, агрессор будет иметь возможность утверждать, что все его действия были законными.

5. Агрессор пытается взять предприятие под полный контроль. Как правило, для этого он, опираясь на полученные определения суда, привлекает к проведению операции по захвату предприятия вооруженных сотрудников частных охранных предприятий, милиции или службы судебных приставов.

Если не удается первая попытка захвата, агрессор предпримет еще несколько, стремясь, по возможности, максимально быстро «дожать» корпорацию-цель. Агрессор пытается воспрепятствовать поставкам на предприятие исходного сырья и сбыту

продукции с помощью личных судебных решений и определений, рассчитывая парализовать работу предприятия как минимум на несколько месяцев.

Используя определения судов, агрессор пытается арестовать банковские счета корпорации-цели, взять под контроль реестр акционеров общества, назначить нового регистратора и старается получить решение суда, обеспечивающее законность выбора нового регистратора.

«Враждебное поглощение при помощи миноритарных акционеров». Под этим названием авторы подразумевают целое семейство стратегий нападения, которые активно используются сегодня в российских враждебных поглощениях. Главный отличительный признак стратегий, принадлежащих к данному типу, заключается в использовании жалоб миноритарных акционеров на открытое акционерное общество и исков о защите своих прав для начала процесса перераспределения собственности.

Основная специфика состоит в том, что во всех российских стратегиях враждебного поглощения себестоимость поглощения оказывается во много раз (чаще всего в сотни раз) ниже издержек классического поглощения, в котором корпорация-покупатель предлагает деньги за акции, принадлежащие акционерам компании-цели [2].

Список литературы

1. Блум Д., Ратников К, Осипов К., Арешев С. Передел собственности «по-российски»: что это такое и как ему противостоять // Финансовый аналитик. Март, 2003. URL: http://www. lin. ru/document. htm?id=1249703346338427692.

2. Зайнуллин С. Б. Мониторинг корпоративной внешней среды и реструктуризация как основные превентивные противозахватные мероприятия // Вестник Самарского государственного университета. № 8 (48). Самара, 2006.

3. Зотова Н. А., Гусаков Н. П. Современные проблемы национальной безопасности // Национальная безопасность. 2001. № 8—9.

4. Молотников А. Е. Слияния и поглощения. Российский опыт. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Вершина, 2007.

5. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ.

6. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 08.01.1998 № 6-ФЗ.

7. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.01.1999 № С1-7/УП-61. URL: http://www. ralib. ru/?id=cats&cat=1.17.1-456-105464755&mod=4.

8. Patrick A. Gaughan. Mergers, Acquisitions, and Corporate Restructurings. John Wiley&Sons, Inc., New York, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.