Попов Ярослав
УДк 81
основные социальные страхи в современном русском
ЮМОРЕ
в данной статье рассматриваются основные социальные страхи и отражение данных страхов в русском юморе в психолингвистическом аспекте. Рассматривается степень выраженности страхов и способы их проявления, а также способы удержания страха с помощью смеха.
Ключевые слова: социальные страхи, стереотипы, смех.
Popov Ja.
MAIN soCIAL FEARs IN A MoDERN RUssIAN HUMoR
In this paper, main social fears and a reflection of these fears in Russian humor are considered in psycholinguistics aspects. Also there are considered the level of these fears reflection and the methods with a help of laugh.
Key words: social fears, stereotypes, laugh.
П режде чем говорить об отражении социальных страхов в юморе, следует определить, что такое социальный страх, и каким образом он возникает. Страх как вид эмоции имеет биологическую природу и возникает в случае реальной или мнимой опасности. Общеизвестно, что человек - существо биосоциальное, и, по мере развития человеческого общества, биологические страхи человека претерпели неизбежные изменения. Большая часть социальных страхов имеет определенный биологический страх в своей основе. Рассмотрим в отдельности каждый из них [см.: Щербатых 2006].
Одним из наиболее распространенных социальных страхов является страх перед властью. Время возникновения подобного страха определенно не известно, однако известно, что почва для его развития появилась во времена рабовладельческих обществ. Процент свободных людей в соотношении с рабами был сравнительно невелик, а опасность попасть в рабство достаточно велика - в рабство попадали за неуплату долгов, во время войн и набегов и т.д. Жизнь раба, как мы знаем, особенно не ценилась, и хозяин мог делать с ним все, что заблагорассудится. Таким образом, хозяин обладал практически неограниченной властью над своими рабами. Далеко не все рабовладельцы обладали высокими моральными качествами, поэтому истязания и смерть рабов были распространенным явлением. Отсюда можно сделать вывод, что изначально страх перед хозяином, имеющим власть, был сопряжен со страхами смерти и страданий, которые имеют биологическую основу. Если мы обратим внимание на реалии жизни в России, долгое время имевшие место, то нельзя не вспомнить о крепостном праве. Положение крепостных крестьян немногим отличалось от положения рабов, поэтому страх перед «барином» был для них вполне естественным. Помещики имели власть казнить, ссылать, наказывать крестьян, могли разлучать их с семьей и т.д., т.е. могли полностью распоряжаться их жизнью и судьбой. Естественные попытки избавиться от страха с помощью гнева, оборачивавшиеся народными восстаниями,
ощутимого результата не приносили. После отмены крепостного права и революции, несмотря на изменение жизни населения в лучшую сторону в материальном аспекте, основа для страха не была искоренена. Практически любой человек мог внезапно оказаться за решеткой по идеологическим соображениям, поэтому страх перед власть имущими не мог исчезнуть. в наше время злоупотребление властью остается довольно частым явлением и доверие народа к власти относительно невелико. Если мы обратимся к данным ассоциативного словаря, то можем отчетливо видеть, что власть воспринимается народом негативно.
Рассмотрим реакции на соответствующие стимулы - власть, чиновник, политика.
Власть: сила - 3, жестокость - 2, имущие - 2, грязь, жесткая, плохая, подлая, портит человека, проданная - 1.
Чиновник: бюрократ - 19, вор - 2, берет взятки, жулик, бездельник, хапуга - 1.
Политика: грязная - 10, грязное дело - 4, бардак, бред, дурацкая, ложь, маразм, обманная, плохая, подлость, низкая и т.д. - 1.
Стереотип власти негативен и ядро стереотипа - плохая, жадная, жестокая, подлая.
Как известно, справиться со страхом помогает смех. Смех побеждает страх и является реакцией на нечто вредное для человека или общества. При этом высмеивается то, с чем человек, по собственному убеждению, может бороться [Сычев, 2003]. Кроме того, смех есть орудие социального порицания [Пропп 1999; Гартман 2004; Борев 2002]. Страх же является самой нежелательной эмоцией для большинства людей, согласно опросам Изарда [Изард 1971].
Обратимся к современным анекдотам, чтобы проследить, как актуализируется в них негативный стереотип власти. Порицание власти путем высмеивания в данном случае является действенным способом преодоления страха перед ней.
Пример 1
Как разобраться, что стоит за словами политика?
Если политик говорит высокопарно, значит, он хочет вас обмануть.
Если политик говорит заигрывающе, значит, он хочет вас обмануть.
Если политик говорит безапелляционно, значит, он хочет вас обмануть.
Если политик говорит с надрывом, значит, он хочет вас обмануть.
И вообще, если политик что-то говорит, он хочет вас обмануть.
В этом примере мы видим актуализацию признака подлости. Политик всегда обманывает. Это вполне согласуется как с негативными реакциями на стимул «власть», так и с реакциями на стимул «политика».
Пример 2
На уроке в школе:
- Дети, придумайте синоним к слову «власть».
- Красть.
Пример 3
Совесть чиновника Н. установила рекорд по продолжительности сна.
Пример 4
Существо, которое жадно и беспардонно жрёт из кормушки, - либо свинья, либо политик. Но политикам это простительно -ведь, в отличие от свиней, у них отсутствует центр насыщения...
Здесь мы наблюдаем актуализацию признаков жадности власти и чиновника как «вора» и «жулика».
Пример 5
Скажите, почему для управления атомной электростанцией до зарезу нужен умный, сертифицированный и прошедший госкомиссию персонал, а для управления государством - всенародно избранные недоумки?
В этом примере можно видеть актуализацию представления о глупости власти и политиков, которое отражается, например, в таких реакциях на стимул «политика», как «дурацкая», «бред» и т.д.
Зачастую смех является средством сублимации агрессии [Koestler, 1964].
Агрессия при этом может проявляться достаточно явно, что видно из следующих примеров:
Пример 6
Встречаются двое старых знакомых,
то да сё. Один говорит:
- Я поднялся неплохо, работаю в рекламном бизнесе, но только в одном направлении.
- И в каком же направлении ты работаешь?
- Рекламирую политиков. У нас же как, чем дряннее товар, тем больше
заработок.
Пример 7
- Как наше правительство может покончить с коррупцией?
- С помощью суицида.
Пример 8
Политики и подгузники похожи тем, что и тех и других надо регулярно менять. Причем по одинаковой причине!
Таким образом, видим негативное отношение к власти и едва сдерживаемый гнев, который является другим способом преодоления страха.
Перейдем к другому распространенному социальному страху. Это страх неудачи. По утверждению психологов, этот страх имеет сугубо социальную природу [Щербатых 2006]. С ними можно не согласиться, поскольку неудача в действиях, направленных на обеспечение жизненно важных потребностей человека, может привести к его гибели, и потому биологической основой такого страха следует признать страх смерти. страх неудачи - один из самых сильных страхов, т.к. он блокирует стремление к совершению любых действий. Рассмотрим, как русские воспринимают неудачу.
Реакции на стимул «неудача»: провал -4, крах - 3, большая - 2, опять - 2, полная - 2, горе, горечь, громкая, досада, расстройство, крупная, поражение, обида - 1.
Реакции показывают высокий уровень страха перед неудачей
Стимул «неудачник»:в жизни \ по жизни - 7, бедный - 3, вечный, - 3, большой - 2, полный - 2, глупость, дурак, разиня - 1.
Из этих реакций мы можем сделать вывод, что чужая неудача чаще воспринимается как повод для осуждения, а не сочувствия. Кроме того, страх неудачи может быть сопряжен со страхом осуждения, но об этом
страхе будет сказано позже. Теперь же приведем примеры актуализации страха неудачи в анекдотах:
Пример 1
Встретились три старых приятеля. Один говорит:
- У меня крутой джип с тонированными стеклами. Народ думает, что я бандит и объезжает меня стороной.
- А у меня Мерседес с мигалкой и блатными номерами! - отвечает другой.
- А я езжу на битой Оке. А сзади у меня табличка: «Осторожно, за рулем неудачник! Заденешь - неудача перейдет на тебя!». Так меня вообще за два ряда объезжают, -отвечает третий.
Пример 2
Парадокс: Какое место на конкурсе неудачников займет самый патологический неудачник?
Первое? Нет. Потому как тогда он перестает быть неудачником. Последнее? Нет. Потому как он все-таки неудачник из неудачников. Внимание, правильный ответ: он опоздает на конкурс.
Пример 3
Неудачник садится на самолёт. И уже в воздухе говорит соседу:
- Вы знаете, мне постоянно не везёт. У меня предчувствие, что что-нибудь случится.
Сосед:
- Да ну что вы, хватит наговаривать.
И тут стюардесса:
- Леди и джентльмены, самолёт теряет высоту и падает в океан, мы раздадим вам спасательные жилеты и специальные свистки, чтобы акулы не нападали.
Сосед:
- Ну вот, вы уже накаркали!
Неудачник:
- Это ещё что, вот увидите, или свистки не будут работать, или акулы попадутся глухие...
Пример 4
Состоялся первый международный съезд неудачников. Неудачники приехали со всего мира, а съезд отменили.
Таким образом, примерами подтверждается восприятие неудачи как неудачи круп-
ной и высокий уровень страха перед ней.
Страх осуждения, упомянутый ранее, является страхом осмеяния и негативной оценки обществом [Дземидок 1974]. Однако осмеяние воспринимается как неудача, поскольку, как уже было сказано, неудача осуждается и страх осуждения вне совокупности со страхом неудачи выявлен не был.
Следующий из страхов - страх изоляции. Это страх одиночества, страх отторжения обществом. Такой страх имеет очень давнюю историю и связан с тем, что в первобытное время, когда он возник, и долгое время после, человек, изгнанный из своего племени или общины, не был способен выжить самостоятельно. Изгнание значило неминуемую гибель. Биологической основой вновь оказывается страх смерти. В наше время отторжение обществом индивида вовсе необязательно приводит к гибели последнего, однако, поскольку человек является существом социальным, способно вызвать у него психические нарушения. Одиночество вызывает у многих людей чувство дискомфорта. Страх изоляции у индивида - это по большей части боязнь одиночества. Тем не менее, такой страх может быть и коллективным. В данном случае, изолированность общества от других обществ, народа от других народов, приводит к его «отсталости». Отсутствие культурного обмена, обмена знаниями и технологиями неизбежно приводит к задержке развития той или иной нации. В качестве примера можно привести Японию, которая, будучи «закрытой», значительно отставала в развитии от западных держав, но «открывшись», совершила стремительный технологический рывок, несмотря на то, что переняла вместе с западными технологиями и недостатки западной цивилизации.
Здесь мы рассмотрим страх изоляции как страх у индивида в социуме, а не целого социума. Как известно, русская культура - культура коллективистская, «соборная». Исходя из этого, уровень страха изоляции у русского должен быть довольно высок. Если изоляция подразумевает одиночество, следует рассмотреть, как русский человек будет воспринимать одиночество.
Итак, реакции на стимул «одиночество»
- (полное - 6, тоска - 6, плохо - 5, страшно - 3, печаль, грусть, страх, ужасное - 2, безысходность, гнетуще, жуткое, не вынести, несчастье, тяжкое, убийственное и т.д. - 1).
Идея о сильном страхе одиночества подтверждается. теперь рассмотрим, как отражается страх одиночества в юморе:
Пример 1
Я точно знаю, что такое одиночество: это когда 24 февраля видишь мужика, который покупает себе дезодорант и пену для бритья.
Пример 2
Звонок в дверь. Открывает усталый помятый человек, с красными глазами, бледный, весь в черном, на лице депрессия просто написана. Безразлично смотрит на звонившего
- веселого жизнерадостного румяного здоровяка с противогазом и двумя баллонами за спиной. Здоровяк вопрошает:
- У вас крысы есть?
- Нет...
- А клопы?
- Нет у меня клопов...
- Ну а хотя бы тараканы есть?
- Нет. Я совсем один живу...
Пример 3
Настоящее одиночество — это когда у тебя есть телефон, а звонит будильник
Пример 4
Одиночество — это когда хочется ответить на все письма спамеров
В приведенных примерах можно заметить, что юмор здесь не столько комичен, сколько трагикомичен. Одиночество воспринимается как несчастье такого масштаба, что даже штуки о нем выглядят откровенно грустными.
Кроме страха изоляции существует также гипертрофированная форма такого страха. Это страх невнимания. Он имеет чисто социальную природу и представляет собой боязнь равнодушия со стороны окружающих. Следует заметить, что такой страх [Щербатых 2005] характерен для людей с истероидной акцентуацией, которая характеризуется повышенной жаждой внимания. В данной работе не затрагивался вопрос о доле таких людей среди представителей русской нации. тем не менее,
можно сделать предположение, что для коллективистской культуры с высоким уровнем страха изоляции на уровне индивида, страх невнимания может быть также характерен.
Рассмотрим, как воспринимается равнодушие.
Равнодушие - реакции (полное - 7, страшно, черствость, бездушие - 3, жестокость, убийственное - 2, безжалостность, бессердечный, плохо, подлость - 1).
Как мы видим, равнодушие, как и одиночество, воспринимается как нечто страшное. Справедливости ради следует отметить, что страх равнодушия, как мы увидим из примеров, возникает в том случае, когда оно чревато реальной опасностью.
Пример 1
Водитель! Водитель! У вас задняя дверь не закрывается! Уже двое выпали!!! -Ну и фиг с ними, с этими сорока рублями...
Пример 2
Комиссия, обследующая работу психиатрической больницы, в одной из палат видит человека, висящего на крючке под потолком. Остальные обитатели палаты с безразличными лицами зачем-то дотрагиваются до него. — Что это такое?!
- удивленно спрашивает один из проверяющих. - Этот больной считает себя лампочкой Ильича, - поясняет главный врач. - А остальные? - А остальным все до лампочки.
Пример 3
Отец за сыном в детсад приходит. У него спрашивают: - Который ваш? - А какая разница? Все равно завтра обратно вести.
Следующий из социальных страхов
- страх ответственности. Психологи считают этот страх чисто социальным продуктом и связывают его с боязнью последствий неверного решения. В данном случае подобное утверждение также следует назвать спорным, поскольку такие последствия могут привести к гибели подчиненных и наказанию ответственного лица, в некоторых государствах могущего быть даже смертной казнью. Поэтому биологической основой страха ответственности оказывается вновь страх смерти, в данном случае как чужой, так и собственной. Предположительно, страх от-
ветственности изначально мог быть сопряжен и со страхом изоляции. Так, оставшись без соплеменников, вождь не мог выжить самостоятельно. В наше время со страхом ответственности сопряжен другой страх, который на первый взгляд кажется совершенно нелогичным - страх удачи. Отдельно этот страх не обнаруживается. Тем не менее, несмотря на кажущуюся очевидную иррациональность, страх удачи имеет вполне логичное обоснование. Удача, такая, например, как повышение по службе, предполагает наложение дополнительной ответственности, которая для человека, имеющего страх перед ответственностью, явится тяжким бременем.
Как русскими воспринимается ответственность?
Реакции - (большая - 8, долг - 3, за все, строгая, тюрьма, тяжесть - 2, высокая, плохо, трудная, тяжкая - 1).
При рассмотрении реакций мы видим, что ответственность для русского - нежелательное бремя. Если предположить связь между нежеланием нести ответственность и нежеланием испытывать страх, то можно прийти к выводу, что уровень страха ответственности у русского достаточного высок.
это предположение подтверждается примерами:
Пример 1
Повышение — момент, когда на человека удобнее всего возложить дополнительную ответственность
Здесь наблюдается актуализация страха успеха + к страху ответственности.
Пример 2
Маленькая зарплата у нас компенсируется высоким уровнем ответственности!
Пример 3
Добросовестный человек, если и перекладывает ответственность, то только на надёжные плечи.
Юмор в указанных примерах снова трагикомичен, из чего можно сделать вывод о том, что смех в данном случае с трудом способен сдержать страх.
Восприятие ответственности как долга характерно для коллективистской культуры, неисполнение долга, кроме того, грозит социальным порицанием, и в некоторых случаях - отторжением от общества. Таким образом, страх ответственности является комплексным страхом, соединяющимся также со страхами изоляции и осуждения.
Последний страх - это страх поглощения, который в социальном плане подразумевает страх утери своих традиций, ценностей, культуры. Этот страх был рассмотрен в отдельной работе, потому на нем в данной статье мы останавливаться не будем.
Итак, подведем итоги.
Социальные страхи имеют своей основой биологические страхи. Большая часть страхов в сознании русского являются комплексными и соединены с друг с другом. Уровень многих страхов - например, страха изоляции, страха неудачи или страха перед властью достаточно высок, и подавление страха с помощью смеха происходит с трудом. Смех связан с актуализацией негативных стереотипов и служит сдерживанию как страха, так и гнева (например, по отношению к власти). Возникновение большей части страхов обусловлено коллективистским характером русской культуры.
Литература
Борев Ю. Эстетика. - Москва: Высшая школа, 2002.
Гартман Н. Эстетика. - Киев: Ника-центр, 2004.
Дземидок Б.О комическом. - Москва: Прогресс, 1974.
Изард К. Психология эмоций. - СПб, 1999.
Пропп В. Проблемы комизма и смеха. - Москва: Либиринт, 1999.
Сычев А. Природа смеха и философия комического. - Саранск: Мордов, 2003.
ЩербатыхЮ. «Избавиться от страха? Этопросто!» - М.: Эксмо, 2006.
Koestler A. Act Of Creation - Hutchinson, 1964.